Публикации «Некоторые аспекты обучения русскому языку учащихся- инофонов.»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Некоторые аспекты обучения русскому языку учащихся- инофонов.»
Автор: Людмила Петровна Курелёва

Некоторые аспекты обучения русскому языку учащихся- инофонов.
Проблема, известная под названием Русский язык как иностранный стала в наши дни головной болью школьных учителей.
В моем классе 24 учащихся семи национальностей. 10 детей – русские, 8 – грузин, 2- таджика, 1- узбек, 1-дагестанец, 1-татарин и 1- азербайджанец. К категории русских я отношу украинцев и белорусов.
Классный коллектив формировался на протяжении трех лет. За сентябрь- октябрь текущего учебного года в класс поступило 6 новых уч-ся. Причем трое из них на момент поступления имели почти нулевой словарный запас, не знали русского алфавита, совсем не умели читать и писать по-русски.
Следовательно, возникают вопросы: Как организовать учебный процесс?, Как вписать в него работу с этими детьми?, С чего начать?, а самое главное - Как обучить русскому языку нерусских учащихся?.
Цель
Передо мной стоит главная цель - создать условия для мягкого включения детей в процесс обучения, скорректировать имеющиеся и сформировать новые знания в области русского языка, а также учить видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму). Снятие интерференции в речи и на разных уровнях языковой системы.
Задачи.
Главной задачей в обучении русскому языку на этом этапе я считаю– направленность на достижение конкретного конечного результата.
Исходя из этих задач и целей, ведущими ключевыми идеями я ставлю следующие:
Прививать интерес к русскому языку, психологически подготовить к дальнейшему изучению его в школе;
Приучать слух детей к звукам и словам русской речи;
Создавать у детей запас наиболее употребительных русских слов, вырабатывать умение пользоваться этим минимумом в разговорной речи;
Научить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме.
На учителе начальных классов лежит большая ответственность за выравнивание стартовых возможностей этих детей. Основной проблемой, с которой сталкивается учитель -это орфоэпия. Педагог должен отработать артикуляцию, произношение русских звуков так, чтобы к концу 4 класса акцент почти не слышался.
Еще в 1 классе я определяю уровень подготовки каждого ученика, систематически веду мониторинг его успешности, отслеживаю недочёты и в индивидуальном порядке дорабатываю.
У нас в школе накоплен большой опыт работы с детьми- иностранцами.
Сначала я определяю уровень владения русским языком учащихся, что помогает мне в дальнейшей спланировать учебную деятельность. Для определения уровня языковой подготовки учеников я использовала Проект образовательного стандарта по русскому языку как государственному языку РФ, где определены требования к уровню подготовки учеников на начальном и основном этапах обучения, предложены способы измерения уровня владения языком. Наряду с традиционными формами стандарт предусматривает и нетрадиционные – тестирование, методики измерения уровня владения слушанием, чтением, говорением, письмом. (Приложение №1). Диагностика знаний, умений позволяет мне определить уровень владения русским языком учащихся моего класса.
У большинства детей в сознании сосуществуют системы двух языков. При этом закономерности русского языка ученики воспринимают через призму родного и переносят особенности родного языка в русскую речь, что часто приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией. Главной задачей я считала преодоление отрицательного, в данном случае, влияния родного языка, предупреждение интерференционных ошибок в русской речи. Но для этого, прежде всего, нужно видеть языковой материал глазами нерусского, реально оценивать те трудности, которые должен преодолеть ученик.
Эти трудности обусловлены расхождениями в системах родного и русского языков, отсутствием некоторых грамматических категорий русского языка в родном языке учащихся, несовпадением их функций в родном и русском языках, расхождениями в способах выражения тех или иных грамматических значений. А кроме того- нерегулярностью языковых явлений в самом русском языке: чем больше в языке исключений из правил, тем труднее он усваивается.
Трудности усвоения русского языка как неродного можно распределить по трём уровням:
Трудности, общие для любого нерусского;
Трудности для носителей определённой группы языков (близкородственные, неродственные);
Трудности для конкретной нации.
Так, для всех изучающих русский язык как неродной особую трудность представляют: категория рода, категория одушевлённости/неодушевлённости, русская предложно-падежная и видовременная системы. Степень трудности в этом случае может быть разной, в зависимости от степени близости родного и русского языков. Русская категория рода охватывает имена существительные, прилагательные, местоимения, глагольные формы (прошедшее время, условное наклонение, причастия),поэтому правильное усвоение многих явлений грамматики русского языка (склонение существительных, согласование прилагательных, порядковых числительных и т.п.) зависит от правильного определения рода. Каждый язык обладает своей системой распределения существительных по родам — и трудности в усвоении русской категории рода объясняются системными расхождениями родного и русского языков. Но не только ими. В грузинском языке вообще отсутствует категория рода. Большое количество ошибок в согласовании по родам вызвано немотивированностью категории рода в русском языке.
Все это приводит к ошибкам типа: мой книга, красивый девочка, горячий вода, большой комната, мама сказал, одна газет, моя папа сильная и т.п. Характерными являются ошибки, связанные с категорией одушевленности/неодушевленности. Мне важно было видеть трудности изучаемой единицы в комплексе: фонетические, лексические, грамматические, чтобы определить последовательность работы с ними. Например, в простых предложениях: Книга лежит в столе. Брат работал на заводе учитель должен предусмотреть:
фонетические трудности (слитное произношение предлога с существительным, оглушение/озвончение: с завода — в столе и т.п.);
трудности усвоения падежной формы (различение предлогов в и на, различное оформление существительных в предложном падеже: на фабрике, но: в санатории, в лаборатории);
трудности усвоении глагольного управления (работает где? доволен чем? удивляется чему?);
трудности усвоения согласования подлежащего со сказуемым в роде, числе (брат работал, книга лежит).
Работая с нерусскими детьми я, учитывая все трудности усвоения русского языка, с первых дней обучения учеников в школе старалась пробудить у них интерес к его изучению, вырабатывать чутьё, психологически готовить к дальнейшему изучению его и других предметов в школе. Для этого я использовала следующие методы и формы работы.
Так как в классе ученики с разным языковым уровнем владения русского языка, на первом этапе возникла необходимость использования коллективной формы работы. Достоинство такой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками. Эта работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на русском языке. Они помогли создать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз для использования их в разговорной речи. Часто я просила учеников, плохо говорящих по-русски, сказать на своём родном языке название того или иного предмета. Это было необходимо для того, чтобы ребята со средним уровнем владения языка могли объяснить лексическое значение трудных слов, а ученику лучше понять его.
Для исправления речевых ошибок учеников, эффективной оказалась работа в парах. Особенно при составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывали друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи. Выработка фонематического слуха достигалась и за счёт индивидуальной работы с учеником.
Работу по цепочке я использовала при отработке техники чтения, при закреплении знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без неё, при составлении рассказов по сюжетным картинкам, при пересказе.
Для того, чтобы привить интерес к русскому языку, я использовала занимательные наглядные, словесные, ролевые игры, различные виды карточек как для индивидуальной работы, так и для групповой, раздаточный материал (абаки с гласными буквами для закрепления таких тем, как Непроверяемая безударная гласная в корне слова, Проверяемая гласная в корне слова и другие, круги с падежами, опорные таблицы-схемы по разным темам, сделанные своими руками), предметные картинки, загадки, ребусы, игрушки.
Занимательные игры оживляли урок, делали его более интересным и разнообразным. Учебная задача, поставленная перед учащимися в игровой форме, становилась для них более понятной, а словесный материал легче и быстрее запоминался. Закрепление старых и приобретение новых речевых навыков и умений в игровой форме также происходили более активно. В процессе игры дети усваивали новую лексику, тренировались в произношении и закреплении в речи определённых слов, словосочетаний, целых предложений, стремились выразительно читать стихотворения, загадки, пословицы.
Дидактические игры, используемые как на уроках русского языка, так и на других уроках, были наглядными и словесными. С помощью наглядных игр я расширяла словарный запас учащихся, привлекая игрушки, предметы, различный печатный наглядный материал. Словесные игры зачастую строились без опоры на предметную наглядность. Их целью было — закрепление уже известной лексики и развитие умственной деятельности, формирование навыков говорения в соответствии с поставленной перед учащимися игровой задачей.
Словесные игры, которые я использовала на уроках, являлись одним из эффективных средств контроля за процессом формирования устной русской речи учащих. Припоминание и воспроизведение слов в словесных дидактических играх осуществлялись наряду с решением других мыслительных задач: заменой одного слова синонимичным ему, названием предмета или действующего лица по его признакам или действиям, группированием предметов по сходству и различию.
Немаловажное значение в решении данной проблемы имела и внеклассная работа, проводимая на данной ступени обучения. В организации внеклассных мероприятий мне активно помогали родители учеников. Они с удовольствием помогали в подготовке праздников, помогая мне общаться с детьми со слабым и нулевым уровнем владения русской речью. Учащиеся принимали активное участие в классных и общешкольных мероприятиях. Они с интересом готовились, собирали материал, а также проводили открытые внеклассные мероприятия. Мои ученики принимали участие в школьных олимпиадах.
Используя эти формы и методы обучения на уроках, я сделала программный материал более доступным для усвоения учащимися, повысила их интерес к изучению русского языка.
Традицией нашей школы стало приглашение учителей среднего звена на открытые уроки в 4 класс в последнем полугодии. Это поможет более естественному переходу на новую ступень обучения. Учителям предоставляется возможность познакомиться с учащимися, в свою очередь учителя начальной школы дают развернутую характеристику каждого учащегося будущему классному руководителю и учителям – предметникам. В свою очередь учителя начальной школы проводят мониторинг по адаптации своих выпускников в 1 четверти 5 класса.
В нашем классе часто проходят открытые внеклассные мероприятия. Я считаю ,что создание научно- организованной системы внеклассной работы по русскому языку поможет мигрантам достигнуть более высокого уровня языкового и общего развития. Я рекомендую учителям среднего звена активно использовать возможности внеклассной работы по русскому языку. Это поможет учителям- предметникам на первом этапе в 5 классе полнее изучить индивидуальные особенности уч-ся, темп их работы, специфику восприятия.
Я рекомендую учителям начальной школы и среднего звена проводить совместные методические объединения с целью консультаций, хотя бы два раза, в мае и сентябре.
Благодаря совместным усилиям нашего сплоченного педагогического коллектива ,выпускники начальной школы осваивают программу среднего звена без проблем, имеют положительные отметки по учебным предметам и полностью адаптированы в социуме.
Достижения учащихся нашей школы подтверждены высокими результатами сдачи ЕГЭ. Ежегодно выпускники школы награждаются медалями и по окончании школы практически все продолжают получение образования в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга.