Публикации "Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Автор: Жолобова Татьяна Васильевна

МК ДОУ детский сад «Ласточка»Консультация для родителей«Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья» МКДОУ детский сад «Ласточка»,педагог – дефектологЖолобова Т.В. Кыштовка 2019Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ). Поэтому на родителей таких детей, ложится большая ответственностью за его обучение, развитие и воспитание.Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, развивать необходимые в жизни волевые качества. Важнейшей задачей в обучении детей с ОВЗ является развитие познавательных психических процессов.Внимание: включайте в занятия задания, требующие сосредоточения внимания: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.;предлагайте детям следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»);регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительной постройки из конструкторов, рисунки, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы; тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами. Предлагайте детям:- повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;- неоконченные фразы, которые нужно закончить;- вопросы, на которые необходимо ответить;учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки. Предлагайте детям:- найди отличия- найди два одинаковых предмета- игры-головоломки- загадкиучите переключать внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходить от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.Игры и упражнения, способствующие развитию внимания«Да и нет не говорите, черный с белым не носите..». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».«Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось.«Назови что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.«Карлики и великаны». Ребенок должен выслушивать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия. ПамятьДля улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:    анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;    осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения;   устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.Игры и упражнения, способствующие развитию памяти«Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.«Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.«Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.«Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.«Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.МышлениеВключайте в занятия задания на:     сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;      классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;    нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;    складывание целого из частей (разрезные картинки и последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним);  осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);  задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведения людей.Игры и упражнения, способствующие развитию мышления«Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.«Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».«Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки), ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.«Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).Предложите ребенку поиграть в лото, домино, мозаику, конструктор, загадки.ВосприятиеВключайте в занятия задания на:умение детей различать предметы на ощупь;умение выделять признаки в предмете;умение соотносить предметы по величине, форме;развитие наблюдательности: учить внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление;помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом;формировать умение составлять из частей целое;различать основные признаки разных времен года;закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху. внизу, перед, за, между, рядом;формировать сенсорные эталоны формы.Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия«Перевертыши». Превратить круг, квадрат, треугольник в любой рисунок.«Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.«Построй по росту». Выстроить в ряд предметы соответственно их высоте.«Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.«О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться.Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.«Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.ВоображениеИграйте с ребенком, поддерживайте его фантазии.Найдите время посмотреть на облака или на листья, чтобы увидеть, на что или кого они похожи.Возьмите лист бумаги, скомкайте его, посмотрите на то, что получилось и придумайте, на что это похоже.Возьмите краски и наделайте на листе кляксы, а потом рассматривайте их, пытаясь увидеть образы. Потом можно дорисовать до картинки.Уберите на время все игрушки с конкретной, взрослой логикой (заводные, электронные). Они мешают развитию воображения.Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы, которые можно использовать по-разному, у которых нет прямой логики (камушки, ленточки, коробочки и т.п.). Пусть в свободном доступе ребенка будут бумага разного формата и разные изобразительные средства: краски, карандаши, восковые мелки, пластилин.Помогайте ребенку осознавать и обобщать его жизненный опыт. Рассматривайте семейные фотографии, вспоминайте веселые и интересные моменты вашей жизни; разговаривайте о том, что вы видите.Во время занятий должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Занятия следует проводить регулярно, а не от случая к случаю. Взрослый должен показать ребенку свою искреннею заинтересованность в процессе взаимодействия с ним, отметить чему научился, что узнал ребенок нового, где ему это может пригодиться.И всегда помните о том, что рано или поздно ваши усилия,стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенкабудут обязательно вознаграждены!!!