88688 ПК - 144 часов. Менеджмент конфликтами в образовательном учреждении Институт РОПКиП PO-1369
Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«22» ноября 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Менеджмент конфликтами в образовательном учреждении»

Трудоемкость обучения по данной программе – 144 часа

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Менеджмент конфликтами в образовательном учреждении» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 37.03.02 Конфликтология, Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 956.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Обучение участников эффективным стратегиям решения конфликтов, возникающих в образовательной среде. Она направлена на разработку управленческих навыков и компетенций, которые позволят профессионалам эффективно управлять и урегулировать конфликты в образовательной среде.
В рамках программы участники получат знания о причинах, типах и динамике конфликтов в образовательных учреждениях, а также о социально-психологических характеристиках и стратегиях поведения участников конфликтов. Они научатся проводить анализ конфликтных ситуаций, определять конфликты, организовывать и проводить переговоры, а также применять техники управления конфликтами для снижения их эмоциональной напряженности.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-диагностический;

-переговорный и медиационный;

-просветительско-профилактический;

-научно-исследовательский;

-консультационный;

-организационно-управленческий;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) диагностический

диагностика конфликтов граждан и социальных групп с использованием различных методов изучения и анализа конфликтов.

2) переговорный и медиационный

применение технологий переговоров и медиации для прогнозирования, предупреждения, урегулирования, разрешения и сопровождения конфликтов клиентов.

3) просветительско-профилактический

разработка и проведение проектов и программ, направленных на конфликтологическое просвещение.

4) научно-исследовательский

исследование и анализ закономерностей конфликтного и мирного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества с применением современных научных подходов;
осуществление поиска возможных альтернативных технологий по предупреждению, разрешению и управлению конфликтов и поддержанию мира.

5) консультационный

проведение конфликтологического консультирования граждан и социальных групп.

6) организационно-управленческий

организация и проведение работы по конфликтологическому сопровождению персонала и руководства организаций.

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сферах: психолого-педагогической, консультативной и психолого-конфликтологической помощи участникам образовательных отношений; основного общего образования, среднего общего образования, профессионального образования, дополнительного профессионального образования; научных исследований);

03 Социальное обслуживание (в сферах: консультативной помощи работникам социальных служб, социальной помощи семье и замещающим семьям; оказания психолого-конфликтологической помощи отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию);

06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сферах: психолого-конфликтологического сопровождения информационно-коммуникационного пространства и обеспечения психологической безопасности информационной среды, включая интернет-контент и средства массовой информации; связей с общественностью (PR);

07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сферах: альтернативного урегулирования споров с участием посредника; управления персоналом);

12 Обеспечение безопасности (в сфере научно-исследовательской, психолого-конфликтологической и консультативной деятельности в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка);

33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и прочие) (в сферах: консультативной деятельности; альтернативного (посредством переговоров и медиации) урегулирования конфликтов и поддержания мира в социальных коммуникациях и бизнес процессах).

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

Различные категории населения, в том числе получатели социальных услуг;

Персонал и руководство организаций;

Обучающиеся;

Социальные учреждения, образовательные учреждения и коммерческие организации;

Система и процесс конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;

Совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий урегулирования конфликта и сохранения мира;

Совокупность альтернативных технологий урегулирования конфликтов и поддержания мира.

01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Общепедагогическая функция. ОбучениеA/01.6-Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельностьA/02.6-Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельностьA/03.6-Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сферах: психолого-педагогической, консультативной и психолого-конфликтологической помощи участникам образовательных отношений; основного общего образования, среднего общего образования, профессионального образования, дополнительного профессионального образования; научных исследований);
научно-исследовательскийисследование и анализ закономерностей конфликтного и мирного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества с применением современных научных подходов; осуществление поиска возможных альтернативных технологий по предупреждению, разрешению и управлению конфликтов и поддержанию мира.-Различные категории населения, в том числе получатели социальных услуг;.
- Персонал и руководство организаций;.
- Обучающиеся;.
- Социальные учреждения, образовательные учреждения и коммерческие организации;.
- Система и процесс конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;.
- Совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий урегулирования конфликта и сохранения мира;.
- Совокупность альтернативных технологий урегулирования конфликтов и поддержания мира.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 03 Социальное обслуживание (в сферах: консультативной помощи работникам социальных служб, социальной помощи семье и замещающим семьям; оказания психолого-конфликтологической помощи отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию);
консультационныйпроведение конфликтологического консультирования граждан и социальных групп.-Различные категории населения, в том числе получатели социальных услуг;.
- Персонал и руководство организаций;.
- Обучающиеся;.
- Социальные учреждения, образовательные учреждения и коммерческие организации;.
- Система и процесс конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;.
- Совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий урегулирования конфликта и сохранения мира;.
- Совокупность альтернативных технологий урегулирования конфликтов и поддержания мира.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сферах: психолого-конфликтологического сопровождения информационно-коммуникационного пространства и обеспечения психологической безопасности информационной среды, включая интернет-контент и средства массовой информации; связей с общественностью (PR);
просветительско-профилактическийразработка и проведение проектов и программ, направленных на конфликтологическое просвещение.-Различные категории населения, в том числе получатели социальных услуг;.
- Персонал и руководство организаций;.
- Обучающиеся;.
- Социальные учреждения, образовательные учреждения и коммерческие организации;.
- Система и процесс конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;.
- Совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий урегулирования конфликта и сохранения мира;.
- Совокупность альтернативных технологий урегулирования конфликтов и поддержания мира.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сферах: альтернативного урегулирования споров с участием посредника; управления персоналом);
организационно-управленческийорганизация и проведение работы по конфликтологическому сопровождению персонала и руководства организаций.-Различные категории населения, в том числе получатели социальных услуг;.
- Персонал и руководство организаций;.
- Обучающиеся;.
- Социальные учреждения, образовательные учреждения и коммерческие организации;.
- Система и процесс конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;.
- Совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий урегулирования конфликта и сохранения мира;.
- Совокупность альтернативных технологий урегулирования конфликтов и поддержания мира.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 12 Обеспечение безопасности (в сфере научно-исследовательской, психолого-конфликтологической и консультативной деятельности в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка);
диагностическийдиагностика конфликтов граждан и социальных групп с использованием различных методов изучения и анализа конфликтов.-Различные категории населения, в том числе получатели социальных услуг;.
- Персонал и руководство организаций;.
- Обучающиеся;.
- Социальные учреждения, образовательные учреждения и коммерческие организации;.
- Система и процесс конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;.
- Совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий урегулирования конфликта и сохранения мира;.
- Совокупность альтернативных технологий урегулирования конфликтов и поддержания мира.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и прочие) (в сферах: консультативной деятельности; альтернативного (посредством переговоров и медиации) урегулирования конфликтов и поддержания мира в социальных коммуникациях и бизнес процессах).
переговорный и медиационныйприменение технологий переговоров и медиации для прогнозирования, предупреждения, урегулирования, разрешения и сопровождения конфликтов клиентов.-Различные категории населения, в том числе получатели социальных услуг;.
- Персонал и руководство организаций;.
- Обучающиеся;.
- Социальные учреждения, образовательные учреждения и коммерческие организации;.
- Система и процесс конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;.
- Совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий урегулирования конфликта и сохранения мира;.
- Совокупность альтернативных технологий урегулирования конфликтов и поддержания мира.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Высшее - бакалавриат

2) Высшее - специалитет

3) Высшее - магистратура

4) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Диагностика и экспертиза
Способен анализировать конфликтные ситуации, применять основные методы, способы и средства получения информации о конфликтах и мирных способах взаимодействия, готовить материалы для экспертных заключений о конфликтогенном потенциале ситуации и субъектов взаимодействияПрименяет методы диагностики и экспертизы конфликтных ситуаций.
Демонстрирует навыки взаимодействия с сотрудниками, выполняющими различные профессиональные задачи.
Систематизирует данные для экспертных заключений о конфликтогенном потенциале ситуации и субъектов.
Знать:
- теоретико-методологические основы диагностики конфликта.
Уметь:
- применять основные методы, способы и средства получения информации о конфликтах и мирных способах взаимодействия.
Владеть:
- навыками подготовки материалов для экспертных заключений о конфликтогенном потенциале ситуации и субъектов взаимодействия.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Профилактика
Способен разрабатывать программы, снижающие уровень конфликтогенности в социальных сообществах, укрепляющие систему безопасности и мирные способы взаимодействияИспользует знания факторов и причин конфликтогенности в социальных сообществах, основные подходы к разработке программ, снижающих конфликтогенность.
Разрабатывает программы, снижающие уровень конфликтогенности в социальных сообществах, укрепляющие систему безопасности и мирные способы взаимодействия.
Применяет различные технологии, снижающие уровень конфликтности в социальных сообществах.
Знать:
- теоретико-методологические основы профилактики конфликтов.
Уметь:
- предлагать решения по снижению конфликтогенности в социальных сообществах.
Владеть:
- навыками разработки программ по профилактике конфликтов в социальных сообществах.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Разрешение конфликтов
Способен вести эффективные переговоры и процесс медиации между конфликтующими сторонамиИспользует знания основных принципов и подходов к ведению переговоров и медиации.
Организует процесс подготовки и переговоров, медиации между конфликтующими сторонами и постконфликтное сопровождение.
Реализует эффективные технологии переговоров и процедуры медиации между конфликтующими сторонами.
Знать:
- теоретико-методологические основы реализации процедуры медиации.
Уметь:
- организовывать медиативные переговоры.
Владеть:
- навыками проведения медиации между конфликтующими сторонами.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: переговорный и медиационный
Задача профессиональной деятельности: применение технологий переговоров и медиации для прогнозирования, предупреждения, урегулирования, разрешения и сопровождения конфликтов клиентов.
Объект или область знания: Различные категории населения, в том числе получатели социальных услуг; Персонал и руководство организаций; Обучающиеся; Социальные учреждения, образовательные учреждения и коммерческие организации; Система и процесс конфликтного и мирного взаимодействия в обществе; Совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий урегулирования конфликта и сохранения мира; Совокупность альтернативных технологий урегулирования конфликтов и поддержания мира.
ПК-1 способностью владеть знанием истории эволюции предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов, особенностей динамики протекания конфликтов в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих предупреждение, разрешение и управление конфликтами и миромВладеть основным понятийным аппаратом в сфере конфликтологии;
общетеоретическим и историческим подходом к понимаю природы конфликта;
навыками анализа конфликта.
Знать:
основные этапы становления конфликтологии;
основные учения о конфликте;
понятие и содержательные составляющие конфликта;
стили поведения в конфликте;
внутреннюю среду конфликта, факторы возникновения и его факторов, особенностей динамику.
Уметь:
производить анализ конфликта на предмет его содержательной и субъектной составляющей;
определять стадию развития конфликта;
самостоятельно приобретать новые знания.
07.003 Специалист по управлению персоналом
ПК-2 способностью проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействияВладеть способностью проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;
способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира;
знанием теоретических и практических компонентов прикладного исследования;
умением концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, самостоятельно планировать исследовательский проект;
основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки и представления информации для решения профессиональных и социально значимых задач;
навыками формирования общественного мнения по актуальным проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;
способностью определять необходимые технологии урегулирования конфликтов и поддержания мира.
Знать:
историю эволюции предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов;
особенности динамики протекания конфликтов в различных сферах;
возможные способы работы с конфликтами;
условия, обеспечивающих предупреждение, разрешение и управление конфликтами и миром;
основные методы анализа информации о конфликте;
методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира.
Уметь:
проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;
анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов;
выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия;
применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира;
использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира;
концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, самостоятельно планировать исследовательский проект;
анализировать информацию и составлять аналитический отчет, применять основные навыки работы с различными статистическими пакетами;
определять необходимые технологии урегулирования конфликтов и поддержания мира;
соблюдать профессиональные этические нормы и границы профессиональной компетентности конфликтолога.
03.008 Психолог в социальной сфере
ПК-3 способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мираВладеть навыками анализа факторов, детерминирующих вопросы конфликта и мира в современных условиях.Знать:
методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, его категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии.
Уметь:
применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 3.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 144 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Теоретические основы конфликтологии 24.0 15.0 0.0 0.0 0.0 9.0 0
Поведение личности в конфликтных ситуациях 23.0 14.0 0.0 0.0 0.0 9.0 0
Управление конфликтом с помощью медиации 22.0 13.0 0.0 0.0 0.0 9.0 0
Основы педагогической конфликтологии 23.0 14.0 0.0 0.0 0.0 9.0 0
Причины возникновения конфликтов в образовательном учреждении 24.0 15.0 0.0 0.0 0.0 9.0 0
Технология эффективного взаимодействия в образовательной организации 25.0 15.0 0.0 0.0 0.0 10.0 0
Итоговая аттестация 3.0 0 0 0 0 0 0
Итого 144 86 0 0 0 55 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
24/144 0 24/144 144 86 0.0 55.0 3.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 4 недели.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (42 часа, 6 часов в день)4 Неделя (18 часов, 6 часов в день)
Теоретические основы конфликтологии 24.0 6666
Поведение личности в конфликтных ситуациях 23.0 6665
Управление конфликтом с помощью медиации 22.0 16663
Основы педагогической конфликтологии 23.0 36662
Причины возникновения конфликтов в образовательном учреждении 24.0 46662
Технология эффективного взаимодействия в образовательной организации 25.0 46663
Итоговая аттестация 3.0 3
Итого 144 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (42 часа, 6 часов в день)4 Неделя (18 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Регулирование конфликтных ситуаций в образовательных организациях с помощью медиации»

10.1. Цель дисциплины состоит в том, чтобы обучить участников эффективному регулированию и разрешению конфликтов в образовательной среде с использованием методов и принципов медиации.
Основные задачи освоения дисциплины:
- изучение основных понятий и принципов медиации как метода разрешения конфликтов;
- приобретение практических навыков ведения медиативных процедур;
- ознакомление со спецификой применения медиации в образовательных учреждениях;
- анализ типичных конфликтных ситуаций, возникающих в образовательных организациях, и определение возможностей их разрешения с помощью медиации;
- развитие коммуникативных и переговорных навыков участников образовательного процесса;
- повышение уровня толерантности и эмпатии у участников конфликта;
- формирование культуры конструктивного взаимодействия в образовательной среде;
- обучение техникам и приемам, позволяющим управлять своими эмоциями и чувствами в конфликтных ситуациях;
- развитие навыков рефлексии и анализа собственного поведения в конфликте;
- формирование уважительного отношения ко всем участникам образовательного процесса и понимания их интересов и потребностей.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Диагностика и экспертиза
Способен анализировать конфликтные ситуации, применять основные методы, способы и средства получения информации о конфликтах и мирных способах взаимодействия, готовить материалы для экспертных заключений о конфликтогенном потенциале ситуации и субъектов взаимодействияПрименяет методы диагностики и экспертизы конфликтных ситуаций.
Демонстрирует навыки взаимодействия с сотрудниками, выполняющими различные профессиональные задачи.
Систематизирует данные для экспертных заключений о конфликтогенном потенциале ситуации и субъектов.
Знать:
- теоретико-методологические основы диагностики конфликта.
Уметь:
- применять основные методы, способы и средства получения информации о конфликтах и мирных способах взаимодействия.
Владеть:
- навыками подготовки материалов для экспертных заключений о конфликтогенном потенциале ситуации и субъектов взаимодействия.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Профилактика
Способен разрабатывать программы, снижающие уровень конфликтогенности в социальных сообществах, укрепляющие систему безопасности и мирные способы взаимодействияИспользует знания факторов и причин конфликтогенности в социальных сообществах, основные подходы к разработке программ, снижающих конфликтогенность.
Разрабатывает программы, снижающие уровень конфликтогенности в социальных сообществах, укрепляющие систему безопасности и мирные способы взаимодействия.
Применяет различные технологии, снижающие уровень конфликтности в социальных сообществах.
Знать:
- теоретико-методологические основы профилактики конфликтов.
Уметь:
- предлагать решения по снижению конфликтогенности в социальных сообществах.
Владеть:
- навыками разработки программ по профилактике конфликтов в социальных сообществах.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Разрешение конфликтов
Способен вести эффективные переговоры и процесс медиации между конфликтующими сторонамиИспользует знания основных принципов и подходов к ведению переговоров и медиации.
Организует процесс подготовки и переговоров, медиации между конфликтующими сторонами и постконфликтное сопровождение.
Реализует эффективные технологии переговоров и процедуры медиации между конфликтующими сторонами.
Знать:
- теоретико-методологические основы реализации процедуры медиации.
Уметь:
- организовывать медиативные переговоры.
Владеть:
- навыками проведения медиации между конфликтующими сторонами.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: переговорный и медиационный
Задача профессиональной деятельности: применение технологий переговоров и медиации для прогнозирования, предупреждения, урегулирования, разрешения и сопровождения конфликтов клиентов.
Объект или область знания: Различные категории населения, в том числе получатели социальных услуг; Персонал и руководство организаций; Обучающиеся; Социальные учреждения, образовательные учреждения и коммерческие организации; Система и процесс конфликтного и мирного взаимодействия в обществе; Совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий урегулирования конфликта и сохранения мира; Совокупность альтернативных технологий урегулирования конфликтов и поддержания мира.
ПК-1 способностью владеть знанием истории эволюции предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов, особенностей динамики протекания конфликтов в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих предупреждение, разрешение и управление конфликтами и миромВладеть основным понятийным аппаратом в сфере конфликтологии;
общетеоретическим и историческим подходом к понимаю природы конфликта;
навыками анализа конфликта.
Знать:
основные этапы становления конфликтологии;
основные учения о конфликте;
понятие и содержательные составляющие конфликта;
стили поведения в конфликте;
внутреннюю среду конфликта, факторы возникновения и его факторов, особенностей динамику.
Уметь:
производить анализ конфликта на предмет его содержательной и субъектной составляющей;
определять стадию развития конфликта;
самостоятельно приобретать новые знания.
07.003 Специалист по управлению персоналом
ПК-2 способностью проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействияВладеть способностью проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;
способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира;
знанием теоретических и практических компонентов прикладного исследования;
умением концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, самостоятельно планировать исследовательский проект;
основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки и представления информации для решения профессиональных и социально значимых задач;
навыками формирования общественного мнения по актуальным проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;
способностью определять необходимые технологии урегулирования конфликтов и поддержания мира.
Знать:
историю эволюции предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов;
особенности динамики протекания конфликтов в различных сферах;
возможные способы работы с конфликтами;
условия, обеспечивающих предупреждение, разрешение и управление конфликтами и миром;
основные методы анализа информации о конфликте;
методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира.
Уметь:
проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;
анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов;
выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия;
применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира;
использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира;
концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, самостоятельно планировать исследовательский проект;
анализировать информацию и составлять аналитический отчет, применять основные навыки работы с различными статистическими пакетами;
определять необходимые технологии урегулирования конфликтов и поддержания мира;
соблюдать профессиональные этические нормы и границы профессиональной компетентности конфликтолога.
03.008 Психолог в социальной сфере
ПК-3 способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мираВладеть навыками анализа факторов, детерминирующих вопросы конфликта и мира в современных условиях.Знать:
методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, его категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии.
Уметь:
применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 141.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 86
лекции (Л) 86.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 55.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 141.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Теоретические основы конфликтологии Описание организационно-управленческих, социально-психологических и личных причин конфликтов.
Рассмотрение потери и искажения информации в общении как причин конфликта.
Изучение деструктивных и конструктивных функций конфликтов, признаков его эскалации. Понятие "конфликт" в социологической теории.
Позитивные функции конфликта и переменные, определяющие его динамику.
Характеристика конфликтного функционализма Льюиса Козера.
Сущность конфликтология Ральфа Дарендорфа. Создание единой теории конфликта.
2. Поведение личности в конфликтных ситуациях Понятие конфликта как наиболее острого способа разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон.
Формы поведения в конфликтных ситуациях.
Пять основных элементов поведения в процессе конфликта.
Пути завершения конфликта.
Психологические теории темперамента.
Связь темперамента и деятельности.
Стиль деятельности.
Современное состояние изучения психологии конфликта.
Понятие конфликта.
Классификация конфликтов и стратегия поведения в конфликтных ситуациях.
Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.
Методический инструментарий и ход исследования. Анализ результатов исследования.
3. Управление конфликтом с помощью медиации Медиация как популярная форма урегулирования конфликтов.
Принципы, стадии медиации, сценарии ее развития.
Преимущества медиации перед судебной процедурой, иными силовыми способами развития событий.
Группы людей, которые относятся к официальным медиаторам.
Типы, уровни, причины, последствия конфликтов в организации.
Методы управления конфликтами.
Краткая характеристика отношений в коллективе.
Анализ работы по управлению и пути разрешения конфликтов в трудовом коллективе предприятия.
Процесс управления конфликтами.
Методы воздействия на отдельную личность.
Методы по устранению организационных конфликтов.
Стили поведения в конфликтной ситуации.
Межличностные методы управления конфликтами.
Характер и условия развития конфликта.
4. Основы педагогической конфликтологии Феноменология межличностного конфликта.
Особенности протекания конфликтов в образовательной среде.
Особенности педагогических конфликтов между педагогами и учащимися.
Особенности педагогических конфликтов между учащимися.
Особенности педагогических конфликтов между детьми (учащимися) и родителями.
Особенности педагогических конфликтов в диаде «педагог-педагог» и «педагог-родитель».
Особенности педагогических конфликтов между педагогами и администрацией.
Работа психолога с межличностными конфликтами в индивидуальном и групповом консультировании.
5. Причины возникновения конфликтов в образовательном учреждении Конфликты в образовательном учреждении и проблема управления ими.
Конфликт: понятие, сущность, подходы к определению.
Виды и причины конфликтов в образовательном учреждении.
Подходы к управлению конфликтами в образовательном учреждении.
Технология управления конфликтами в организации.
Формы управления конфликтами в образовательном учреждении.
Обоснование методики профилактики конфликтов в образовательном учреждении.
Соблюдение принципов поведения учителя в общении с учеником.
Конфликтоустойчивость и её значение.
Методы саморегуляции для восстановления эмоционального здоровья.
6. Технология эффективного взаимодействия в образовательной организации Общая характеристика педагогического взаимодействия.
Типы педагогического взаимодействия.
Рекомендации по организации эффективного взаимодействия учителя с учащимися.
Создание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе.
Система упражнений по отработке навыков эффективного взаимодействия.
Формы и методы обучения эффективному педагогическому взаимодействию.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Теоретические основы конфликтологии 15.0 0.0 0.0 0.0 9.0 24.0
2 Поведение личности в конфликтных ситуациях 14.0 0.0 0.0 0.0 9.0 23.0
3 Управление конфликтом с помощью медиации 13.0 0.0 0.0 0.0 9.0 22.0
4 Основы педагогической конфликтологии 14.0 0.0 0.0 0.0 9.0 23.0
5 Причины возникновения конфликтов в образовательном учреждении 15.0 0.0 0.0 0.0 9.0 24.0
6 Технология эффективного взаимодействия в образовательной организации 15.0 0.0 0.0 0.0 10.0 25.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Анцупов А.Я., Шипилов А.И. / Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с

-М.В. Клименских / Педагогические конфликты в школе / - Екатеринбург 2015 г. - 76 стр.

-О.В. Маврин / Технологии урегулирования конфликтов (медиация как эффективный метод разрешения конфликтов) / - Казань 2014 г. - 96 стр.

-А.С. Хохлов / Конфликтология / - Самара 2014 г. - 310 стр.

-Кандаурова, А. В.  Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля : учебное пособие для вузов / А. В. Кандаурова, Н. Н. Суртаева ; под редакцией Н. Н. Суртаевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 255 с. 

б) дополнительная литература:

- Коджаспирова, Г. М.  Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 151 с. 

- Медиация как способ разрешения конфликтов / - Красноярск, 2015. – 33 стр.

- Ворожейкин И.Е. / Конфликтология / - М.: ИНФРА-М, 2004. - 240 стр.

- А.В. Дмитриев / Конфликтология / Москва 2000 г. - 335 стр.

- Г. Ю. Гуляев / Образование 2022 / - Пенза 2022 г. - 102 стр.

- E.В. Коротаева / Организация взаимодействий в образовательном процессе школы / Москва 2016 г. - 194 стр.

- Управление конфликтами в образовательной организации: учеб. пособие / И.В. Никулина. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. – 128 с.

- Характеристика стратегий поведения в конфликте / - 5 стр.

- А.С. Хохлов / Конфликтология / - Самара 2014 г. - 310 стр.

- Тренинг педагогического взаимодействия / И.А. Талышева, Х.Р. Пегова – Учебное пособие – Елабуга, 2019 г. – 121 стр.

- Трубина З.И. Педагогические конфликты на уроках: типы, причины возникновения, специфика урегулирования // Мир науки. Педагогика и психология, 2019

- Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2013. 229 с.

- Педагогическая кофликтология : учеб. пособие / И. В. Никулина. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2016. - 72 с.

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Что представляет собой медиация в образовательных организациях?

a) Процесс принудительного разрешения конфликтов

б) Процесс посредничества, при котором стороны сами ищут решение своего конфликта

в) Процесс арбитража, в ходе которого решение выносит независимый эксперт

2. Какова цель медиации в образовательных организациях?

a) Усиление конфликта

б) Поиск совместного решения и улучшение отношений между сторонами конфликта

в) Вынесение однозначного решения учителем

3. Какие типы конфликтов могут регулироваться с помощью медиации в образовательных организациях?

a) Только физическая агрессия

б) Разногласия между учащимися, конфликты между учениками и педагогами, споры между родителями и учителями, и другие

в) Только учебные проблемы

4. Какой основной принцип медиации в образовательных организациях?

a) Принцип нейтралитети

б) Принцип самоопределения сторон

в) Принцип обязательности участия

5. Кто может выступать в роли медиатора в образовательной медиации?

a) Только учителя

б) Любой взрослый, прошедший специальное обучение в медиации

в) Только администраторы школы

6. Какие преимущества медиации в образовательных организациях?

a) Ухудшение отношений между сторонами

б) Сокращение времени, затрачиваемого на разрешение конфликта, и улучшение отношений

в) Усиление конфликта и повышение напряженности

7. Какие навыки развиваются у участников медиации в образовательных организациях?

a) Навыки усиления конфликта

б) Навыки эффективного общения, решения проблем и конструктивного взаимодействия

в) Навыки решения конфликтов насильственным путем

8. Какой исход конфликта считается наиболее успешным в медиации?

a) Одна из сторон одерживает полную победу

б) Стороны находят совместное решение, которое удовлетворяет их обеих и улучшает отношения

в) Стороны прекращают общение

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.