Курс повышения квалификации Семиотическое исследование текстов на уроках русской литературы с учётом ФГОС
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 790 pуб.
Первоначальный взнос 79 pуб.
Записаться на курс
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 920 pуб.
Первоначальный взнос 92 pуб.
Записаться на курс
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1400 pуб.
Первоначальный взнос 140 pуб.
Записаться на курс
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1570 pуб.
Первоначальный взнос 157 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации

«Семиотическое исследование текстов на уроках русской литературы с учётом ФГОС»


Трудоемкость обучения по данной программе – 72 часа.


СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Планируемые результаты обучения
1.5. Категория слушателей
1.6. Срок обучения
1.7. Форма обучения
1.8. Структурное подразделение, реализующее программу
1.9. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

Актуальность данного курса повышения квалификации состоит в том, что он направлен на повышение профессиональной компетентности и психологической грамотности педагогических работников в вопросах организации педагогического процесса по русскому языку в образовательных организациях при реализации ФГОС.
Получить новые знания о семиотике как дисциплине, ее сути, основных принципах и методах, проблемах и тенденциях развития.
Сформировать у слушателей представления о важности такого аспекта, как семиотический анализ произведений художественной литературы в условиях федеральных государственных образовательных стандартов.
Получить новые навыки в области успешного применения принципов и методов семиотического анализа на занятиях по литературе.
Усовершенствовать компетенцию преподавателей в области использования современных технологий и инструментария для успешной реализации поставленных задач в обучении семиотическому анализу произведений художественной литературы. 1. Выявление основ семиотики как самостоятельной дисциплины, используемой в области исследования проблем гуманитарного и общественно-нравственного знания.
2. Определение перечня навыков, которые требуются педагогу для эффективного использования методик в области семиотики.
3. Формирование компетенций в сфере анализа взаимодействия различных систем семиотики в рамках художественной литературы.
4. Формирование навыков семиотического анализа в его коммуникативных функциях.
По окончании программы слушатели повысят уровень квалификации в области семиотики и усовершенствуют свои компетенции в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.03.01 Педагогическое образование.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

1.3. Цель реализации программы

Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:
- Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение);
готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);
способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);
готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);

проектная деятельность:
способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);
способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);
способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);

исследовательская деятельность:
готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);
культурно-просветительская деятельность:
способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);
способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).

1.4. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:
слушатель должен знать:
-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-Конвенцию о правах ребенка;
-основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
-педагогику, психологию, возрастную физиологию;
-школьную гигиену;
-методику преподавания предмета;
-программы и учебники по преподаваемому предмету;
-методику воспитательной работы;
-требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
-средства обучения и их дидактические возможности;
-основы научной организации труда;
-нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
-теорию и методы управления образовательными системами;
-методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-основы экологии, экономики, социологии;
-трудовое законодательство;
-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.


слушатель должен уметь:
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.


Общекультурные компетенции (ОК):
способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);
готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);
способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Обучение A/01.6 -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельность A/02.6 -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельность A/03.6 -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся



1.5. Категория слушателей

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.


1.6. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 72 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 2 недели.


1.7. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.8. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.9. Выдаваемый документ:

Удостоверение о повышении квалификации.


2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов Лекции Самостоятельная
работа
Кол-во часов
контроля
Тип
контроля
1 Модуль 1. Введение. Понятие о семиотике 12 3 8 1 Тест
2 Модуль 2. Виды анализа художественного произведения 12 3 8 1 Тест
3 Модуль 3. Литературный текст как смыслопорождающее устройство 11 3 7 1 Тест
4 Модуль 4. Семиотические аспекты риторики художественного произведения 12 3 8 1 Тест
5 Модуль 5. Символ в семиотическом анализе художественного произведения 12 3 8 1 Тест
6 Модуль 6. Культура как семиозис. Границы семиотического пространства литературного произведения 11 3 7 1 Тест
7 Итоговая аттестация 2 2 Итоговый тест
Итого часов 72


3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:

Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (30 часов, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Введение. Понятие о семиотике 12 65
+1ПА
2 Модуль 2. Виды анализа художественного произведения 12 65
+1ПА
3 Модуль 3. Литературный текст как смыслопорождающее устройство 11 64
+1ПА
4 Модуль 4. Семиотические аспекты риторики художественного произведения 12 164
+1ПА
5 Модуль 5. Символ в семиотическом анализе художественного произведения 12 164
+1ПА
6 Модуль 6. Культура как семиозис. Границы семиотического пространства литературного произведения 11 163
+1ПА
7 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 72

ПА- Промежуточная аттестация.

3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 12 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Введение. Понятие о семиотике
Семиотика как наука. Понятие семиотики. Развитие представлений о знаках и языках. Основные понятия семиотики. Типология значений знака в семиотике. Знак в различных разделах семиотики. Законы семиотики. Объективные законы (синтактика). Прагматические законы. Законы смысла (семантика). Разделы семиотики. Синтактика. Семантика. Прагматика. История семиотики как науки. Курс общей лингвистики как наиболее известная работа Фердинанда де Соссюра, а также одна из влиятельнейших лингвистических работ XX века. Синтагматическая значимость элемента синтагмы и теория знака Эдмунда Гуссерля.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Г.А.Обернихина / Литература / - 9 стр.
- ФГОС ООО / Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" / - 89 стр.
- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.



Модуль 2. Виды анализа художественного произведения
Теоретические аспекты изучения художественного произведения. Художественное произведение: свойства и функции. Структура художественного произведения. Практика анализа художественного произведения на уроках чтения. Современные подходы к анализу художественного произведения на уроках чтения. Анализ художественного произведения на уроках чтения. Деление художественной литературы на роды и виды. Методы, приемы и формы работы с художественным текстом на уроках чтения. Способы художественного изображения и передачи чувств. Технология анализа произведений в их родовой специфике. Система уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Анализ лирического и драматического текста.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.



Модуль 3. Литературный текст как смыслопорождающее устройство
В системе, разработанной Соссюром и надолго определившей направление семиотической мысли, очевидно предпочтение исследованиям языка, а не речи, структуры кода, а не текста. Речь и ее отграниченная артикулированная ипостась -- текст -- интересуют лингвиста лишь как сырой материал, манифестация языковой структуры. Все, что релевантно в речи (resp. тексте), дано в языке(resp. коде). Элементы, присутствующие в тексте, но не имеющие соответствия в коде, носителями смысла не являются. Этому соответствует решительное заявление Соссюра: «Надо с самого начала встать на почву языка и считать его нормой для всех прочих проявлений речевой деятельности». Принять язык за норму -- означает сделать его точкой научного отсчета в определении существенного и несущественного для языковой деятельности. Естественно, что все, не имеющее соответствия в языке (коде), при дешифровке сообщения «снимается». После того, как из руды речи выплавлен металл языковой структуры, остается только шлак. Именно в этом смысле наука о языке может обойтись без анализа речи. Но за этой научной позицией стоит целый комплекс прямо не выраженных, почти бытовых представлений о функции языка. Если ученого-лингвиста интересует структура языка, извлекаемая из текста, то бытового получателя информации занимает содержание сообщения. В обоих случаях текст выступает как нечто, ценное не само по себе, а лишь в качестве своего рода упаковки, из недр которой извлекается объект интереса.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Е.В. Тырышкина / Русская литература 1890-х – начала 1920-х годов: от декаданса к авангарду / – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. – 151 стр.



Модуль 4. Семиотические аспекты риторики художественного произведения
Целью модуля является изучение знаковой природы художественного текста. В задачи исследования входит выделение видов образов на основе их функционального и интерпретационного потенциала. Художественный текст является сложным знаковым пространством. Образ является частью знака. В исследовании осуществляется попытка семиотического подхода к образу. Образ антропоцентричен. Он создаётся человеком для воздействия на человека. Образ заключает в себе потенциальную потребность в интерпретации.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- О. Ю. Богданова / Теория и методика обучения литературе / — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 400 стр.



Модуль 5. Символ в семиотическом анализе художественного произведения
Основная цель анализа и интерпретации заключается в том, чтобы прийти к открытию художественного произведения как новой вселенной, целостной и многогранной, высветить все смысловые оттенки, которые будут доступны читательскому восприятию. Экспозиция основ и модификаций феномена символизма. Исторический обзор философского осмысления символизма. Экспозиция характеристик символа и символизма. Многообразие и специфика символических форм. Символизм как семиотическое явление. Символ среди других знаков. Свойства и функции символа. Структура символического знака. Символический знак и новое знание. Онто-гносеологические характеристики символической формы. Логика становления символического образа. Основные проблемы значения символа. Символ и действительность.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч. Ч. 1.-М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994 г. - 288 стр.



Модуль 6. Культура как семиозис. Границы семиотического пространства литературного произведения
Анализ массовой литературы как особого семиотического пространства, в котором прослеживается действие законов художественных, жанровых и социальных. Система признаков массовой литературы как семиосферы. Определение понятия "массовая литература". Комплексное исследование семиотически понимаемой "границы" для искусства. Анализ различных подходов к жанровой классификации в киноведении и литературоведении. Выявление особенностей культурно-исторического генезиса рамок в различных видах искусства.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Е.В. Клюева / Педагогика: проблемы общего и дошкольного образования / - Арзамас 2013 г. - 254 стр.





5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в форме итогового теста на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на тест.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций,определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (Итоговый квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости
Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Введение. Понятие о семиотике
1. К достоинствам проблемного обучения относится
a) развитие мышления учащихся
б) слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся
в) большие затраты времени
г) учет индивидуальных особенностей учащихся

2. Система взглядов на понимание сущности содержания и методики организации учебного процесса - это
a) мировоззрение педагога
б) педагогическая система
в) концепция обучения
г) профессиональное сознание

3. Отметкой в дидактике называют
a) обеспечение обратной связи с учащимися
б) количественный показатель оценки знаний
в) метод устного контроля
г) качественный показатель уровня и глубины знаний учащихся

4. К достоинствам репродуктивной технологии обучения не относится
a) экономичность
б) систематизированные знания учащихся
в) развитие мышления учащихся
г) эффективное управление образовательным процессом

5. К достоинствам программированного обучения не относятся
a) индивидуальный темп обучения
б) постоянный контроль усвоения
в) возможность использования технических средств
г) репродуктивный характер усвоения знаний

6. Для развития мышления наиболее эффективен такой метод обучения
a) дискуссия
б) показ
в) рассказ
г) игра

7. Компьютерная программа входит в классификацию средств обучения по
a) уровням содержания образования
б) составу объектов изучения
в) характеру воздействия
г) носителю информации

8. Предписание к выполнению строго последовательных операций с учебным материалом, приводящее к решению задачи, называется
a) программой
б) алгоритмом
в) проектом
г) технологией



Перечень тестов. Модуль 2. Виды анализа художественного произведения
1. Назовите автора произведений "Последний поклон", "Царь- рыба".
a) В.Тендряков
б) В.Белов
в) В.Астафьев
г) В.Распутин

2. Назовите автора статей: "Что такое обломовщина?", "Когда же придёт настоящий день?", "Луч света в тёмном царстве"
a) Н.А.Добролюбов
б) Л.И.Писарев
в) А.И.Герцен
г) В.Г.Белинский

3. Укажите, какие произведения принадлежат перу А.Солженицына
a) "В окопах Сталинграда", "Крик"
б) "Матрёнин двор", "В круге первом"
в) "Огниво", "Точка кипения"
г) "Факультет ненужных вещей"

4. Кому из критиков принадлежат статьи о романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"?
a) Н.А.Добролюбову
б) Д.И.Писареву
в) П.В.Анненкову
г) В.Г.Белинскому

5. В каком произведении М.Булгакова слышится предупреждение о том, что нарушение естественного хода вещей приводит к необратимым последствиям?
a) "Роковые яйца"
б) "Белая гвардия"
в) "Собачье сердце"
г) "Мастер и Маргарита"

6. Укажите писателя, перу которого принадлежит повесть "Обелиск"
a) В.Гроссман
б) В.Быков
в) Ю.Бондарев
г) Г.Бакланов

7. Назовите литературное течение, возникшее в русской литературе, начала XX века, которому было свойственно... "приятие земного мира в его зримой конкретности. Острый взгляд на подробности бытия, живое и непосредственное ощущение природы, культуры..."
a) Футуризм
б) Акмеизм.
в) Символизм
г) Реализм

8. Кто из действующих лиц комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" произносит следующие слова: "Хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли"?
a) Скалозуб
б) Чацкий
в) Молчалин
г) Фамусов



Перечень тестов. Модуль 3. Литературный текст как смыслопорождающее устройство
1. ... понимается как совокупность различных уровней собственно текста, подтекстов, затекста, контекстов, а также всех известных воспроизведений данного текста любым способом, всех бывших, настоящих и будущих его восприятий.
a) гипертекст
б) план
в) текст
г) все ответы верны

2. Какой из перечисленных текстов принадлежит А. Белянину?
a) Моя жена - ведьма
б) Время оно
в) Кого за смертью посылать
г) Жук в муравейнике

3. Выберите из предложенного перечня черты, характерные для эстетики постмодернизма
a) утопичность
б) цитатность и антиутопичность
в) элитарность
г) все ответы верны

4. С чем обычно в постмодернистском тексте сочетаются ирония и пародия?
a) с гротеском
б) с комичностью
в) с сатирой
г) с самоиронией и самопародией

5. Какое течение постмодернизма возникло как пародия на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры в целом?
a) кинетизме
б) соц-арт
в) поп-арт
г) футуризм

6. В основе какого постмодернистского течения лежит преодоления дистанции между элитарной и массовой культурой?
a) дадаизм
б) соц-арт
в) поп-арт
г) хай-тек

7. Как называется постмодернистский прием, при котором в тексте создается мозаика сюжетов и стилей?
a) прием открытой концовки
б) прием коллажности
в) прием нескольких финалов
г) прием незавершенности

8. В произведениях представителей этого течения разрыв между идеей и вещью, между знаком и реальностью вполне сознательно воссоздается как стилевой принцип
a) хэппенинг
б) концептуализм
в) поп-арт
г) соц-арт



Перечень тестов. Модуль 4. Семиотические аспекты риторики художественного произведения
1. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?
a) речевое развитие
б) художественно-эстетическое развитие
в) познавательное развитие
г) социально-коммуникативное развитие

2. Сколько основных направлений психического развития выделяют у детей психологи?
a) 3
б) 4
в) 5
г) 6

3. Что является источником эстетических чувств?
a) Окружающее общество
б) Окружающая среда
в) Сам ребенок


4. Относится ли данный принцип «сохранения уникальности и самооценки детства, как важного этапа в общем развитии человека» к принципам, входящим в формировании Конвенции ООН по правам ребенка?
a) Да
б) Нет
в) По решению комиссии


5. Что такое эстетическое воспитание?
a) Это духовно-практическая деятельность, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а цепью - гармонизация себя, мира и своих отношений с миром
б) Это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности
в) Это процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности


6. Сколько существует подходов в организации художественно — эстетического воспитания?
a) 3
б) 2
в) 5
г) 8

7. Художественно-эстетическое воспитание ежедневно присутствует в жизни ребёнка (в общении с людьми и природой, знакомство с образцами искусства, самостоятельном творчестве, быту и труде)» - это
a) Принцип взаимодействия
б) Комплексный подход
в) Эстетика всей жизни ребенка


8. Какое условие НЕ входит в условия, направленные на художественно-эстетическое развитие ребенка?
a) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей (это принцип конвенции)
б) предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла
в) обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности




Перечень тестов. Модуль 5. Символ в семиотическом анализе художественного произведения
1. Выберите правильный вариант ответа. Предметом обучения методики является
a) русский язык
б) процесс обучения русскому языку
в) исследование русского языка


2. Отметьте фамилию ученого-методиста, определившего закономерности усвоения родной речи:
a) М.Т. Баранова
б) А.В. Текучёв
в) Л.П. Федоренко


3. Отметьте общеметодические принципы обучения русскому языку:
a) взаимосвязь изучения языка и развития мышления; внимание к языковому материалу; развитие языкового чутья.
б) связь теории с практикой;
в) приемственность и перспективность;


4. Отметьте определение, раскрывающее суть понятия «метод обучения»:
a) исходное положение науки, определяющее содержание процесса обучения;
б) способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение знаниями, умениями и навыками.



5. Отметьте методы проблемного обучения:
a) слово учителя;
б) эвристическая беседа;исследовательский;частично-поисковый.
в) беседа;


6. Отметьте средства обучения, позволяющие быстро осуществить индивидуальную проверку знаний большого количества учащихся:
a) упражнения из учебника;
б) перфокарты; сигнальные карточки; тесты.
в) дидактические карточки;


7. Отметьте комплекс учебников, где в одном учебном пособии содержатся теоретические сведения, практические упражнения, свдения и упражнения, по развитию речи учащихся:
a) под ред. В.В. Бабайцевой;
б) под ред. Н.М. Шанского;
в) под ред. П.А. Леканта и М.М. Разумовской.


8. Отметьте учебную программу, соответствующую учебному комплексу, в которой основной целью является овладение речевой деятельностью в устной и письменной форме:
a) под ред. Н.М. Шанского;
б) под ред. В.В. Бабайцевой;
в) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.




Перечень тестов. Модуль 6. Культура как семиозис. Границы семиотического пространства литературного произведения
1. Аксиологический подход к культуре означает: культура – это:
a) Мир ценностей
б) Мир разума
в) Мир человека
г) Мир символов

2. В основе формирования этнических и национальных культур лежит
a) Единство языка
б) Совместное проживание людей на определенной территории
в) Общность религиозных представлений
г) Единство происхождения

3. Способность легко уживаться с другими этносами в условиях социальных систем обеспечивает такая особенность российской ментальности, как
a) Индивидуализм
б) Ориентация на личный успех
в) Коллективизм
г) Духовность

4. Направлением прикладной культурологиине является
a) Разработка культурной политики
б) Диагностика культурных процессов
в) Обеспечение реализации культурных программ,
г) Исследование исторических процессов взаимоотношения человека и культуры

5. Французский ученый, возвестивший возвращение человека в лоно природы, это
a) Леви-Стросс
б) Руссо
в) Гольбах
г) Камю

6. В процессе становления человека как био-социо-культурного существа важнейшее значение имело такое изменение его физиологии, как
a) исчезновение когтей
б) формирование асимметрии человеческого мозга
в) исчезновение волосяного покрова
г) изменение формы челюстей в результате перехода на мясную пищу

7. Оценочной функцией культурологии является:
a) Сопоставление объектов явлений в контексте
б) Воспроизведение культурной системы изнутри
в) Встраивание культуры в историю
г) Сведение к понятному

8. В современном мире наблюдается процесс ______противоположный по смыслу глобализации культуры
a) ассимиляции
б) этнизации
в) интеграции
г) разделение сфер влияния



5.2 Итоговая аттестация
Итоговая аттестация обучающихся, завершающих обучение по программе, является обязательной.
Цель итоговой аттестации – установление уровня подготовки выпускника программы к выполнению профессиональных задач.
Итоговая аттестация позволяет выявить и объективно оценить теоретическую и практическую подготовку обучающегося.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме итогового теста.
Порядок проведения аттестационных испытаний определяется настоящей программой и доводится до сведения обучающихся перед началом ее освоения.
Результаты итоговой аттестации определяются оценками «отлично»,«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день проведения аттестационных испытаний после оформления в установленном порядке экзаменационной ведомости.
Для оценки знаний обучающихся может использоваться традиционная и балльная системы.
Если преподаватель выбирает балльную систему оценки, то обучающиеся должны быть ознакомлены до начала занятий с системой оценки и критериями оценивания.
Максимальная сумма баллов, набираемая обучающимися, равна 100. Баллы, характеризующие успеваемость обучающегося по дисциплине,набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ по определенному модулю.
На основе набранных баллов успеваемость обучающихся может определяться следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
- «Отлично» – 86-100% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» – от 76 до 85% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» – от 60 до 73% – теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» – ниже 60% – теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Обучающимся, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), а также получившим неудовлетворительную оценку, предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию повторно.

Перечень вопросов к итоговому тесту.
1. К достоинствам проблемного обучения относится
a) развитие мышления учащихся
б) слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся
в) большие затраты времени
г) учет индивидуальных особенностей учащихся

2. Система взглядов на понимание сущности содержания и методики организации учебного процесса - это
a) мировоззрение педагога
б) педагогическая система
в) концепция обучения
г) профессиональное сознание

3. Отметкой в дидактике называют
a) обеспечение обратной связи с учащимися
б) количественный показатель оценки знаний
в) метод устного контроля
г) качественный показатель уровня и глубины знаний учащихся

4. К достоинствам репродуктивной технологии обучения не относится
a) экономичность
б) систематизированные знания учащихся
в) развитие мышления учащихся
г) эффективное управление образовательным процессом

5. Аксиологический подход к культуре означает: культура – это:
a) Мир ценностей
б) Мир разума
в) Мир человека
г) Мир символов

6. В основе формирования этнических и национальных культур лежит
a) Единство языка
б) Совместное проживание людей на определенной территории
в) Общность религиозных представлений
г) Единство происхождения

7. Способность легко уживаться с другими этносами в условиях социальных систем обеспечивает такая особенность российской ментальности, как
a) Индивидуализм
б) Ориентация на личный успех
в) Коллективизм
г) Духовность

8. Направлением прикладной культурологиине является
a) Разработка культурной политики
б) Диагностика культурных процессов
в) Обеспечение реализации культурных программ,
г) Исследование исторических процессов взаимоотношения человека и культуры

9. Назовите автора произведений "Последний поклон", "Царь- рыба".
a) В.Тендряков
б) В.Белов
в) В.Астафьев
г) В.Распутин

10. Назовите автора статей: "Что такое обломовщина?", "Когда же придёт настоящий день?", "Луч света в тёмном царстве"
a) Н.А.Добролюбов
б) Л.И.Писарев
в) А.И.Герцен
г) В.Г.Белинский

11. Укажите, какие произведения принадлежат перу А.Солженицына
a) "В окопах Сталинграда", "Крик"
б) "Матрёнин двор", "В круге первом"
в) "Огниво", "Точка кипения"
г) "Факультет ненужных вещей"

12. Кому из критиков принадлежат статьи о романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"?
a) Н.А.Добролюбову
б) Д.И.Писареву
в) П.В.Анненкову
г) В.Г.Белинскому

13. ... понимается как совокупность различных уровней собственно текста, подтекстов, затекста, контекстов, а также всех известных воспроизведений данного текста любым способом, всех бывших, настоящих и будущих его восприятий.
a) гипертекст
б) план
в) текст
г) все ответы верны

14. Какой из перечисленных текстов принадлежит А. Белянину?
a) Моя жена - ведьма
б) Время оно
в) Кого за смертью посылать
г) Жук в муравейнике

15. Выберите из предложенного перечня черты, характерные для эстетики постмодернизма
a) утопичность
б) цитатность и антиутопичность
в) элитарность
г) все ответы верны

16. С чем обычно в постмодернистском тексте сочетаются ирония и пародия?
a) с гротеском
б) с комичностью
в) с сатирой
г) с самоиронией и самопародией



6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Итоговая аттестация осуществляются при помощи тестирования. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (Итоговый квалификационный тест), выдается Удостоверение повышения квалификации.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор, Преподаватель.


9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Г.А.Обернихина / Литература / - 9 стр.
- Е.В. Клюева / Педагогика: проблемы общего и дошкольного образования / - Арзамас 2013 г. - 254 стр.
- Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч. Ч. 1.-М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994 г. - 288 стр.
- О. Ю. Богданова / Теория и методика обучения литературе / — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 400 стр.
- Е.В. Тырышкина / Русская литература 1890-х – начала 1920-х годов: от декаданса к авангарду / – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. – 151 стр.
- ФГОС ООО / Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" / - 89 стр.
- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.