Публикации Консультация для родителей: "Роль игры в развитии ребенка"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей: "Роль игры в развитии ребенка"
Автор: Тарасова Татьяна Борисовна

Роль игры в развитии ребенка
(консультация для родителей)
Цель: формирование тех сторон психики, от которых зависит насколько в последствии он будет преуспевать в учебе, в работе, как сложатся его отношения с другими людьми.
Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Часто говорят, что ребенок играет, когда, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно если это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой.
В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Хотя ребенок может брать на себя роль коня или страшного зверя, чаще всего он изображает взрослых людей: маму, воспитательницу, шофера, летчика. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.
Обязанности по отношению к окружающим - это то, что ребенок чувствует необходимым исполнять исходя из роли, которую он взял на себя. Другие дети ожидают и требуют, чтобы он правильно выполнял взятую на себя роль. При исполнении роли покупателя, например, ребенок постигает, что он не может уйти, не уплатив за то, что он выбрал. Роль доктора обязывает быть терпеливым, но и требовательным по отношению к больному и т.д. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых исполняют другие участники игры. Так, покупатель имеет право на то, чтобы ему отпускали любые имеющиеся на игрушечном прилавке товары. Доктор имеет право на то, чтобы пациенты выполняли его указания.
В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и трудовых взаимоотношений взрослых. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр.
Таким образом, указание на сюжет еще не характеризует игру полностью. Наряду с сюжетом надо различать содержание игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Дети при игре с одним и тем же сюжетом вносят в эту игру разное содержание. Так, младшие дошкольники многократно повторяют одни и те же действия с одними и теми же предметами, воспроизводя реальные действия взрослых. Воспроизведение реальных действий взрослых людей с предметами становится основным содержанием игры младших дошкольников. Играя в обед, например, малыши режут хлеб, варят кашу, моют посуду, при этом многократно воспроизводя одни и те же действия.
Игровой сюжет, так же как и игровая роль не планируется ребенком младшего дошкольного возраста, а возникает в зависимости от того, какой предмет попадется ему под руки. Так если у ребенка в руках трубка, то он доктор, если термометр, то медсестра.
Таким образом, развитие сюжета и содержания ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей. Так в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок учится мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, конструирование - на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т.д.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет втягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
В играх дети проводят большую часть времени. Поэтому очень важно создать условия для творческой активности ребенка. Перед игрой помещение должно быть проветрено. Влажную уборку проводить ежедневно. Особенно тщательно надо следить за чистотой пола, так как маленькие дети, играя, садятся на пол, ползают по нему. Нужно систематически проверять гигиеническое состояние игрушек, хранящихся на полках, в ящиках и т.п. Место для игры следует выбирать поближе к окну, на пол постелить коврик. Желательно, чтобы в помещении была спокойная обстановка. Шум, громкая речь, радио - телевизионные передачи отвлекают ребенка от развития замысла. Игрушки должны храниться в доступном и удобном месте, чтобы ребенок мог самостоятельно их взять.
Игра для ребенка не пустая забава, а деятельность, требующая определенного напряжения. Игра помогает ребенку выработать умение доводить начатое до конца. На первых порах дело это для него трудное, нужна помощь взрослого. Игры дают родителям неисчерпаемый источник влияния на ребенка. Например, сын или дочь не запомнили последовательность одевания и раздевания. Можно в игре с куклой показать, что и как нужно делать. Постепенно приобретается навык. Оказывать влияние на содержание и ход игры детей родители могут самыми разнообразными способами: предложить ту или иную игрушку, дать совет, вопросом подвести ребенка к дальнейшему развертыванию сюжета, а иногда и самим включаться в игру.
Включаясь в игру, взрослые могут подсказать сюжет, интересный и полезный детям, который будет побуждать их к определенному поведению, выполнению каких-либо правил и движений. Так, если ребенок малоподвижен, игра в лошадки увлечет его скачкой, роль капитана, солдата, моряка будет способствовать формированию правильной осанки, игра в больницу напомнит о необходимости выполнения гигиены. Но влюбом случае, используя те или иные приемы руководства игрой, родители должны стремиться развивать творчество и инициативу ребенка. Для развития ребенка важно общение его в процессе разнообразных игр со сверстниками. В совместной игре складываются ситуации, стимулирующие детей к заботе друг о друге, к обмену игрушками, уступчивости. В установлении положительных отношений в играх необходима справедливая оценка взрослым поведения детей. В игре иногда дети ссорятся. Разрешая конфликт, родители должны внимательно разобраться в виновности обеих сторон. Нельзя одобрять поведение ребенка, который стремится только командовать и давать распоряжения.
Литература:
Мухин В. С. детская психология.
Урбанская О. Н. Воспитателю о работе с семьей.
Маркова Т. А. Воспитание и обучение в детском саду.