Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 80
ПК - часов. Стимуляция познавательной деятельности младшеклассников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как способ повышения успешной учебной деятельности
Курс профессиональной переподготовки Стимуляция познавательной деятельности младшеклассников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как способ повышения успешной учебной деятельности
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 830 pуб.
Первоначальный взнос 83 pуб.
Записаться на курс
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 960 pуб.
Первоначальный взнос 96 pуб.
Записаться на курс
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1400 pуб.
Первоначальный взнос 140 pуб.
Записаться на курс
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1570 pуб.
Первоначальный взнос 157 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(программа повышения квалификации)
«Стимуляция познавательной деятельности младшеклассников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как способ повышения успешной учебной деятельности»


Трудоемкость обучения по данной программе –
Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 126

Warning: Undefined variable $name_colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 126
.

Содержание

1. Общие положения

2. Цель реализации программы профессиональной переподготовки

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

4. Планируемые результаты обучения

5. Условия реализации программы

6. Форма аттестации и оценочные материалы

7. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8. Календарный учебный график

9. Рабочая программа учебной дисциплины «Стимуляция познавательной деятельности младшеклассников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как способ повышения успешной учебной деятельности»

1. Общие положения

На современном этапе развития педагогической науки и практики усиливается тенденция изучения и решения образовательных проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практического опыта педагогической деятельности показывают, что у младших школьников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень развития познавательных процессов, что выступает как один из ведущих факторов, препятствующих не только усвоению образовательной программы и ее практической части, но и формированию личности, что лежит в основе неуспешности ученика. Поэтому важно с младшими школьниками с ОВЗ проводить работу по развитию познавательной сферы.
Учитывая это, активизация познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ представляет собой важное направление педагогической науки и образовательной практики, что определяет актуальность данного курса.
Совершенствование профессиональных компетенций учителей начальных классов по вопросам развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС НОО.
1. Определить особенности познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ;
2. Изучить активизацию познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ в условиях реализации современного урока;
3. Освоить развитие познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности;
4. Проанализировать усиление успешности познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ посредством применения предметно-развивающей среды.
По окончании удаленного курса слушатели приобрели следующие знания и умения:
1. Определять особенности познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ;
2. Изучать активизацию познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ в условиях реализации современного урока; 3. Осваивать развитие познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности;
4. Анализировать усиление успешности познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ посредством применения предметно-развивающей среды.

Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований):

Профстандарта 01.005 Специалист в области воспитания.

Программа профессиональной переподготовки реализуется в ООО Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки (далее – ООО Институт «РОПКиП»)

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель.

2. Цель реализации программы профессиональной переподготовки

Целью реализации настоящей учебной Программы является повышение профессионального уровня обучающихся (слушателей) в рамках имеющейся квалификации путём совершенствования имеющихся и/или формирования у них новых компетенций (знаний и умений), необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:

- Организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей.

При разработке содержания программы в части требований к результатам освоения образовательных программ учтены требования обеспечения преемственности по отношению к федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), а именно:

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в
процессе реализации образовательных программ общего образования в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
-задачи, содержание, методы, средства, формы и процесс организации урочной и внеурочной
деятельности обучающихся в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования;
-задачи, содержание, методы, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и
социальными партнерами, организациями образования, культуры, родителями (лицами, их
заменяющими) по вопросам обучения и воспитания младших школьников;
-документационное обеспечение образовательного процесса.

Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования готовится к следующим видам деятельности:
-Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
-Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
-Классное руководство.
-Методическое обеспечение образовательного процесса.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

- Среднее профессиональное

- Высшее - бакалавриат

- Высшее - специалитет

- Высшее - магистратура

- Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

4. Планируемые результаты обучения

Процесс освоения обучающимися программы повышения квалификации направлен на повышение профессионального уровня имеющейся квалификации и (или) совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в рамках ФГОС:

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Общекультурные компетенции (ОК):

Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного
процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья
детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых
норм.

Профессиональные компетенции:

Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Преподавание по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Проводить занятия.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать занятия.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся.

Классное руководство.
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями, лицами, их заменяющими.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 3.8. Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом.

Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерных
программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего.

Перечень формируемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков складывается на основе нижеприведенного списка.

Освоившие программу должны:

знать:

- Законодательные акты в области образования, образовательные и профессиональные стандарты; нормативные правовые основы тьюторского сопровождения в образовании

- Теоретические и методические основы тьюторской деятельности

- Технологии тьюторского сопровождения в образовании, педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся

- Основы разработки индивидуальных учебных планов обучающихся

- Основы разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

- Технологии индивидуализации образования и педагогического сопровождения проектирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов

- Особенности образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования

- Основы коррекционной педагогики, основы прикладного анализа поведения, виды образовательных затруднений обучающихся различных возрастов и категорий

- Методы педагогической диагностики, выявления индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся

- Методики и приемы оформления образовательного запроса обучающихся, элементов индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы

- Формы и методы проведения индивидуальной и групповой консультации, технологии открытого образования, тьюторские технологии

- Ресурсная схема общего тьюторского действия и этапы тьюторского сопровождения обучающихся

- Возрастные особенности обучающихся и способы их учета в реализации тьюторского сопровождения обучающихся

- Методы, способы формирования благоприятного психологического климата, условий для позитивного общения субъектов образования

- Методы профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса

- Особенности познавательной активности и мотивации тьюторантов различных категорий, методы развития у них навыков самоорганизации и самообразования

- Методы обучения самооцениванию и созданию рефлексивных текстов, анализа социокультурного опыта и опыта предпрофессиональных проб

- Методы, приемы организации игровой, творческой деятельности обучающихся разного возраста

- Методы и приемы делегирования ответственности за реализацию индивидуального образовательного маршрута самому обучающемуся

- Методы, приемы, технологии организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, включая методы и приемы прикладного анализа поведения, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся

- Методы анализа и оценки результатов освоения обучающимися индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы и обеспечения их рефлексии обучающимися

- Виды рабочей и отчетной документации тьютора, способы ее применения в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся

- Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся

- Требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации

- Теоретические и практические знания по учебной дисциплине «Первая помощь»

- Нормативные правовые основы организации тьюторского сопровождения в образовании в части работы с образовательной средой, ресурсами, взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса

- Локальные акты образовательной организации в части организации образовательной среды, использования образовательных ресурсов

- Методы и приемы анализа качества образовательных ресурсов

- Способы, методы, приемы оценки вариативности, открытости образовательной среды

- Основы организации образовательной среды с учетом возрастных особенностей обучающихся в разных типах образовательных организаций

- Основы организации адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся в разных типах образовательных организаций

- Принципы и правила создания предметно-развивающей среды

- Подходы к проектированию дополнительных элементов образовательной среды и навигации по ресурсам среды для обучающихся разного возраста

- Особенности семейного воспитания, подходы к организации взаимодействия тьютора с семьей

- Формы и методы консультирования семьи в части построения семейной образовательной среды для развития обучающихся

- Подходы к проектированию образовательной среды как места социальных проб обучающихся в школе и социуме

- Походы к проектированию образовательной среды с учетом запросов взрослого обучающегося, региональных ресурсов, рынка труда

- Технологии проектирования образовательной среды совместно с обучающимся в среднем профессиональном, высшем, дополнительном образовании взрослых, дополнительном профессиональном образовании

- Способы координации взаимодействия субъектов образования для обеспечения доступа обучающегося к образовательным ресурсам

- Технологии маркетинговых исследований образовательных запросов в различных видах образования

- Виды, формы и способы коммуникации, сетевого взаимодействия институтов социализации

- Нормативные правовые основы организации образования, межведомственного взаимодействия

- Источники информации, инновационного опыта, подходы к применению инновационного опыта в собственной практике

- Подходы к отбору актуальных методических материалов для тьюторского сопровождения обучающихся в процессе образования

- Педагогика общего, профессионального, дополнительного образования (по профилю деятельности тьютора)

- Дидактические и диагностические средства индивидуализации образовательного процесса

- Теоретические и методические основы прикладного анализа поведения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

- Подходы к разработке методических материалов, необходимых для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся разного возраста

- Подходы к анализу качества и эффективности используемых методических, дидактических и диагностических средств в целях индивидуализации образовательного процесса

- Методические, дидактические и диагностические средства выявления качества образовательной среды и формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды

- Подходы к разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в целях формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды для разных категорий обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

- Особенности образовательного процесса в разных типах образовательных организаций, потенциал их сетевого взаимодействия

- Формы социального партнерства институтов социализации

- Подходы к разработке методических средств для обеспечения совместной деятельности субъектов образования

- Программные средства, интернет-ресурсы для обеспечения тьюторского сопровождения обучающихся

- Подходы к созданию алгоритмов для построения индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ в различных видах образования

- Формы и методы консультирования участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образовательного процесса

- Способы консультирования участников образовательного процесса по вопросам формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды

- Основы анализа и оценки эффективности тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ

уметь:

- Применять методы педагогической диагностики для выявления индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся

- Осуществлять педагогическую поддержку обучающихся в проявлении ими образовательных потребностей, интересов

- Оказывать помощь обучающимся в оформлении ими индивидуального образовательного запроса

- Проводить работу по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся

- Консультировать обучающихся по вопросам разработки индивидуального образовательного маршрута, проекта

- Консультировать обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по вопросам их участия в проектировании и реализации адаптированных образовательных программ

- Оказывать консультативную поддержку обучающимся в процессе их профессионального самоопределения

- Применять технологии педагогической поддержки обучающихся при разработке ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

- Реализовывать меры по формированию благоприятного психологического климата, позитивного общения субъектов образования

- Выстраивать доверительные отношения с обучающимся и его окружением в ходе реализации индивидуального учебного плана

- Учитывать возрастные особенности обучающихся в процессе тьюторского сопровождения обучающихся

- Проводить развивающие игры, рефлексивные тьюториалы с обучающимися дошкольного и начального общего образования

- Проводить беседы, тренинги, деловые игры, рефлексивные тьюториалы с обучающимися основного и среднего общего образования

- Проводить беседы, консультации, игры, творческие мероприятия для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся

- Предоставлять обучающемуся выбор форм и содержания деятельности с учетом его возраста и индивидуальных особенностей

- Осуществлять делегирование ответственности обучающемуся за разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута с учетом его возраста и индивидуальных особенностей

- Осуществлять педагогическую поддержку образовательных инициатив обучающихся и реализации ими индивидуальных проектов

- Осуществлять взаимодействие с педагогами, родителями (законными представителями) обучающихся в целях поддержки обучающихся

- Организовывать анализ обучающимися результатов реализации индивидуального учебного плана и (или) адаптированной образовательной программы

- Организовывать участие родителей (законных представителей) обучающихся в проведении мероприятий с обучающимися

- Проводить индивидуальные и групповые консультации с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам реализации индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ

- Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы с обучающимися

- Реализовывать адаптированную образовательную программу обучающегося с ОВЗ и инвалидностью с применением методов прикладного анализа поведения

- Осуществлять применение различных видов рабочей документации в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся

- Оказывать обучающимся первую помощь

- Выявлять и систематизировать образовательные ресурсы внутри и вне образовательной организации

- Оценивать потенциал образовательной среды для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

- Разрабатывать и реализовывать меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды

- Зонировать образовательное пространство по видам деятельности

- Выполнять требования доступности образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся

- Организовывать открытые образовательные пространства для проектирования, исследования, творчества, коммуникации обучающихся

- Организовывать различные формы доступа обучающихся к ресурсам среды в соответствии с их возрастом, опытом, навыками

- Проектировать дополнительные элементы образовательной среды и навигацию по ресурсам среды для обучающихся разного возраста с учетом особенностей их возраста и образовательной программы

- Оказывать помощь семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ

- Координировать взаимодействие субъектов образовательной среды в образовательной организации

- Координировать взаимодействие образовательной организации с другими институтами социализации

- Проводить маркетинговые исследования запросов обучающихся на образовательные услуги в различных видах образования

- Организовывать и координировать работу сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов, адаптированных образовательных программ обучающихся

- Оказывать консультационную поддержку обучающимся и родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам создания условий для освоения обучающимися индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ

- Проводить консультации для педагогов и специалистов различных институтов социализации по вопросам индивидуализации образовательного процесса

- Осуществлять поиск источников информации, инновационного опыта тьюторского сопровождения в образовании

- Анализировать методическую литературу и осуществлять отбор актуальных методических материалов для деятельности тьютора

- Осуществлять подбор методических средств для педагогической поддержки обучающихся в освоении ими индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ

- Разрабатывать методические материалы, необходимые для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся

- Анализировать эффективность используемых методических средств педагогической поддержки обучающихся в разработке и реализации ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

- Осуществлять подбор методических средств для анализа качества образовательной среды

- Разрабатывать методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в целях формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды для разных категорий обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

- Разрабатывать методические материалы для обеспечения совместной деятельности институтов социализации по созданию условий для индивидуализации образовательного процесса

- Обновлять знания по применению актуальных методов и подходов в прикладном анализе поведения, их внедрение в повседневную работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью

- Использовать при разработке методических средств различные программные средства, интернет-ресурсы

- Создавать алгоритмы для самостоятельного построения обучающимися индивидуальных образовательных программ в различных видах образования

- Консультировать участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образовательного процесса

владеть навыками:

- Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования

- Организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

- Педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

- Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса

- Педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

- Организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

- Участие в реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

- Проектирование открытой, вариативной образовательной среды образовательной организации

- Повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

- Проектирование адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

- Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам

- Разработка и подбор методических средств для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

- Разработка и подбор методических средств для формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды

- Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

- Методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса

- Подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения


Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Тьюторское сопровождение обучающихся Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов F/01.6 -Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования.
- Организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов.
- Педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов.
- Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса.
- Педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов.
- Организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов.
- Участие в реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов F/02.6 -Проектирование открытой, вариативной образовательной среды образовательной организации.
- Повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов.
- Проектирование адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
- Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам
Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов F/03.6 -Разработка и подбор методических средств для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов.
- Разработка и подбор методических средств для формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды.
- Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
- Методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса.
- Подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов в Учебном центре и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача Учебным центром настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом Учебного центра, а сама Программа повторно утверждается директором Учебного центра и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

Итоговая аттестация обучающихся, освоивших программу профессиональной переподготовки, проводится в форме экзамена.

Перечень вопросов, используемых для проведения экзамена, формируется на основе перечней вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся при проведении промежуточных аттестаций по учебным дисциплинам, представленным в данной программе курса профессиональной переподготовки.

Для проведения итоговой аттестации создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается директором ООО Институт «РОПКиП».

В целях обеспечения объективного определения теоретической и практической подготовленности обучающихся к выполнению профессиональных задач по результатам обучения в состав аттестационной комиссии могут включаться представители других организаций.

Лицам, освоившим программу профессиональной переподготовки и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке с указанием нового вида профессиональной деятельности.

7. Учебный план программы профессиональной переподготовки

7.1.Категория обучающихся:

- Тьютор

7.2.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.

7.3.Продолжительность обучения:
Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 399

Warning: Undefined variable $name_colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 399
.

7.4.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.

7.5.План учебного процесса

Наименование учебных дисциплин Всего часов Лекций Семинары Практические Лабораторные Самостоятельная
работа
Промежуточная
аттестация
Итого 0 0 0 0 0 0 0

7.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика

Warning: Undefined variable $days in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 543
/
Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 543
0
Warning: Undefined variable $days in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 545
/
Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 545

Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 546

Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 547

Warning: Undefined variable $namecolchasMA in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 547
0

Warning: Undefined variable $namecolchasMA in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 550
-

8.Календарный учебный график

Срок обучения –
Warning: Undefined variable $weeks in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 557
.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).


Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 565

Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 566

Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 567

Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 568

Warning: Undefined variable $days in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 582

Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 668

Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 669

Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 670

Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 671
Наименование разделов, модулей, тем Всего часов
Итого 0

9. Рабочая программа учебной дисциплины «Стимуляция познавательной деятельности младшеклассников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как способ повышения успешной учебной деятельности»

9.1. Цель учебной дисциплины – формирование (совершенствование и (или) получение специалистами дополнительных) знаний, умений и навыков по вопросам: Организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей.

9.2. Место учебной дисциплины в структуре программы профессиональной переподготовки

Учебная дисциплина является вводной в программу профессиональной переподготовки.

Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы профессиональной переподготовки:

9.3.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Процесс освоения учебной дисциплины направлен на получение (формирование) обучающимися таких компетенций, как:

В сфере, Коррекционная педагогика в начальном образовании

Общекультурные компетенции (ОК):

Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного
процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья
детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых
норм.

Профессиональные компетенции (ПК):

Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Преподавание по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Проводить занятия.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать занятия.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся.

Классное руководство.
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями, лицами, их заменяющими.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 3.8. Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом.

Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерных
программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

Обучающийся должен:

знать:

- Законодательные акты в области образования, образовательные и профессиональные стандарты; нормативные правовые основы тьюторского сопровождения в образовании

- Теоретические и методические основы тьюторской деятельности

- Технологии тьюторского сопровождения в образовании, педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся

- Основы разработки индивидуальных учебных планов обучающихся

- Основы разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

- Технологии индивидуализации образования и педагогического сопровождения проектирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов

- Особенности образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования

- Основы коррекционной педагогики, основы прикладного анализа поведения, виды образовательных затруднений обучающихся различных возрастов и категорий

- Методы педагогической диагностики, выявления индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся

- Методики и приемы оформления образовательного запроса обучающихся, элементов индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы

- Формы и методы проведения индивидуальной и групповой консультации, технологии открытого образования, тьюторские технологии

- Ресурсная схема общего тьюторского действия и этапы тьюторского сопровождения обучающихся

- Возрастные особенности обучающихся и способы их учета в реализации тьюторского сопровождения обучающихся

- Методы, способы формирования благоприятного психологического климата, условий для позитивного общения субъектов образования

- Методы профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса

- Особенности познавательной активности и мотивации тьюторантов различных категорий, методы развития у них навыков самоорганизации и самообразования

- Методы обучения самооцениванию и созданию рефлексивных текстов, анализа социокультурного опыта и опыта предпрофессиональных проб

- Методы, приемы организации игровой, творческой деятельности обучающихся разного возраста

- Методы и приемы делегирования ответственности за реализацию индивидуального образовательного маршрута самому обучающемуся

- Методы, приемы, технологии организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, включая методы и приемы прикладного анализа поведения, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся

- Методы анализа и оценки результатов освоения обучающимися индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы и обеспечения их рефлексии обучающимися

- Виды рабочей и отчетной документации тьютора, способы ее применения в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся

- Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся

- Требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации

- Теоретические и практические знания по учебной дисциплине «Первая помощь»

- Нормативные правовые основы организации тьюторского сопровождения в образовании в части работы с образовательной средой, ресурсами, взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса

- Локальные акты образовательной организации в части организации образовательной среды, использования образовательных ресурсов

- Методы и приемы анализа качества образовательных ресурсов

- Способы, методы, приемы оценки вариативности, открытости образовательной среды

- Основы организации образовательной среды с учетом возрастных особенностей обучающихся в разных типах образовательных организаций

- Основы организации адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся в разных типах образовательных организаций

- Принципы и правила создания предметно-развивающей среды

- Подходы к проектированию дополнительных элементов образовательной среды и навигации по ресурсам среды для обучающихся разного возраста

- Особенности семейного воспитания, подходы к организации взаимодействия тьютора с семьей

- Формы и методы консультирования семьи в части построения семейной образовательной среды для развития обучающихся

- Подходы к проектированию образовательной среды как места социальных проб обучающихся в школе и социуме

- Походы к проектированию образовательной среды с учетом запросов взрослого обучающегося, региональных ресурсов, рынка труда

- Технологии проектирования образовательной среды совместно с обучающимся в среднем профессиональном, высшем, дополнительном образовании взрослых, дополнительном профессиональном образовании

- Способы координации взаимодействия субъектов образования для обеспечения доступа обучающегося к образовательным ресурсам

- Технологии маркетинговых исследований образовательных запросов в различных видах образования

- Виды, формы и способы коммуникации, сетевого взаимодействия институтов социализации

- Нормативные правовые основы организации образования, межведомственного взаимодействия

- Источники информации, инновационного опыта, подходы к применению инновационного опыта в собственной практике

- Подходы к отбору актуальных методических материалов для тьюторского сопровождения обучающихся в процессе образования

- Педагогика общего, профессионального, дополнительного образования (по профилю деятельности тьютора)

- Дидактические и диагностические средства индивидуализации образовательного процесса

- Теоретические и методические основы прикладного анализа поведения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

- Подходы к разработке методических материалов, необходимых для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся разного возраста

- Подходы к анализу качества и эффективности используемых методических, дидактических и диагностических средств в целях индивидуализации образовательного процесса

- Методические, дидактические и диагностические средства выявления качества образовательной среды и формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды

- Подходы к разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в целях формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды для разных категорий обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

- Особенности образовательного процесса в разных типах образовательных организаций, потенциал их сетевого взаимодействия

- Формы социального партнерства институтов социализации

- Подходы к разработке методических средств для обеспечения совместной деятельности субъектов образования

- Программные средства, интернет-ресурсы для обеспечения тьюторского сопровождения обучающихся

- Подходы к созданию алгоритмов для построения индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ в различных видах образования

- Формы и методы консультирования участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образовательного процесса

- Способы консультирования участников образовательного процесса по вопросам формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды

- Основы анализа и оценки эффективности тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ

уметь:

- Применять методы педагогической диагностики для выявления индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся

- Осуществлять педагогическую поддержку обучающихся в проявлении ими образовательных потребностей, интересов

- Оказывать помощь обучающимся в оформлении ими индивидуального образовательного запроса

- Проводить работу по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся

- Консультировать обучающихся по вопросам разработки индивидуального образовательного маршрута, проекта

- Консультировать обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по вопросам их участия в проектировании и реализации адаптированных образовательных программ

- Оказывать консультативную поддержку обучающимся в процессе их профессионального самоопределения

- Применять технологии педагогической поддержки обучающихся при разработке ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

- Реализовывать меры по формированию благоприятного психологического климата, позитивного общения субъектов образования

- Выстраивать доверительные отношения с обучающимся и его окружением в ходе реализации индивидуального учебного плана

- Учитывать возрастные особенности обучающихся в процессе тьюторского сопровождения обучающихся

- Проводить развивающие игры, рефлексивные тьюториалы с обучающимися дошкольного и начального общего образования

- Проводить беседы, тренинги, деловые игры, рефлексивные тьюториалы с обучающимися основного и среднего общего образования

- Проводить беседы, консультации, игры, творческие мероприятия для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся

- Предоставлять обучающемуся выбор форм и содержания деятельности с учетом его возраста и индивидуальных особенностей

- Осуществлять делегирование ответственности обучающемуся за разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута с учетом его возраста и индивидуальных особенностей

- Осуществлять педагогическую поддержку образовательных инициатив обучающихся и реализации ими индивидуальных проектов

- Осуществлять взаимодействие с педагогами, родителями (законными представителями) обучающихся в целях поддержки обучающихся

- Организовывать анализ обучающимися результатов реализации индивидуального учебного плана и (или) адаптированной образовательной программы

- Организовывать участие родителей (законных представителей) обучающихся в проведении мероприятий с обучающимися

- Проводить индивидуальные и групповые консультации с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам реализации индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ

- Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы с обучающимися

- Реализовывать адаптированную образовательную программу обучающегося с ОВЗ и инвалидностью с применением методов прикладного анализа поведения

- Осуществлять применение различных видов рабочей документации в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся

- Оказывать обучающимся первую помощь

- Выявлять и систематизировать образовательные ресурсы внутри и вне образовательной организации

- Оценивать потенциал образовательной среды для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

- Разрабатывать и реализовывать меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды

- Зонировать образовательное пространство по видам деятельности

- Выполнять требования доступности образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся

- Организовывать открытые образовательные пространства для проектирования, исследования, творчества, коммуникации обучающихся

- Организовывать различные формы доступа обучающихся к ресурсам среды в соответствии с их возрастом, опытом, навыками

- Проектировать дополнительные элементы образовательной среды и навигацию по ресурсам среды для обучающихся разного возраста с учетом особенностей их возраста и образовательной программы

- Оказывать помощь семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ

- Координировать взаимодействие субъектов образовательной среды в образовательной организации

- Координировать взаимодействие образовательной организации с другими институтами социализации

- Проводить маркетинговые исследования запросов обучающихся на образовательные услуги в различных видах образования

- Организовывать и координировать работу сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов, адаптированных образовательных программ обучающихся

- Оказывать консультационную поддержку обучающимся и родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам создания условий для освоения обучающимися индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ

- Проводить консультации для педагогов и специалистов различных институтов социализации по вопросам индивидуализации образовательного процесса

- Осуществлять поиск источников информации, инновационного опыта тьюторского сопровождения в образовании

- Анализировать методическую литературу и осуществлять отбор актуальных методических материалов для деятельности тьютора

- Осуществлять подбор методических средств для педагогической поддержки обучающихся в освоении ими индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ

- Разрабатывать методические материалы, необходимые для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся

- Анализировать эффективность используемых методических средств педагогической поддержки обучающихся в разработке и реализации ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

- Осуществлять подбор методических средств для анализа качества образовательной среды

- Разрабатывать методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в целях формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды для разных категорий обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

- Разрабатывать методические материалы для обеспечения совместной деятельности институтов социализации по созданию условий для индивидуализации образовательного процесса

- Обновлять знания по применению актуальных методов и подходов в прикладном анализе поведения, их внедрение в повседневную работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью

- Использовать при разработке методических средств различные программные средства, интернет-ресурсы

- Создавать алгоритмы для самостоятельного построения обучающимися индивидуальных образовательных программ в различных видах образования

- Консультировать участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образовательного процесса

владеть навыками:

- Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования

- Организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

- Педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

- Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса

- Педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

- Организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

- Участие в реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

- Проектирование открытой, вариативной образовательной среды образовательной организации

- Повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

- Проектирование адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

- Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам

- Разработка и подбор методических средств для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

- Разработка и подбор методических средств для формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды

- Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

- Методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса

- Подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения

9.4.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 30 часов.

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 0
лекции (Л)
практические занятия (ПЗ)
семинары (С)
лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа (СР, всего),
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость

9.5. Содержание учебной дисциплины

9.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела

9.5.2. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№п/п наименование обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин (модулей) №№ разделов данной учебной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин

<Примечания:

«+» - раздел обеспечивает изучение данной учебной дисциплины;

«–» - раздел не обеспечивает изучение данной учебной дисциплины.

9.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего

9.2. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

9.3. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

9.4. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

9.9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- М. Айшервуд / Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья / Москва, "ЛексПраксис", 2014 г. - 205 стр.
- ФГОС ОВЗ
- А. В. Ильина / Организация обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / – Челябинск 2018 г. – 96 стр.
- Величенкова О.А. / Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / — М.: Национальный книжный центр - 391 стр.
- Ю.А. Телепенко / Современный урок в контексте реализации ФГОС / - 3 стр.
- И.В. Казакова / Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС / - 10 стр.
- Видеоурок: Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста в условиях реализации ФГОС
- А.И. Копытин / Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ / Санкт-Петербург 2020 - 68 стр.
- Д.В. Григорьев / Внеурочная деятельность школьников / Москва 2011 г. - 224 стр.
- Т.А. Архипова / Организация внеурочной деятельности обучающихся / - Смоленск 2013 г. - 43 стр.

б) дополнительная литература:

в) программное обеспечение - ;

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

9.10. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

Учебная аудитория для лекционных занятий оснащается универсальными техническими средствами обеспечения учебного процесса в составе:

мультимедийного персонального компьютера (ноутбука);

мультимедийного проектора с дистанционным управлением.

Учебная аудитория для практических и самостоятельных занятий оснащается мультимедийным персональным компьютером (ноутбуком) преподавателя (сервером) и пользовательскими терминалами по числу обучающихся, объединенных локальной сетью («компьютерный» класс).

9.11. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.

Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.

Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.

Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .

9.12. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем. Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачета. Принимается зачет преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся

Перечень тестов:

1. Определите, о каком условии непрерывной вертикали инклюзивного образования идет речь: все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и по видовому многообразию

a) Преемственности

б) Профессиональной компетентности

в) Шаговой доступности

г) Верного ответа нет

2. Подход предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, называется:

a) Расширение доступа к образованию

б) Интеграция

в) Мэйнстриминг

г) Мониторинг

3. Инклюзия представляет собой:

a) Форму сотрудничества

б) Частный случай интеграции

в) Стиль поведения

г) Стиль общения

4. Различают два вида интеграции:

a) Внутреннюю и внешнюю

б) пассивную и творческую

в) образовательную и социальную

г) пассивную и активную

5. Что такое критерии воспитанности?

a) Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности и различных качеств личности (коллектива)

б) Критерии воспитанности - это показатели сформированности знаний, умений, навыков

в) Критерии воспитанности - это статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень образованности молодёжи

г) Критерии воспитанности - это общие представления о ходе и результатах воспитательного процесса

6. Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:

a) Инклюзия

б) Интеракция

в) Интеграция

г) Индивидуализация

7. Установите, в каких позициях определено содержание воспитания?

a) Гуманизация и гумантаризация

б) Трудовое и политехническое образование

в) Воспитание на протяжении всей жизни

г) Всестороннее развитие личности

8. Задача умственного воспитания в инклюзивном образовании:

a) Формирование любознательности и пытливости учеников

б) Полная успеваемость по всем предметам, изучаемым в школе

в) Формирование научного мировоззрения учащихся

г) Дать общее образование и обеспечить гармоническое развитие личности

9. Общественное воспитание – это

a) Негосударственная организация воспитательных процессов, происходящих в обществе в системе “человек – человеку”

б) Государственная система общественного просвещения

в) Государственное учреждение, занимающиеся делами незащищенных слоев населения

г) Влияние церкви на духовное воспитание членов общества

10. Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее включение ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками - это:

a) Групповая интеграция

б) Образовательная интеграция

в) Коммуникация

г) Нет верного ответа

11. Мезофакторы социализации подростков включают в себя:

a) Семью

б) Молодежную субкультуру

в) Государство

г) Все ответы верны

12. Назовите фундаментальный философский принцип инклюзии:

a) Право жить среди равных

б) Свобода выбора

в) Свобода в передвижении

г) Все ответы верны