ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(программа повышения квалификации)
«Методические аспекты проведения элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»
Трудоемкость обучения по данной программе –
Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 126
Warning: Undefined variable $name_colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 126
.
Содержание
2. Цель реализации программы профессиональной переподготовки
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Учебный план программы профессиональной переподготовки
1. Общие положения
Актуальность данного курса повышения квалификации состоит в том, что он направлен на повышение профессиональной компетентности и психологической грамотности педагогических работников в вопросах организации педагогического процесса по антропологии в образовательных организациях при реализации ФГОС.
Программы «Методические аспекты реализации элективного курса «Антропология этнопсихология» в условиях реализации ФГОС» – создание эффективного алгоритма формирования этнокультурного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также осознание своего места в поликультурном мире
1. Выделить основные причины формирования кросс-культурных особенностей народов мира при реализации элективного курса «Антропология и этнопсихология» профильного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Охарактеризовать основные методы изучения этнопсихологических и кросс-культурных особенностей и определить возможность их использования в образовательном процессе.
3. Предоставить слушателям курса новые возможности для успешного выполнения требований ФГОС, направленных на формирование личностных и профессиональных результатов освоения ООП, включающих получение нового знания, его применение в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления
По окончании удаленного курса слушатели:
1. Выделят основные причины формирования кросс-культурных особенностей народов мира при реализации элективного курса «Антропология и этнопсихология» профильного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Охарактеризуют основные методы изучения этнопсихологических и кросс-культурных особенностей и определить возможность их использования в образовательном процессе.
3. Узнают новые возможности для успешного выполнения требований ФГОС, направленных на формирование личностных и профессиональных результатов освоения ООП, включающих получение нового знания, его применение в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 46.03.03 Антропология и этнология, 03.05.01 Астрономия.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований):
Профстандарта 01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).Программа профессиональной переподготовки реализуется в ООО Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки (далее – ООО Институт «РОПКиП»)
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель.
2. Цель реализации программы профессиональной переподготовки
Целью реализации настоящей учебной Программы является повышение профессионального уровня обучающихся (слушателей) в рамках имеющейся квалификации путём совершенствования имеющихся и/или формирования у них новых компетенций (знаний и умений), необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:
- Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями организациями, осуществляющими обучение.
При разработке содержания программы в части требований к результатам освоения образовательных программ учтены требования обеспечения преемственности по отношению к федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), а именно:
03.05.01 Астрономия
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу, являются понятия, явления, гипотезы, теоремы, методы и модели, составляющие содержание астрономии, физики, фундаментальной и прикладной математики, механики и других естественных наук, смежных с астрономией.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
-научно-исследовательская и научно-изыскательская;
-педагогическая и учебно-методическая;
-производственно-технологическая;
-организационно-управленческая.
При разработке и реализации программы организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации и требований к результатам освоения образовательной программы.
46.03.03 Антропология и этнология
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу,
включает:
фундаментальное и прикладное антропологическое и этнологическое научное знание;
этнологическое и антропологическое архивоведение и музееведение;
среднее и высшее образование;
общекультурное просвещение населения по вопросам этнологии и антропологии;
этнотуризм, культурное и природное наследие;
консультирование, экспертная и проектная деятельность в сфере государственного управления и местного самоуправления, в области планирования и реализации политики, направленной на
регулирование межэтнических и межконфессиональных процессов, политики в сфере регионального
развития;
в работе правоохранительных органов и миграционных служб, государственных и общественных
организаций информационного и аналитического профиля, средств массовой информации, служб
социального планирования, маркетинга, менеджмента по кадровым вопросам и стратегическому
развитию.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу, являются:
человек и общество в культурном многообразии;
процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;
развитие культур мира;
биологическая природа человека в разных культурах;
универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека);
миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы;
государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения;
этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;
права этнических и религиозных меньшинств;
пол и возраст в различных культурах;
развитие и современные формы власти;
вариативные формы духовной жизни человека;
этика и этикет в разных культурах.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу:
педагогическая;
научно-исследовательская;
культурно-просветительская;
организационно-управленческая;
экспертно-аналитическая.
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
- Среднее профессиональное
- Высшее - бакалавриат
- Высшее - специалитет
- Высшее - магистратура
- Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
4. Планируемые результаты обучения
Процесс освоения обучающимися программы повышения квалификации направлен на повышение профессионального уровня имеющейся квалификации и (или) совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в рамках ФГОС:
03.05.01 Астрономия
Общекультурные компетенции (ОК):
Обучающийся, освоивший программу, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
-способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
-способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-2);
-способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-3);
-способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
-способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-5);
-готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-6);
-готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-7);
-способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
-способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
Профессиональные компетенции:
Обучающийся, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа:
научно-исследовательская и научно-изыскательная деятельность:
-владением методами астрономического, физического и математического исследований при анализе глобальных проблем на основе глубоких знаний фундаментальных физико-математических дисциплин (ПК-1);
-владением методами физического, математического и алгоритмического моделирований при анализе научных проблем астрономии и смежных наук (ПК-2);
-способностью к интенсивной научной и научно-исследовательской деятельности (ПК-3);
-владением наблюдательными и экспериментальными методами исследований астрономических и физических объектов и явлений (ПК-4);
-способностью вести междисциплинарные исследования на стыке астрономии с физикой и математикой и другими естественными науками (ПК-5);
-способностью публично представлять результаты своей научной деятельности (ПК-6);
педагогическая и учебно-методическая деятельность:
-способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы курсов (дисциплин, предметов) по астрономии, физике, математике и информатике в различных образовательных организациях и создавать необходимые учебные пособия (ПК-7);
-готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебного процесса (ПК-8);
-способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности, обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-9);
производственно-технологическая деятельность:
-способностью ориентироваться в прикладных аспектах научных исследований, совершенствовать, углублять и развивать теорию и модели, лежащие в их основе (ПК-10);
-владением навыками к творческому применению, развитию и реализации математически сложных алгоритмов в современных специализированных программных комплексах (ПК-11);
организационно-управленческая деятельность:
-владением методами физического и математического моделирований при анализе глобальных проблем на основе глубоких знаний фундаментальных физико-математических дисциплин, теории наблюдений и эксперимента с использованием электронных средств получения, хранения и обработки информации (ПК-12);
-способностью представлять и адаптировать знания с учетом уровня аудитории (ПК-13);
-готовностью к управлению и руководству научной работой коллективов (ПК-14).
46.03.03 Антропология и этнология
Общекультурные компетенции (ОК):
Выпускник, освоивший программу, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой
позиции (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках
для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические,
конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения
полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных
ситуаций (ОК-9);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-10);
способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать
средства их развития или устранения (ОК-11).
Профессиональные компетенции:
Выпускник, освоивший программу, должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который
(которые) ориентирована программа:
научно-исследовательская деятельность:
-способностью использовать базовые знания в области отечественной и всеобщей истории (ПК-1);
-способностью использовать базовые знания в области теории и методологии антропологии и
этнологии (ПК-2);
-способностью использовать базовые знания в области источниковедения, историографии и
методов исторического исследования (ПК-3);
-способностью собирать, понимать, критически анализировать и использовать антропологическую
информацию, готовностью к работе в полевых условиях (ПК-4);
-владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки
народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими
материалами, полевыми этнографическими материалами) (ПК-5);
-готовностью к работе в архивах, музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой
информации в электронных каталогах и сетевых ресурсах (ПК-6);
-готовностью к составлению обзоров, рефератов, аннотаций и библиографии по тематике
проводимых исследований (ПК-7);
-владением концепциями различных антропологических школ и направлений (ПК-8);
педагогическая деятельность:
-готовностью применять знания основ педагогики в преподавательской деятельности (ПК-9);
-способностью составлять образовательные программы и учебно-методические материалы,
содержание которых определяется областью и объектами профессиональной деятельности антрополога
и этнолога (ПК-10);
-способностью реализовывать в процессе преподавания такие задачи, как воспитание уважения к
истории и традициям народов, приверженности демократическим принципам, толерантности, неприятия
ксенофобии и экстремизма (ПК-11);
-владением навыками работы с различными источниками антропологической и этнографической
информации, методики антропологического и этнологического знания (ПК-12);
организационно-управленческая деятельность:
-готовностью к применению в профессиональной деятельности знаний основ организации и
планирования (ПК-13);
-владением основными принципами организации и методами проведения полевых
антропологических и этнографических работ (ПК-14);
-способностью участвовать в проведении мониторингов, этносоциологических опросов (ПК-15);
-владением навыками подготовки и проведения конференций, семинаров, тренингов и других мероприятий различного уровня (ПК-16);
-способностью работать с базами данных и информационными системами (ПК-17);
экспертно-аналитическая деятельность:
-готовностью к работе с информацией для подготовки решений органов государственного
управления, местного самоуправления (ПК-18);
-готовностью к сбору и обработке информации для обеспечения практической деятельности
учреждений науки и культуры, государственных и общественных организаций, корпораций, средств
массовой информации, аналитических центров (ПК-19);
культурно-просветительская деятельность:
-владением навыками распространения через средства массовой информации сведений о народах,
их истории и культуре, этнонациональных традициях, популяризации антропологических и
этнологических знаний (ПК-20);
-готовностью к участию в проектах, направленных на противодействие ксенофобии и экстремизму,
защиту прав национальных меньшинств, сохранение культурного наследия (ПК-21).
Перечень формируемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков складывается на основе нижеприведенного списка.
Освоившие программу должны:
знать:
- Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
- История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества
- Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики
- Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
- Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
- Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
- Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
- Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
- Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи
- Конвенция о правах ребенка
- Трудовое законодательство
- Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
- История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества
- Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики
- Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
- Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
- Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
- Педагогические закономерности организации образовательного процесса
- Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития
- Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся
- Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ
- Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью
- Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей
- Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ
уметь:
- Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
- Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
- Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
- Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
- Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона
- Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
- Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
- Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
- Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
- Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
- Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
- Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
- Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
- Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
- Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
- Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий
- Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ
- Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)
- Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося
- Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
- Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся
- Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик
- Формировать детско-взрослые сообщества
владеть навыками:
- Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
- Планирование и проведение учебных занятий
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
- Формирование универсальных учебных действий
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)
- Формирование мотивации к обучению
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
- Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
- Проектирование и реализация воспитательных программ
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
- Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
- Оказание адресной помощи обучающимся
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|---|
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | Общепедагогическая функция. Обучение | A/01.6 | -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы. - Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. - Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. - Планирование и проведение учебных занятий. - Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. - Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. - Формирование универсальных учебных действий. - Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ). - Формирование мотивации к обучению. - Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
Воспитательная деятельность | A/02.6 | -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. - Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. - Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера. - Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации. - Проектирование и реализация воспитательных программ. - Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). - Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). - Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления. - Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации. - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. - Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. - Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка |
|
Развивающая деятельность | A/03.6 | -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития. - Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе. - Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. - Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. - Оказание адресной помощи обучающимся. - Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. - Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка. - Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу. - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. - Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. - Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов в Учебном центре и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача Учебным центром настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом Учебного центра, а сама Программа повторно утверждается директором Учебного центра и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
Итоговая аттестация обучающихся, освоивших программу профессиональной переподготовки, проводится в форме экзамена.
Перечень вопросов, используемых для проведения экзамена, формируется на основе перечней вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся при проведении промежуточных аттестаций по учебным дисциплинам, представленным в данной программе курса профессиональной переподготовки.
Для проведения итоговой аттестации создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается директором ООО Институт «РОПКиП».
В целях обеспечения объективного определения теоретической и практической подготовленности обучающихся к выполнению профессиональных задач по результатам обучения в состав аттестационной комиссии могут включаться представители других организаций.
Лицам, освоившим программу профессиональной переподготовки и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке с указанием нового вида профессиональной деятельности.
7. Учебный план программы профессиональной переподготовки
7.1.Категория обучающихся:
- Учитель
- Воспитатель
7.2.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
7.3.Продолжительность обучения:
Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 399
Warning: Undefined variable $name_colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 399
.
7.4.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
7.5.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов | Лекций | Семинары | Практические | Лабораторные | Самостоятельная работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Итого | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
Warning: Undefined variable $days in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 543 / Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 543 |
0 | Warning: Undefined variable $days in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 545 / Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 545 |
Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 546 |
Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 547 Warning: Undefined variable $namecolchasMA in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 547 0 |
Warning: Undefined variable $namecolchasMA in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 550 |
- |
8.Календарный учебный график
Срок обучения –
Warning: Undefined variable $weeks in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 557
.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем | Всего часов |
---|---|
Итого | 0 |
9. Рабочая программа учебной дисциплины «Методические аспекты проведения элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»
9.1. Цель учебной дисциплины – формирование (совершенствование и (или) получение специалистами дополнительных) знаний, умений и навыков по вопросам: Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями организациями, осуществляющими обучение.
9.2. Место учебной дисциплины в структуре программы профессиональной переподготовки
Учебная дисциплина является вводной в программу профессиональной переподготовки.
Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы профессиональной переподготовки:
9.3.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Процесс освоения учебной дисциплины направлен на получение (формирование) обучающимися таких компетенций, как:
В сфере, Астрономия
Общекультурные компетенции (ОК):
Обучающийся, освоивший программу, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
-способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
-способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-2);
-способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-3);
-способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
-способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-5);
-готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-6);
-готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-7);
-способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
-способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
Профессиональные компетенции (ПК):
Обучающийся, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа:
научно-исследовательская и научно-изыскательная деятельность:
-владением методами астрономического, физического и математического исследований при анализе глобальных проблем на основе глубоких знаний фундаментальных физико-математических дисциплин (ПК-1);
-владением методами физического, математического и алгоритмического моделирований при анализе научных проблем астрономии и смежных наук (ПК-2);
-способностью к интенсивной научной и научно-исследовательской деятельности (ПК-3);
-владением наблюдательными и экспериментальными методами исследований астрономических и физических объектов и явлений (ПК-4);
-способностью вести междисциплинарные исследования на стыке астрономии с физикой и математикой и другими естественными науками (ПК-5);
-способностью публично представлять результаты своей научной деятельности (ПК-6);
педагогическая и учебно-методическая деятельность:
-способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы курсов (дисциплин, предметов) по астрономии, физике, математике и информатике в различных образовательных организациях и создавать необходимые учебные пособия (ПК-7);
-готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебного процесса (ПК-8);
-способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности, обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-9);
производственно-технологическая деятельность:
-способностью ориентироваться в прикладных аспектах научных исследований, совершенствовать, углублять и развивать теорию и модели, лежащие в их основе (ПК-10);
-владением навыками к творческому применению, развитию и реализации математически сложных алгоритмов в современных специализированных программных комплексах (ПК-11);
организационно-управленческая деятельность:
-владением методами физического и математического моделирований при анализе глобальных проблем на основе глубоких знаний фундаментальных физико-математических дисциплин, теории наблюдений и эксперимента с использованием электронных средств получения, хранения и обработки информации (ПК-12);
-способностью представлять и адаптировать знания с учетом уровня аудитории (ПК-13);
-готовностью к управлению и руководству научной работой коллективов (ПК-14).
В сфере, Антропология и этнология
Общекультурные компетенции (ОК):
Выпускник, освоивший программу, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой
позиции (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках
для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические,
конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения
полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных
ситуаций (ОК-9);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-10);
способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать
средства их развития или устранения (ОК-11).
Профессиональные компетенции (ПК):
Выпускник, освоивший программу, должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который
(которые) ориентирована программа:
научно-исследовательская деятельность:
-способностью использовать базовые знания в области отечественной и всеобщей истории (ПК-1);
-способностью использовать базовые знания в области теории и методологии антропологии и
этнологии (ПК-2);
-способностью использовать базовые знания в области источниковедения, историографии и
методов исторического исследования (ПК-3);
-способностью собирать, понимать, критически анализировать и использовать антропологическую
информацию, готовностью к работе в полевых условиях (ПК-4);
-владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки
народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими
материалами, полевыми этнографическими материалами) (ПК-5);
-готовностью к работе в архивах, музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой
информации в электронных каталогах и сетевых ресурсах (ПК-6);
-готовностью к составлению обзоров, рефератов, аннотаций и библиографии по тематике
проводимых исследований (ПК-7);
-владением концепциями различных антропологических школ и направлений (ПК-8);
педагогическая деятельность:
-готовностью применять знания основ педагогики в преподавательской деятельности (ПК-9);
-способностью составлять образовательные программы и учебно-методические материалы,
содержание которых определяется областью и объектами профессиональной деятельности антрополога
и этнолога (ПК-10);
-способностью реализовывать в процессе преподавания такие задачи, как воспитание уважения к
истории и традициям народов, приверженности демократическим принципам, толерантности, неприятия
ксенофобии и экстремизма (ПК-11);
-владением навыками работы с различными источниками антропологической и этнографической
информации, методики антропологического и этнологического знания (ПК-12);
организационно-управленческая деятельность:
-готовностью к применению в профессиональной деятельности знаний основ организации и
планирования (ПК-13);
-владением основными принципами организации и методами проведения полевых
антропологических и этнографических работ (ПК-14);
-способностью участвовать в проведении мониторингов, этносоциологических опросов (ПК-15);
-владением навыками подготовки и проведения конференций, семинаров, тренингов и других мероприятий различного уровня (ПК-16);
-способностью работать с базами данных и информационными системами (ПК-17);
экспертно-аналитическая деятельность:
-готовностью к работе с информацией для подготовки решений органов государственного
управления, местного самоуправления (ПК-18);
-готовностью к сбору и обработке информации для обеспечения практической деятельности
учреждений науки и культуры, государственных и общественных организаций, корпораций, средств
массовой информации, аналитических центров (ПК-19);
культурно-просветительская деятельность:
-владением навыками распространения через средства массовой информации сведений о народах,
их истории и культуре, этнонациональных традициях, популяризации антропологических и
этнологических знаний (ПК-20);
-готовностью к участию в проектах, направленных на противодействие ксенофобии и экстремизму,
защиту прав национальных меньшинств, сохранение культурного наследия (ПК-21).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Обучающийся должен:
знать:
- Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
- История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества
- Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики
- Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
- Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
- Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
- Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
- Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
- Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи
- Конвенция о правах ребенка
- Трудовое законодательство
- Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
- История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества
- Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики
- Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
- Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
- Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
- Педагогические закономерности организации образовательного процесса
- Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития
- Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся
- Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ
- Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью
- Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей
- Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ
уметь:
- Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
- Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
- Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
- Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
- Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона
- Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
- Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
- Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
- Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
- Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
- Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
- Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
- Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
- Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
- Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
- Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий
- Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ
- Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)
- Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося
- Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
- Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся
- Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик
- Формировать детско-взрослые сообщества
владеть навыками:
- Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
- Планирование и проведение учебных занятий
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
- Формирование универсальных учебных действий
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)
- Формирование мотивации к обучению
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
- Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
- Проектирование и реализация воспитательных программ
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
- Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
- Оказание адресной помощи обучающимся
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
9.4.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 30 часов.
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
лекции (Л) | |
практические занятия (ПЗ) | |
семинары (С) | |
лабораторные работы (ЛР) | |
Самостоятельная работа (СР, всего), | |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость |
9.5. Содержание учебной дисциплины
9.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
9.5.2. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№п/п | наименование обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин (модулей) | №№ разделов данной учебной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин |
<Примечания:
«+» - раздел обеспечивает изучение данной учебной дисциплины;
«–» - раздел не обеспечивает изучение данной учебной дисциплины.
9.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
9.2. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.9.3. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.9.4. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.9.9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.- Т.А. Анисовец / Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / Санкт-Петербург 2012 г. – 180 стр.
- А. С. Замотайлов / Энтомология: курс лекций для обучения по программам подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре / – Краснодар : КубГАУ, 2015 г. – 109 стр.
- Е. Н. Хрисанфова / Антропология / - Москва: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. - 400 стр.
- Я.С. Сунцова / Этнопсихология / – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2015. – 182 стр.
- В.А. Метаева / Основы рефлексии / - Екатеринбург 2006 г. - 100 стр.
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение - ;
не требуется.г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.9.10. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Учебная аудитория для лекционных занятий оснащается универсальными техническими средствами обеспечения учебного процесса в составе:
мультимедийного персонального компьютера (ноутбука);
мультимедийного проектора с дистанционным управлением.
Учебная аудитория для практических и самостоятельных занятий оснащается мультимедийным персональным компьютером (ноутбуком) преподавателя (сервером) и пользовательскими терминалами по числу обучающихся, объединенных локальной сетью («компьютерный» класс).
9.11. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.
Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.
Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.
Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .
9.12. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем. Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачета. Принимается зачет преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихсяПеречень тестов:
1. Что такое рефлексия?
a) механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимает механизмы
б) механизм интерпретации поступков и чувств другого человека
в) стремление к выяснению причин поведения субъекта
2. Какое название имеют группы, на которые ориентируются люди в своих интересах, симпатия и антипатия?
a) референтные
б) формальные
в) условные
3. Как называется направление, с позиций которого конструировались активные методы поведенческого тренинга, позволяющие осуществлять обучение, терапию, коррекцию поведения?
a) психоанализ
б) бихевиоризм
в) когнитивизм
4. Как называется высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности?
a) ассоциация
б) коллектив
в) корпорация
5. Автор стратометрической концепции групповой активности?
a) Б.Д.Парыгин
б) А.Петровский
в) Л.И. Уманский
6. Как называется функция, ожидаемая от каждого, занимающего позицию
a) статус
б) социальная роль
в) позиция
7. Как называется способ понимания другого человека, уподобления ему, отождествления с ним себя?
a) идентификация
б) эмпатия
в) рефлексия
8. Как называется этап, где элементы социальной психологии складываются внутри конкретных наук?
a) донаучный
б) описательный
в) феноменологический
9. Какие научные основы были разработаны Мартином?
a) соматологии
б) краниометрии
в) антропометрии
10. Количество разделов, которые включает в себя антропология:
a) 5 основных разделов
б) 3 основных раздела
в) 2 основных раздела
11. Официальный год рождения антропологии в России:
a) 1812
б) 1864
в) 1919
12. Какую методику разработал П. Кампер?
a) остеометрии
б) краниометрии
в) антропометрии