88688 ПК - 144 часов. Методические аспекты проведения элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС Институт РОПКиП PO-1388
Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 1270pуб.
Первоначальный взнос 127 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1630pуб.
Первоначальный взнос 163 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 2100pуб.
Первоначальный взнос 210 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«22» декабря 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Методические аспекты проведения элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»

Трудоемкость обучения по данной программе – 144 часа

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Методические аспекты проведения элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 46.03.03 Антропология и этнология, Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 948.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Развитие участников понимания методических аспектов проведения элективного курса "Антропология и этнопсихология" в соответствии с требованиями ФГОС.
Программа обучения направлена на развитие участников понимания ключевых аспектов элективного курса "Антропология и этнопсихология", включая его цели, задачи, структуру и методы обучения. Участники программы получат знания и навыки по методам организации и сопровождения курса, включая выбор учебных материалов, особенности организации занятий, методы оценки и контроля успеваемости студентов, а также взаимодействие с родителями и другими заинтересованными сторонами.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-организационно-управленческий;

-проектный;

-экспертно-аналитический;

-культурно-просветительский;

-педагогический;

-научно-исследовательский;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) организационно-управленческий

применение в профессиональной деятельности основ организации и планирования;
организация полевых антропологических и этнографических работ;
участие в проведении мониторингов, этносоциологических опросов;
подготовка конференций, семинаров и других мероприятий различного уровня;
сбор и подготовка информации для принятия решений, участие в организации управленческих процессов в органах власти и управления;
работа с базами данных и информационными системами;

2) проектный

участие в проектах, направленных на сохранение культурного наследия, противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных и религиозных меньшинств;
распространение через средства массовой информации сведений о народах, этнонациональных традициях;
популяризация антропологических и этнологических знаний.

3) экспертно-аналитический

сбор и обработка аналитической информации для органов государственного управления, местного самоуправления, учреждений и организаций сферы науки и культуры;
информационное обеспечение практической деятельности государственных и общественных организаций, корпораций, средств массовой информации, аналитических центров;

4) культурно-просветительский

участие в проектах, направленных на сохранение культурного наследия, противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных и религиозных меньшинств;
распространение через средства массовой информации сведений о народах, этнонациональных традициях;
популяризация антропологических и этнологических знаний.

5) педагогический

профессиональное преподавание в средних учебных заведениях - разработка и написание образовательных программ, программных документов и учебно-методических материалов, содержание которых определяется областью и объектами профессиональной деятельности антрополога и этнолога;
практическое использование знаний в области педагогики в преподавании курсов антропологии и этнологии в средних учебных заведениях;
реализация в процессе преподавания таких задач, как воспитание приверженности демократическим принципам, патриотизма, уважения к культуре народов нашей страны и мира, толерантности, неприятия этнической и религиозной нетерпимости, экстремизма.

6) научно-исследовательский

профессиональная деятельность в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой в научных учреждениях, на предприятиях, в организациях, государственных органах на должностях, требующих базового высшего антропологического и этнологического образования;
использование навыков работы в архивах и музеях, библиотеках;
поиск необходимой информации в библиотечных и иных каталогах, в сетевых ресурсах;
применение уже имеющихся знаний и навыков, профессиональный сбор и аналитическая обработка информации, необходимой для решения стоящих перед ним профессиональных проблем (прежде всего, в условиях полевой работы);
поиск путей и способов прикладного применения полученных знаний и навыков в соответствии с требованиями, определенными работодателями;
письменное и устное изложение результатов проделанной работы на высоком профессиональном уровне, доходчивое и ясное, в том числе на иностранном языке;
подготовка аналитических обзоров, аннотаций, библиографии, рефератов по тематике проводимых исследований;
участие в студенческой научно-исследовательской деятельности;

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сферах: основного общего образования, среднего общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования; научных исследований);

04 Культура, искусство (в сфере туристско-экскурсионной, музейной, культурно-просветительской деятельности);

07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сферах медиации; национальных и религиозных отношений);

11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия (в сфере средств массовой информации, информационных агентств, рекламы и связей с общественностью).

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

человек и общество в культурном многообразии;

процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;

развитие культур мира;

биологическая природа человека в разных культурах;

универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека);

миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы;

государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения;

этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;

права этнических и религиозных меньшинств;

пол и возраст в различных культурах;

развитие и современные формы власти;

вариативные формы духовной жизни человека;

этика и этикет в разных культурах.

01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Общепедагогическая функция. ОбучениеA/01.6-Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельностьA/02.6-Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельностьA/03.6-Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сферах: основного общего образования, среднего общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования; научных исследований);
научно-исследовательскийпрофессиональная деятельность в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой в научных учреждениях, на предприятиях, в организациях, государственных органах на должностях, требующих базового высшего антропологического и этнологического образования; использование навыков работы в архивах и музеях, библиотеках; поиск необходимой информации в библиотечных и иных каталогах, в сетевых ресурсах; применение уже имеющихся знаний и навыков, профессиональный сбор и аналитическая обработка информации, необходимой для решения стоящих перед ним профессиональных проблем (прежде всего, в условиях полевой работы); поиск путей и способов прикладного применения полученных знаний и навыков в соответствии с требованиями, определенными работодателями; письменное и устное изложение результатов проделанной работы на высоком профессиональном уровне, доходчивое и ясное, в том числе на иностранном языке; подготовка аналитических обзоров, аннотаций, библиографии, рефератов по тематике проводимых исследований; участие в студенческой научно-исследовательской деятельности;-человек и общество в культурном многообразии;.
- процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;.
- развитие культур мира;.
- биологическая природа человека в разных культурах;.
- универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека);.
- миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы;.
- государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения;.
- этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;.
- права этнических и религиозных меньшинств;.
- пол и возраст в различных культурах;.
- развитие и современные формы власти;.
- вариативные формы духовной жизни человека;.
- этика и этикет в разных культурах.
педагогическийпрофессиональное преподавание в средних учебных заведениях - разработка и написание образовательных программ, программных документов и учебно-методических материалов, содержание которых определяется областью и объектами профессиональной деятельности антрополога и этнолога; практическое использование знаний в области педагогики в преподавании курсов антропологии и этнологии в средних учебных заведениях; реализация в процессе преподавания таких задач, как воспитание приверженности демократическим принципам, патриотизма, уважения к культуре народов нашей страны и мира, толерантности, неприятия этнической и религиозной нетерпимости, экстремизма.-человек и общество в культурном многообразии;.
- процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;.
- развитие культур мира;.
- биологическая природа человека в разных культурах;.
- универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека);.
- миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы;.
- государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения;.
- этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;.
- права этнических и религиозных меньшинств;.
- пол и возраст в различных культурах;.
- развитие и современные формы власти;.
- вариативные формы духовной жизни человека;.
- этика и этикет в разных культурах.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 04 Культура, искусство (в сфере туристско-экскурсионной, музейной, культурно-просветительской деятельности);
культурно-просветительскийучастие в проектах, направленных на сохранение культурного наследия, противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных и религиозных меньшинств; распространение через средства массовой информации сведений о народах, этнонациональных традициях; популяризация антропологических и этнологических знаний.-человек и общество в культурном многообразии;.
- процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;.
- развитие культур мира;.
- биологическая природа человека в разных культурах;.
- универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека);.
- миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы;.
- государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения;.
- этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;.
- права этнических и религиозных меньшинств;.
- пол и возраст в различных культурах;.
- развитие и современные формы власти;.
- вариативные формы духовной жизни человека;.
- этика и этикет в разных культурах.
проектныйучастие в проектах, направленных на сохранение культурного наследия, противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных и религиозных меньшинств; распространение через средства массовой информации сведений о народах, этнонациональных традициях; популяризация антропологических и этнологических знаний.-человек и общество в культурном многообразии;.
- процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;.
- развитие культур мира;.
- биологическая природа человека в разных культурах;.
- универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека);.
- миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы;.
- государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения;.
- этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;.
- права этнических и религиозных меньшинств;.
- пол и возраст в различных культурах;.
- развитие и современные формы власти;.
- вариативные формы духовной жизни человека;.
- этика и этикет в разных культурах.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сферах медиации; национальных и религиозных отношений);
организационно-управленческийприменение в профессиональной деятельности основ организации и планирования; организация полевых антропологических и этнографических работ; участие в проведении мониторингов, этносоциологических опросов; подготовка конференций, семинаров и других мероприятий различного уровня; сбор и подготовка информации для принятия решений, участие в организации управленческих процессов в органах власти и управления; работа с базами данных и информационными системами;-человек и общество в культурном многообразии;.
- процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;.
- развитие культур мира;.
- биологическая природа человека в разных культурах;.
- универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека);.
- миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы;.
- государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения;.
- этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;.
- права этнических и религиозных меньшинств;.
- пол и возраст в различных культурах;.
- развитие и современные формы власти;.
- вариативные формы духовной жизни человека;.
- этика и этикет в разных культурах.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия (в сфере средств массовой информации, информационных агентств, рекламы и связей с общественностью).
экспертно-аналитическийсбор и обработка аналитической информации для органов государственного управления, местного самоуправления, учреждений и организаций сферы науки и культуры; информационное обеспечение практической деятельности государственных и общественных организаций, корпораций, средств массовой информации, аналитических центров;-человек и общество в культурном многообразии;.
- процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;.
- развитие культур мира;.
- биологическая природа человека в разных культурах;.
- универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека);.
- миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы;.
- государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения;.
- этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;.
- права этнических и религиозных меньшинств;.
- пол и возраст в различных культурах;.
- развитие и современные формы власти;.
- вариативные формы духовной жизни человека;.
- этика и этикет в разных культурах.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Высшее - бакалавриат

2) Высшее - специалитет

3) Высшее - магистратура

4) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Информационная культура
Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасностиЗнает принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной
безопасности.
Умеет решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
Имеет навыки подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научноисследовательской
работе с учетом требований информационной безопасности.
Знать:
- принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Уметь:
- решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Владеть:
- подготовкой обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научноисследовательской работе с учетом требований информационной безопасности
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Научно-экспертная деятельность
Способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различияЗнает номенклатуру и назначение документов, регламентирующих профессиональную деятельность; структуру корпоративного и личного имиджа в научно-исследовательской и экспертно-аналитической деятельности.
Умеет целесообразно взаимодействовать с партнерами по общению.
Владеет навыками использования этикетных норм речевой культуры и профессиональной этики; самооценки, критического анализа особенностей своего профессионального поведения.
Знать:
- номенклатуру и назначение документов, регламентирующих профессиональную деятельность;
- структуру корпоративного и личного имиджа в научно-исследовательской и экспертно-аналитической деятельности.
Уметь:
- целесообразно взаимодействовать с партнерами по общению.
Владеть:
- навыками использования этикетных норм речевой культуры и профессиональной этики;
- навыками самооценки, критического анализа особенностей своего профессионального поведения.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Профессиональная методология
Способен применять на базовом уровне знания исторических, антропологической и этнологической наук при решении практических, исследовательских или педагогических задачЗнает основные антропологические и этнологические концепции.
Умеет планировать и организовывать использование антропологических и этнологических ресурсов для решения практических, исследовательских или педагогических задач.
Владеет навыками сбора, обработки, анализа и обобщения информацию о приоритетных направлениях в антропологии и этнологии; понятийным аппаратом в области антропологии и этнологии.
Знать:
- основные антропологические и этнологические концепции.
Уметь:
- планировать и организовывать использование антропологических и этнологических ресурсов для решения практических, исследовательских или педагогических задач.
Владеть:
- навыками сбора, обработки, анализа и обобщения информацию о приоритетных направлениях в антропологии и этнологии;
- понятийным аппаратом в области антропологии и этнологии.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: научно-исследовательский
Задача профессиональной деятельности: профессиональная деятельность в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой в научных учреждениях, на предприятиях, в организациях, государственных органах на должностях, требующих базового высшего антропологического и этнологического образования; использование навыков работы в архивах и музеях, библиотеках; поиск необходимой информации в библиотечных и иных каталогах, в сетевых ресурсах; применение уже имеющихся знаний и навыков, профессиональный сбор и аналитическая обработка информации, необходимой для решения стоящих перед ним профессиональных проблем (прежде всего, в условиях полевой работы); поиск путей и способов прикладного применения полученных знаний и навыков в соответствии с требованиями, определенными работодателями; письменное и устное изложение результатов проделанной работы на высоком профессиональном уровне, доходчивое и ясное, в том числе на иностранном языке; подготовка аналитических обзоров, аннотаций, библиографии, рефератов по тематике проводимых исследований; участие в студенческой научно-исследовательской деятельности;
Объект или область знания: человек и общество в культурном многообразии; процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира; развитие культур мира; биологическая природа человека в разных культурах; универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека); миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы; государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения; этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм; права этнических и религиозных меньшинств; пол и возраст в различных культурах; развитие и современные формы власти; вариативные формы духовной жизни человека; этика и этикет в разных культурах.
ПК-1 способностью использовать базовые знания в области отечественной и всеобщей историиВладеть навыками уважительного и бережного отношения к историко-документальному наследию, хранящемуся в отечественных и зарубежных архивах, рукописных отделах музеев и библиотек; способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования на междисциплинарной основе.Знать:
основные этапы формирования Архивного фонда РФ – многоуровневой информационной системы;
типологию и организационную структуру государственных и негосударственных архивов;
историю складывания и характеристику основных комплексов документов, хранящихся в федеральных архивах, практику хранения и использования документов архивов в интересах исследователей;
историю формирования научно-справочного аппарата архивов в интересах исследователей.
Уметь:
самостоятельно выявлять и оценивать с применением историко-компаративистских методов научного анализа характерные черты и особенности хода архивного строительства в контексте общей истории России;
применять полученные знания в практической деятельности по концентрации, сохранению и использованию документов Архивного фонда РФ.
04.005 Экскурсовод (гид)
ПК-2 способностью использовать базовые знания в области теории и методологии антропологии и этнологииВладеет навыками изучения антропологической информации.Знать:
Основные термины антропологической науки.
Уметь:
Анализировать антропологические тексты.
04.005 Экскурсовод (гид)
ПК-3 способностью использовать базовые знания в области источниковедения, историографии и методов исторического исследованияВладеть методологическими принципами и методическими приемами исторического исследования.Знать:
основные методические приемы научно-исследовательской практики;
Уметь:
применять методику источниковедческого анализа разноплановых исторических источников.
04.005 Экскурсовод (гид)

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 3.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 144 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Эволюционная антропология 36.0 22.0 0.0 0.0 0.0 14.0 0
Биологизаторские течения в этнологии и социокультурной антропологии 35.0 21.0 0.0 0.0 0.0 14.0 0
Этнопсихология 34.0 21.0 0.0 0.0 0.0 13.0 0
Рефлексия 36.0 22.0 0.0 0.0 0.0 14.0 0
Итоговая аттестация 3.0 0 0 0 0 0 0
Итого 144 86 0 0 0 55 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
24/144 0 24/144 144 86 0.0 55.0 3.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 4 недели.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (42 часа, 6 часов в день)4 Неделя (18 часов, 6 часов в день)
Эволюционная антропология 36.0 666666
Биологизаторские течения в этнологии и социокультурной антропологии 35.0 666665
Этнопсихология 34.0 1666663
Рефлексия 36.0 3666663
Итоговая аттестация 3.0 3
Итого 144 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (42 часа, 6 часов в день)4 Неделя (18 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Методические аспекты проведения элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»

10.1. Цель дисциплины заключается в обеспечении специалистов знаниями, навыками и методиками для успешного проведения элективного курса по антропологии и этнопсихологии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Данная дисциплина направлена на развитие профессиональных компетенций специалистов и помощь им в создании образовательной среды, способствующей пониманию и изучению антропологических и этнопсихологических аспектов человеческого развития и культурного многообразия.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основных теоретических подходов в области антропологии и этнопсихологии. Важно ознакомить специалистов с основными теориями и концепциями в области антропологии и этнопсихологии, а также с их применимостью в образовательном контексте.
- Освоение методик и приемов проведения элективного курса. Важно научить специалистов применять различные методики и приемы проведения элективного курса по антропологии и этнопсихологии, включая активные формы работы, дискуссии, исследовательские проекты и практические задания.
- Развитие навыков работы с различными источниками и материалами. Важно научить специалистов эффективно использовать различные источники и материалы, включая научные статьи, эмпирические исследования, этнографические материалы, фильмы и интерактивные ресурсы, для обогащения образовательного процесса.
- Изучение методов оценки и контроля образовательных достижений. Важно научить специалистов применять методы оценки и контроля образовательных достижений учащихся в рамках элективного курса, чтобы определить степень усвоения материала и оценить эффективность образовательного процесса.
- Развитие навыков планирования и организации элективного курса. Важно научить специалистов разрабатывать планы и программы элективного курса, учитывая цели, содержание и методические подходы, а также адаптировать их в соответствии с требованиями ФГОС и потребностями учащихся.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Информационная культура
Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасностиЗнает принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной
безопасности.
Умеет решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
Имеет навыки подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научноисследовательской
работе с учетом требований информационной безопасности.
Знать:
- принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Уметь:
- решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Владеть:
- подготовкой обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научноисследовательской работе с учетом требований информационной безопасности
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Научно-экспертная деятельность
Способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различияЗнает номенклатуру и назначение документов, регламентирующих профессиональную деятельность; структуру корпоративного и личного имиджа в научно-исследовательской и экспертно-аналитической деятельности.
Умеет целесообразно взаимодействовать с партнерами по общению.
Владеет навыками использования этикетных норм речевой культуры и профессиональной этики; самооценки, критического анализа особенностей своего профессионального поведения.
Знать:
- номенклатуру и назначение документов, регламентирующих профессиональную деятельность;
- структуру корпоративного и личного имиджа в научно-исследовательской и экспертно-аналитической деятельности.
Уметь:
- целесообразно взаимодействовать с партнерами по общению.
Владеть:
- навыками использования этикетных норм речевой культуры и профессиональной этики;
- навыками самооценки, критического анализа особенностей своего профессионального поведения.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Профессиональная методология
Способен применять на базовом уровне знания исторических, антропологической и этнологической наук при решении практических, исследовательских или педагогических задачЗнает основные антропологические и этнологические концепции.
Умеет планировать и организовывать использование антропологических и этнологических ресурсов для решения практических, исследовательских или педагогических задач.
Владеет навыками сбора, обработки, анализа и обобщения информацию о приоритетных направлениях в антропологии и этнологии; понятийным аппаратом в области антропологии и этнологии.
Знать:
- основные антропологические и этнологические концепции.
Уметь:
- планировать и организовывать использование антропологических и этнологических ресурсов для решения практических, исследовательских или педагогических задач.
Владеть:
- навыками сбора, обработки, анализа и обобщения информацию о приоритетных направлениях в антропологии и этнологии;
- понятийным аппаратом в области антропологии и этнологии.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: научно-исследовательский
Задача профессиональной деятельности: профессиональная деятельность в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой в научных учреждениях, на предприятиях, в организациях, государственных органах на должностях, требующих базового высшего антропологического и этнологического образования; использование навыков работы в архивах и музеях, библиотеках; поиск необходимой информации в библиотечных и иных каталогах, в сетевых ресурсах; применение уже имеющихся знаний и навыков, профессиональный сбор и аналитическая обработка информации, необходимой для решения стоящих перед ним профессиональных проблем (прежде всего, в условиях полевой работы); поиск путей и способов прикладного применения полученных знаний и навыков в соответствии с требованиями, определенными работодателями; письменное и устное изложение результатов проделанной работы на высоком профессиональном уровне, доходчивое и ясное, в том числе на иностранном языке; подготовка аналитических обзоров, аннотаций, библиографии, рефератов по тематике проводимых исследований; участие в студенческой научно-исследовательской деятельности;
Объект или область знания: человек и общество в культурном многообразии; процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира; развитие культур мира; биологическая природа человека в разных культурах; универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека); миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы; государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения; этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм; права этнических и религиозных меньшинств; пол и возраст в различных культурах; развитие и современные формы власти; вариативные формы духовной жизни человека; этика и этикет в разных культурах.
ПК-1 способностью использовать базовые знания в области отечественной и всеобщей историиВладеть навыками уважительного и бережного отношения к историко-документальному наследию, хранящемуся в отечественных и зарубежных архивах, рукописных отделах музеев и библиотек; способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования на междисциплинарной основе.Знать:
основные этапы формирования Архивного фонда РФ – многоуровневой информационной системы;
типологию и организационную структуру государственных и негосударственных архивов;
историю складывания и характеристику основных комплексов документов, хранящихся в федеральных архивах, практику хранения и использования документов архивов в интересах исследователей;
историю формирования научно-справочного аппарата архивов в интересах исследователей.
Уметь:
самостоятельно выявлять и оценивать с применением историко-компаративистских методов научного анализа характерные черты и особенности хода архивного строительства в контексте общей истории России;
применять полученные знания в практической деятельности по концентрации, сохранению и использованию документов Архивного фонда РФ.
04.005 Экскурсовод (гид)
ПК-2 способностью использовать базовые знания в области теории и методологии антропологии и этнологииВладеет навыками изучения антропологической информации.Знать:
Основные термины антропологической науки.
Уметь:
Анализировать антропологические тексты.
04.005 Экскурсовод (гид)
ПК-3 способностью использовать базовые знания в области источниковедения, историографии и методов исторического исследованияВладеть методологическими принципами и методическими приемами исторического исследования.Знать:
основные методические приемы научно-исследовательской практики;
Уметь:
применять методику источниковедческого анализа разноплановых исторических источников.
04.005 Экскурсовод (гид)
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 141.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 86
лекции (Л) 86.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 55.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 141.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Эволюционная антропология Происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества.
Определение существенных анатомических и физиологических, повлиявших на появление человека.
Анализ основных теорий происхождения современной популяции человека.
История поиска предков человека учеными-антропологами.
Социальная жизнь, труд, умственная деятельность как главные факторы антропогенеза.
Специфические свойства человека, отделяющие его от животных.
Отношение христианства к теории происхождения человека.
2. Биологизаторские течения в этнологии и социокультурной антропологии Отождествление развития биологических организмов и систем культуры.
Характерность социальной (культурной) антропологии с момента её становления как науки.
Теоретические концепции А. Бастиана.
Этнология как научная дисциплина.
Этнология в структуре научного знания.
Основные понятия и категории этнологии.
Методы исследования в этнологии.
История развития этнологической науки.
Научные школы и направления в этнологии.
Классификации народов мира.
Этническая идентичность и этнические стереотипы.
Этническая напряжённость и конфликтогенность.
Факторы этнического риска.
3. Этнопсихология Понятие этнопсихологии, ее объект и предмет.
Методология и задачи этнической психологии.
Соотношение понятий "народ", "нация", "этнос".
Развитие этнопсихологии в России в ХХ веке.
Понятие этнического стереотипа и реального поведения, их соотношение.
4. Рефлексия Общее понятие рефлексии.
Особенности способов формирования и развития рефлексии.
Рефлексия как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Классификация, методики рефлексии..
Рефлексивный экран.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Эволюционная антропология 22.0 0.0 0.0 0.0 14.0 36.0
2 Биологизаторские течения в этнологии и социокультурной антропологии 21.0 0.0 0.0 0.0 14.0 35.0
3 Этнопсихология 21.0 0.0 0.0 0.0 13.0 34.0
4 Рефлексия 22.0 0.0 0.0 0.0 14.0 36.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-А. С. Замотайлов / Энтомология: курс лекций для обучения по программам подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре / – Краснодар : КубГАУ, 2015 г. – 109 стр.

-Е. Н. Хрисанфова / Антропология / - Москва: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. - 400 стр.

-Я.С. Сунцова / Этнопсихология / – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2015. – 182 стр.

-В.А. Метаева / Основы рефлексии / - Екатеринбург 2006 г. - 100 стр.

б) дополнительная литература:

- Коджаспирова, Г. М.  Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 151 с. 

- Т.А. Анисовец / Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / Санкт-Петербург 2012 г. – 180 стр.

- Этнопсихология: учебное пособие / Е. Ф. Ященко, Е. С. Синельникова, Г. Р. Чернова, М. Е. Буленкова; под ред. Е. С. Синельниковой. – СПб. : ФГБОУ ВО ПГУПС, 2016. – 52 с.

- Лопухова О.Г. Психология этнического самосознания и межкультурного общения. Учебное пособие. - Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 124 с.

- Социальная антропология : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. П. Отюцкий ; под ред. Г. Н. Кузьменко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 423 с.

- Гостева Л.З. Антропология. Учебное пособие / Л.З. Гостева. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2011. – 96 с.

- Антропология и этнология: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. В.А.Тишкова. − М.: «КДУ», «Университетская книга», 2018. − 364 с.

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Какие научные основы были разработаны Мартином?

a) соматологии

б) краниометрии

в) антропометрии

2. Количество разделов, которые включает в себя антропология:

a) 5 основных разделов

б) 3 основных раздела

в) 2 основных раздела

3. Официальный год рождения антропологии в России:

a) 1812

б) 1864

в) 1919

4. Какую методику разработал П. Кампер?

a) остеометрии

б) краниометрии

в) антропометрии

5. Кто предложил комплексный подход в антропологических исследованиях?

a) А. П. Богдановым

б) П. Брока

в) Д. Н. Анучиным

6. Какая дисциплина не входит в американскую антропологию?

a) физической

б) социальной

в) археологической

7. Что не изучает соматология?

a) строение человеческого тела в целом

б) ископаемые формы человека

в) вариации роста человека

8. то не исследует расоведение?

a) расселение народов

б) степень родства народов

в) историю становления человеческого общества

9. Структура этнической психологии включает, за исключением:

a) национальное самосознание;

б) национальные чувства и настроения;

в) личный опыт;

10. Для измерения культур используются следующие синдромы, за исключением:

a) открытость — закрытость;

б) маскулинность — феминность;

в) духовность — бездуховность.

11. В кросскультурной психологии выделяют 4 измерения стилей вербальной коммуникации (исключите лишнее):

a) глобальный и местный.

б) инструментальный и аффективный;

в) личностный и ситуационный;

12. В психологии причины этнических конфликтов обычно рассматриваются в рамках более общих теорий (исключить один неверный ответ):

a) теория реального конфликта;

б) теория научения.

в) индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов;

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.