Курс повышения квалификации Реализация учебного процесса и инновационных технологий для обучения предмету «Биология» в организациях среднего профессионального образования с учётом требований ФГОС и профстандарта педагога
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 830 pуб.
Первоначальный взнос 83 pуб.
Записаться на курс
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 960 pуб.
Первоначальный взнос 96 pуб.
Записаться на курс
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1400 pуб.
Первоначальный взнос 140 pуб.
Записаться на курс
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1570 pуб.
Первоначальный взнос 157 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации

«Реализация учебного процесса и инновационных технологий для обучения предмету «Биология» в организациях среднего профессионального образования с учётом требований ФГОС и профстандарта педагога»


Трудоемкость обучения по данной программе – 72 часа.


СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Планируемые результаты обучения
1.5. Категория слушателей
1.6. Срок обучения
1.7. Форма обучения
1.8. Структурное подразделение, реализующее программу
1.9. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

Актуальность данного курса повышения квалификации состоит в том, что он направлен на повышение профессиональной компетентности и психологической грамотности учителей(преподавателей) биологии в вопросах организации педагогического процесса в образовательных организациях при реализации ФГОС.
Сформировать навыки каждого слушателя для обучения биологии, а в последствии проведения занятий в соответствии с ФГОС СПО
1. Провести сравнение между теорией и использованием инновационных технологий в сфере биологии.
2. Улучшить способность воспринимать информацию на слух в различных формах, основываясь на курсах биологии. 
3. Четко показать, как применять новые технологии при подаче материала в биологии.
В процессе обучения слушатели узнают множество новых знаний и умений:
-Изучение тенденций использования инновационных технологий.
-Познание перспектив использования инновационных технологий в биологии;
Навыки: 
-Умение создавать дидактический материал по биологии на базе инновационных технологий. 
Профессиональные компетенции: 
-Умение применять современные методики для обеспечения качества обучающего процесса;
-Уникальная способность использовать образовательную среду для формирования знаний в биологии
-Поддержка учащихся и саморазвитие.



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 06.03.01 Биология.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

1.3. Цель реализации программы

Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:
- Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение);
Обучающийся, освоивший программу, должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который
(которые) ориентирована программа
:
научно-исследовательская деятельность:
-способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-1);
-способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров,
аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую
информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований (ПК-2);

научно-производственная и проектная деятельность:
-готовностью применять на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии (ПК-3);
-способностью применять современные методы обработки, анализа и синтеза полевой, производственной и лабораторной биологической информации, правила составления научно-технических проектов и отчетов (ПК-4);
-готовностью использовать нормативные документы, определяющие организацию и технику безопасности работ, способностью оценивать биобезопасность продуктов биотехнологических и
биомедицинских производств (ПК-5);

организационно-управленческая деятельность:
-способностью применять на практике методы управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов (ПК-6);

педагогическая деятельность:
-способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической
грамотности общества (ПК-7);

информационно-биологическая деятельность:
-способностью использовать основные технические средства поиска научно-биологической информации, универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создавать базы экспериментальных биологических данных, работать с биологической информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-8).

1.4. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:
слушатель должен знать:
-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-Конвенцию о правах ребенка;
-основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
-педагогику, психологию, возрастную физиологию;
-школьную гигиену;
-методику преподавания предмета;
-программы и учебники по преподаваемому предмету;
-методику воспитательной работы;
-требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
-средства обучения и их дидактические возможности;
-основы научной организации труда;
-нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
-теорию и методы управления образовательными системами;
-методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-основы экологии, экономики, социологии;
-трудовое законодательство;
-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.


слушатель должен уметь:
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.


Общекультурные компетенции (ОК):
Обучающийся, освоивший программу, должен обладать следующими
общекультурными компетенциями (ОК):
-способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой
позиции (ОК-1);
-способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества
для формирования гражданской позиции (ОК-2);
-способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
(ОК-3);
-способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
(ОК-4);
-способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках
для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
-способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические,
конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
-способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
-способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения
полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
-способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных
ситуаций (ОК-9).

Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Обучение A/01.6 -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельность A/02.6 -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельность A/03.6 -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся



1.5. Категория слушателей

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.


1.6. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 72 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 2 недели.


1.7. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.8. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.9. Выдаваемый документ:

Удостоверение о повышении квалификации.


2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов Лекции Самостоятельная
работа
Кол-во часов
контроля
Тип
контроля
1 Модуль 1. Современные проблемы методики обучения биологии. 17 4 12 1 Тест
2 Модуль 2. Организационные формы обучения биологии. 14 3 10 1 Тест
3 Модуль 3. Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС СПО. 18 4 13 1 Тест
4 Модуль 4. Виды и методы контроля знаний по биологии. 21 5 15 1 Тест
5 Итоговая аттестация 2 2 Итоговый тест
Итого часов 72


3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:

Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (30 часов, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Современные проблемы методики обучения биологии. 17 664
+1ПА
2 Модуль 2. Организационные формы обучения биологии. 14 1661ПА
3 Модуль 3. Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС СПО. 18 5661ПА
4 Модуль 4. Виды и методы контроля знаний по биологии. 21 5663
+1ПА
5 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 72

ПА- Промежуточная аттестация.

3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 12 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Современные проблемы методики обучения биологии.
Роль объектов уголка живой природы в процессе изучения биологии в современных школах. Исследование методики проведения урока в рамках школьной программы. Предложения к внеклассной работе в учебном процессе. Экскурсионное ознакомление детей с флорой. Ознакомление с методикой преподавания биологии. Определение специфики и уникальности биологии, как учебного предмета — тесной связи обучения с практической деятельностью в природе. Анализ перспективных направлений модернизации биологического образования.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- В.Н. Ярыгин / Биология /— 6-е изд., стер. — Москва, Высш. шк., 2004 г. — 431 стр.



Модуль 2. Организационные формы обучения биологии.
Важнейшей организационной формой обучения является урок, так как большая часть учебного материала изучается на уроках. Наиболее тесно урок связан с домашней работой. Она является логическим продолжением изучения пройденного на уроке в домашних условиях с высокой степенью самостоятельности. Учащиеся выполняют задания, связанные с разными видами деятельности. Характеристика основных методов обучения биологии в школе: лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, наблюдение, эксперимент, работа с микроскопом, просмотр экранных пособий, практическая работа. Анализ методов моделирования, построения мысленных моделей.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.



Модуль 3. Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС СПО.
Инновационные технологии в организации учебного процесса на основе SMART-технологий при обучении биологии. Вовлечение учеников в проектную деятельность, повышение мотивации к учебе. Современное использование в самостоятельной работе SMART-технологий. Знакомство с особенностями использования новых образовательных технологий на уроках биологии. Анализ концепции модернизации российского образования. Сохранение лучших традиций в образовании школьников как идеальное сочетание педагогических технологий.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- ФГОС ООО



Модуль 4. Виды и методы контроля знаний по биологии.
Текущие, тематические и итоговые проверки знаний учащихся по биологии. Зачетный урок как форма контроля. Средства повышения качества обучения. Классификация методов контроля знаний учащихся. Рейтинг учебных достижений. Эффективность взаимопроверок. Формы и методы контроля знаний учащихся по биологии. Организация контроля знаний и умений учащихся старших классов общеобразовательной школы по биологии. Повышение качества преподавания и результативности учащихся во время итоговой аттестации выпускников. Устная проверка, позволяющая получить полную информацию о подготовке учащихся. Эволюционное учение. Развитие органического мира.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Виды и формы контроля знаний и умений обучающихся / - 14 стр.





5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в форме итогового теста на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на тест.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций,определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (Итоговый квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости
Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Современные проблемы методики обучения биологии.
1. Какой из перечисленных принципов обучения относится к дидактическим?
a) Разная сложность организации организмов
б) Причинно-следственные связи процессов и явлений
в) Единство живой и неживой природы
г) Осознанность усвоения знаний

2. Какой объем знаний или умений формируется на пропедевтическом этапе обучения на примере гимназии?
a) Начальный целостного представления о природе, человеке, гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни
б) Обобщающий воедино знания о курсе по биологии и другим естественным наукам
в) Содержательно превышающий нормы государственного стандарта
г) О возможных уровнях организации живой природы (клеточном, организменном, популяционно-видовом, биогеоценозном, биосферным), структуры и взаимосвязи всех ее уровней

3. Методика обучения биологии насчитывает … методов обучения биологии:
a) 8
б) 3
в) 4
г) 7

4. Сократовский метод обучения это:
a) Механическое запоминание и дословное воспроизведение услышанного или прочитанного текста
б) Развитие сознания через расширение познавательных проблем
в) Всестороннее развитие учащихся, развитие деятельностного подхода, самостоятельности в добывании знаний и умений
г) Обучение с помощью наводящих вопросов для поиска истины

5. Основной этап биологического образования – дифференцированный (систематический) курс биологии позволяет учащимся:
a) Получить знания о царствах живой природы, строении и функциональных особенностях живых организмов
б) Получить знания по предмету в соответствии с государственным стандартом
в) Получить знания по предмету в соответствии с учебником, утвержденным Министерством просвещения РФ
г) Получить знания о взаимосвязях организмов разных царств и круговороте веществ в природных сообществах

6. Что из перечисленного не относится к воспитательному аспекту процесса обучения биологии?
a) Формирование нравственных навыков
б) Формирование аналитических навыков
в) Формирование гигиенических навыков
г) Формирование Экологических навыков

7. Выберите основную характеристику проблемного обучения:
a) Обучение с помощью наводящих вопросов для поиска истины
б) Развитие сознания через расширение познавательных проблем
в) Механическое запоминание и дословное воспроизведение услышанного или прочитанного текста
г) Всестороннее развитие учащихся, развитие деятельностного подхода, самостоятельности в добывании знаний и умений

8. Объяснительно-иллюстративное обучение – это:
a) Механическое запоминание и дословное воспроизведение услышанного или прочитанного текста
б) Передача, усвоение знаний и применение их на практике
в) Обучение с помощью наводящих вопросов для поиска истины
г) Развитие сознания через расширение познавательных проблем



Перечень тестов. Модуль 2. Организационные формы обучения биологии.
1. Что из перечисленного не относится к конкретным организационным формам обучения биологии?
a) Урок
б) Фронтальная (общеклассная) работа
в) Экскурсия
г) Лекция

2. В методике обучения биологии принято различать
a) Индивидуальные формы организации обучения
б) Конкретные формы организации обучения
в) Нет правильного ответа


3. Что обязательно для проведения обучения в форме семинара?
a) Глубокое изучение всех разделов
б) Использование большого количества литературных источников
в) Подготовка за 2-3 недели
г) Соответствие использованных материалов требованиям ФГОС

4. Что из перечисленного не относится к недостаткам фронтальной формы организации обучения?
a) Одновременное руководство всеми учениками класса
б) Ориентация на среднего ученика
в) Активное управление восприятием информации
г) Систематическое повторение и закрепление знаний

5. Сколько существует общих форм организации обучения биологии?
a) 2
б) 1
в) 5
г) 3

6. Что из перечисленного не относится к специализированным урокам?
a) Повторения
б) Вводные
в) Проверки результатов обучения
г) Изучение многочасовых тем

7. Что из перечисленного не относится к методам обучения на лабораторных занятиях?
a) Кратковременный эксперимент
б) Заучивание материалов учебника
в) Работа с дидактическим материалом
г) Наблюдения

8. Что из перечисленного не может относится к внеурочной работе?
a) Обязательные наблюдения
б) Обязательные контрольные
в) Обязательные практические
г) Обязательные лабораторные



Перечень тестов. Модуль 3. Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС СПО.
1. Выберите верное определение цели проведения олимпиады по предмету:
a) Организация внеклассной учебно-воспитательной работы
б) Развитие интереса к предмету, выявление у учащихся склонностей к данному предмету и развитие их способностей
в) Развитие интереса учащихся к предмету и проверка знаний
г) Проверка знаний учащихся

2. Выберите задание, требующее от ученика умения обобщать и анализировать базовую информацию:
a) Задание №1. Сформулируйте определение «система кровообращения», отражающее ее строение и биологическую роль.
б) Задание №2. Результаты анализа крови больного следующие: эритроцитов – 3,5 млн., лейкоцитов – 27 тыс., СОЭ – 30 мм/ч; что Вы можете рекомендовать больному и почему?
в) Задание №3. Эритроцит имеет двояковогнутую мембрану. Объясните этот факт.
г) Все задания подходят

3. Выберите правильное оформление этикетки растения в кабинете биологии: - На этикетке должно содержаться
a) Видовое название растения
б) Семейство, к которому принадлежит растение
в) Видовое название, семейство, происхождение растения
г) Нет верного ответа

4. В соответствии с законом «Об образовании» функция воспитания возлагается на: (выбрать правильный ответ)
a) Семью
б) Персонал образовательного учреждения
в) Администрацию образовательного учреждения
г) Педагогический персонал образовательного учреждения, родителей (их законных представителей)

5. Выберите из предложенного списка учебник 10 класса для обучения на базовом уровне, входящий в инновационный интерактивный учебно – методический комплект по биологии «Навигатор»:
a) Биология. Общая биология.10 кл. изд. «Дрофа» (Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.)
б) Биология. Общая биология 10 кл. изд. «Дрофа» (Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. и др.)
в) Биология. Общая биология. 10 кл. изд. «Вентана - Граф» (Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е.. Под ред. Пономаревой И.Н.)
г) Биология. Общая биология. 10 кл. изд. «Просвещение» Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Черняковская Т.Ф

6. Выберите средство обучения, дидактические свойства которого являются наиболее эффективными:
a) Учебник
б) Наглядное пособие
в) Интерактивный цифровой образовательный ресурс
г) Видеоролик

7. Выберите задание, требующее обобщения и анализа базовой информации:
a) Сформулируйте определение «углеводов», отражающее их строение и биологическую роль
б) В животной клетке содержание углеводов находится в пределах 1 – 2 %, а в растительной может достигать 85 – 90 %; чем можно объяснить такую разницу в процентном содержании углеводов?
в) В организме животных, живущих в холодном климате, обычно содержится больше насыщенных жирных кислот; объясните этот факт
г) Нет правильного варианта ответа

8. Выберите необходимое содержание этикетки на стеклянной банке для хранения растворов и сухих веществ:
a) Название вещества и формула вещества
б) Формула вещества, год приобретения
в) Название вещества, формула вещества и его концентрация
г) Год приобретения, срок годности, название



Перечень тестов. Модуль 4. Виды и методы контроля знаний по биологии.
1. Текущий контроль проводится:
a) Для диагностики исходного уровня знаний и умений учащихся
б) Для отслеживания качества усвоения знаний и умений, рассмотренных на уроке
в) После изучения всех тем курса
г) После изучения какого-либо крупного раздела, в конце четверти, полугодия, триместра, учебного года

2. Учет знаний учащихся, проводимый за полугодие – это:
a) Заключительный контроль
б) Текущий контроль
в) Тематический контроль
г) Периодический контроль

3. Зачеты классифицируют на … видов:
a) 7
б) 3
в) 5
г) 8

4. Основной целью заключительного контроля является:
a) Оценка хода изучения определенной темы или раздела
б) Проведение диагностики начального уровня знаний обучающихся
в) Отслеживание качества усвоения знаний и умений, рассмотренных на уроке
г) Установление уровня подготовки ученика, его способность к продолжению обучения и усвоению знаний

5. Какому из перечисленных типов соответствует тест, в котором нужно выбрать несколько правильных ответов из предложенных вариантов?
a) Открытый
б) На установление последовательности
в) На соответствие
г) Закрытый

6. Охарактеризуйте «зачет по экзамену»
a) Учащиеся сдают зачет, переходя от одной станции к другой
б) Учащиеся отвечают членам комиссии по билетам, составленным из вопросов темы, письменно или устно
в) Проводится поэтапно по вопросам разных тем, при котором учащиеся работают по индивидуальным зачетным листам
г) Предполагает разделение сдающих на группы

7. Как называется форма контроля, охватывающая всех учащихся?
a) Фронтальная
б) Экспериментальная
в) Дифференцированная
г) Индивидуальная

8. В какой период обучения проводится тематический контроль?
a) Диагностика исходного уровня знаний и умений учащихся
б) После изучения всех тем курса
в) После изучения какого-либо крупного раздела, в конце четверти, полугодия, триместра, учебного года
г) После урока для отслеживания качества усвоения знаний и умений, рассмотренных на уроке



5.2 Итоговая аттестация
Итоговая аттестация обучающихся, завершающих обучение по программе, является обязательной.
Цель итоговой аттестации – установление уровня подготовки выпускника программы к выполнению профессиональных задач.
Итоговая аттестация позволяет выявить и объективно оценить теоретическую и практическую подготовку обучающегося.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме итогового теста.
Порядок проведения аттестационных испытаний определяется настоящей программой и доводится до сведения обучающихся перед началом ее освоения.
Результаты итоговой аттестации определяются оценками «отлично»,«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день проведения аттестационных испытаний после оформления в установленном порядке экзаменационной ведомости.
Для оценки знаний обучающихся может использоваться традиционная и балльная системы.
Если преподаватель выбирает балльную систему оценки, то обучающиеся должны быть ознакомлены до начала занятий с системой оценки и критериями оценивания.
Максимальная сумма баллов, набираемая обучающимися, равна 100. Баллы, характеризующие успеваемость обучающегося по дисциплине,набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ по определенному модулю.
На основе набранных баллов успеваемость обучающихся может определяться следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
- «Отлично» – 86-100% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» – от 76 до 85% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» – от 60 до 73% – теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» – ниже 60% – теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Обучающимся, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), а также получившим неудовлетворительную оценку, предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию повторно.

Перечень вопросов к итоговому тесту.
1. Какой из перечисленных принципов обучения относится к дидактическим?
a) Разная сложность организации организмов
б) Причинно-следственные связи процессов и явлений
в) Единство живой и неживой природы
г) Осознанность усвоения знаний

2. Какой объем знаний или умений формируется на пропедевтическом этапе обучения на примере гимназии?
a) Начальный целостного представления о природе, человеке, гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни
б) Обобщающий воедино знания о курсе по биологии и другим естественным наукам
в) Содержательно превышающий нормы государственного стандарта
г) О возможных уровнях организации живой природы (клеточном, организменном, популяционно-видовом, биогеоценозном, биосферным), структуры и взаимосвязи всех ее уровней

3. Методика обучения биологии насчитывает … методов обучения биологии:
a) 8
б) 3
в) 4
г) 7

4. Сократовский метод обучения это:
a) Механическое запоминание и дословное воспроизведение услышанного или прочитанного текста
б) Развитие сознания через расширение познавательных проблем
в) Всестороннее развитие учащихся, развитие деятельностного подхода, самостоятельности в добывании знаний и умений
г) Обучение с помощью наводящих вопросов для поиска истины

5. Текущий контроль проводится:
a) Для диагностики исходного уровня знаний и умений учащихся
б) Для отслеживания качества усвоения знаний и умений, рассмотренных на уроке
в) После изучения всех тем курса
г) После изучения какого-либо крупного раздела, в конце четверти, полугодия, триместра, учебного года

6. Учет знаний учащихся, проводимый за полугодие – это:
a) Заключительный контроль
б) Текущий контроль
в) Тематический контроль
г) Периодический контроль

7. Зачеты классифицируют на … видов:
a) 7
б) 3
в) 5
г) 8

8. Основной целью заключительного контроля является:
a) Оценка хода изучения определенной темы или раздела
б) Проведение диагностики начального уровня знаний обучающихся
в) Отслеживание качества усвоения знаний и умений, рассмотренных на уроке
г) Установление уровня подготовки ученика, его способность к продолжению обучения и усвоению знаний



6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Итоговая аттестация осуществляются при помощи тестирования. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (Итоговый квалификационный тест), выдается Удостоверение повышения квалификации.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор, Преподаватель.


9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- В.Н. Ярыгин / Биология /— 6-е изд., стер. — Москва, Высш. шк., 2004 г. — 431 стр.
- ФГОС ООО
- Виды и формы контроля знаний и умений обучающихся / - 14 стр.