Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 893pуб.
Первоначальный взнос 89.3 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1493pуб.
Первоначальный взнос 149.3 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1693pуб.
Первоначальный взнос 169.3 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1894pуб.
Первоначальный взнос 189.4 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«05» декабря 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Преподавание учебного курса «Основы финансовой грамотности» в основной школе в рамках внедрения ФГОС»

Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов

Абакан 2025

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Преподавание учебного курса «Основы финансовой грамотности» в основной школе в рамках внедрения ФГОС» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. N 266 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, Приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 N 998.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Обучение преподавателей методикам преподавания курса «Основы финансовой грамотности» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на повышение уровня финансовой грамотности учеников основной школы, формирование у них навыков управления финансами и развитие их финансовой культуры. Результатом программы должно стать усиление значимости этой темы в учебном процессе и улучшение здоровья финансовой среды в стране в целом.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-Методическое обеспечение образовательного процесса;

-Организация досуговых мероприятий;

- конкурсов;

- олимпиад;

- соревнований;

- выставок;

-Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (с указанием области деятельности);

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) Методическое обеспечение образовательного процесса

дополнительное образование детей в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования за пределами их основных образовательных программ

2) Организация досуговых мероприятий

3) конкурсов

4) олимпиад

5) соревнований

6) выставок

7) Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (с указанием области деятельности)

дополнительное образование детей в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования за пределами их основных образовательных программ

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

дополнительное образование детей в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования за пределами их основных образовательных программ

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс дополнительного образования в избранной области деятельности;

задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями, организациями, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам воспитания и обучения занимающихся и организации дополнительного образования в избранной области деятельности;

документационное обеспечение образовательного процесса.

01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образованияB/02.6-Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов дополнительного образования по разработке образовательных программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов.
- Контроль и оценка качества программно-методической документации.
- Организация экспертизы (рецензирования) и подготовки к утверждению программно-методической документации.
- Организация под руководством уполномоченного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, методической работы, в том числе деятельности методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур, обмена и распространения позитивного опыта профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования
Мониторинг и оценка качества реализации педагогическими работниками дополнительных общеобразовательных программB/03.6-Посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, проводимых педагогическими работниками.
- Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса.
- Организация дополнительного профессионального образования педагогических работников под руководством уполномоченного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность
Обобщенные трудовые функции: Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
Организация и проведение массовых досуговых мероприятийC/01.6-Планирование массовых досуговых мероприятий.
- Разработка сценариев досуговых мероприятий, в том числе конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок.
- Осуществление документационного обеспечения проведения досуговых мероприятий.
- Планирование подготовки мероприятий.
- Организация подготовки мероприятий.
- Проведение массовых досуговых мероприятий.
- Анализ организации досуговой деятельности и отдельных мероприятий

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): дополнительное образование детей в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования за пределами их основных образовательных программ
Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (с указанием области деятельности)дополнительное образование детей в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования за пределами их основных образовательных программ-задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс дополнительного образования в избранной области деятельности;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями, организациями, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам воспитания и обучения занимающихся и организации дополнительного образования в избранной области деятельности;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
Организация досуговых мероприятий, конкурсов, олимпиад, соревнований, выставокдополнительное образование детей в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования за пределами их основных образовательных программ-задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс дополнительного образования в избранной области деятельности;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями, организациями, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам воспитания и обучения занимающихся и организации дополнительного образования в избранной области деятельности;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
Методическое обеспечение образовательного процессадополнительное образование детей в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования за пределами их основных образовательных программ-задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс дополнительного образования в избранной области деятельности;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями, организациями, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам воспитания и обучения занимающихся и организации дополнительного образования в избранной области деятельности;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Высшее - бакалавриат

2) Высшее - специалитет

3) Высшее - магистратура

4) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции

Общие компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общих компетенций:
ОК-3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуацияхРешает стандартные и нестандартные профессиональные задач в области физического воспитания.
Анализирует собственную деятельности в нестандартной ситуации.
Знания: алгоритм оптимальных действий в стандартных и особенности поведения в нестандартных ситуациях; важность принятия решений в контексте социального взаимодействия.
Умения: опознавать нестандартные ситуации; анализировать нестандартные ситуации; обосновывать свои решения; реагировать на нестандартные ситуации; адаптироваться к новым ситуациям; брать на себя ответственность за принятия решения.
Категория (группа) общих компетенций: Педагогика
ОК-4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.Осуществляет поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.уметь:
оценивать постановку педагогических цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
знать:
взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;
принципы обучения и воспитания;
особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций;
формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;
понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;
средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: Методическое обеспечение образовательного процесса
Задача профессиональной деятельности: дополнительное образование детей в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования за пределами их основных образовательных программ
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс дополнительного образования в избранной области деятельности; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями, организациями, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам воспитания и обучения занимающихся и организации дополнительного образования в избранной области деятельности; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-1.1 Определять цели и задачи, планировать занятия.Определяет цели и задачи, планирует занятия.уметь:
оценивать постановку педагогических цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
знать:
взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;
принципы обучения и воспитания;
особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций;
формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;
понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;
средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
ПК-1.2 Организовывать и проводить занятия.Организовывает и проводит занятия.уметь:
оценивать постановку педагогических цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
знать:
взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;
принципы обучения и воспитания;
особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций;
формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;
понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;
средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 2.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 108 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Методологические аспекты преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе 36.0 6.0 0.0 0.0 0.0 30.0 0
Методические аспекты преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе 35.0 6.0 0.0 0.0 0.0 29.0 0
Содержательные аспекты преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе 35.0 6.0 0.0 0.0 0.0 29.0 0
Итоговая аттестация 2.0 0 0 0 0 0 0
Итого 108 18 0 0 0 88 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
18/108 0 18/108 108 18 0.0 88.0 2.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 3 недели.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (24 часа, 6 часов в день)
Методологические аспекты преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе 36.0 666666
Методические аспекты преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе 35.0 666665
Содержательные аспекты преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе 35.0 1666664
Итоговая аттестация 2.0 2
Итого 108 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (24 часа, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Преподавание учебного курса «Основы финансовой грамотности» в основной школе в рамках внедрения ФГОС»

10.1. Цель дисциплины состоит в подготовке педагогов к эффективному преподаванию курса "Основы финансовой грамотности" в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основных принципов и концепций финансовой грамотности в рамках ФГОС.
- Ознакомление с содержанием и структурой учебного курса "Основы финансовой грамотности".
- Изучение современных методик и подходов к преподаванию финансовой грамотности, учитывающих требования ФГОС.
- Развитие навыков планирования и организации уроков по курсу "Основы финансовой грамотности" с использованием активных методов обучения и интерактивных средств.
- Овладение методами оценки и контроля учебных достижений учащихся в области финансовой грамотности.
- Изучение современных информационно-коммуникационных технологий и их применение в обучении финансовой грамотности.
- Практическое применение полученных знаний и навыков на уроках курса "Основы финансовой грамотности".
- Разработка учебных материалов, кейсов и заданий, соответствующих требованиям ФГОС.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции

Общие компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общих компетенций:
ОК-3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуацияхРешает стандартные и нестандартные профессиональные задач в области физического воспитания.
Анализирует собственную деятельности в нестандартной ситуации.
Знания: алгоритм оптимальных действий в стандартных и особенности поведения в нестандартных ситуациях; важность принятия решений в контексте социального взаимодействия.
Умения: опознавать нестандартные ситуации; анализировать нестандартные ситуации; обосновывать свои решения; реагировать на нестандартные ситуации; адаптироваться к новым ситуациям; брать на себя ответственность за принятия решения.
Категория (группа) общих компетенций: Педагогика
ОК-4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.Осуществляет поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.уметь:
оценивать постановку педагогических цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
знать:
взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;
принципы обучения и воспитания;
особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций;
формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;
понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;
средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: Методическое обеспечение образовательного процесса
Задача профессиональной деятельности: дополнительное образование детей в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования за пределами их основных образовательных программ
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс дополнительного образования в избранной области деятельности; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями, организациями, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам воспитания и обучения занимающихся и организации дополнительного образования в избранной области деятельности; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-1.1 Определять цели и задачи, планировать занятия.Определяет цели и задачи, планирует занятия.уметь:
оценивать постановку педагогических цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
знать:
взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;
принципы обучения и воспитания;
особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций;
формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;
понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;
средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
ПК-1.2 Организовывать и проводить занятия.Организовывает и проводит занятия.уметь:
оценивать постановку педагогических цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
знать:
взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;
принципы обучения и воспитания;
особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций;
формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;
понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;
средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 106.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 18
лекции (Л) 18.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 88.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 106.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Методологические аспекты преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе Сущность культуры грамотного финансового поведения.
Деньги, личные финансы, семейный бюджет и финансовое планирование.
Банковская система и услуги для населения.
Финансы государства (региона, муниципалитета), налоги, социальное обеспечение граждан.
Пенсионное обеспечение и негосударственные пенсионные фонды.
Ответственное (осмотрительное) поведение граждан на финансовом рынке и защита прав потребителей финансовых услуг.
Финансовая грамотность как компетенция современного человека и педагога.
Государственная политика в области повышения финансовой грамотности населения.
2. Методические аспекты преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе Сущность и исторические особенности формирования финансовых рынков в Российской Федерации.
Российский и зарубежный опыт повышения финансовой грамотности населения.
Разработка школьной программы "Основы финансовой грамотности" для учащихся 9-11 классов.
Функциональная грамотность и финансовая грамотность.
Методические основы преподавания финансовой грамотности.
Актуальность изучения и преподавания финансовой грамотности в школе.
Особенности формирования восприятия финансовых вопросов у детей.
Анализ уровня знаний и навыков в области финансов, которые позволяют правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.
Оценка эффективности уроков финансовой грамотности.
3. Содержательные аспекты преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе Сущность, структура и основные функции финансовых рынков.
Понятие и необходимость повышения финансовой грамотности населения.
Этапы формирования программы для муниципальных образовательных учреждений по предмету "Основы финансовой грамотности".
Особенности формирования восприятия финансовых вопросов у детей.
Анализ уровня знаний и навыков в области финансов, которые позволяют правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.
Оценка эффективности уроков финансовой грамотности.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Методологические аспекты преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе 6.0 0.0 0.0 0.0 30.0 36.0
2 Методические аспекты преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе 6.0 0.0 0.0 0.0 29.0 35.0
3 Содержательные аспекты преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе 6.0 0.0 0.0 0.0 29.0 35.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» / Основы финансовой грамотности и методы ее преподавания / Москва 2018 г. - 839 стр.

-Финансовая грамотность : учебник для вузов / науч. ред. Р. А. Кокорев. — Москва : Издательство Московского университета, 2021. — 568 с. : ил.

б) дополнительная литература:

- Коджаспирова, Г. М.  Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 151 с. 

- Солодкая, Н. В.  Теория и методика развития основ финансовой грамотности подростков в образовательном процессе : учебник для вузов / Н. В. Солодкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 104 с. 

- Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» / Основы финансовой грамотности и методы ее преподавания / Москва 2018 г. - 839 стр.

- Методические рекомендации для педагогов по использованию интерактивных технологий при обучении финансовой грамотности / - 109 стр.

- Юлия Корлюгова / Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя / Москва 2018 г. - 240 стр.

- Видеоурок: Финансовая грамотность

- Основы финансовой грамотности : учебное пособие : текстовое учебное электронное издание на компакт-диске / И.Н. Швецова, Е.А. Бадокина, С.В. Бочкова и др. / под общ. ред. И.Н. Швецовой; Федер. гос. бюдж. образоват. учреждение высш. образования «Сыктыв. гос. ун-т им. Питирима Сорокина». – Загл. с титул. экрана.

- Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 400 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Интегративный подход к формированию финансовой грамотности предполагает

a) интеграцию усилий обучающихся в освоении знаний и навыков в области финансовой грамотности

б) взаимодействие в рамках обучения финансовой грамотности учреждений образования, представителей бизнес-сообщества, участников финансового рынка, родителей, СМИ и др.

в) объединение в образовательном процессе методов и технологий обучения, направленных на освоение финансовой грамотности

2. Суть компетентностного подхода к формированию финансовой грамотности выражается в следующем положении:

a) в центре обучения находится сам обучающийся как личность

б) обучение предполагает тесную связь учебного процесса с реальной жизнью

в) обучение должны осуществлять компетентные специалисты в области финансов

г) содержание и структура основ финансовой грамотности должны быть определены исходя из места финансовой грамотности в системе компетенций выпускника общеобразовательной школы

3. Финансовая грамотность - это:

a) совокупность знаний, навыков, умений в финансовой сфере, позволяющих рационально использовать имеющиеся финансовые ресурсы

б) совокупность знаний, навыков, умений и установок в сфере финансов, а также характеристик личности, которые определяют способность и готовность эффективно реализовывать различные социально-экономические роли

в) учет финансовых аспектов при принятии решений в любой сфере

г) умение составлять и вести семейный бюджет, разумно управлять личными финансами и эффективно инвестировать средства

4. Контекстный подход к формированию финансовой грамотности отражает:

a) обучение основам финансовой грамотности в контексте ориентации на модель всесторонне развитой личности

б) использование финансового контекста в качестве содержательной основы для применения знаний, умений и навыков из других предметных областей

в) ликвидацию финансовой безграмотности обучающихся в контексте Национальной Концепции повышения финансовой грамотности населения РФ

5. Практико-ориентированный подход к формированию финансовой грамотности - это:

a) формирование умений и навыков обучающихся

б) ориентация учебного процесса на решение практических задач и проблем, возникающих в процессе повседневной жизни обучающихся

в) адаптация обучающихся к особенностям современного этапа развития экономики страны

6. К регулятивным результатам обучения в области финансовой грамотности относятся:

a) умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

б) оценка правильности выполнения действий

в) использование различных способов поиска, обработки и анализа информации

7. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ была принята:

a) в 2016 году

б) в 2009 году

в) в 2014 году

8. Эмпатия необходима при формировании финансово грамотной личности:

a) для оценки правильности выполнения своих и чужих действий

б) для умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

в) в целях использования различных способов поиска и обработки информации

г) для понимания мотивов и интересов другого субъекта

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.