Публикации Внедрение поликультурного компонента в образовательный процесс

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внедрение поликультурного компонента в образовательный процесс
Автор: Людмила Петровна Курелёва

ВведениеВнедрение компонента поликультурного образования начинается с первых классов начальной школы.Данный компонент призван решать такие актуальные проблемы нашего времени, как сохранение и развитие культурного наследия различных народов России, а также открытость многонациональной российской культуры по отношению к другим странам, народам и культурам. Поликультурный компонент является дополнением и продолжением реализуемой в школе образовательной программы, так как в связи со становлением и развитием в России гражданского общества требуется повышение уровня реализации задач приобщения школьников к национально-культурным традициям русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран. Школа является местом, где в новых условиях жизнедеятельности происходит освоение новой социальной позиции - роли ученика, расширяется сфера взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. Уклад жизни в школе-интернате педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. В школе созданы необходимые условия для качественного обучения и воспитания детей, которые улучшаются в соответствии с новыми требованиями к учебно-воспитательному процессу.Вместе с тем, анализ образовательного и воспитательного пространства школы позволил выделить проблему воспитания подрастающего поколения: изменение поликультурного и полиэтнического пространства Санкт- Петербурга и недостаток необходимых знаний и убеждений в связи с ростом экстремистских проявлений на национальной основе в обществе может спровоцировать негативное отношение наших обучающихся к представителям других национальностей. Все это определяет необходимость и особенность поликультурного образования воспитанников школы. Полиэтнический компонент будет реализовываться как в процессе обучения школьников, так и во внеурочной деятельности (дополнительном образовании) и воспитательной работе.Цель Создание условий для формирования и развития комплекса личностных качеств обучающихся (патриотизма, гражданственности, толерантности, культуры межнационального общения и др.) на основе знакомства с национально-культурным многообразием России и зарубежных стран.Задачи - знакомство воспитанников с самобытными традициями русской культуры, а также культур других народов России как воплощением общих духовно- нравственных ценностей и идеалов; - формирование у школьников представлений о культурном многообразии современного мира и формах культурного взаимодействия разных народов; - знакомство обучающихся с российскими и международными проектами и программами сохранения культурного наследия народов мира; - организация разнообразных видов самостоятельной познавательной и творческой деятельности школьников по изучению культурного наследия народов мира; - создание педагогических условий для участия обучающихся в процессах сохранения и развития традиций народной художественной культуры; - освоение воспитанниками основных принципов межкультурного взаимодействия и межнационального общения в поликультурной среде современной России.Предполагаемый результат- на познавательном уровне – освоение образцов и ценностей родной, российской, мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта человечества; - на ценностном уровне – предрасположенность к межкультурной коммуникации и обмену, толерантность по отношению к другим народам, культурам, социальным группам; - на оценочном уровне – умение четко формулировать собственное отношение к событиям и явлениям, ясно выражать свою точку зрения и аргументировать высказываемые суждения; - на деятельностном уровне – активное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной языковой и культурной компетенции; - на социально-психологическом уровне – осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире.Содержание поликультурного образованияПолиэтнический компонент реализуется на трех уровнях: когнитивном, эмоционально-ценностном и деятельностном и при определении технологий и методов реализации учитывает возрастные особенности обучающихся: в младшем школьном возрасте - формы и методы, направленные на чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание, воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных этносоциумов. в подростковом возрасте – это технологии, направленные на расширение знаний об историческом, научном и культурном развитии разных народов; формирование умения анализировать и сопоставлять взгляды на социальные процессы и явления; развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия; формирование духовно-нравственных ценностей в структуре личности. в старшем школьном возрасте - технологии, имеющие ценностно- ориентационный и рефлексивно-творческий характер, направленные на формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России; эффективную подготовку выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни. Реализация полиэтнического компонента предполагает следующие направления: 1. Организация учебного процесса:2. Организация внеурочной деятельности; системы дополнительного образования. 3. Реализация воспитательных мероприятий. 4. Психолого-педагогическое сопровождение. В рамках данных направлений происходит формирование всех видов социокультурного опыта обучающихся: - изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России; - формирование понимания и уважения к русской культуре и цивилизации; - воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка, его глубокого смыслового контекста; - воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти; - формирование понимания и уважения к иным народам, культурам, цивилизациям, включая культуру быта; создание условий для освоения человеком культуры и быта разных народов, перевода их в личностный опыт; - изучение основ религиозной культуры разных народов; - формирование нравственных идеалов на основе духовных и культурно- исторических ценностей; - формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации; - формирование общественно одобряемых жизненных ценностей, развитие понимания, признания, соблюдения и умения защиты прав и свобод человека; - воспитание чувства сострадания и готовности помочь другим людям; - целенаправленное развитие умений вести открытый межконфессиональный и межкультурный диалог и осуществлять партнерство ради уважения и взаимного понимания и укрепления свободы верования и религий; - осознание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса; - пресечение подстрекательств к преступлениям, ненависти на почве расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения и др. Основные методы и методические приемы: в основу групповой и индивидуальной работы должны быть положены методы и приемы активного обучения и воспитания: лекции- беседы, дискуссии, методы разбора конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, психологические упражнения, тестирование, анкетирование, анализ ситуаций и собственных ощущений, тренинговые занятия и видеотренинги, и т.п. Подготовка к использованию поликультурного компонента в урочной деятельности включают следующие этапы:1. анализ поликультурного потенциала действующих программ по дисциплинам федерального компонента базового учебного плана.2.Обогащение базовых образовательных дисциплин поликультурной проблематикой.3. Создание методического обеспечения, корректировка учебно-методических материалов с целью включения дополнительного содержания поликультурной направленности.Реализация поликультурного образования через урочную деятельность 1-4 классы (начальная школа)