Публикации «Фрукты и ягоды»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Фрукты и ягоды»
Автор: Эльдарова Бахтум Мингажетиновна

Методическая разработкак методическому пособию по развитию речи«Фрукты и ягоды»Предпосылки: пополнение речевого центра в группе; обогащение развивающей среды.Вид: учебнометодическое пособие.Предназначение: для детей дошкольного возраста.Актуальность.Основой перспективного и календарного планирования работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение,- что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционной работы.Дидактические игры по теме «Фрукты и ягоды» отбираются и разрабатываются с учетом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.Дидактические игры по данной теме позволят решить коррекционные, образовательные, воспитательные задачи в игровой форме. То, что ребенок воспринимает познавательную задачу как игровую, повышает его умственную активность.Учитываются также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательные развитие.Цельспособствовать развитию связной речи; ознакомить и закрепить знание детей о фруктах и ягодах.Задачи. Образовательные:
  • Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;
  • Способствовать развитию умения употреблять в речи названия ягод и фруктов, понимать обобщающее слово «ягоды» и «фрукты»;
  • Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями;
  • Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
  • Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос; понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;
  • Развивающие.Способствовать развитию речи как средства общения;Развивать диалогическую форму речи (вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций);Развивать логическое мышление при отгадывании загадок ;ВоспитательныеРазвитие умения выслушивать сверстника, действовать сообща;Воспитывать любовь к природе.Содержание пособия включает:Красочные иллюстрации;Познавательные информации;Развивающие задания;Дидактические игры.Описания пособия.• Познавательная информация:«Фрукты» «Ягоды» «Лесные ягоды»• Загадки про фрукты.• Загадки про ягоды.• Веселые стихи про фрукты.• Физкультминутки.• Пальчиковые игры.• Речевые игры.• Скороговорки.• Дидактические игры:«Карлсон ест варенье»«Что где растет?»«Подбери картинку» (на классификацию)«Собери картинку»Основные достоинства:Методическое пособие по теме «Фрукты и ягоды» по содержанию и качеству художественного оформления незаменимый материал для организации:Организационной образовательной деятельности;Самостоятельной игровой;Познавательно – исследовательской;Коммуникативной деятельности в повседневной жизни;Совместная деятельность взрослых и детей.Приложение1Дидактические игры по развитию речи«Угостим Карлсона вареньем»1 вариант «Угостим Карлсона фруктовым вареньем»Задачи:формировать умение отвечать на вопросы и составлять вместе с воспитателем короткий описательный рассказ;закрепить обобщающее понятие «фрукты»;способствовать формированию умения образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.Ход.Прилетает Карлсон. У него в руках корзина с фруктами.- Посмотрите, что я вам сегодня принес. Как можно назвать одним словом? (фрукты)Карлсон предлагает каждому ребенку взять один фрукт и рассказать о нём.- Адель, что у тебя в руках? (яблоко). Какое оно? (круглое, красное, большое и т. д.).- Дети, давайте, приготовим из этих фруктов варенье и угостим Карлесона.Варенье из яблок, как называется? (Яблочное)Варенье из груш? (Грушевое)Варенье из лимонов? (Лимонное)Варенье из мандаринов? (Мандариновое)Варенье из апельсинов? (Апельсиновое)Наш Карлсон поел варенье и облизнулся, вот так (язык двигается по верхней и по нижней губам - дети повторяют «Ах, какое вкусное варенье!»2 вариант «Угостим Карлсона вареньем из лесных ягод»Задачи.Способствовать формированию умения внимательно слушать и отвечать на вопросы педагога;Побуждать детей к участию в беседе и связным высказываниям;Закрепить представление о понятиях «ягоды»;Способствовать развитию умения образовывать прилагательные и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными.Ход. Прилетает Карлсон с корзиной в руках.- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что есть у меня? (корзина) Как вы думаете, зачем мне нужна корзина? Что можно в неё положить? (ответы детей)-С этой корзиной мы с вами сегодня отправимся в лес за ягодами. На чём мы поедем? (дети выбирают вид транспорта) Мы поедем на машине. Машина отправляется, звенит колокольчик: динь- динь-динь. Как звенит колокольчик? (Дети повторяют: динь- динь- динь)Машина едет и гудит: ду-ду-ду(дети повторяют)- Вот мы и приехали. Чем же угостить нас лес? (ягодами)Какие ягоды растут в лесу (земляника, черника, малина, брусника)(Карлсон вместе с детьми выкладывает картинки)На полянку мы заходим,Много ягод здесь находим.-Молодцы. Вот и ягод мы с вами набрали. А теперь пора возвращаться домой и приготовит из ягод варенье.(Звенит колокольчик: динь- динь- динь. Машина отправляется: ду- ду- ду.)-Вот и приехали. А теперь, давайте сварим варенье.Варенье из малины: малиновое.Варенье из черники: черничное.Варенье из брусники: брусничное.Варенье из земляники: земляничное.Вариант 3 «Поможем Карлсону»Задачи.Продолжать способствовать развитию умения образовывать прилагательное и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными;Развивать навыки общения.- Ребята, вы слышите, что-то гудит? Кто-то в гости к нам спешит. Отгадаете загадку тогда и узнаете.Он веселый, озорной,И пропеллер за спиной.Поднимает настроениеЛюбит сладкое вареньеКто же это?Дети: Карлсон(влетает Карлсон)Я спешил к вам друзьяС жутким нетерпеньемИ моторчик не зряСмазывал вареньемВы узнали меня?Карлсон: Давно я за вами наблюдаю с крыши, как вы играете, занимаетесь, веселитесь. А мне так скучно одному. Ой-ой я устал, мне бы подкрепиться.- Ребята угостим Карлсона? Что любит Карлсон?— Варенье!Игра «Какое бывает варенье» (Дети угощают Карлсона вареньем.)Карлсон: Какое вкусное варенье! Спасибо вам ребята. Ну, теперь я набрался сил и хочу домой.Воспитатель: Вот и улетел наш Карлсон. Вам понравилось с ним играть? (да)Что понравилось больше всего? Какой к нам прилетел Карлсон?Дети: Грустный— А улетел какой?— Веселый.Вариант 4 «Разложи банки по полочкам»ЗадачиПродолжать способствовать развитию умения образовывать прилагательное и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными;закрепить представления о понятиях «Ягоды»«Фрукты».Ход: Прилетает Карлсон и говорит, что перепутал все банки с вареньем. Банки с вареньем нужно правильно расставить по полкам: на верхнюю полку варенье из фруктов, а на нижнюю полку: из ягод.Вариант 5 «Угадайте, какое варенье любит Карлсон»Задача.Способствовать развитию логического мышления;Закрепить в активном словаре обобщающее понятие «ягоды»«фрукты»;способствовать развитию умения правильно называть фрукты и ягоды.Ход: Прилетает Карлсон и предлагает угадать, какие же варенья он больше всего на свете любит. Загадывает загадки про фрукты и ягоды.Вариант 6 «Поможем Карлсону сварить варенье на зиму»Задачи: Расширять словарный запас, развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы;Способствовать развитию умения сопереживать и желание помочь Карлсону;Формировать представление о фруктах и ягодах;Продолжать способствовать развитию умения образовывать прилагательное и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными;Карлсон(входит с огорчением) Я самый несчастный в мире Карлсон, потому что я люблю разные сладости, а особенно варенье, но у меня уже ничего не осталось, я не запас вовремя фруктов и ягод, и у меня на зиму ничего нет! О, несчастный, бедный Карлсон!Воспитатель: Карлсон, посмотри сколько здесь детей, они тебе помогут.Карлсон: Здравствуйте, ребята вы правда мне поможете? Тогда мы отправляемся с вами в сад, и должны найти чудо - дерево на котором растут фрукты и кусты с ягодами и грядка с клубникой.По дорожке мы идемИ в чудесный сад придем.груши, яблоки, бананыдля варенья соберем.Проводится дидактическая игра” Что растет на дереве, на кустике”.(дети называют фрукты и ягоды)Например: апельсин, какой? (круглый, оранжевый, сочный) .груша, какая? (сладкая, желтая) .Яблоко, какое? (красное, сладкое)Пальчиковая игра «Варенье»Будем мы варить варенье. Фруктов нужно много, вот. («Варят» - мешают пальчиком на ладошке)Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить, (ребром ладони стучат по другой ладошке)Варим, варим мы варенье («Варят» - мешают пальчиком на ладошке) Получился, вкусный - вот!Карлсон: Какие аппетитные получились варенья. Какие варенья мы сварили? (из вишни - вишневое вареье; из яблок- яблочное; из клубники- клубничное варенье ит. д.)(Карлсон забирает с собой банки с вареньями)Спасибо, что вы помогли, сварили для меня варенье, мне сейчас надолго хватит.