Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 1270pуб.
Первоначальный взнос 127 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1630pуб.
Первоначальный взнос 163 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 2100pуб.
Первоначальный взнос 210 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» декабря 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Оценка учебных достижений учащихся на уроке по дисциплине «История»»
Трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Оценка учебных достижений учащихся на уроке по дисциплине «История»» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 46.03.01 История, Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 950.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Помочь педагогам улучшить свои навыки оценивания учебных достижений учащихся на уроке по дисциплине "История". Программа предоставляет актуальные знания и методы для достижения этой цели, включая оценку знаний учащихся, измерение их прогресса и подготовку отчетов о достижениях. Кроме того, программа также направлена на улучшение педагогических навыков и поддержание мотивации для обучения и профессионального развития. В результате, педагоги смогут более точно определять уровень знаний и навыков учащихся, а также эффективнее проводить уроки и помогать учащимся достигать лучших результатов в обучении истории.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-организационно-управленческий;
-педагогический;
-научно-исследовательский;
-проектный;
-экспертно-аналитический;
-культурно-просветительский;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) организационно-управленческий
подготовка и обработка аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;
работа с базами данных и информационными системами;
2) педагогический
преподавание курса истории в образовательных организациях общего и профессионального образования;
формирование у учащихся в рамках общего и профессионального образования знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях российской и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; навыков исторического познания, работы с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
3) научно-исследовательский
поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации в соответствующем предметном, научном поле;
изучение специальной литературы или научно-исследовательских проектов в соответствии с профилем объекта профессиональной деятельности;
участие в проведении научных исследований, связанных с объектами профессиональной деятельности, в соответствии с утвержденными заданиями и методиками;
участие в подготовке обзоров, отчетов и научных публикаций (их разделов), подготовка рефератов, аннотаций, докладов и библиографических пособий по тематике проводимых исследований (на русском и иностранных языках);
участие в представлении результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований (на русском и иностранном языках);
участие в работе научных семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, симпозиумов; (рабочие языки – русский и иностранные);
участие в подготовке к изданию и научном комментировании текстов исторических источников;
работа в архивах и музеях, библиотеках; поиск необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах;
системное изучение и критическое осмысление эмпирических процессов, существующего опыта по тематике исследования, теоретических и прикладных методов их анализа;
4) проектный
участие в проектах, направленных на сохранение культурного наследия, противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных и религиозных меньшинств;
распространение через средства массовой информации сведений о народах, этнонациональных традициях;
популяризация антропологических и этнологических знаний.
5) экспертно-аналитический
сбор и обработка аналитической информации для органов государственного управления, местного самоуправления, учреждений и организаций сферы науки и культуры;
информационное обеспечение практической деятельности государственных и общественных организаций, корпораций, средств массовой информации, аналитических центров;
6) культурно-просветительский
участие в проектах, направленных на сохранение культурного наследия, противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных и религиозных меньшинств;
распространение через средства массовой информации сведений о народах, этнонациональных традициях;
популяризация антропологических и этнологических знаний.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
04 Культура, искусство (в сфере туристско-экскурсионной, музейной, культурно-просветительской деятельности);
11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия (в сфере средств массовой информации, информационных агентств, рекламы и связей с общественностью).
01 Образование и наука (в сферах: основного общего образования, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования; научных исследований);
07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сфере организационного и документационного обеспечения управления организациями, в том числе органах управления образованием);
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
человек и общество в культурном многообразии;
процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;
развитие культур мира;
биологическая природа человека в разных культурах;
универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека);
миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы;
государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения;
этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;
права этнических и религиозных меньшинств;
пол и возраст в различных культурах;
развитие и современные формы власти;
вариативные формы духовной жизни человека;
этика и этикет в разных культурах.
исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | ||
Общепедагогическая функция. Обучение | A/01.6 | -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы. - Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. - Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. - Планирование и проведение учебных занятий. - Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. - Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. - Формирование универсальных учебных действий. - Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ). - Формирование мотивации к обучению. - Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
Воспитательная деятельность | A/02.6 | -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. - Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. - Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера. - Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации. - Проектирование и реализация воспитательных программ. - Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). - Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). - Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления. - Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации. - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. - Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. - Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка |
Развивающая деятельность | A/03.6 | -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития. - Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе. - Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. - Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. - Оказание адресной помощи обучающимся. - Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. - Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка. - Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу. - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. - Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. - Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 04 Культура, искусство (в сфере туристско-экскурсионной, музейной, культурно-просветительской деятельности); | ||
культурно-просветительский | участие в проектах, направленных на сохранение культурного наследия, противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных и религиозных меньшинств; распространение через средства массовой информации сведений о народах, этнонациональных традициях; популяризация антропологических и этнологических знаний. | -человек и общество в культурном многообразии;. - процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;. - развитие культур мира;. - биологическая природа человека в разных культурах;. - универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека);. - миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы;. - государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения;. - этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;. - права этнических и религиозных меньшинств;. - пол и возраст в различных культурах;. - развитие и современные формы власти;. - вариативные формы духовной жизни человека;. - этика и этикет в разных культурах. |
проектный | участие в проектах, направленных на сохранение культурного наследия, противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных и религиозных меньшинств; распространение через средства массовой информации сведений о народах, этнонациональных традициях; популяризация антропологических и этнологических знаний. | -человек и общество в культурном многообразии;. - процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;. - развитие культур мира;. - биологическая природа человека в разных культурах;. - универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека);. - миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы;. - государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения;. - этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;. - права этнических и религиозных меньшинств;. - пол и возраст в различных культурах;. - развитие и современные формы власти;. - вариативные формы духовной жизни человека;. - этика и этикет в разных культурах. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия (в сфере средств массовой информации, информационных агентств, рекламы и связей с общественностью). | ||
экспертно-аналитический | сбор и обработка аналитической информации для органов государственного управления, местного самоуправления, учреждений и организаций сферы науки и культуры; информационное обеспечение практической деятельности государственных и общественных организаций, корпораций, средств массовой информации, аналитических центров; | -человек и общество в культурном многообразии;. - процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;. - развитие культур мира;. - биологическая природа человека в разных культурах;. - универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека);. - миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы;. - государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения;. - этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;. - права этнических и религиозных меньшинств;. - пол и возраст в различных культурах;. - развитие и современные формы власти;. - вариативные формы духовной жизни человека;. - этика и этикет в разных культурах. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сферах: основного общего образования, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования; научных исследований); | ||
научно-исследовательский | поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации в соответствующем предметном, научном поле; изучение специальной литературы или научно-исследовательских проектов в соответствии с профилем объекта профессиональной деятельности; участие в проведении научных исследований, связанных с объектами профессиональной деятельности, в соответствии с утвержденными заданиями и методиками; участие в подготовке обзоров, отчетов и научных публикаций (их разделов), подготовка рефератов, аннотаций, докладов и библиографических пособий по тематике проводимых исследований (на русском и иностранных языках); участие в представлении результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований (на русском и иностранном языках); участие в работе научных семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, симпозиумов; (рабочие языки – русский и иностранные); участие в подготовке к изданию и научном комментировании текстов исторических источников; работа в архивах и музеях, библиотеках; поиск необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах; системное изучение и критическое осмысление эмпирических процессов, существующего опыта по тематике исследования, теоретических и прикладных методов их анализа; | -исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках. |
педагогический | преподавание курса истории в образовательных организациях общего и профессионального образования; формирование у учащихся в рамках общего и профессионального образования знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях российской и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; навыков исторического познания, работы с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями; | -исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сфере организационного и документационного обеспечения управления организациями, в том числе органах управления образованием); | ||
организационно-управленческий | подготовка и обработка аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления; работа с базами данных и информационными системами; | -исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках. |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
4) Высшее - магистратура
5) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Аналитическая деятельность | ||
Способен анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях | Ориентируется в предметных полях исторических дисциплин, демонстрирует знание многомерности исторических процессов и явлений, взаимосвязи и взаимообусловленности их экономических, социальных и культурных измерений. Обладает навыками анализа и объяснения исторических процессов и явлений в их экономических, социальных и культурных измерениях с учетом междисциплинарности и компаративистики. Способен представить исторический процесс в его единстве и многообразии на основе междисциплинарного анализа и компаративистики. | Знать: - требования к осуществлению культурно-просветительной деятельности с учетом страноведческого подхода. Уметь: - использовать знания в области новейшей истории при осуществлении культурно-просветительной деятельности. Владеть: - навыками применения при осуществлении культурно-просветительной деятельности знаний в области новейшей истории, критически воспринимая и оценивая различные историографические подходы по исторической проблематике зарубежных стран периода новейшего времени. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Источниковедческая деятельность | ||
Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности | Демонстрирует знание этапов и принципов работы с источниками, способов проверки их на аутентичность, основных систем классификации источников, особенностей типологизации письменных источников и приемов работы с ними. Применяет приемы критического анализа исторических источников. Владеет навыками интерпретации исторических фактов и исторической информации в различных областях отечественной и всеобщей истории. | Знать: - этапы становления, терминологию, современное состояние и методологию новейшей истории, исторические источники и специфику их использования в отечественных и зарубежных исследованиях. Уметь: - осуществлять критический анализ исторических исследований с учетом проблематики и методологии новейшей истории, на основе использования комплекса исторических источников и историографического опыта. Владеть: - навыками применения комплекса исторических источников и историографического опыта, теории и методологии новейшей истории при проведении страноведческих исследований. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Коммуникация | ||
Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии для решения исследовательских и практических задач профессиональной деятельности | Использует информационно-коммуникационные технологии и программные средства для поиска и обработки больших объемов информации по поставленной проблеме на основе стандартов и норм, принятых в профессиональной среде, и с учетом требований информационной безопасности. Систематизирует накопленный массив информации и формирует базы данных. Оперирует в работе основами информационно-библиографической культуры. | Знать: - информационно-коммуникационные технологии и программные средства для поиска и обработки больших объемов информации. Уметь: - систематизировать накопленные знания и формировать базу данных. Владеть: - навыком применения современных информационно-коммуникационных технологий для решения задач профессиональной деятельности. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: преподавание курса истории в образовательных организациях общего и профессионального образования; формирование у учащихся в рамках общего и профессионального образования знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях российской и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; навыков исторического познания, работы с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями; | |||
Объект или область знания: исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках. | |||
ПК-1 Способен использовать в исторических исследованиях профессиональные знания в области региональной и локальной истории | Применяет современные методы историографического анализа в изучении региональной и локальной истории. | Знать: основные современные подходы в изучении регионов мира. Уметь: использовать основные источники по региональной и локальной истории. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
ПК-2 Способен использовать в исторических исследованиях знания в области специальных исторических дисциплин, историографии и современных методов исторического исследования | Применяет современные методы исторического исследования в научной деятельности. | Знать: основные специальные исторические и историографические дисциплины. Уметь: использовать основные специальные методы исторической науки. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
ПК-3 Способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии, антропологии и этнологии | Владеет методами анализа профессиональных антропологических, археологических и этнологических текстов. | Знать: основные теоретические и методологические принципы антропологических и археологических исследований. Уметь: использовать археологические и этнографические источники в области исторических исследований. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 36 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Внедрение ФГОС ООО и СОО по истории: требования к результатам обучения | 9.0 | 5.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 4.0 | 0 |
Анализ результатов исторического образования в свете современных социально-гуманитарных исследований | 8.0 | 5.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Методические требования к контрольно-измерительным материалам по истории | 7.0 | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Формирование познавательного интереса обучающихся посредством заданий разного уровня сложности по истории | 11.0 | 7.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 4.0 | 0 |
Итоговая аттестация | 1.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 36 | 21 | 0 | 0 | 0 | 14 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
6/36 | 0 | 6/36 | 36 | 21 | 0.0 | 14.0 | 1.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 1 неделя.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (36 часов, 6 часов в день) | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Внедрение ФГОС ООО и СОО по истории: требования к результатам обучения | 9.0 | 6 | 3 | ||||
Анализ результатов исторического образования в свете современных социально-гуманитарных исследований | 8.0 | 3 | 5 | ||||
Методические требования к контрольно-измерительным материалам по истории | 7.0 | 1 | 6 | ||||
Формирование познавательного интереса обучающихся посредством заданий разного уровня сложности по истории | 11.0 | 6 | 5 | ||||
Итоговая аттестация | 1.0 | 1 | |||||
Итого | 36 | 1 Неделя (36 часов, 6 часов в день) |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Оценка учебных достижений учащихся на уроке по дисциплине «История»»
10.1. Цель дисциплины состоит в освоении и совершенствовании навыков и методов оценки учебных достижений учащихся на уроках истории, а также развитии компетенций преподавателей в области процесса оценки и обратной связи.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основных принципов оценки учебных достижений в контексте дисциплины «История» и требований образовательных стандартов.- Ознакомление с различными методами и инструментами оценки, которые могут быть применены на уроках истории.
- Практическое освоение процесса оценки учебных достижений, включая составление и анализ заданий, оценивание работ и тестов, использование критериев оценки.
- Изучение принципов формирования и использования разного вида обратной связи для поддержки и развития учащихся.
- Разработка методов и приемов мотивации учащихся к достижению лучших результатов в изучении истории.
- Анализ и интерпретация данных оценочных процедур для определения индивидуальных потребностей и прогресса учащихся.
- Разработка плана индивидуальной поддержки и развития для учащихся с разными уровнями подготовки и потребностями.
- Развитие навыков объективной и справедливой оценки, а также умения проводить анализ и интерпретацию результатов оценивания.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Аналитическая деятельность | ||
Способен анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях | Ориентируется в предметных полях исторических дисциплин, демонстрирует знание многомерности исторических процессов и явлений, взаимосвязи и взаимообусловленности их экономических, социальных и культурных измерений. Обладает навыками анализа и объяснения исторических процессов и явлений в их экономических, социальных и культурных измерениях с учетом междисциплинарности и компаративистики. Способен представить исторический процесс в его единстве и многообразии на основе междисциплинарного анализа и компаративистики. | Знать: - требования к осуществлению культурно-просветительной деятельности с учетом страноведческого подхода. Уметь: - использовать знания в области новейшей истории при осуществлении культурно-просветительной деятельности. Владеть: - навыками применения при осуществлении культурно-просветительной деятельности знаний в области новейшей истории, критически воспринимая и оценивая различные историографические подходы по исторической проблематике зарубежных стран периода новейшего времени. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Источниковедческая деятельность | ||
Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности | Демонстрирует знание этапов и принципов работы с источниками, способов проверки их на аутентичность, основных систем классификации источников, особенностей типологизации письменных источников и приемов работы с ними. Применяет приемы критического анализа исторических источников. Владеет навыками интерпретации исторических фактов и исторической информации в различных областях отечественной и всеобщей истории. | Знать: - этапы становления, терминологию, современное состояние и методологию новейшей истории, исторические источники и специфику их использования в отечественных и зарубежных исследованиях. Уметь: - осуществлять критический анализ исторических исследований с учетом проблематики и методологии новейшей истории, на основе использования комплекса исторических источников и историографического опыта. Владеть: - навыками применения комплекса исторических источников и историографического опыта, теории и методологии новейшей истории при проведении страноведческих исследований. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Коммуникация | ||
Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии для решения исследовательских и практических задач профессиональной деятельности | Использует информационно-коммуникационные технологии и программные средства для поиска и обработки больших объемов информации по поставленной проблеме на основе стандартов и норм, принятых в профессиональной среде, и с учетом требований информационной безопасности. Систематизирует накопленный массив информации и формирует базы данных. Оперирует в работе основами информационно-библиографической культуры. | Знать: - информационно-коммуникационные технологии и программные средства для поиска и обработки больших объемов информации. Уметь: - систематизировать накопленные знания и формировать базу данных. Владеть: - навыком применения современных информационно-коммуникационных технологий для решения задач профессиональной деятельности. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: преподавание курса истории в образовательных организациях общего и профессионального образования; формирование у учащихся в рамках общего и профессионального образования знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях российской и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; навыков исторического познания, работы с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями; | |||
Объект или область знания: исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках. | |||
ПК-1 Способен использовать в исторических исследованиях профессиональные знания в области региональной и локальной истории | Применяет современные методы историографического анализа в изучении региональной и локальной истории. | Знать: основные современные подходы в изучении регионов мира. Уметь: использовать основные источники по региональной и локальной истории. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
ПК-2 Способен использовать в исторических исследованиях знания в области специальных исторических дисциплин, историографии и современных методов исторического исследования | Применяет современные методы исторического исследования в научной деятельности. | Знать: основные специальные исторические и историографические дисциплины. Уметь: использовать основные специальные методы исторической науки. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
ПК-3 Способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии, антропологии и этнологии | Владеет методами анализа профессиональных антропологических, археологических и этнологических текстов. | Знать: основные теоретические и методологические принципы антропологических и археологических исследований. Уметь: использовать археологические и этнографические источники в области исторических исследований. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 35.0 часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 21 |
лекции (Л) | 21.0 |
практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
семинары (С) | 0.0 |
лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
Самостоятельная работа (СР, всего), | 14.0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость | 35.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
1. | Внедрение ФГОС ООО и СОО по истории: требования к результатам обучения | Современная российская система образования. Логика развития образовательной системы. Преподавание истории в соответствии с ФГОС ООО. Освоение обучающимися ФГОС СОО. Учебники, обеспечивающие преподавание учебного предмета «История». Требования, предъявляемые к знаниям истории. Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по учебному предмету «История». |
2. | Анализ результатов исторического образования в свете современных социально-гуманитарных исследований | Переход от линейного к концентрическому преподаванию истории в школе. Проблемы современного урока истории. Место учебного предмета "История" в федеральном базисном учебном плане. Федеральный компонент образовательного стандарта по истории. Концептуальные основы образовательного стандарта. Соотношение содержания стандартов и примерных школьных программ. |
3. | Методические требования к контрольно-измерительным материалам по истории | Основные проблемы компонентов современного учебно-методического комплекса по истории, способы их решения в дальнейшем. Перспективы развития методического комплекса отечественной по истории как фактора активизации познавательной деятельности школьника. Шкалирование результатов тестирования (шкала порядковая, интервальная, метрическая, номинальная). Интерпретация результатов математической обработки данных тестирования. Статистические характеристики теста. Математико-статистическая обработка данных. Спецификация КИМ. Варианты КИМ. Критерии формирование оценки по контрольно-оценочному средству. |
4. | Формирование познавательного интереса обучающихся посредством заданий разного уровня сложности по истории | Интерес как мотивационное состояние субъекта, побуждающее его к активной познавательной, креативной, созидательной деятельности. Характеристика внеклассных занятий по истории и методика их проведения в учебном процессе общеобразовательной школы. Теоретическое обоснование проблемы развития познавательного интереса учащихся. Сущность познавательного интереса, его структура и характеристика, опыт развития в процессе обучения. Основы используемого метода исследования, практическое применение. Познавательный интерес как фактор развития самостоятельности ученика в процессе обучения. Пути формирования познавательного интереса учащихся на примере уроков технологии. Зависимость успешности обучения от отношения учащихся к учебной деятельности. |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
1 | Внедрение ФГОС ООО и СОО по истории: требования к результатам обучения | 5.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 4.0 | 9.0 |
2 | Анализ результатов исторического образования в свете современных социально-гуманитарных исследований | 5.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 8.0 |
3 | Методические требования к контрольно-измерительным материалам по истории | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 7.0 |
4 | Формирование познавательного интереса обучающихся посредством заданий разного уровня сложности по истории | 7.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 4.0 | 11.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-Методические рекомендации для образовательных организаций о преподавании учебного предмета «История» в 2020 – 20201 учебном году / - 29 стр.
-Историческое и обществоведческое образование: ресурсы, проблемы и перспективы: материалы всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (Улан-Удэ, 10–11 июня 2021 г.) / науч. ред. М. Г. Цыренова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2021. — 208 с.
-Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс. Первое полугодие / Сост. К.В. Волкова. — М.: ВАКО, 2010. — 112 с. — (Контрольно-измерительные материалы).
б) дополнительная литература:
- Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 151 с.
- Тахтарев, К. М. Очерки по истории первобытной культуры. Первобытное общество / К. М. Тахтарев. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с.
- ФГОС ООО
- ФГОС СОО
- Р. Х. Шакиров / Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство / – Бишкек, «Билим», 2012 г. – 81 стр.
- Т.В. Мухлынина / Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы / - Санкт Петербург, 2015 г. - 18 стр.
- М.В.КОРОТКОВА, М.Т.СТУДЕНИКИН / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В СХЕМАХ ТАБЛИЦАХ ОПИСАНИЯХ / - 190 стр.
- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.
- Актуальные проблемы преподавания истории в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. Ч. 1 / Под общ. ред. Л.В.Алексеевой. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 107 с.
- Историческая наука и историческое образование в условиях глобальных трансформаций : XXV Всероссийские с международным участием историкопедагогические чтения / Уральский государственный педагогический университет ; главный редактор Г. А. Кругликова. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2021.
- Контрольно-оценочные материалы по учебному предмету «ИСТОРИЯ» 5-9 классы / 2020 г. - 88 стр.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Выберите средство обучения, дидактические свойства которого являются наиболее эффективными.
a) Учебник
б) Наглядное пособие
в) Интерактивный цифровой образовательный ресурс
г) Видеофильм
2. Выберите из списка адрес Федерального портала «Российское образование»
a) http://window.edu.ru/
б) http://www.rusedu.ru/
в) http://www.school.edu.ru/
г) http://www.edu.ru/
3. Военная операция советских войск под Сталинградом завершилась
a) Выходом советских войск к Государственной границе СССР
б) Стабилизацией фронта и переходом к позиционной войне
в) Сражением под Прохоровкой
г) Окружением и уничтожением немецкой армии под командованием Ф. Паулюса
4. В России в первой половине XIX в. наиболее интесивно развивались предприятия
a) Нефтеперерабатывающие
б) Текстильные
в) Машиностроительные
г) Химические
5. В ряду причин, побудивших Александра I приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние
a) Теории «официальной народности»
б) Теорий общинного социализма
в) Идей Просвещения
г) Идей славянофильства
6. Укажите название города: "..Бои шли до 16 октября, после чего одесский гарнизон был эвакуирован в Крым. Оборонительные сражения в Крыму начались в сентябре-октябре 1941г. Наиболее длительной была оборона __, она длилась 250 дней."
a) Керчь
б) Одесса
в) Севастополь
г) Новороссийск
7. Из предложенных групп форм, методов и приёмов обучения выберите ту группу, которая позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке:
a) Рассказ, фронтальная работа, иллюстративно-объяснительный метод
б) Эвристическая беседа, «мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, работа в группах и парах, организация исследовательской деятельности
в) Объяснение учителя, беседа, действия по образцу
г) Нет верного ответа
8. Мастер Дионисий работал над росписями
a) Троице-Сергиева монастыря
б) Ферапонтова монастыря под Вологдой
в) Андроникова монастыря в Москве
г) Кирилло-Белозёрского монастыря
9. Завершение промышленного переворота в России означало:
a) Переход к машинному производству в ведущих отраслях промышленности
б) Национализацию крупной промышленности
в) Появление мануфактур
г) Преобладание промышленного сектора экономики над аграрным
10. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Укажите ответ, цифры в котором указаны в правильной последовательности.
a) 12345
б) 54321
в) 54231
г) 13245
11. Значение «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского заключалось в
a) Создание нового органа власти Земского собора
б) Обещание царя соблюдать законность
в) Введении нового принципа наследования престола
г) Учреждении в России патриаршества
12. Реформа управления государственными крестьянами была проведена П.Д.Киселевым в
a) 1801-1803 г.г.
б) 1837-1841 г.г.
в) 1861-1863г.г.
г) 1881-1884г.г.
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |