Публикации « Особенности организации образовательного пространства для детей с ОВЗ в образовательной организации как гарантия сохранения единого образовательноо порстранства и получение качественного образования»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: « Особенности организации образовательного пространства для детей с ОВЗ в образовательной организации как гарантия сохранения единого образовательноо порстранства и получение качественного образования»
Автор: Тимофеева Ирина Анатольевна

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОРГАНИЗАЦИИ КАК ГАРАНТИЯ СОХРАНЕНИЯЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ПОЛУЧЕНИЕКАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»За последнее время, среди поступающих в начальную школу детей,наблюдается резкое снижение интеллектуальной зрелости и общейготовности к школьному обучению. Проблема оказания помощи детям струдностями в обучении заботит многие образовательные учреждения.Так с 2016 года в нашей школе был сформирован коррекционный 1класс для детей с ОВЗ, а именно дети с ЗПР.Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки впсихологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующиеполучению образования без создания специальных условий.Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная средидетей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная посоставу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могутфигурировать органическая и/или функциональная недостаточностьцентральной нервной системы, конституциональные факторы, хроническиесоматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,психическая и социальная депривация. Подобное разнообразиеэтиологических факторов обусловливает значительный диапазонвыраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровнювозрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственнойотсталости.Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степенивыраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленныенедостаточными познавательными способностями, специфическимирасстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими длявсех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостаткив формировании высших психических функций, замедленный темп либонеравномерное становление познавательной деятельности, трудностипроизвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаютсянарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия ипространственной ориентировки, умственной работоспособности иэмоциональной сферы.В коррекционном классе дети обучаются по адаптированнойпрограмме вида - 7.1, 7.2.Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся сЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося,согласованная работа учителя начальных классов с педагогами,реализующими программу коррекционной работы, содержание которой длякаждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательныхпотребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА.Целью коррекционной работы в соответствии с требованиямиФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплекснойпомощи обучающимся с ЗПР, коррекция недостатков в физическом и (или)психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.Направления и содержание программы коррекционной работы вМКОУ СОШ №2 осуществляются во внеурочное время в объеме 6 часов. 1час в неделю - занятия с педагогом-психологом, 1 час в неделю – занятия ссоциальным педагогом, 1 час в неделю – занятия с логопедом, 3 часавнеурочной деятельности «Разговор о правильном питании», «Все цвета,кроме черного», «Риторика».Большинство школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы вразвитии восприятия, внимания, памяти, речи, мыслительной деятельности,различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдаетсяповышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужнынестандартные подходы, новые технологии.Специфика моей работы предполагает оказание помощи разнымкатегориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ееотрицательных сторон, так и положительных.В центре внимания логопедической работы все время остаетсянаиболее пострадавший компонент речи.Логопедические занятия направлены на формирование и развитиеразличных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающейдействительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значенияслова, развитие лексической системности, формирование семантическихполей; развитие и совершенствование грамматического строя речи, связнойречи; коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работес учащимися коррекционного класса, как и в случае с обычными учениками,я начинаю путем тщательного специального обследования характеранарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.Первичным является недоразвитие интеллекта и задержкапсихического развития, а речевые недостатки носят вторичный характер. Всвязи с этим возникла необходимость в составлении особой(адаптированной) программы логопедической коррекции, включающей в себяне только устранение дефектов звукопроизношения, но и формированиеаналитико – синтетической деятельности, восполнение пробелов в лексико –грамматическом развитии, формирование связной речи. Представленнаясистема логопедических занятий позволяет корригировать недостаткипознавательной, речемыслительной деятельности, активизирует внимание,восприятие, память учащихся с ограниченными возможностями здоровья,временные и пространственные представления, формирует аналитико –синтетическую деятельность. Наряду с умениями правильно говорить,читать, писать формируется собственно речевая практика, что обеспечиваетразвитие коммуникативной функции речи, являющейся необходимымусловием общественной активности учащихся, их успехов в овладениизнаниями, становлению личности в целом, социальной и трудовой адаптации.Программа служит базой для прочного усвоения знаний, умений и навыков,получаемых на уроках русского языка и чтения, развития речи.Логопедическая помощь— это частный пример внедренияинклюзии в деятельность современного образовательного учреждении.В сентябре 2018 года коррекционный класс был закрыт и детейпосадили в обычные классы. Каждым учителем была разработана АООПНОО для обучающихся с ЗПР. Коррекционная работа также продолжилась иосуществляется во внеурочное время 2 раза в неделю .Цель программы коррекционной работы (вариант 7.1.,7.2) НОО вМКОУ СОШ № 2 опираясь на нормативно-правовую базу - это созданиесистемы комплексной помощи детям с ограниченными возможностямиздоровья в освоении основной образовательной программы начальногообщего образования, её академических составляющих, коррекциюнедостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, ихсоциальную адаптацию, расширение их жизненных компетенций в срокиобучения (1-4 классы) . Для реализации программы коррекционной работы вобразовательном учреждении созданы специальные условия обучения ивоспитания, учитывающие особые образовательные потребности детей сограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации идифференциации образовательного процесса. В связи с этим решаются ибудут решаться следующие задачи: Актуализация и развитие познавательных процессов имыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся; Создание условий для сохранения и укрепления здоровьяучащихся, посредством внедрения современных здоровье сберегающихтехнологий; Содействие становлению и развитию личностных качеств иэмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующихнормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлятьих коррекцию; Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых дляпродуктивного взаимодействия с социумом; Создание условий для эффективной социально-психологическойадаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблемсоциального взаимодействия, улучшение климата межличностныхвзаимоотношений.Модель организации психолого-педагогического сопровожденияразработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов вобласти психологии и логопедии Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И.,Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Е.В.Мазановой, Н. Г. Андреевой , а также с опорой на ООП УМК «Школа России» может быть использованапрактикующими учителями-логопедами школ. Модель имеет гибкуюструктуру и может быть дополнена, изменена в ходе психолого –педагогической и логопедической работы в зависимости от контингентакласса и особенностей усвоения программного материала учащимися с ЗПР.Следовательно, логопедическое сопровождение в структурекоррекционной работы условиях общеобразовательной школы – этоцеленаправленный, комплексный, непрерывный процесс оказаниядейственной помощи детям с особыми образовательными потребностями, безкоторого будет крайне затруднительно полноценное функционированиеобразовательного учреждения.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1 Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I–IV). Подготовительный класс/Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.2 Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающееобучение. Составитель: С.Г. Шевченко. М.Дрофа, 20013 «Русский язык», 1-4 классы, УМК «Школа России» Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Издательство «Просвещение» 20184 УМК Е. В. Мазанова Коррекция дисграфий Издательство «Гном»20075 УМК Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речимладших школьников. В 3-х ч. под ред. Р.И. Лалаевой.— М. : Гуманитар,изд. центр ВЛАДОС, 2006.6 Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классовкоррекционно-развивающего обучения. –М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС,1999.7 Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо оработе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основныенаправления формирования предпосылок к продуктивному усвоениюпрограммы обучения родному языку у детей с речевой патологией). .: АПКи ППРО, 2012__