88788 ПК - 108 часов. Проведение когнитивно-поведенческой терапии для детей и подростков Институт РОПКиП PO-1551
Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 1270pуб.
Первоначальный взнос 127 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1630pуб.
Первоначальный взнос 163 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 2100pуб.
Первоначальный взнос 210 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«22» декабря 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Проведение когнитивно-поведенческой терапии для детей и подростков»

Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Проведение когнитивно-поведенческой терапии для детей и подростков» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 37.03.01 Психология, Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 946.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере»

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Обеспечить специалистам знания и практические навыки в области проведения когнитивно-поведенческой терапии для детей и подростков. В ходе программы участники изучат принципы и методы когнитивно-поведенческой терапии, а также научатся применять эти методы при лечении различных психологических и поведенческих проблем у детей и подростков. Участники программы освоят такие методы, как анализ мыслей и установок, тренинги по управлению эмоциями, различные приемы изменения поведения и др. После завершения программы участники должны обладать достаточными знаниями и практическим опытом, чтобы успешно проводить когнитивно-поведенческую терапию для детей и подростков и обеспечивать эффективное лечение психологических и поведенческих проблем у своих пациентов.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-консультационный;

-реабилитационный;

-коррекционно-развивающий;

-диагностический;

-просветительско-профилактический;

-организационный;

-научно-исследовательский;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) консультационный

анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;
предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;
выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности;
формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром;
разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения.

2) реабилитационный

Разработка и реализация совместно с другими специалистами программы реабилитационной работы, направленные на улучшение психологического здоровья населения.

3) коррекционно-развивающий

Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися и воспитанниками, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого – медико-педагогического консилиума.

4) диагностический

Организация и проведение психологической диагностики особенностей детей и обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

5) просветительско-профилактический

организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы;
преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины;
участие в проведении тестирования по итогам обучения;
участие в подготовке учебно-методических материалов для обучающихся в общеобразовательных организациях;
распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации;
пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.

6) организационный

организация психологического сопровождения и психологической помощи социально уязвимым слоям населения (клиентам);
анализ форм организации взаимодействий с персоналом в трудовых коллективах;
выявление проблем, затрудняющих функционирование организации;
использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.

7) научно-исследовательский

участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии;
изучение научной информации, российского и зарубежного опыта по тематике исследования;
применение стандартизованных методик;
обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения.

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сферах: психолого-педагогической, консультативной и социальной помощи участникам образовательных отношений; основного общего образования, среднего общего образования, профессионального образования, дополнительного профессионального образования; научных исследований);

03 Социальное обслуживание (в сферах: психологического сопровождения представителей социально уязвимых слоев населения; консультативной помощи работникам социальных служб, социальной помощи семье и замещающим семьям; оказания психологической помощи отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию; просвещения и повышения психологической культуры населения);

06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сферах: психологического сопровождения информационно-коммуникационного пространства и обеспечения психологической безопасности информационной среды включая интернет-контент и средства массовой информации; связей с общественностью (PR);

12 Обеспечение безопасности (в сфере научно-исследовательской, психодиагностической и консультативной деятельности в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка);

33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и прочие) (в сфере индивидуального психологического консультирования и сопровождения лиц, нуждающихся в психологической помощи);

40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах: консультирования, управления коммуникацией, администрирования бизнес-процессов и обеспечения работы с персоналом).

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.

03.008 Психолог в социальной сфере
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп
Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуациюA/03.7-Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников.
- Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе.
- Групповое и индивидуальное консультирование клиентов.
- Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации.
- Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов.
- Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов .
- Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях.
- Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов
Организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам)A/04.7-Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки.
- Запрос необходимой информации у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства).
- Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов .
- Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни.
- Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов.
- Разработка совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде.
- Разработка программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников.
- Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания .
- Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов.
- Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем.
- Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ.
- Учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам)A/05.7-Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам .
- Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам.
- Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т. п.).
- Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов .
- Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом .
- Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы.
- Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации.
- Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам
Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов)A/06.7-Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями .
- Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи.
- Разработка программ и проведение групповых и индивидуальных психологических занятий для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т. д.).
- Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей.
- Подготовка детей к устройству в замещающую семью.
- Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях.
- Учет данных об оказанной психологической помощи
Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферыA/07.7-Разработка плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы.
- Доведение до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информации о перечне психологических услуг и возможности их получения .
- Разработка рекомендаций для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению с учетом конкретных задач, решаемых ими.
- Организация волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи.
- Подготовка для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т. д.).
- Проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг.
- Привлечение к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи.
- Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования.
- Учет проведенных работ
Разработка и реализация программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населенияA/08.7-Диагностика состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании.
- Обобщение информации о рисках и формирование прогноза возможного неблагополучия в состоянии и динамике психологического здоровья населения проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании.
- Разработка и реализация совместно с другими специалистами программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения.
- Консультирование населения по проблемам психологического здоровья.
- Оценка результативности программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения.
- Подготовка материалов о состоянии и динамике психологического здоровья населения и представление их в интернет-форумах и СМИ .
- Учет проведенных работ

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сферах: психолого-педагогической, консультативной и социальной помощи участникам образовательных отношений; основного общего образования, среднего общего образования, профессионального образования, дополнительного профессионального образования; научных исследований);
научно-исследовательскийучастие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии; изучение научной информации, российского и зарубежного опыта по тематике исследования; применение стандартизованных методик; обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения.-Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 03 Социальное обслуживание (в сферах: психологического сопровождения представителей социально уязвимых слоев населения; консультативной помощи работникам социальных служб, социальной помощи семье и замещающим семьям; оказания психологической помощи отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию; просвещения и повышения психологической культуры населения);
организационныйорганизация психологического сопровождения и психологической помощи социально уязвимым слоям населения (клиентам); анализ форм организации взаимодействий с персоналом в трудовых коллективах; выявление проблем, затрудняющих функционирование организации; использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.-Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сферах: психологического сопровождения информационно-коммуникационного пространства и обеспечения психологической безопасности информационной среды включая интернет-контент и средства массовой информации; связей с общественностью (PR);
просветительско-профилактическийорганизация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы; преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины; участие в проведении тестирования по итогам обучения; участие в подготовке учебно-методических материалов для обучающихся в общеобразовательных организациях; распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации; пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.-Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 12 Обеспечение безопасности (в сфере научно-исследовательской, психодиагностической и консультативной деятельности в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка);
диагностическийОрганизация и проведение психологической диагностики особенностей детей и обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.-Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и прочие) (в сфере индивидуального психологического консультирования и сопровождения лиц, нуждающихся в психологической помощи);
коррекционно-развивающийОрганизация и проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися и воспитанниками, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого – медико-педагогического консилиума.-Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.
реабилитационныйРазработка и реализация совместно с другими специалистами программы реабилитационной работы, направленные на улучшение психологического здоровья населения.-Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах: консультирования, управления коммуникацией, администрирования бизнес-процессов и обеспечения работы с персоналом).
консультационныйанализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности; выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности; формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром; разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения.-Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Высшее - бакалавриат

2) Высшее - специалитет

3) Высшее - магистратура

4) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Научное исследование и оценка
Способен применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей, оценивать достоверность эмпирических данных и обоснованность выводов научных исследованийВладеет методами сбора и анализа эмпирических данных психологических исследований.
Владеет методами интерпретации и оценки достоверности эмпирических данных психологических исследований.
Осуществляет ведение профессиональной документации при проведении научных исследований.
Знать:
- основные методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей психологического исследования.
Уметь:
- применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей в сфере профессиональной деятельности и нормами профессиональной этики.
Владеть:
- навыками оценивания достоверности эмпирических данных и обоснованности выводов научных исследований в сфере профессиональной деятельности.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Психологическое вмешательство (развитие, коррекция, реабилитация)
Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образованияОпределяет конкретные психологические проблемы отдельных лиц и (или) социальных групп, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Организует основные формы психологической помощи клиентам, в том числе при организации инклюзивного образования.
Разрабатывает и реализует программы психологического сопровождения отдельных категорий лиц (групп), в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Знать:
- основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования.
Уметь:
- применять основные формы психологического вмешательства разного характера реализации в индивидуальном и групповом формате для решения задач в сфере профессиональной деятельности, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования.
Владеть:
- основными формами психологической помощи и инструментами психологического воздействия (методами профилактики, коррекции, развития, реабилитации) для решения конкретной психологической проблемы отдельных лиц, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, групп населения, организаций и при организации инклюзивного образования.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Супервизия
Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в том числе за счет понимания и готовности работать под супервизиейИспользует знания основных принципов и задач супервизии для поддержания уровня профессиональной компетенции.
Настраивается на эффективную работу и работает под супервизией.
Поддерживает уровень профессиональной компетенции, понимает необходимость супервизии.
Знать:
- практические подходы и методы осуществления супервизии в профессиональной деятельности.
Уметь:
- определять ситуации, предполагающие необходимость работы под супервизией.
Владеть:
- навыками работы под супервизией.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: просветительско-профилактический
Задача профессиональной деятельности: организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы; преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины; участие в проведении тестирования по итогам обучения; участие в подготовке учебно-методических материалов для обучающихся в общеобразовательных организациях; распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации; пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.
Объект или область знания: Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.
ПК-1 способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельностиВладеть основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп.Знать:
основные виды отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности.
реализовывать стандартные программы, направленные на предупреждение.
Уметь:
отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности.
03.008 Психолог в социальной сфере
ПК-2 способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретациейВладеть умением проведения психодиагностического исследования с применением психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией.Знать:
основы психодиагностики, математические методы в психологии, основные нормативные требования, предъявляемые к методам диагностики;
к условиям проведения диагностики, к средствам статистической обработки полученных результатов.
Уметь:
отбирать и применять методики, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов; осуществлять математико-статистическую обработку данных.
03.008 Психолог в социальной сфере

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 2.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 108 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Основы когнитивно-бихевиоральной терапии 27.0 16.0 0.0 0.0 0.0 11.0 0
Когнитивно-бихевиоральная терапия детей и подростков 26.0 16.0 0.0 0.0 0.0 10.0 0
Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) как модификация когнитивно-бихевиоральной терапии (КБТ) 25.0 15.0 0.0 0.0 0.0 10.0 0
Рационально-эмоционально поведенческая терапия детей и подростков 28.0 17.0 0.0 0.0 0.0 11.0 0
Итоговая аттестация 2.0 0 0 0 0 0 0
Итого 108 64 0 0 0 42 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
18/108 0 18/108 108 64 0.0 42.0 2.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 3 недели.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (24 часа, 6 часов в день)
Основы когнитивно-бихевиоральной терапии 27.0 66663
Когнитивно-бихевиоральная терапия детей и подростков 26.0 36665
Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) как модификация когнитивно-бихевиоральной терапии (КБТ) 25.0 16666
Рационально-эмоционально поведенческая терапия детей и подростков 28.0 66664
Итоговая аттестация 2.0 2
Итого 108 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (24 часа, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Проведение когнитивно-поведенческой терапии для детей и подростков»

10.1. Цель дисциплины заключается в обеспечении специалистов знаниями, навыками и компетенциями, необходимыми для эффективного проведения когнитивно-поведенческой терапии с детьми и подростками. Главной целью данной дисциплины является подготовка специалистов, способных предоставить эффективную помощь детям и подросткам в решении их проблем, а также в достижении психологического благополучия и развития.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основных принципов и концепций когнитивно-поведенческой терапии. Важно ознакомить специалистов с теоретическими основами данного подхода, его историей, принципами и целями, а также с техниками и стратегиями, используемыми в работе с детьми и подростками.
- Развитие навыков проведения когнитивно-поведенческой терапии. Важно научить специалистов эффективно применять методики и техники когнитивно-поведенческой терапии при работе с детьми и подростками, включая оценку проблем, формулирование целей, разработку планов терапии и проведение сеансов.
- Изучение особенностей работы с детьми и подростками. Важно научить специалистов понимать особенности развития, психологические и эмоциональные потребности детей и подростков, а также различные стратегии и методы, которые эффективно применяются в работе с этой возрастной группой.
- Практическое применение когнитивно-поведенческой терапии. Важно научить специалистов применять когнитивно-поведенческие методики и техники в реальных клинических ситуациях, адаптировать их к индивидуальным потребностям детей и подростков, а также оценивать эффективность терапии и вносить корректировки при необходимости.
- Развитие навыков коммуникации и сотрудничества. Важно научить специалистов эффективно взаимодействовать с детьми, подростками и их родителями, строить доверительные отношения, обеспечивать поддержку и сотрудничество с другими специалистами и участниками команды, работающими с ребенком.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Научное исследование и оценка
Способен применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей, оценивать достоверность эмпирических данных и обоснованность выводов научных исследованийВладеет методами сбора и анализа эмпирических данных психологических исследований.
Владеет методами интерпретации и оценки достоверности эмпирических данных психологических исследований.
Осуществляет ведение профессиональной документации при проведении научных исследований.
Знать:
- основные методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей психологического исследования.
Уметь:
- применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей в сфере профессиональной деятельности и нормами профессиональной этики.
Владеть:
- навыками оценивания достоверности эмпирических данных и обоснованности выводов научных исследований в сфере профессиональной деятельности.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Психологическое вмешательство (развитие, коррекция, реабилитация)
Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образованияОпределяет конкретные психологические проблемы отдельных лиц и (или) социальных групп, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Организует основные формы психологической помощи клиентам, в том числе при организации инклюзивного образования.
Разрабатывает и реализует программы психологического сопровождения отдельных категорий лиц (групп), в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Знать:
- основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования.
Уметь:
- применять основные формы психологического вмешательства разного характера реализации в индивидуальном и групповом формате для решения задач в сфере профессиональной деятельности, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования.
Владеть:
- основными формами психологической помощи и инструментами психологического воздействия (методами профилактики, коррекции, развития, реабилитации) для решения конкретной психологической проблемы отдельных лиц, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, групп населения, организаций и при организации инклюзивного образования.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Супервизия
Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в том числе за счет понимания и готовности работать под супервизиейИспользует знания основных принципов и задач супервизии для поддержания уровня профессиональной компетенции.
Настраивается на эффективную работу и работает под супервизией.
Поддерживает уровень профессиональной компетенции, понимает необходимость супервизии.
Знать:
- практические подходы и методы осуществления супервизии в профессиональной деятельности.
Уметь:
- определять ситуации, предполагающие необходимость работы под супервизией.
Владеть:
- навыками работы под супервизией.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: просветительско-профилактический
Задача профессиональной деятельности: организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы; преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины; участие в проведении тестирования по итогам обучения; участие в подготовке учебно-методических материалов для обучающихся в общеобразовательных организациях; распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации; пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.
Объект или область знания: Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.
ПК-1 способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельностиВладеть основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп.Знать:
основные виды отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности.
реализовывать стандартные программы, направленные на предупреждение.
Уметь:
отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности.
03.008 Психолог в социальной сфере
ПК-2 способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретациейВладеть умением проведения психодиагностического исследования с применением психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией.Знать:
основы психодиагностики, математические методы в психологии, основные нормативные требования, предъявляемые к методам диагностики;
к условиям проведения диагностики, к средствам статистической обработки полученных результатов.
Уметь:
отбирать и применять методики, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов; осуществлять математико-статистическую обработку данных.
03.008 Психолог в социальной сфере
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 106.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 64
лекции (Л) 64.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 42.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 106.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Основы когнитивно-бихевиоральной терапии Общая характеристика клинической психологии, ее задачи и сферы приложения.
Характеристика трех основных блоков когнитивно-бихевиоральных подходов.
Методы, используемые в когнитивно-бихевиоральной терапии.
Когнитивная психотерапия Бека.
Когнитивная психотерапия Дж. Вольпе.
Соотношение когнитивного, эмотивного и бихевиорального.
Значение исследований для науки Бека и Вольпе.
2. Когнитивно-бихевиоральная терапия детей и подростков Основные понятия когнитивно-бихевиоральной терапии.
Особенности когнитивно-бихевиоральной терапии.
Проблемы детей и подростков, при которых эффективна когнитивно-бихевиоральная терапия.
Методы социальной психологии.
Общая методология.
Частная методология.
Достоинства и недостатки определённых методов терапии.
Методические приемы.
Типология Шевандрина.
Методы феноменологизации и концептуализации.
3. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) как модификация когнитивно-бихевиоральной терапии (КБТ) Что такое РЭПТ?
Когнитивно-поведенческая психотерапия.
Исторические этапы и современные направления когнитивно- поведенческой психотерапии.
Рационально-эмоционально-поведенческая психотерапия А.Эллиса и когнитивная психотерапия А. Бека.
4. Рационально-эмоционально поведенческая терапия детей и подростков Исторические аспекты изучения конфликтов.
Межличностный конфликт: понятие, причины, функции и структура.
Основные стратегии поведения в конфликте.
Анализ проблем межличностных конфликтов в трудовом коллективе.
Рационально - эмотивная терапия как средство коррекции тревожности.
Теоретические подходы к коррекции поведения детей.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Основы когнитивно-бихевиоральной терапии 16.0 0.0 0.0 0.0 11.0 27.0
2 Когнитивно-бихевиоральная терапия детей и подростков 16.0 0.0 0.0 0.0 10.0 26.0
3 Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) как модификация когнитивно-бихевиоральной терапии (КБТ) 15.0 0.0 0.0 0.0 10.0 25.0
4 Рационально-эмоционально поведенческая терапия детей и подростков 17.0 0.0 0.0 0.0 11.0 28.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Когнитивная терапия: полное руководство: Пер. с англ. - М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2006. - 400 с.: ил. - Парал. тит. англ.

-Практикум по психотерапевтическим методам работы практического психолога с детьми и подростками: Практикум / под ред. Фроловой А.В. — Казань: Издательство «Бриг», 2015. — 104 с.

-Залевский Г.В. / Избранные труды : в 6 т. – Томск : Томский государственный университет, 2013. – Т. 4: Психологическая практика и супервизия. / – 336 с.

б) дополнительная литература:

- Коджаспирова, Г. М.  Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 151 с. 

- Н.Н. Королева / Когнитивное и речевое развитие ребенка в условиях современного российского общества / - 8 стр.

- Джудит Бек / Когнитивная терапия: психология / перевод, Москва, СПБ, Киев - 393 стр.

- Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Основные направления современной психотерапии / — Москва, Когито-Центр, 2000 г. - 26 стр.

- Камалетдинова, З. Ф.  Психологическое консультирование: когнитивно-поведенческий подход : учебное пособие для вузов / З. Ф. Камалетдинова, Н. В. Антонова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 211 с. 

- Залевский, Г. В.  Когнитивно-поведенческая психотерапия : учебное пособие для вузов / Г. В. Залевский, Ю. В. Кузьмина, В. Г. Залевский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 194 с. 

- РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ А. ЭЛЛИСА / - 17 стр.

- Труды и дни Альберта Эллиса. Что такое РЭПТ / - 7 стр.

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Что является предметом психологии как науки?

a) сознание

б) душа

в) поведение

г) психика

2. К психическим свойствам личности относятся:

a) темперамент и способности

б) мышление и сознание

в) желания и потребности

г) эмоции и воля

3. Основными функциями психики являются:

a) отражение и защита организма

б) защита организма и представление

в) отражение и регуляция поведения и деятельности

г) регуляция поведения и прогнозирование

4. Направление психологии, основной задачей которого является применение научных знаний для помощи населению в повседневных и критических ситуациях, называется

a) общая психология

б) практическая психология

в) социальная психология

г) поведенческий подход

5. Интроспекция - это термин для обозначения метода

a) самонаблюдения

б) проективных тестов

в) лабораторного эксперимента

г) тестирования отдельных психических функций

6. К свойствам ощущений не относится:

a) целостность

б) контрастность

в) сенсибилизация

г) адаптация

7. Целостный нервный механизм, осуществляющий прием н анализ сенсорной информации определенного вида — это

a) механорецептор

б) синестезия

в) ноцирецептор

г) анализатор

8. Отнесенность сведений о внешнем мире, получаемых с помощью анализаторов, к объектам внешнего мира — это

a) категориальность восприятия

б) модальность ощущения

в) предметность восприятия

г) константность восприятия

9. Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии на анализаторы:

a) представление

б) ощущение

в) когнитивный диссонанс

г) восприятие

10. Поведение человека, противоречащее его представлениям и установкам, приводит к

a) когнитивному диссонансу

б) сенсорной депривации

в) социальной перцепции

г) ориентировочному рефлексу

11. Внимание. возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий, называется

a) перцептивным

б) рассеянным

в) произвольным

г) непроизвольным

12. Один из механизмов внимания - очаг возбуждения, накапливающий в себе сигналы, и одновременно тормозящий работу других нервных центров, называется

a) центр Вернике

б) варолиев мост

в) ретикулярная формация

г) доминанта

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.