Публикации "Организация работы с текстом и другими источниками информации как условие повышения качества образования (смысловое чтение)"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Организация работы с текстом и другими источниками информации как условие повышения качества образования (смысловое чтение)"
Автор: Моисеева Марина Александровна

Организация работы с текстом и другими источниками информации как условие повышения качества образования (смысловое чтение)Моисеева М.А., заместитель директора по УВР МКОУ «Храмцовская ООШ»- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на РМО заместителей директоров по УВР. - Спросил у мудреца человек: - Зачем ты читаешь книги, ведь ты уже и так мудр? На что мудрец ответил встречным вопросом: - А зачем ты ел сегодня, ты же ел вчера?Человек, подумав сказал: - Чтобы поддерживать жизнь в теле, я ем чтобы не умереть. Мудрец сказал: а. Вот и я, читая книги, поддерживаю жизнь своего духа, питая его мудростями. Чтобы дух мой не умер…- Я не зря начала нашу встречу с этой притчи, потому что речь пойдет о смысловом чтении.- Во всем мире большое значение придается чтению. До недавнего времени мы гордились тем, что наша страна была самой читающей державой. Но времена изменились, а с ними изменилось отношение к чтению. Его медленно, но верно вытесняют телевизор и компьютер.Итак, почему же именно чтение? Наталья Николаевна Сметанникова, Председатель Русской Ассоциации Чтения выделяет следующие факторы «внимания» к чтению:
  • Мы на самом деле сейчас больше пишем, чем говорим, особенно молодое поколение – на первое место выходит канал письменной коммуникации;
  • Мы все больше погружаемся в мир гаджетов, компьютеризация почти всех сфер жизни вынуждает переходить на эл. носители текста;
  • Действительно, эл. носитель текста в чтении меняет очень многое и абсолютно понятно, что от качества чтения зависит качество образования.
  • Мы все знаем, что плохо читающие дети – это, априори, дети, испытывающие трудности в обучении.
  • Мало того, социологи говорят о том, что, сейчас произошла смена моделей чтения: современное молодое поколение, дети читают, но не то и не так. А если сменилась модель чтения, то соответственно должны меняться и методики обучения чтению и методики приобщения к чтению.
  • И абсолютно понятно, что со временем, чтение расширяет свои функции, свои роли в жизнедеятельности человека.
  • К сожалению, наша страна показывает достаточно низкие результаты в международных исследованиях PISA, в которых одной из приоритетных оценок обследования является читательская грамотность школьников …. По определению PISA: читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.! Никакой уровень читательской грамотности недостижим, если человек не осознает, что чтением он должен заниматься. Если человек не погружен в чтение, не читает для себя, то и профессиональное, образовательное, прагматическое чтение будет для него насилием. PISA проверяет параметры чтения по тем критериям, которые перечислены на слайде. Обратите внимание на последний пункт: настало время, когда человека нужно учить осваивать стратегии чтения, иначе он не справиться с тем объемом информации, которая на него обрушивается.Итак, результаты исследований PISA и PIRLS говорят о том, что… происходит серьезная потеря читателя когда идет переход … (мы перестаем учить детей читать!!)На этапе перехода из начальной школы в среднюю теряем читателя, потому что... - перестаем обучать чтению и приобщать к нему; - не занимаемся текстовой деятельностью на всех уроках; - не поддерживаем и не сопровождаем самостоятельное чтениеПоэтому ФГОС становится естественным ответом на вызов времени. Высокие результаты в начальной школе и низкие результаты в основной школе свидетельствуют о необходимости обучения детей работе с текстом в системе. Но для этого необходимо самим овладеть эффективными технологиями обучения смысловому чтению.
  • Понятие смыслового чтения.
  • Актуализация приём «Верю, не верю»Чтобы вы хорошо себя чувствовали, предлагаю использовать прием «верю/не верю» и размять наши ладони. Если согласны со мной аплодируйте.-Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?-Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?-Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки?-Согласны ли вы со словами академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию»?- Я полностью с вами солидарна- Итак, определимся с понятием «смысловое чтение».Смысловое чтение - это чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.Цель которого - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Задачи: Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать .-На каких учебных предметах можно формировать смысловое чтение? (Ответы педагогов)Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 — это смысловое чтение, которое гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые факторы. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.Таким образом, в новом Стандарте чтение становится фактором формирования homo moralis – человек мыслящий… и является средством для образования и рассматривается как работа с информацией.
  • Место смыслового чтения в ФГОС. Смысловое чтение как метапредметный результат образования.
  • У многих учителей может сложиться мнение, что данная тема не касается их предметов, а является уделом учителей начальных классов, русского языка и литературы. Но безусловно, обучение смысловому чтению проходит на всех учебных предметах.В связи с введением нового стандарта стали актуальны вопросы, касающиеся достижения такого метапредметного результата, как смысловое чтение. (Они закреплены в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы НОО (п.11 подпункт 9) «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; ФГОС ООО раздел II.Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (п.10 подпункт 8) «Смысловое чтение»). Чтение сегодня – это метапредметная компетенция. В новом стандарте закреплена необходимость развития смыслового чтения. Нам необходимо понять, как помочь ребенку овладеть этой компетенцией и как она влияет на образовательные результаты в разных предметных областях. В Стандарте, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.На схеме представлены группы метапредметных результатов, относящихся к смысловому чтению.ФГОС: подлежат проверке умения (закреплены умения, которые подлежат контролю!)
  • Стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
  • Для реализации требований Стандарта к достижению метапредметного результата «смысловое чтение» современный учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения. Но «для того чтобы научить школьников работе с текстом, учитель должен знать, каким конкретным приёмам работы нужно обучать и как это делать».Эффективным средством в овладении навыком смыслового чтения стали приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся.Приемы по формированию навыков смыслового чтения, используемые в нашей ОО (это лишь только часть, т.к. приемов достаточно много) С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения?Какие можно предпринять шаги для ликвидации этих проблем?Проблема 1. Среди заданий ВПР, ОГэ, ЕГЭ есть такие, которые требуют анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в другие формы (таблицу, схему, конспект), которые проверяют эти умения. Однако, как показывает практика, зачастую эти учебные действия у учащихся недостаточно сформированы, даже успешные учащиеся допускают ошибки.Проще говоря « дети не вчитываюся в задание».Шаги: Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках. Работа должна быть направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Нужно показывать и учить детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми.Проблема 2. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту.Шаги: Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Многие УМК для обучающихся начальной школы имеют тетради для самостоятельной работы на печатной основе (например, УМК «Перспективная начальная школа»). Их активное использование так же способствует формированию навыков смыслового чтения. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе, а разнообразие видов заданий к текстам способствуют выбору соответствующего вида и механизма чтения. Например, дать ответ на поставленный вопрос кратко или полно; выбрать правильный ответ и подтвердить свой выбор фрагментом текста (цитатой), используя цветные карандаши; высказывание своей точки зрения и краткое её изложение; приведение доводов, как в поддержку высказывания, так и его опровержения; объяснение различных ситуаций с помощью текста и пр. При этом происходит речевое развитие ребёнка.Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения.Шаги: Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Её приёмы (INSERT, тонкие - толстые вопросы, чтение с остановками, волшебный мешочек, зигзаг, приём ЗХУ, двучастный дневник и др.) как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков.Шаги: Использовать возможности урока развития речи для знакомства детей с текстами разных стилей, раскрыть особенности их построения, черты отличия от художественных текстов, показать приёмы работы с такими текстами. Предлагать школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Содержание учебников (например, математика, автор А. Л.Чекин) требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов и т.п., т.е. смысловую сторону чтения можно и нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом.Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.Проблема 5. Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.Шаги: Анкетирование родителей, тематические родительские собрания, открытые уроки с приглашением родителей, индивидуальная работа с родителями.Проблема 6. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения. В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника, задачи по математике, слайда и т.д. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в выделении смысловых единиц, в установлении причинно-следственной связи между смысловыми единицами, в формулировании основной мысли текста, в формулировании вопросов к тексту, в поиске ответов на вопросы к тексту.Шаги: Для оказания помощи в преодолении перечисленных трудностей учитель должен понимать психологические составляющие смыслового чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. Для выявления детей, испытывающих подобные затруднения, необходима совместная работа учителя, педагога – психолога, логопеда и своевременная диагностика.Государственный федеральный образовательный стандарт предполагает по завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой контрольной работы. Данную работу, на мой взгляд, можно рассматривать, как показатель сформированности умения работать с текстом, т.е. проверить уровень сформированности навыков смыслового чтения.Важно уже в первом классе не упустить тех детей, которые показали низкий уровень выполнения работы, организовать совместно работу по ликвидации трудностей.Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает обеспечение преемственности всех ступеней общего образования.Следовательно, работа по формированию навыка смыслового чтения не должна прерываться при переходе обучающихся начальной школы на следующую ступень обучения. Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения.Нашу встречу я хотела бы закончить словами Константина УшинскогоЧитать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело. Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении всем школьным предметам, в частности математике.Предлагаем продолжить работу в группах. Выполните задание 1. Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделить без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?(Ответы групп)Задание может быть предложено в 3 классе на уроке повторения и закрепления знаний после того, как изучены таблица умножения, приём нахождения частного методом подбора и проверка деления умножением. Достаточно большой текст задания затрудняет его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием необходимо сделать так, чтобы текст был у учеников перед глазами. Они должны найти все ошибки, допущенные Незнайкой. Некоторые из этих ошибок лежат на поверхности, например, 100 – это не двузначное число, а трёхзначное число.Другие ошибки требуют внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации. Например, необходимо проверить, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа без остатка. Выполняя деление методом подбора, школьники установят, что 100 не делится на 3 без остатка. 33·3=99, 99<100, 34·3=102>100. Другие ошибки требуют ещё более тщательного анализа текста, так как они скрыты под правильными рассуждениями. Так в случае проверки результата деления 4 на 2 Незнайка выполнил сложение 2+2, результат которого действительно равен 4. Однако проверять деление путём прибавления к частному делителя нельзя. При вычислении произведения 28·3 Незнайка абсолютно правильно заменил его суммой трёх одинаковых слагаемых 28, однако посчитано значение этой суммы неверно.Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, это задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы. Содержание задания позволяет повторить определение умножения, закрепить навык вычисления произведения с помощью замены его суммой одинаковых слагаемых, проверить сформированность навыка выполнения внетабличного деления способом подбора.-А сейчас внимательно прочитайте следующую притчу «Два волка». (Участники мастер-класса читают текст притчи на слайде).Притча «Два волка»Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает?Старик едва заметно улыбнулся и ответил:- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.При знакомстве с данной притчей был использован приём «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.- Назовите ключевые слова в притче «Два волка» (добро и зло)Приём составления вопросов к тексту является одним из основных при формировании навыка смыслового чтения. Другим таким приёмом является приём составления сводных таблиц, позволяющий обобщить и систематизировать учебную информацию. С этой целью мы предлагаем выполнить задание 3, работая в группах. Прочитайте текст. Представьте содержащуюся в нём информацию в табличной форме. Ответьте на вопросы и выполните задания, данные после текста.Звери-великаныЗверь – это не только тигр, но и безобидный хомячок, не только волк, но и коза. Все они относятся к классу млекопитающих. Всего известно четыре тысячи биологических видов млекопитающих. Животные этого класса весьма разнообразны по своему внешнему виду, повадкам, образу жизни. К классу млекопитающих относится крупнейшее из всех ныне живущих животных – синий кит. Его длина – 33 м, а масса – до 150 т. Пасть у синего кита огромна. Кажется, что он может кого угодно проглотить. На самом же деле это безобидное животное. Синие киты питаются крошечными рачками планктона. Синий кит в 30 раз тяжелее самого крупного животного суши – африканского слона, в 50 раз тяжелее другого сухопутного великана – африканского носорога. Рост африканского слона достигает 4 м. Носороги рядом со слоном кажутся низкорослыми: их рост около 2 м. Эти огромные животные питаются травой и листьями.Вопросы и задания:
  • Исполином среди млекопитающих является бурый медведь. Его масса достигает 750 кг. Во сколько раз носорог тяжелее бурого медведя? На сколько синий кит тяжелее бурого медведя?
  • Одним из самых маленьких млекопитающих на земле является карликовый хомячок, который живёт в Мексике. Он весит примерно 6 г. Во сколько раз карликовый хомячок легче синего кита и носорога? Сколько хомячков уравновесят на весах бурого медведя? На сколько граммов хомячок легче слона?
  • Самыми маленькими обезьянами являются карликовые игрунки, обитающие в лесах Амазонки. Они весят не более 100 г. Сравни массу такой обезьянки с массой каждого из встретившихся в тексте животных.
  • Вывод: Чтение рассматривается как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.Каждый учитель-предметник должен специально отслеживать формирование УУД на уроках по своему предмету.
  • Рефлексия.
  • Давайте вернемся к нашей таблице (слайд 30) Заполните, пожалуйста последнюю колонку, что же вы узнали. Кто хотел бы озвучить полученный результат? Предлагаем составить синквейн. ЧтениеСмысловое, осознанное, вдумчивоеРазвивает, обогащает, информируетСмысловое чтение - неотъемлемый компонент читательской грамотности.Знание (слайд 31) Таким образом, становятся актуальными слова Алвина Тофлера: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать» Перед вами «Ромашка Блума». Выберите любой лепесток. На лепестке есть вопросы. Ваша задача приготовить вопросы, начинающиеся с этих слов. Приступайте к работе. (Готовят вопросы по тексту. А затем озвучивают их группам и группы отвечают на приготовленные вопросы.)- Следующее задание «Угадай вопрос».Ученик выходит к доске и получает карточку с вопросом, не читая вопроса громко отвечает на него, остальным нужно догадаться каким был вопрос.