Курс повышения квалификации Применение активных методов обучения в дополнительном образовании в сфере экологии и краеведения
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 790 pуб.
Первоначальный взнос 79 pуб.
Записаться на курс
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 920 pуб.
Первоначальный взнос 92 pуб.
Записаться на курс
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1400 pуб.
Первоначальный взнос 140 pуб.
Записаться на курс
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1570 pуб.
Первоначальный взнос 157 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации

«Применение активных методов обучения в дополнительном образовании в сфере экологии и краеведения»


Трудоемкость обучения по данной программе – 144 часа.


СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Планируемые результаты обучения
1.5. Категория слушателей
1.6. Срок обучения
1.7. Форма обучения
1.8. Структурное подразделение, реализующее программу
1.9. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

Активные методы обучения приобретают всё большую актуальность в сфере эколого-краеведческого дополнительного образования, так как предоставляют учащимся возможность активно осваивать предмет, развивают универсальные учебные умения, социальную компетентность, проектные и другие умения. Поэтому современный урок в общеобразовательной школе или занятие в учреждении доп. образования уже не представляется без применения технологии АМО. В системе ДО технология имеет свои особенности, их грамотное использование делает образовательное мероприятие по экологии и краеведению более продуктивным, увлекательным, а процесс усвоения легким и интересным.
Раскрыть особенности и возможности использования активных методов обучения (АМО) в дополнительном образовании (экология и краеведение).



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

1.3. Цель реализации программы

Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:
- Организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ;
Педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (с указанием области деятельности).
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

Организация досуговых мероприятий.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
ПК 2.5. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий.

Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

1.4. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:
слушатель должен знать:
-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-Конвенцию о правах ребенка;
-возрастную и специальную педагогику и психологию;
-физиологию, гигиену;
-специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности;
-методику поиска и поддержки молодых талантов;
-содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности;
-программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений;
-деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций;
-методы развития мастерства, формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
-современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-технологии педагогической диагностики;
-основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.


слушатель должен уметь:
Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения.

Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников.

Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности.

Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях.

Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.


Общекультурные компетенции (ОК):
Педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы A/05.6 -Разработка дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей) и учебно-методических материалов для их реализации.
- Определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования).
- Определение педагогических целей и задач, планирование досуговой деятельности, разработка планов (сценариев) досуговых мероприятий.
- Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.
- Ведение документации, обеспечивающей реализацию дополнительной общеобразовательной программы (программы учебного курса, дисциплины (модуля)
Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых B/01.6 -Организация разработки и (или) разработка программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.
- Организация и (или) проведение изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.
- Формирование предложений по определению перечня, содержания дополнительных образовательных программ, условий их реализации, продвижению услуг дополнительного образования, организации на основе изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования B/02.6 -Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов дополнительного образования по разработке образовательных программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов.
- Контроль и оценка качества программно-методической документации.
- Организация экспертизы (рецензирования) и подготовки к утверждению программно-методической документации.
- Организация под руководством уполномоченного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, методической работы, в том числе деятельности методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур, обмена и распространения позитивного опыта профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования
Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ B/03.6 -Посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, проводимых педагогами.
- Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса.
- Организация под руководством уполномоченного руководителя образовательной организации повышения квалификации и переподготовки педагогических работников
Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Организация и проведение массовых досуговых мероприятий C/01.6 -Планирование массовых досуговых мероприятий.
- Разработка сценариев досуговых мероприятий, в том числе конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок.
- Осуществление документационного обеспечения проведения досуговых мероприятий.
- Планирование подготовки мероприятий.
- Организация подготовки мероприятий.
- Проведение массовых досуговых мероприятий.
- Анализ организации досуговой деятельности и отдельных мероприятий
Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых C/02.6 -Планирование, организация и проведение мероприятий для сохранения числа имеющихся обучающихся и привлечения новых обучающихся.
- Организация набора и комплектования групп обучающихся.
- Взаимодействие с органами власти, выполняющими функции учредителя, заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам развития дополнительного образования и проведения массовых досуговых мероприятий
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности C/03.6 -Анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- Разработка предложений по развитию дополнительного образования (направлению дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и представление их руководству организации.
- Координация и контроль работы педагогических работников и объединений обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- Планирование и организация совместно с методистом методической работы и дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- Анализ процесса и результатов реализации дополнительных образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность



1.5. Категория слушателей

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.


1.6. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 144 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 4 недели.


1.7. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.8. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.9. Выдаваемый документ:

Удостоверение о повышении квалификации.


2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов Лекции Самостоятельная
работа
Кол-во часов
контроля
Тип
контроля
1 Модуль 1. Изучение технологии АМО. 24 6 17 1 Тест
2 Модуль 2. Технология контемплятивно-акустического освоения мира и её особенности. 24 6 17 1 Тест
3 Модуль 3. Технология экологического мониторинга и её особенности. 22 5 16 1 Тест
4 Модуль 4. Технология погружения в природно-историческую среду и её особенности. 24 6 17 1 Тест
5 Модуль 5. Технология коммуникативного общения в социально-экологической деятельности и её особенности. 24 6 17 1 Тест
6 Модуль 6. Критерии оценки занятий с применением технологии АМО. 24 6 17 1 Тест
7 Итоговая аттестация 2 2 Итоговый тест
Итого часов 144


3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:

Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (18 часов, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Изучение технологии АМО. 24 6665
+1ПА
2 Модуль 2. Технология контемплятивно-акустического освоения мира и её особенности. 24 6665
+1ПА
3 Модуль 3. Технология экологического мониторинга и её особенности. 22 6663
+1ПА
4 Модуль 4. Технология погружения в природно-историческую среду и её особенности. 24 26663
+1ПА
5 Модуль 5. Технология коммуникативного общения в социально-экологической деятельности и её особенности. 24 26663
+1ПА
6 Модуль 6. Критерии оценки занятий с применением технологии АМО. 24 26663
+1ПА
7 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 144

ПА- Промежуточная аттестация.

3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 24 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Изучение технологии АМО.
Научно-теоретические основы проблемы активных методов обучения. История возникновения активных методов обучения. Проблема активности личности в обучении. Классификация методов активного обучения. Использование активных методов в процессе обучения. Характеристика основных активных методов. Принципы построения учебного процесса с использованием активных методов. Практическое применение активных методов в школах. Условия повышения эффективности развития школьников. Гармоничное развитие личности воспитанника, выявление его творческих возможностей.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Золотарева А.В. Современные проблемы дополнительного образования детей: учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. – 410 с.
- Видеоурок: Дополнительное образование



Модуль 2. Технология контемплятивно-акустического освоения мира и её особенности.
В развивающемся процессе ноосферизации различных сторон общественного и индивидуального бытия особую роль призвано сыграть образование. В модуле рассматриваются вопросы технологизации ноосферного образования. В связи с тем, что ноосферное образование становится востребованным в современном обществе, ведущем поиск новых образовательных систем, адекватных социоприродной динамике, создаются теории моделирования педагогических систем ноосферного вектора развития. Однако педагогическая практика испытывает трудности в применении педагогических технологий, отвечающих целям и задачам ноосферного образования.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Воронков Н.А. / Основы общей экологии / - Москва, Агар, 1999 г. - 55 стр.



Модуль 3. Технология экологического мониторинга и её особенности.
Понятие и основные методы экологического мониторинга. Характеристика физико-химических (спектрофотометрия, зондирование, полярография) и биологических методов. Методы статистической и математической обработки данных. Географические информационные системы. Организация систем мониторинга в России. Методы и средства контроля среды обитания: контрактные, дистанционные и биологические методы оценки качества воздуха, воды и почвы. Методы контроля энергетических загрязнений. Обработка результатов и оценка экологической ситуации.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.



Модуль 4. Технология погружения в природно-историческую среду и её особенности.
Приведены доказательства необходимости ее реализации в системах непрерывного экологического образования и высшей педагогической школе. Личностно-ориентированная модель эколого-педагогического образования предполагает создание условий для самоизменения и самостроительства, формирования профессионально-педагогической компетентности и функционально-экологической грамотности. Динамические и статические свойства популяций. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Основные положения учения о биосфере и ноосфере. Стратегия устойчивого развития цивилизации. Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- И. И. Горлова / Этнокультурное брендирование территории в контексте стратегии регионального развития / — М.: Институт Наследия, 2020. — 114 стр.



Модуль 5. Технология коммуникативного общения в социально-экологической деятельности и её особенности.
В модуле рассматривают экологическую коммуникацию с позиций классической коммуникативистики, политологии и теории маркетинга. Выявляется взаимосвязь экополитического процесса, экологической и политической коммуникаций и предлагается новая дефиниция экополитической коммуникации. Понятие коммуникации и коммуникативного процесса, его структура. Роль, значение коммуникации в организации и её функции. Характеристика модели коммуникационного процесса. Барьеры общения и технологии их преодоления. Особенности механизма обратной связи.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Е. В. Конева / Психология общения / - Ярославль 2016 г. - 204 стр.



Модуль 6. Критерии оценки занятий с применением технологии АМО.
Разрабатывая урок с применением методов АМО, нужно их проанализировать(оценить соответствию теме, возможностям, а также возрастной категории). Научно-теоретические основы проблемы активных методов обучения. История возникновения активных методов обучения. Проблема активности личности в обучении. Классификация методов активного обучения. Использование активных методов в процессе обучения. Характеристика основных активных методов. Принципы построения учебного процесса с использованием активных методов. Практическое применение активных методов в образовательных учреждениях.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Виды и формы контроля знаний и умений обучающихся / - 14 стр.





5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в форме итогового теста на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на тест.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций,определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (Итоговый квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости
Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Изучение технологии АМО.
1. Что является признаком активного метода обучения?
a) учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала
б) активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным
в) нет правильного варианта ответа


2. Согласно общей классификации, активные методы можно разделить на две большие группы:
a) дискуссионные и игровые
б) рейтинговые и тренинговые
в) индивидуальные и групповые


3. Какой самый простой и распространенный метод активного обучения?
a) презентация
б) кейс-технология
в) проблемная лекция


4. Что такое активные методы обучения?
a) методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом
б) организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения
в) метод, в котором учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания


5. К активным методам обучения относится технология, в основе которой лежит решение какой-либо проблемы, задачи. Как она называется?
a) проблемное обучение
б) мозговой штурм
в) кейс-метод


6. На что, прежде всего, направлены активные методы обучения?
a) на усиление и углубление существующих знаний
б) на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся
в) на установление доверительных отношений между учителем и учеником


7. Принцип сотрудничества предполагает:
a) сочетание вариативной подготовки, основанной на учете запросов заказчиков и пожеланий обучающихся
б) подчинения содержания обучения содержанию и условиям реализации будущей профессиональной деятельности
в) развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавателей


8. Что такое «мозговой штурм»?
a) способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем
б) одна из орга­низационных форм познавательной деятельности учащихся, по­зволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недо­стающую информацию
в) про­цесс диалогического общения участников, в ходе которого проис­ходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем




Перечень тестов. Модуль 2. Технология контемплятивно-акустического освоения мира и её особенности.
1. Экология – наука, изучающая:
a) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания;
б) влияние загрязнений на здоровье человека;
в) влияние загрязнений на окружающую среду; 4) влияние деятельности человека на окружающую с


2. Термин «экосистема» предложил:
a) Аристотель;
б) Э. Геккель;
в) А. Тэнсли;


3. Термин «биосфера» предложил:
a) Аристотель;
б) Э. Зюсс;
в) Э. Геккель;


4. Строительство плотины бобрами на реке можно рассматривать как пример фактора:
a) абиотического
б) биотического
в) антропогенного


5. В широколиственном лесу действует лимитирующий фактор:
a) снежный покров;
б) высокая температура;
в) вечная мерзлота;


6. Адаптации животных тундры:
a) локальный запас жира (в горбах, или хвостах, или лапах);
б) сумеречный образ жизни;
в) маленькие уши;


7. Изменения во внешней среде приводят к различным изменениям в популяции, но не влияют:
a) на численность особей;
б) на возрастную структуру;
в) на ареал;


8. Постоянная высокая плодовитость обычно встречается у видов:
a) хорошо обеспеченными пищевыми ресурсами;
б) смертность особей которых очень велика;
в) которые занимают обширный ареал;




Перечень тестов. Модуль 3. Технология экологического мониторинга и её особенности.
1. Информационная система наблюдения и анализ состояния природной среды, в первую очередь уровней загрязнения и эффектов, вызываемых ими в биосфере, называется
a) экологический мониторинг;
б) экологическая экспертиза;
в) экологический аудит.


2. Из предложенного списка выберите основные процедуры, которые включает экологический мониторинг
a) наблюдение, оценка состояния, прогноз возможных изменений
б) эксперимент
в) разработка способов снижения загрязнения окружающей среды


3. Оценка новой промышленной технологии по всем параметрам экологического мониторинга называется
a) экологическая этика;
б) экологизация;
в) экологическая экспертиза.


4. Что устанавливается в ходе экологической экспертизы любой хозяйственной деятельности человека?
a) источники опасности для среды и человека;
б) способы уменьшения опасности;
в) все варианты ответов верны


5. Что не принимается во внимание в ходе экологической экспертизы для новых предприятий и технологий?
a) состояние почвы, воды, воздуха, зеленых насаждений;
б) уровень здоровья населения;
в) уровень здоровья животных и птиц; уровень миграции животных и птиц.


6. Какие виды изменений в среде обитания под влиянием технологического процесса устанавливаются к ходе экспертизы?
a) характер разрушений почвенного покрова;
б) шумовое и электромагнитное загрязнение;
в) все перечисленные виды изменений.


7. Организмы, способные жить в различных условиях среды, называют:
a) эврибионтами.
б) стенобионтами;
в) комменсалами;


8. Растением – паразитом не является:
a) головня
б) омела
в) заразиха




Перечень тестов. Модуль 4. Технология погружения в природно-историческую среду и её особенности.
1. Термин «экология» предложил:
a) Э. Геккель
б) А. Тенсли
в) Ч. Дарвин
г) верного ответа нет

2. Основная функциональная единица в экологии:
a) биоценоз
б) популяция
в) экосистема
г) верного ответа нет

3. Раздел экологии, задачей которой является установление пределов существования особи (организма):
a) синэкология
б) дэмэкология
в) эйдэкология
г) верного ответа нет

4. Раздел экологии, изучающий жизнь сообществ организмов (экосистем, биогеоценозов) называется:
a) мегаэкология
б) синэкология
в) аутэкология
г) верного ответа нет

5. При фотосинтезе образуются
a) кислород и углеводы
б) кислород и аминокислоты
в) вода и углеводы
г) верного ответа нет

6. Какой из перечисленных ниже организмов является неклеточными:
a) растения
б) вирусы
в) грибы
г) верного ответа нет

7. Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:
a) абиотическими
б) биотическими
в) экологическими
г) верного ответа

8. Понятие «биогеоценоз» ввел:
a) В. Сукачев
б) Аристотель
в) В. Вернадский
г) нет верного ответа



Перечень тестов. Модуль 5. Технология коммуникативного общения в социально-экологической деятельности и её особенности.
1. Социальная экология – научная дисциплина, рассматривающая…
a) отношение общества с окружающей средой;
б) взаимодействие организма человека с окружающей средой;
в) развитие общества;


2. Главной целью социальной экологии является…
a) раскрытие смысла существования человека»;
б) оптимизация сосуществования человека и окружающей среды на системной основе;
в) охрана окружающей среды;


3. Термин «Социальная экология» появился в…
a) 1919
б) 1900
в) 1921


4. Своим появлением термин «социальная экология» обязан исследователям…
a) Э.В. Гирусов и А.Н. Кочергин;
б) Н.Ф. Реймерс и С. Н. Соломина;
в) Р. Парку и Е. Берджесу;


5. Одно из первых определений социальной экологии дал…
a) Р. Мак-Кензил
б) Н.Ф. Реймерс
в) Ю.Г. Марков


6. Одно из первых определений социальной экологии появилось в…
a) 1927
б) 1800
в) 1938


7. Один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи понимал под системой…
a) структуру компонентов;
б) взаимосвязь элементов, находящихся в опре­деленных отношениях друг с другом и образующих некоторое единство
в) совокупность частей;


8. Социетальный — это самый широкий уровень общества. Он означает…
a) общество как совокупность наиболее сложных и крупных систем с развитыми и разветвленными социальными структурами, институтами и организациями;
б) совокупность групп людей;
в) группу людей, занимающих общую социальную нишу;




Перечень тестов. Модуль 6. Критерии оценки занятий с применением технологии АМО.
1. К достоинствам проблемного обучения относится
a) развитие мышления учащихся
б) слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся
в) большие затраты времени
г) учет индивидуальных особенностей учащихся

2. Система взглядов на понимание сущности содержания и методики организации учебного процесса - это
a) мировоззрение педагога
б) педагогическая система
в) концепция обучения
г) профессиональное сознание

3. Отметкой в дидактике называют
a) обеспечение обратной связи с учащимися
б) количественный показатель оценки знаний
в) метод устного контроля
г) качественный показатель уровня и глубины знаний учащихся

4. К достоинствам репродуктивной технологии обучения не относится
a) экономичность
б) систематизированные знания учащихся
в) развитие мышления учащихся
г) эффективное управление образовательным процессом

5. К достоинствам программированного обучения не относятся
a) индивидуальный темп обучения
б) постоянный контроль усвоения
в) возможность использования технических средств
г) репродуктивный характер усвоения знаний

6. Для развития мышления наиболее эффективен такой метод обучения
a) дискуссия
б) показ
в) рассказ
г) игра

7. Компьютерная программа входит в классификацию средств обучения по
a) уровням содержания образования
б) составу объектов изучения
в) характеру воздействия
г) носителю информации

8. Предписание к выполнению строго последовательных операций с учебным материалом, приводящее к решению задачи, называется
a) программой
б) алгоритмом
в) проектом
г) технологией



5.2 Итоговая аттестация
Итоговая аттестация обучающихся, завершающих обучение по программе, является обязательной.
Цель итоговой аттестации – установление уровня подготовки выпускника программы к выполнению профессиональных задач.
Итоговая аттестация позволяет выявить и объективно оценить теоретическую и практическую подготовку обучающегося.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме итогового теста.
Порядок проведения аттестационных испытаний определяется настоящей программой и доводится до сведения обучающихся перед началом ее освоения.
Результаты итоговой аттестации определяются оценками «отлично»,«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день проведения аттестационных испытаний после оформления в установленном порядке экзаменационной ведомости.
Для оценки знаний обучающихся может использоваться традиционная и балльная системы.
Если преподаватель выбирает балльную систему оценки, то обучающиеся должны быть ознакомлены до начала занятий с системой оценки и критериями оценивания.
Максимальная сумма баллов, набираемая обучающимися, равна 100. Баллы, характеризующие успеваемость обучающегося по дисциплине,набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ по определенному модулю.
На основе набранных баллов успеваемость обучающихся может определяться следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
- «Отлично» – 86-100% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» – от 76 до 85% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» – от 60 до 73% – теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» – ниже 60% – теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Обучающимся, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), а также получившим неудовлетворительную оценку, предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию повторно.

Перечень вопросов к итоговому тесту.
1. К достоинствам проблемного обучения относится
a) развитие мышления учащихся
б) слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся
в) большие затраты времени
г) учет индивидуальных особенностей учащихся

2. Система взглядов на понимание сущности содержания и методики организации учебного процесса - это
a) мировоззрение педагога
б) педагогическая система
в) концепция обучения
г) профессиональное сознание

3. Отметкой в дидактике называют
a) обеспечение обратной связи с учащимися
б) количественный показатель оценки знаний
в) метод устного контроля
г) качественный показатель уровня и глубины знаний учащихся

4. К достоинствам репродуктивной технологии обучения не относится
a) экономичность
б) систематизированные знания учащихся
в) развитие мышления учащихся
г) эффективное управление образовательным процессом

5. Термин «экология» предложил:
a) Э. Геккель
б) А. Тенсли
в) Ч. Дарвин
г) верного ответа нет

6. Основная функциональная единица в экологии:
a) биоценоз
б) популяция
в) экосистема
г) верного ответа нет

7. Раздел экологии, задачей которой является установление пределов существования особи (организма):
a) синэкология
б) дэмэкология
в) эйдэкология
г) верного ответа нет

8. Раздел экологии, изучающий жизнь сообществ организмов (экосистем, биогеоценозов) называется:
a) мегаэкология
б) синэкология
в) аутэкология
г) верного ответа нет

9. Что является признаком активного метода обучения?
a) учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала
б) активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным
в) нет правильного варианта ответа


10. Согласно общей классификации, активные методы можно разделить на две большие группы:
a) дискуссионные и игровые
б) рейтинговые и тренинговые
в) индивидуальные и групповые


11. Какой самый простой и распространенный метод активного обучения?
a) презентация
б) кейс-технология
в) проблемная лекция


12. Что такое активные методы обучения?
a) методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом
б) организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения
в) метод, в котором учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания


13. Экология – наука, изучающая:
a) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания;
б) влияние загрязнений на здоровье человека;
в) влияние загрязнений на окружающую среду; 4) влияние деятельности человека на окружающую с


14. Термин «экосистема» предложил:
a) Аристотель;
б) Э. Геккель;
в) А. Тэнсли;


15. Термин «биосфера» предложил:
a) Аристотель;
б) Э. Зюсс;
в) Э. Геккель;


16. Строительство плотины бобрами на реке можно рассматривать как пример фактора:
a) абиотического
б) биотического
в) антропогенного


17. Информационная система наблюдения и анализ состояния природной среды, в первую очередь уровней загрязнения и эффектов, вызываемых ими в биосфере, называется
a) экологический мониторинг;
б) экологическая экспертиза;
в) экологический аудит.


18. Из предложенного списка выберите основные процедуры, которые включает экологический мониторинг
a) наблюдение, оценка состояния, прогноз возможных изменений
б) эксперимент
в) разработка способов снижения загрязнения окружающей среды


19. Оценка новой промышленной технологии по всем параметрам экологического мониторинга называется
a) экологическая этика;
б) экологизация;
в) экологическая экспертиза.


20. Что устанавливается в ходе экологической экспертизы любой хозяйственной деятельности человека?
a) источники опасности для среды и человека;
б) способы уменьшения опасности;
в) все варианты ответов верны


21. Социальная экология – научная дисциплина, рассматривающая…
a) отношение общества с окружающей средой;
б) взаимодействие организма человека с окружающей средой;
в) развитие общества;


22. Главной целью социальной экологии является…
a) раскрытие смысла существования человека»;
б) оптимизация сосуществования человека и окружающей среды на системной основе;
в) охрана окружающей среды;


23. Термин «Социальная экология» появился в…
a) 1919
б) 1900
в) 1921


24. Своим появлением термин «социальная экология» обязан исследователям…
a) Э.В. Гирусов и А.Н. Кочергин;
б) Н.Ф. Реймерс и С. Н. Соломина;
в) Р. Парку и Е. Берджесу;




6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Итоговая аттестация осуществляются при помощи тестирования. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (Итоговый квалификационный тест), выдается Удостоверение повышения квалификации.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор, Преподаватель.


9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Воронков Н.А. / Основы общей экологии / - Москва, Агар, 1999 г. - 55 стр.
- Золотарева А.В. Современные проблемы дополнительного образования детей: учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. – 410 с.
- Е. В. Конева / Психология общения / - Ярославль 2016 г. - 204 стр.
- И. И. Горлова / Этнокультурное брендирование территории в контексте стратегии регионального развития / — М.: Институт Наследия, 2020. — 114 стр.
- Виды и формы контроля знаний и умений обучающихся / - 14 стр.
- Видеоурок: Дополнительное образование