Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 1270pуб.
Первоначальный взнос 127 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1630pуб.
Первоначальный взнос 163 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 2100pуб.
Первоначальный взнос 210 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» декабря 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Государственный и муниципальный менеджмент в образовании»
Трудоемкость обучения по данной программе – 72 часа
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
8. Учебный план программы повышения квалификации
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Государственный и муниципальный менеджмент в образовании»
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Государственный и муниципальный менеджмент в образовании» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, Приказ Минобрнауки России от 10.12.2014 N 1567.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» Приказы Минобрнауки России
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Повышение квалификации и развитие навыков педагогических и административных работников, связанных с организацией и управлением образовательными учреждениями на уровне государственной и муниципальной власти.
Программа обучает участников организационно-управленческим и правовым аспектам государственного и муниципального менеджмента. В рамках программы обучающиеся изучат современные технологии управления образовательными программами и процессами, а также методы оптимизации бюджетных процессов и управления финансами в образовании.
Цель программы - формирование навыков построения эффективной взаимосвязи между административными, педагогическими и родительскими структурами в сфере образования, что позволяет создавать полноценную систему управления и проектирования целей в этой области.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-научно-исследовательский (промежуточный уровень);
-педагогический;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) научно-исследовательский (промежуточный уровень)
разработка методов исследования объектов профессиональной деятельности на основе общих тенденций развития вычислительных систем;
оптимизация проектных и технологических решений с целью обеспечения качества объектов профессиональной деятельности;
разработка планов, программ, заданий и методик проведения исследования объектов профессиональной деятельности;
организация научно-исследовательской работы;
создание теоретических моделей, позволяющих оценивать и прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности;
анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности;
верификация компьютерных и телекоммуникационных систем;
развитие методологических, технологических и практических аспектов информационного поиска и интеллектуальной обработки данных;
развитие методов математического моделирования, численных методов, необходимых для осуществления производственно-технологической деятельности;
составление обзоров и отчетов о проводимых исследования.
2) педагогический
обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и наука (в сферах: образования; научных исследований)
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
01.011 Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Управление дошкольной образовательной организацией | ||
Управление образовательной деятельностью дошкольной образовательной организации | A/01.7 | -Планирование результатов реализации образовательных программ и осуществления образовательной деятельности образовательной организации. - Организация разработки/корректировки, утверждения образовательных программ дошкольного образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования, примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), а также дополнительных общеразвивающих программ, с учетом образовательных потребностей, способностей детей, этнокультурной ситуации их развития и обеспечения преемственности дошкольного образования с начальным общим образованием. - Руководство деятельностью по реализации образовательных программ дошкольного образования и дополнительных общеразвивающих программ, в том числе в сетевой форме. - Установление предельной наполняемости и режимов работы групп обучающихся образовательной организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, индивидуальных, возрастных особенностей и состояния здоровья детей. - Организация коррекционной работы и инклюзивного образования. - Формирование системы выявления, поддержки и развития индивидуальных талантов и базовых способностей обучающихся. - Руководство деятельностью по созданию в образовательной организации условий социализации и индивидуализации развития обучающихся. - Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО. - Руководство деятельностью по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся. - Руководство формированием системы методического и организационно-педагогического обеспечения реализации образовательной деятельности. - Организация методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам образования. - Организация разработки и функционирования внутренней системы оценки качества образования. - Организация реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым, финансовым, материально-техническим, психолого-педагогическим, информационно-методическим условиям реализации образовательных программ. - Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся и работников дошкольной образовательной организации в процессе реализации образовательной деятельности |
Организация присмотра и ухода за детьми | A/02.7 | -Планирование комплекса мероприятий по присмотру и уходу за детьми в ДОО. - Обеспечение специальных условий для присмотра и ухода за детьми с ОВЗ, учитывающих особенности их психофизического развития. - Организация и контроль работы системы питания в ДОО. - Руководство формированием развивающей социокультурной среды ДОО, соответствующей индивидуальным возрастным, психологическим и физиологическим особенностям обучающихся. - Руководство формированием системы методического обеспечения присмотра и ухода за детьми в ДОО. - Управление формированием и функционированием системы обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся и работников ДОО, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе организация медицинского сопровождения обучающихся. - Обеспечение реализации требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к инфраструктуре, инвентарю, информационно-технологическому и материально-техническому обеспечению ДОО. - Контроль и коррекция соблюдения санитарных и гигиенических правил и требований работниками ДОО |
Управление развитием дошкольной образовательной организации | A/04.7 | -Руководство развитием ДОО с учетом правовых норм законодательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов муниципального района/городского округа Российской Федерации. - Прогнозирование количественных и качественных параметров развития ДОО с учетом социально-экономических и этнокультурных аспектов среды. - Руководство разработкой программы развития ДОО совместно с коллегиальными органами управления. - Организация оценки ресурсов и возможных источников их привлечения, ограничений и рисков реализации программы развития ДОО. - Планирование образовательной, организационно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности ДОО в соответствии с учредительными документами ДОО и программой развития ДОО. - Управление реализацией программы развития ДОО, ее ресурсное обеспечение, координация деятельности участников образовательных отношений. - Обеспечение условий для разработки, апробации и внедрения образовательных инициатив и инноваций. - Организация проведения самообследования ДОО. - Обеспечение информационной открытости и доступности ДОО, в том числе организация работы официального сайта ДОО. - Контроль и оценка результативности и эффективности реализации программы развития ДОО. - Представление публичной отчетности о состоянии и перспективах развития ДОО. - Реализация государственной политики в сфере цифровой трансформации образовательной организации и развития цифровой образовательной среды |
Управление взаимодействием дошкольной образовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами | A/05.7 | -Определение потребностей, направлений и ожидаемых результатов взаимодействия с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами. - Определение форматов взаимодействия, в том числе сетевого взаимодействия. - Обеспечение взаимодействия с участниками образовательных отношений, органами государственной власти, местного самоуправления, учредителем/собственником, общественными и другими организациями, представителями средств массовой информации (далее - СМИ). - Представление ДОО во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе надзорными органами. - Представление ДОО во взаимодействии с социальными партнерами, общественными организациями, другими образовательными и не образовательными организациями. - Организация и координация социального партнерства с местным сообществом, организациями культуры, досуга и спорта, другими образовательными организациями по реализации образовательных и досугово-развивающих программ, мероприятий и событий. - Обеспечение административно-организационной поддержки взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями) обучающихся. - Оценка результатов взаимодействия с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами, при необходимости коррекция деятельности |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
7 | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. | Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. | Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. | Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сферах: образования; научных исследований) | ||
педагогический | обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса. | -образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. |
научно-исследовательский (промежуточный уровень) | разработка методов исследования объектов профессиональной деятельности на основе общих тенденций развития вычислительных систем; оптимизация проектных и технологических решений с целью обеспечения качества объектов профессиональной деятельности; разработка планов, программ, заданий и методик проведения исследования объектов профессиональной деятельности; организация научно-исследовательской работы; создание теоретических моделей, позволяющих оценивать и прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности; анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности; верификация компьютерных и телекоммуникационных систем; развитие методологических, технологических и практических аспектов информационного поиска и интеллектуальной обработки данных; развитие методов математического моделирования, численных методов, необходимых для осуществления производственно-технологической деятельности; составление обзоров и отчетов о проводимых исследования. | -образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Высшее - бакалавриат
2) Высшее - специалитет
3) Высшее - магистратура
4) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Нормативно-правовое регулирование | ||
Способен обеспечивать приоритет прав и свобод человека; соблюдать нормы законодательства Российской Федерации и служебной этики в своей профессиональной деятельности | Демонстрирует способность учитывать в профессиональной деятельности основные права и свободы человека и гражданина, нормы служебной этики на государственной и муниципальной службе. | Знать: - законодательство Российской Федерации о правах и свободах человека. Уметь: - обеспечивать приоритет прав и свобод человека в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. Владеть: - навыками обеспечения приоритета прав и свобод человека в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. |
Способен разрабатывать проекты нормативных правовых актов в сфере профессиональной деятельности, осуществлять их правовую и антикоррупционную экспертизу, оценку регулирующего воздействия и последствий их применения | Демонстрирует умение использовать установленные российским законодательством процедуры подготовки проектов нормативных правовых актов, а также проведения их экспертиз и оценки регулирующего воздействия. | Знать: - способы систематизации правовых норм; - иерархию нормативных правовых актов; - принципы и технологии правотворческой деятельности; - типы и этапы разработки и принятия (издания) правовых актов; - правовое регулирование и этапы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; - правовое регулирование и этапы проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. Уметь: - разрабатывать проекты правовых актов, сопроводительные документы к ним, готовить заключения на них; - проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов; - использовать материалы правоприменительной практики в профессиональной деятельности. Владеть: - навыками разработки проектов нормативных правовых актов, подготовки заключения на них, использования правоприменительной практики профессиональной деятельности, проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Управление | ||
Способен разрабатывать и реализовывать управленческие решения, меры регулирующего воздействия, в том числе контрольно-надзорные функции, государственные и муниципальные программы на основе анализа социально-экономических процессов | Демонстрирует знание основных закономерностей развития социально-экономических процессов. Демонстрирует умение разрабатывать и реализовывать управленческие решения, разрабатывать меры регулирующего воздействия, в том числе, при реализации контрольно-надзорных функций, государственных и муниципальных программ. | Знать: - основные методологические подходы к выработке государственных решений; - содержание основных понятий в области теории и практики принятия государственных решений; - основные этапы принятия и исполнения государственных решений; - параметры качества государственных решений и осуществления административных процессов. Уметь: - применять навыки принятия организационно-управленческих решений для достижения максимального результата в профессиональной деятельности, порождающих готовность будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности в любой ситуации; - принимать корректирующие меры в сфере муниципального управления. Владеть: - навыками принятия организационно-управленческих решений для достижения максимального результата в профессиональной деятельности, порождающих готовность будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности в любой ситуации; - навыками и способностями определять параметры качества государственных решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: научно-исследовательский (промежуточный уровень) | |||
Задача профессиональной деятельности: разработка методов исследования объектов профессиональной деятельности на основе общих тенденций развития вычислительных систем; оптимизация проектных и технологических решений с целью обеспечения качества объектов профессиональной деятельности; разработка планов, программ, заданий и методик проведения исследования объектов профессиональной деятельности; организация научно-исследовательской работы; создание теоретических моделей, позволяющих оценивать и прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности; анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности; верификация компьютерных и телекоммуникационных систем; развитие методологических, технологических и практических аспектов информационного поиска и интеллектуальной обработки данных; развитие методов математического моделирования, численных методов, необходимых для осуществления производственно-технологической деятельности; составление обзоров и отчетов о проводимых исследования. | |||
Объект или область знания: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. | |||
Способен использовать методы статистического анализа, специальные методы для решения задач в области экономики и управления | Планирует профессиональную деятельность и формулирует цели научных исследований. Определяет задачи научных исследований и средства для их достижения с использованием общенаучных и специальных методов исследований с применением новейших информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Принимает участие в подготовке и проведении исследований, анализирует, обобщает научную информацию, представляет аналитические материалы по итогам научных исследований. | Знать: - методы статистического анализа, специальные методы для решения задач в области экономики и управления; - общенаучные и специальные методы исследования. Уметь: - определять задачи научных исследований и средства для их достижения с применением новейших информационно-коммуникационных технологий; - планировать профессиональную деятельность и формулировать цели научных исследований. Владеть: - навыком в подготовке и проведении исследований, анализа, обобщения и предоставления аналитического материала по итогам научных исследований. | 01.011 Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) |
Способен подготавливать финансовые, инвестиционные, социально-экономические и иные прогнозы развития региона | Демонстрирует знание и анализирует основные направления и приоритеты региональной политики в области инвестиционного и социально-экономического развития РФ. Оценивает социально-экономическую эффективность инвестиционных проектов по заданным критериям. Анализирует влияние финансовой и инвестиционной политики на социально-экономическое развитие субъекта РФ. Осуществляет прогноз социально-экономического развития региона. | Знать: - основные направления и приоритеты региональной политики в области инвестиционного и социально-экономического развития РФ; - влияние финансовой и инвестиционной политики на социально-экономическое развития субъекта РФ. Уметь: - анализировать влияние финансовой и инвестиционной политики; - оценивать социально-экономическую эффективность инвестиционных проектов; - прогнозировать социально-экономическое развитие региона. Владеть: - навыком подготавливать финансовые, инвестиционные, социально-экономические и иные прогнозы развития региона; - навыком анализа основных направлений региональной политики в области финансового, инвестиционного, социально-экономического развития региона. | 01.011 Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 72 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Приоритеты развития российского образования в России | 18.0 | 11.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 0 |
Характеристика рынка образовательных услуг в РФ и регионального рынка образовательных услуг в современных условиях | 17.0 | 10.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 0 |
Нормативно-правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений | 16.0 | 10.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 0 |
Менеджмент как наука и как специфический тип профессиональной деятельности в историческом контексте развития общества | 20.0 | 12.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 0 |
Итоговая аттестация | 1.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 72 | 43 | 0 | 0 | 0 | 28 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
12/72 | 0 | 12/72 | 72 | 43 | 0.0 | 28.0 | 1.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 2 недели.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (30 часов, 6 часов в день) | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Приоритеты развития российского образования в России | 18.0 | 6 | 6 | 6 | |||||||||
Характеристика рынка образовательных услуг в РФ и регионального рынка образовательных услуг в современных условиях | 17.0 | 6 | 6 | 5 | |||||||||
Нормативно-правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений | 16.0 | 1 | 6 | 6 | 3 | ||||||||
Менеджмент как наука и как специфический тип профессиональной деятельности в историческом контексте развития общества | 20.0 | 3 | 6 | 6 | 5 | ||||||||
Итоговая аттестация | 1.0 | 1 | |||||||||||
Итого | 72 | 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (30 часов, 6 часов в день) |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Государственный и муниципальный менеджмент в образовании»
10.1. Цель дисциплины заключается в обеспечении специалистов знаниями и навыками для эффективного управления образовательными учреждениями на государственном и муниципальном уровнях. Данная дисциплина направлена на развитие профессиональных компетенций руководителей и административных работников в области планирования, организации и управления образовательными процессами в соответствии с государственными и муниципальными политиками и нормативными актами.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основных принципов и концепций государственного и муниципального менеджмента в образовании. Важно ознакомить специалистов с основными теоретическими и методологическими основами государственного и муниципального менеджмента в образовании, включая понятия, принципы и модели управления.- Освоение инструментов и методов планирования и организации образовательных процессов. Важно научить специалистов использовать инструменты и методы планирования, организации и контроля образовательных процессов, включая разработку стратегических и оперативных планов, формирование учебных планов, распределение ресурсов и организацию работы персонала.
- Рассмотрение законодательных и нормативных аспектов управления образованием. Важно научить специалистов разбираться в государственной и муниципальной законодательной базе образования, включая правовые акты, нормы и стандарты, регулирующие образовательную деятельность, а также разрабатывать и применять соответствующие политики и процедуры.
- Развитие навыков управления персоналом и коммуникации. Важно научить специалистов разрабатывать и применять стратегии управления персоналом, включая подбор, обучение, мотивацию и развитие сотрудников, а также развивать навыки коммуникации и сотрудничества с коллегами, родителями и другими заинтересованными сторонами.
- Изучение механизмов контроля и оценки результатов образовательной деятельности. Важно научить специалистов использовать методы и инструменты контроля и оценки результатов образовательной деятельности, включая системы мониторинга, оценки качества образования, стандарты и индикаторы успеваемости и развития обучающихся.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Нормативно-правовое регулирование | ||
Способен обеспечивать приоритет прав и свобод человека; соблюдать нормы законодательства Российской Федерации и служебной этики в своей профессиональной деятельности | Демонстрирует способность учитывать в профессиональной деятельности основные права и свободы человека и гражданина, нормы служебной этики на государственной и муниципальной службе. | Знать: - законодательство Российской Федерации о правах и свободах человека. Уметь: - обеспечивать приоритет прав и свобод человека в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. Владеть: - навыками обеспечения приоритета прав и свобод человека в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. |
Способен разрабатывать проекты нормативных правовых актов в сфере профессиональной деятельности, осуществлять их правовую и антикоррупционную экспертизу, оценку регулирующего воздействия и последствий их применения | Демонстрирует умение использовать установленные российским законодательством процедуры подготовки проектов нормативных правовых актов, а также проведения их экспертиз и оценки регулирующего воздействия. | Знать: - способы систематизации правовых норм; - иерархию нормативных правовых актов; - принципы и технологии правотворческой деятельности; - типы и этапы разработки и принятия (издания) правовых актов; - правовое регулирование и этапы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; - правовое регулирование и этапы проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. Уметь: - разрабатывать проекты правовых актов, сопроводительные документы к ним, готовить заключения на них; - проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов; - использовать материалы правоприменительной практики в профессиональной деятельности. Владеть: - навыками разработки проектов нормативных правовых актов, подготовки заключения на них, использования правоприменительной практики профессиональной деятельности, проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Управление | ||
Способен разрабатывать и реализовывать управленческие решения, меры регулирующего воздействия, в том числе контрольно-надзорные функции, государственные и муниципальные программы на основе анализа социально-экономических процессов | Демонстрирует знание основных закономерностей развития социально-экономических процессов. Демонстрирует умение разрабатывать и реализовывать управленческие решения, разрабатывать меры регулирующего воздействия, в том числе, при реализации контрольно-надзорных функций, государственных и муниципальных программ. | Знать: - основные методологические подходы к выработке государственных решений; - содержание основных понятий в области теории и практики принятия государственных решений; - основные этапы принятия и исполнения государственных решений; - параметры качества государственных решений и осуществления административных процессов. Уметь: - применять навыки принятия организационно-управленческих решений для достижения максимального результата в профессиональной деятельности, порождающих готовность будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности в любой ситуации; - принимать корректирующие меры в сфере муниципального управления. Владеть: - навыками принятия организационно-управленческих решений для достижения максимального результата в профессиональной деятельности, порождающих готовность будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности в любой ситуации; - навыками и способностями определять параметры качества государственных решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: научно-исследовательский (промежуточный уровень) | |||
Задача профессиональной деятельности: разработка методов исследования объектов профессиональной деятельности на основе общих тенденций развития вычислительных систем; оптимизация проектных и технологических решений с целью обеспечения качества объектов профессиональной деятельности; разработка планов, программ, заданий и методик проведения исследования объектов профессиональной деятельности; организация научно-исследовательской работы; создание теоретических моделей, позволяющих оценивать и прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности; анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности; верификация компьютерных и телекоммуникационных систем; развитие методологических, технологических и практических аспектов информационного поиска и интеллектуальной обработки данных; развитие методов математического моделирования, численных методов, необходимых для осуществления производственно-технологической деятельности; составление обзоров и отчетов о проводимых исследования. | |||
Объект или область знания: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. | |||
Способен использовать методы статистического анализа, специальные методы для решения задач в области экономики и управления | Планирует профессиональную деятельность и формулирует цели научных исследований. Определяет задачи научных исследований и средства для их достижения с использованием общенаучных и специальных методов исследований с применением новейших информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Принимает участие в подготовке и проведении исследований, анализирует, обобщает научную информацию, представляет аналитические материалы по итогам научных исследований. | Знать: - методы статистического анализа, специальные методы для решения задач в области экономики и управления; - общенаучные и специальные методы исследования. Уметь: - определять задачи научных исследований и средства для их достижения с применением новейших информационно-коммуникационных технологий; - планировать профессиональную деятельность и формулировать цели научных исследований. Владеть: - навыком в подготовке и проведении исследований, анализа, обобщения и предоставления аналитического материала по итогам научных исследований. | 01.011 Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) |
Способен подготавливать финансовые, инвестиционные, социально-экономические и иные прогнозы развития региона | Демонстрирует знание и анализирует основные направления и приоритеты региональной политики в области инвестиционного и социально-экономического развития РФ. Оценивает социально-экономическую эффективность инвестиционных проектов по заданным критериям. Анализирует влияние финансовой и инвестиционной политики на социально-экономическое развитие субъекта РФ. Осуществляет прогноз социально-экономического развития региона. | Знать: - основные направления и приоритеты региональной политики в области инвестиционного и социально-экономического развития РФ; - влияние финансовой и инвестиционной политики на социально-экономическое развития субъекта РФ. Уметь: - анализировать влияние финансовой и инвестиционной политики; - оценивать социально-экономическую эффективность инвестиционных проектов; - прогнозировать социально-экономическое развитие региона. Владеть: - навыком подготавливать финансовые, инвестиционные, социально-экономические и иные прогнозы развития региона; - навыком анализа основных направлений региональной политики в области финансового, инвестиционного, социально-экономического развития региона. | 01.011 Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 71.0 часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 43 |
лекции (Л) | 43.0 |
практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
семинары (С) | 0.0 |
лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
Самостоятельная работа (СР, всего), | 28.0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость | 71.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
1. | Приоритеты развития российского образования в России | Российская система образования. Роль образования в развитии российского общества. Структура российской системы образования. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации. Государство и образование. Приоритеты образовательной политики. Формирование эффективных экономических отношений в школьном и профессиональном образовании. Значение региональных органов власти в модернизации образования. Характеристика системы образования как вложения в будущее страны. Приоритеты образовательной политики в России. Основные направления и принципы формирования ее приоритетных направлений на современном этапе. Проблемы в этой сфере и способы их преодоления. |
2. | Характеристика рынка образовательных услуг в РФ и регионального рынка образовательных услуг в современных условиях | Характеристика образовательной услуги как товара. Процесс становления рынка образовательных услуг, проблемы ценообразования и особенности высшего образования в РФ и за рубежом. Анализ процесса реализации приоритетного национального проекта "Образование". Роль и значение образования в современных условиях. Образование как вид экономической деятельности и отрасль экономики. Российский рынок образовательных услуг. Инвестиции в образование как важнейшиий показатель устойчивого экономического роста. Особенность рынка образовательных услуг, факторы формирования спроса на них в зависимости от ступени образования. Пути решения экономических проблем системы образования. |
3. | Нормативно-правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений | Нормативно правовое регулирование деятельности бюджетных учреждений. Организационно–экономическая характеристика бюджетного предприятия, анализ его экономической деятельности. Процесс совершенствования бюджетного финансирования и контроль над расходами. Цели деятельности образовательного учреждения: создание необходимых условий для личностного развития детей, обобщение передового педагогического опыта. Особенности нормативно-правового регулирования образовательного процесса. Анализ поступления и использования финансовых средств в образовательных учреждениях. Налогообложение учреждений образования. Виды платных образовательных услуг. Заключение договора с потребителем услуги. Льготы, предоставляемые благотворителям. |
4. | Менеджмент как наука и как специфический тип профессиональной деятельности в историческом контексте развития общества | Возникновение и развитие менеджмента. Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации. Становление школы научного менеджмента. Основные понятия, цели и задачи менеджмента. Цели и анализ тенденций, наблюдаемых в окружении. Классификация целей. Бизнесмен и менеджер, их отличия. Концепции развития управления. Использование научного анализа для достижения целей. |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
1 | Приоритеты развития российского образования в России | 11.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 18.0 |
2 | Характеристика рынка образовательных услуг в РФ и регионального рынка образовательных услуг в современных условиях | 10.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 17.0 |
3 | Нормативно-правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений | 10.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 16.0 |
4 | Менеджмент как наука и как специфический тип профессиональной деятельности в историческом контексте развития общества | 12.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 20.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-Развитие российского рынка образовательных услуг в условиях глобализации мирового сообщества: монография / Л. Н. Бондарева, А. А. Вершинин, И. В. Климентьева [и др.]; под науч. ред. В. А. Шапошникова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021. 101 с.
-История менеджмента: учебное пособие / И.В. Тесленко. Екатеринбург: УГТУ – УПИ, 2009. 140 с.
-Образовательное право: учебное пособие для бакалавров / Под общ. ред. Д.А. Аксеновой. – М.: Книгодел, 2016. – 312 с.
-Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования / Москва, 2023. - 142 с.
б) дополнительная литература:
- Т.А. Анисовец / Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / Санкт-Петербург 2012 г. – 180 стр.
- Видеоурок: Менеджмент как система управления
- Глухова Юлия Вячеславовна / Онлайн-технологии маркетинга образовательных услуг / 6 с.
- Шобонов Н.А. Управление общеобразовательной организацией в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в РФ». Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: ННГУ, 2017. – 118 с.
- Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в начальной школе: учебное пособие / авт.-сост. С.Г. Григорьева, А.А. Хафизова. – Казань: Казан. ун-т, 2021. – 96 с.
- Разумов, И.В. История менеджмента: становление, развитие, преспективы: учеб. пособие / И.В. Разумов, Т.Ю. Кудрявцева; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль: ЯрГУ, 2008. - 120 с.
- Менеджмент [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. А. Гершанок, А. М. Ощепков; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2018. – 4 Мб; 310 с.
- Малашенкова О. Ф., Мовсесян А. С. Тенденции развития международного рынка образовательных услуг // София. 2018.
- Устойчивое развитие: приоритеты в области образования (опыт регионов России) / под ред. В.М. Захарова, А.В. Семенова, И.А. Соколова. – М.: Московский университет им. С.Ю. Витте / Центр устойчивого развития и здоровья среды ИБР РАН, 2022. – 248 с.
- Стратегия для России: образование / Клячко Т.Л., СинельниковМурылёв С.Г. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — 118 с.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Какие системы бывают в зависимости от адаптивности?
a) стохастические
б) комплексные
в) абстрактные
г) самоорганизующиеся
2. Что означает свойство системы как эмерджентность?
a) определяет расчет некоторых свойств системы
б) характеризует несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом
в) определяет способность достижения эффективности функционирования системы
г) определяет степень изменения параметров системы
3. Что относится к обеспечивающим подсистемам?
a) управление качеством
б) оснащение техническими средствами и оргтехникой делопроизводства
в) управление охраной окружающей среды
г) руководство внешне хозяйственными связями
4. Что относится к методам обследования?
a) системный анализ
б) системный подход
в) беседа
г) метод аналогий
5. К какой модели управления качеством относят «совокупность методов обнаружения неслучайных факторов, позволяющих диагностировать состояние процесса, провести его корректировку в целях улучшения качества продукции»?
a) обеспечение качества
б) статистическое управление качеством
в) оперативное управление качеством
г) обеспечение надежности
6. По модели Shell/DPM можно определить стратегии инвестирования. Определите какие возможны стратегии для позиции «Продолжать бизнес с осторожностью»:
a) никаких инвестиций; все управление должно быть сориентировано на баланс потока денежной наличности; стараться удерживаться в данной позиции до тех пор, пока она приносит прибыль; постепенно сворачивать бизнес
б) инвестировать или покинуть данный бизнес
в) необходимо сделать все усилия, чтобы избавиться от такого бизнеса, и чем скорее, тем лучше
г) инвестируйте осторожно и небольшими порциями, будучи уверенным, что отдача будет скорой, и постоянно проводите тщательный анализ своего экономического положения
7. Виды бизнеса, которые при позиционировании имеют лучшие или средние по сравнению с остальными значения факторов привлекательности рынка и преимуществ организации на рынке, то этот бизнес относится по матрице GE/McKinsey к:
a) пограничным
б) проигравшим
в) сомнительным
г) победившим
8. Виды бизнеса, попадающие в три клетки, расположенные вдоль диагонали, идущей от нижнего левого к верхнему правому краю матрицы, то этот бизнес относится по матрице GE/McKinsey к:
a) сомнительным
б) пограничным
в) проигравшим
г) победившим
9. Если бизнес обладает относительно незначительными конкурентными преимуществами организации, вовлеченной в весьма привлекательный и перспективный с точки зрения состояния рынка бизнес, то этот бизнес относится по матрице GE/McKinsey к:
a) пограничным
б) сомнительным
в) победившим
г) проигравшим
10. Позиции определяются низкой привлекательностью рынка и низким уровнем относительных преимуществ организации в данном виде бизнеса.. Это позиция:
a) проигравший 1
б) проигравший 2
в) проигравший 3
г) проигравший 4
11. Какую Конституция закрепляет структуру государственной власти в России:
a) Государственное управление субъектов РФ, местное самоуправление.
б) Федеральное управление; государственное управление субъектов РФ, местное самоуправление.
в) Федеральное управление, местное самоуправление.
12. Совет Федерации является:
a) Верхней палатой российского парламента
б) Нижней палатой российского парламента
в) Названием Правительства РФ
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |