Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«25» ноября 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Улучшение профессиональных компетенций учителя-дефектолога при обучении и воспитании учеников с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
Трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Улучшение профессиональных компетенций учителя-дефектолога при обучении и воспитании учеников с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, Приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 N 1087.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог,тифлопедагог)»
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Повышение качества обучения и воспитания учеников с ООП за счет расширения знаний и навыков учителя-дефектолога. Программа направлена на обучение учителей-дефектологов методикам и технологиям работы с учениками с различными видами ООП, а также на совершенствование педагогических и коммуникационных компетенций. Кроме того, программа помогает учителям-дефектологам лучше понимать потребности учеников с ООП и разрабатывать индивидуальные программы обучения и коррекционной работы, что способствует повышению эффективности образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-сопровождения;
-культурно-просветительский;
-организационно-управленческий;
-методический;
-проектный;
-педагогический;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) сопровождения
составление индивидуальных программ, планирующей, отчетной и других видах документации;
осуществление методического сопровождения разработки и реализации программ (образовательных, программ сопровождения либо реабилитации).
2) культурно-просветительский
изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
организация культурного пространства;
разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.
3) организационно-управленческий
особенности принятия и реализации организационных, в том числе управленческих решений;
4) методический
обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей;
организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности;
формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
5) проектный
проектирование содержания образовательных программ и их элементов с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые учебные предметы;
проектирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся;
проектирование собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
6) педагогический
обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования).
03 Социальное обслуживание (в сфере социального обслуживания и социального обеспечения).
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
обучение; воспитание;
развитие;
образовательные системы;
образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные.
1 Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог,тифлопедагог) | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях | ||
Общепедагогическая функция. Обучение | A/01.6 | -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках адаптированных основных общеобразовательных программ . - Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - Участие в разработке и реализация программы развития образовательной организации в целях создания специальных условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. - Планирование и проведение учебных занятий с учетом особенностей и возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. - Систематический анализ эффективности учебных занятий. - Формирование мотивации к обучению. - Формирование универсальных учебных действий. - Формирование жизненных компетенций. - Формирование навыков, связанных с информационно коммуникационными технологиями (ИКТ-технологиями). - Организация осуществления контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения адаптированных основных общеобразовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. - Объективная оценка знаний обучающихся на основе вариативных методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Воспитательная деятельность | A/02.6 | -Формирование представлений об объектах окружающей действительности, явлениях, происходящих в общественной жизни, способах взаимодействия людей друг с другом, правилах поведения, принятых в обществе. - Осуществление духовно-нравственного, общекультурного и личностного развития (патриотическое, правовое, экологическое, экономическое, трудовое, физическое, половое, санитарногигиеническое, антиалкогольное и антинаркотическое,. - эстетическое) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. - Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия. - Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. - Регулирование поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения безопасной образовательной среды. - Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. - Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей, характера и. - степени проявления недостатков в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. - Определение и принятие правил поведения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка в образовательной организации. - Проектирование и реализация воспитательных программ . - Реализация воспитательных возможностей различных видов урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (учебная, игровая, трудовая, спортивная, художественная, общественная и т.д.). - Проектирование и моделирование воспитывающих ситуаций и событий, развивающих индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции, ценностные установки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. - Помощь и поддержка в организации деятельности органов управления обучающихся (совет обучающихся). - Создание и обеспечение охранительного педагогического режима, поддержание эмоционально положительной атмосферы и традиций образовательной организации. - Формирование толерантности в меняющейся поликультурной среде. - Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья |
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ | ||
Педагогическая деятельность по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ | B/02.6 | -Проектирование образовательного процесса на основе федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом вариативных особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья . - Организация и реализация пропедевтического периода на начальных этапах обучения для адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к образовательному процессу в школе . - Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья социальной позиции обучающихся . - Определение совместно с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, родителями (законными представителями), другими специалистами зоны его ближайшего развития, разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения адаптированных основных общеобразовательных программ . - Формирование общекультурных компетенций и понимания места учебного предмета в общей картине мира Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося эффективных способов его обучения и развития, специальных образовательных условий для достижения оптимальных результатов . - Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом особенностей психического развития лиц разных категорий, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья . - Организация образовательного процесса с учетом своеобразия развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья . - Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом особенностей развития обучающихся разных категорий Организация предметных олимпиад, конференций, викторин в образовательной организации |
Обобщенные трудовые функции: Коррекционно-развивающая деятельность по преодолению и профилактике недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организациях сферы здравоохранения и социального обслуживания | ||
Коррекционная деятельность | C/01.6 | -Анализ медицинской, психологической и педагогической документации для построения комплексной программы обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной работе . - Разработка программы обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья . - Выявление в ходе педагогического обследования потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной работе . - Подготовка педагогического заключения по результатам диагностики недостатков развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья . - Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных коррекционных программ на основе результатов диагностики развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья . - Применение специальных методов и технологий коррекционной работы . - Взаимодействие с другими специалистами в рамках психологомедико-педагогического консилиума Мониторинг динамики преодоления недостатков развития в результате коррекционной деятельности . - Изучение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья для выявления потребности в комплексном сопровождении Консультирование родителей и других специалистов с целью профилактики вторичных недостатков в развитии ребенка . - Разработка совместно с родителями семейно центрированных программ сопровождения ребенка раннего и дошкольного возраста; ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития . - Просветительская деятельность, направленная на формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, их семьям . - Сетевое взаимодействие со специалистами организаций здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, включения их в образовательное пространство и жизнь общества |
Развивающая деятельность | C/02.6 | -Выявление в ходе педагогического наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, связанных с особенностями их развития . - Применение методов психолого-педагогической диагностики для оценки особенностей, уровня и динамики развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья . - Оценка параметров и проектирование психологически безопасной, комфортной и доступной образовательной среды, разработка программ профилактики дезадаптации в образовательной организации . - Оказание адресной психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья . - Взаимодействие с другими специалистами в рамках психологомедико-педагогического консилиума, психолого-медикопедагогической комиссии . - Разработка совместно с другими специалистами и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья . - Формирование системы саморегуляции поведения и деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах Разработка совместно с родителями семейно центрированных программ развития ребенка раннего и дошкольного возраста; ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования). | ||
педагогический | обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса. | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
проектный | проектирование содержания образовательных программ и их элементов с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые учебные предметы; проектирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся; проектирование собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры. | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
методический | обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей; организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры; | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
организационно-управленческий | особенности принятия и реализации организационных, в том числе управленческих решений; | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
культурно-просветительский | изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; организация культурного пространства; разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп. | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
сопровождения | составление индивидуальных программ, планирующей, отчетной и других видах документации; осуществление методического сопровождения разработки и реализации программ (образовательных, программ сопровождения либо реабилитации). | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 03 Социальное обслуживание (в сфере социального обслуживания и социального обеспечения). |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
4) Высшее - магистратура
5) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Правовые и этические основы профессиональной деятельности | ||
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики | Демонстрирует знание нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики Строит образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности Организует образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности | Знать: - приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации; - нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; - федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательные документы о правах ребенка, трудовое законодательство; Уметь: - применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования; Владеть: - действиями по соблюдению правовых норм; навыками анализа нормативных правовых актов в своей сфере профессиональной деятельности |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Разработка основных и дополнительных образовательных программ | ||
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) | Демонстрирует знание компонентов основных и дополнительных образовательных программ. Участвует в разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде. Использует информационнокоммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы при разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде. | Знать: - историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; - основы дидактики, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных образовательных технологий; - пути достижения образовательных результатов в области ИКТ Уметь: - классифицировать образовательные системы и образовательные технологии; - разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде. Владеть: - приемами разработки и реализации программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; - средствами формирования умений, связанных с информационнокоммуникационными технологиями (далее – ИКТ); - приемами реализации ИКТ: на уровне пользователя, на общепедагогическом уровне и на уровне преподаваемого (ых) предметов (отражающая профессиональную ИКТ компетентность соответствующей области человеческой деятельности). |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся | ||
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов | Знает сущность контроля и оценки образовательных результатов обучающихся (предметных, метапредметных личностных компетенций) Обучающихся Умеет осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся Владеет способностью применять диагностический инструментарий для оценки сформированности образовательных результатов | Знать: - основы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; Уметь: -применять технологии организации совместной и индивидуальной учебной и внеучебной деятельности обучающихся, в том числе специальные подходы к обучению и воспитанию обучающихся с учѐтом их особых образовательных потребностей Владеть: - современными технологиями организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса. | |||
Объект или область знания: обучение; воспитание; развитие; образовательные системы; образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. | |||
Способен к проектированию и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья | Способен участвовать в разработке и реализации адаптированных образовательных программ. Способен планировать и проводить групповые (подгрупповые) и индивидуальные занятия с дошкольниками с ОВЗ. Готов применять методы и приемы, способствующие развитию у детей с ОВЗ познавательной активности, самостоятельности, инициативности. Способен осуществлять систематический анализ динамики развития детей с ОВЗ для корректировки содержания и технологии реализации адаптированных образовательных программ. | Знать: - особенности развития детей с ОВЗ; - методы и приемы, способствующие развитию у детей с ОВЗ познавательной активности, самостоятельности, инициативности. Уметь: - планировать и проводить групповые и индивидуальные занятия с дошкольниками с ОВЗ; - применять методы и приемы, способствующие развитию у тебя с ОВЗ познавательной активности, самостоятельности, инициативности. Владеть: - навыком участия в разработке и реализации адаптированных программ. | 1 Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог,тифлопедагог) |
Способен к проектированию и сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями | Демонстрирует знание требований к проведению психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ, методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Способен определять показатели развития ребенка, делать выводы об особенностях развития о детей с ОВЗ и использовать их для разработки программы сопровождения ребенка, оформлять психолого-педагогическую характеристику ребенка, формулировать заключения и рекомендации. Владеет методами применения диагностики и оценки уровня и динамики развития ребенка с ОВЗ, навыками использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы. | Знать: - требования к проведению психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ; - методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Уметь: - определять показатели развития ребёнка; - делать выводы об особенностях развития детей с ОВЗ; - оформлять психолого-педагогическую характеристику ребёнка. Владеть: - навыком применения диагностики и оценки уровня и динамики развития ребёнка с ОВЗ; - навыком использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы. | 1 Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог,тифлопедагог) |
Тип задач профессиональной деятельности: сопровождения | |||
Задача профессиональной деятельности: составление индивидуальных программ, планирующей, отчетной и других видах документации; осуществление методического сопровождения разработки и реализации программ (образовательных, программ сопровождения либо реабилитации). | |||
Объект или область знания: обучение; воспитание; развитие; образовательные системы; образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. | |||
Способен к обеспечению организации сотрудничества детей с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми и сверстниками в коллективных видах деятельности для обогащения их социального опыта | Демонстрирует знание особенностей возрастного и психофизического развития детей с ОВЗ для организации их сотрудничества со взрослыми и сверстниками в коллективных видах деятельности. Способен планировать и организовывать сотрудничество детей с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми и сверстниками в коррекционно-развивающем процессе, оценивать и проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду. Способен к разработке рекомендаций для родителей и специалистов по организации и реализации конструктивного взаимодействия и сотрудничества с детьми с ОВЗ с учетом их возрастных и психофизических особенностей. | Знать: - особенности возрастного и психофизического развития детей с ОВЗ для организации их сотрудничества со взрослыми сверстниками в коллективных видах деятельности. Уметь: - планировать и организовывать сотрудничество детей с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми и сверстниками в коррекционно-развивающем процессе; - оценивать и проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду. Владеть: - навыком разработки рекомендаций для родителей и специалистов по организации и реализации конструктивного взаимодействия и сотрудничества с детьми с ОВЗ с учетом их возрастных и психофизических особенностей. | 03.007 Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 36 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Организация работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями | 9.0 | 5.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 4.0 | 0 |
Развитие мотивационной сферы младших школьников с особыми образовательными потребностями | 8.0 | 5.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Развитие познавательной сферы младших школьников с особыми образовательными потребностями | 7.0 | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Развитие эмоциональной сферы младших школьников с особыми образовательными потребностями | 11.0 | 7.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 4.0 | 0 |
Итоговая аттестация | 1.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 36 | 21 | 0 | 0 | 0 | 14 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
6/36 | 0 | 6/36 | 36 | 21 | 0.0 | 14.0 | 1.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 1 неделя.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (36 часов, 6 часов в день) | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Организация работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями | 9.0 | 6 | 3 | ||||
Развитие мотивационной сферы младших школьников с особыми образовательными потребностями | 8.0 | 3 | 5 | ||||
Развитие познавательной сферы младших школьников с особыми образовательными потребностями | 7.0 | 1 | 6 | ||||
Развитие эмоциональной сферы младших школьников с особыми образовательными потребностями | 11.0 | 6 | 5 | ||||
Итоговая аттестация | 1.0 | 1 | |||||
Итого | 36 | 1 Неделя (36 часов, 6 часов в день) |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Улучшение профессиональных компетенций учителя-дефектолога при обучении и воспитании учеников с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
10.1. Цель дисциплины состоит в повышении качества образования и воспитания учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях. Основной целью является усиление профессиональных навыков и знаний учителя-дефектолога для успешной работы с учащимися, нуждающимися в специальной поддержке и индивидуальном подходе.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Ознакомление с основами теории и практики работы с учащимися с ООП, включая различные виды нарушений и образовательные потребности.- Изучение законодательных и нормативных основ инклюзивного образования и прав учащихся с ООП.
- Развитие учителей-дефектологов навыков планирования и организации индивидуального образовательного маршрута для каждого ученика с ООП.
- Изучение методик и приемов диагностики образовательных потребностей учащихся с ООП для адекватной подготовки учебного процесса.
- Развитие профессиональных навыков в области педагогической коррекции и адаптации образовательных программ для учащихся с ООП.
- Освоение технологий и методов работы с родителями учащихся с ООП для совместной поддержки их образовательного и социального развития.
- Практическая работа с образовательными ресурсами и инструментами, поддерживающими обучение учащихся с ООП.
- Развитие навыков мониторинга и оценки прогресса учащихся с ООП для адаптации образовательного процесса.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Правовые и этические основы профессиональной деятельности | ||
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики | Демонстрирует знание нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики Строит образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности Организует образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности | Знать: - приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации; - нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; - федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательные документы о правах ребенка, трудовое законодательство; Уметь: - применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования; Владеть: - действиями по соблюдению правовых норм; навыками анализа нормативных правовых актов в своей сфере профессиональной деятельности |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Разработка основных и дополнительных образовательных программ | ||
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) | Демонстрирует знание компонентов основных и дополнительных образовательных программ. Участвует в разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде. Использует информационнокоммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы при разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде. | Знать: - историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; - основы дидактики, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных образовательных технологий; - пути достижения образовательных результатов в области ИКТ Уметь: - классифицировать образовательные системы и образовательные технологии; - разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде. Владеть: - приемами разработки и реализации программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; - средствами формирования умений, связанных с информационнокоммуникационными технологиями (далее – ИКТ); - приемами реализации ИКТ: на уровне пользователя, на общепедагогическом уровне и на уровне преподаваемого (ых) предметов (отражающая профессиональную ИКТ компетентность соответствующей области человеческой деятельности). |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся | ||
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов | Знает сущность контроля и оценки образовательных результатов обучающихся (предметных, метапредметных личностных компетенций) Обучающихся Умеет осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся Владеет способностью применять диагностический инструментарий для оценки сформированности образовательных результатов | Знать: - основы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; Уметь: -применять технологии организации совместной и индивидуальной учебной и внеучебной деятельности обучающихся, в том числе специальные подходы к обучению и воспитанию обучающихся с учѐтом их особых образовательных потребностей Владеть: - современными технологиями организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса. | |||
Объект или область знания: обучение; воспитание; развитие; образовательные системы; образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. | |||
Способен к проектированию и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья | Способен участвовать в разработке и реализации адаптированных образовательных программ. Способен планировать и проводить групповые (подгрупповые) и индивидуальные занятия с дошкольниками с ОВЗ. Готов применять методы и приемы, способствующие развитию у детей с ОВЗ познавательной активности, самостоятельности, инициативности. Способен осуществлять систематический анализ динамики развития детей с ОВЗ для корректировки содержания и технологии реализации адаптированных образовательных программ. | Знать: - особенности развития детей с ОВЗ; - методы и приемы, способствующие развитию у детей с ОВЗ познавательной активности, самостоятельности, инициативности. Уметь: - планировать и проводить групповые и индивидуальные занятия с дошкольниками с ОВЗ; - применять методы и приемы, способствующие развитию у тебя с ОВЗ познавательной активности, самостоятельности, инициативности. Владеть: - навыком участия в разработке и реализации адаптированных программ. | 1 Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог,тифлопедагог) |
Способен к проектированию и сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями | Демонстрирует знание требований к проведению психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ, методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Способен определять показатели развития ребенка, делать выводы об особенностях развития о детей с ОВЗ и использовать их для разработки программы сопровождения ребенка, оформлять психолого-педагогическую характеристику ребенка, формулировать заключения и рекомендации. Владеет методами применения диагностики и оценки уровня и динамики развития ребенка с ОВЗ, навыками использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы. | Знать: - требования к проведению психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ; - методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Уметь: - определять показатели развития ребёнка; - делать выводы об особенностях развития детей с ОВЗ; - оформлять психолого-педагогическую характеристику ребёнка. Владеть: - навыком применения диагностики и оценки уровня и динамики развития ребёнка с ОВЗ; - навыком использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы. | 1 Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог,тифлопедагог) |
Тип задач профессиональной деятельности: сопровождения | |||
Задача профессиональной деятельности: составление индивидуальных программ, планирующей, отчетной и других видах документации; осуществление методического сопровождения разработки и реализации программ (образовательных, программ сопровождения либо реабилитации). | |||
Объект или область знания: обучение; воспитание; развитие; образовательные системы; образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. | |||
Способен к обеспечению организации сотрудничества детей с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми и сверстниками в коллективных видах деятельности для обогащения их социального опыта | Демонстрирует знание особенностей возрастного и психофизического развития детей с ОВЗ для организации их сотрудничества со взрослыми и сверстниками в коллективных видах деятельности. Способен планировать и организовывать сотрудничество детей с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми и сверстниками в коррекционно-развивающем процессе, оценивать и проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду. Способен к разработке рекомендаций для родителей и специалистов по организации и реализации конструктивного взаимодействия и сотрудничества с детьми с ОВЗ с учетом их возрастных и психофизических особенностей. | Знать: - особенности возрастного и психофизического развития детей с ОВЗ для организации их сотрудничества со взрослыми сверстниками в коллективных видах деятельности. Уметь: - планировать и организовывать сотрудничество детей с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми и сверстниками в коррекционно-развивающем процессе; - оценивать и проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду. Владеть: - навыком разработки рекомендаций для родителей и специалистов по организации и реализации конструктивного взаимодействия и сотрудничества с детьми с ОВЗ с учетом их возрастных и психофизических особенностей. | 03.007 Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 35.0 часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 21 |
лекции (Л) | 21.0 |
практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
семинары (С) | 0.0 |
лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
Самостоятельная работа (СР, всего), | 14.0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость | 35.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
1. | Организация работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями | Дети с ОВЗ. Понятие, классификация. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Роль учителя дефектолога в подготовке детей с ОВЗ к школьному образованию. Работа с детьми. Направления работы с детьми. Коррекционно-развивающая работа с детьми. Работа с родителями. Психологическое просвещение родителей по вопросу подготовки ребенка к школе. Индивидуальное консультирование. Нетрадиционная форма организации работы с родителями. Индивидуальное консультирование педагогов |
2. | Развитие мотивационной сферы младших школьников с особыми образовательными потребностями | Мотивация учебной деятельности как предмет психологического исследования. Изучение проблемы мотивационной сферы человека в науке. Развитие мотивации учебной деятельности в детском возрасте. Динамика развития мотивации учебной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Исследование особенностей формирования мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта. Методика изучения мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта. Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта. Анализ эффективности предложенной системы занятий по формированию учебной мотивации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. |
3. | Развитие познавательной сферы младших школьников с особыми образовательными потребностями | Теоретические основы развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ. Психолого-педагогическая сущность проблемы развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ. Особенности развития познавательной деятельности детей с ОВЗ в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогические условия развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ. Анализ практического опыта развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ. Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся. |
4. | Развитие эмоциональной сферы младших школьников с особыми образовательными потребностями | Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей. Определение понятия «эмоции» и их классификация. Динамика развития эмоциональной сферы в процессе онтогенеза. Закономерности развития эмоциональной сферы у детей с легкой умственной отсталостью. Артпедагогика и ее влияние на эмоциональную сферу детей. Основные понятия, цели и задачи артпедагогики. Сказкотерапия как метод коррекционного воздействия на эмоциональную сферу. Музыкотерапия как метод коррекционного воздействия на эмоциональную сферу. Исследование эмоциональной сферы младших школьников с легкой умственной отсталостью (констатирующий эксперимент). Цели, методы и содержание констатирующего эксперимента. Результаты констатирующего эксперимента. Развитие эмоциональной сферы младших школьников с легкой умственной отсталостью средствами артпедагогики (формирующий эксперимент). Экспериментальная работа по развитию эмоциональной сферы младших школьников с легкой умственной отсталостью посредством сказкотерапии и музыкотерапии. Результаты проведения формирующего эксперимента. |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
1 | Организация работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями | 5.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 4.0 | 9.0 |
2 | Развитие мотивационной сферы младших школьников с особыми образовательными потребностями | 5.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 8.0 |
3 | Развитие познавательной сферы младших школьников с особыми образовательными потребностями | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 7.0 |
4 | Развитие эмоциональной сферы младших школьников с особыми образовательными потребностями | 7.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 4.0 | 11.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-И.Н. Скрипкин / Формирование положительной мотивации у школьников к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса / – 2010. - 243 стр.
-Дружинина, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования Текст: учебно-методич. пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. – 254 с
-Кольбе Е. А. / Обучающиеся с особыми образовательными потребностями: современные подходы к психологопедагогическому сопровождению детей с ОВЗ / 5 с.
-Сорокоумова, Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 216 с.
б) дополнительная литература:
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин — «Питер», 2011 — (Мастера психологии) - 175 стр.
- И.В. Казакова / Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС / - 10 стр.
- Карелина И. О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований : избранные научные статьи. – Прага : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. – 157 c.
- Л.В. Байбородова, Е.Б. Кириченко, М.П. Кривунь, И.Ю. Тарханова, И.Г.Харисова Дети с особыми образовательными потребностями в дополнительном образовании: учебно-методическое пособие / под ред. Л.В.Байбородовой. – Ярославль
- Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы. / Челябинск, 2014. - 11 с.
- Карелина И. О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации : избранные научные статьи. – Прага : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. – 122 c.
- Трофимова В.И. Особые образовательные потребности учащихся с тяжелыми нарушениями зрения в условиях ФГОС ОВЗ [Текст] : учебно-методическое пособие / Валентина Ивановна Трофимова, Надежда Петровна Полякова ; Министерство образования и молодежной политики Чувашской республики Чувашии ; Чувашский республиканский институт образования ; Свердловская областная специальная библиотека для слепых. – Екатеринбург, 2019. – 83 с.
- «Успешные практики сопровождения и социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями» Под редакцией Поповой И. Ш., Потаповой А. А., Чепышко О. В. – Челябинск, 2022. – 92 с.
- Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: дошкольная группа : учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 308 с.
- Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : учебник для вузов / Л. В. Мардахаев [и др.] ; под редакцией Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 343 с.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен - это ...
a) предмет специальной педагогики
б) объект специальной педагогики
в) субъект специальной педагогики
г) объект общей педагогики
2. С какими предметными областями специальной педагогики наиболее связаны следующие отрасли медицинских знаний: отоларингология, офтальмология (исключите лишнее)
a) сурдопедагогика
б) тифлопедагогика
в) олигофренопедагогика
г) логопедия
3. Закончите предложение, выбрав наиболее точный вариант. "В специальной педагогике применяются ..."
a) только специальные методы воспитания и обучения
б) как общепедагогические, так и специфические методы обучения и воспитания
в) только наглядные методы
г) только методы словесного обучения
4. В специальной педагогике, наряду с другими, выделяют следующий принцип организации коррекционно-образовательного процесса:
a) хроногенности
б) динамического изучения в сочетании с качественным анализом результатов
в) коррекционно-компенсирующей направленности
г) нет правильного ответа
5. Личность ребенка, имеющего особые образовательные потребности, на которого направлено изучение, воспитание, обучение и коррекционно-педагогическая помощь в специальной педагогике - это
a) предмет специальной педагогики
б) объект специальной педагогики
в) субъект специальной педагогики
г) объект общей педагогики
6. С какой целью в содержание специального образования включены специфические учебные предметы:
a) для формирования представления о необходимом уровне образования
б) для преодоления последствий первичных нарушений развития
в) для организации индивидуального подхода к детям
г) специальные предметы не включаются
7. Процесс и результат предоставления человеку с ограниченными возможностями прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии - это...
a) дифференциация
б) интеграция
в) сегрегация
г) адаптация
8. Теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания детей с отклонениями в развитии - это
a) предмет специальной педагогики
б) объект специальной педагогики
в) субъект специальной педагогики
г) объект общей педагогики
9. Задачами специальной педагогики являются:
a) изучение социологических проблем, связанных с интеграцией
б) изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей
в) разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии
г) все ответы верны
10. К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, относятся:
a) замедленное и ограниченное восприятие
б) недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность
в) пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире
г) все ответы верны
11. Интегрированное обучение означает:
a) совместное обучение детей с отклонениями и без отклонений в едином образовательном пространстве
б) обучение в системе учреждений дифференцированного обучения
в) раздельное обучение в соответствии с диагнозом
г) все ответы верны
12. Какая группа детей с отклонениями в развитии в настоящее время не выделяется в отдельную категорию:
a) с нарушением зрения
б) с умственной отсталостью
в) с психоэмоциональными нарушениями
г) дети с синдромом Дауна
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |