Публикации Этнопедагогика как средство развития эмпатии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Этнопедагогика как средство развития эмпатии
Автор: Гуреева Валентина Владимировна

Народная педагогика рассматривает развитие эмпатической культуры как порождение в детях чувства сострадания, сочувствия, милосердия, гуманности, умения понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями. Используя сензитивный период психического развития ребенка, народная педагогика практически с самого его рождения начинает развивать его эмоциональную сферу с помощью целого арсенала факторов, средств, приемов, методов и форм воспитания. Вместе с тем каждый прием, каждое средство имеет многоцелевую направленность и обусловленность; их воздействие многопланово и комплексно.Г.Н. Волков выделяет в качестве факторов народного воспитания игру, общение, слово, природу, традиции и обряды, труд, пример-идеал, искусство, религию. Рассмотрим названные факторы с точки зрения их потенциала в развитии эмпатической культуры у подрастающего поколения .В развитии эмпатической культуры личности имеет большое практическое значение использование обрядов и ритуалов, регулирующих эмоциональное состояние людей, формирующих и поддерживающих чувство единения на уровне этноса, общины, семьи, позволяющих отдельному индивиду осознать свою этническую принадлежность, сохраняющих вековые ценностные ориентации и т.д. Весьма многообразны возможности обрядов и ритуалов в воспитании в детях заботы о старых и младших. Они предполагают стандартизированное устойчивое последовательное поведение по отношению к окружающим людям, особенно нуждающимся в помощи, заботе и во внимании. Обряды и ритуалы вырабатывали в детях стереотипизированные формы поведения, которые были почти автоматизированы и тем самым укреплялись в них и становились чертой характера .Традиции — важнейший элемент духовности и национального самосознания, материализованный в поведении. Облаченные в форму привычек массового характера, поддерживаемые силой общественного мнения, традиции наделены огромной устойчивостью, объективно сделавшей их хранителями достижений прошлого.Традиции влияют на развитие эмпатической культуры личности в силу преемственности, устойчивости и эмоциональности характера. Привитие детям прогрессивных, позитивных традиций своей и другой национальности обязательно отразится на восприятии родной культуры, осмысленного отношения к своим истокам. Надо заметить, что большинство национальных традиций несет в своей сердцевине идею гармонии с природой, а также неразрывности отношений людей друг с другом внутри социальной общности. Посмотрим с данной точки зрения на традицию родства. Буряты говорят: «Без любви к старым нет любви и к детям» (причем дети должны знать имена своих предков до 10-12 колена и то, откуда они родом, какого племени и рода). У татар на свадьбы, дни рождения и похороны приглашаются 100 и более близких людей. Благодаря этой традиции у данного народа проявилась общность, именуемая «большой семьей», которая может состоять из 300 и более родственников. Представляется целесообразным отметить некоторые функции «большой семьи»: нравственная поддержка в трагических обстоятельствах; воспитание детей, оставшихся без родителей; поддержка престарелых (итог - отсутствие «бездомной старости, брошенных стариков»); материальная поддержка молодых семей, не имеющих богатых родителей и т.д. Человек никогда не оказывается один на один со своими проблемами, помимо этого, в процессе обсуждения при необходимости для каждой находится самое разумное решение.Особый интерес для нас представляет традиция добрососедства. В глубину веков уходит своими корнями традиция добрых, бережных, заботливых, надежных отношений с людьми, живущими рядом. Так, карачаевская поговорка рекомендует: «Не ужившийся с соседом и односельчанином добра не увидит». Являясь важным социальным механизмом, поддерживающим целостность народа, традиция добрососедства выполняет многие другие важные функции, а именно: взаимопомощи и взаимовыручки; регуляция отношений живущих рядом людей; воспитания доброжелательности и общительности у детей, включенных в повседневную систему отношений с другими людьми.В известной степени целенаправленное использование воспитательного потенциала традиций в педагогической деятельности позволит качественно улучшить процесс развития эмпатической культуры личности. Эффективность данного потенциала очевидна, однако во многом еще не исследована.