Публикации «Звуковая культура речи у детей 5-6 лет»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Звуковая культура речи у детей 5-6 лет»
Автор: Агеева Гальминур Хабибовна

Публикация «Звуковая культура речи у детей 5-6 лет»Грамотная речь - важное условие всестороннего развития детей. Если у ребенка правильная и «богатая» речь, то ему легче  высказать свои мысли, больше возможности в познании окружающего мира.Правильное общение называется культурой речи. Звуковая культура речи составляет общее умение общаться друг с другом. Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукопроизношение, интонацию, темп, жесты, мимику, тональность речи, позу, двигательные навыки во время разговора ребенка. Воспитание речи у детей дошкольного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения является необходимым условием полноценного развития ребенка. Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей 5-6 лет является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи.Современные дети намного чаще страдают проблемами формирования звукопроизношения и речи. Причина этому – компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями.Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно. В детском саду, во время игр, прогулок. Разговаривайте с ребенком, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте деревья, камни, рассматривайте цветы. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать как родители, так и педагоги дошкольных учреждений. Использование игр на развитие речевого дыхания.Развитие дикции с помощью скороговорок.Игры и упражнения, которые помогут Вам  научить ребёнкаправильно определять звуковой состав слов:Поскольку наши дети имеют речевые нарушения, нам предстоит ещё больше и активнее помогать им, освоить разные стороны речи. Только при нашей – логопеда, воспитателей, а также родителей – совместной работе мы добьёмся положительных результатов и успехов!         Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста.В старшем возрасте у детей уже достаточно развит фонематический слух. Это позволяет в дальнейшем направить работу на осознание детьми звукового анализа слова, словесного состава предложения.В процессе речевых занятий, игр и упражнений развиваю у детей умение понимать и употреблять термины «слово» и «звук». Выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова. Внимание детей специально обращаю на такую особенность звуковой стороны слова, как длительность звучания (короткие и длинные слова). Знакомясь со звуковой формой слова, ребенок учится анализировать его слоговое строение, выделять ударение. При обучении чтению он уже должен определять, какие звуки слышны в анализируемом слове, устанавливать порядок их следованияЗвуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность и четкую дикцию.В первый класс дети должны поступить с правильным произношением всех звуков родного языка, с умением ясно и отчетливо произносить отдельный слова и фразы. А неправильное произношение принесет ребенку не мало трудностей при поступлении в школу. Помимо комплексов общения, стеснение отвечать у доски, недостатки устной речи часто влияют на письменную речь, что ведет к снижению успеваемости.воспитание ЗКР – одна из важнейших задач развития речи в целом.ЗКР является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими. На современном этапе развития речи детей стало одной важнейших проблем, и одним из проблемных направлений – развитий ЗКР.В своей работе я придерживаюсь следующих принципов.ПРИНЦИПЫДоступности, систематичности,последовательности,поэтапности, так же учитываю индивидуальные особенности воспитанников, так как легче запоминают звуки через последовательность, я использовала игрушки в играх «чудесный мешочек», « магазин», дети договаривали название игрушек.Применяла предметные картинки, в играх «найди пару», «говори правильно», «цепочка слов»При закреплении и отработке звуков изолированно и в словах использовала«Волшебную улитку», в кармашках которой расположены картинки.В своей работе я стараюсь соотносить учебный материал с уровнем развития детей, с их знаниями и навыками которыми они владеют.Обязательно учитываю индивидуальные особенности развития речи каждого ребёнка и при выявлении детей с нарушениями речи, рекомендую родителям обратится к специалисту.Я считаю ,что воспитатели должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, ,во всех режимных моментах необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры, направленные на выработку у детей чёткой дикции .Использую упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на уточнение произношения звуков «Кто как кричит», «Магазин», «Лото» для закрепления звуков в словах и фразах использую игры «Найди и отгадай», «Продолжи слово», «Кто больше», «Выдели слово».Собраны и постоянно пополняются следующие материалы• Упражнение артикуляционной гимнастики с картинками• Изготовлены игры для формирования воздушной струи• Картотеки чистоговорок, скороговорок, речевых игр, стихов и упражнений• Разнообразные речевые игры• КартотекиЯ считаю, что такие игровые задания своего рода развлечение, которое несет помимо веселых и забавных минут огромную пользу. Совместно с родителями созданы картотеки загадок, скороговорок, чистоговорок, потещек. Как было сказано выше,в моей практике уделяется много времени индивидуальной работе с детьми.Таким образом, для того, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произношение им слов и каждого слова в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух. Учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.Ознакомление со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению их грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя русского языка, морфологической системы.