885,688 ПК - 36 часов. Теория и методика развития детей дошкольного возраста для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях с учетом ФГОС ДО Институт РОПКиП PO-1374
Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 740pуб.
Первоначальный взнос 74 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1160pуб.
Первоначальный взнос 116 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1500pуб.
Первоначальный взнос 150 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1620pуб.
Первоначальный взнос 162 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«30» мая 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Теория и методика развития детей дошкольного возраста для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях с учетом ФГОС ДО»

Трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Теория и методика развития детей дошкольного возраста для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях с учетом ФГОС ДО» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.02.01 Дошкольное образование, Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2022 г. N 743.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Повышение профессиональных знаний и навыков педагогов дошкольных образовательных учреждений по теории и методике развития детей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Программа обучения направлена на обеспечение участников глубоким пониманием процесса развития детей дошкольного возраста и развития навыков работы с детьми на основе современных теоретических и методических подходов в соответствии с ФГОС ДО. Она также способствует освоению участниками программы практических методов и приемов, необходимых для эффективной организации и проведения образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-организация образовательного процесса в группах детей раннего возраста (по выбору);

-организация процесса разработки и реализации парциальной образовательной программы в области физического развития (по выбору);

-организация процесса разработки и реализации парциальной образовательной программы в области художественно-эстетического развития (направления по выбору: ритмика и основы хореографии;

- изобразительное искусство;

- конструктивно-модельная деятельность) (по выбору);

-организация взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей;

-организация воспитательного процесса детей раннего и дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации;

-организация процесса обучения по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;

-организация различных видов деятельности детей в дошкольной образовательной организации;

-организация мероприятий;

- направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) организация образовательного процесса в группах детей раннего возраста (по выбору)

воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях

2) организация процесса разработки и реализации парциальной образовательной программы в области физического развития (по выбору)

воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях

3) организация процесса разработки и реализации парциальной образовательной программы в области художественно-эстетического развития (направления по выбору: ритмика и основы хореографии

4) изобразительное искусство

5) конструктивно-модельная деятельность) (по выбору)

6) организация взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей

воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях

7) организация воспитательного процесса детей раннего и дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях

8) организация процесса обучения по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях

9) организация различных видов деятельности детей в дошкольной образовательной организации

воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях

10) организация мероприятий

11) направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (СПО воспитатель детей дошкольного возраста)

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;

документационное обеспечение образовательного процесса.

01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Общепедагогическая функция. ОбучениеA/01.6-Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельностьA/02.6-Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельностьA/03.6-Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образованияB/01.5-Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
- Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации.
- Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.
- Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.
- Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
- Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.
- Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.
- Формирование психологической готовности к школьному обучению.
- Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.
- Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.
- Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.
- Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
- Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
5 Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделе-ния Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения. Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (СПО воспитатель детей дошкольного возраста)
организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраставоспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
организация различных видов деятельности детей в дошкольной образовательной организациивоспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
организация процесса обучения по основным общеобразовательным программам дошкольного образованиявоспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
организация воспитательного процесса детей раннего и дошкольного возраста в дошкольной образовательной организациивоспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
организация взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детейвоспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
организация процесса разработки и реализации парциальной образовательной программы в области художественно-эстетического развития (направления по выбору: ритмика и основы хореографии, изобразительное искусство, конструктивно-модельная деятельность) (по выбору)воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
организация процесса разработки и реализации парциальной образовательной программы в области физического развития (по выбору)воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
организация образовательного процесса в группах детей раннего возраста (по выбору)воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Среднее профессиональное

2) Высшее - бакалавриат

3) Высшее - специалитет

4) Высшее - магистратура

5) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции

Общие компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общих компетенций: Профессионально-трудовое воспитание
ОК-1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстамОбоснованность выбора методов и приёмов взаимодействия с детьми проводимому мероприятию
Соответствие самоанализа результатов собственной деятельности экспертной оценке.
Рациональное распределение времени на все этапы решения задачи профессиональной деятельности.
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях.
ОК-2 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельностиВладение навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельное осуществление поиска, анализа, систематизации и интерпретации информации
различных видов и форм представления.
Создание текстов в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбор оптимальной формы представления и визуализации.
Использование средств информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска.
Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации.
ОК-3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуацияхВыражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнесплан; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования.
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнеспланов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста
Задача профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-1.1 Осуществлять педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования в области физического развития детей раннего и дошкольного возрастаСоответствие методов и приёмов организации и проведения мероприятия возрасту воспитанников, особенностям здоровья, физического развития, уровня физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста.
Соблюдение санитарно-гигиенические норм в процессе проведения мероприятий (в частности, подбор и чередование, дозировка физических упражнений, их соответствие возрасту, состоянию здоровья, уровню физической подготовленности воспитанников).
Знания: содержание вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования по образовательной области «Физическое развитие»; основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики; законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте; теорию и технологии учета возрастных особенностей детей; теоретические основы режима дня.
Умения: определять цели, задачи, содержание и методы организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста, в том числе в условиях инклюзивного образования; разрабатывать и оформлять документацию, обеспечивающую организацию мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста; оформлять настольно-печатные материалы, документы на ИКТоборудовании; применять интерактивное оборудование на мероприятиях, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста; проводить мероприятия по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима и режимные моменты в соответствии с возрастом.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Тип задач профессиональной деятельности: организация различных видов деятельности детей в дошкольной образовательной организации
Задача профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-2.1 Организовывать различные виды деятельности (предметная; игровая; трудовая; познавательная, исследовательская и проектная деятельности; художественно-творческая; продуктивная деятельность и другие) и общение детей раннего и дошкольного возрастаТочно определяет цели и задач при планировании различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста в течение дня.
Соблюдает требований к структуре плана организации различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста в течение дня.
Выполняет педагогические и гигиенические требования к организации различных деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста в течение дня.
Знания: виды планирования, содержание и методические требования к планированию процесса организации различных видов деятельности и общение детей раннего и дошкольного возраста; методику организации, проведения и анализа различных видов деятельности (игры, посильный труд, самообслуживание, рисование, лепку, аппликацию, конструирование) и общения детей раннего и дошкольного возраста; методику организации, проведения и анализа праздников и развлечений детей раннего и дошкольного возраста.
Умения: планировать различные виды деятельности и общение детей раннего и дошкольного возраста в течение дня; определять цели и задачи организации - определять цели и задачи организации различных видов деятельности и общение детей раннего и дошкольного возраста с учетом структуры и методических требований; понимать документацию и выполнять рекомендации специалистов (психологов и т.д.), использовать полученную информацию для организации различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста в течение дня; использовать разнообразные методы, формы и средства организации различных видов деятельности (игры, посильный труд, самообслуживание, рисование, лепку, аппликацию, конструирование) и общения детей раннего и дошкольного возраста, осуществлять анализ проведения
различных видов деятельности.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Тип задач профессиональной деятельности: организация процесса обучения по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Задача профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-3.1 Планировать и проводить занятия с детьми раннего и дошкольного возрастаПланирование и организация обучения детей раннего и дошкольного возраста, проведение его в различных организационных формах.Знания: содержание вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое
развитие»; приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и начального общего образования, законодательство о правах ребенка, трудовое законодательство; историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; основы теории познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста; специфику дошкольного образования в области обучения детей раннего и дошкольного возраста; современные тенденции развития дошкольного образования в области организации обучения детей раннего и дошкольного возраста.
Умения: анализировать программные документы в области обучения детей раннего и дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»; разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; применять методы познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с вариативной примерной образовательной программой дошкольного образования; находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание детьми раннего и дошкольного возраста; управлять группами детей раннего и дошкольного возраста с целью вовлечения воспитанников в процесс обучения, мотивируя их деятельность; владеть методами организации и проведения мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов, экспедиций и т.п.).
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Тип задач профессиональной деятельности: организация воспитательного процесса детей раннего и дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Задача профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-4.1 Планировать и организовывать процесс воспитания детей раннего и дошкольного возраста.Оптимально выбирает формы, средства, методы и приемы, технологии эффективного общения в процессе демонстрации мероприятий, направленных на реализацию патриотического, социального, познавательного, физического и оздоровительного, трудового, этико-эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Соблюдает алгоритм при анализе мероприятий по реализации задач воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Знания: современные тенденции развития дошкольного образования в области воспитания детей раннего и дошкольного возраста; специфику воспитания детей раннего и дошкольного возраста; цели, задачи и направления воспитания детей раннего и дошкольного возраста; педагогические средства, методы, технологии патриотического, социального, познавательного, физического и оздоровительного, трудового, этико-эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста; понятия «примерная рабочая программа воспитания» и «рабочая программа воспитания»; структура и содержание рабочей программы воспитания; вариативные модели календарного плана воспитательной работы; особенности разработки и реализации рабочей программы воспитания.
Умения: демонстрировать и анализировать проведение досуговой деятельности и развлечений по реализации направлений (патриотическое, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое, этико-эстетическое) воспитания детей раннего и дошкольного возраста; него и дошкольного возраста; анализировать текущую (существующую) информационную среду в разных возрастных группах ДОО; разрабатывать и оформлять конспекты (технологические карты) досуговой деятельности и развлечений по реализации направлений (патриотическое, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое, этико-эстетическое) воспитания детей раннего и дошкольного возраста; демонстрировать и анализировать мероприятия, направленные на реализацию патриотического, социального, познавательного, физического и оздоровительного, трудового, этико-эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 36 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Основные сведения о теории и методиках развития дошкольника. Применение развивающих технологий в ходе реализации требований ФГОС ДО 12.0 7.0 0.0 0.0 0.0 5.0 0
Основы работы в создании развивающей среды. Применение теории и методики развивающего обучения дошкольников в ходе реализации требований ФГОС ДО 11.0 7.0 0.0 0.0 0.0 4.0 0
Создание дидактических материалов 12.0 7.0 0.0 0.0 0.0 5.0 0
Итоговая аттестация 1.0 0 0 0 0 0 0
Итого 36 21 0 0 0 14 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
6/36 0 6/36 36 21 0.0 14.0 1.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 1 неделя.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (36 часов, 6 часов в день)
Основные сведения о теории и методиках развития дошкольника. Применение развивающих технологий в ходе реализации требований ФГОС ДО 12.0 66
Основы работы в создании развивающей среды. Применение теории и методики развивающего обучения дошкольников в ходе реализации требований ФГОС ДО 11.0 65
Создание дидактических материалов 12.0 165
Итоговая аттестация 1.0 1
Итого 36 1 Неделя (36 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и методика развития детей дошкольного возраста для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях с учетом ФГОС ДО»

10.1. Цель дисциплины заключается в обеспечении специалистов знаниями, навыками и методиками для эффективной организации образовательной деятельности и развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данная дисциплина направлена на повышение профессиональной квалификации специалистов и помощь им в создании благоприятной образовательной среды, способствующей всестороннему развитию и подготовке детей к школьному образованию.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основных теоретических подходов к развитию детей дошкольного возраста. Важно ознакомить специалистов с основными теориями и концепциями развития детей дошкольного возраста, включая физическое, психологическое, социальное и интеллектуальное развитие.
- Освоение методик и приемов организации образовательной деятельности. Важно научить специалистов применять различные методики и приемы организации образовательной деятельности, включая игровые, творческие, коммуникативные и физические активности, способствующие развитию детей.
- Развитие навыков индивидуального подхода к детям. Важно научить специалистов развивать навыки индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, потребности и уровень развития.
- Изучение методов оценки развития детей и мониторинга образовательного процесса. Важно научить специалистов применять различные методы оценки развития детей, ведения педагогической документации, а также проводить мониторинг образовательного процесса с целью оптимизации и адаптации деятельности.
- Развитие навыков планирования и организации образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО. Важно научить специалистов разрабатывать образовательные программы, планировать занятия и деятельность, учитывая требования ФГОС ДО и потребности детей дошкольного возраста.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции

Общие компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общих компетенций: Профессионально-трудовое воспитание
ОК-1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстамОбоснованность выбора методов и приёмов взаимодействия с детьми проводимому мероприятию
Соответствие самоанализа результатов собственной деятельности экспертной оценке.
Рациональное распределение времени на все этапы решения задачи профессиональной деятельности.
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях.
ОК-2 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельностиВладение навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельное осуществление поиска, анализа, систематизации и интерпретации информации
различных видов и форм представления.
Создание текстов в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбор оптимальной формы представления и визуализации.
Использование средств информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска.
Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации.
ОК-3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуацияхВыражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнесплан; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования.
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнеспланов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста
Задача профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-1.1 Осуществлять педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования в области физического развития детей раннего и дошкольного возрастаСоответствие методов и приёмов организации и проведения мероприятия возрасту воспитанников, особенностям здоровья, физического развития, уровня физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста.
Соблюдение санитарно-гигиенические норм в процессе проведения мероприятий (в частности, подбор и чередование, дозировка физических упражнений, их соответствие возрасту, состоянию здоровья, уровню физической подготовленности воспитанников).
Знания: содержание вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования по образовательной области «Физическое развитие»; основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики; законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте; теорию и технологии учета возрастных особенностей детей; теоретические основы режима дня.
Умения: определять цели, задачи, содержание и методы организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста, в том числе в условиях инклюзивного образования; разрабатывать и оформлять документацию, обеспечивающую организацию мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста; оформлять настольно-печатные материалы, документы на ИКТоборудовании; применять интерактивное оборудование на мероприятиях, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста; проводить мероприятия по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима и режимные моменты в соответствии с возрастом.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Тип задач профессиональной деятельности: организация различных видов деятельности детей в дошкольной образовательной организации
Задача профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-2.1 Организовывать различные виды деятельности (предметная; игровая; трудовая; познавательная, исследовательская и проектная деятельности; художественно-творческая; продуктивная деятельность и другие) и общение детей раннего и дошкольного возрастаТочно определяет цели и задач при планировании различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста в течение дня.
Соблюдает требований к структуре плана организации различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста в течение дня.
Выполняет педагогические и гигиенические требования к организации различных деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста в течение дня.
Знания: виды планирования, содержание и методические требования к планированию процесса организации различных видов деятельности и общение детей раннего и дошкольного возраста; методику организации, проведения и анализа различных видов деятельности (игры, посильный труд, самообслуживание, рисование, лепку, аппликацию, конструирование) и общения детей раннего и дошкольного возраста; методику организации, проведения и анализа праздников и развлечений детей раннего и дошкольного возраста.
Умения: планировать различные виды деятельности и общение детей раннего и дошкольного возраста в течение дня; определять цели и задачи организации - определять цели и задачи организации различных видов деятельности и общение детей раннего и дошкольного возраста с учетом структуры и методических требований; понимать документацию и выполнять рекомендации специалистов (психологов и т.д.), использовать полученную информацию для организации различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста в течение дня; использовать разнообразные методы, формы и средства организации различных видов деятельности (игры, посильный труд, самообслуживание, рисование, лепку, аппликацию, конструирование) и общения детей раннего и дошкольного возраста, осуществлять анализ проведения
различных видов деятельности.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Тип задач профессиональной деятельности: организация процесса обучения по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Задача профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-3.1 Планировать и проводить занятия с детьми раннего и дошкольного возрастаПланирование и организация обучения детей раннего и дошкольного возраста, проведение его в различных организационных формах.Знания: содержание вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое
развитие»; приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и начального общего образования, законодательство о правах ребенка, трудовое законодательство; историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; основы теории познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста; специфику дошкольного образования в области обучения детей раннего и дошкольного возраста; современные тенденции развития дошкольного образования в области организации обучения детей раннего и дошкольного возраста.
Умения: анализировать программные документы в области обучения детей раннего и дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»; разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; применять методы познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с вариативной примерной образовательной программой дошкольного образования; находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание детьми раннего и дошкольного возраста; управлять группами детей раннего и дошкольного возраста с целью вовлечения воспитанников в процесс обучения, мотивируя их деятельность; владеть методами организации и проведения мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов, экспедиций и т.п.).
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Тип задач профессиональной деятельности: организация воспитательного процесса детей раннего и дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Задача профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-4.1 Планировать и организовывать процесс воспитания детей раннего и дошкольного возраста.Оптимально выбирает формы, средства, методы и приемы, технологии эффективного общения в процессе демонстрации мероприятий, направленных на реализацию патриотического, социального, познавательного, физического и оздоровительного, трудового, этико-эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Соблюдает алгоритм при анализе мероприятий по реализации задач воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Знания: современные тенденции развития дошкольного образования в области воспитания детей раннего и дошкольного возраста; специфику воспитания детей раннего и дошкольного возраста; цели, задачи и направления воспитания детей раннего и дошкольного возраста; педагогические средства, методы, технологии патриотического, социального, познавательного, физического и оздоровительного, трудового, этико-эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста; понятия «примерная рабочая программа воспитания» и «рабочая программа воспитания»; структура и содержание рабочей программы воспитания; вариативные модели календарного плана воспитательной работы; особенности разработки и реализации рабочей программы воспитания.
Умения: демонстрировать и анализировать проведение досуговой деятельности и развлечений по реализации направлений (патриотическое, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое, этико-эстетическое) воспитания детей раннего и дошкольного возраста; него и дошкольного возраста; анализировать текущую (существующую) информационную среду в разных возрастных группах ДОО; разрабатывать и оформлять конспекты (технологические карты) досуговой деятельности и развлечений по реализации направлений (патриотическое, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое, этико-эстетическое) воспитания детей раннего и дошкольного возраста; демонстрировать и анализировать мероприятия, направленные на реализацию патриотического, социального, познавательного, физического и оздоровительного, трудового, этико-эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 35.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 21
лекции (Л) 21.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 14.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 35.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Основные сведения о теории и методиках развития дошкольника. Применение развивающих технологий в ходе реализации требований ФГОС ДО Возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Развитие познавательной активности и интересов старших дошкольников.
Принципы занятий с детьми дошкольного возраста.
Основные средства обучения.
Особенности процесса обучения для детей-дошкольников.
Основные цели технологии развивающего обучения, формирование теоретического сознания и мышления учащихся.
Методы организации общения и сотрудничества для формирования у учащихся самостоятельности в применении основных технологий социального творчества.
2. Основы работы в создании развивающей среды. Применение теории и методики развивающего обучения дошкольников в ходе реализации требований ФГОС ДО Понятие о методах и приемах обучения.
Классификация методов и приёмов обучения дошкольников.
Выбор методов обучения, их сочетание в образовательном процессе.
Использование метода проектов в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Современные этапы развития России.
Педагогические технологии.
Понятие "Игровые педагогические технологии".
Технология проблемного обучения.
Основа технологий развивающего обучения.
Информационные технологии в педагогике.
Технология развивающих игр Б.П. Никитина.
3. Создание дидактических материалов Понятие дидактического материала.
Формы и виды дидактических материалов.
Принципы разработки дидактических материалов.
Ресурсы для создания дидактических материалов.
Современные дидактические материалы в современном мире.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Основные сведения о теории и методиках развития дошкольника. Применение развивающих технологий в ходе реализации требований ФГОС ДО 7.0 0.0 0.0 0.0 5.0 12.0
2 Основы работы в создании развивающей среды. Применение теории и методики развивающего обучения дошкольников в ходе реализации требований ФГОС ДО 7.0 0.0 0.0 0.0 4.0 11.0
3 Создание дидактических материалов 7.0 0.0 0.0 0.0 5.0 12.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-О.А. Карабанова / Организация развивающей предметно - пространственной среды в Дошкольном Образовании / Москва 2014 г. - 96 стр.

-Милькевич, О. А. Дошкольная педагогика. Педагогика младенчества : учебное пособие для вузов / О. А. Милькевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 197 с.

-Ильина Галина Вячеславовна / ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / - 7 стр.

б) дополнительная литература:

- Общие основы педагогики : учеб. пособие / Е.В. Тонков – Белгород : ООО «Эпицентр», 2018. – 172 с.

- Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного Образования / - 29 стр.

- С. Н. Уткина / Практикум по теории обучения / - Екатеринбург 2011 г. - 62 стр.

- И.М. Швец / Дидактика высшей школы / - Нижний Новгород, 2014 г. – 149 стр.

- И.В. Казакова / Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС / - 10 стр.

- Карабанова О.А. / Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования / – Москва: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 стр.

- ФГОС ДО

- О.А. Карабанова / Организация развивающей предметно - пространственной среды в Дошкольном Образовании / Москва 2014 г. - 96 стр.

- Видеоурок: Общая педагогика - педагогика как наука

- Видеоурок: Дошкольное образование в условиях реализации ФГОС ДО

- Д.А. Логинов / Тьюторское сопровождение образовательного процесса / - Саратов 2017 г. - 88 стр.

- И.Л. Кириллов / Речевое развитие / Москва, - 70 стр.

- О.Н. Лошкарева «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста». Курс лекций: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. – 119 с.

- Чумакова И.В., Гайдукова С.А., Свистунова Е.Г. Современные образовательные технологии деятельности педагога при реализации ФГОС ДО: Учебно-методическое пособие. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2017. – 228 с.

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Исходная концептуальная схема, ведущая идея, модель постановки и решения проблем, господствующая в течении определенного периода- это:

a) доктрина

б) закон

в) парадигма

г) концепция

2. К методам формирования познания относятся

a) рассказ

б) соревнование

в) чтение

г) наблюдение

3. Какое понятие раскрывается в словах Л. С. Выготского: «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа…»

a) социальная ситуация развития

б) возраст

в) ведущая деятельность

г) сензитивный период

4. Какое из определений дошкольной педагогики является наиболее современным:

a) дошкольная педагогика – наука о воспитании личности и коллектива

б) дошкольная педагогика – наука о воспитании и образовании детей первых лет жизни (от рождения до вступления в школу)

в) дошкольная педагогика – это наука о воспитании

г) дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста

5. Какому возрасту ребенка соответствует следующая особенность самосознания: Слушает мнение других людей. Оценивает себя на основе оценок старших «Я хороший – так сказала мама»:

a) 3 года

б) 5-6 лет

в) 4 года

г) 7-8 лет

6. Кто несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса?

a) Родители (законные представители) обучающихся

б) Образовательная организация и родители (законные представители) обучающихся

в) Образовательная организация

г) Педагоги

7. Личностно – ориентированная модель построения педагогической работы с детьми определена в:

a) Законе РФ «Об образовании»

б) Конвенции о правах ребенка

в) ФГОС

г) Концепции дошкольного воспитания

8. Метод воспитания – это:

a) путь достижения цели воспитания

б) совокупность однородных приемов воспитательного воздействия

в) совокупность средств воспитательного воздействия

г) вариант организации воспитательного мероприятия

9. На полноценное развитие детей дошкольного возраста в семье влияют:

a) тщательный уход и присмотр; общение в семье; проведение развивающих игровых упражнений

б) общение и игры родителей с детьми; создание среды для развития интеллектуальных, творческих способностей и самостоятельности; обучение и воспитание детей в домашней среде; укрепление здоровья и проведение мероприятий "Развитие ребенка" развитию ребенка

в) создание развивающей домашней среды, регулярное чтение книг, посещение культурно-массовых мероприятий

г) надлежащий уход и присмотр за детьми, организация рационального питания

10. Обучение - это

a) наука о получении образования

б) категория философии, психологии и педагогики

в) упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели

г) упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели

11. Оценка индивидуального развития детей при реализации ООП ДО может проводиться в форме:

a) педагогической диагностики

б) психологической диагностики

в) ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ

г) комплексного обследования медицинских специалистов

12. Педагогическая технология - это

a) форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека

б) активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности

в) совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные цели

г) практический метод достижения нравственного самосовершенствования посредством регуляции человеком своих телесных потребностей

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.