Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» ноября 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Оценка эффективности деятельности предприятия со стороны экономики»
Трудоемкость обучения по данной программе – 144 часа
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Оценка эффективности деятельности предприятия со стороны экономики» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 38.03.01 Экономика, Приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 N 1327.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Специалист по финансовому консультированию»
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Развитие навыков и компетенций участников в области оценки эффективности деятельности предприятия с точки зрения экономики.
Программа обучения направлена на изучение теоретических аспектов оценки экономической эффективности деятельности предприятия, а также на научение практическим навыкам анализа и оценки финансовых показателей предприятия, оценки рисков и инвестиционной привлекательности.
Цель программы - повышение квалификации участников для успешного проведения анализа экономических показателей предприятия, определения его финансовой устойчивости, оценки эффективности инвестиционной деятельности и принятия обоснованных решений по управлению предприятием.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-расчетно-экономический;
-организационно-управленческий;
-финансовый;
-аналитический;
-научно-исследовательский (промежуточный уровень);
-педагогический;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) расчетно-экономический
подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;
разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т. д.;
2) организационно-управленческий
участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;
организация выполнения порученного этапа работы;
оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;
участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. с учетом правовых, административных и других ограничений.
3) финансовый
Мониторинг и анализ рынка банковских услуг.
Анализ состояния и прогнозирование изменений инвестиционного и информационного рынков.
Организация сбора, обработки и анализа информации с применением социологических и маркетинговых исследований.
Составление подробных паспортов финансовых услуг.
4) аналитический
критическое осмысление эмпирических процессов в экономике и финансовой сфере, теоретических и прикладных методов их анализа;
поиск информации, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;
обработка массивов экономических данных в соответствии с задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;
построение теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;
5) научно-исследовательский (промежуточный уровень)
разработка методов исследования объектов профессиональной деятельности на основе общих тенденций развития вычислительных систем;
оптимизация проектных и технологических решений с целью обеспечения качества объектов профессиональной деятельности;
разработка планов, программ, заданий и методик проведения исследования объектов профессиональной деятельности;
организация научно-исследовательской работы;
создание теоретических моделей, позволяющих оценивать и прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности;
анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности;
верификация компьютерных и телекоммуникационных систем;
развитие методологических, технологических и практических аспектов информационного поиска и интеллектуальной обработки данных;
развитие методов математического моделирования, численных методов, необходимых для осуществления производственно-технологической деятельности;
составление обзоров и отчетов о проводимых исследования.
6) педагогический
обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и наука (в сферах: образования; научных исследований)
08 Финансы и экономика (в сферах: исследований, анализа и прогнозирования социально-экономических процессов и явлений на микроуровне и макроуровне в экспертно-аналитических службах (центрах экономического анализа, правительственном секторе, общественных организациях); производства продукции и услуг, включая анализ спроса на продукцию и услуги, и оценку их текущего и перспективного предложения, продвижение продукции и услуг на рынок, планирование и обслуживание финансовых потоков, связанных с производственной деятельностью; кредитования; страхования, включая пенсионное и социальное; операций на финансовых рынках, включая управление финансовыми рисками; внутреннего и внешнего финансового контроля и аудита, финансового консультирования; консалтинга).
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы и отношения.
08.008 Специалист по финансовому консультированию | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Консультирование клиентов по использованию финансовых продуктов и услуг | ||
Консультирование клиента по оформлению сделок с поставщиком финансовой услуги (кроме операционной деятельности) | A/03.6 | -Консультирование по оформлению документов на выдачу кредитов. - Консультирование по оформлению документов на открытие депозитов физическим лицам. - Консультирование по оформлению документов на выпуск пластиковых карт. - Консультирование по оформлению договоров банковского счета с клиентами. - Консультирование по оформлению соглашения о предоставлении услуг на рынке ценных бумаг. - Консультирование по регистрации и открытию брокерских счетов. - Консультирование по оформлению дилерских операций с ценными бумагами. - Консультирование по оформлению депозитарных операций с ценными бумагами. - Консультирование по оформлению операций по определению взаимных обязательств (клиринг). - Консультирование по оформлению операций по покупке-продаже памятных монет из драгоценных металлов. - Консультирование по оформлению операций по покупке-продаже инвестиционных монет из драгоценных металлов. - Подготовка и проверка документов, участвующих в финансовых операциях. - Качественное ведение заявок в системе организации данных по клиентам. - Составление регулярной аналитической отчетности для клиентов и вышестоящего руководства. - Анализ предоставляемой клиентами документации, предусмотренной условиями договора с финансовой организацией. - Проверка документов клиентов на предмет комплектности согласно внутренним нормативным документам финансовой организации, обеспечение сохранности и конфиденциальности информации, хранящейся в них. - Осуществление контроля подготовки и исполнения договоров и контрактов по направлениям деятельности в области финансового консультирования |
Обобщенные трудовые функции: Консультирование клиентов по составлению финансового плана и формированию целевого инвестиционного портфеля | ||
Финансовое консультирование по широкому спектру финансовых услуг | B/01.7 | -Предоставление потребителю финансовых услуг информации о состоянии и перспективах рынка, тенденциях в изменении курсов ценных бумаг, иностранной валюты, условий по банковским продуктам и услугам. - Разъяснение сути финансовых продуктов, юридических и экономических характеристик финансовых продуктов и услуг. - Предоставление достоверной информации по контрагентам, условиям, требованиям к контрагенту, предмету сделки. - Составление окончательного перечня предлагаемых клиенту финансовых продуктов. - Консультирование клиента по вопросам составления личного бюджета, страхования, формирования сбережений, управления кредитным и инвестиционным портфелем. - Разъяснение клиенту экономических и правовых последствий финансовых решений. - Определение (на основании запроса клиента) критериев отбора поставщиков финансовых услуг и подбор поставщиков в соответствии с выделенными критериями. - Организация продажи финансовых продуктов (банковские депозиты, паевые фонды, брокерское обслуживание, обезличенный металлический счет) в рамках персонального финансового плана. - Дополнительная продажа финансовых продуктов в рамках персонального финансового плана. - Консультирование контрагентов по вопросам, относящимся к компетенции деятельности. - Обеспечение взаимодействия структурных подразделений организации при совместной деятельности; участие в планировании мероприятий, направленных на повышение качества финансового сервиса организации |
Разработка финансового плана для клиента и целевого инвестиционного портфеля | B/02.7 | -Составление перечня рекомендаций по управлению инвестиционным риском. - Составление инвестиционного портфеля. - Выявление качественных и количественных свойств рисков в предполагаемых к использованию финансовых продуктах. - Привлечение к решению задач финансового планирования независимых внешних консультантов и экспертов в области финансовых рынков. - Согласование условий инвестиционного портфеля с клиентом. - Регулярный пересмотр качества инвестиционного портфеля клиента (селекция и аллокация активов). - Проведение расчетов величины портфеля, достаточной для покрытия финансовых целей. - Расчет размера инвестиций, необходимого для достижения целей клиента. - Расчет целевой доходности в зависимости от финансовых целей и начального капитала. - Анализ финансового положения клиента. - Выявление несоответствий текущего финансового состояния клиента его финансовым целям. - Подбор классов активов и финансовых продуктов в соответствии с потребностями клиента. - Проведение стресс-тестов и сценарного анализа. - Моделирование целевого портфеля клиента. - Расчет параметров целевого инвестиционного портфеля. - Формирование финансового плана и критериев мониторинга его выполнения. - Определение и согласование правил информирования клиента. - Установление критериев оценки показателей инвестиционного портфеля. - Пересмотр (ребалансировка) состава активов клиентского портфеля. - Мониторинг финансового плана, определение критериев эффективности финансового плана и качества инвестиционного портфеля клиента. - Анализ изменения стоимости капитала инвестиционного портфеля. - Составление прогноза денежного потока. - Оптимизация финансового плана. - Анализ использования заемных средств (кредитные продукты). - Моделирование целевого портфеля. - Презентация согласованных финансовых решений клиенту. - Определение критериев взаимодействия с клиентом |
Обобщенные трудовые функции: Управление процессом финансового консультирования в организации (подразделении) | ||
Разработка методологии и стандартизация процесса финансового консультирования и финансового планирования | C/01.7 | -Создание методологии финансового консультирования и финансового планирования. - Формирование стандартов и внутренних регламентов по процессу финансового консультирования и финансового планирования. - Руководство разработкой корпоративных регламентных документов по финансовому консультированию. - Утверждение методик по финансовому парированию, методик определения инвестиционного профиля клиентов. - Согласование позиций и выработка единых подходов по вопросам регламентации процесса финансового консультирования совместно с другими подразделениями организации и внешними финансовыми консультантами. - Координация структурных подразделений организации по вопросам финансового консультирования. - Формирование требований к методическому обеспечению процесса финансового консультирования. - Внедрение единой методологии финансового планирования. - Периодическая актуализация основных положений и принципов методологии финансового планирования. - Установление требований к организации аппаратно-информационного обеспечения процесса финансового планирования. - Установление требований к функционированию аппаратно-информационного обеспечения процесса финансового консультирования и финансового планирования. - Формирование требований к закупкам и объемов закупки услуг внешних поставщиков для обеспечения процесса финансового консультирования в организации (базы данных, информационное системы, специализированные средства, консультационные услуги). - Организация консультационной поддержки по вопросам аппаратно-информационного обеспечения. - Организация действий по обеспечению сотрудников подразделения по финансовому консультированию необходимым оборудованием и доступом к информационным системам организации |
Создание и развитие организационной структуры по финансовому консультированию | C/02.7 | -Разработка и участие во внедрении единой внутренней организационной структуры по финансовому консультированию. - Планирование деятельности подразделения по финансовому консультированию. - Организация, курирование и контроль деятельности подразделения по финансовому консультированию. - Организация разработки и утверждение положения о подразделении по финансовому консультированию. - Утверждение политики и регламентов по финансовому консультированию, описывающих общие принципы и функциональные обязанности всех участников процесса финансового консультирования клиентов. - Определение требований к работникам, занятым в процессе финансового консультирования. - Организация разработки должностных инструкций для специалистов по финансовому консультированию. - Создание системы мотивации и развития персонала, отвечающего за финансовое консультирование. - Разработка перспективных и текущих программ и планов, отдельных мероприятий и/или комплекса мероприятий, их информационное сопровождение, разработка схем материально-финансового и организационного обеспечения процесса финансового консультирования |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
7 | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. | Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. | Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. | Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сферах: образования; научных исследований) | ||
педагогический | обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса. | -образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. |
научно-исследовательский (промежуточный уровень) | разработка методов исследования объектов профессиональной деятельности на основе общих тенденций развития вычислительных систем; оптимизация проектных и технологических решений с целью обеспечения качества объектов профессиональной деятельности; разработка планов, программ, заданий и методик проведения исследования объектов профессиональной деятельности; организация научно-исследовательской работы; создание теоретических моделей, позволяющих оценивать и прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности; анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности; верификация компьютерных и телекоммуникационных систем; развитие методологических, технологических и практических аспектов информационного поиска и интеллектуальной обработки данных; развитие методов математического моделирования, численных методов, необходимых для осуществления производственно-технологической деятельности; составление обзоров и отчетов о проводимых исследования. | -образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 08 Финансы и экономика (в сферах: исследований, анализа и прогнозирования социально-экономических процессов и явлений на микроуровне и макроуровне в экспертно-аналитических службах (центрах экономического анализа, правительственном секторе, общественных организациях); производства продукции и услуг, включая анализ спроса на продукцию и услуги, и оценку их текущего и перспективного предложения, продвижение продукции и услуг на рынок, планирование и обслуживание финансовых потоков, связанных с производственной деятельностью; кредитования; страхования, включая пенсионное и социальное; операций на финансовых рынках, включая управление финансовыми рисками; внутреннего и внешнего финансового контроля и аудита, финансового консультирования; консалтинга). | ||
аналитический | критическое осмысление эмпирических процессов в экономике и финансовой сфере, теоретических и прикладных методов их анализа; поиск информации, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов; обработка массивов экономических данных в соответствии с задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов; построение теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов; | -поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы и отношения. |
финансовый | Мониторинг и анализ рынка банковских услуг. Анализ состояния и прогнозирование изменений инвестиционного и информационного рынков. Организация сбора, обработки и анализа информации с применением социологических и маркетинговых исследований. Составление подробных паспортов финансовых услуг. | -поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы и отношения. |
организационно-управленческий | участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений; организация выполнения порученного этапа работы; оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта; участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. с учетом правовых, административных и других ограничений. | -поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы и отношения. |
расчетно-экономический | подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы; разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т. д.; | -поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы и отношения. |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Высшее - бакалавриат
2) Высшее - специалитет
3) Высшее - магистратура
4) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Анализ и трактовка экономических явлений | ||
ОПК-3 Способен анализировать и содержательно объяснять природу экономических процессов на микро- и макроуровне | Анализирует мотивы и закономерности поведения экономических субъектов, ситуации на различных рынках, динамику уровня цен и объемов производства, предлагает решения для проблемных ситуаций на микроэкономическом уровне. | Знать: методов и способов анализа и объяснять природу финансово-экономических процессов, явлений на уровне регулирования финансовыми институтами, денежного обращения и кредитных отношений. Уметь: осуществлять анализ и объяснять природу финансово-экономических процессов, явлений на уровне регулирования финансовыми институтами, денежного обращения кредитных отношений. Владеть: навыком применения методов анализа и объяснять природу финансово-экономических процессов, явлений на уровне регулирования финансовыми институтами, денежного обращения и кредитных отношений. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Решение прикладных задач | ||
ОПК-1 Способен применять знания (на промежуточном уровне) экономической теории при решении прикладных задач | Применяет знания экономической теории при решении прикладных задач, возникающих в процессе деятельности хозяйствующих субъектов. Применяет положения экономической теории, используемые при разработке решений прикладных задач, мер регулирующего воздействия, в том числе с учетом исторического опыта. | Знать: основных положений экономической теории, необходимых при решении прикладных задач, возникающих в процессе деятельности хозяйствующих субъектов. Уметь: применение основных положений экономической теории, необходимых при решении прикладных задач, возникающих в процессе деятельности хозяйствующих субъектов. Владеть: навыком решение прикладных задач, возникающих в процессе деятельности хозяйствующих субъектов, и обоснование полученных результатов. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Сбор, обработка и анализ экономической информации | ||
ОПК-2 Способен осуществлять сбор, обработку и статистический анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач | Осуществляет сбор, регистрацию, группировку информации, необходимой для решения профессиональных задач в области бухгалтерского учета. Владеет методикой обобщения информации, необходимой для решения профессиональных задач в области бухгалтерского учета. | Знать: основные методы сбора, обработки статистических социально-экономических показателей в прикладных исследованиях; приемы и методы анализа данных для решения экономических и управленческих задач, принятия мер регулирующего воздействия. Уметь: обрабатывать и анализировать статистические данные для решения экономических задач, разработки и принятия управленческих решений, мер регулирующего воздействия. Владеть: навыками решения поставленных экономических задач на основе обработки и статистического анализа данных. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: расчетно-экономический | |||
Задача профессиональной деятельности: подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы; разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т. д.; | |||
Объект или область знания: поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы и отношения. | |||
ПК-1 Способен осуществлять сбор, мониторинг и обработку данных для проведения расчетов экономических показателей организации | Осуществляет сбор и обработку исходных данных для составления проектов финансово-хозяйственной, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) организации. Выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимых для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, производимых услуг. Способен подготовить исходные данные для проведения расчетов и анализа экономических и финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность организации. | Знать: Сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; сбор, интерпретация и хранение информации с использованием методов современной науки и информационных технологий; Уметь: построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов; | 08.002 Бухгалтер |
ПК-2 Способен выполнять расчет и анализ экономических показателей результатов деятельности организации | Выбирает и применяет статистические, экономико-математические методы исследования количественных и качественных показателей деятельности организации. Проводит расчеты экономических и финансово-экономических показателей на основе типовых методик с учетом нормативных правовых актов. Определяет экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения инновационных технологий. Проводит экономический анализ хозяйственной деятельности организации. | Знать: Сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; сбор, интерпретация и хранение информации с использованием методов современной науки и информационных технологий; Уметь: построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов; | 08.002 Бухгалтер |
ПК-3 Способен осуществлять разработку инвестиционного проекта. | Способен подготовить предложения по инвестиционным проектам в соответствии с критериями их рыночной привлекательности, а также целями проекта и критериями отбора продукции, полученными от заказчика. Проводит предварительную оценку эффективности инвестиционного проекта. | Знать: Сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; сбор, интерпретация и хранение информации с использованием методов современной науки и информационных технологий; Уметь: построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов; | 08.002 Бухгалтер |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 3.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 144 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Необходимость оценки экономической эффективности деятельности для компании | 29.0 | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Оценка основных средств компании | 28.0 | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Оценка оборотных средств компании | 27.0 | 16.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Оценка доходов и расходов компании | 28.0 | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Рефлексия | 29.0 | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Итоговая аттестация | 3.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 144 | 86 | 0 | 0 | 0 | 55 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
24/144 | 0 | 24/144 | 144 | 86 | 0.0 | 55.0 | 3.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 4 недели.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 4 Неделя (18 часов, 6 часов в день) | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Необходимость оценки экономической эффективности деятельности для компании | 29.0 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | |||||||||||||||||||
Оценка основных средств компании | 28.0 | 1 | 6 | 6 | 6 | 6 | 3 | ||||||||||||||||||
Оценка оборотных средств компании | 27.0 | 3 | 6 | 6 | 6 | 6 | |||||||||||||||||||
Оценка доходов и расходов компании | 28.0 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | |||||||||||||||||||
Рефлексия | 29.0 | 2 | 6 | 6 | 6 | 6 | 3 | ||||||||||||||||||
Итоговая аттестация | 3.0 | 3 | |||||||||||||||||||||||
Итого | 144 | 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 4 Неделя (18 часов, 6 часов в день) |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Оценка эффективности деятельности предприятия со стороны экономики»
10.1. Цель дисциплины заключается в обеспечении специалистов инструментами и знаниями для проведения комплексной оценки эффективности деятельности предприятия с точки зрения экономических аспектов. Данная дисциплина направлена на развитие профессиональных компетенций специалистов в области анализа и оценки финансового состояния и результатов деятельности предприятия, а также разработки рекомендаций по повышению его эффективности.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основных методов оценки эффективности предприятия. Важно ознакомить специалистов с основными методами и подходами к оценке финансовой и экономической эффективности предприятия, включая методы анализа финансовых показателей, рентабельности, ликвидности и других ключевых факторов.- Освоение инструментов анализа финансового состояния предприятия. Важно научить специалистов применять инструменты финансового анализа, включая составление финансовых отчетов, расчет и анализ ключевых финансовых показателей, идентификацию финансовых рисков и проблем.
- Рассмотрение факторов, влияющих на эффективность предприятия. Важно научить специалистов анализировать и оценивать факторы, влияющие на финансовую и экономическую эффективность предприятия, включая внешнюю и внутреннюю среду, конкурентные преимущества, управленческие решения и другие факторы.
- Разработка рекомендаций по повышению эффективности предприятия. Важно научить специалистов разрабатывать рекомендации и предлагать улучшения в работе предприятия на основе проведенного анализа и оценки его эффективности, включая улучшение финансового управления, оптимизацию бизнес-процессов и принятие стратегических решений.
- Развитие навыков коммуникации и представления результатов оценки. Важно научить специалистов эффективно коммуницировать и представлять результаты оценки эффективности предприятия, включая разработку отчетов, презентаций и рекомендаций для руководства и заинтересованных сторон.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Анализ и трактовка экономических явлений | ||
ОПК-3 Способен анализировать и содержательно объяснять природу экономических процессов на микро- и макроуровне | Анализирует мотивы и закономерности поведения экономических субъектов, ситуации на различных рынках, динамику уровня цен и объемов производства, предлагает решения для проблемных ситуаций на микроэкономическом уровне. | Знать: методов и способов анализа и объяснять природу финансово-экономических процессов, явлений на уровне регулирования финансовыми институтами, денежного обращения и кредитных отношений. Уметь: осуществлять анализ и объяснять природу финансово-экономических процессов, явлений на уровне регулирования финансовыми институтами, денежного обращения кредитных отношений. Владеть: навыком применения методов анализа и объяснять природу финансово-экономических процессов, явлений на уровне регулирования финансовыми институтами, денежного обращения и кредитных отношений. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Решение прикладных задач | ||
ОПК-1 Способен применять знания (на промежуточном уровне) экономической теории при решении прикладных задач | Применяет знания экономической теории при решении прикладных задач, возникающих в процессе деятельности хозяйствующих субъектов. Применяет положения экономической теории, используемые при разработке решений прикладных задач, мер регулирующего воздействия, в том числе с учетом исторического опыта. | Знать: основных положений экономической теории, необходимых при решении прикладных задач, возникающих в процессе деятельности хозяйствующих субъектов. Уметь: применение основных положений экономической теории, необходимых при решении прикладных задач, возникающих в процессе деятельности хозяйствующих субъектов. Владеть: навыком решение прикладных задач, возникающих в процессе деятельности хозяйствующих субъектов, и обоснование полученных результатов. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Сбор, обработка и анализ экономической информации | ||
ОПК-2 Способен осуществлять сбор, обработку и статистический анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач | Осуществляет сбор, регистрацию, группировку информации, необходимой для решения профессиональных задач в области бухгалтерского учета. Владеет методикой обобщения информации, необходимой для решения профессиональных задач в области бухгалтерского учета. | Знать: основные методы сбора, обработки статистических социально-экономических показателей в прикладных исследованиях; приемы и методы анализа данных для решения экономических и управленческих задач, принятия мер регулирующего воздействия. Уметь: обрабатывать и анализировать статистические данные для решения экономических задач, разработки и принятия управленческих решений, мер регулирующего воздействия. Владеть: навыками решения поставленных экономических задач на основе обработки и статистического анализа данных. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: расчетно-экономический | |||
Задача профессиональной деятельности: подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы; разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т. д.; | |||
Объект или область знания: поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы и отношения. | |||
ПК-1 Способен осуществлять сбор, мониторинг и обработку данных для проведения расчетов экономических показателей организации | Осуществляет сбор и обработку исходных данных для составления проектов финансово-хозяйственной, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) организации. Выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимых для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, производимых услуг. Способен подготовить исходные данные для проведения расчетов и анализа экономических и финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность организации. | Знать: Сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; сбор, интерпретация и хранение информации с использованием методов современной науки и информационных технологий; Уметь: построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов; | 08.002 Бухгалтер |
ПК-2 Способен выполнять расчет и анализ экономических показателей результатов деятельности организации | Выбирает и применяет статистические, экономико-математические методы исследования количественных и качественных показателей деятельности организации. Проводит расчеты экономических и финансово-экономических показателей на основе типовых методик с учетом нормативных правовых актов. Определяет экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения инновационных технологий. Проводит экономический анализ хозяйственной деятельности организации. | Знать: Сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; сбор, интерпретация и хранение информации с использованием методов современной науки и информационных технологий; Уметь: построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов; | 08.002 Бухгалтер |
ПК-3 Способен осуществлять разработку инвестиционного проекта. | Способен подготовить предложения по инвестиционным проектам в соответствии с критериями их рыночной привлекательности, а также целями проекта и критериями отбора продукции, полученными от заказчика. Проводит предварительную оценку эффективности инвестиционного проекта. | Знать: Сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; сбор, интерпретация и хранение информации с использованием методов современной науки и информационных технологий; Уметь: построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов; | 08.002 Бухгалтер |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 141.0 часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 86 |
лекции (Л) | 86.0 |
практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
семинары (С) | 0.0 |
лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
Самостоятельная работа (СР, всего), | 55.0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость | 141.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
1. | Необходимость оценки экономической эффективности деятельности для компании | Сущность экономической эффективности как результативности производственной и коммерческой деятельности предприятия. Метод оценки экономической эффективности производства, основанный на показателях рентабельности, как отношения прибыли к затратам. Пути повышения экономической эффективности предприятия. Анализ и оценка эффективности основных средств. Анализ и оценка эффективности трудовых ресурсов. Факторы, резервы и основные пути повышения экономической эффективности производства. |
2. | Оценка основных средств компании | Бухгалтерский учет основных средств и анализ эффективности их использования. Оценка организационно-экономического состояния предприятия. Мероприятия по совершенствованию учета основных средств и использованию основных производственных фондов. Понятие, состав, структура, оценка и износ основных средств. Анализ структуры и динамики изменения основных средств на предприятии. Оценка показателей эффективности их использования. Износ и амортизация основных средств. Характеристика показателей эффективности использования основных средств и их анализ. |
3. | Оценка оборотных средств компании | Роль оборотных средств на предприятии. Понятие и состав оборотных средств. Нормирование оборотных средств. Эффективность использования оборотных средств. Анализ оборотных средств организации. Характеристика организации. Состав и структура оборотных средств. Эффективность использования оборотных средств. Предложения по улучшению использования оборотных средств. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности современного предприятия. Совершенствование эффективности управления оборотными средствами организации. Анализ состояния и структуры имущества компании, дебиторской задолженности и ее оборачиваемости. |
4. | Оценка доходов и расходов компании | Экономическое содержание доходов и затрат организации, информационная база для проведения их анализа. Оценка результативности хозяйственной деятельности компании: доходы, расходы и финансовые итоги. Показатели рентабельности и прибыли организации. Регулирование бухгалтерского учета доходов и расходов предприятия. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации. Анализ рентабельности производственной деятельности. Разработка мероприятий по совершенствованию учетной работы в компании. Доходы и расходы организации: понятие, классификация. Показатели анализа и оценки состава, структуры и динамики доходов и расходов. Общая характеристика, анализ доходов и расходов организации. Пути увеличение доходов и уменьшения расходов. |
5. | Рефлексия | Общее понятие рефлексии. Особенности способов формирования и развития рефлексии. Рефлексия как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Классификация, методики рефлексии.. Рефлексивный экран. |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
1 | Необходимость оценки экономической эффективности деятельности для компании | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 29.0 |
2 | Оценка основных средств компании | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 28.0 |
3 | Оценка оборотных средств компании | 16.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 27.0 |
4 | Оценка доходов и расходов компании | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 28.0 |
5 | Рефлексия | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 29.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-В.А. Метаева / Основы рефлексии / - Екатеринбург 2006 г. - 100 стр.
-Коммерческая организация: доходы и расходы, финансовый результат : учебное пособие / В.Н. Дорман.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 108 с.
-Оценка использования производственных и финансовых ресурсов предприятия: учебное пособие / С. А. Скачкова, О. Н. Рожкова / ФГБОУ ВО РГАУ−МСХА имени К. А. Тимирязева. – М. : ООО «Мегаполис», 2020. − 86 с.
-Основные фонды организации / 9 с.
-Социальные технологии в управлении организацией: анализ экономической эффективности проектов: учебное пособие / А.П. Багирова, В.Н. Дорман. – Екатеринбург: УрФУ, 2012. – 154 с.
б) дополнительная литература:
- Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 151 с.
- Т.А. Анисовец / Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / Санкт-Петербург 2012 г. – 180 стр.
- Е. Ю. Кузнецовой / Современный стратегический анализ / - 136 стр.
- Бородай В.А. / Экономика предприятия / – Нижний Новгород: НОО "Профессиональная наука", 2018 г. - 500 стр.
- Панько Ю. В. / Экономический анализ / – М.: Мир науки, 2018 г. - 133 стр.
- Анциферова И. В. / Бухгалтерский финансовый учет / — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2010 г. – 556 стр.
- Асаул, А. Н. / Управление затратами и контроллинг / - Сухум, 2013 г. – 290 стр.
- Управление затратами : учебное пособие / А.Н. Дрыдонова. - Нижнекамск : Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) КГТУ, 2010. - 112 с.
- Управление затратами и контроллинг: учеб. пособие / С.А. Борисов, К.И. Колесов, А.Ф. Плеханова; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2017. – 168 с.
- Экономика и анализ деятельности промышленного предприятия : учеб. пособие / Н.Е. Калинина, Н.А. Кузнецова, О.С. Норкина, М.А. Прилуцкая, Л.М. Типнер, Е.В. Черепанова. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016.— 124 с.
- Оценка использования производственных и финансовых ресурсов предприятия: учебное пособие / С. А. Скачкова, О. Н. Рожкова / ФГБОУ ВО РГАУ−МСХА имени К. А. Тимирязева. – М. : ООО «Мегаполис», 2020. − 86 с.
- Основные фонды организации / 9 с.
- Управление ключевыми показателями эффективности: учебное пособие / Д.М. Сафина. – Казань: Казан. ун-т, 2018. – 123 с.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Группы показателей, по которым классифицируются доходы и расходы для оценки устойчивости бюджетного потенциала АТО:
a) показатели покрытия
б) коэффициенты рентабельности
в) показатели ликвидности
г) показатели структуры капитала
2. Нормативные расходы — это …
a) установленная законодательством совокупность социальных норм и нормативов, определяющих уровень гарантий социальной защиты и обеспечивающих удовлетворение важнейших потребностей человека
б) определенная экспертным путем совокупность социальных норм и нормативов, определяющих уровень гарантий социальной защиты и обеспечивающих удовлетворение важнейших потребностей человека
в) совокупность социальных норм и нормативов, обеспечивающих удовлетворение важнейших потребностей человека, рассчитанная на медико-биологической основе
3. Коэффициент К35, рассчитываемый по формуле К35= Дс / ДЗ – это коэффициент …
a) обеспечения текущих и капитальных расходов собственными доходами
б) обеспечения текущих обязательств собственными доходами
в) соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей
г) дебиторской задолженности
4. Коэффициент К32, рассчитываемый по формуле К32=Дсн/ Рт – это коэффициент …
a) обеспечения текущих и капитальных расходов собственными доходами
б) обеспечения текущих обязательств собственными доходами
в) соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей
г) дебиторской задолженности
5. Под устойчивым бюджетным потенциалом территории понимается такое его состояние, при котором значения показателей, входящих в систему критериев его оценки, …
a) находятся в пределах нормативных значений
б) характеризуются положительной динамикой
в) находятся в пределах нормативных значений и характеризуются положительной динамикой
6. Коэффициент К4, рассчитываемый по формуле К4=ПП / НП – это коэффициент …
a) обеспечения текущих и капитальных расходов собственными доходами
б) обеспечения текущих обязательств собственными доходами
в) соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей
г) дебиторской задолженности
7. Коэффициент К34, рассчитываемый по формуле К34= Дс / КЗ – это …
a) коэффициент обеспечения текущих и капитальных расходов собственными доходами
б) коэффициент обеспечения текущих обязательств собственными доходами
в) коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей
г) показатель кредиторской задолженности
8. Коэффициент К31, рассчитываемый по формуле К31=Дсн/Ртк – это коэффициент ….
a) обеспечения текущих и капитальных расходов собственными доходами
б) обеспечения текущих обязательств собственными доходами
в) соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей
г) дебиторской задолженности
9. Под бюджетным потенциалом территории следует понимать совокупность …
a) экономических и нормативно-правовых условий, позволяющих сформировать оптимальную величину доходов, покрывающих расходы, а также обеспечить их целевое и эффективное использование
б) экономических условий, позволяющих сформировать оптимальную величину доходов, покрывающих расходы, а также обеспечить их целевое и эффективное использование
в) экономических и нормативно-правовых условий, позволяющих сформировать максимальную величину доходов, покрывающих расходы, а также обеспечить их целевое и эффективное использование
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |