886.188 ПК - 72 часов. Современные методы преподавания дисциплины «Актерское мастерство» в организациях дополнительного образования детей Институт РОПКиП PO-1256
Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«22» ноября 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Современные методы преподавания дисциплины «Актерское мастерство» в организациях дополнительного образования детей»

Трудоемкость обучения по данной программе – 72 часа

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Современные методы преподавания дисциплины «Актерское мастерство» в организациях дополнительного образования детей» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 52.02.04 Актерское искусство, Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1359.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Обеспечение педагогов дополнительного образования необходимыми знаниями и навыками в современных методах преподавания дисциплины «Актерское мастерство».
Основная цель программы - повышение квалификации педагогов и развитие их профессиональных навыков, что позволит им более эффективно проводить занятия по дисциплине «Актерское мастерство», а также улучшить качество образования детей в этой области.
Главная задача программы - обучение педагогов новейшим методикам, направленным на повышение эффективности обучения детей актерской игре, улучшение их техники и навыков дикции, физической подготовки, развитие их творческих способностей и привлечение к профессиональной деятельности.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в детских школах искусств по видам искусств;

- других организациях дополнительного образования;

- общеобразовательных организациях;

- профессиональных образовательных организациях);

-Творческо-исполнительская деятельность;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в детских школах искусств по видам искусств

2) других организациях дополнительного образования

3) общеобразовательных организациях

4) профессиональных образовательных организациях)

5) Творческо-исполнительская деятельность

исполнительское творчество в профессиональных театрах (драматическом, музыкальном, театре кукол); образование театральное в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

исполнительское творчество в профессиональных театрах (драматическом, музыкальном, театре кукол); образование театральное в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

литературные, драматургические и музыкальные произведения разных эпох и стилей;

творческие коллективы;

детские школы искусств по видам искусств, другие организации дополнительного образования, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации;

образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях;

зрители театральных представлений (драматических, музыкальных, кукольных), кинозрители;

театральные и концертные организации;

организации культуры, образования.

01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам
Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программыA/01.6-Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе.
- Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии).
- Организация, в том числе стимулирование и мотивация, деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях.
- Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации и самоопределения (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам).
- Текущий контроль, помощь обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях.
- Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы
Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программыA/02.6-Планирование подготовки досуговых мероприятий.
- Организация подготовки досуговых мероприятий.
- Проведение досуговых мероприятий
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитанияA/03.6-Планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся.
- Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) обучающихся.
- Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий.
- Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): исполнительское творчество в профессиональных театрах (драматическом, музыкальном, театре кукол); образование театральное в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
Творческо-исполнительская деятельностьисполнительское творчество в профессиональных театрах (драматическом, музыкальном, театре кукол); образование театральное в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях-литературные, драматургические и музыкальные произведения разных эпох и стилей;.
- творческие коллективы;.
- детские школы искусств по видам искусств, другие организации дополнительного образования, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации;.
- образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях;.
- зрители театральных представлений (драматических, музыкальных, кукольных), кинозрители;.
- театральные и концертные организации;.
- организации культуры, образования.
Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях)исполнительское творчество в профессиональных театрах (драматическом, музыкальном, театре кукол); образование театральное в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях-литературные, драматургические и музыкальные произведения разных эпох и стилей;.
- творческие коллективы;.
- детские школы искусств по видам искусств, другие организации дополнительного образования, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации;.
- образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях;.
- зрители театральных представлений (драматических, музыкальных, кукольных), кинозрители;.
- театральные и концертные организации;.
- организации культуры, образования.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Среднее профессиональное

2) Высшее - бакалавриат

3) Высшее - специалитет

4) Высшее - магистратура

5) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции

Общие компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общих компетенций:
ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.Видеть объективную картину развития общества.
Понимать место и роль человека в системе общественных отношений.
Быть политически грамотным и корректным.
Понимать роль государства и его политики (законодательства) в экономике, социальной и культурной сферах.
Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства.
Умения: Выполнять самоанализ профессиональной пригодности; определять ближайшие и долгосрочные цели в профессиональной деятельности Участвовать в мероприятиях, способствующих профессиональному развитию. Демонстрировать стабильную положительную динамику результатов учебной деятельности по разным дисциплинам и профессиональной программе в целом.
Знания: Аргументов выбора специальности, определение профессиональных планов. Социальной роли и значимости профессиональной деятельности, основных видов деятельности на рабочем месте.
ОК-3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.Составление алгоритмов принятия решения в стандартных и смоделированных нестандартных ситуациях по установленным критериям.
Выделение границ своей ответственности за принятие решений в соответствии с должностными инструкциями.
Знать:
алгоритм оптимальных действий в стандартных и особенности поведения в нестандартных ситуациях;
важность принятия решений в контексте социального взаимодействия.
Уметь:
опознавать нестандартные ситуации;
анализировать нестандартные ситуации;
обосновывать свои решения;
реагировать на нестандартные ситуации;
адаптироваться к новым ситуациям;
брать на себя ответственность за принятия решения.
ОК-4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.Умело работает с информацией разных видов и происхождения, умеет анализировать ее.Знать:
основные категории и понятия, описывающие получение, хранение, переработку информации;
современные технологии поиска, хранения и переработки информации;
основные принципы работы с информационными потоками;
основные характеристики первичной статистической обработки информации.
Уметь:
использовать базы данных в своей деятельности;
адекватно использовать известные носители информации, а также различные инструменты ее переработки;
предоставлять необходимую информацию в логичной, компактной, удобной форме в соответствии с поставленной задачей;
выбирать оптимальные методы поиска и отбора информации;
критически оценивать источники информации, классифицировать и обобщать первичные данные.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях)
Задача профессиональной деятельности: исполнительское творчество в профессиональных театрах (драматическом, музыкальном, театре кукол); образование театральное в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
Объект или область знания: литературные, драматургические и музыкальные произведения разных эпох и стилей; творческие коллективы; детские школы искусств по видам искусств, другие организации дополнительного образования, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации; образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях; зрители театральных представлений (драматических, музыкальных, кукольных), кинозрители; театральные и концертные организации; организации культуры, образования.
ПК-1.1 Применять профессиональные методы работы с драматургическим и литературным материаломУчастие в учебно-репетиционной работе в коллективе исполнителей;
владение основами индивидуального психофизического тренинга;
использование возможностей телесного аппарата воплощения;
применение навыков работы над своим речеголосовым аппаратом;
применение профессиональных вокальных навыков.
Знать:
основы теории актерской профессии;
жанровые и стилистические особенности драматургических произведений;
специальные методики и техники работы над ролью;
способы работы с литературным драматургическим материалом;
различные способы анализа художественных текстов, практикуемых в театральных школах и театрах;
приемы психофизического тренинга актера.
Уметь:
ориентироваться в специальной литературе как по профилю своего вида искусства, так и в смежных областях художественного творчества;
анализировать произведения искусства и литературы в работе над ролью;
применять в профессиональной деятельности навыки работы в творческом коллективе (с другими исполнителями, режиссером, художником, балетмейстером, концертмейстером и др.) в рамках единого художественного замысла;
владеть навыками самостоятельной работы над ролью на основе режиссерского замысла;
использовать в профессиональной деятельности навыки общения со зрителями.
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
ПК-1.4 Создавать художественный образ актерскими средствами, соответствующими видам деятельностивладение психофизическими основами актерского мастерства;
владение профессионально поставленным рече - голосовым аппаратом, искусством сценической речи;
использование возможностей телесного аппарата воплощения;
владение профессиональными вокальными навыками;
ведение учебно-репетиционной работы;
применение навыков работы с гримом.
Знать:
основы теории актерской профессии;
цели, задачи, содержание формы, методы работы в своей будущей профессии;
особенности различных школ актерского мастерства;
жанровые и стилистические особенности драматургических произведений;
специальные методики и техники работы над ролью;
способы работы над литературным, драматургическим материалом;
Уметь:
ориентироваться в специальной литературе как по профилю своего вида искусства, так и в смежных областях художественного творчества;
анализировать произведения искусства и литературы в работе над ролью;
применять в профессиональной деятельности навыки работы в творческом коллективе (с другими исполнителями, режиссером, художником, балетмейстером, концертмейстером и др.) в рамках единого художественного замысла;
использовать образное мышление при создании художественного образа;
создавать художественный образ актерскими средствами, владеть навыками самостоятельной работы над ролью на основе режиссерского замысла;
использовать в профессиональной деятельности навыки общения со зрителями во время сценического представления и при работе в студии.
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
ПК-2.2 Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.Владение педагогическими и психологическими знаниями и умениями.Знать:
творческие и педагогические исполнительские школы;
современные методики обучения игре на инструменте;
педагогический репертуар детских музыкальных школ и детских школ искусств;
профессиональную терминологию;
порядок ведения учебной документации в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
Уметь:
делать педагогический анализ ситуации в исполнительском классе;
использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности.
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 72 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Использование знаний о актёрском мастерстве как эффективное средство преподавания дисциплины 24.0 15.0 0.0 0.0 0.0 9.0 0
Организация и проведение урока-спектакля 23.0 14.0 0.0 0.0 0.0 9.0 0
Использование элементов актёрского мастерства на практике 24.0 15.0 0.0 0.0 0.0 9.0 0
Итоговая аттестация 1.0 0 0 0 0 0 0
Итого 72 44 0 0 0 27 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
12/72 0 12/72 72 44 0.0 27.0 1.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 2 недели.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (30 часов, 6 часов в день)
Использование знаний о актёрском мастерстве как эффективное средство преподавания дисциплины 24.0 6666
Организация и проведение урока-спектакля 23.0 6665
Использование элементов актёрского мастерства на практике 24.0 16665
Итоговая аттестация 1.0 1
Итого 72 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (30 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Современные методы преподавания дисциплины «Актерское мастерство» в организациях дополнительного образования детей»

10.1. Цель дисциплины заключается в обеспечении педагогов дополнительного образования, занимающихся преподаванием актерского мастерства, знаниями, навыками и инструментами для эффективного преподавания и развития актерского и художественного потенциала детей. Данная дисциплина направлена на развитие профессиональных компетенций педагогов и создание стимулирующей образовательной среды для развития актерского и художественного творчества детей.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Ознакомление с основами актерского мастерства и актуальными тенденциями в данной области. Это включает изучение теоретических основ актерского искусства, методов актерской работы и актерской импровизации.
- Изучение современных методик и подходов к преподаванию актерского мастерства. Здесь важно ознакомить педагогов с различными методиками, включая техники телесной экспрессии, эмоционального акта, работы с текстом, использование маски и другие современные подходы.
- Развитие навыков работы с голосом, речью и дикцией. Важно научить педагогов разрабатывать упражнения и методики для развития голосовых и речевых возможностей детей, включая работу над интонацией, дикцией и акцентом.
- Развитие навыков работы с телом и пространством. Важно научить педагогов разрабатывать упражнения и задания, направленные на развитие физической выразительности, пластического мышления и гармоничного использования пространства.
- Развитие навыков организации и проведения театральных спектаклей и презентаций. Важно научить педагогов разрабатывать планы репетиций, работать с группой актеров, создавать эмоционально насыщенные спектакли и успешно презентовать результаты работы.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции

Общие компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общих компетенций:
ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.Видеть объективную картину развития общества.
Понимать место и роль человека в системе общественных отношений.
Быть политически грамотным и корректным.
Понимать роль государства и его политики (законодательства) в экономике, социальной и культурной сферах.
Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства.
Умения: Выполнять самоанализ профессиональной пригодности; определять ближайшие и долгосрочные цели в профессиональной деятельности Участвовать в мероприятиях, способствующих профессиональному развитию. Демонстрировать стабильную положительную динамику результатов учебной деятельности по разным дисциплинам и профессиональной программе в целом.
Знания: Аргументов выбора специальности, определение профессиональных планов. Социальной роли и значимости профессиональной деятельности, основных видов деятельности на рабочем месте.
ОК-3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.Составление алгоритмов принятия решения в стандартных и смоделированных нестандартных ситуациях по установленным критериям.
Выделение границ своей ответственности за принятие решений в соответствии с должностными инструкциями.
Знать:
алгоритм оптимальных действий в стандартных и особенности поведения в нестандартных ситуациях;
важность принятия решений в контексте социального взаимодействия.
Уметь:
опознавать нестандартные ситуации;
анализировать нестандартные ситуации;
обосновывать свои решения;
реагировать на нестандартные ситуации;
адаптироваться к новым ситуациям;
брать на себя ответственность за принятия решения.
ОК-4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.Умело работает с информацией разных видов и происхождения, умеет анализировать ее.Знать:
основные категории и понятия, описывающие получение, хранение, переработку информации;
современные технологии поиска, хранения и переработки информации;
основные принципы работы с информационными потоками;
основные характеристики первичной статистической обработки информации.
Уметь:
использовать базы данных в своей деятельности;
адекватно использовать известные носители информации, а также различные инструменты ее переработки;
предоставлять необходимую информацию в логичной, компактной, удобной форме в соответствии с поставленной задачей;
выбирать оптимальные методы поиска и отбора информации;
критически оценивать источники информации, классифицировать и обобщать первичные данные.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях)
Задача профессиональной деятельности: исполнительское творчество в профессиональных театрах (драматическом, музыкальном, театре кукол); образование театральное в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
Объект или область знания: литературные, драматургические и музыкальные произведения разных эпох и стилей; творческие коллективы; детские школы искусств по видам искусств, другие организации дополнительного образования, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации; образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях; зрители театральных представлений (драматических, музыкальных, кукольных), кинозрители; театральные и концертные организации; организации культуры, образования.
ПК-1.1 Применять профессиональные методы работы с драматургическим и литературным материаломУчастие в учебно-репетиционной работе в коллективе исполнителей;
владение основами индивидуального психофизического тренинга;
использование возможностей телесного аппарата воплощения;
применение навыков работы над своим речеголосовым аппаратом;
применение профессиональных вокальных навыков.
Знать:
основы теории актерской профессии;
жанровые и стилистические особенности драматургических произведений;
специальные методики и техники работы над ролью;
способы работы с литературным драматургическим материалом;
различные способы анализа художественных текстов, практикуемых в театральных школах и театрах;
приемы психофизического тренинга актера.
Уметь:
ориентироваться в специальной литературе как по профилю своего вида искусства, так и в смежных областях художественного творчества;
анализировать произведения искусства и литературы в работе над ролью;
применять в профессиональной деятельности навыки работы в творческом коллективе (с другими исполнителями, режиссером, художником, балетмейстером, концертмейстером и др.) в рамках единого художественного замысла;
владеть навыками самостоятельной работы над ролью на основе режиссерского замысла;
использовать в профессиональной деятельности навыки общения со зрителями.
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
ПК-1.4 Создавать художественный образ актерскими средствами, соответствующими видам деятельностивладение психофизическими основами актерского мастерства;
владение профессионально поставленным рече - голосовым аппаратом, искусством сценической речи;
использование возможностей телесного аппарата воплощения;
владение профессиональными вокальными навыками;
ведение учебно-репетиционной работы;
применение навыков работы с гримом.
Знать:
основы теории актерской профессии;
цели, задачи, содержание формы, методы работы в своей будущей профессии;
особенности различных школ актерского мастерства;
жанровые и стилистические особенности драматургических произведений;
специальные методики и техники работы над ролью;
способы работы над литературным, драматургическим материалом;
Уметь:
ориентироваться в специальной литературе как по профилю своего вида искусства, так и в смежных областях художественного творчества;
анализировать произведения искусства и литературы в работе над ролью;
применять в профессиональной деятельности навыки работы в творческом коллективе (с другими исполнителями, режиссером, художником, балетмейстером, концертмейстером и др.) в рамках единого художественного замысла;
использовать образное мышление при создании художественного образа;
создавать художественный образ актерскими средствами, владеть навыками самостоятельной работы над ролью на основе режиссерского замысла;
использовать в профессиональной деятельности навыки общения со зрителями во время сценического представления и при работе в студии.
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
ПК-2.2 Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.Владение педагогическими и психологическими знаниями и умениями.Знать:
творческие и педагогические исполнительские школы;
современные методики обучения игре на инструменте;
педагогический репертуар детских музыкальных школ и детских школ искусств;
профессиональную терминологию;
порядок ведения учебной документации в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
Уметь:
делать педагогический анализ ситуации в исполнительском классе;
использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности.
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 71.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 44
лекции (Л) 44.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 27.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 71.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Использование знаний о актёрском мастерстве как эффективное средство преподавания дисциплины Факторы, влияющие на воспитание ребенка.
Роль преподавателя в развитии творчества у детей.
Проблема подготовки современного учителя — одна из важнейших социально-педагогических проблем.
Формирование актерского мастерства у педагогов, его значение.
Анализ педагогической литературы по проблеме актерского мастерства преподавателей.
Рассмотрение основных проблем молодых специалистов.
Разработка тренинга "Педагогическое и актерское мастерство", выявление особенностей и специфики его проведения.
2. Организация и проведение урока-спектакля Психолого-педагогическая сущность понятий "творческие способности", "творческая деятельность".
Организация творческой деятельности школьников на уроках литературного чтения.
Методика использования театрализации на уроках.
Театр как активное сотворчество зрителя и актера.
Театр как развитие индивидуальной духовности.
Приобщение школьников к искусству .
3. Использование элементов актёрского мастерства на практике Понятие, сущность и особенности искусства актера, определение основных задач режиссера.
Создание сценического образа, характеристика и отличительные черты внешних, внутренних действий в режиссерском искусстве.
Специфика и значение сценического внимания.
Структура системы К.С. Станиславского.
Элементы актерского мастерства (переживание и воплощение), их взаимосвязь.
Единство психического и физического в актерском творчестве.
Тренировка психологических и физических качеств, помогающих творчеству актера.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Использование знаний о актёрском мастерстве как эффективное средство преподавания дисциплины 15.0 0.0 0.0 0.0 9.0 24.0
2 Организация и проведение урока-спектакля 14.0 0.0 0.0 0.0 9.0 23.0
3 Использование элементов актёрского мастерства на практике 15.0 0.0 0.0 0.0 9.0 24.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Настольная книга педагога дополнительного образования / - 36 стр.

-Г.В. Кристи / Основы актерского мастерства / - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2012 г. - 160 стр.

-Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. – Мозырь: УО «МГПУ», 2005. – 150 с.

б) дополнительная литература:

- Коджаспирова, Г. М.  Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 151 с. 

- Золотарева А.В. Современные проблемы дополнительного образования детей: учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. – 410 с.

- Рабочая программа учебной дисциплины «Театральная педагогика». Учебное пособие – Москва, Мир науки, 2017 – 167 стр.

- Ирина Феофанова / Актерский тренинг для детей / - 144 стр.

- Видеоурок: Дополнительное образование

- С.Ф. Куценко / Мастерство актера: от первых уроков к дипломному спектаклю / - Ярославль 2014 г. - 116 стр.

- Эльвира Сарабьян. Ольга Лоза / Большая книга тренингов по системе Станиславского / - 266 стр.

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Когда отмечают Международный день театра?

a) 27 марта.

б) 31 мая.

в) 12 апреля.

г) 10 сентября.

2. Кто автор фразы: «Жизнь коротка, искусство вечно»?

a) Аристотель.

б) Нерон.

в) Гиппократ.

г) Леонардо да Винчи.

3. Какому божеству обязан своим появлением драматический театр?

a) Аполлон.

б) Терпсихора.

в) Мельпомена.

г) Дионис.

4. Закончите высказывание Джонатана Свифта: «Для того чтобы показать человека со всеми его странностями, был изобретён ...».

a) Театр сатиры.

б) Театр мимики и жеста.

в) Кукольный театр.

г) Анатомический театр.

5. От какого латинского слова произошло слово «спектакль»?

a) Собрание.

б) Зрелище.

в) Игра.

г) Праздник.

6. Как ещё называется спектакль, представление?

a) Постановка.

б) Установка.

в) Постановление.

г) Заставка.

7. Чего НЕ было в театрах во времена Шекспира?

a) Сцены.

б) Крыши.

в) Занавеса.

г) Зрителей.

8. Как в старину на Руси называли актёра?

a) Лицемер.

б) Лицедей.

в) Лицеист.

г) Обличитель.

9. Каким словом в старину называли и ящик с передвижными картинками, показ которых сопровождался различными комическими прибаутками, и театральную галёрку?

a) Раёк.

б) Шарманка.

в) Адик.

г) Патефон.

10. Как назывались первые театральные билеты?

a) Клеймо.

б) Ценник.

в) Ярлык.

г) Чек.

11. Что обычно открывают театры осенью?

a) Двери.

б) Сезон.

в) Занавес.

г) Таланты.

12. С чего, согласно крылатой фразе, начинается театр?

a) С буфета.

б) С афиши.

в) С фойе.

г) С вешалки.

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.