88688 ПК - 144 часов. Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по дисциплине «Химия» в условиях реализации ФГОС ООО Институт РОПКиП PO-1482
Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 1270pуб.
Первоначальный взнос 127 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1630pуб.
Первоначальный взнос 163 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 2100pуб.
Первоначальный взнос 210 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«22» декабря 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по дисциплине «Химия» в условиях реализации ФГОС ООО»

Трудоемкость обучения по данной программе – 144 часа

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по дисциплине «Химия» в условиях реализации ФГОС ООО» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 04.03.01 Химия, Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 210, Приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 N 671.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Обучить участников программы новым методам и подходам к подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по дисциплине "Химия" в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО).
В рамках программы участники будут изучать основные принципы ФГОС ООО, требования к уровню знаний, умений и навыков, необходимым для успешной сдачи ОГЭ по дисциплине "Химия", особенности проведения ОГЭ. Они также получат знания о современных методах и формах организации образовательного процесса при подготовке к ОГЭ по Химии и обучении учащихся различных возрастных категорий.
После завершения программы участники будут обладать достаточными знаниями и практической подготовкой, чтобы эффективно организовывать процесс подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по дисциплине "Химия" в соответствии с требованиями ФГОС ООО и использовать современные технологии обучения. Кроме того, участники программы будут готовы к адаптации программы под необходимости, повышению мотивации учащихся, контролю и оценке результатов обучения.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-технологический;

-научно-исследовательский;

-организационно-управленческий;

-педагогический;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) технологический

Проведение химического анализа веществ и материалов с применением типового заводского оборудования с использованием физических, физикохимических биологических, внелабораторных методов анализа.

Контроль качества сырья и готовой продукции фармацевтической отрасли;

Оптимизации существующих и разработки новых технологий получения продукции для нужд сельского хозяйства.

Разработка новых технологий переработки нефти и газа;

Диагностика материалов и оборудования с использованием методов химического и физико-химического анализа.

Разработка новых видов материалов и химикатов, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции.

Разработка новых функциональных и конструкционных материалов; контроль качества сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, включая работу с радиоактивными препаратами и отходами производства.

Разработка новых функциональных и конструкционных материалов, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, используемой при производстве материалов для нужд ракетно-космической промышленности.

Разработка новых технологий, методов и методик получения и анализа продукции, оптимизация существующих технологий, методов и методик получения и анализа продукции, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции.

Разработка новых технологий, методов и методик получения и анализа металлов и сплавов, оптимизации существующих технологий получения металлов и сплавов, контроль качества сырья и готовой продукции, паспортизация и сертификации металлов и сплавов.

Разработка новых функциональных и конструкционных материалов; контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовых материалов для нужд авиационной промышленности.

Научно-технические разработки;
опытно-конструкторские разработки и внедрение химической продукции различного назначения, метрология, сертификация и технический контроль качества продукции.

2) научно-исследовательский

Научно-исследовательская деятельность, проведение научных исследований в области аналитической, органической, неорганической химии, биотехнологии, с применением полученных знаний по теоретическим основам аналитической химии и освоенных экспериментальных навыков;
обработка результатов химического анализа и их интерпретация с применением систем искусственного интеллекта, современного научного оборудования, а также информационных баз данных;
сбор и размещение на сайтах научной информации, написание обзоров, рефератов, тезисов, участие с сообщениями и докладами по тематике проводимых научных исследований.

Разработка новых технологий переработки угля, руд и других полезных ископаемых; оптимизации существующих технологий переработки угля, руд и других полезных ископаемых, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификации продукции.

Разработка новых функциональных материалов;

Разработка новых видов химических реактивов для нужд пищевой промышленности; контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции.

Разработка новых видов химических реактивов для нужд деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;

3) организационно-управленческий

Участие в организации и проведении различных мероприятий в профессиональной сфере деятельности; материальнотехническое сопровождение НИР и НИОКР.

Оптимизация существующих технологий переработки нефти и газа, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции.

4) педагогический

Разработка и реализация образовательных программ общей средней школы, СПО и программ ДО;

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сфере основного общего и среднего общего образования, профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования, дополнительного образования, в сфере научных исследований);

02 Здравоохранение (в сфере разработки новых лекарственных препаратов, в сфере контроля качества сырья и готовой продукции фармацевтической отрасли, в сфере химико-токсикологических исследований);

13 Сельское хозяйство (в сфере создания новых видов химической продукции для нужд сельского хозяйства, оптимизации существующих и разработки новых технологий их получения);

18 Добыча, переработка угля, руд и других полезных ископаемых (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий переработки угля, руд и других полезных ископаемых);

19 Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий переработки нефти и газа);

20 Электроэнергетика (в сфере разработки новых функциональных материалов, в сфере диагностики материалов и оборудования с использованием методов химического и физико-химического анализа);

21 Легкая и текстильная промышленность (в сфере разработки новых видов материалов и химикатов, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции);

22 Пищевая промышленность, включая производство напитков и табака (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере разработки новых видов химических реактивов для нужд пищевой промышленности);

23 Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, мебельное производство (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере разработки новых видов химических реактивов для нужд деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности);

24 Атомная промышленность (в сфере разработки новых функциональных и конструкционных материалов, в сфере контроля состава и свойств сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов, включая работу с радиоактивными веществами);

25 Ракетно-космическая промышленность (в сфере разработки новых функциональных и конструкционных материалов, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, используемой при производстве материалов для нужд ракетно-космической промышленности);

26 Химическое, химико-технологическое производство (в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий, методов и методик получения и анализа продукции, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции);

27 Металлургическое производство (в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий, методов и методик получения и анализа металлов и сплавов, в сфере контроля качества сырья и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации металлов и сплавов);

32 Авиастроение (в сфере разработки новых функциональных и конструкционных материалов, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовых материалов для нужд авиационной промышленности);

40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сфере научно-технических, опытно-конструкторских разработок и внедрения химической продукции различного назначения, в сфере метрологии, сертификации и технического контроля качества продукции).

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

Образовательные программы и образовательный процесс в средней школе, системе СПО и ДО;

простые молекулы и сложные соединения в различном агрегатном состоянии (неорганические и органические вещества и материалы на их основе), полученные в результате химического синтеза или выделенные из природных объектов.

Документация профессионального назначения.

Сырьевые ресурсы, профессиональное оборудование;

химические вещества, материалы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;

сырьевые ресурсы, документация профессионального и производственного назначения.

химические процессы и явления, профессиональное оборудование; сырьевые ресурсы, документация профессионального и производственного назначения.

Химические вещества, сырьевые ресурсы, химические процессы и явления источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;

документация профессионального и производственного назначения.

химические вещества, сырьевые ресурсы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;

химические вещества, материалы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;

01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Общепедагогическая функция. ОбучениеA/01.6-Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельностьA/02.6-Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельностьA/03.6-Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образованияB/03.6-Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира.
- Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития.
- Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся.
- Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования.
- Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения.
- Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.
- Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сфере основного общего и среднего общего образования, профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования, дополнительного образования, в сфере научных исследований);
педагогическийРазработка и реализация образовательных программ общей средней школы, СПО и программ ДО;-Образовательные программы и образовательный процесс в средней школе, системе СПО и ДО;
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 02 Здравоохранение (в сфере разработки новых лекарственных препаратов, в сфере контроля качества сырья и готовой продукции фармацевтической отрасли, в сфере химико-токсикологических исследований);
научно-исследовательскийНаучно-исследовательская деятельность, проведение научных исследований в области аналитической, органической, неорганической химии, биотехнологии, с применением полученных знаний по теоретическим основам аналитической химии и освоенных экспериментальных навыков; обработка результатов химического анализа и их интерпретация с применением систем искусственного интеллекта, современного научного оборудования, а также информационных баз данных; сбор и размещение на сайтах научной информации, написание обзоров, рефератов, тезисов, участие с сообщениями и докладами по тематике проводимых научных исследований.-простые молекулы и сложные соединения в различном агрегатном состоянии (неорганические и органические вещества и материалы на их основе), полученные в результате химического синтеза или выделенные из природных объектов.
технологическийКонтроль качества сырья и готовой продукции фармацевтической отрасли;-Сырьевые ресурсы, профессиональное оборудование;
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 13 Сельское хозяйство (в сфере создания новых видов химической продукции для нужд сельского хозяйства, оптимизации существующих и разработки новых технологий их получения);
организационно-управленческийУчастие в организации и проведении различных мероприятий в профессиональной сфере деятельности; материальнотехническое сопровождение НИР и НИОКР.-Документация профессионального назначения.
технологическийОптимизации существующих и разработки новых технологий получения продукции для нужд сельского хозяйства.-химические вещества, материалы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;.
- сырьевые ресурсы, документация профессионального и производственного назначения.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 18 Добыча, переработка угля, руд и других полезных ископаемых (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий переработки угля, руд и других полезных ископаемых);
технологическийПроведение химического анализа веществ и материалов с применением типового заводского оборудования с использованием физических, физикохимических биологических, внелабораторных методов анализа.-простые молекулы и сложные соединения в различном агрегатном состоянии (неорганические и органические вещества и материалы на их основе), полученные в результате химического синтеза или выделенные из природных объектов.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 19 Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий переработки нефти и газа);
научно-исследовательскийРазработка новых технологий переработки угля, руд и других полезных ископаемых; оптимизации существующих технологий переработки угля, руд и других полезных ископаемых, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификации продукции.-химические процессы и явления, профессиональное оборудование; сырьевые ресурсы, документация профессионального и производственного назначения.
технологическийРазработка новых технологий переработки нефти и газа;-Химические вещества, сырьевые ресурсы, химические процессы и явления источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование; .
- сырьевые ресурсы, документация профессионального и производственного назначения.
организационно-управленческийОптимизация существующих технологий переработки нефти и газа, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции.-Химические вещества, сырьевые ресурсы, химические процессы и явления источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование; .
- сырьевые ресурсы, документация профессионального и производственного назначения.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 20 Электроэнергетика (в сфере разработки новых функциональных материалов, в сфере диагностики материалов и оборудования с использованием методов химического и физико-химического анализа);
научно-исследовательскийРазработка новых функциональных материалов;-химические вещества, материалы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;.
- документация профессионального и производственного назначения.
технологическийДиагностика материалов и оборудования с использованием методов химического и физико-химического анализа.-химические вещества, материалы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;.
- документация профессионального и производственного назначения.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 21 Легкая и текстильная промышленность (в сфере разработки новых видов материалов и химикатов, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции);
технологическийРазработка новых видов материалов и химикатов, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.-химические вещества, сырьевые ресурсы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;.
- документация профессионального и производственного назначения.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 22 Пищевая промышленность, включая производство напитков и табака (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере разработки новых видов химических реактивов для нужд пищевой промышленности);
научно-исследовательскийРазработка новых видов химических реактивов для нужд пищевой промышленности; контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции.-химические вещества, сырьевые ресурсы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;.
- документация профессионального и производственного назначения.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 23 Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, мебельное производство (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере разработки новых видов химических реактивов для нужд деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности);
научно-исследовательскийРазработка новых видов химических реактивов для нужд деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;-химические вещества, сырьевые ресурсы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;.
- документация профессионального и производственного назначения.
технологическийКонтроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции.-химические вещества, сырьевые ресурсы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;.
- документация профессионального и производственного назначения.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 24 Атомная промышленность (в сфере разработки новых функциональных и конструкционных материалов, в сфере контроля состава и свойств сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов, включая работу с радиоактивными веществами);
технологическийРазработка новых функциональных и конструкционных материалов; контроль качества сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, включая работу с радиоактивными препаратами и отходами производства.-химические вещества, сырьевые ресурсы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;.
- документация профессионального и производственного назначения.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 25 Ракетно-космическая промышленность (в сфере разработки новых функциональных и конструкционных материалов, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, используемой при производстве материалов для нужд ракетно-космической промышленности);
технологическийРазработка новых функциональных и конструкционных материалов, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, используемой при производстве материалов для нужд ракетно-космической промышленности.-химические вещества, сырьевые ресурсы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;.
- документация профессионального и производственного назначения.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 26 Химическое, химико-технологическое производство (в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий, методов и методик получения и анализа продукции, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции);
технологическийРазработка новых технологий, методов и методик получения и анализа продукции, оптимизация существующих технологий, методов и методик получения и анализа продукции, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции.-химические вещества, сырьевые ресурсы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;.
- документация профессионального и производственного назначения.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 27 Металлургическое производство (в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий, методов и методик получения и анализа металлов и сплавов, в сфере контроля качества сырья и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации металлов и сплавов);
технологическийРазработка новых технологий, методов и методик получения и анализа металлов и сплавов, оптимизации существующих технологий получения металлов и сплавов, контроль качества сырья и готовой продукции, паспортизация и сертификации металлов и сплавов.-химические вещества, материалы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование; .
- документация профессионального и производственного назначения.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 32 Авиастроение (в сфере разработки новых функциональных и конструкционных материалов, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовых материалов для нужд авиационной промышленности);
технологическийРазработка новых функциональных и конструкционных материалов; контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовых материалов для нужд авиационной промышленности.-химические вещества, материалы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование; .
- документация профессионального и производственного назначения.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сфере научно-технических, опытно-конструкторских разработок и внедрения химической продукции различного назначения, в сфере метрологии, сертификации и технического контроля качества продукции).
технологическийНаучно-технические разработки; опытно-конструкторские разработки и внедрение химической продукции различного назначения, метрология, сертификация и технический контроль качества продукции.-химические вещества, материалы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование; .
- документация профессионального и производственного назначения.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Среднее профессиональное

2) Высшее - бакалавриат

3) Высшее - специалитет

4) Высшее - магистратура

5) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Общепрофессиональные навыки
Способен проводить с соблюдением норм техники безопасности химический эксперимент, включая синтез, анализ, изучение структуры и свойств веществ и материалов, исследование процессов с их участиемРаботает с химическими веществами с соблюдением норм техники безопасности.
Проводит синтез веществ и материалов разной природы с использованием имеющихся методик.
Проводит стандартные операции для определения химического и фазового состава веществ и материалов на их основе.
Знать:
- степень опасности неорганических веществ, нормы ТБ и правила проведения безопасного химического эксперимента;
- способы синтеза веществ и материалов разной природы с использованием имеющихся методик;
- нормы ТБ и правила проведения безопасного химического эксперимента, а также серийное научное оборудование и правила его использования.
Уметь:
- осуществлять химический эксперимент, синтез и анализ структуры и свойств полученных соединений с учётом класса опасности используемых веществ;
- осуществлять синтез веществ и материалов разной природы;
- производить стандартные операции определения химического и фазового состава веществ и материалов на их основе.
Владеть:
- методиками химического эксперимента;
- основными методиками препаративной химии;
- навыками проведения стандартных операций определения химического и фазового состава неорганических веществ, а также изучения их свойств.
Способен применять расчетно-теоретические методы для изучения свойств веществ и процессов с их участием с использованием современной вычислительной техникиПрименяет теоретические и полуэмпирические модели при решении задач химической направленности.
Использует стандартное программное обеспечение при решении задач химической направленности.
Решает задачи химической направленности с использованием специализированного программного обеспечения.
Знать:
- области применения расчетных методов в химии;
- программное обеспечение для квантово-химических расчетов;
- методы квантово-химических расчетов.
Уметь:
- создавать молекулярные модели;
- осуществлять выбор оптимального метода для расчета;
- проводить квантово-химический расчет.
Владеть:
- навыком проведения квантово-химических расчетов;
- навыком обработки получаемых расчетных данных.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Физико-математическая и компьютерная грамотность при решении задач профессиональной деятельности
Способен планировать работы химической направленности, обрабатывать и интерпретировать полученные результаты с использованием теоретических знаний и практических навыков решения математических и физических задачИспользует базовые знания в области математики и физики при планировании работ химической направленности.
Обрабатывает данные с использованием стандартных способов аппроксимации численных характеристик.
Интерпретирует результаты химических наблюдений с использованием физических законов и представлений.
Знать:
- основные типы химических процессов и реакторов, основы моделирования технологических процессов;
- ограничения принципиального характера, возникающие при масштабировании процессов;
- классификацию опасности веществ, принципы выявления и расчёта основных технических показателей;
- признаки параметров технологического процесса.
Уметь:
- пользоваться оборудованием и средствами измерений для проведения модельных редакций и процессов по известным методикам;
- пользоваться оборудованием и средствами измерений для проведения модельных ре6акций и процессов по известным методикам;
- анализировать причины нарушения параметров технологического процесса.
Владеть:
- навыком оценки эффективности технологического процесса и методами устранения причин нарушения технологического процесса;
- навыком оценки безопасного проведения работ в лаборатории;
- навыком оценки причин нарушения параметров технологического процесса;
- навыком составления лабораторных установок из стандартных элементов.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: Разработка и реализация образовательных программ общей средней школы, СПО и программ ДО;
Объект или область знания: Образовательные программы и образовательный процесс в средней школе, системе СПО и ДО;
ПК-1 Способность выполнять стандартные операции по предлагаемым методикамВладеет техникой эксперимента;
приемами выполнения эксперимента по заданной либо выбранной методике;
навыками планирования синтеза органического вещества с заданными свойствами;
техникой составления схемы анализа объекта;
приемами измерения физических величин с заданной точностью;
приемами измерения аналитического сигнала.
Знать:
основы теории химического эксперимента при неорганическом синтезе; принципы органического синтеза и получения высокомолекулярных соединений;
свойства химических соединений, правила их смешивания; методы качественного контроля химических процессов;
методы количественного химического анализа; физические методы исследования;
физико-химические методы анализа; методы разделения, концентрирования и очистки химических веществ.
Уметь:
планировать химический эксперимент, прогнозировать результаты эксперимента, анализировать полученные экспериментальные данные, интерпретировать полученные экспериментальные результаты, оценивать эффективность экспериментальных методов, описывать свойства полученных химических соединений, выбирать метод исследования, методику проведения эксперимента в соответствии с поставленными задачами; выполнять стандартные операции по предлагаемым методикам.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-2 владение базовыми навыками использования современной аппаратуры при проведении научных исследованийВладеет базовыми навыками использования современной аппаратуры при проведении научных исследований.Знать:
технические данные современной аппаратуры, целью получения достоверных результатов научных исследований.
Уметь:
использовать современную аппаратуру при проведении научных исследований.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-3 владение системой фундаментальных химических понятийВладеет основами теории фундаментальных разделов химии;
навыками решения конкретных теоретических и экспериментальных задач.
Знать:
основы фундаментальных разделов химии: неорганической химии (состав, строение, свойства веществ и соединений), органической химии (основные классы углеводородов, гомофункциональных, гетерофункциональных и гетероциклических соединений), аналитической химии (метрологические основы анализа, существо реакций, принципы и области использования химического анализа), физической химии (основы термодинамики, теории растворов и фазовых равновесий, химической кинетики и катализа, электрохимии);
перспективы развития наук; роль химического анализа, основные особенности свойств высокомолекулярных систем (структура, свойства, методы синтеза, области применения полимеров), теоретические основы химико-технологических процессов;
основные приближения квантовой химии;
теоретические основы коллоидной химии, теорию строения кристаллов и схему их квалификации; возможные сферы их связи и приложения, возможность их использования в познавательной и профессиональной деятельности;
перспективы развития биотехнологии.
Уметь:
применять теоретические знания для решения конкретных задач в химии; пользоваться современными представлениями основных разделов естественных наук для объяснения специфики поведения химических соединений; использовать данные по строению веществ и соединений для изучения их свойств;
использовать структурные данные в исследовании.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 3.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 144 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Основные возможности использования компьютерных технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС 36.0 22.0 0.0 0.0 0.0 14.0 0
Изучение базовых понятий химии 35.0 21.0 0.0 0.0 0.0 14.0 0
Химическая реакция 34.0 21.0 0.0 0.0 0.0 13.0 0
Экспериментальные методы познания в химии. Применение расчетов для решения задач 36.0 22.0 0.0 0.0 0.0 14.0 0
Итоговая аттестация 3.0 0 0 0 0 0 0
Итого 144 86 0 0 0 55 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
24/144 0 24/144 144 86 0.0 55.0 3.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 4 недели.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (42 часа, 6 часов в день)4 Неделя (18 часов, 6 часов в день)
Основные возможности использования компьютерных технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС 36.0 666666
Изучение базовых понятий химии 35.0 666665
Химическая реакция 34.0 1666663
Экспериментальные методы познания в химии. Применение расчетов для решения задач 36.0 3666663
Итоговая аттестация 3.0 3
Итого 144 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (42 часа, 6 часов в день)4 Неделя (18 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по дисциплине «Химия» в условиях реализации ФГОС ООО»

10.1. Цель дисциплины заключается в обеспечении специалистов знаниями и методическими подходами, необходимыми для успешной подготовки учащихся к сдаче Основного государственного экзамена (ОГЭ) по химии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основных разделов и тем программы по химии для ОГЭ. Важно ознакомить специалистов с основными разделами программы по химии для ОГЭ, включая основные темы, концепции и понятия, которые учащиеся должны освоить.
- Освоение методических подходов и стратегий подготовки к ОГЭ по химии. Важно научить специалистов использовать эффективные методические приемы и стратегии, направленные на развитие навыков и знаний учащихся, необходимых для успешной сдачи экзамена.
- Разработка и использование учебных материалов и ресурсов. Важно научить специалистов разрабатывать и использовать разнообразные учебные материалы, включая учебники, задания, тесты, интерактивные ресурсы и другие, для поддержки подготовки учащихся к ОГЭ по химии.
- Организация и проведение учебных занятий и практических занятий по химии. Важно научить специалистов организовывать и проводить учебные занятия и практические занятия по химии, включая демонстрационные эксперименты, лабораторные работы и другие активности, направленные на развитие практических навыков и концептуального понимания химических явлений.
- Оценка и контроль уровня подготовки учащихся к ОГЭ по химии. Важно научить специалистов применять методы оценки и контроля уровня знаний и умений учащихся, а также анализировать и интерпретировать результаты для корректировки дальнейшей подготовки.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Общепрофессиональные навыки
Способен проводить с соблюдением норм техники безопасности химический эксперимент, включая синтез, анализ, изучение структуры и свойств веществ и материалов, исследование процессов с их участиемРаботает с химическими веществами с соблюдением норм техники безопасности.
Проводит синтез веществ и материалов разной природы с использованием имеющихся методик.
Проводит стандартные операции для определения химического и фазового состава веществ и материалов на их основе.
Знать:
- степень опасности неорганических веществ, нормы ТБ и правила проведения безопасного химического эксперимента;
- способы синтеза веществ и материалов разной природы с использованием имеющихся методик;
- нормы ТБ и правила проведения безопасного химического эксперимента, а также серийное научное оборудование и правила его использования.
Уметь:
- осуществлять химический эксперимент, синтез и анализ структуры и свойств полученных соединений с учётом класса опасности используемых веществ;
- осуществлять синтез веществ и материалов разной природы;
- производить стандартные операции определения химического и фазового состава веществ и материалов на их основе.
Владеть:
- методиками химического эксперимента;
- основными методиками препаративной химии;
- навыками проведения стандартных операций определения химического и фазового состава неорганических веществ, а также изучения их свойств.
Способен применять расчетно-теоретические методы для изучения свойств веществ и процессов с их участием с использованием современной вычислительной техникиПрименяет теоретические и полуэмпирические модели при решении задач химической направленности.
Использует стандартное программное обеспечение при решении задач химической направленности.
Решает задачи химической направленности с использованием специализированного программного обеспечения.
Знать:
- области применения расчетных методов в химии;
- программное обеспечение для квантово-химических расчетов;
- методы квантово-химических расчетов.
Уметь:
- создавать молекулярные модели;
- осуществлять выбор оптимального метода для расчета;
- проводить квантово-химический расчет.
Владеть:
- навыком проведения квантово-химических расчетов;
- навыком обработки получаемых расчетных данных.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Физико-математическая и компьютерная грамотность при решении задач профессиональной деятельности
Способен планировать работы химической направленности, обрабатывать и интерпретировать полученные результаты с использованием теоретических знаний и практических навыков решения математических и физических задачИспользует базовые знания в области математики и физики при планировании работ химической направленности.
Обрабатывает данные с использованием стандартных способов аппроксимации численных характеристик.
Интерпретирует результаты химических наблюдений с использованием физических законов и представлений.
Знать:
- основные типы химических процессов и реакторов, основы моделирования технологических процессов;
- ограничения принципиального характера, возникающие при масштабировании процессов;
- классификацию опасности веществ, принципы выявления и расчёта основных технических показателей;
- признаки параметров технологического процесса.
Уметь:
- пользоваться оборудованием и средствами измерений для проведения модельных редакций и процессов по известным методикам;
- пользоваться оборудованием и средствами измерений для проведения модельных ре6акций и процессов по известным методикам;
- анализировать причины нарушения параметров технологического процесса.
Владеть:
- навыком оценки эффективности технологического процесса и методами устранения причин нарушения технологического процесса;
- навыком оценки безопасного проведения работ в лаборатории;
- навыком оценки причин нарушения параметров технологического процесса;
- навыком составления лабораторных установок из стандартных элементов.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: Разработка и реализация образовательных программ общей средней школы, СПО и программ ДО;
Объект или область знания: Образовательные программы и образовательный процесс в средней школе, системе СПО и ДО;
ПК-1 Способность выполнять стандартные операции по предлагаемым методикамВладеет техникой эксперимента;
приемами выполнения эксперимента по заданной либо выбранной методике;
навыками планирования синтеза органического вещества с заданными свойствами;
техникой составления схемы анализа объекта;
приемами измерения физических величин с заданной точностью;
приемами измерения аналитического сигнала.
Знать:
основы теории химического эксперимента при неорганическом синтезе; принципы органического синтеза и получения высокомолекулярных соединений;
свойства химических соединений, правила их смешивания; методы качественного контроля химических процессов;
методы количественного химического анализа; физические методы исследования;
физико-химические методы анализа; методы разделения, концентрирования и очистки химических веществ.
Уметь:
планировать химический эксперимент, прогнозировать результаты эксперимента, анализировать полученные экспериментальные данные, интерпретировать полученные экспериментальные результаты, оценивать эффективность экспериментальных методов, описывать свойства полученных химических соединений, выбирать метод исследования, методику проведения эксперимента в соответствии с поставленными задачами; выполнять стандартные операции по предлагаемым методикам.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-2 владение базовыми навыками использования современной аппаратуры при проведении научных исследованийВладеет базовыми навыками использования современной аппаратуры при проведении научных исследований.Знать:
технические данные современной аппаратуры, целью получения достоверных результатов научных исследований.
Уметь:
использовать современную аппаратуру при проведении научных исследований.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-3 владение системой фундаментальных химических понятийВладеет основами теории фундаментальных разделов химии;
навыками решения конкретных теоретических и экспериментальных задач.
Знать:
основы фундаментальных разделов химии: неорганической химии (состав, строение, свойства веществ и соединений), органической химии (основные классы углеводородов, гомофункциональных, гетерофункциональных и гетероциклических соединений), аналитической химии (метрологические основы анализа, существо реакций, принципы и области использования химического анализа), физической химии (основы термодинамики, теории растворов и фазовых равновесий, химической кинетики и катализа, электрохимии);
перспективы развития наук; роль химического анализа, основные особенности свойств высокомолекулярных систем (структура, свойства, методы синтеза, области применения полимеров), теоретические основы химико-технологических процессов;
основные приближения квантовой химии;
теоретические основы коллоидной химии, теорию строения кристаллов и схему их квалификации; возможные сферы их связи и приложения, возможность их использования в познавательной и профессиональной деятельности;
перспективы развития биотехнологии.
Уметь:
применять теоретические знания для решения конкретных задач в химии; пользоваться современными представлениями основных разделов естественных наук для объяснения специфики поведения химических соединений; использовать данные по строению веществ и соединений для изучения их свойств;
использовать структурные данные в исследовании.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 141.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 86
лекции (Л) 86.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 55.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 141.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Основные возможности использования компьютерных технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС Влияние компьютерных технологий на развитие общества.
Необходимость использования компьютерных технологий в современном образовательном процессе.
Современные информационные технологии в образовательном процессе.
Сущность понятия "современные информационные технологии".
Классификация информационных и коммуникативных технологий по цели использования в учебном процессе.
Использование современных информационных технологий в учебном процессе для активации учебной деятельности.
2. Изучение базовых понятий химии Вклад химического образования в формирование естественно-научной картины мира.
Формирование научных понятий о веществе, химическом элементе, химической реакции и химическом производстве в школьном курсе химии.
Сущность фундаментальных законов природы.
Химия как наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Основные понятия химии.
Химическая связь как взаимодействие двух атомов, осуществляемое путем обмена электронами.
Сущность химических реакций, реакции окисления и восстановления.
3. Химическая реакция Строение атома.
Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.
Строение молекул.
Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
Валентность химических элементов.
Степень окисления химических элементов.
Простые и сложные вещества.
Химическая реакция.
Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.
4. Экспериментальные методы познания в химии. Применение расчетов для решения задач Примеры решения основных типов задач по химии.
Особенные подходы к решению комбинированных и усложненных заданий.
Варианты экспериментальных задач к некоторым темам, изучаемым в школьном курсе химии и ответы к ним.
Задания для самостоятельного решения.
Изучение математических способов решения расчетных задач по химии.
Определение массовой доли карбонатов в исходной смеси.
Составление уравнения реакции и расчет состава смеси.
Решение химических задач графическим методом с построением линейных функций.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Основные возможности использования компьютерных технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС 22.0 0.0 0.0 0.0 14.0 36.0
2 Изучение базовых понятий химии 21.0 0.0 0.0 0.0 14.0 35.0
3 Химическая реакция 21.0 0.0 0.0 0.0 13.0 34.0
4 Экспериментальные методы познания в химии. Применение расчетов для решения задач 22.0 0.0 0.0 0.0 14.0 36.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-О.И. Пащенко / Информационные технологии в образовании / ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет» / - 228 стр.

-Методика решения задач по химии [Текст] : учебно-методическое пособие. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. — 44 с.

-Химия: Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену / А.С. Корощенко, А.В. Купцова. — Москва : Издательство АСТ, 2017. — 127, [1] с.

-Общая химия: учебное пособие / Г.Г. Савельев, Л.М. Смолова; Томский политехнический университет. − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2006. − 202 с.

б) дополнительная литература:

- Коджаспирова, Г. М.  Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 151 с. 

- Методическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна «Химия». 8 класс / О. С. Габриелян. — М. : Дрофа, 2018. — 109, [3] с

- ФГОС ООО

- Кузьменко Н. Е. К89 Начала химии : для поступающих в вузы / Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков. — 16-е изд., доп. и перераб. — Москва, 2016 г. — 704 стр.

- Коренев Ю.М. / Общая и неорганическая химия / – Москва, Школа имени А. Н.Колмогорова, Издательство Московского университета, 2000. – 181 стр.

- Мария С. Пак / Теория и методика обучения химии / - Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 306 стр.

- Травень В. Ф. / Органическая химия / Москва 2015 г. - 399 стр.

- Коренев Ю.М. / Общая и неорганическая химия / – М.: Школа имени А. Н.Колмогорова, Издательство Московского университета, 2000 г. – 60 стр.

- А.А. Пегов / Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе / 2010 г. - 71 стр.

- Видеоурок: Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании

- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.

- Теоретические и экспериментальные методы исследования в химии : [учеб.-метод. пособие] / М. В. Ананьев ; [науч. ред. Ю. П. Зайков] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 76 с

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. К методическим средствам обучения химии можно отнести

a) Химические задачи

б) Методы познания химии

в) Тестовые упражнения

2. Познавательные задания, включающие в себя условия, функциональные зависимости и требование ответа это

a) Лабораторные эксперименты

б) Познавательные вопросы

в) Упражнения

г) Химические задачи

3. К символико-графическим средствам наглядности можно отнести

a) Диаграммы

б) Иллюстрации

в) Аудиоматериалы

4. Конечные продукты реакции - соль и вода образуются при взаимодействии:

a) хлороводорода и гидроксида натрия

б) фосфора и оксида углерода (IV)

в) серной кислоты и глюкозы

г) натрия и калия

5. К психолого-педагогическим средствам обучения химии можно отнести

a) Работа с дидактическими материалами

б) Работа с учебником

в) Проведение обучающей игры

г) Проведение лабораторной работы

6. Какое утверждение является верным для характеристики глюкозы как химического вещества

a) относится к моносахаридам

б) содержит пептидную связь

в) содержит 12 атомов углерода

7. Химическая посуда, реактивы, коллекции природных материалов относятся к:

a) Материальным средствам обучения

б) Динамическим средствам обучения

в) Натуральным средствам наглядности

г) Графическим средствам наглядности

8. Из перечисленных веществ выберите металл, который будет вытеснять водород из соляной кислоты:

a) медь

б) ртуть

в) золото

г) магний

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.