Публикации Игровые технологии на уроках биологии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровые технологии на уроках биологии
Автор: Нифакина Ирина Александровна

Приемы формирования смыслового чтения и работа с текстом на уроках биологии.Смысловое чтение на уроках биологии.Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Сегодня в России, в результате огромного количества перемен в жизни общества, прошедших в последние два десятилетия, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях.Перед учителем ставится очень важная задача - привить интерес учащихся к чтению, научить их «читать».Наиболее  успешные способы организации познавательной деятельности учащихся на основе смыслового чтения.Познавательная деятельность, как и любая деятельность, имеет свои мотивы и цели. Базовым мотивом, побуждающим человека познавать окружающий мир, является потребность в исследовании внешней среды, на основе которой в дальнейшем формируется сложная система познавательных мотивов. Целью познавательной деятельности является приобретение информации о неизвестном для того, чтобы установить его связь с известным и найти новые приемы и средства для выхода из проблемной ситуации.Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, процесс  наделения смыслом.Сл. 4.По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение 
  • поисково-просмотровое,
  • ознакомительное
  • и изучающее (смысловое).
  • Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым,  учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:
  • проблемно-поисковый способ,
  • дискуссия и обсуждение,
  • моделирование и рисунок.
  • Проблемно-поисковый способ предполагает выделение в тексте проблемы, её обсуждение.Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов, актуальных для данной аудитории и органично вытекающих из обсуждаемой книги. Этот метод предполагает обдумывание произведения, интеграцию его с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным миром. В диалоге с другими, иногда в споре, происходит не простое потребление литературы, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Хотя вопросы к обсуждению книги обычно ставят взрослые, но решение их вырабатывается, проверяется и формулируется в процессе взаимодействия всех участников. Учитель обязан создать условия на уроке, чтобы каждый участник учебной деятельности мог активно участвовать в решении учебной задачи, то есть быть субъектом учения. В этом активном процессе ребенок может активизировать и применить свои способности, знания и умозаключения. Обсуждение, начавшееся с ответов на подготовленные заранее вопросы, часто переходит в дискуссию и выходит за рамки выдвинутых проблем.Моделирование и рисунок помогают учащимся представить место действия, образы действующих лиц и т.д. Эти методы развивают воображение учащихся, дают им возможность пофантазировать. Творческая работа нравится детям, им всегда интересно её выполнять.Сл.7. Технология формирования типа правильной читательской деятельности формирует следующие УУД:
  • Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора)
  • Познавательные– извлекать информацию из текста
  • Личностные – в случае если анализ текста порождает Личностные суждения
  • Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму)
  • Основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться в преподавании биологии:– умение осмысливать цели чтения;– умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;– умение извлекать необходимую информацию из текстов;– умение определять основную и второстепенную информацию;– умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты научного, публицистического и официально-делового стилей;– умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.Работа с учебными текстами на уроках биологииКаждое из обозначенных в программе направлений работы с текстом вмещает в себя ряд умений смыслового чтения, которые необходимо формировать поэтапно, на базе рационально организованной учебной деятельности. Основные особенности организации смыслового чтения представлены в таблице 1.Таблица 1.Особенности организации смыслового чтенияВычленять информацию, заданную в тексте в явном виде.Определять из текста значение терминов.Сопоставлять информацию из разных частей текста.Устанавливать в тексте последовательность дейтвий.
  • Выделять главную мысль отдельных частей текста.
  • Делать выводы на основе информации из текста.
  • Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот.
  • Ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте.
  • Выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.
  • Применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации.
  • Интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации из текстов.
  • Самостоятельно конструировать новую (или существенно измененную) по отношению к тексту ситуацию.
  • Результаты смыслового чтенияОбщая ориентация в текстеГлубокое понимание текстаПрименение полученной информации в практической деятельностиУчителям биологии предстоит работа, для осуществления которой необходимо понимать, чтограмотное – в широком смысле слова – чтение лежит в основе всей деятельности человека как в период его обучения в школе, так и в будущем.Чтобы смысловое чтение и работа с текстами на уроках биологии и во внеурочной деятельности способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей (а для этого следует разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним); включить учащихся в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; дать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу в учебной деятельности.Проблема обучения смысловому чтению и работы с текстом на уроках биологии и во внеурочной  деятельности действительно актуальна и требует особого внимания.Слайд8. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи всех школьных предметов. Немаловажную роль в данном процессе играет предмет биология. В примерной программе: «Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: … умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую…».Среди заданий ГИА есть такие, которые проверяют эти умения. Однако, как показывает практика, зачастую эти учебные действия у учащихся недостаточно сформированы.Слайд 9. Примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения.
  • Прием «Дополни определение»
  • Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение (например, «живой организм», «питание», «раздражимость», «выделение», «развитие» и др.) Дополнить это определение основными признаками, перечисленными в тексте.
  • Прием «Сконструируй определение»
  • Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.Учащимся предлагается возможность самим «сконструировать» понятие (например, предложить сконструировать понятие «обмен веществ», сопоставив информацию из нескольких предложений текста.
  • Прием «Установление соответствие»
  • Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте.Более простой вариант работы с понятиями и их определениями представлен в виде упражнения на установление соответствия между понятием и его определением (таблица 2).Таблица 2Пример задания на установление соответствия
  • Прием «Ответы на вопросы»
  • Цель: сформировать умение грамотно строить ответ, исключив «излишнюю многословность», научить давать краткие и точные формулировки.Учащимся предлагается задания следующего типа: «Изучите текст учебника. Самостоятельно сформулируйте точные ответы на вопросы (левый столбик таблицы). Запишите ответы в тетрадь, используя «подсказки» (правый столбик таблицы)». Пример задания приведен в таблице 3.Таблица 3Примеры заданий для самостоятельной работыКакие изменения происходят с веществами, поступающими в живой организм?Какое значение эти преобразования имеют для организма?Какую роль выполняет дыхание в процессе обмена веществ?В организме из ___________________ веществ образуются ___________________, которые нужны для ____________________________. Сложные вещества ____________ на ___________, при этом освобождается ____________________ для _________________.В процессе _________________________ в организм поступает _________________, который необходим для распада _____________ веществ и выделения ______________________.
  • Прием «Составь задание».
  • Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Для проектирования таких заданий ученик должен хорошо потрудиться. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики или минигруппы могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.
  • Прием «толстых» и «тонких» вопросов.
  • Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.Этот прием может быть использован на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. (см. таблицу 4)Таблица 4Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.Что?Кто?Когда?Как звать ...?Было ли ...?Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.Дайте три объяснения, почему...?Объясните, почему...?Почему, вы думаете ...?Почему вы считаете ...?В чём различие ...?Что, если ...?Может ...?Будет ...?Мог ли ...?Согласны ли вы ...?Верно ли ...?
  • Прием «Кластер»
  • Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.Учащимся предлагается составить кластер вначале из выделенных слов, а затем – дополняя его недостающими понятиями по мере изучения темы. Например, при изучении темы «Царства живой природы» учащиеся сначала вписывают названия царств, а затем краткую характеристику. Пример кластера представлен в схеме 1.Схема 1.Кластер по теме «Царства живой природы»Кластеры – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры – это графический приём систематизации материала. Вот как описывают данный приём С. И. Заир-Бек и И. В. Муштавинская: «Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники, у них – свои спутники». Этот приём можно использовать на стадии вызова и рефлексии
  • Прием «Усовершенствование учебника»
  • Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.Данные задания носят творческий характер. Отличительной чертой этой группы заданий является их конструирование на основе нетекстовых ситуаций. Используются новые и чаще всего практико – ориентированные ситуации, к анализу которых необходимо применить знания., полученные из соответствующих информационных блоков. Учащимся предлагается обратить внимание на рисунки учебника и предложить свой (более полный) вариант иллюстраций к данной теме.
  • Прием «Задай вопрос»
  • Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.Учитель провоцирует ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ. А. Гин предлагает следующий алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Можно дать ученикам несколько иное задание. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Или - используя словесную формулу Цицерона: «КТО? ЧТО? ГДЕ? ЧЕМ? ЗАЧЕМ? КАК? КОГДА?», составьте вопросы к параграфу.Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал. Зачастую оценка за красивый и лаконичный вопрос гораздо весомее, чем вызубренный по учебнику ответ. Согласитесь, составить вопрос не так уж и просто.
  • Прием памятки на полях «Инсерт»
  • Цель: сформировать умение читать вдумчиво, самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте.Данный прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. Учащиеся в ходе чтения отмечают на полях знакомую информацию, новую информацию, а также ту информацию, которая противоречит имеющимся знаниям. После чтения рекомендуется заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Работа с таблицей позволяет проанализировать текст повторно и развивает у школьников такие умения, как перевод обширной информации в лаконичную табличную форму. Этот приём применяется на стадии осмысления. Важным этапом работы станет обсуждение в классе записей в таблице.По мере изучения текста учащиеся ставят карандашом пометки на полях:+ Я это уже знал- Я это не знал? У меня возник вопрос! Меня это удивило
  • Прием «Верные и неверные утверждения».
  • Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания. Например, при изучении темы «Классы рыб»:
  • Говоря об уверенном в себе человеке, мы говорим: чувствует себя " как рыба в воде".
  • Имеют обтекаемую форму тела.
  • Рыба может поворачивать голову вправо и влево.
  • Тело рыбы покрыто чешуей и слизью.
  • Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема.
  • Рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких.
  • Грудные и брюшные плавники рыб парные.
  • Форма тела рыбы зависит от способа питания.
  • Рыба – символ молчания.
  • Рыбы слышат шаги рыболова.
  • Затем учитель просит учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
  • Приём «Лови ошибку»
  • Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.
  • Приём «Восстанови текст».
  • Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.
  • Сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов. Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
  • Прием «Инфо – карусель»
  • Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст и структурировать прочитанный материал.Данный прием может заменить работу с таблицей. Учителем заранее готовится раздаточный материал: на листе А4 чертится круг с определенным количеством секторов (по количеству изучаемых разделов темы). В центре круга записывается изучаемая тема. Секторы заполняются учащимися по ходу изучения материала. Возможна как индивидуальная, так и парная или групповая работа. Пример «Инфо – карусели» представлен в схеме 2.Схема 2«Инфо – карусель» по теме «Земноводные. Общая характеристика»Формирование УУД смыслового чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста, в диалоге с другими, иногда в споре, происходит не простое усвоение информации, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Когда человек вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами происходит обдумывание текста, интеграцию его с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным миром. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Осуществляя смысловое чтение, учащиеся организуют учебно-познавательную деятельность в соответствии с целями и задачами, формируются регулятивные УУД. Обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме – способствуют формированию коммуникативных УУД.Приведу примеры наиболее успешных и результативных приемов смыслового чтения на уроках биологии.Таким образом, формирование навыков смыслового чтения на уроках биологии является актуальным в настоящее время, реализуется благодаря различным комбинациям приемов и позволяет достичь метапредметных результатов освоения основных образовательных программ.Список использованной литературы
  • Асмолов Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др./под ред. А.Г. Асмолова. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2010. – с 103.
  • Владимирова О.Ю. Методические аспекты текстовой деятельности. МИТС-НАУКА № 2 – М.: 2007. – с. 67
  • Бондарко Л.В., Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. М.: УРСС, 2001, – 207 с.
  • Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003. – с 280 с.
  • Гин А.А.. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя – 5-е изд. — М: Вита-Пресс, 2004. — 88 с.
  • Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М., 1982. – с 176с.
  • Лернер Г.И. Работа с учебными текстами на уроках биологии. /Биология в школе, – 2011, № 6, – 2011, с.28 – 34.
  • Максимович О. Второй уровень. Дальше поезд не идет [Электронный ресурс]//Учительская газета. – 2011 № 01 – Режим доступа:
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 221 с.
  • Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности и к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности.Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.Традиционный урок:Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания.Нетрадиционный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру».Нестандартные формы обучения предполагают:• использование коллективных форм работы;
  • привитие интереса к предмету;
  • • развитие умений и навыков самостоятельной работы;• активизацию деятельности учащихся;• при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;• становление новых отношений между учителем и учениками.Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?Актуальность проблемы:Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время в связи с переходом на новый государственный стандарт. Школьник должен понимать, что учёба - это труд и труд не из лёгких, кроме того, те знания, которые он приобретает в школе, помогут ему адаптироваться в жизни.При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.Проблема:Как правило, все дети с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит некоторый промежуток времени, и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.Причина проблемы:Дети любопытны. Внимание падает, когда школьникам преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается состояние «насыщения»: учащиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое двигательное беспокойство. Поэтому педагогам следует постоянно помнить об «эффекте любопытства».Виды использования:Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя.Признаки нетрадиционного урока:Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.Привлекаются для организации урока люди разных профессий.Элементы урока:
  • Эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, доски, использование видео.
  • Организация и выполнение творческих заданий.
  • Инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
  • Обязательное планирование урока заранее.
  • Творчество учащихся должно быть направлено на их развитие.
  • Типы нестандартных уроков:
  • 1.Уроки - деловые игры
  • 2.Уроки - пресс- конференции
  • 3.Уроки- соревнования
  • 4.Уроки типа КВН
  • 5.Уроки с групповыми формами работы
  • 6.Уроки творчества
  • 7.Уроки- аукционы
  • 8.Уроки-зачеты
  • 9.Уроки - творческие отчеты
  • 10.Уроки- конкурсы
  • 11.Бинарные уроки
  • 12.Уроки- обобщения
  • 13.Уроки- игры
  • 14.Уроки - ролевые игры
  • 15.Уроки- конференции
  • 16.Интегрированные уроки
  • 17.Уроки семинары
  • 18.Уроки – «круговая тренировка»
  • 19.Уроки- экскурсии
  • 20.Уроки – игры «Поле чудес».
  • Это часть игровых уроков, которые, по моему мнению, лучше всего можно использовать для решения главных задач на уроках технологии – это развитие у детей индивидуальных способностей, а так же умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике. Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами, которые активизируют деятельность учащихся. К таким технологиям я отношу игровые наряду с проблемным и развивающим обучением. Я думаю, что дети всегда остаются детьми, для них характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Они легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают. Задание в занимательной форме позво-ляют способным детям раскрыть и активировать свои способности. Неуве-ренным учащиеся – развить инициативу, сообразительность, мышление. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности. Школьники единодушны во мнении: когда учится интересно – учиться легко, учиться хочется. Одним из главных рычагов формирования познавательного интереса в учебной деятельности – это создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости их пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Учитель сам в определенной степени должен включаться в игру, иначе руководство и влияние его будет недостаточно естественным. Умение включаться в детскую игру – тоже один их показателей педагогического мастерства учителя. Содержание игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.Стандарты 2 поколения:Преобразования, происходящие в нашей стране, создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования и требуют создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у школьников не только на уроках технологии.Выводы:
  • Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
  • Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
  • Вступительное слово перед уроком:Нетрадиционные уроки всегда вызывают гораздо больший интерес у учащихся, чем обычные. Ведь они создают условия для проявления каждым учеником своих способностей, знаний, надолго остаются в памяти всех участников, способствуют дружбе и сплоченности. Урок разработан для учащихся 6-х классов в виде детской игры «Крестики-нолики». Разработка урока позволяет в легкой игровой форме систематизировать и обобщить знания учащихся о происхождении волокон растительного и животного происхождения. Цель данного мероприятия – стимулировать познава-тельный интерес к предмету, углубляя знания учащихся. По моему мнению, лучше всего проводить в игровой форме вводные или обобщающие уроки, тогда изучение нового и опрос пройдет непринуждённо и интересно. Опора на игровые элементы и игру на уроках трудового обучения – важнейший путь включения детей в учебную работу. Для проведения игрового урока требуется определённая подготовка – это, во-первых. Во-вторых, а - это по-моему, основной недостаток – невозможно рассчитать время, необходимое для игры, поэтому лучше всего проводить игру на двух уроках, поэтому сегодня вы увидите фрагмент урока, чтобы понять его принцип. В начале урока необходимо обговорить правила игры и систему поощрения, так как победителя в игре никто не отменял. Итак, я приглашаю вас на итоговый урок по материаловедению в 6 классе «Крестики-нолики».