Публикации "Звук – слог – слово – предложение"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Звук – слог – слово – предложение"
Автор: Перфилова Ирина Владимировна

Логопед Демченко О.В. Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие на остров «Звукарик» Тема: «Звук – слог – слово – предложение»Коррекционно – образовательные цели.Развитие связной речи, фонематических представлений. Совершенствование навыка слогового анализа слов и навыков анализа предложений. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Совершенствование навыков чтения. Профилактика нарушения письменной речи.Коррекционно – развивающие цели.Развитие речевого слуха, фонематических представлений (выделение начального и конечного звуков в словах), зрительного внимания и восприятия, координации речи с движением.Воспитательные цели.Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности.Оборудование:На ватмане (экране) нарисована карта острова и кораблика, который можно передвигать на карте, изображение острова со звуковыми схемами в разных частях, сундук, три (картонных) ключа разной конфигурации, слоги, картинки с изображением животных и их домики, картинки с сюжетные картинки, схемы предложений.Организационный момент:Сегодня занятие у нас необычное. Сейчас мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на волшебный остров. Поплывем мы на остров на корабле, в который превратится наша группа. Чтобы попасть на корабль надо составить непрерывную цепочку из слов. Каждое следующее слово цепочки начинается с того звука, которым заканчивается предыдущее слово.Логопед называет слово «Компас». Ребенок выделяет последний звук в слове и придумывает слово на звук «С», итд. Дети называют слова и садятся на места.Логопед:- И так, путешествие начинается! Мы отплываем от берега и выходим в открытый океан. А пока наш корабль плывет по океану, я вам расскажу одну историю. Жил был путешественник Робинзон Крузо. Однажды корабль Робинзона попал в шторм и затонул около небольшого острова. Робинзон вплавь добрался до этого острова и поселился там. Проходя по своему острову, он нашел таинственный сундук, но открыть его не смог. Тогда Робинзон написал письмо, положил его в пустую бутылку и бросил в море. Это письмо попало к нам. И вот, что в нем написано:«Дорогие ребята! На острове я нашел сундук с драгоценностями. Я отдам вам сундук, если вы выполните все задания, которые я оставил вам в разных частях острова. Но открыть его непросто! Вам предстоит пройти три этапа испытаний. На каждом этапе нужно выполнить 2 задания. За удачное прохождение каждого этапа вы получите ключ. В конце испытаний у вас должно быть три ключа. Но какой из них подойдет к сундуку, вы должны узнать сами.»Наш корабль приближается к таинственному острову и мы приступаем к первому этапу.(На карте находится лист бумаги, свернутый в трубочку) Логопед берет листок и читает: - На первом этапе вам надо выполнить два задания:1. Отгадайте, как называется этот остров? Чтобы это узнать, надо определить 1-й звук в названии каждой картинки и поставить нужную букву.картинкиДети ставят рядом с картинкой буквы.И так, как называется остров? Дети: - ЗВУКАРИКЛогопед: - Молодцы! А чем отличаются звуки от букв?Дети:- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. Какие бывают звуки?Дети: - Звуки бывают гласные и согласные. Логопед: - Какие бывают согласные звуки?Дети: - Согласные бывают твердые и мягкие.Логопед:Какими цветами мы обозначаем звуки?Дети:Гласные звуки обозначаем красным цветом, твердые согласные – синим цветом. Мягкие согласные – зеленым цветом.Логопед:- Правильно, ребята! Теперь приступаем к выполнению второго задания.2. В разных частях острова растут фрукты. Определите, в какой части острова растут эти фрукты. (На рисунке острова наклеены звуковые схемы названий фруктов. Вокруг острова расположены картинки с фруктами). Соедините картинку фруктов со звуковой схемой. КАРТИНКИ: АПЕЛЬСИН МАНГО МАНДАРИН АНАНАС БАНАН Логопед:-Молодцы, ребята! Первый этап пройден! Вы получаете первый ключ!Для выполнения второго этапа нам надо переплыть на другой берег острова.А пока мы плывем, поиграем в игру «Морская фигура, замри!»Музыкальная физкультминутка.Логопед передвигает кораблик на другой берег острова. Логопед:- На этом берегу острова расположен ботанический сад. Садовник посадил на клумбе красивые цветы, подписал название этих цветов, но перепутал все слоги в словах.3.Исправьте ошибку садовника. Логопед: -Что вы сделали, чтобы исправить ошибку художника?Дети:- Поменяли слоги местами.Логопед:- Молодцы, ребята!Рядом с ботаническим садом расположен зоопарк. Ночью кто – то открыл клетки животных и они разбежались по всему острову. Директор зоопарка обратился к вам за помощью: «Ребята!4. Найдите зверей и верните их в свои домики»Логопед:- Чтобы вернуть животных, надо узнать, сколько слогов в слове. В первый домик надо поселить животных, названия которых имеют один слог, во второй домик - животных, в названии которых два слога, а в третий домик – животных, в названии которых три слога.Логопед:- Молодцы! Все животные возвратились в зоопарк, а вы получаете 2-й ключ!Логопед:Плывем за следующим заданием! И пора нам немного размяться. Музыкальная физкультминутка «Как живешь? Вот так!»Логопед:- Корабль приближается к берегу, где живет художник. Он нарисовал много картин и подписал их.5. Прочитайте предложения. Определите, к какой картинке относится это предложение.6. Найдите схему этого предложения.
  • Маме подарили розы.
  • Маленькая синица сидит на ветке.
  • Наступила осень.
  • Утро.
  • Дети играют в кубики.
  • Осенью люди собрали большой урожай фруктов.
  • _____ ________ ________ _________.________ _________.________ _________ __________.___________._______ ________ _________ _________ ________ _________._______ ________ _________ _________ ________ _________.Логопед:- Вы выполнили все задания и получили 3-й ключ. А вот и сундук, который передал нам Робинзон. А что же это лежит? Это образец ключа от сундука. Посмотрите, ребята, есть ли у нас похожий?Логопед показывает картинку с черным силуэтом одного из ключей. Дети выбирают нужный ключ. Логопед открывает сундук. В сундуке находятся шоколадные монеты в желтой фольге.Поздравляю вас ребята! Вы выполнили все задания и за это получаете награду – вкусные монетки. Наше путешествие подошло к концу.