Курс повышения квалификации Реализация образовательного процесса по учебной дисциплине «Экология» в общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС СОО
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 830 pуб.
Первоначальный взнос 83 pуб.
Записаться на курс
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 960 pуб.
Первоначальный взнос 96 pуб.
Записаться на курс
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1400 pуб.
Первоначальный взнос 140 pуб.
Записаться на курс
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1570 pуб.
Первоначальный взнос 157 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации

«Реализация образовательного процесса по учебной дисциплине «Экология» в общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС СОО»


Трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов.


СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Планируемые результаты обучения
1.5. Категория слушателей
1.6. Срок обучения
1.7. Форма обучения
1.8. Структурное подразделение, реализующее программу
1.9. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

Актуальность данного курса повышения квалификации состоит в том, что он направлен на повышение профессиональной компетентности и психологической грамотности преподавателей экологии в вопросах организации педагогического процесса в образовательных организациях при реализации ФГОС.
Рост уровня профессиональных знаний учащихся по дисциплине «Экология» в целях использования на практике в ходе образовательной работы согласно рекомендациям ФГОС СОО.
.1. Углубить компетенции по дисциплине, методикам и базовой специфики науки «Экология».
2. Освоить базовые понятия поддержания экологической безопасности.
3. Углубить уровень профессиональных знаний о законодательных нормативах в сфере обеспечения экологической безопасности.
По окончании удаленного курса преподаватели приобретут следующее:
Рост уровня профессиональных знаний учащихся по дисциплине «Экология» в целях использования на практике в ходе образовательной работы согласно рекомендациям ФГОС СОО.



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 05.03.06 Экология и природопользование.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

1.3. Цель реализации программы

Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:
- Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение);
Обучающийся, освоивший программу, должен обладать профессиональными
компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который
(которые) ориентирована программа:

производственно-технологическая деятельность:
-способностью осуществлять разработку и применение технологий рационального
природопользования и охраны окружающей среды, осуществлять прогноз техногенного
воздействия, знать нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения
ресурсопользования в заповедном деле и уметь применять их на практике (ПК-1);
-владением методами отбора проб и проведения химико-аналитического анализа вредных
выбросов в окружающую среду, геохимических исследований, обработки, анализа и синтеза
производственной, полевой и лабораторной экологической информации, методами составления
экологических и техногенных карт, сбора, обработки, систематизации, анализа информации,
формирования баз данных загрязнения окружающей среды, методами оценки воздействия на
окружающую среду, выявлять источники, виды и масштабы техногенного воздействия (ПК-2);
-владением навыками эксплуатация очистных установок, очистных сооружений и полигонов
и других производственных комплексов в области охраны окружающей среды и снижения уровня
негативного воздействия хозяйственной деятельности (ПК-3);
-способностью прогнозировать техногенные катастрофы и их последствия, планировать
мероприятия по профилактике и ликвидации последствий экологических катастроф, принимать
профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий
(ПК-4);
-способностью реализовывать технологические процессы по переработке, утилизации и
захоронению твердых и жидких отходов; организовывать производство работ по рекультивации
нарушенных земель, по восстановлению нарушенных агрогеосистем и созданию культурных
ландшафтов (ПК-5);
-способностью осуществлять мониторинг и контроль входных и выходных потоков для
технологических процессов на производствах, контроль и обеспечение эффективности
использования малоотходных технологий в производстве, применять ресурсосберегающие технологии (ПК-6);
-владением знаниями о правовых основах природопользования и охраны окружающей среды,
способностью критически анализировать достоверную информацию различных отраслей
экономики в области экологии и природопользования (ПК-7);

контрольно-ревизионная деятельность:
-владением знаниями теоретических основ экологического мониторинга, экологической
экспертизы, экологического менеджмента и аудита, нормирования и снижения загрязнения
окружающей среды, основы техногенных систем и экологического риска (ПК-8);
-владением методами подготовки документации для экологической экспертизы различных
видов проектного анализа, проведения инженерно-экологических исследований для оценки
воздействия на окружающую среду разных видов хозяйственной деятельности, методами оценки
воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье населения, оценки
экономического ущерба и рисков для природной среды, экономической эффективности
природоохранных мероприятий, платы за пользование природными ресурсами (ПК-9);
-способностью осуществлять контрольно-ревизионную деятельность, экологический аудит,
экологическое нормирование, разработку профилактических мероприятий по защите здоровья
населения от негативных воздействий хозяйственной деятельности, проводить рекультивацию
техногенных ландшафтов, знать принципы оптимизации среды обитания (ПК-10);
-способностью проводить мероприятия и мониторинг по защите окружающей среды от
вредных воздействий; осуществлять производственный экологический контроль (ПК-11);

организационно-управленческая деятельность:
-владением навыками работы в административных органах управления предприятий, фирм и
других организаций; проведения экологической политики на предприятиях (ПК-12);
-владением навыками планирования и организации полевых и камеральных работ, а также
участия в работе органов управления (ПК-13);

научно-исследовательская деятельность:
-владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии,
ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии (ПК-14);
-владением знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений
и микроорганизмов (ПК-15);
-владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования,
картографии (ПК-16);
-способностью решать глобальные и региональные геологические проблемы (ПК-17);
-владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития (ПК-18);

проектная деятельность:
-владением знаниями об оценке воздействия на окружающую среду, правовые основы
природопользования и охраны окружающей среды (ПК-19);
способностью излагать и критически анализировать базовую информацию в области
экологии и природопользования (ПК-20);
-владением методами геохимических и геофизических исследований, общего и геоэкологического картографирования, обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации, методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной
экологической информации (ПК-21);

педагогическая деятельность:
-владением навыками преподавания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-22)

1.4. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:
слушатель должен знать:
-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-Конвенцию о правах ребенка;
-содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету;
-основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательном учреждении, а также основы экономики, организации производства и управления;
-педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения;
-современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;
-основы трудового законодательства;
-теорию и методы управления образовательными системами;
-методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-основы экологии, экономики, социологии;
-трудовое законодательство;
-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.


слушатель должен уметь:
Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании.

Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров.

Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.


Общекультурные компетенции (ОК):
Обучающийся, освоивший программу, должен обладать следующими
общекультурными компетенциями:
-способностью использовать основы философских знаний для формирования
мировоззренческой позиции (ОК-1);
-способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития
общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
-способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах
жизнедеятельности (ОК-3);
-способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности
(ОК-4);
-способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном
языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
-способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические,
конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
-способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
-способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения
полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
-способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях
чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Обучение A/01.6 -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельность A/02.6 -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельность A/03.6 -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся



1.5. Категория слушателей

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.


1.6. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 1 неделя.


1.7. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.8. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.9. Выдаваемый документ:

Удостоверение о повышении квалификации.


2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов Лекции Самостоятельная
работа
Кол-во часов
контроля
Тип
контроля
1 Модуль 1. Экология как наука. История экологии. Экосистемы. Популяции. 9 2 6 1 Тест
2 Модуль 2. Биосфера.  7 2 4 1 Тест
3 Модуль 3. Общие требования в области охраны окружающей среды. 9 2 6 1 Тест
4 Модуль 4. Экологическая безопасность. Экологическая культура. Экологическое воспитание. 9 2 6 1 Тест
5 Итоговая аттестация 2 2 Итоговый тест
Итого часов 36


3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:

Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 Неделя (36 часов, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Экология как наука. История экологии. Экосистемы. Популяции. 9 62
+1ПА
2 Модуль 2. Биосфера.  7 33
+1ПА
3 Модуль 3. Общие требования в области охраны окружающей среды. 9 261ПА
4 Модуль 4. Экологическая безопасность. Экологическая культура. Экологическое воспитание. 9 53
+1ПА
5 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 36

ПА- Промежуточная аттестация.

3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 6 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Экология как наука. История экологии. Экосистемы. Популяции.
Изучение экологии как биологической науки, изучающей формирование, структуру и функционирование биологических систем всех уровней от организма до биосферы и их взаимодействие с окружающей средой и разработка оптимальных путей взаимодействия. Определение и предмет исследования экологии. Основные этапы становления экологии как науки. Мегаэкология, биоэкология, геоэкология, соцэкология и их содержание. Понятие окружающей среды, виды антропогенных воздействий и мониторинг окружающей среды. Краткая история зарождения экологии. Роль деятельности и работ Карла Линнея в становлении науки. Сущность термина "биоценоз". Открытие инсектицидных особенностей дихлордифенил-хлорэтана. Работа "Биосфера" В.И. Вернадского. Общее понятие об алармизме.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Андреева, Н. Д. / Теория и методика обучения экологии / - Издательство Юрайт, 2018 г. — 190 стр.



Модуль 2. Биосфера. 
Начало и вечность жизни - учение Вернадского и Докучаева о биосфере, единстве материальной и духовной культуры людей с окружающей природной средой. Что такое "биосфера", ее составляющие и связь с другими геосферами планеты. Круговорот веществ в природе. Факты и положения о биосфере. Биосфера как своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. Роль человеческого фактора в развитии биосферы. Незибежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосфера, так и историческим развитием человечества. Варварское отношение к биосфере. Угроза мировой экологической катастрофы.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Воронков Н.А. / Основы общей экологии / - Москва, Агар, 1999 г. - 55 стр.



Модуль 3. Общие требования в области охраны окружающей среды.
Смысловое значение понятий: «охрана природы», «охрана окружающей среды», «природопользование», «экологическая безопасность». Экологический кризис - реальная угроза человечеству. Природоохранная деятельность в России. Принципы осуществления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Общие и специальные требования экологического законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности. Особенности правового режима лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Судебная практика в сфере нарушения законодательства о животном мире.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Методические указания по дисциплине "Охрана окружающей среды"/ - СПб.: изд. РГГМУ, 2008. - 28 стр.



Модуль 4. Экологическая безопасность. Экологическая культура. Экологическое воспитание.
Понятие об экологической безопасности. Международные организации, управляющие глобальным состоянием экологической сферы. Проблема сохранения природных ресурсов планеты. Анализ основных глобальных проблем человечества. Главные задачи охраны биосферы. Сущность и содержание экологической безопасности, принципы и этапы разработки соответствующей системы, единый критерий ее оценки. Методы и приемы обеспечения данной безопасности в государстве. Экологические проблемы хранения и утилизации отходов. Комплексная экологическая оценка территории. Экологический мониторинг. Управленческие решения. Нормирование воздействий на окружающую среду. Контроль источников воздействия на окружающую среду. Формирование экологической политики. Предупреждение проявления антропогенных факторов.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- ФГОС СОО
- А.С. Гринин / Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 297 стр.
- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.





5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в форме итогового теста на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на тест.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций,определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (Итоговый квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости
Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Экология как наука. История экологии. Экосистемы. Популяции.
1. Экологический мониторинг – это …
a) управление качеством природной среды
б) система наблюдений за состоянием среды обитания
в) источник необходимой информации для принятия экологически значимых решений
г) система наблюдений с целью оценки и прогноза изменений состояния природной и окружающей среды под влиянием антропогенной нагрузки

2. Основные задачи ФЗ «Об охране окружающей среды»
a) сохранение природной среды
б) утилизация твердых отходов производства
в) предупреждение и устранение вредного влияния производственной деятельности на природу и здоровье человека
г) улучшение качества окружающей среды

3. Под загрязнением природной среды понимают …
a) изменение ее свойств в результате поступления экологически вредных веществ
б) исчезновение отдельных видов животных и растений
в) ухудшение здоровья населения
г) деградация экосистем

4. Среда обитания организма – это …
a) абиотические условия его жизни
б) биотические условия его жизни
в) воздушно-почвенные условия его существования
г) совокупность биотических и абиотических условий

5. Величина платежей за выбросы в атмосферу зависит от …
a) количества выбрасываемых экологически вредных веществ (ЭВ
б) решения местных органов власти
в) качества (степени опасност выбрасываемых ЭВВ
г) установленных нормативов на выбросы ЭВВ

6. Государственные органы управления природоохранной деятельностью общей компетенции
a) Министерство природных ресурсов и экологии РФ
б) Президент РФ Федеральное собрание Правительство РФ представительные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзо



7. Конституционный принцип управления природоохранной деятельностью
a) приоритета охраны природной и окружающей среды
б) платности за негативное воздействие на среду обитания
в) законности
г) сочетания центрального управления с местным самоуправлением

8. Характерная черта второго этапа развития экологии
a) превращение экологии в комплексную, интегрирующую науку
б) накопление данных о взаимосвязях живых организмов со средой их обитания
в) оформление экологии в самостоятельную отрасль научных знаний
г) проникновение экологической проблематики в другие отрасли научного знания



Перечень тестов. Модуль 2. Биосфера. 
1. Под качеством природной среды понимают …
a) сохранение растительного и животного мира
б) ее способность воспроизводить жизнь на Земле с сохранением природных экосистем и биоразнообразия
в) способность к самоочищению и саморегуляции


2. Экономический механизм управления природоохранной деятельностью включает …
a) экономическую оценку природных объектов и ресурсов
б) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта
в) установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ
г) установление гражданской ответственности

3. Предмет изучения экологии, как отрасли биологической науки
a) природные объекты и природные ресурсы
б) экологические системы
в) растительный мир


4. Документ, в котором определены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду
a) Приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557
б) ФЗ «Об охране окружающей среды»
в) Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344


5. Глобальные эколого-экономические проблемы – это следствие взаимодействия …
a) отдельных видов хозяйственной деятельности с окружающей средой
б) общества и природы
в) промышленных предприятий с окружающей средой


6. Момент, который можно отнести к недостаткам в управлении природоохранной деятельностью
a) постоянное реформирование природоохранных органов
б) использование зарубежного опыта
в) создание на федеральном и региональном уровнях специальных правовых органов для контроля за исполнением природоохранного законодательства


7. Принципы, характеризующие экологическую экспертизу и закрепленные в действующем законодательстве
a) обязательности
б) научной обоснованности
в) приоритета охраны окружающей среды
г) управления качеством природной среды

8. Задачи, не входящие в компетенцию экологического аудита
a) оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий, проводимых на предприятии
б) уменьшение негативного воздействия производства на среду обитания без дополнительных затрат
в) установление соответствия проектной документации экологическим требованиям




Перечень тестов. Модуль 3. Общие требования в области охраны окружающей среды.
1. Документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса, а также на размещение отходов, выбросы и сбросы
a) акция
б) платный вексель
в) лицензия
г) налоговый сбор

2. Подготовка экологически образованных профессионалов в разных областях деятельности достигается через …
a) участие в общественном экологическом движении
б) широкую просветительную работу по экологии
в) систему экологического образования
г) самообразование

3. Предусматриваемый Киотским протоколом «механизм чистого развития» предполагает…
a) реализацию развитыми странами на территориях развивающихся стран проектов, направленных на сокращение выбросов в атмосферу соответствующих газов
б) приобретение на международном рынке развитыми странами у развивающихся стран неиспользованных квот на выбросы в атмосферу соответствующих газов
в) механизм распространения информации о новых технологиях, обеспечивающих достижение более высоких стандартов экологической безопасности
г) предоставление субсидий странам, перевыполняющим взятые на себя обязательства по сокращению газовых выбросов

4. Качество окружающей среды
a) соответствие параметров и условий среды нормальной жизнедеятельности человека
б) система жизнеобеспечения человека в цивилизованном обществе
в) уровень содержания в окружающей среде загрязняющих веществ
г) совокупность природных условий, данных человеку при рождении

5. Платность природных ресурсов предусматривает платежи …
a) за право пользования природными ресурсами и за загрязнение окружающей природной среды
б) на компенсационные выплаты
в) за нарушение природоохранного законодательства
г) на восстановление и охрану природы

6. Классическое определение понятия «устойчивое развитие», было впервые сформулировано в…
a) докладе «Наше общее будущее» (198
б) докладе «Пределы роста» (197
в) Декларации Йоханнесбурга по устойчивому развитию (200
г) Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (199

7. Процесс, для условного обозначения которого применяется термин «экспорт загрязнений»
a) перемещение загрязняющих веществ в водной или воздушной среде через национальные границы
б) перемещение экологически опасных производств из развитых стран в развивающиеся
в) перемещение опасных отходов из развитых стран в развивающиеся с целью их захоронения
г) приобретение жителями одних стран старой техники, бывшей в пользовании в других странах

8. Законодательный акт, первый в истории нашей страны комплексный природоохранный законодательный акт
a) Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР»
б) Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды»
в) Закон РСФСР «Об охране и использовании животного мира»
г) Декрет РСФСР «Об охране памятников природы, садов и парков»



Перечень тестов. Модуль 4. Экологическая безопасность. Экологическая культура. Экологическое воспитание.
1. Раздел прикладной экологии, в котором занимаются изучением способов наилучшего расселения людей в городах с учетом их интересов
a) рекреационная экология
б) строительная экология
в) промышленная (инженерна экология
г) урбоэкология

2. Раздел экологии, разрабатывающий экономические механизмы рационального природопользования и возможности снижения отрицательного воздействия на окружающую среду
a) общая экология
б) экономическая экология
в) юридическая экология
г) экология человека

3. Раздел общей экологии, изучающий взаимоотношения между организмами одного вида (в пределах популяций) и средой обитания
a) синэкология
б) аутэкология
в) дэмэкология
г) экология животных

4. Раздел общей экологии, изучающий взаимоотношения организмов разных видов (в пределах биоценозов) и среды их обитания как единого целого
a) аутэкология
б) экология животных
в) популяционная экология
г) синэкология

5. Новое научное направление, изучающее взаимодействие человека с видимой средой
a) социальная экология
б) видеоэкология
в) урбоэкология
г) общая экология

6. Раздел экологии, изучающий взаимодействия человеческого общества с природной и созданной им техногенной средой
a) общая экология
б) социальная экология
в) урбоэкология
г) экология сообщества

7. Экология может быть разделена на…
a) общую и теоретическую
б) прикладную и социальную
в) теоретическую и прикладную
г) частную и прикладную

8. Раздел экологии, который разрабатывает систему законов, направленных на охрану окружающей среды
a) административная экология
б) теоретическая экология
в) общая экология
г) юридическая экология



5.2 Итоговая аттестация
Итоговая аттестация обучающихся, завершающих обучение по программе, является обязательной.
Цель итоговой аттестации – установление уровня подготовки выпускника программы к выполнению профессиональных задач.
Итоговая аттестация позволяет выявить и объективно оценить теоретическую и практическую подготовку обучающегося.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме итогового теста.
Порядок проведения аттестационных испытаний определяется настоящей программой и доводится до сведения обучающихся перед началом ее освоения.
Результаты итоговой аттестации определяются оценками «отлично»,«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день проведения аттестационных испытаний после оформления в установленном порядке экзаменационной ведомости.
Для оценки знаний обучающихся может использоваться традиционная и балльная системы.
Если преподаватель выбирает балльную систему оценки, то обучающиеся должны быть ознакомлены до начала занятий с системой оценки и критериями оценивания.
Максимальная сумма баллов, набираемая обучающимися, равна 100. Баллы, характеризующие успеваемость обучающегося по дисциплине,набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ по определенному модулю.
На основе набранных баллов успеваемость обучающихся может определяться следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
- «Отлично» – 86-100% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» – от 76 до 85% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» – от 60 до 73% – теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» – ниже 60% – теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Обучающимся, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), а также получившим неудовлетворительную оценку, предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию повторно.

Перечень вопросов к итоговому тесту.
1. Экологический мониторинг – это …
a) управление качеством природной среды
б) система наблюдений за состоянием среды обитания
в) источник необходимой информации для принятия экологически значимых решений
г) система наблюдений с целью оценки и прогноза изменений состояния природной и окружающей среды под влиянием антропогенной нагрузки

2. Основные задачи ФЗ «Об охране окружающей среды»
a) сохранение природной среды
б) утилизация твердых отходов производства
в) предупреждение и устранение вредного влияния производственной деятельности на природу и здоровье человека
г) улучшение качества окружающей среды

3. Под загрязнением природной среды понимают …
a) изменение ее свойств в результате поступления экологически вредных веществ
б) исчезновение отдельных видов животных и растений
в) ухудшение здоровья населения
г) деградация экосистем

4. Среда обитания организма – это …
a) абиотические условия его жизни
б) биотические условия его жизни
в) воздушно-почвенные условия его существования
г) совокупность биотических и абиотических условий

5. Под качеством природной среды понимают …
a) сохранение растительного и животного мира
б) ее способность воспроизводить жизнь на Земле с сохранением природных экосистем и биоразнообразия
в) способность к самоочищению и саморегуляции


6. Экономический механизм управления природоохранной деятельностью включает …
a) экономическую оценку природных объектов и ресурсов
б) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта
в) установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ
г) установление гражданской ответственности

7. Предмет изучения экологии, как отрасли биологической науки
a) природные объекты и природные ресурсы
б) экологические системы
в) растительный мир


8. Документ, в котором определены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду
a) Приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557
б) ФЗ «Об охране окружающей среды»
в) Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344




6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Итоговая аттестация осуществляются при помощи тестирования. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (Итоговый квалификационный тест), выдается Удостоверение повышения квалификации.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор, Преподаватель.


9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- Воронков Н.А. / Основы общей экологии / - Москва, Агар, 1999 г. - 55 стр.
- ФГОС СОО
- Андреева, Н. Д. / Теория и методика обучения экологии / - Издательство Юрайт, 2018 г. — 190 стр.
- А.С. Гринин / Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 297 стр.
- Методические указания по дисциплине "Охрана окружающей среды"/ - СПб.: изд. РГГМУ, 2008. - 28 стр.
- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.