Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 1270pуб.
Первоначальный взнос 127 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1630pуб.
Первоначальный взнос 163 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 2100pуб.
Первоначальный взнос 210 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» декабря 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Способы и технологии работы с современными автоматизированными системами библиотек и информационно-библиотечных центров в условиях реализации ФГОС»
Трудоемкость обучения по данной программе – 144 часа
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Способы и технологии работы с современными автоматизированными системами библиотек и информационно-библиотечных центров в условиях реализации ФГОС» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность, Приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 N 1001, Приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 N 1182.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Специалист по информационным ресурсам»
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Обучение специалистов библиотечной сферы современным технологиям и методам работы с автоматизированными системами библиотек и информационно-библиотечных центров.
Цель данной программы - повышение квалификации специалистов библиотечной сферы в области использования автоматизированных систем для хранения, организации, поиска и распространения информации. Программа направлена на изучение современных технологий и методов работы с автоматизированными системами, а также на обучение практическим навыкам их использования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-проектный;
-организационно-управленческий;
-технологический;
-информационно-аналитический;
-педагогический;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) проектный
Участие в реализации комплексных инновационных программ и проектов развития библиотечно-информационный деятельности
2) организационно-управленческий
Использование технологий менеджмента и маркетинга в библиотечно-информационной деятельности. Применение законодательных и нормативно-правовых документов в библиотечно-информационной деятельности. Участие в разработке локальной внутрибиблиотечной документации.
3) технологический
Реализация технологических процессов библиотечно-информационной деятельности: – формирование, обработка, классификация, сохранение и предоставление пользователям фондов библиотек и других информационных ресурсов; – разработка и предоставление перспективного ассортимента библиотечно-информационных услуг и продуктов для различных групп пользователей; – осуществление навигации в информационных ресурсах, организация и ведение справочно-поискового аппарата библиотеки. Освоение и применение информационно-коммуникационных технологий в библиотечно-информационной деятельности
4) информационно-аналитический
аналитико-синтетическая переработка информации;
информационная диагностика профессиональной области и информационное моделирование;
создание информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов;
использование методов и процедур информационного анализа текстов;
информационное сопровождение и поддержка профессиональных сфер деятельности;
5) педагогический
применение педагогической теории и методики для решения информационнообразовательных задач в библиотеках;
участие в процессах социализации личности;
использование психолого-педагогических методик в продвижении и развитии чтения, формировании информационной культуры личности;
содействие образовательной деятельности;
реализация психолого-педагогических подходов в библиотечно-информационном обслуживании различных категорий пользователей;
участие в реализации библиотечных программ в соответствии с приоритетами государственной культурной политики;
участие в разработке и реализации образовательных и социокультурных программ для населения;
создание благоприятной культурно-досуговой среды;
стимулирование инновационных процессов в социокультурной сфере;
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей и взрослых; в сфере воспитания);
04 Культура, искусство (в сфере библиотечно-информационной, культурно-просветительской и культурно-досуговой деятельности);
06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере функционирования электронных информационных ресурсов и информационных систем);
07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сфере организационного и документационного обеспечения управления организациями, в том числе библиотеками).
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
библиотека как социальный институт; методы прикладных библиотековедческих, библиографоведческих, книговедческих исследований.
библиотечно-информационная деятельность по удовлетворению потребностей общества в информационных ресурсах; использование современных информационно-коммуникационных и социокультурных технологий в библиотечно-информационной деятельности;
оптимизация функционирования библиотечно-информационных сетей и систем; система книгоиздания, первичный документальный поток; технологические процессы библиотечно - информационной деятельности; информационно - коммуникационные технологии; библиотечно - информационные продукты и услуги (документные, библиографические, фактографические, информационно - аналитические, консультационные, социально - культурные, просветительские, дополнительные); фонды библиотек; внешние информационные ресурсы библиотек; локальные и сетевые информационные ресурсы; базы данных, электронные коллекции, электронные библиотеки, электронно - библиотечные системы (ЭБС); справочно - поисковый аппарат библиотеки, информационно - поисковые системы; автоматизированные библиотечные информационные системы / системы автоматизации библиотек;
формирование и организация фонда документов; социальные коммуникации, профессиональные коммуникации, маркетинговые коммуникации; документы, регламентирующие библиотечно - информационную деятельность;; социальные коммуникации, профессиональные коммуникации, маркетинговые коммуникации;; процессы управления библиотечно - информационной деятельностью;
инновационные программы и проекты развития библиотечного дела; социально-культурные проекты в библиотечно-информационной деятельности;
06.013 Специалист по информационным ресурсам | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Техническая обработка и размещение информационных ресурсов на сайте | ||
Ввод и обработка текстовых данных | A/01.4 | -Набор и редактирование текста. - Разметка и форматирование документов. - Сохранение, копирование и резервирование документов. - Преобразование и перекомпоновка данных, связанные с изменениями структуры документов, форм и требований к оформлению. - Сохранение документов в различных компьютерных форматах |
Ведение информационных баз данных | A/03.4 | -Наполнение карточек объектов (товаров, услуг, персоналий) информацией. - Сверка сведений в базе данных с реальной ситуацией на предприятии и с текущими документами (прайс-листами, каталогами). - Формирование запросов для получения недостающей информации. - Регулярное обновление (актуализация) информации в базах данных |
Обобщенные трудовые функции: Создание и редактирование информационных ресурсов | ||
Редактирование информации на сайте | B/03.5 | -Просмотр веб-страниц сайта, контроль качества текстов и их отображения, определение необходимости редакторской и корректорской обработки. - Редактирование текстов и корректировка отображения веб-страниц. - Формирование заданий для исправления веб-писателям, публикаторам, веб-дизайнерам и веб-мастерам. - Адаптирование текстовых материалов для внутренней поисковой оптимизации. - Актуализация и расширение знаний по тематике информационных ресурсов |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
4 | Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений. Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников, исходя из поставленных задач. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников. | Решение различных типов практических задач Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. | Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач. Применение специальных знаний. Самостоятельная работа с информацией. | Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Практический опыт. |
5 | Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделе-ния Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения. | Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. | Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей и взрослых; в сфере воспитания); | ||
педагогический | применение педагогической теории и методики для решения информационнообразовательных задач в библиотеках; участие в процессах социализации личности; использование психолого-педагогических методик в продвижении и развитии чтения, формировании информационной культуры личности; содействие образовательной деятельности; реализация психолого-педагогических подходов в библиотечно-информационном обслуживании различных категорий пользователей; участие в реализации библиотечных программ в соответствии с приоритетами государственной культурной политики; участие в разработке и реализации образовательных и социокультурных программ для населения; создание благоприятной культурно-досуговой среды; стимулирование инновационных процессов в социокультурной сфере; | -библиотека как социальный институт; методы прикладных библиотековедческих, библиографоведческих, книговедческих исследований. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 04 Культура, искусство (в сфере библиотечно-информационной, культурно-просветительской и культурно-досуговой деятельности); | ||
проектный | Участие в реализации комплексных инновационных программ и проектов развития библиотечно-информационный деятельности | -инновационные программы и проекты развития библиотечного дела; социально-культурные проекты в библиотечно-информационной деятельности; |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере функционирования электронных информационных ресурсов и информационных систем); | ||
информационно-аналитический | аналитико-синтетическая переработка информации; информационная диагностика профессиональной области и информационное моделирование; создание информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов; использование методов и процедур информационного анализа текстов; информационное сопровождение и поддержка профессиональных сфер деятельности; | -библиотечно-информационная деятельность по удовлетворению потребностей общества в информационных ресурсах; использование современных информационно-коммуникационных и социокультурных технологий в библиотечно-информационной деятельности; |
технологический | Реализация технологических процессов библиотечно-информационной деятельности: – формирование, обработка, классификация, сохранение и предоставление пользователям фондов библиотек и других информационных ресурсов; – разработка и предоставление перспективного ассортимента библиотечно-информационных услуг и продуктов для различных групп пользователей; – осуществление навигации в информационных ресурсах, организация и ведение справочно-поискового аппарата библиотеки. Освоение и применение информационно-коммуникационных технологий в библиотечно-информационной деятельности | -оптимизация функционирования библиотечно-информационных сетей и систем; система книгоиздания, первичный документальный поток; технологические процессы библиотечно - информационной деятельности; информационно - коммуникационные технологии; библиотечно - информационные продукты и услуги (документные, библиографические, фактографические, информационно - аналитические, консультационные, социально - культурные, просветительские, дополнительные); фонды библиотек; внешние информационные ресурсы библиотек; локальные и сетевые информационные ресурсы; базы данных, электронные коллекции, электронные библиотеки, электронно - библиотечные системы (ЭБС); справочно - поисковый аппарат библиотеки, информационно - поисковые системы; автоматизированные библиотечные информационные системы / системы автоматизации библиотек; |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сфере организационного и документационного обеспечения управления организациями, в том числе библиотеками). | ||
организационно-управленческий | Использование технологий менеджмента и маркетинга в библиотечно-информационной деятельности. Применение законодательных и нормативно-правовых документов в библиотечно-информационной деятельности. Участие в разработке локальной внутрибиблиотечной документации. | -формирование и организация фонда документов; социальные коммуникации, профессиональные коммуникации, маркетинговые коммуникации; документы, регламентирующие библиотечно - информационную деятельность;; социальные коммуникации, профессиональные коммуникации, маркетинговые коммуникации;; процессы управления библиотечно - информационной деятельностью; |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
4) Высшее - магистратура
5) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Государственная культурная политика | ||
Способен ориентироваться в проблематике современной государственной политики Российской Федерации в сфере культуры | Обладает знаниями о принципах социокультурной деятельности, формах и практиках культурной политики Российской Федерации, направлениях культуроохранной деятельности и механизмах формирования культуры личности. Применяет знания фундаментальной и исторической культурологии в целях прогнозирования, проектирования, регулирования и организационно-методического обеспечения культурных процессов. В профессиональной деятельности способен применять методики анализа различных культурных форм и процессов современной жизни общества. | Знать: – функции, закономерности и принципы социокультурной деятельности; – формы и практики культурной политики Российской Федерации; – юридические документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере культуры; – направления культуроохранной деятельности и механизмы формирования культуры личности. Уметь: – систематизировать знания фундаментальной и исторической культурологии, применять их в целях прогнозирования, проектирования, регулирования и организационно-методического обеспечения культурных процессов. Владеть: – приемами информационно-описательной деятельности, систематизации данных, структурированного описания предметной области; – познавательными методами изучения культурных форм и процессов, социально-культурных практик; – навыками практического применения методик анализа к различным культурным формам и процессам современной жизни. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Профессионализация | ||
Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике | Осуществляет отбор и анализ необходимой информации на основе имеющихся знаний из области культуроведения и социокультурного проектирования. Выбирает оптимальные варианты решения поставленных задач в профессиональной деятельности и социальной практике. Организует профессиональную деятельность на основе синтеза полученной информации в области культуроведения и социокультурного проектирования. | Знать: - принципы формирования стратегий достижения целей - принципы эффективности и целостности действий при достижении поставленной цели - требования, предъявляемые к проектной работе и критерии оценки результатов проектной деятельности в области культуроведения и социокультурного проектирования Уметь: - эффективно и продуктивно определять траекторию применения знаний; - учитывать в своей социальной и профессиональной деятельности образовательные инициативы и внедрение новых понятий, технологий и/или методов. Владеть: - навыками построения индивидуального плана развития, связанного с основными целями и применением полученных знаний в работе; - навыками развития способностей к: самоорганизации, ориентации на достижение результата и эффективному использованию времени (тайм-менеджмент). |
Способен использовать знание мировой литературы для реализации профессиональных задач, формирования культурной идентичности личности и межкультурного взаимодействия | Способен демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы в целях реализации задач профессиональной деятельности. Способен воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. | Знать: - классическую и современную мировую литературу. Уметь: - собирать необходимую информацию из различных информационных источников, анализировать и обобщать полученную информацию по современному литературному процессу; - применять знания классической и современной мировой литературы в профессиональной деятельности и межкультурных коммуникациях. Владеть: - навыками применения знаний классической и современной мировой литературы в профессиональной деятельности межкультурных коммуникациях; - основными методами литературоведческого анализа. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: технологический | |||
Задача профессиональной деятельности: Реализация технологических процессов библиотечно-информационной деятельности: – формирование, обработка, классификация, сохранение и предоставление пользователям фондов библиотек и других информационных ресурсов; – разработка и предоставление перспективного ассортимента библиотечно-информационных услуг и продуктов для различных групп пользователей; – осуществление навигации в информационных ресурсах, организация и ведение справочно-поискового аппарата библиотеки. Освоение и применение информационно-коммуникационных технологий в библиотечно-информационной деятельности | |||
Объект или область знания: оптимизация функционирования библиотечно-информационных сетей и систем; система книгоиздания, первичный документальный поток; технологические процессы библиотечно - информационной деятельности; информационно - коммуникационные технологии; библиотечно - информационные продукты и услуги (документные, библиографические, фактографические, информационно - аналитические, консультационные, социально - культурные, просветительские, дополнительные); фонды библиотек; внешние информационные ресурсы библиотек; локальные и сетевые информационные ресурсы; базы данных, электронные коллекции, электронные библиотеки, электронно - библиотечные системы (ЭБС); справочно - поисковый аппарат библиотеки, информационно - поисковые системы; автоматизированные библиотечные информационные системы / системы автоматизации библиотек; | |||
Готов к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при проведении прикладных библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований | Демонстрировать навыки технологии сбора, анализа, упорядочения и представления эмпирической информации в прикладных библиотековедческих библиографоведческих и книговедческих исследованиях. Понимает направления, особенности реализации, методы библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований. | Знать: - направления, особенности реализации, методы библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований. Уметь: - формулировать проблему, объект и предмет, цели и задачи, гипотезу прикладных библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований, использовать методы, адекватные цели исследования. Владеть: - технологиями сбора, анализа, упорядочения и представления эмпирической информации в прикладных библиотековедческих библиографоведческих и книговедческих исследованиях. | 06.013 Специалист по информационным ресурсам |
Готов к выявлению и изучению информационных потребностей пользователей услуг в процессе библиотечноинформационного обслуживания | Демонстрировать технологии изучения информационных потребностей, информационных запросов, информационных интересов пользователей. | Знать: - технологии изучения информационных потребностей, информационных запросов, информационных интересов пользователей. Уметь: - выявлять и изучать информационные потребности пользователей с помощью различных методов. Владеть: - методикой изучения информационных потребностей. | 06.013 Специалист по информационным ресурсам |
Готов к реализации технологических процессов библиотечно-информационной деятельности | Демонстрирует методы поиска, отбора, обработки, классификации, формирования, сохранения и предоставления пользователям информационных ресурсов. Демонстрирует технологии подготовки и предоставления информационных продуктов и услуг различным категориям пользователей. Различает соответствия между информационными и библиотечными процессами, осуществляет выбор методов их реализации. Осуществлять выбор актуальных информационно-коммуникационных технологий для решения учебных, научных, практических и управленческих задач. | Знать: - атрибутивные признаки технологичной библиотечно-информационной деятельности, компонентную структуру и видовую классификацию библиотечно-информационных технологий; - номенклатуру информационных и библиотечных процессов, средств и методов их реализации; - классификацию и назначение документов, регламентирующих библиотечно-информационные технологии; - технологические процессы библиотечно-информационной деятельности; - технологии поиска информации; - возможности использования библиотечно-информационных продуктов и услуг в библиотечно-информационном обслуживании. Уметь: - классифицировать библиотечно-информационные технологии; - устанавливать соответствия между информационными и библиотечными процессами, осуществлять выбор методов их реализации; - осуществлять выбор актуальных информационно-коммуникационных технологий для решения учебных, научных, практических и управленческих задач; - определять назначение и выявлять специфику документов, регламентирующих библиотечно-информационные технологии; - осуществлять комплектование, учет, обработку, размещение и хранение библиотечного фонда, организовывать работу с документами различных видов; - применять общую и специальные технологии создания электронных информационных ресурсов; Владеть: - профессиональной терминологией в сфере библиотечно-информационных технологий; технологическим подходом к анализу информационной и библиотечной деятельности; - технологическими процессами формирования документных фондов библиотек; - методами структурирования информации в электронных информационных ресурсах (базах данных, электронных коллекциях, электронных библиотеках, сайтах); - технологическими процессами формирования отдельных компонентов СПА библиотеки; - методами поиска, отбора, обработки, классификации, формирования, сохранения и предоставления пользователям информационных ресурсов; - технологией подготовки и предоставления информационных продуктов и услуг различным категориям пользователей. | 06.013 Специалист по информационным ресурсам |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 3.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 144 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Библиотечные стандарты при работе с ресурсами библиотек и информационно-библиотечных центров | 29.0 | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Основы документоведения, библиотековедения, библиографоведения, основы информатики и научно-информационной деятельности при работе с автоматизированными библиотечными системами | 28.0 | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Организация и использование электронных каталогов | 27.0 | 16.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Электронные ресурсы организации библиотечного фонда | 28.0 | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Информационные ресурсы библиотек и информационно-библиотечных центров | 29.0 | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Итоговая аттестация | 3.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 144 | 86 | 0 | 0 | 0 | 55 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
24/144 | 0 | 24/144 | 144 | 86 | 0.0 | 55.0 | 3.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 4 недели.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 4 Неделя (18 часов, 6 часов в день) | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Библиотечные стандарты при работе с ресурсами библиотек и информационно-библиотечных центров | 29.0 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | |||||||||||||||||||
Основы документоведения, библиотековедения, библиографоведения, основы информатики и научно-информационной деятельности при работе с автоматизированными библиотечными системами | 28.0 | 1 | 6 | 6 | 6 | 6 | 3 | ||||||||||||||||||
Организация и использование электронных каталогов | 27.0 | 3 | 6 | 6 | 6 | 6 | |||||||||||||||||||
Электронные ресурсы организации библиотечного фонда | 28.0 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | |||||||||||||||||||
Информационные ресурсы библиотек и информационно-библиотечных центров | 29.0 | 2 | 6 | 6 | 6 | 6 | 3 | ||||||||||||||||||
Итоговая аттестация | 3.0 | 3 | |||||||||||||||||||||||
Итого | 144 | 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 4 Неделя (18 часов, 6 часов в день) |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Способы и технологии работы с современными автоматизированными системами библиотек и информационно-библиотечных центров в условиях реализации ФГОС»
10.1. Цель дисциплины состоит в освоении и совершенствовании навыков работы с современными автоматизированными системами библиотек и информационно-библиотечных центров, а также их применения в практической работе в соответствии с требованиями ФГОС.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основных принципов и концепций работы с автоматизированными системами библиотек и информационно-библиотечных центров. Слушатели должны ознакомиться с основными принципами и концепциями работы с автоматизированными системами, их возможностями и функциональными возможностями.- Ознакомление с современными технологиями и инструментами в области библиотечного дела. Слушатели должны изучить современные технологии и инструменты, используемые в библиотечной сфере, такие как электронные каталоги, электронные ресурсы, цифровые архивы и другие.
- Практическое освоение работы с автоматизированными системами библиотек и информационно-библиотечных центров. Слушатели должны получить практические навыки работы с автоматизированными системами, включая поиск и заказ литературы, организацию каталогизации и систематизации информации, обработку электронных ресурсов и другие.
- Развитие навыков информационного поиска и анализа. Слушатели должны развить навыки эффективного поиска информации в автоматизированных системах, а также умение критически оценивать и анализировать полученную информацию.
- Изучение методов и приемов организации работы с пользователями. Слушатели должны ознакомиться с методами и приемами организации работы с пользователями автоматизированных систем, включая обучение, консультации, проведение информационных мероприятий и другие.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Государственная культурная политика | ||
Способен ориентироваться в проблематике современной государственной политики Российской Федерации в сфере культуры | Обладает знаниями о принципах социокультурной деятельности, формах и практиках культурной политики Российской Федерации, направлениях культуроохранной деятельности и механизмах формирования культуры личности. Применяет знания фундаментальной и исторической культурологии в целях прогнозирования, проектирования, регулирования и организационно-методического обеспечения культурных процессов. В профессиональной деятельности способен применять методики анализа различных культурных форм и процессов современной жизни общества. | Знать: – функции, закономерности и принципы социокультурной деятельности; – формы и практики культурной политики Российской Федерации; – юридические документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере культуры; – направления культуроохранной деятельности и механизмы формирования культуры личности. Уметь: – систематизировать знания фундаментальной и исторической культурологии, применять их в целях прогнозирования, проектирования, регулирования и организационно-методического обеспечения культурных процессов. Владеть: – приемами информационно-описательной деятельности, систематизации данных, структурированного описания предметной области; – познавательными методами изучения культурных форм и процессов, социально-культурных практик; – навыками практического применения методик анализа к различным культурным формам и процессам современной жизни. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Профессионализация | ||
Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике | Осуществляет отбор и анализ необходимой информации на основе имеющихся знаний из области культуроведения и социокультурного проектирования. Выбирает оптимальные варианты решения поставленных задач в профессиональной деятельности и социальной практике. Организует профессиональную деятельность на основе синтеза полученной информации в области культуроведения и социокультурного проектирования. | Знать: - принципы формирования стратегий достижения целей - принципы эффективности и целостности действий при достижении поставленной цели - требования, предъявляемые к проектной работе и критерии оценки результатов проектной деятельности в области культуроведения и социокультурного проектирования Уметь: - эффективно и продуктивно определять траекторию применения знаний; - учитывать в своей социальной и профессиональной деятельности образовательные инициативы и внедрение новых понятий, технологий и/или методов. Владеть: - навыками построения индивидуального плана развития, связанного с основными целями и применением полученных знаний в работе; - навыками развития способностей к: самоорганизации, ориентации на достижение результата и эффективному использованию времени (тайм-менеджмент). |
Способен использовать знание мировой литературы для реализации профессиональных задач, формирования культурной идентичности личности и межкультурного взаимодействия | Способен демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы в целях реализации задач профессиональной деятельности. Способен воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. | Знать: - классическую и современную мировую литературу. Уметь: - собирать необходимую информацию из различных информационных источников, анализировать и обобщать полученную информацию по современному литературному процессу; - применять знания классической и современной мировой литературы в профессиональной деятельности и межкультурных коммуникациях. Владеть: - навыками применения знаний классической и современной мировой литературы в профессиональной деятельности межкультурных коммуникациях; - основными методами литературоведческого анализа. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: технологический | |||
Задача профессиональной деятельности: Реализация технологических процессов библиотечно-информационной деятельности: – формирование, обработка, классификация, сохранение и предоставление пользователям фондов библиотек и других информационных ресурсов; – разработка и предоставление перспективного ассортимента библиотечно-информационных услуг и продуктов для различных групп пользователей; – осуществление навигации в информационных ресурсах, организация и ведение справочно-поискового аппарата библиотеки. Освоение и применение информационно-коммуникационных технологий в библиотечно-информационной деятельности | |||
Объект или область знания: оптимизация функционирования библиотечно-информационных сетей и систем; система книгоиздания, первичный документальный поток; технологические процессы библиотечно - информационной деятельности; информационно - коммуникационные технологии; библиотечно - информационные продукты и услуги (документные, библиографические, фактографические, информационно - аналитические, консультационные, социально - культурные, просветительские, дополнительные); фонды библиотек; внешние информационные ресурсы библиотек; локальные и сетевые информационные ресурсы; базы данных, электронные коллекции, электронные библиотеки, электронно - библиотечные системы (ЭБС); справочно - поисковый аппарат библиотеки, информационно - поисковые системы; автоматизированные библиотечные информационные системы / системы автоматизации библиотек; | |||
Готов к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при проведении прикладных библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований | Демонстрировать навыки технологии сбора, анализа, упорядочения и представления эмпирической информации в прикладных библиотековедческих библиографоведческих и книговедческих исследованиях. Понимает направления, особенности реализации, методы библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований. | Знать: - направления, особенности реализации, методы библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований. Уметь: - формулировать проблему, объект и предмет, цели и задачи, гипотезу прикладных библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований, использовать методы, адекватные цели исследования. Владеть: - технологиями сбора, анализа, упорядочения и представления эмпирической информации в прикладных библиотековедческих библиографоведческих и книговедческих исследованиях. | 06.013 Специалист по информационным ресурсам |
Готов к выявлению и изучению информационных потребностей пользователей услуг в процессе библиотечноинформационного обслуживания | Демонстрировать технологии изучения информационных потребностей, информационных запросов, информационных интересов пользователей. | Знать: - технологии изучения информационных потребностей, информационных запросов, информационных интересов пользователей. Уметь: - выявлять и изучать информационные потребности пользователей с помощью различных методов. Владеть: - методикой изучения информационных потребностей. | 06.013 Специалист по информационным ресурсам |
Готов к реализации технологических процессов библиотечно-информационной деятельности | Демонстрирует методы поиска, отбора, обработки, классификации, формирования, сохранения и предоставления пользователям информационных ресурсов. Демонстрирует технологии подготовки и предоставления информационных продуктов и услуг различным категориям пользователей. Различает соответствия между информационными и библиотечными процессами, осуществляет выбор методов их реализации. Осуществлять выбор актуальных информационно-коммуникационных технологий для решения учебных, научных, практических и управленческих задач. | Знать: - атрибутивные признаки технологичной библиотечно-информационной деятельности, компонентную структуру и видовую классификацию библиотечно-информационных технологий; - номенклатуру информационных и библиотечных процессов, средств и методов их реализации; - классификацию и назначение документов, регламентирующих библиотечно-информационные технологии; - технологические процессы библиотечно-информационной деятельности; - технологии поиска информации; - возможности использования библиотечно-информационных продуктов и услуг в библиотечно-информационном обслуживании. Уметь: - классифицировать библиотечно-информационные технологии; - устанавливать соответствия между информационными и библиотечными процессами, осуществлять выбор методов их реализации; - осуществлять выбор актуальных информационно-коммуникационных технологий для решения учебных, научных, практических и управленческих задач; - определять назначение и выявлять специфику документов, регламентирующих библиотечно-информационные технологии; - осуществлять комплектование, учет, обработку, размещение и хранение библиотечного фонда, организовывать работу с документами различных видов; - применять общую и специальные технологии создания электронных информационных ресурсов; Владеть: - профессиональной терминологией в сфере библиотечно-информационных технологий; технологическим подходом к анализу информационной и библиотечной деятельности; - технологическими процессами формирования документных фондов библиотек; - методами структурирования информации в электронных информационных ресурсах (базах данных, электронных коллекциях, электронных библиотеках, сайтах); - технологическими процессами формирования отдельных компонентов СПА библиотеки; - методами поиска, отбора, обработки, классификации, формирования, сохранения и предоставления пользователям информационных ресурсов; - технологией подготовки и предоставления информационных продуктов и услуг различным категориям пользователей. | 06.013 Специалист по информационным ресурсам |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 141.0 часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 86 |
лекции (Л) | 86.0 |
практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
семинары (С) | 0.0 |
лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
Самостоятельная работа (СР, всего), | 55.0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость | 141.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
1. | Библиотечные стандарты при работе с ресурсами библиотек и информационно-библиотечных центров | Сущность библиотечного фонда, технологии его комплектования - оцифровывание, заимствование. Описание электронных ресурсов, используемых в ВУЗах страны. Изучение проблемы авторского права. Рассмотрение деятельности научных электронных библиотек России. |
2. | Основы документоведения, библиотековедения, библиографоведения, основы информатики и научно-информационной деятельности при работе с автоматизированными библиотечными системами | История развития письменности и документа. Основные задачи документоведения и законодательное регулирование документирования управленческой информации. Основные понятия документоведения. Связь информации и документа. Унификация и стандартизация. Определение роли и значения документационного обеспечения в деятельности современной организации. Требования к структуре и содержанию официальных бумаг. Классификация и функции документации в организации. Особенности организационно-правовых актов. Сущность и определение информации. Документ как носитель информации: понятие и функции. Место и значение информационно-документационного обслуживания в деятельности управленческого аппарата. |
3. | Организация и использование электронных каталогов | История развития электронного каталога. Развитие электронных каталогов за рубежом и в Российской Федерации. Эволюция форм каталогов от традиционных до электронных. Электронный каталог как библиотечно-информационная поисковая система. Сущность электронного каталога: его функции, особенности и возможности. Поиск записей документов в электронном каталоге. Технологические процессы создания электронного каталога при помощи автоматизированного рабочего места каталогизатора. Многоаспектное отражение библиотечного фонда в Электронном каталоге. Каталог Российской национальной и государственной библиотек. |
4. | Электронные ресурсы организации библиотечного фонда | Ресурсы Интернета как источник комплектования библиотечных фондов. Комплектование библиотечных фондов: сущность, виды, технологии. Электронные ресурсы в библиотеках. Обзор состояния интернет ресурсов, открытых свободному доступу и легальному копированию электронных текстов. Проблемы авторского права. Источники электронного комплектования. |
5. | Информационные ресурсы библиотек и информационно-библиотечных центров | Понятие и назначение библиотек в современном обществе, основные этапы их возникновения и развития, тенденции на сегодня, функции. Электронные технологии в библиотеке, особенности их использования. Информационные ресурсы библиотечной сети Российской Федерации. Понятие и виды электронных ресурсов муниципальных библиотек. Организация и использование электронных ресурсов в муниципальных библиотеках Российской Федерации. Анализ современного состояния и основные тенденции развития электронных ресурсов муниципальных библиотек. |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
1 | Библиотечные стандарты при работе с ресурсами библиотек и информационно-библиотечных центров | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 29.0 |
2 | Основы документоведения, библиотековедения, библиографоведения, основы информатики и научно-информационной деятельности при работе с автоматизированными библиотечными системами | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 28.0 |
3 | Организация и использование электронных каталогов | 16.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 27.0 |
4 | Электронные ресурсы организации библиотечного фонда | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 28.0 |
5 | Информационные ресурсы библиотек и информационно-библиотечных центров | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 29.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-Баринова, Е. Б. Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации в условиях реализации ФГОС : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 147 с.
-Методические рекомендации по организации деятельности школьных библиотек и школьных информационно-библиотечных центров в Саратовской области / составители: Т.А. Тимошенко, О.С. Моисеева, Т.Г. Петровец. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2020. – 36 с.
-Библиотечные каталоги : Справ. материалы / Э.Р. Сукиасян. - М. : ИПО Профиздат, 2001. - 192 с.
-Интернет-ресурсы и книга: новый формат : информ. пособие / ГБУК «Сахалин. обл. дет. б-ка» ; сост. Е. И. Сафонова. – Южно-Сахалинск, 2016. – 42 с.
б) дополнительная литература:
- ГКБУК «Пермская государственная ордена "Знак Почёта" краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького» / Библиотекарю в практику работы / - Пермь 2016 г. - 133 стр.
- М.И. Басаков / Делопроизводство / - Ростов-на-Дону 2013 г. - 189 стр.
- Л.Ф. Куприенко / Обработка персональных данных пользователей в библиотеках / – Благовещенск, 2012 г. – 38 стр.
- Е.В. Суханова / Общее библиотековедение / – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013 г. – 96 стр.
- Казарин А.В. Теория дизайна [Текст]: учебное пособие / А.В. Казарин; Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т – Н.Новгород: ННГАСУ, 2011 г. – 103 стр.
- Ю. Ю. Громов / Информационные технологии / – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 г. – 260 стр.
- Куфаев, М. Н. Книговедение. Библиографоведение. Избранные работы / М. Н. Куфаев. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 175 с.
- Баринова, Е. Б. Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации в условиях реализации ФГОС : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 147 с.
- Методические рекомендации по организации деятельности информационно-библиотечного центра образовательной организации / Под общ. ред. Д.А. Иванченко; ИЦ «Библиотека имени К.Д. Ушинского» РАО. – М., 2020. – 43 с.
- Методические рекомендации по организации деятельности школьных библиотек и школьных информационно-библиотечных центров в Саратовской области / составители: Т.А. Тимошенко, О.С. Моисеева, Т.Г. Петровец. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2020. – 36 с.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Примерные правила пользования школьной библиотекой утверждены приказом МОН РК
a) Не утверждались
б) № 000 от 01.01.01 г
в) № 000 от 17 августа 2000г
г) № 000 от 19 февраля 2003 г
2. Показатель плана работы библиотеки, который планируется в соответствии с планом работы школы на предстоящий год и необходимостью охвата всех библиотечным обслуживанием
a) прирост фонда
б) количество посещений
в) показатель массовой работы
г) количество читателей
3. Посещаемость вычисляется путем деления (/)
a) количество посещение / объем фонда
б) книговыдача / количество читателей
в) количество посещении / количество читателей
г) объем фонда / количество читателей
4. Считается, что адекватный уровень укомплектованности книжными материалами на одного учащегося _ книг
a) 4
б) 10
в) 5
г) 6
5. В соответствии с Указом Президента РК «О бухгалтерском учете» обязательная проверка фонда производится
a) при смене материально-ответсвенного лица, при фактах хищения, в случае стихийного бедствия, при передаче библиотеки.
б) один раз в 15 лет
в) при выдаче книг
г) один раз в 10 лет
6. Область библиографического описания, содержащая сведения о повторности издания, его особенностях, отличающих данное издание от других публикаций того же документа
a) область заглавия и сведений об ответственности
б) область издания
в) область выходных данных
г) область серии
7. Совокупность справочных и библиографических изданий, фонда (архива) выполненных библиографических справок, библиотечных каталогов и картотек
a) систематическая картотека статей
б) тематическая картотека
в) справочно-библиографический аппарат
г) библиотечный каталог
8. Учетный документ обслуживания читателей библиотеки, который служит для указания сроков возврата и фамилии (регистрационного номера формуляра) читателя
a) дневник работы библиотеки
б) книжный формуляр
в) листок читательского требования
г) листок сроков возврата
9. Обслуживание отдельного лица, направленного на удовлетворение его, образовательных, информационных, культурных и досуговых потребностей -
a) литературные праздники
б) консультации
в) индивидуальное обслуживание читателей
г) беседы
10. Обзор литературы включает
a) 6-8 книг
б) 1 книгу
в) Более 20 книг
г) 15-20 книг
11. Формы наглядной информации
a) Выставки «Новые книги»
б) Информационные списки, выставка-просмотр
в) Выставка-просмотр, плакаты, выставки «Новые книги»,информационные списки
г) Выставка-просмотр
12. Справочные издания различного целевого назначения
a) указы
б) приказы
в) энциклопедии
г) библиографические указатели
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |