886.188 ПК - 144 часов. Методики преподавания предмета «География» в организациях среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО Институт РОПКиП PO-1102
Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 740pуб.
Первоначальный взнос 74 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1160pуб.
Первоначальный взнос 116 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1500pуб.
Первоначальный взнос 150 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1620pуб.
Первоначальный взнос 162 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«15» июня 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Методики преподавания предмета «География» в организациях среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО»

Трудоемкость обучения по данной программе – 144 часа

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Методики преподавания предмета «География» в организациях среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), Приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 N 1085.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 года N 608н

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Обучение преподавателей методикам преподавания предмета "География" в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Основная цель программы - повышение квалификации преподавателей географии, для улучшения качества и эффективности обучения студентов в учреждениях среднего профессионального образования. Программа направлена на обновление знаний, умений и навыков преподавателей, на освоение современных методик и педагогических технологий преподавания географии, на разработку компетентностной модели обучения студентов и формирование у них системы знаний соответствующих современным тенденциям и требованиям рынка труда.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-сопровождения;

-культурно-просветительский;

-организационно-управленческий;

-методический;

-проектный;

-педагогический;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) сопровождения

определение подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики;
развитие профессионально важных качеств личности современного рабочего (специалиста);
планирование мероприятий по социальной профилактике в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (ОУ НПО и СПО);
организация и осуществление учебно-воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
диагностика и прогнозирование развития личности будущих рабочих (специалистов);
организация профессионально-педагогической деятельности на основе нормативно-правовых документов;

2) культурно-просветительский

проектирование комплекса учебно-профессиональных целей, задач;
прогнозирование результатов профессионально-педагогической деятельности;
конструирование содержания учебного материала по общепрофессиональной и социальной подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена;
проектирование и оснащение образовательно-пространственной среды для теоретического и практического обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена;
разработка, анализ и корректировка учебно-программной документации подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

3) организационно-управленческий

Контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и (или) ДПП, а также контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся.

4) методический

Осуществление методической деятельности, применение инновационных технологий и методик обучения.

5) проектный

проектирование комплекса учебно-профессиональных целей, задач;
прогнозирование результатов профессионально-педагогической деятельности;
конструирование содержание учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов);
проектирование и оснащение образовательно-пространственной среды для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов);
разработка, анализ и корректировка учебно-программной документации подготовки рабочих (специалистов);
проектирование, адаптация и применение индивидуализированных, деятельностно и личностно ориентированных технологий и методик профессионального обучения рабочих (специалистов);
проектирование, адаптация и применение комплекса дидактических средств для подготовки рабочих (специалистов);
проектирование и организация коммуникативных взаимодействий и управление общением;
проектирование форм, методов и средств контроля результатов процесса подготовки рабочих (специалистов).

6) педагогический

Организация учебной и (или) учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин, профессиональных модулей программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП. Организация совместной и индивидуальной воспитательной деятельности обучающихся по программам профессионального обучения, СПО и (или) ДПП, в том числе с особыми образовательными потребностями. Педагогический контроль и оценка сформированности образовательных результатов в процессе освоения учебных предметов, курсов, дисциплин, профессиональных модулей программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП. Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин, профессиональных модулей программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП.

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сфере профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования).

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

Процесс обучения, воспитания, развития обучающихся СПО, ДПО; процесс проектирования программ профессионального обучения, программ профессионального образования и (или) ДПП.

Процесс проектирования программ профессионального обучения, программ профессионального образования и (или) ДПП.

участники и средства реализации целостного образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, включающие учебно-курсовую сеть предприятий и организаций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации
Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДППА/01.6-Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы. Организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы. Руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся по программам СПО и(или) ДПП, в том числе подготовкой выпускной квалификационной работы (если она предусмотрена). Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции (для преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональной компетенции)). Текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, спортивного зала, иного места занятий), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.
Обобщенные трудовые функции: Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности
Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и(или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащихB/01.6-Формирование в учебно-производственной мастерской (на полигоне, площадке, в лаборатории, ином месте занятий) образовательно-производственной среды, разработка мероприятий по модернизации их оснащения. Организация и проведение учебной и(или) производственной практики (практического обучения). Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции в процессе прохождения учебной и производственной практики (практической подготовки). Текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе учебной и производственной практики (практического обучения).
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихсяB/02.6-Оценка полноты и своевременности выполнения обучающимися задания на практику и(или) результатов освоения компетенций в период прохождения практики (практического обучения). Оценка освоения программы профессионального модуля (учебного предмета, курса, дисциплины, иного компонента программы, обеспечивающего освоение квалификации рабочего, служащего) в части практической подготовки при проведении промежуточной аттестации в составе экзаменационной комиссии. Оценка освоения образовательной программы при проведении итоговой (государственной итоговой) аттестации в составе экзаменационной комиссии.

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сфере профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования).
педагогическийОрганизация учебной и (или) учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин, профессиональных модулей программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП. Организация совместной и индивидуальной воспитательной деятельности обучающихся по программам профессионального обучения, СПО и (или) ДПП, в том числе с особыми образовательными потребностями. Педагогический контроль и оценка сформированности образовательных результатов в процессе освоения учебных предметов, курсов, дисциплин, профессиональных модулей программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП. Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин, профессиональных модулей программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП.-Процесс обучения, воспитания, развития обучающихся СПО, ДПО; процесс проектирования программ профессионального обучения, программ профессионального образования и (или) ДПП.
проектныйпроектирование комплекса учебно-профессиональных целей, задач; прогнозирование результатов профессионально-педагогической деятельности; конструирование содержание учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов); проектирование и оснащение образовательно-пространственной среды для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов); разработка, анализ и корректировка учебно-программной документации подготовки рабочих (специалистов); проектирование, адаптация и применение индивидуализированных, деятельностно и личностно ориентированных технологий и методик профессионального обучения рабочих (специалистов); проектирование, адаптация и применение комплекса дидактических средств для подготовки рабочих (специалистов); проектирование и организация коммуникативных взаимодействий и управление общением; проектирование форм, методов и средств контроля результатов процесса подготовки рабочих (специалистов).-Процесс проектирования программ профессионального обучения, программ профессионального образования и (или) ДПП.
методическийОсуществление методической деятельности, применение инновационных технологий и методик обучения.-участники и средства реализации целостного образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, включающие учебно-курсовую сеть предприятий и организаций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
организационно-управленческийКонтроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и (или) ДПП, а также контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся.-участники и средства реализации целостного образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, включающие учебно-курсовую сеть предприятий и организаций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
культурно-просветительскийпроектирование комплекса учебно-профессиональных целей, задач; прогнозирование результатов профессионально-педагогической деятельности; конструирование содержания учебного материала по общепрофессиональной и социальной подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена; проектирование и оснащение образовательно-пространственной среды для теоретического и практического обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена; разработка, анализ и корректировка учебно-программной документации подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена;-участники и средства реализации целостного образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, включающие учебно-курсовую сеть предприятий и организаций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
сопровожденияопределение подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики; развитие профессионально важных качеств личности современного рабочего (специалиста); планирование мероприятий по социальной профилактике в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (ОУ НПО и СПО); организация и осуществление учебно-воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; диагностика и прогнозирование развития личности будущих рабочих (специалистов); организация профессионально-педагогической деятельности на основе нормативно-правовых документов;-участники и средства реализации целостного образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, включающие учебно-курсовую сеть предприятий и организаций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Высшее - бакалавриат

2) Высшее - специалитет

3) Высшее - магистратура

4) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Правовые и этические основы профессиональной деятельности
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этикиДемонстрирует знание нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики
Строит образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
Организует образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
Знать:
- приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации;
- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
- федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательные документы о правах ребенка, трудовое законодательство;
Уметь:
- применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования;
Владеть:
- действиями по соблюдению правовых норм; навыками анализа нормативных правовых актов в своей сфере профессиональной деятельности
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Разработка основных и дополнительных образовательных программ
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)Демонстрирует знание компонентов основных и дополнительных образовательных программ.
Участвует в разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
Использует информационнокоммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы при разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
Знать:
- историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
- основы дидактики, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных образовательных технологий;
- пути достижения образовательных результатов в области ИКТ
Уметь:
- классифицировать образовательные системы и образовательные технологии;
- разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
Владеть:
- приемами разработки и реализации программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
- средствами формирования умений, связанных с информационнокоммуникационными технологиями (далее – ИКТ);
- приемами реализации ИКТ: на уровне пользователя, на общепедагогическом уровне и на уровне преподаваемого (ых) предметов (отражающая профессиональную ИКТ компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: Организация учебной и (или) учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин, профессиональных модулей программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП. Организация совместной и индивидуальной воспитательной деятельности обучающихся по программам профессионального обучения, СПО и (или) ДПП, в том числе с особыми образовательными потребностями. Педагогический контроль и оценка сформированности образовательных результатов в процессе освоения учебных предметов, курсов, дисциплин, профессиональных модулей программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП. Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин, профессиональных модулей программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП.
Объект или область знания: Процесс обучения, воспитания, развития обучающихся СПО, ДПО; процесс проектирования программ профессионального обучения, программ профессионального образования и (или) ДПП.
Способен к организации и планированию работы учреждения образованияУчастие в реализации корпоративной и конкурентной стратегий организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой); разработка концепции проекта; участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного управления в соответствии со стратегией организации; планирование деятельности организации и подразделений; построение структурных моделей проекта; формирование организационной и управленческой структуры организаций; организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ; разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления); контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников; мотивирование и стимулирование работников подразделения или участников рабочей группы (команды), направленные на достижение оперативных управленческих
целей; подготовка, обоснование, принятие и управление выполнением управленческих решений в организации и проекте; развитие проекта; участие в урегулировании организационных конфликтов на уровне подразделения и рабочей группы (команды).
Знать:
- правовую и нормативную базу, регламентирующую порядок регулирования работы образовательной организации, внутренние регламенты, устав, политику, программу и другие основополагающие документы учреждения;
- практику разработки и корректировки нормативной базы управления структурным подразделением с учетом передового опыта;
- программные средства автоматизации учреждения;
- основы деловой документации, делопроизводства в учреждении;
- современные формы мотивации педагогов учреждения и требования профессиональной этики.
Уметь:
- разрабатывать организационно-распорядительные документы, регламенты, внутренние стандарты, требования профессиональной этики, определяющие работу структурного подразделения, с учетом требований нормативной базы учреждения;
- оценивать уровень профессиональной квалификации, психологической устойчивости и коммуникабельности педагогов учреждения;
- разрабатывать и применять на практике показатели оценки качества работы учреждения и его сотрудников;
- осуществлять поиск, анализ и оценку профессиональной информации по управлению штатным персоналом;
- разрабатывать перспективные годовые и оперативные планы работы.
Владеть:
- навыками разработки должностных инструкций сотрудников, внутренних стандартов профессиональной деятельности, требований профессиональной этики;
- навыками подбора штатного персонала структурного подразделения с использованием утвержденных в установленном порядке критериев;
- навыками организации работы, ознакомления с нормативной базой и обеспечением необходимыми материально-техническими ресурсами;
- навыками разработки и учета показателей работы структурного подразделения и его сотрудников, предложений по совершенствованию системы мотивации сотрудников структурного подразделения.
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Способен к тактическому управлению процессами организации и планирования производства, руководству выполнения типовых задач тактического планированияУчастие в реализации корпоративной и конкурентной стратегий организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой); разработка концепции проекта; участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного управления в соответствии со стратегией организации; планирование деятельности организации и подразделений; построение структурных моделей проекта; формирование организационной и управленческой структуры организаций; организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ; разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления); контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников; мотивирование и стимулирование работников подразделения или участников рабочей группы (команды), направленные на достижение оперативных управленческих
целей; подготовка, обоснование, принятие и управление выполнением управленческих решений в организации и проекте; развитие проекта; участие в урегулировании организационных конфликтов на уровне подразделения и рабочей группы (команды).
Знать:
- типовые организационные формы и методы управления производством, методы определения специализации подразделений организации и производственных связей между ними, методы ведения плановой работы в организации, применяемые формы учета и отчетности;
- нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам организации управления производством, производственного планирования и управления производством, учета и анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности;
- порядок разработки организационных структур организации, положений о подразделениях, должностных инструкций, перспективных и годовых планов производственной, хозяйственной и социальной деятельности организации.
Уметь:
- использовать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач в области планирования производства, оценивать их эффективность и качество, обосновывать количественные и качественные требования к ресурсам, необходимым для решения поставленных профессиональных задач, оценивать рациональность их использования;
- работать в коллективе, выстраивать эффективные коммуникации с коллегами и руководством, передавать знания и опыт, контролировать процессы самообучения и взаимоподдержки работников в сфере техники и технологий, целенаправленно и систематически повышать уровень знания работников;
- разрабатывать организационно-управленческую документацию с использованием современных технологий электронного документооборота;
- осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию планов производственно-хозяйственной деятельности структурного подразделения организации.
Владеть:
- навыками организации работы по тактическому планированию деятельности структурных подразделений организации, исходя из конкретных условий и потребностей рынка, выявление и использование резервов производства;
- навыками анализа показателей деятельности структурных подразделений организации, действующих методов управления при решении профессиональных задач и выявления возможностей повышения эффективности управления, разработки рекомендаций по использованию научно
обоснованных методов комплексного решения задач тактического планирования производства с применением современных информационных технологий;
- навыками руководства работой по экономическому планированию деятельности структурного подразделения организации, направленному на организацию рациональных бизнес-процессов в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей эффективности работы организации;
- навыками руководства подготовкой проектов текущих планов структурных подразделений организации по всем видам деятельности в соответствии с заказами потребителей продукции, работ (услуг) и заключенными договорами, а также обоснований и расчетов к ним;
- навыками постановки задач тактического планирования и организации производства, решаемых с помощью вычислительной техники, определения возможности использования готовых проектов, программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки плановой информации;
- навыками совершенствования существующей структуры управления организацией, анализа ее эффективности применительно к рыночным условиям хозяйствования на основе ее сравнения со структурой передовых организаций, выпускающих аналогичную продукцию;
по совершенствованию организационно-распорядительной документации и организации документооборота, по внедрению технических средств обработки информации,
- навыками обеспечения участия работников структурного подразделения организации в проведении маркетинговых исследований, определении перспектив развития организации, разработке предложений по составлению бизнес-планов;
- навыками разработки стратегии организации с целью адаптации ее хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям, подготовки и согласования разделов тактических комплексных планов производственной, финансовой и коммерческой деятельности организации и ее структурных подразделений;
- подготовкой предложений по конкретным направлениям изучения рынка с целью определения перспектив развития организации, осуществлением координации проведения исследований, направленных на повышение эффективности его производственнохозяйственной деятельности;
- организацией работы по проектированию методов выполнения управленческих процессов, составлению положений о структурных подразделениях организации, должностных инструкций работникам, обеспечению внесения в них необходимых изменений и дополнений.
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 3.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 144 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся 29.0 18.0 0.0 0.0 0.0 11.0 0
Особенности организации проектной деятельности учащихся 28.0 17.0 0.0 0.0 0.0 11.0 0
Организация исследовательской деятельности учащихся 27.0 16.0 0.0 0.0 0.0 11.0 0
Социальное проектирование 28.0 17.0 0.0 0.0 0.0 11.0 0
Специфика проектной и исследовательской работы 29.0 18.0 0.0 0.0 0.0 11.0 0
Итоговая аттестация 3.0 0 0 0 0 0 0
Итого 144 86 0 0 0 55 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
24/144 0 24/144 144 86 0.0 55.0 3.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 4 недели.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (42 часа, 6 часов в день)4 Неделя (18 часов, 6 часов в день)
Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся 29.0 66665
Особенности организации проектной деятельности учащихся 28.0 166663
Организация исследовательской деятельности учащихся 27.0 36666
Социальное проектирование 28.0 66664
Специфика проектной и исследовательской работы 29.0 266663
Итоговая аттестация 3.0 3
Итого 144 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (42 часа, 6 часов в день)4 Неделя (18 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Методики преподавания предмета «География» в организациях среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО»

10.1. Цель дисциплины состоит в развитии и совершенствовании профессиональных компетенций преподавателей географии для эффективного преподавания данного предмета в учебных заведениях среднего профессионального образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) СПО.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Ознакомление с основными принципами и целями преподавания предмета "География" в рамках ФГОС СПО.
- Изучение современных методик и подходов к преподаванию географии, включая активные методы обучения, использование информационно-коммуникационных технологий и других современных педагогических инструментов.
- Развитие навыков планирования и организации уроков географии с учетом специфики образовательных программ среднего профессионального образования.
- Изучение содержания и структуры учебных материалов, рекомендованных ФГОС СПО, и их адаптация к нуждам конкретного учебного заведения.
- Развитие навыков создания и использования разнообразных учебных ресурсов, включая карты, графики, схемы, модели и прочие визуальные средства.
- Разработка методических материалов и учебных пособий, адаптированных к потребностям студентов среднего профессионального образования.
- Овладение навыками эффективной коммуникации и взаимодействия с обучающимися, коллегами и другими участниками образовательного процесса.
- Оценка и анализ эффективности применения методик преподавания географии в соответствии с ФГОС СПО и внесение необходимых корректировок в практику преподавания.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Правовые и этические основы профессиональной деятельности
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этикиДемонстрирует знание нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики
Строит образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
Организует образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
Знать:
- приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации;
- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
- федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательные документы о правах ребенка, трудовое законодательство;
Уметь:
- применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования;
Владеть:
- действиями по соблюдению правовых норм; навыками анализа нормативных правовых актов в своей сфере профессиональной деятельности
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Разработка основных и дополнительных образовательных программ
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)Демонстрирует знание компонентов основных и дополнительных образовательных программ.
Участвует в разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
Использует информационнокоммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы при разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
Знать:
- историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
- основы дидактики, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных образовательных технологий;
- пути достижения образовательных результатов в области ИКТ
Уметь:
- классифицировать образовательные системы и образовательные технологии;
- разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
Владеть:
- приемами разработки и реализации программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
- средствами формирования умений, связанных с информационнокоммуникационными технологиями (далее – ИКТ);
- приемами реализации ИКТ: на уровне пользователя, на общепедагогическом уровне и на уровне преподаваемого (ых) предметов (отражающая профессиональную ИКТ компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: Организация учебной и (или) учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин, профессиональных модулей программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП. Организация совместной и индивидуальной воспитательной деятельности обучающихся по программам профессионального обучения, СПО и (или) ДПП, в том числе с особыми образовательными потребностями. Педагогический контроль и оценка сформированности образовательных результатов в процессе освоения учебных предметов, курсов, дисциплин, профессиональных модулей программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП. Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин, профессиональных модулей программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП.
Объект или область знания: Процесс обучения, воспитания, развития обучающихся СПО, ДПО; процесс проектирования программ профессионального обучения, программ профессионального образования и (или) ДПП.
Способен к организации и планированию работы учреждения образованияУчастие в реализации корпоративной и конкурентной стратегий организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой); разработка концепции проекта; участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного управления в соответствии со стратегией организации; планирование деятельности организации и подразделений; построение структурных моделей проекта; формирование организационной и управленческой структуры организаций; организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ; разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления); контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников; мотивирование и стимулирование работников подразделения или участников рабочей группы (команды), направленные на достижение оперативных управленческих
целей; подготовка, обоснование, принятие и управление выполнением управленческих решений в организации и проекте; развитие проекта; участие в урегулировании организационных конфликтов на уровне подразделения и рабочей группы (команды).
Знать:
- правовую и нормативную базу, регламентирующую порядок регулирования работы образовательной организации, внутренние регламенты, устав, политику, программу и другие основополагающие документы учреждения;
- практику разработки и корректировки нормативной базы управления структурным подразделением с учетом передового опыта;
- программные средства автоматизации учреждения;
- основы деловой документации, делопроизводства в учреждении;
- современные формы мотивации педагогов учреждения и требования профессиональной этики.
Уметь:
- разрабатывать организационно-распорядительные документы, регламенты, внутренние стандарты, требования профессиональной этики, определяющие работу структурного подразделения, с учетом требований нормативной базы учреждения;
- оценивать уровень профессиональной квалификации, психологической устойчивости и коммуникабельности педагогов учреждения;
- разрабатывать и применять на практике показатели оценки качества работы учреждения и его сотрудников;
- осуществлять поиск, анализ и оценку профессиональной информации по управлению штатным персоналом;
- разрабатывать перспективные годовые и оперативные планы работы.
Владеть:
- навыками разработки должностных инструкций сотрудников, внутренних стандартов профессиональной деятельности, требований профессиональной этики;
- навыками подбора штатного персонала структурного подразделения с использованием утвержденных в установленном порядке критериев;
- навыками организации работы, ознакомления с нормативной базой и обеспечением необходимыми материально-техническими ресурсами;
- навыками разработки и учета показателей работы структурного подразделения и его сотрудников, предложений по совершенствованию системы мотивации сотрудников структурного подразделения.
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Способен к тактическому управлению процессами организации и планирования производства, руководству выполнения типовых задач тактического планированияУчастие в реализации корпоративной и конкурентной стратегий организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой); разработка концепции проекта; участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного управления в соответствии со стратегией организации; планирование деятельности организации и подразделений; построение структурных моделей проекта; формирование организационной и управленческой структуры организаций; организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ; разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления); контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников; мотивирование и стимулирование работников подразделения или участников рабочей группы (команды), направленные на достижение оперативных управленческих
целей; подготовка, обоснование, принятие и управление выполнением управленческих решений в организации и проекте; развитие проекта; участие в урегулировании организационных конфликтов на уровне подразделения и рабочей группы (команды).
Знать:
- типовые организационные формы и методы управления производством, методы определения специализации подразделений организации и производственных связей между ними, методы ведения плановой работы в организации, применяемые формы учета и отчетности;
- нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам организации управления производством, производственного планирования и управления производством, учета и анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности;
- порядок разработки организационных структур организации, положений о подразделениях, должностных инструкций, перспективных и годовых планов производственной, хозяйственной и социальной деятельности организации.
Уметь:
- использовать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач в области планирования производства, оценивать их эффективность и качество, обосновывать количественные и качественные требования к ресурсам, необходимым для решения поставленных профессиональных задач, оценивать рациональность их использования;
- работать в коллективе, выстраивать эффективные коммуникации с коллегами и руководством, передавать знания и опыт, контролировать процессы самообучения и взаимоподдержки работников в сфере техники и технологий, целенаправленно и систематически повышать уровень знания работников;
- разрабатывать организационно-управленческую документацию с использованием современных технологий электронного документооборота;
- осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию планов производственно-хозяйственной деятельности структурного подразделения организации.
Владеть:
- навыками организации работы по тактическому планированию деятельности структурных подразделений организации, исходя из конкретных условий и потребностей рынка, выявление и использование резервов производства;
- навыками анализа показателей деятельности структурных подразделений организации, действующих методов управления при решении профессиональных задач и выявления возможностей повышения эффективности управления, разработки рекомендаций по использованию научно
обоснованных методов комплексного решения задач тактического планирования производства с применением современных информационных технологий;
- навыками руководства работой по экономическому планированию деятельности структурного подразделения организации, направленному на организацию рациональных бизнес-процессов в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей эффективности работы организации;
- навыками руководства подготовкой проектов текущих планов структурных подразделений организации по всем видам деятельности в соответствии с заказами потребителей продукции, работ (услуг) и заключенными договорами, а также обоснований и расчетов к ним;
- навыками постановки задач тактического планирования и организации производства, решаемых с помощью вычислительной техники, определения возможности использования готовых проектов, программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки плановой информации;
- навыками совершенствования существующей структуры управления организацией, анализа ее эффективности применительно к рыночным условиям хозяйствования на основе ее сравнения со структурой передовых организаций, выпускающих аналогичную продукцию;
по совершенствованию организационно-распорядительной документации и организации документооборота, по внедрению технических средств обработки информации,
- навыками обеспечения участия работников структурного подразделения организации в проведении маркетинговых исследований, определении перспектив развития организации, разработке предложений по составлению бизнес-планов;
- навыками разработки стратегии организации с целью адаптации ее хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям, подготовки и согласования разделов тактических комплексных планов производственной, финансовой и коммерческой деятельности организации и ее структурных подразделений;
- подготовкой предложений по конкретным направлениям изучения рынка с целью определения перспектив развития организации, осуществлением координации проведения исследований, направленных на повышение эффективности его производственнохозяйственной деятельности;
- организацией работы по проектированию методов выполнения управленческих процессов, составлению положений о структурных подразделениях организации, должностных инструкций работникам, обеспечению внесения в них необходимых изменений и дополнений.
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 141.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 86
лекции (Л) 86.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 55.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 141.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство интеллектуального и творческого развития.
Понятие и содержание проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Положительные и отрицательные стороны проектной и исследовательской деятельности учащихся
Организация и проведение проектно-исследовательской деятельности с учащимися начальных классов.
Практические основы применения проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность как последовательная, целенаправленная деятельность субъектов проектирования.
2. Особенности организации проектной деятельности учащихся Организация проектной деятельности в школе.
Особенности проектной деятельности учащихся.
Метод проектов и его место в современной методике.
Сущность метода проектов.
Характеристика успешной проектной деятельности.
Типология проектов.
Этапы организации проектной деятельности школьников.
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.
Возможности проектно-исследовательской деятельности учащихся для решения развивающих и коррекционных задач.
Общие правила для руководителя проекта.
3. Организация исследовательской деятельности учащихся Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников.
Сущность и содержание исследовательской деятельности.
Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников.
Педагогические условия организации исследования младших школьников.
Обобщение опыта работы учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников.
Содержание подготовительной работы к выполнению исследований.
Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников.
4. Социальное проектирование Понятие и сущность социального проектирования.
Основные тенденции социального проектирования: предметная и проблемная область.
Дефиниции и технология проектирования.
Инструментарий социального проектирования.
Основные предпосылки социального проектирования.
Предмет и объект социального проектирования.
Принципы социального проектирования.
Инструментальная часть социального проектирования.
Социальное проектирование как научно-теоретическая и предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем.
Этапы, инструментарий и предпосылки социального проектирования.
5. Специфика проектной и исследовательской работы Понятие проектной и исследовательской работы.
Проектная и исследовательская деятельности в свете законодательных актов РФ.
Проектная и исследовательская деятельность как содержание образования в соответствии с ФГОС
Типодеятельностное содержание образования.
Проектная деятельность: ее сущность, характеристика субъектов и объектов.
Проблематизация и рефлексия в проектной и исследовательской деятельностях.
Организационные модели включения проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс.
Компоненты научного аппарата исследования. Формулирование цели и совокупности задач,обеспечивающих ее достижение.
Эмпирические методы научного исследования
Анализ и синтез как методы интеллектуальной деятельности
Основные понятия, сущность педагогического проектирования.
Виды и уровни педагогического проектирования.
Оформление результатов исследования
Этика научного исследования

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся 18.0 0.0 0.0 0.0 11.0 29.0
2 Особенности организации проектной деятельности учащихся 17.0 0.0 0.0 0.0 11.0 28.0
3 Организация исследовательской деятельности учащихся 16.0 0.0 0.0 0.0 11.0 27.0
4 Социальное проектирование 17.0 0.0 0.0 0.0 11.0 28.0
5 Специфика проектной и исследовательской работы 18.0 0.0 0.0 0.0 11.0 29.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Т.Б. Гребенюк / Общая педагогика / Калининград - 107 стр.

-Социальное проектирование: теория и практика: учебное пособие / Л.В. Вандышева. – Самара: Издательство Самарского университета, 2020. – 92 с.

-Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А.С. Обухова. Т. 2: Практика организации. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – 495 с.

-Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся: методические рекомендации / сост.: Т. М. Мильситова, О. Ю. Перкова [и др.] – Кемерово : изд-во МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2017. – 56 с.

-Уткина, Т. В. Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ / Т. В. Уткина, И. С. Бегашева. – Челябинск : ЧИППКРО, 2018. – 60 с.

б) дополнительная литература:

- Общие основы педагогики : учеб. пособие / Е.В. Тонков – Белгород : ООО «Эпицентр», 2018. – 172 с.

- Т. М. Мильситова / Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся / – Кемерово : изд-во МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2017 г. – 56 стр.

- Н. Ю. Плаксина / Организация исследовательской работы школьников / – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2012 г. – 35 стр.

- Луков В.А. / Социальное проектирование / - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2007 г. - 240 с.

- Видеоурок: Общая педагогика - педагогика как наука

- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.

- Видеоурок: Тьютор и его профессиональная деятельность

- Социальное проектирование в образовании и практике социальной работы : учеб. пособие / А. В. Старшинова и др. ; [под общ. ред. А. В. Старшиновой] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 160 с.

- Лебедева О.В., Гребенев И.В. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественнонаучного цикла: Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2014. – 219 с.

- Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А.С. Обухова. Т. 2: Практика организации. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – 495 с.

- Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» : лекции 1–4. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 64 с.

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Укажите площадь поверхности всего земного шара.

a) 410 млн. км2

б) 149 млн. км2

в) 510 млн. км2

г) 22046 млн. км2

2. Сколько всего материков выделяют на Земле?

a) 6

б) 7

в) 8

г) 10

3. К какому типу карт отнесем «Карту мира» масштаба 1:22000000?

a) Мелкомасштабная

б) Среднемасштабная

в) Крупномасштабная

г) К планам местности

4. Что изображают на комплексных картах?

a) Горы и равнины

б) Только материки

в) Один или два компонента природы

г) Несколько разных, но взаимосвязанных компонентов или явлений

5. Какая из перечисленных карт является тематической?

a) Карта полушарий

б) Карта материка

в) Карта тектоническая

г) Комплексная карта

6. Между Евразией и Австралией протянулись острова самого крупного архипелага Земли:

a) Бисмарка

б) Маршалловы

в) Марианские

г) Малайские

7. Укажите самый маленький материк

a) Африка

б) Северная Америка

в) Антарктида

г) Австралия

8. На каком материке нет действующих вулканов и современного оледенения?

a) Америка

б) Австралия

в) Африка

г) Азия

9. Физическая карта мира по охвату территории относится к группе:

a) Мировых

б) Государств и их частей

в) Материков, океанов и их частей

г) Топографических

10. Политическая карта мира по содержанию относится к группе карт.

a) Общегеографическим

б) Тематическим

в) Государственным

г) Физическим

11. Сколько меридианов можно провести на земной поверхности?

a) 180

б) 360

в) 240

г) Сколько угодно

12. Антарктида — это:

a) Материк

б) Остров, покрытый льдом

в) Дрейфующий лед

г) Айсберг

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.