ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(программа повышения квалификации)
«Проведение когнитивно-поведенческой терапии для детей и подростков»
Трудоемкость обучения по данной программе –
Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 126
Warning: Undefined variable $name_colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 126
.
Содержание
2. Цель реализации программы профессиональной переподготовки
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Учебный план программы профессиональной переподготовки
1. Общие положения
Когнитивно-поведенческая терапия в настоящее время в мире является приоритетным направлением в психотерапии и психологии. Это связано с ее научной обоснованностью, доказанной эффективностью, краткосрочностью, удобством и структурированностью. Она показала свою эффективность в том числе в работе с детьми и подростками. Педагоги и психологи с помощью этого курса познакомятся с ведущим психологически направлением и получат инструмент для определения и коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей и подростков.
Обучить основам когнитивно-поведенческой терапии в приложении к психологической, социальной и педагогической работе с детьми и подростками
1. Изучить теоретические основы когнитивно-поведенческой терапии
2. Освоить специфику когнитивно-поведенческой терапии детей и подростков
3. Получить представление о базовых техниках когнитивно-поведенческой терапии и их применении в работе с детьми и подростками
4. Ознакомиться с основами разновидности когнитивно-поведенческой терапии: рационально-эмоционально-поведенческой терапии (РЭПТ)
5. Научиться применять РЭПТ в работе с детьми и подростками
В результате данного обучающего курса слушателей обучат основам когнитивно-поведенческой терапии в приложении к психологической, социальной и педагогической работе с детьми и подростками
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 37.03.01 Психология.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований):
Профстандарта 03.008 Психолог в социальной сфере.Программа профессиональной переподготовки реализуется в ООО Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки (далее – ООО Институт «РОПКиП»)
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель.
2. Цель реализации программы профессиональной переподготовки
Целью реализации настоящей учебной Программы является повышение профессионального уровня обучающихся (слушателей) в рамках имеющейся квалификации путём совершенствования имеющихся и/или формирования у них новых компетенций (знаний и умений), необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:
- Профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц (асоциальное и конфликтное поведение, социальное сиротство и другое), психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения (маргиналы, мигранты, беженцы) и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; больным, одиноким и престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья; лицам, получившим посттравматические стрессовые расстройства, находящимся под следствием или в учреждениях пенитенциарной системы).
При разработке содержания программы в части требований к результатам освоения образовательных программ учтены требования обеспечения преемственности по отношению к федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), а именно:
37.03.01 Психология
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу, включает решение профессиональных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:
-психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу:
-практическая;
-научно-исследовательская;
-педагогическая;
-организационно-управленческая.
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
- Среднее профессиональное
- Высшее - бакалавриат
- Высшее - специалитет
- Высшее - магистратура
- Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
4. Планируемые результаты обучения
Процесс освоения обучающимися программы повышения квалификации направлен на повышение профессионального уровня имеющейся квалификации и (или) совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в рамках ФГОС:
37.03.01 Психология
Общекультурные компетенции (ОК):
Выпускник, освоивший программу, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
-способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
-способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
-способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
-способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
-способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
-способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
-способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
-способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
-способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
Профессиональные компетенции:
Выпускник, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа:
практическая деятельность:
-способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
-способностью к отбору и применению психо-диагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
-способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
-способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
-способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
научно-исследовательская деятельность:
-способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);
-способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);
-способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-8);
-способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);
педагогическая деятельность:
-способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10);
-способностью к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11);
-способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12);
организационно-управленческая деятельность:
-способностью к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-13);
-способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14).
Перечень формируемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков складывается на основе нижеприведенного списка.
Освоившие программу должны:
знать:
- Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы)
- Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты
- Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия)
- Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе)
- Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений
- Психология зависимости, аддикций, девиантология
- Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни
- Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)
- Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)
- Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации
- Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.)
- Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп
- Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации
- Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)
- Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия)
- Основы общей и социальной психологии, психологии малых групп, психологии масс
- Методы и методики общей и социальной психологии
- Современные направления молодежных движений
- Проблемы социализации, нарушений социализации
- Методология проведения тренингов
- Возрастная психология, геронтология
- Психология семьи и семейных кризисов
- Психология воспитания и педагогики
- Психология кризисных состояний, рискология, психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты
- Цели, задачи и функции организаций социальной сферы
- Типология социальных групп, нуждающихся в оказании помощи (социальной, социально-психологической, социально-правовой и т. д.)
- Психология беженцев, мигрантов, маргиналов
- Технологии работы с разными социальными группами
- Документоведение
- Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность и т. д.)
- Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т. д.)
- Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров
- Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т. д.)
- Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере
- Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии
- Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными
- Основы социальной психологии, психология малых групп
- Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей
- Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация)
- Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях
- Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т. д.), педагогическая психология
- Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений)
- Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм
- Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении
- Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей
- Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)
- Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы
- Социальная психология, психология малых групп
- Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи
- Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды
- Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды
- Психология кризисных состояний, рискология
- Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты
- Социальная психология, психология малых групп, методы социальной психологии
- Основы профилактики асоциальных явлений в обществе
- Методы и технологии управления современными рисками
- Методы разработки программ профилактической и психокоррекционной работы
- Основы составления индивидуальной программы предоставления психологических услуг
- Основы прогнозирования и проектирования в социальной психологии
- Принципы, методы, технологии мониторинга социальных явлений
уметь:
- Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам
- Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи
- Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций
- Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов
- Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм
- Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации
- Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения
- Взаимодействовать с другими работниками органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию
- Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач
- Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов
- Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе
- Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов
- Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов
- Вести делопроизводство и служебную переписку
- Вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными социально уязвимыми группами населения
- Разрабатывать программы и проводить психологическое обследование клиентов
- Анализировать полученные в психологическом обследовании результаты, выявлять степень достоверности полученной информации, составлять психологическое заключение
- Адаптировать и применять зарубежный опыт работы по оказанию психологической помощи социально уязвимым группам населения
- Разрабатывать индивидуальные и групповые программы оказания психологической помощи клиентам
- Проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов
- Применять разные виды и методы индивидуального, группового психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов
- Создавать команду и работать в команде по оказанию психологической помощи клиентам
- Разрабатывать психологические рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с клиентами
- Разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи клиентам
- Проводить психологические обследование социального окружения представителей социально уязвимых слоев населения в рамках профессиональных этических норм, прав человека
- Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам
- Вести документацию и служебную переписку
- Анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг
- Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере
- Вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок
- Составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере
- Работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности
- Применять на практике методы обучения взрослых, индивидуального и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов
- Оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам
- Критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере
- Вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере
- Разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам
- Общаться с разными категориями клиентов
- Общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов
- Проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители
- Обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители
- Определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении
- Разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов
- Применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры
- Адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности
- Применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов
- Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов
- Анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения
- Разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы
- Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций
- Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг
- Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги)
- Грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах
- Создавать наглядные материалы для психологического просвещения
- Преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения
- Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека
- Владеть современными технологиями работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами
- Организовывать взаимодействие между специалистами по проведению профилактической и психокоррекционной работы
- Анализировать и обобщать данные о состоянии и динамике психологического здоровья населения, выявлять риски его нарушения
- Выявлять проблемы психологического здоровья населения, требующие психокоррекционной работы
- Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания для разработки программ профилактической и психокоррекционной работы
- Подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и психокоррекционной работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения
- Осуществлять разные виды психологического консультирования населения по вопросам психологического здоровья
- Разрабатывать программы и проводить общественные опросы по проблематике психологического здоровья
- Определять источники необходимой информации, осуществлять ее поиск и применять для совершенствования деятельности в области реализации профилактической и психокоррекционной работы с населением
владеть навыками:
- Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников
- Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе
- Групповое и индивидуальное консультирование клиентов
- Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации
- Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов
- Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов
- Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях
- Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов
- Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки
- Запрос необходимой информации у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства)
- Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов
- Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни
- Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов
- Разработка совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде
- Разработка программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников
- Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания
- Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов
- Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем
- Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ
- Учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи
- Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам
- Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам
- Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т. п.)
- Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов
- Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом
- Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы
- Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации
- Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам
- Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями
- Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи
- Разработка программ и проведение групповых и индивидуальных психологических занятий для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т. д.)
- Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей
- Подготовка детей к устройству в замещающую семью
- Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях
- Учет данных об оказанной психологической помощи
- Разработка плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы
- Доведение до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информации о перечне психологических услуг и возможности их получения
- Разработка рекомендаций для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению с учетом конкретных задач, решаемых ими
- Организация волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи
- Подготовка для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т. д.)
- Проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг
- Привлечение к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи
- Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования
- Учет проведенных работ
- Диагностика состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании
- Обобщение информации о рисках и формирование прогноза возможного неблагополучия в состоянии и динамике психологического здоровья населения проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании
- Разработка и реализация совместно с другими специалистами программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения
- Консультирование населения по проблемам психологического здоровья
- Оценка результативности программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения
- Подготовка материалов о состоянии и динамике психологического здоровья населения и представление их в интернет-форумах и СМИ
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|---|
Организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп | Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию | A/03.7 | -Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников. - Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе. - Групповое и индивидуальное консультирование клиентов. - Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации. - Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов. - Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов . - Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях. - Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов |
Организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам) | A/04.7 | -Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки. - Запрос необходимой информации у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства). - Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов . - Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни. - Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов. - Разработка совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде. - Разработка программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников. - Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания . - Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов. - Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем. - Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ. - Учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи |
|
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) | A/05.7 | -Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам . - Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам. - Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т. п.). - Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов . - Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом . - Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы. - Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации. - Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам |
|
Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов) | A/06.7 | -Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями . - Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи. - Разработка программ и проведение групповых и индивидуальных психологических занятий для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т. д.). - Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей. - Подготовка детей к устройству в замещающую семью. - Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях. - Учет данных об оказанной психологической помощи |
|
Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы | A/07.7 | -Разработка плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы. - Доведение до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информации о перечне психологических услуг и возможности их получения . - Разработка рекомендаций для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению с учетом конкретных задач, решаемых ими. - Организация волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи. - Подготовка для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т. д.). - Проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг. - Привлечение к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи. - Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования. - Учет проведенных работ |
|
Разработка и реализация программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения | A/08.7 | -Диагностика состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании. - Обобщение информации о рисках и формирование прогноза возможного неблагополучия в состоянии и динамике психологического здоровья населения проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании. - Разработка и реализация совместно с другими специалистами программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения. - Консультирование населения по проблемам психологического здоровья. - Оценка результативности программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения. - Подготовка материалов о состоянии и динамике психологического здоровья населения и представление их в интернет-форумах и СМИ . - Учет проведенных работ |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов в Учебном центре и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача Учебным центром настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом Учебного центра, а сама Программа повторно утверждается директором Учебного центра и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
Итоговая аттестация обучающихся, освоивших программу профессиональной переподготовки, проводится в форме экзамена.
Перечень вопросов, используемых для проведения экзамена, формируется на основе перечней вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся при проведении промежуточных аттестаций по учебным дисциплинам, представленным в данной программе курса профессиональной переподготовки.
Для проведения итоговой аттестации создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается директором ООО Институт «РОПКиП».
В целях обеспечения объективного определения теоретической и практической подготовленности обучающихся к выполнению профессиональных задач по результатам обучения в состав аттестационной комиссии могут включаться представители других организаций.
Лицам, освоившим программу профессиональной переподготовки и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке с указанием нового вида профессиональной деятельности.
7. Учебный план программы профессиональной переподготовки
7.1.Категория обучающихся:
- Психолог в социальной сфере
- Психолог
7.2.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
7.3.Продолжительность обучения:
Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 399
Warning: Undefined variable $name_colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 399
.
7.4.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
7.5.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов | Лекций | Семинары | Практические | Лабораторные | Самостоятельная работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Итого | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
Warning: Undefined variable $days in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 543 / Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 543 |
0 | Warning: Undefined variable $days in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 545 / Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 545 |
Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 546 |
Warning: Undefined variable $colchasov in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 547 Warning: Undefined variable $namecolchasMA in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 547 0 |
Warning: Undefined variable $namecolchasMA in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 550 |
- |
8.Календарный учебный график
Срок обучения –
Warning: Undefined variable $weeks in /var/www/ropkip.ru/content/obrazprogramPK.php on line 557
.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем | Всего часов |
---|---|
Итого | 0 |
9. Рабочая программа учебной дисциплины «Проведение когнитивно-поведенческой терапии для детей и подростков»
9.1. Цель учебной дисциплины – формирование (совершенствование и (или) получение специалистами дополнительных) знаний, умений и навыков по вопросам: Профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц (асоциальное и конфликтное поведение, социальное сиротство и другое), психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения (маргиналы, мигранты, беженцы) и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; больным, одиноким и престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья; лицам, получившим посттравматические стрессовые расстройства, находящимся под следствием или в учреждениях пенитенциарной системы).
9.2. Место учебной дисциплины в структуре программы профессиональной переподготовки
Учебная дисциплина является вводной в программу профессиональной переподготовки.
Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы профессиональной переподготовки:
9.3.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Процесс освоения учебной дисциплины направлен на получение (формирование) обучающимися таких компетенций, как:
В сфере, Психология
Общекультурные компетенции (ОК):
Выпускник, освоивший программу, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
-способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
-способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
-способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
-способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
-способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
-способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
-способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
-способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
-способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
Профессиональные компетенции (ПК):
Выпускник, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа:
практическая деятельность:
-способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
-способностью к отбору и применению психо-диагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
-способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
-способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
-способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
научно-исследовательская деятельность:
-способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);
-способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);
-способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-8);
-способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);
педагогическая деятельность:
-способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10);
-способностью к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11);
-способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12);
организационно-управленческая деятельность:
-способностью к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-13);
-способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Обучающийся должен:
знать:
- Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы)
- Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты
- Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия)
- Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе)
- Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений
- Психология зависимости, аддикций, девиантология
- Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни
- Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)
- Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)
- Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации
- Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.)
- Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп
- Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации
- Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)
- Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия)
- Основы общей и социальной психологии, психологии малых групп, психологии масс
- Методы и методики общей и социальной психологии
- Современные направления молодежных движений
- Проблемы социализации, нарушений социализации
- Методология проведения тренингов
- Возрастная психология, геронтология
- Психология семьи и семейных кризисов
- Психология воспитания и педагогики
- Психология кризисных состояний, рискология, психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты
- Цели, задачи и функции организаций социальной сферы
- Типология социальных групп, нуждающихся в оказании помощи (социальной, социально-психологической, социально-правовой и т. д.)
- Психология беженцев, мигрантов, маргиналов
- Технологии работы с разными социальными группами
- Документоведение
- Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность и т. д.)
- Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т. д.)
- Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров
- Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т. д.)
- Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере
- Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии
- Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными
- Основы социальной психологии, психология малых групп
- Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей
- Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация)
- Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях
- Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т. д.), педагогическая психология
- Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений)
- Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм
- Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении
- Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей
- Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)
- Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы
- Социальная психология, психология малых групп
- Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи
- Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды
- Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды
- Психология кризисных состояний, рискология
- Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты
- Социальная психология, психология малых групп, методы социальной психологии
- Основы профилактики асоциальных явлений в обществе
- Методы и технологии управления современными рисками
- Методы разработки программ профилактической и психокоррекционной работы
- Основы составления индивидуальной программы предоставления психологических услуг
- Основы прогнозирования и проектирования в социальной психологии
- Принципы, методы, технологии мониторинга социальных явлений
уметь:
- Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам
- Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи
- Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций
- Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов
- Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм
- Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации
- Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения
- Взаимодействовать с другими работниками органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию
- Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач
- Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов
- Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе
- Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов
- Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов
- Вести делопроизводство и служебную переписку
- Вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными социально уязвимыми группами населения
- Разрабатывать программы и проводить психологическое обследование клиентов
- Анализировать полученные в психологическом обследовании результаты, выявлять степень достоверности полученной информации, составлять психологическое заключение
- Адаптировать и применять зарубежный опыт работы по оказанию психологической помощи социально уязвимым группам населения
- Разрабатывать индивидуальные и групповые программы оказания психологической помощи клиентам
- Проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов
- Применять разные виды и методы индивидуального, группового психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов
- Создавать команду и работать в команде по оказанию психологической помощи клиентам
- Разрабатывать психологические рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с клиентами
- Разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи клиентам
- Проводить психологические обследование социального окружения представителей социально уязвимых слоев населения в рамках профессиональных этических норм, прав человека
- Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам
- Вести документацию и служебную переписку
- Анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг
- Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере
- Вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок
- Составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере
- Работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности
- Применять на практике методы обучения взрослых, индивидуального и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов
- Оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам
- Критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере
- Вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере
- Разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам
- Общаться с разными категориями клиентов
- Общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов
- Проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители
- Обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители
- Определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении
- Разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов
- Применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры
- Адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности
- Применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов
- Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов
- Анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения
- Разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы
- Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций
- Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг
- Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги)
- Грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах
- Создавать наглядные материалы для психологического просвещения
- Преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения
- Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека
- Владеть современными технологиями работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами
- Организовывать взаимодействие между специалистами по проведению профилактической и психокоррекционной работы
- Анализировать и обобщать данные о состоянии и динамике психологического здоровья населения, выявлять риски его нарушения
- Выявлять проблемы психологического здоровья населения, требующие психокоррекционной работы
- Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания для разработки программ профилактической и психокоррекционной работы
- Подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и психокоррекционной работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения
- Осуществлять разные виды психологического консультирования населения по вопросам психологического здоровья
- Разрабатывать программы и проводить общественные опросы по проблематике психологического здоровья
- Определять источники необходимой информации, осуществлять ее поиск и применять для совершенствования деятельности в области реализации профилактической и психокоррекционной работы с населением
владеть навыками:
- Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников
- Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе
- Групповое и индивидуальное консультирование клиентов
- Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации
- Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов
- Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов
- Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях
- Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов
- Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки
- Запрос необходимой информации у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства)
- Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов
- Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни
- Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов
- Разработка совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде
- Разработка программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников
- Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания
- Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов
- Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем
- Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ
- Учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи
- Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам
- Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам
- Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т. п.)
- Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов
- Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом
- Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы
- Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации
- Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам
- Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями
- Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи
- Разработка программ и проведение групповых и индивидуальных психологических занятий для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т. д.)
- Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей
- Подготовка детей к устройству в замещающую семью
- Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях
- Учет данных об оказанной психологической помощи
- Разработка плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы
- Доведение до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информации о перечне психологических услуг и возможности их получения
- Разработка рекомендаций для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению с учетом конкретных задач, решаемых ими
- Организация волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи
- Подготовка для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т. д.)
- Проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг
- Привлечение к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи
- Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования
- Учет проведенных работ
- Диагностика состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании
- Обобщение информации о рисках и формирование прогноза возможного неблагополучия в состоянии и динамике психологического здоровья населения проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании
- Разработка и реализация совместно с другими специалистами программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения
- Консультирование населения по проблемам психологического здоровья
- Оценка результативности программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения
- Подготовка материалов о состоянии и динамике психологического здоровья населения и представление их в интернет-форумах и СМИ
9.4.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 30 часов.
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
лекции (Л) | |
практические занятия (ПЗ) | |
семинары (С) | |
лабораторные работы (ЛР) | |
Самостоятельная работа (СР, всего), | |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость |
9.5. Содержание учебной дисциплины
9.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
9.5.2. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№п/п | наименование обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин (модулей) | №№ разделов данной учебной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин |
<Примечания:
«+» - раздел обеспечивает изучение данной учебной дисциплины;
«–» - раздел не обеспечивает изучение данной учебной дисциплины.
9.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
9.2. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.9.3. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.9.4. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.9.9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.- Н.Н. Королева / Когнитивное и речевое развитие ребенка в условиях современного российского общества / - 8 стр.
- Джудит Бек / Когнитивная терапия: психология / перевод, Москва, СПБ, Киев - 393 стр.
- Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Основные направления современной психотерапии / — Москва, Когито-Центр, 2000 г. - 26 стр.
- Т.В. Власова / Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии и консультировании / - Владивосток 2002 г. - 105 стр.
- Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии и консультировании: Хрестоматия / Сост. Т.В. Власова. – Владивосток: ГИ МГУ, 2002. – 110 с
- Когнитивная терапия: полное руководство: Пер. с англ. - М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2006. - 400 с.: ил. - Парал. тит. англ.
- Практикум по психотерапевтическим методам работы практического психолога с детьми и подростками: Практикум / под ред. Фроловой А.В. — Казань: Издательство «Бриг», 2015. — 104 с.
- РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ А. ЭЛЛИСА / - 17 стр.
- Труды и дни Альберта Эллиса. Что такое РЭПТ / - 7 стр.
- Когнитивная терапия А. Бека / - 17 стр.
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение - ;
не требуется.г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.9.10. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Учебная аудитория для лекционных занятий оснащается универсальными техническими средствами обеспечения учебного процесса в составе:
мультимедийного персонального компьютера (ноутбука);
мультимедийного проектора с дистанционным управлением.
Учебная аудитория для практических и самостоятельных занятий оснащается мультимедийным персональным компьютером (ноутбуком) преподавателя (сервером) и пользовательскими терминалами по числу обучающихся, объединенных локальной сетью («компьютерный» класс).
9.11. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.
Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.
Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.
Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .
9.12. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем. Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачета. Принимается зачет преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихсяПеречень тестов:
1. Что является предметом психологии как науки?
a) сознание
б) душа
в) поведение
г) психика
2. К психическим свойствам личности относятся:
a) темперамент и способности
б) мышление и сознание
в) желания и потребности
г) эмоции и воля
3. Основными функциями психики являются:
a) отражение и защита организма
б) защита организма и представление
в) отражение и регуляция поведения и деятельности
г) регуляция поведения и прогнозирование
4. Направление психологии, основной задачей которого является применение научных знаний для помощи населению в повседневных и критических ситуациях, называется
a) общая психология
б) практическая психология
в) социальная психология
г) поведенческий подход
5. Интроспекция - это термин для обозначения метода
a) самонаблюдения
б) проективных тестов
в) лабораторного эксперимента
г) тестирования отдельных психических функций
6. К свойствам ощущений не относится:
a) целостность
б) контрастность
в) сенсибилизация
г) адаптация
7. Целостный нервный механизм, осуществляющий прием н анализ сенсорной информации определенного вида — это
a) механорецептор
б) синестезия
в) ноцирецептор
г) анализатор
8. Отнесенность сведений о внешнем мире, получаемых с помощью анализаторов, к объектам внешнего мира — это
a) категориальность восприятия
б) модальность ощущения
в) предметность восприятия
г) константность восприятия
9. Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии на анализаторы:
a) представление
б) ощущение
в) когнитивный диссонанс
г) восприятие
10. Поведение человека, противоречащее его представлениям и установкам, приводит к
a) когнитивному диссонансу
б) сенсорной депривации
в) социальной перцепции
г) ориентировочному рефлексу
11. Внимание. возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий, называется
a) перцептивным
б) рассеянным
в) произвольным
г) непроизвольным
12. Один из механизмов внимания - очаг возбуждения, накапливающий в себе сигналы, и одновременно тормозящий работу других нервных центров, называется
a) центр Вернике
б) варолиев мост
в) ретикулярная формация
г) доминанта