Публикации Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего возраста
Автор: Пятниченко Ирина Владимировна

Использование экспериментирования в исследовательской деятельности старших дошкольников. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Наши известные педагоги Ф.Г. Азнабаева, Шафикова Г.Р. в своих научных публикациях выступают за активное использование экспериментирования в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности – как экспериментирование, происходит интеллектуальное, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие дошкольника, совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, что составляет важнейшие предпосылки для активной учебной деятельности в школе и содержательной жизни ребенка. Все это делает проблему актуальной на государственном уровне. В теорию дошкольного образования введено положение о необходимости и возможности использования экспериментирования в исследовательской деятельность дошкольников. Теоретически обоснован план работы по организации исследовательской деятельности средствами экспериментирования. Практическая значимость исследования состоит в том, что проведенное исследование позволило выявить особенности детской исследовательской деятельности средствами экспериментирования.База исследования: исследование проводилось в МАДОУ Д/С № 222 гфы, руководителем которого является Адигамова Г.Р. Испытуемые ̶ дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Количество детей, участвовавших в исследовании ̶ 21 человек старшего дошкольного возраста. Исследование было направлено на изучение возможностей экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности старших дoшкольников.На первом этапе изучалось место детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у старших дошкольников. Для этого использовалась методика «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования, и метод экспертных оценок воспитателей, опирающийся на критерии выделенные Т.И. Чирковой.Методика «Выбор деятельности» (Прохоровой Л.Н) Затем проводились целенаправленные наблюдения за деятельностью детей в свободное и специально-организованное время индивидуального и коллективного экспериментирования. Наблюдения проводились в течение 2 недель и фиксировались в специальных протоколах. Далее изучались условия организации экспериментальной деятельности детей в группе. Для этого использовали методику Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой. Данная методика исследует сферу интересов в экспериментальной деятельности в предпочтениях детей.Результатом исследования экспериментирования старших дошкольников стало: - Высокий уровень к исследованию объектов природы – 5 человек; - Средний уровень – 10 человек; - Низкий уровень – 6 человек. По результатам исследования было выявлено, что дети владеют знаниями о живой и неживой природе, но не могут доказать свою точку зрения, не совсем владеют приемами проверки знаний опытным путем, необходимой терминологией и знаниями об особенностях свойств различных материалов. Дети активно участвовали в предложенном эксперименте, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности (например, способность увеличительного стекла «увеличивать» и «уменьшать» предметы ). Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие ( замораживали воду в холодильнике, клали лед на батарею и т.п.). Ход и результаты «домашних» экспериментов дети зарисовывали в своих тетрадях. В результате проведенного исследования можно рекомендовать следующую систему упражнений и проблемных ситуаций для организации самостоятельного и совместного со взрослым экспериментирования: «Как и почему вода льется?», «Почему стучит крышка чайника?», «Почему идет дождь?», «Можно ли унести воду в решете?», «Измеряем воду», «Бывает ли жидкий камень?», «Зачем нужен нос?», «Как увидеть воздух?», «Волшебный гвоздик?», «Как сделать из мухи слона?».И перспективы исследования являются подключение родителей к партнерским взаимоотношениям.Список использованной литературы
  • Азнабаева, Ф.Г. Природа и человек [Текст] ̸ Ф.Г. Азнабаева, Г.Р.Шафикова. ̶ Уфа: Китап, 2012.
  • Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников [Текст] ̸ Н.А.Короткова ̸ ̸ Ребенок в детском саду. ̶ 2013. ̶ №3.
  • Некрасова, Е. Играем с водой, песком и глиной [Текст] ̸ Е.Некрасова ̸ ̸ Дошкольное воспитание. ̶ 2013. ̶ №6.
  • Павлова, Л Воспитание любознательности [Текст] ̸ Л.Павлова ̸ ̸ Дошкольное воспитание . ̶ 2013. ̶ №12.