Публикации Презентация проектной деятельности «Русская красавица матрешка» в средней группе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Презентация проектной деятельности «Русская красавица матрешка» в средней группе
Автор: Пискунова Светлана Михайловна

Проект «Русская красавица матрешка» в средней группеСветлана Пискунова Проект «Русская красавица матрешка» в средней группеВид проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный (декабрь 2014г. - февраль 2015г.)Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.АктуальностьЗасилье Спанч- Бобов, черепашек Ниндзя и кукол Барби отодвинуло на второй план народную игрушку. Вместе с тем, народная игрушка в детском саду входит в обязательный перечень развивающих пособий.Приобщение детей к народной культуре, воспитание гордости и преданности родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих предков, с народной игрушкой. Расписанная декоративными узорами, сочетающими в себе определенный ритм, счетность, симметрию, народная игрушка в детском саду развивает элементарные математические представления у ребенка. Сделанная полностью из природных материалов, она являет собой неразрывную связь человека и природы. Ничто не может сравниться с самобытной народной игрушкой. Для промыслов народных умельцев характерен ряд черт, который позволяет делать народные матрешки, дергунчики, каталки легко узнаваемыми.Матрешка актуальна во все времена. Она привлекает не только яркой росписью и неповторимостью лиц, но и игровым элементом. Матрешки семеновские, загорские и полхов- майданские одеты по крестьянской моде: платок, расписной сарафан, полушалок, передник.Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки и вообще любого продукта творческой деятельности. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.Цель проекта: приобщение дошкольников к национальной культуре через ознакомление с народной игрушкой.Задачи:1. Для детей• познакомить с историей матрёшки как народного промысла; обогащать сенсорный опыт детей;• систематизировать и углублять представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки;• развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам, поддерживать радость от узнавания нового;• развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд;• содействовать развитию творческих способностей детей, позиции субъекта в продуктивных видах деятельности.2. Для педагогов:• способствовать творческой активности детей;• создавать условия для формирования у детей познавательных умений: активно изучать новое, ранее неизвестное, вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения, самовыражаться в различных видах деятельности;• вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.3. Для родителей:• приобщать к истокам русской народной культуры;• систематизировать и углублять знания о народном промысле России- русской матрешке, о разновидностях, внешнем виде национальной игрушки;• принимать активное участие в образовательном процессе.Предполагаемый результат:• сформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения;• сформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др. ;• заинтересованное участие в образовательном проекте (интересуется новым, задает вопросы, проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.);• конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместных действий, договариваться, согласовывать действия и др.)Этапы проекта:- Подготовительный: (разработка проекта).С 1 по 30 декабря 2014г.- определение проблемы;- постановка цели, задач;- сбор информации, литературы, дополнительного материала;- составление перспективного плана работы.Перспективный план:Игровая деятельность Дидактические игры:«Сосчитай матрешек»«Подбери фартук для матрешки»«Разложи матрешек по величине»«Найди одинаковые матрешки»«Найди различия»«Собери бусы для матрешки»«Собери матрёшку»«Найди матрёшку»«Найди пару и тень»«Сложи по убыванию»«Одень матрёшек»«Построй ряд с закрытыми глазами»«Опиши матрешку»«Расскажи о матрешках»Пазлы, разрезные картинкиПознавательно- речевое развитие • Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек• НОД- Познание (ФЦКМ) «Знакомство с матрешкой» Заучивание стихотворения Некрасовой «Веселые матрешки». Дидактическая игра «Разложи и собери матрешек вместе».• Чтение рассказа об истории возникновения первой матрешки. Показ презентации о возникновении и развитии матрешечного дела.• НОД- Познание (ФЭМПВеселые Матрешки»• Комплексное занятие «Русская матрешка» (познание и художественное творчество)• Беседы с детьми на тему:«История возникновения и развития матрёшечного дела».Физическая культура Разучиваниеo Пальчиковой игры «Мы — красавицы матрешки»o Физминуток:- «Мы весёлые Матрёшки»- «Мы матрёшки вот такие крошки»- «Хлопают в ладошки дружные матрешки»Чтение художественной литературой Чтение стихотворения С. Маршака о матрёшках.Чтение и заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрёшки».Чтение стихотворений С. Я. Маршака "Матрешки", Л. Громовой " Матрешка"Разучивание стихотворения С. Иванова "Барышня-матрешка"Чтение загадок, стихов, потешек, историй о русской народной игрушкеМузыкальная деятельность Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки,Ладушки, ладушки…»Художественное творчество НОД Рисование «Ах, матрешечки, матрешки — маленькие крошки»НОД Аппликация «Украсим матрешке сарафан»НОД Лепка из соленого теста «Русская красавица Матрешка»Использование раскрасок, трафаретов о матрешкахРабота с родителями 1) Создание альбома «Виды матрешек»2) Подбор открыток о русской народной игрушке.3) Подбор иллюстраций, альбомов, раскрасок, трафаретов о матрешках4) Консультация «Роль народной игрушки в воспитании ребенка»5) Наглядная информация «Матрешка- деревянная игрушка»6) Консультация «Как правильно выбрать игрушку вашему ребенку»7) Пополнение уголка ряжения косынками и сарафанамиСовместная деятельность родителей с детьми Подбор экспонатов в мини– музей «Русская красавица Матрешка»Подготовка выставки «Матрешка своими руками»Исследовательский:С 1 января по5 февраля 2015г.- работа по плану с детьми, родителями- выполнение проекта.– Заключительный:С 6 февраля по 28 февраля 2015г.- Оформление мини – музея «Русская красавица Матрешка»;- творческая выставка детских работ «Матрешки»;- подведение итогов, анализ ожидаемого результата;- обобщение результатов работы, формулировка выводов;- составление рекомендаций.Итоги и выводы проекта:В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них должно появиться желание больше узнать о творчестве русских мастеров.Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов сформирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.