Публикации Фольклорный праздник "Весна идёт"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Фольклорный праздник "Весна идёт"
Автор: Наталья Валерьевна Собянина

Описание фольклорного праздника «Весна идет» «Тулос локто»
  • Что? Фольклорный праздник.
  • Где? Групповая комната, декорированная под поляну.
  • На поляне - деревянные лавки, на которых будут сидеть участники праздника. В центре – стол, на котором стоят блюда комиязьвинской кухни.
  • Когда? Середина апреля.
  • Почему? Необходимо приобщать младших школьников к культуре комиязьвинского народа (коренного народа Верх-Язьвинского поселения), его традициям и обычаям. Праздник- попклярная и доступная, приятная и пленительная для дошкольниов форма культурно- досуговой деятельности.
  • Зачем? В ходе праздника дети познакомятся с комиязвинским обрядом встречи сарчика( трясогузки), закличками, играми, песнями.
  • Как? Подготовка и проведение праздника осуществляется совместными усилиями: все дети и их семьи включаются в процесс подготовки и проведения праздника, являются непосредственными участниками мероприятия
  • С кем? Дети старше (5-6 лет).
  • Композиционное построение праздника
  • Вступительня часть.
  • 1. Аудиовизуальный ряд.1. Цель: Подготовка к восприятию.
  • Приветсвие хозяйки праздника – Агафьи.
  • Цели: сообщить детям форму мероприятия, заитересовать происходяшим.
  • Диалог Оборенихи с Агафьей.
  • Цели: внести сюрпризный момент, удивить дошкольников, усилить впечатления детей; вызвать радостные и добрые эмоции, рождаемые действиями персонажей.
  • Беседа Оборенихи с детьми.
  • Цели: сообщение темы и цели праздника; формирование мнения о том, что к празднику нужно перекотомить того, кого следует переобуть, одеть, срядить, нарядить , окрутить к празднику,то есть все и всё на празднике должно выглядеть эстотично выглядетьII. Праздник «Тулос локто» 1. Хоровод.Цели: повторить с детьми закличку; учить ориентироваться в пространстве; обеспечить сопричастность детей к единому коллективу; преодоление отчужденности и замкнутости некоторых детей. 2. Загадки.Цели: развитие логическоо мышления, формирование творческого вооброжения. 3.Считалка.Цели: развитие умения общаться, уступать друг другу, играть по правилам; разучивание новой считалки. 4. Частушки.Цели: порадовать детей задорным звучанием частушек; показать, как звучат частушками на русском и комиязвинском языках. 5.Игры.Целичить детей играть по правилам; воссоздавать ранее виденное, применять правила игры в нестандартных ситуациях; обогащение добрых эмоций, рождаемых праздником 6. Выступление ансамбля «Реченька».Цели: знакомство дошкольников с творчеством фольклорного анасамбля «Реченька», действующем при сельском Доме культуре; эмоциональноеокрашивание атмосферы происходящего.Требования по применению данной формы
  • Предварительная подготовка:
  • Подготовка праздника осуществляется в естественной обстановке планомерных музыкальных занятий;
  • Изучение истории и культуры коми- язьвинского народа;
  • Участие родителей в сборе краеведческого материала для группового уголка «Люби и знай свой край»;
  • Составление видеоряда для вступительной части праздника;
  • Подготовка костюмов для выступлений;
  • Приготовление родителям блюд – коми язьвинской кухни;
  • Установление связи с сельским Домом культуры, приглашение на праздник ансамбля «Реченька»
  • Пленительная мероприятия
  • Форма – праздник;
  • Красочное и эстетичное оформление групповой комнаты;
  • Многообразие образцов комиязьвинского творчества; песни, частушки, заклички, игры.
  • Знакомство с комиязвинским словами, заучивание некоторых слов.
  • Благоприятный психический климат.
  • Активное участие детей в проведении праздника.
  • Ожидаемые результаты1.Праздник доставит детям радость и удовлетворение, то есть, праздник должен соответсвовать своему главному предназначению – радовать.2. У дошкольников зажжется искра интереса к комиязьвинскому народу.3. Дети получат знания об особенностях встречи весны комиязьвинами; возможно, у них появится желание самим поучаствовать в празднике весны.4. Дети отвлекутся от обыденности, ощутят радость жизни, плусат положительные эмоции.Ход мероприятия1. Вступительная часть.1. Аудиовизуальный ряд. С помощью мультимедийного проектора на экране показываются слайды, изображающие весенние изменения в природе: таяние снега, капель, проталины, фотографии с праздника « Сарчик приносит весну». Звучит музыка Н. Римского - Корсакова «Пляска птиц» из оперы «Снегурочка» На фоне видеоизображений и музыи звучат следующие строки стихов С. Маршака:Снег уже не тот, Потемнел он поле.На озерах треснул лед,Будто раскололиОблака бегут быстрей, Небо стало выше.Зачирикал воробейВеселей на крыше. Все чернее с каждым днемСтежки и дорожки. И на вербах серебромСветятся сережки.2.Приветсвие хозяйки праздника – А гафьи.Хозяйка Агафья:Собирайтесь люди Нынче праздник будет!Озорной, задорный,Самобытный, наш, фольклорный!Торопитесь, поспешите К нам сюда приходите!По законам старины Здесь мы встретиться должны!Раздается стук, грохот, вбегает Оборениха3. Диалог Оборенихи с хозяйкой Агафьей.Оборениха: у! Фу! Чу! Чу! Непонятным мне духом пахнет, Кто такие? Зачем разбудили меня меня средь бела дня. Спать хочу – у- у!Хозяйка Агафья: - Что же за невоспитанность? Не представилась, раскричалась, детей не поприветствовала. Будь добра объясниться!Оборениха: - Будь добра… Скажи пожалуйста. Больно вежливые вы туту собрались – то. (Смущенно закрывает глаза, теребит в руках кончик передника.) -Оборениха я. Вот! Из коми- язьвинских сказок. Хозяйка Агафья: - Ну, что ж, приходи. Гостеьей доброй будешь.Оборениха:- Ни за что не останусь! Я вообще страсть как не люблю праздники всякие: все играют, смеются, пляшут. А мне приходится сидеть одной в лесу дремучем, зеленеть от скуки.Хозяйка Агафья:-Оставайся, Оборениха, с нами, мы на празднике весну славим! 4. Беседа Оборенихи с детьми.1-ый ребёнок:Только в этих краях, только здесь Праздник чудесный, старинный есть. Трясогузка – Сарчик прилетает,Весну новую начинает!2 – ой ребенок:- Собрались мы здесь, чтобы Сарчика задобрить, себя показать и других посмотреть; помериться удалью и красотой, петь песни и частушки, посоперничать в потехах и забавах.Оборениха: - Ну, ладно, согласна я остаться, да дубас мой весь поизносился. От вас стыдною Все такие красивые, нарядные. Легко бодер (Красиво)Хозяйка Агафья:- А ты не переживай, мы тебе другой дубас подаримОборениха: - Спаси Христос!Одевает дубас, кружится от радостиII. Праздник «Весна идет « Тулос локто1. ХороводХозяйка Агафья:- И так праздни « Весна идет!» «Тулос локто!» начинается. А начинем мы праздник дружным хороводом. Выходите в круг, будем петь закличку:Шондi пет, шондi петЗолотой копейка сет. (Солнце выйди, солнце выйди.Золотую копейку дай)Сарчик на соломочке, Прилетай к нам. Принеси нам Весну красу На своем хвостеОрганизуется детский хоровод, все дети принимают активное участие. Оборениха: - Ай, да молодцы! Вот удивили, порадовали старую. А сейчас присядьте, отдохните.2.Загадки о весне.Загадаю, вам, ребятки,Я теперь свои загадки,Отгадайте по одной Из шкатулочки леснойОборениха заглядывает маленький берестяной туесок и говорит по очереди загадки:Выросла, повыросла, Из бороды повылезла,Солнышко стало, -Ничего не стало ( Сосулька)Ушла белая да седая,Пришла зеленая молодая (Зима, весна)Весна торопится на стартВ ручьях весенних месяц… (Март)Из старых листьев вылез шмель, Цветет подснежником….(Апрель)На луг буренку выгоняй – Пришел с травой зеленый… (Май)3. Считалка. ЛоддисянкаХозяйка Агафья:Давайте разучим новую считалку:Сарчик, спича кок,Коччо кора, Сiччо лок.4. Частушки Хозяйка Агафья:Ой, а я частушки как люблю!Без конца пою – пою! А теперь, вы спойте! Считалочку произнесите, которую мы выучили, на ком остановится, тот и будет петь!Оборениха и дети исполняют частушки:Оборениха: Ме бодёр полпьян Я красивая девочка, Менам горд сарафан У меня красный сарафан. Кокъез - топ, киезхлоп Ногами – топ, руками – хлоп Мекот йоктiно лок! Со мной плясать пойдемСоня: Мы на празднике весеннем Славно время проведемПоиграем и попляшемИ частушки пропоем.Оборениха: Ме муна, и тэ мунан Я иду, и ты идешь Отiк кокон, мудiк кокон,Одной ногой, другой ногойМе села и тэ селанЯ пою, и ты поешьОтiк горан, мудик горан. Одним голосом, другим голосомВсе желающие поют частушки: дети, их родители, гостиОборениха: Мы частушки вам пропелиИ немножко пошумели.Вас прошу, детишки, встать И со мною поиграть 5.Игры.Игра «Жмурки»Оборениха:- Кто смелый? Выходи! Удаль свою Покажи!Оборенихе завязываю глаза. Дети хором говорят следующие слова: «Раз – два – три, Оборениха лови!» Оборениха ловит детейИгра «Бег в мешках»Дети выстраиваются в две команды. Руководят командами Агафья и Оборениха. У них в руках мешки.После того, как Агафья и Оборениха произнесут слова:«Раз, два, не зевай, и в мешок полезай!»,Первые стоящие в колонне прыгают в мешок и бегут вперед до веточек,Возвращаются на место и передают мешок стоящему сзади.Побеждает та команда, которая быстрее пробежала мешках и возвратились обратноюИгра «Попади в цель»Оборениха раздет детям еловые шишки. Нужно попасть шишками в цель. Побеждает тот, у кого больше шишек попало в цель. Оборениха подбадривает играющих следующими словами: «Не тот меток, кто кидает, а тот, кто в цель попадает!»6. Встреча ансамбля «Реченька»Хозяйка Агафья:Ваши лица разгорелись,Ваши щечки раскраснелисьЛюбо – дорого смотреть,Так пора нам песню спеть!Оборениха: - Приветствуем наших гостей из сельского Дома культуры. Встречайте – ансамбль «Реченька». Хоть ансамбль взрослый, любят они выступать и для детей.Показывается обряд заклички сарчика.Разжигается импровизированный костер, вокруг которого рассаживаются участники ансамбля. Девушки подают пиво?, а остатки сливают в один туесок: Поют песни под гармошку. «Начинается пляска, тряска, гармошка, песни всякие разные» Ансамбль исполняет песни, как на русском, так и на комиязьвинском языке.После пения мужчина выкапывает ямку палкой, сливает остатки пива из туеска и говорит: «Напоили допьяна, схоронили сарчика». Ямку притаптывают с припляской и с частушками.С частушками же артисты покидают групповую комнату.III. Знакомство с комиязьвинской кухнейХозяйка Агафья:- А теперь, гостьюшки мои дорогие, прошу вас за стол мой щедрый, отведать шаньги картофельные, пироги с пистиками, попробовать вандышей соленых.Жалко, что чая горячего на нашей поляне нет, с собой ведь самовар не возьмешь! -Оборениха: - Не переживай. Агафья! Помогу тебе! Применю я силу свою волшебную!Начинает колдовать над колодой, в центре которой пустота, внутри спрятан самовар. Чуфрымуфры! Чуфрымуфры! Чай на стол! Чай на стол!Хозяйка Агафья: - Вот он красавец самовар – батюшка! Поставим его в центр стола!Теперь не стесняйтесь, угощайтесь на здоровье!Родители помогают угощать детей и рассказывают о некоторых блюдах комиязьвинской кухни.IV. Заключительная часть 1.Подведение итогов праздника.2.Анализ деятельности детей.