88688 ПК - 144 часов. Инновационные методы преподавания дисциплины «География» в условиях реализации ФГОС Институт РОПКиП PO-1056
Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«22» ноября 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Инновационные методы преподавания дисциплины «География» в условиях реализации ФГОС»

Трудоемкость обучения по данной программе – 144 часа

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Инновационные методы преподавания дисциплины «География» в условиях реализации ФГОС» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 05.03.02 География, Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 955.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Обучение педагогов новым инновационным методикам и подходам в области преподавания дисциплины "География" в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Главными целями программы являются:
повышение квалификации профессиональных педагогов по дисциплине "География" в соответствии с новыми требованиями ФГОС;
ознакомление с инновационными методиками и подходами преподавания географии, которые обеспечивают более эффективное усвоение знаний учащимися;
разработка инновационных методик и активных форм работы с детьми на уроках географии;
развитие креативных и творческих навыков преподавателей, необходимых для эффективного преподавания дисциплины "География" в соответствии с ФГОС;
повышение интереса учащихся к изучению географии и ее приложениям в жизни.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-экспертно-аналитический;

-организационно-управленческий;

-проектно-производственный (проектно-изыскательский);

-научно-исследовательский;

-педагогический;

-исследовательский;

-проектный;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) экспертно-аналитический

Проведение географической экспертизы и комплексной диагностики природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем;

2) организационно-управленческий

Организация и ведение проектов географической направленности.

3) проектно-производственный (проектно-изыскательский)

Сбор и систематизация информации для разработки градостроительной документации. Подготовка и выполнение отдельных видов работ по ландшафтному анализу территории.

4) научно-исследовательский

Проведение камеральных изысканий по сбору первичной информации географической направленности; отбор и систематизация информации географической направленности в целях оценки состояния, прогнозирования, планирования и управления природными, природно-хозяйственными и социально-экономическими территориальными системами; проведение комплексной диагностики состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем.

5) педагогический

Осуществление общепедагогической функции. Осуществление воспитательной деятельности.

6) исследовательский

исследование и мониторинг рынка туристских услуг;
применение прикладных методов исследовательской деятельности в профессиональной сфере;
адаптация инновационных технологий к деятельности предприятий туристской индустрии;

7) проектный

владение основами туристско-рекреационного проектирования;
изучение и прогнозирование спроса с учетом требований потребителей определенных сегментов рынка;
проектирование туристских маршрутов, программ, в.т.ч. региональных брендовых маршрутов;
разработка и реализация проектов, направленных на развитие туристского предприятия;
проектирование предприятий индустрии туризма;
разработка и реализация бизнеспланов создания предприятия индустрии туризма;
формирование логистических схем в сфере туризма и оценка их эффективности.

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

04 Культура, искусство (в сфере экскурсионной деятельности);

01 Образование и наука (в сферах: образования; научных географических исследований природных, экономических, социальных, экологических объектов и систем на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях);

10 Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн (в сферах: кадастрового учета; инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности; благоустройства и озеленения территорий; градостроительства);

25 Ракетно-космическая промышленность (в сфере применения геоинформационных систем и технологий для решения задач государственного и муниципального уровня);

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

потребители услуг туристской индустрии, их потребности и запросы;

туристские ресурсы - природные, исторические, социальнокультурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также объекты делового, санаторно-курортного, спортивно-оздоровительного назначения и иные объекты, способные удовлетворить духовные, физические и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил и здоровья;

технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии;

результаты интеллектуальной деятельности;

нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании;

предприятия индустрии туризма - средства размещения, средства транспорта, объекты общественного питания, объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, спортивно-оздоровительных услуг, объекты и средства развлечения, познавательного делового и иного назначения, объекты экскурсионной деятельности, организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, иные предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;

информационные ресурсы и системы туристской деятельности, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их

технологий;

туристские продукты;

услуги гостиниц и иных средств размещения, организаций общественного питания, средства развлечения, экскурсионные, транспортные,

туроператорские услуги;

технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта;

справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги;

первичные трудовые коллективы.

Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.

Отчёт о проведении изыскания по сбору первичной информации географической направленности. Текстовая, графическая и иная документация, отражающая результат оценки состояния, природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных система для целей прогнозирования, планирования и управления ими.

Нормативные документы, регламентирующие градостроительную деятельность во всех её проявлениях (включая документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий). Текстовая, графическая и иная документация, отражающая результат анализа ландшафтно-архитектурного формирование среды населенных мест и межселенных территорий на основе функционально и эстетически осмысленного единства их антропогенных и природных составляющих.

природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, производственные, социальные, рекреационные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а также государственное планирование и регулирование на разных уровнях, территориальное планирование, проектирование и прогнозирование, комплексная географическая экспертиза всех форм хозяйственной деятельности;

программы устойчивого развития;

экологический, социально-экономический и статистический мониторинг;

федеральные и региональные целевые программы социально-экономического развития, в том числе устойчивого развития;

миграционные и этнокультурные процессы; объекты природного и культурного наследия, туризм; образование, просвещение и здоровье населения.

01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Общепедагогическая функция. ОбучениеA/01.6-Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельностьA/02.6-Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельностьA/03.6-Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 04 Культура, искусство (в сфере экскурсионной деятельности);
проектныйвладение основами туристско-рекреационного проектирования; изучение и прогнозирование спроса с учетом требований потребителей определенных сегментов рынка; проектирование туристских маршрутов, программ, в.т.ч. региональных брендовых маршрутов; разработка и реализация проектов, направленных на развитие туристского предприятия; проектирование предприятий индустрии туризма; разработка и реализация бизнеспланов создания предприятия индустрии туризма; формирование логистических схем в сфере туризма и оценка их эффективности.-потребители услуг туристской индустрии, их потребности и запросы;.
- туристские ресурсы - природные, исторические, социальнокультурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также объекты делового, санаторно-курортного, спортивно-оздоровительного назначения и иные объекты, способные удовлетворить духовные, физические и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил и здоровья;.
- технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии;.
- результаты интеллектуальной деятельности;.
- нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании;.
- предприятия индустрии туризма - средства размещения, средства транспорта, объекты общественного питания, объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, спортивно-оздоровительных услуг, объекты и средства развлечения, познавательного делового и иного назначения, объекты экскурсионной деятельности, организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, иные предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;.
- информационные ресурсы и системы туристской деятельности, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их.
- технологий;.
- туристские продукты;.
- услуги гостиниц и иных средств размещения, организаций общественного питания, средства развлечения, экскурсионные, транспортные, .
- туроператорские услуги;.
- технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта;.
- справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги;.
- первичные трудовые коллективы.
исследовательскийисследование и мониторинг рынка туристских услуг; применение прикладных методов исследовательской деятельности в профессиональной сфере; адаптация инновационных технологий к деятельности предприятий туристской индустрии;-потребители услуг туристской индустрии, их потребности и запросы;.
- туристские ресурсы - природные, исторические, социальнокультурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также объекты делового, санаторно-курортного, спортивно-оздоровительного назначения и иные объекты, способные удовлетворить духовные, физические и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил и здоровья;.
- технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии;.
- результаты интеллектуальной деятельности;.
- нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании;.
- предприятия индустрии туризма - средства размещения, средства транспорта, объекты общественного питания, объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, спортивно-оздоровительных услуг, объекты и средства развлечения, познавательного делового и иного назначения, объекты экскурсионной деятельности, организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, иные предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;.
- информационные ресурсы и системы туристской деятельности, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их.
- технологий;.
- туристские продукты;.
- услуги гостиниц и иных средств размещения, организаций общественного питания, средства развлечения, экскурсионные, транспортные, .
- туроператорские услуги;.
- технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта;.
- справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги;.
- первичные трудовые коллективы.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сферах: образования; научных географических исследований природных, экономических, социальных, экологических объектов и систем на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях);
педагогическийОсуществление общепедагогической функции. Осуществление воспитательной деятельности.-Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 10 Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн (в сферах: кадастрового учета; инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности; благоустройства и озеленения территорий; градостроительства);
научно-исследовательскийПроведение камеральных изысканий по сбору первичной информации географической направленности; отбор и систематизация информации географической направленности в целях оценки состояния, прогнозирования, планирования и управления природными, природно-хозяйственными и социально-экономическими территориальными системами; проведение комплексной диагностики состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем.-Отчёт о проведении изыскания по сбору первичной информации географической направленности. Текстовая, графическая и иная документация, отражающая результат оценки состояния, природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных система для целей прогнозирования, планирования и управления ими.
проектно-производственный (проектно-изыскательский)Сбор и систематизация информации для разработки градостроительной документации. Подготовка и выполнение отдельных видов работ по ландшафтному анализу территории.-Нормативные документы, регламентирующие градостроительную деятельность во всех её проявлениях (включая документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий). Текстовая, графическая и иная документация, отражающая результат анализа ландшафтно-архитектурного формирование среды населенных мест и межселенных территорий на основе функционально и эстетически осмысленного единства их антропогенных и природных составляющих.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 25 Ракетно-космическая промышленность (в сфере применения геоинформационных систем и технологий для решения задач государственного и муниципального уровня);
организационно-управленческийОрганизация и ведение проектов географической направленности.-природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, производственные, социальные, рекреационные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а также государственное планирование и регулирование на разных уровнях, территориальное планирование, проектирование и прогнозирование, комплексная географическая экспертиза всех форм хозяйственной деятельности;.
- программы устойчивого развития;.
- экологический, социально-экономический и статистический мониторинг;.
- федеральные и региональные целевые программы социально-экономического развития, в том числе устойчивого развития;.
- миграционные и этнокультурные процессы; объекты природного и культурного наследия, туризм; образование, просвещение и здоровье населения.
экспертно-аналитическийПроведение географической экспертизы и комплексной диагностики природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем;-природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, производственные, социальные, рекреационные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а также государственное планирование и регулирование на разных уровнях, территориальное планирование, проектирование и прогнозирование, комплексная географическая экспертиза всех форм хозяйственной деятельности;.
- программы устойчивого развития;.
- экологический, социально-экономический и статистический мониторинг;.
- федеральные и региональные целевые программы социально-экономического развития, в том числе устойчивого развития;.
- миграционные и этнокультурные процессы; объекты природного и культурного наследия, туризм; образование, просвещение и здоровье населения.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Высшее - бакалавриат

2) Высшее - специалитет

3) Высшее - магистратура

4) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Распространение результатов профессиональной деятельности
Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельностиПредставляет результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности в виде отчета по установленной форме.
Представляет результаты работы в виде тезисов доклада, презентации на русском и/или иностранном языках в соответствии с нормами и правилами, принятыми в научном сообществе.
Защищает результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности в соответствии с нормами и правилами, принятыми в научном сообществе.
Знать:
- основы проектирования в профессиональной научно-исследовательской деятельности.
Уметь:
- проектировать, представлять, распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности.
Владеть:
- навыками защиты результатов своей научно-исследовательской деятельности.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Фундаментальные основы профессиональной деятельности
Способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельностиИспользует знания об объектах и явлениях, изучаемых в физической и социально-экономической географии, в профессиональной деятельности.
Грамотно применяет имеющиеся знания и анализирует территории/районы с точки зрения физико-географической и социально-экономической составляющих.
Верно классифицирует задачи, для решения которых необходимы знания физической или социально-экономической географии.
Знать:
- теоретические основы о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем.
Уметь:
- решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем.
Владеть:
- навыками ландшафтно-экологического проектирования и менеджмента природных ресурсов.
Способен применять базовые географические подходы и методы при проведении комплексных и отраслевых географических исследований на разных территориальных уровняхПрименяет навыки базовых географических методов исследования, в частности описательного, сравнительного, полевого и др.
Определяет, каким из многообразия географических методов исследования необходимо воспользоваться при решений той или иной задачи с учётом территориального уровня исследования.
Комплексно применяет при решении задач профессиональной деятельности многообразие географических методов исследования.
Знать:
- базовые географические подходы и методы проведения комплексных и отраслевых географических исследований.
Уметь:
- использовать географические подходы и методы при проведении географических исследований на разных территориальных уровнях.
Владеть:
- теорией и методологией географии при проведении комплексных и отраслевых географических исследований.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: Осуществление общепедагогической функции. Осуществление воспитательной деятельности.
Объект или область знания: Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
ПК-1 Способен выполнять полевые и изыскательские работы по получению информации физико-, социально-, экономико- и эколого-географической направленностиПроводит полевые исследования по сбору первичной географической информации.
Проводит камеральные изыскания по сбору статистической, картографической, фондовой, ведомственной и др. информации географической направленности.
Определяет способы, приемы и технические средства обработки первичной географической информации.
Знать:
как выполнять полевые и изыскательские работы по получению информации физико-, социально-, экономико- и эколого-географической направленности.
Уметь:
выполнять полевые и изыскательские работы по получению информации физико-, социально-, экономико- и эколого-географической направленности.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-2 Способен использовать специальные знания и методы географических наук при решении научно-исследовательских задачПрименяет знания и подходы географических наук для решения профильных научно-исследовательских задач.
Определяет круг задач в рамках поставленной цели, этапы научного исследования.
Подбирает приемы и методы, соответствующие целям и задачам научного исследования.
Знать:
как использовать специальные знания и методы географических наук при решении научно-исследовательских задач.
Уметь:
использовать специальные знания и методы географических наук при решении научно-исследовательских задач.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-3 Способен принимать участие в прикладных исследованиях природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем, подготовке проектной документации в соответствии с установленными требованиями.Выполняет отдельные мероприятия по исследованию природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем в рамках действующего плана.
Ведет документацию и оформляет отчетность по изыскательским мероприятиям в соответствии с установленными требованиями.
Участвует в разработке разделов проектной документации географического содержания.
Знать:
как проводить прикладные исследования природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем, подготовке проектной документации в соответствии с установленными требованиями.
Уметь:
проводить прикладные исследования природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем, подготовке проектной документации в соответствии с установленными требованиями.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 3.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 144 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Методология преподавания географии как науки 36.0 22.0 0.0 0.0 0.0 14.0 0
Общие вопросы методики обучения географии в условиях реализации ФГОС 35.0 21.0 0.0 0.0 0.0 14.0 0
Частные вопросы методики обучения географии 34.0 21.0 0.0 0.0 0.0 13.0 0
Виды и методы контроля знаний на уроках географии 36.0 22.0 0.0 0.0 0.0 14.0 0
Итоговая аттестация 3.0 0 0 0 0 0 0
Итого 144 86 0 0 0 55 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
24/144 0 24/144 144 86 0.0 55.0 3.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 4 недели.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (42 часа, 6 часов в день)4 Неделя (18 часов, 6 часов в день)
Методология преподавания географии как науки 36.0 666666
Общие вопросы методики обучения географии в условиях реализации ФГОС 35.0 666665
Частные вопросы методики обучения географии 34.0 1666663
Виды и методы контроля знаний на уроках географии 36.0 3666663
Итоговая аттестация 3.0 3
Итого 144 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (42 часа, 6 часов в день)4 Неделя (18 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Реализация образовательного процесса по предмету «География» в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ООО и СОО»

10.1. Цель дисциплины заключается в подготовке педагогов к организации и эффективному проведению уроков географии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования и среднего общего образования.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основных принципов и концепций географического образования в рамках ФГОС ООО и СОО.
- Ознакомление с содержанием и структурой учебных программ по географии.
- Изучение современных методик и подходов к преподаванию географии, учитывающих требования ФГОС.
- Развитие навыков планирования и организации уроков географии с использованием активных методов обучения, технологий и интерактивных средств.
- Овладение методами оценки и контроля учебных достижений учащихся в географии.
- Изучение современных информационно-коммуникационных технологий и их применение в обучении географии.
- Практическое применение полученных знаний и навыков на уроках географии.
- Разработка учебных материалов и заданий, соответствующих требованиям ФГОС ООО и СОО.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Распространение результатов профессиональной деятельности
Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельностиПредставляет результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности в виде отчета по установленной форме.
Представляет результаты работы в виде тезисов доклада, презентации на русском и/или иностранном языках в соответствии с нормами и правилами, принятыми в научном сообществе.
Защищает результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности в соответствии с нормами и правилами, принятыми в научном сообществе.
Знать:
- основы проектирования в профессиональной научно-исследовательской деятельности.
Уметь:
- проектировать, представлять, распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности.
Владеть:
- навыками защиты результатов своей научно-исследовательской деятельности.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Фундаментальные основы профессиональной деятельности
Способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельностиИспользует знания об объектах и явлениях, изучаемых в физической и социально-экономической географии, в профессиональной деятельности.
Грамотно применяет имеющиеся знания и анализирует территории/районы с точки зрения физико-географической и социально-экономической составляющих.
Верно классифицирует задачи, для решения которых необходимы знания физической или социально-экономической географии.
Знать:
- теоретические основы о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем.
Уметь:
- решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем.
Владеть:
- навыками ландшафтно-экологического проектирования и менеджмента природных ресурсов.
Способен применять базовые географические подходы и методы при проведении комплексных и отраслевых географических исследований на разных территориальных уровняхПрименяет навыки базовых географических методов исследования, в частности описательного, сравнительного, полевого и др.
Определяет, каким из многообразия географических методов исследования необходимо воспользоваться при решений той или иной задачи с учётом территориального уровня исследования.
Комплексно применяет при решении задач профессиональной деятельности многообразие географических методов исследования.
Знать:
- базовые географические подходы и методы проведения комплексных и отраслевых географических исследований.
Уметь:
- использовать географические подходы и методы при проведении географических исследований на разных территориальных уровнях.
Владеть:
- теорией и методологией географии при проведении комплексных и отраслевых географических исследований.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: Осуществление общепедагогической функции. Осуществление воспитательной деятельности.
Объект или область знания: Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
ПК-1 Способен выполнять полевые и изыскательские работы по получению информации физико-, социально-, экономико- и эколого-географической направленностиПроводит полевые исследования по сбору первичной географической информации.
Проводит камеральные изыскания по сбору статистической, картографической, фондовой, ведомственной и др. информации географической направленности.
Определяет способы, приемы и технические средства обработки первичной географической информации.
Знать:
как выполнять полевые и изыскательские работы по получению информации физико-, социально-, экономико- и эколого-географической направленности.
Уметь:
выполнять полевые и изыскательские работы по получению информации физико-, социально-, экономико- и эколого-географической направленности.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-2 Способен использовать специальные знания и методы географических наук при решении научно-исследовательских задачПрименяет знания и подходы географических наук для решения профильных научно-исследовательских задач.
Определяет круг задач в рамках поставленной цели, этапы научного исследования.
Подбирает приемы и методы, соответствующие целям и задачам научного исследования.
Знать:
как использовать специальные знания и методы географических наук при решении научно-исследовательских задач.
Уметь:
использовать специальные знания и методы географических наук при решении научно-исследовательских задач.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-3 Способен принимать участие в прикладных исследованиях природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем, подготовке проектной документации в соответствии с установленными требованиями.Выполняет отдельные мероприятия по исследованию природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем в рамках действующего плана.
Ведет документацию и оформляет отчетность по изыскательским мероприятиям в соответствии с установленными требованиями.
Участвует в разработке разделов проектной документации географического содержания.
Знать:
как проводить прикладные исследования природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем, подготовке проектной документации в соответствии с установленными требованиями.
Уметь:
проводить прикладные исследования природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем, подготовке проектной документации в соответствии с установленными требованиями.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 141.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 86
лекции (Л) 86.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 55.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 141.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Методология преподавания географии как науки Предмет методики обучения географии, ее историческое развитие и методы исследования. Предмет и задачи методики обучения географии.
Развитие школьной географии и методики ее преподавания до 1917 года.
Развитие школьной географии и методики ее обучения в советский период и в постсоветское время.
Методы исследования в методике обучения географии.
Содержание школьной географии.
Значение географии как учебного предмета.
Система курсов школьной географии.
Компоненты содержания школьной географии.
Внутрипредметные и межпредметные связи.
Программы по географии, их методическое построение.
Типы обучения.
Методы обучения географии.
Формирование географических знаний, умений и навыков.
2. Общие вопросы методики обучения географии в условиях реализации ФГОС Характеристика, подходы и отличительные особенности главных групп методов обучения: словесных, наглядных и практических, объекты их исследования.
Специфика применения методик в процессе обучения географии.
Технология проектной деятельности школьников.
Технологии, методы и приемы развивающего обучения географии.
Применение логических опорных конспектов, условия и особенности, методические принципы организации уроков.
Описание кратких действий, направленных на развитие качеств и свойств человека.
3. Частные вопросы методики обучения географии Методика преподавания географии как науки.
Структура и содержание географического образования в школе.
Урок-основная форма обучения географии.
Педагогические технологии в обучении школьной географии.
Учебники географии, их задачи и функции.
Роли страноведческого курса в школьной программе.
Предмет и проблемы обучения географии.
Понятие о содержании географического образования.
Практические примеры применения курса страноведения в школьной географии на примере Никарагуа.
4. Виды и методы контроля знаний на уроках географии Функции, виды, типы и формы контроля знаний учащихся.
Характеристика особенностей устного, письменного контроля знаний и некоторых его нетрадиционных форм.
Разработка заданий на проверку знаний учащихся по теме "Внутренние воды и водные ресурсы России".
Проблема организации контроля знаний учащихся и правильной оценки уровня их знаний.
Виды контроля.
Роль и значение тематического контроля, обеспечивающие эффективность учебного процесса, пути и методы проведения тематического контроля знаний учащихся.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Методология преподавания географии как науки 22.0 0.0 0.0 0.0 14.0 36.0
2 Общие вопросы методики обучения географии в условиях реализации ФГОС 21.0 0.0 0.0 0.0 14.0 35.0
3 Частные вопросы методики обучения географии 21.0 0.0 0.0 0.0 13.0 34.0
4 Виды и методы контроля знаний на уроках географии 22.0 0.0 0.0 0.0 14.0 36.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Сухоруков, В. Д.  Методика обучения географии : учебник и практикум для вузов / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 365 с. 

-Контроль и надзор в сфере образования / - 104 стр.

-Геттнер, А.  География. Ее история сущность и методы / А. Геттнер ; переводчик Е. А. Торнеус. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 490 с. 

-Таможняя, Е. А.  Методика обучения географии : учебник и практикум для вузов / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина ; под общей редакцией Е. А. Таможней. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 321 с. 

б) дополнительная литература:

- География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / В. П. Максаковский.— 20-е и зд .— М. : Просвещение, 2012. — 397 с.: ил., карт.

- ФГОС ООО

- ФГОС СОО

- Подласый И.П. П44 Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с. : ил. — (Педагогика и воспитание).

- Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в начальной школе: учебное пособие / авт.-сост. С.Г. Григорьева, А.А. Хафизова. – Казань: Казан. ун-т, 2021. – 96 с.

- Е.В. Баранчиков / География / - М. : Издательский центр "Академия", 2016. - 335 стр.

- Виды и формы контроля знаний и умений обучающихся / - 10 стр.

- Таможняя, Е. А.  Методика обучения географии : учебник и практикум для вузов / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина ; под общей редакцией Е. А. Таможней. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 321 с. 

- Видеоурок: Общая педагогика - педагогика как наука

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" / - 162 стр.

- Цомаева А.Д / Современный урок в соответствии с новым ФГОС третьего поколения / 4 с.

- Сухоруков, В. Д.  Методика обучения географии : учебник и практикум для вузов / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 365 с. 

- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. ФГОС предполагает создание ... разделов в ООП по географии

a) 6

б) 3

в) 4

г) ФГОС не регламентирует число разделов

2. Какой метод обучения не относится к познавательной деятельности?

a) комбинированный

б) репродуктивный

в) эвристический

г) проблемного изложения

3. К каким результатам обучения относятся УУД согласно ФГОС?

a) к метапредметным

б) к личностным

в) к общекультурным

г) к предметным

4. «Метод погружения» относится к группе методов:

a) бинарных

б) интенсивных

в) перцептивных

г) активных

5. Методы классифицируются на словестные, наглядные и практические по:

a) источникам знаний

б) уровню активности обучающихся

в) дидактической цели

г) характеру познавательной деятельности

6. Методика обучения географии входит в систему наук:

a) географических

б) экономических

в) педагогических

7. Кто из перечисленных педагогов разработал классификацию методов обучения?

a) Эльконин

б) Лазурский

в) Давыдов

г) Лернер

8. Образовательный процесс, согласно ФГОС, направлен на формирование у обучающихся:

a) знаний, умений, навыков

б) самоуправляющих механизмов личности

в) способов умственных действий

г) всего вышеперечисленного

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.