Курс повышения квалификации Стимуляция познавательной деятельности младшеклассников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как способ повышения успешной учебной деятельности
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 830 pуб.
Первоначальный взнос 83 pуб.
Записаться на курс
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 960 pуб.
Первоначальный взнос 96 pуб.
Записаться на курс
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1400 pуб.
Первоначальный взнос 140 pуб.
Записаться на курс
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1570 pуб.
Первоначальный взнос 157 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации

«Стимуляция познавательной деятельности младшеклассников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как способ повышения успешной учебной деятельности»


Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов.


СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Планируемые результаты обучения
1.5. Категория слушателей
1.6. Срок обучения
1.7. Форма обучения
1.8. Структурное подразделение, реализующее программу
1.9. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

На современном этапе развития педагогической науки и практики усиливается тенденция изучения и решения образовательных проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практического опыта педагогической деятельности показывают, что у младших школьников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень развития познавательных процессов, что выступает как один из ведущих факторов, препятствующих не только усвоению образовательной программы и ее практической части, но и формированию личности, что лежит в основе неуспешности ученика. Поэтому важно с младшими школьниками с ОВЗ проводить работу по развитию познавательной сферы.
Учитывая это, активизация познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ представляет собой важное направление педагогической науки и образовательной практики, что определяет актуальность данного курса.
Совершенствование профессиональных компетенций учителей начальных классов по вопросам развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС НОО.
1. Определить особенности познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ;
2. Изучить активизацию познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ в условиях реализации современного урока;
3. Освоить развитие познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности;
4. Проанализировать усиление успешности познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ посредством применения предметно-развивающей среды.
По окончании удаленного курса слушатели приобрели следующие знания и умения:
1. Определять особенности познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ;
2. Изучать активизацию познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ в условиях реализации современного урока; 3. Осваивать развитие познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности;
4. Анализировать усиление успешности познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ посредством применения предметно-развивающей среды.



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 1 Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог,тифлопедагог).

1.3. Цель реализации программы

Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:
- Оказание коррекционно-развивающих и образовательных услуг по адаптированным основным общеобразовательным и индивидуальным программам отдельными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (организациями, осуществляющими образовательную деятельность, организациями сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющими образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности);
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Преподавание по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Проводить занятия.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать занятия.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся.

Классное руководство.
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями, лицами, их заменяющими.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 3.8. Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом.

Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерных
программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего.



1.4. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:


Общекультурные компетенции (ОК):
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного
процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья
детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых
норм.


Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях Общепедагогическая функция. Обучение A/01.6 -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках адаптированных основных общеобразовательных программ .
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Участие в разработке и реализация программы развития образовательной организации в целях создания специальных условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
- Планирование и проведение учебных занятий с учетом особенностей и возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий.
- Формирование мотивации к обучению.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование жизненных компетенций.
- Формирование навыков, связанных с информационно коммуникационными технологиями (ИКТ-технологиями).
- Организация осуществления контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения адаптированных основных общеобразовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе вариативных методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Воспитательная деятельность A/02.6 -Формирование представлений об объектах окружающей действительности, явлениях, происходящих в общественной жизни, способах взаимодействия людей друг с другом, правилах поведения, принятых в обществе.
- Осуществление духовно-нравственного, общекультурного и личностного развития (патриотическое, правовое, экологическое, экономическое, трудовое, физическое, половое, санитарногигиеническое, антиалкогольное и антинаркотическое,.
- эстетическое) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия.
- Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
- Регулирование поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей, характера и.
- степени проявления недостатков в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Определение и принятие правил поведения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка в образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ .
- Реализация воспитательных возможностей различных видов урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (учебная, игровая, трудовая, спортивная, художественная, общественная и т.д.).
- Проектирование и моделирование воспитывающих ситуаций и событий, развивающих индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции, ценностные установки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Помощь и поддержка в организации деятельности органов управления обучающихся (совет обучающихся).
- Создание и обеспечение охранительного педагогического режима, поддержание эмоционально положительной атмосферы и традиций образовательной организации.
- Формирование толерантности в меняющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ Педагогическая деятельность по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ B/02.6 -Проектирование образовательного процесса на основе федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом вариативных особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья .
- Организация и реализация пропедевтического периода на начальных этапах обучения для адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к образовательному процессу в школе .
- Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья социальной позиции обучающихся .
- Определение совместно с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, родителями (законными представителями), другими специалистами зоны его ближайшего развития, разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения адаптированных основных общеобразовательных программ .
- Формирование общекультурных компетенций и понимания места учебного предмета в общей картине мира Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося эффективных способов его обучения и развития, специальных образовательных условий для достижения оптимальных результатов .
- Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом особенностей психического развития лиц разных категорий, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья .
- Организация образовательного процесса с учетом своеобразия развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья .
- Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом особенностей развития обучающихся разных категорий Организация предметных олимпиад, конференций, викторин в образовательной организации
Коррекционно-развивающая деятельность по преодолению и профилактике недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организациях сферы здравоохранения и социального обслуживания Коррекционная деятельность C/01.6 -Анализ медицинской, психологической и педагогической документации для построения комплексной программы обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной работе .
- Разработка программы обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья .
- Выявление в ходе педагогического обследования потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной работе .
- Подготовка педагогического заключения по результатам диагностики недостатков развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья .
- Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных коррекционных программ на основе результатов диагностики развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья .
- Применение специальных методов и технологий коррекционной работы .
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психологомедико-педагогического консилиума Мониторинг динамики преодоления недостатков развития в результате коррекционной деятельности .
- Изучение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья для выявления потребности в комплексном сопровождении Консультирование родителей и других специалистов с целью профилактики вторичных недостатков в развитии ребенка .
- Разработка совместно с родителями семейно центрированных программ сопровождения ребенка раннего и дошкольного возраста; ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития .
- Просветительская деятельность, направленная на формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, их семьям .
- Сетевое взаимодействие со специалистами организаций здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, включения их в образовательное пространство и жизнь общества
Развивающая деятельность C/02.6 -Выявление в ходе педагогического наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, связанных с особенностями их развития .
- Применение методов психолого-педагогической диагностики для оценки особенностей, уровня и динамики развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья .
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной, комфортной и доступной образовательной среды, разработка программ профилактики дезадаптации в образовательной организации .
- Оказание адресной психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья .
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психологомедико-педагогического консилиума, психолого-медикопедагогической комиссии .
- Разработка совместно с другими специалистами и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья .
- Формирование системы саморегуляции поведения и деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах Разработка совместно с родителями семейно центрированных программ развития ребенка раннего и дошкольного возраста; ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития



1.5. Категория слушателей

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.


1.6. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 3 недели.


1.7. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.8. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.9. Выдаваемый документ:

Удостоверение о повышении квалификации.


2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов Лекции Самостоятельная
работа
Кол-во часов
контроля
Тип
контроля
1 Модуль 1. Характеристика учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 26 6 19 1 Тест
2 Модуль 2. Активизация познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ в условиях реализации современного урока 22 5 16 1 Тест
3 Модуль 3. Развитие познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности 27 6 20 1 Тест
4 Модуль 4. Усиление успешности познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ посредством применения предметно-развивающей среды 31 7 23 1 Тест
5 Итоговая аттестация 2 2 Итоговый тест
Итого часов 108


3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:

Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (24 часа, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Характеристика учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 26 66661
+1ПА
2 Модуль 2. Активизация познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ в условиях реализации современного урока 22 4665
+1ПА
3 Модуль 3. Развитие познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности 27 66662
+1ПА
4 Модуль 4. Усиление успешности познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ посредством применения предметно-развивающей среды 31 366663
+1ПА
5 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 108

ПА- Промежуточная аттестация.

3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 18 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Характеристика учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Учебная деятельность школьников с ОВЗ характеризуется снижением познавательной активности, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Поэтому в педагогической науке и практике особого внимания заслуживает проблема развития познавательной сферы данной категории учащихся, как стратегии повышения успешности учебной деятельности. Общая характеристика младшего школьного возраста. Школьное обучение – его особенности. Учебная деятельность младшего школьника. Общая характеристика учебной деятельности. Виды деятельности и их взаимодействие. Роль игры в дошкольном воспитании. Психологический анализ. Подходы к понятию учебная деятельность. Структура учебной деятельности по В.В.Давыдову. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Учебная деятельность как ведущая деятельность в этом возрасте. Мотивационная сфера младшего школьника.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- М. Айшервуд / Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья / Москва, "ЛексПраксис", 2014 г. - 205 стр.
- Видеоурок: Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста в условиях реализации ФГОС



Модуль 2. Активизация познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ в условиях реализации современного урока
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах, посредством проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание, обеспечение условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися. У детей с ОВЗ, основной дефект развития замедляет формирование познавательных процессов, снижает познавательную активность, затрудняет самоконтроль и саморегуляцию. Эмоциональная и личностная сфера младших школьников с ОВЗ характеризуется незрелостью. Данные особенности развития эмоционально-волевой и познавательной сферы затрудняют адаптацию к школе, формирование учебных умений и навыков, усвоение программного материала.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Ю.А. Телепенко / Современный урок в контексте реализации ФГОС / - 3 стр.



Модуль 3. Развитие познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности
Показана динамика изменения познавательной активности на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Опрос родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и нормотипичных детей, позволил выделить достоверные отличия в количестве времени, проводимом в совместной с ребенком деятельности, в доминирующем стиле воспитания в семье, а также видах совместной деятельности. Беседа и опрос педагогов, работающих в инклюзивных классах, показал степень психолого-педагогической готовности к работе с детьми с ОВЗ, знание особенностей таких детей, владение разнообразными методиками и приемами для активизации познавательной активности младших школьников.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- И.В. Казакова / Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС / - 10 стр.



Модуль 4. Усиление успешности познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ посредством применения предметно-развивающей среды
Особенности обучения детей с особыми образовательными и потребностями. Понятие и характеристика учебной деятельности. Понятие особых образовательных потребностей. Характеристика особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, причины их возникновения. Особенности организации учебной деятельности детей с ООП. Характеристика педагогических условий для обучения детей с ООП. Особенности формирования универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ. Описываются особенности процесса повышения познавательной активности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, определены компоненты и критериальные показатели уровней проявления познавательной активности младших школьников данной категории в учебном процессе.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.





5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в форме итогового теста на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на тест.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций,определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (Итоговый квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости
Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Характеристика учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
1. Определите, о каком условии непрерывной вертикали инклюзивного образования идет речь: все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и по видовому многообразию
a) Преемственности
б) Профессиональной компетентности
в) Шаговой доступности
г) Верного ответа нет

2. Подход предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, называется:
a) Расширение доступа к образованию
б) Интеграция
в) Мэйнстриминг
г) Мониторинг

3. Инклюзия представляет собой:
a) Форму сотрудничества
б) Частный случай интеграции
в) Стиль поведения
г) Стиль общения

4. Различают два вида интеграции:
a) Внутреннюю и внешнюю
б) пассивную и творческую
в) образовательную и социальную
г) пассивную и активную

5. Что такое критерии воспитанности?
a) Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности и различных качеств личности (коллектива)
б) Критерии воспитанности - это показатели сформированности знаний, умений, навыков
в) Критерии воспитанности - это статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень образованности молодёжи
г) Критерии воспитанности - это общие представления о ходе и результатах воспитательного процесса

6. Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:
a) Инклюзия
б) Интеракция
в) Интеграция
г) Индивидуализация

7. Установите, в каких позициях определено содержание воспитания?
a) Гуманизация и гумантаризация
б) Трудовое и политехническое образование
в) Воспитание на протяжении всей жизни
г) Всестороннее развитие личности

8. Задача умственного воспитания в инклюзивном образовании:
a) Формирование любознательности и пытливости учеников
б) Полная успеваемость по всем предметам, изучаемым в школе
в) Формирование научного мировоззрения учащихся
г) Дать общее образование и обеспечить гармоническое развитие личности



Перечень тестов. Модуль 2. Активизация познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ в условиях реализации современного урока
1. Сколько раз при частичной и временной интеграции дети с ОВЗ со своими нормально развивающимися сверстниками?
a) Не менее 1 раза в месяц
б) Не менее 2 раз в год
в) Не менее 2 раз в месяц
г) Не менее 1 раза в неделю

2. Обучение ребёнка на равных, с нормально развивающимися детьми - это:
a) Частичная инклюзия
б) Смешанная инклюзия
в) Постоянная инклюзия
г) Нет верного ответа

3. Сколько времени даётся учителю на диагностическое изучение ученика с ООП?
a) 3 недели
б) 1 месяц
в) 2 месяца
г) 2 недели

4. Какие важные компоненты ИОМ выделяют исследователи?
a) организационный, документальный и содержательный
б) организационный и содержательный
в) организационный, содержательный и регулятивный
г) организационный, содержательный и технологический

5. Организация в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями-это:
a) Подлинная инклюзия
б) Настоящая инклюзия
в) Посредственная инклюзия
г) Формальная инклюзия

6. Что не входит в АООП?
a) Система оценки результатов
б) Планируемые результаты
в) Условия реализации
г) Все указанные пункты входят в АООП

7. Кто участвует в разработке АОП?
a) Кто участвует в разработке АОП?
б) Учитель, психолог и родители
в) Администрация школы
г) Учитель и тьютор

8. На сколько уровней подразделяется АООП?
a) 5
б) 2
в) 4
г) 3



Перечень тестов. Модуль 3. Развитие познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности
1. НОДА-это:
a) нарушение организмом двигательных аппаратов
б) несоответсвия опорно-двигательного аппарата
в) нарушения опорно-двигательного аппарата


2. Признаки отставания познавательного развития у детей с ЗПР наблюдаются:
a) После 3 лет
б) Сразу после рождения
в) Между 2 и 3 годами
г) На первом году жизни

3. Стойкое снижение остроты зрения без видимой анатомической причины- это:
a) Астигматизм
б) Амблиопия
в) Миопия
г) Косоглазие

4. Наиболее распространённым отклонением развития у детей раннего и дошкольного возраста является:
a) Нарушения интеллектуального развития
б) Расстройство аутистического спектра
в) Нарушения речи
г) Задержка психического развития

5. Сколько степеней умственной отсталости выделено в настоящее время в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра?
a) 4
б) 6
в) 5
г) 3

6. Если ребёнок не реагирует на обращённую речь, не смотрит вам в глаза, повторяет однообразные движения, то скорее всего у него:
a) Задержка психического развития
б) Расстройств аутистического спектра
в) Детский церебральный паралич


7. Какие основные категории выделяют среди детей с нарушениями слуха?
a) Слабослышащие и позднооглохшие
б) Неслышащие, позднооглохшие и глухие
в) Глухие и слабослышащие
г) Глухие, слабослышащие, позднооглохшие

8. К началу школьного обучения для психического развития детей с ДЦП не характерно:
a) Высокий уровень концентрации внимания
б) Трудность переключения на другие виды деятельности
в) Замедленность восприятия
г) Снижение объёма механической памяти



Перечень тестов. Модуль 4. Усиление успешности познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ посредством применения предметно-развивающей среды
1. Что относится к особым образовательным потребностям детей с ОВЗ?
a) введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормотипичных сверстников;
б) специальные методы, приемы и средства обучения;
в) индивидуализация обучения;
г) особая временная, пространственная, организационная, материально-техническая образовательная среда;

2. Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:
a) инклюзия
б) интеракция
в) индивидуализация


3. Инклюзия представляет собой:
a) форму сотрудничества
б) частный случай интеграции
в) стиль поведения


4. Один из основных показателей готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования:
a) информационная готовность
б) готовность к профессиональному взаимодействию и обучению
в) психологическая готовность


5. Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее включение ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками:
a) образовательная интеграция
б) групповая интеграция
в) групповая интеграция


6. Принципы инклюзивного образования на международном уровне были впервые зафиксированы в
a) Джомтьенской Конвенции
б) Конвенции о правах инвалидов
в) Саламанкской декларации


7. Что подразумевает совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками:
a) интеграция
б) инклюзия
в) индивидуализация


8. Основой для определения варианта адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ, является:
a) рекомендации ПМПК, сформулированные по результатам комплексного обследования ребенка
б) выбор самого ребенка
в) письменное заявление родителей (законных представителей) ребенка




5.2 Итоговая аттестация
Итоговая аттестация обучающихся, завершающих обучение по программе, является обязательной.
Цель итоговой аттестации – установление уровня подготовки выпускника программы к выполнению профессиональных задач.
Итоговая аттестация позволяет выявить и объективно оценить теоретическую и практическую подготовку обучающегося.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме итогового теста.
Порядок проведения аттестационных испытаний определяется настоящей программой и доводится до сведения обучающихся перед началом ее освоения.
Результаты итоговой аттестации определяются оценками «отлично»,«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день проведения аттестационных испытаний после оформления в установленном порядке экзаменационной ведомости.
Для оценки знаний обучающихся может использоваться традиционная и балльная системы.
Если преподаватель выбирает балльную систему оценки, то обучающиеся должны быть ознакомлены до начала занятий с системой оценки и критериями оценивания.
Максимальная сумма баллов, набираемая обучающимися, равна 100. Баллы, характеризующие успеваемость обучающегося по дисциплине,набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ по определенному модулю.
На основе набранных баллов успеваемость обучающихся может определяться следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
- «Отлично» – 86-100% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» – от 76 до 85% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» – от 60 до 73% – теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» – ниже 60% – теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Обучающимся, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), а также получившим неудовлетворительную оценку, предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию повторно.

Перечень вопросов к итоговому тесту.
1. Определите, о каком условии непрерывной вертикали инклюзивного образования идет речь: все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и по видовому многообразию
a) Преемственности
б) Профессиональной компетентности
в) Шаговой доступности
г) Верного ответа нет

2. Подход предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, называется:
a) Расширение доступа к образованию
б) Интеграция
в) Мэйнстриминг
г) Мониторинг

3. Инклюзия представляет собой:
a) Форму сотрудничества
б) Частный случай интеграции
в) Стиль поведения
г) Стиль общения

4. Различают два вида интеграции:
a) Внутреннюю и внешнюю
б) пассивную и творческую
в) образовательную и социальную
г) пассивную и активную

5. Что относится к особым образовательным потребностям детей с ОВЗ?
a) введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормотипичных сверстников;
б) специальные методы, приемы и средства обучения;
в) индивидуализация обучения;
г) особая временная, пространственная, организационная, материально-техническая образовательная среда;

6. Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:
a) инклюзия
б) интеракция
в) индивидуализация


7. Инклюзия представляет собой:
a) форму сотрудничества
б) частный случай интеграции
в) стиль поведения


8. Один из основных показателей готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования:
a) информационная готовность
б) готовность к профессиональному взаимодействию и обучению
в) психологическая готовность


9. НОДА-это:
a) нарушение организмом двигательных аппаратов
б) несоответсвия опорно-двигательного аппарата
в) нарушения опорно-двигательного аппарата


10. Признаки отставания познавательного развития у детей с ЗПР наблюдаются:
a) После 3 лет
б) Сразу после рождения
в) Между 2 и 3 годами
г) На первом году жизни

11. Стойкое снижение остроты зрения без видимой анатомической причины- это:
a) Астигматизм
б) Амблиопия
в) Миопия
г) Косоглазие

12. Наиболее распространённым отклонением развития у детей раннего и дошкольного возраста является:
a) Нарушения интеллектуального развития
б) Расстройство аутистического спектра
в) Нарушения речи
г) Задержка психического развития

13. Сколько раз при частичной и временной интеграции дети с ОВЗ со своими нормально развивающимися сверстниками?
a) Не менее 1 раза в месяц
б) Не менее 2 раз в год
в) Не менее 2 раз в месяц
г) Не менее 1 раза в неделю

14. Обучение ребёнка на равных, с нормально развивающимися детьми - это:
a) Частичная инклюзия
б) Смешанная инклюзия
в) Постоянная инклюзия
г) Нет верного ответа

15. Сколько времени даётся учителю на диагностическое изучение ученика с ООП?
a) 3 недели
б) 1 месяц
в) 2 месяца
г) 2 недели

16. Какие важные компоненты ИОМ выделяют исследователи?
a) организационный, документальный и содержательный
б) организационный и содержательный
в) организационный, содержательный и регулятивный
г) организационный, содержательный и технологический



6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Итоговая аттестация осуществляются при помощи тестирования. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (Итоговый квалификационный тест), выдается Удостоверение повышения квалификации.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор, Преподаватель.


9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- М. Айшервуд / Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья / Москва, "ЛексПраксис", 2014 г. - 205 стр.
- Ю.А. Телепенко / Современный урок в контексте реализации ФГОС / - 3 стр.
- И.В. Казакова / Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС / - 10 стр.
- Видеоурок: Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста в условиях реализации ФГОС