Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 1270pуб.
Первоначальный взнос 127 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1630pуб.
Первоначальный взнос 163 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 2100pуб.
Первоначальный взнос 210 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» декабря 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Музейная педагогика как элемент реализации ФГОС»
Трудоемкость обучения по данной программе –
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
8. Учебный план программы повышения квалификации
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Музейная педагогика как элемент реализации ФГОС»
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Музейная педагогика как элемент реализации ФГОС» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.03.01 Педагогическое образование, Приказ Минобрнауки России от от 22 февраля 2018 г. № 121.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Специалист по учету музейных предметов»
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Развитие профессиональных компетенций педагогов, работающих в музейной сфере, и обеспечении их способности использовать музейные коллекции и ресурсы для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Конкретные задачи программы могут включать в себя изучение новых методик и технологий музейной педагогики, развитие навыков организации и проведения музейных экскурсий и уроков, а также формирование понимания роли музея как педагогической платформы для реализации образовательных целей. В результате прохождения программы педагоги должны быть способны эффективно интегрировать музейную педагогику в учебный процесс и повышать качество образования за счет использования музейных ресурсов.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-педагогический;
-сопровождения;
-культурно-просветительский;
-методический;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) педагогический
осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
разработка и реализация основных и дополнительных образовательных программ;
организация совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностями;
контроль и оценка формирования образовательных результатов обучающихся выявление и корректировка проблем в обучении;
индивидуализация обучения, воспитания и развития обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностям и взаимодействие с участниками образовательных отношений;
проектирование и реализация педагогической деятельности на основе специальных научных знаний;
2) сопровождения
организация совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностям и, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
выявление и корректировка трудности в обучении;
3) культурно-просветительский
взаимодействие с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;
4) методический
осуществление отбора содержания образования обучающихся , адекватного ожидаемым результатам, уровню развития и возрастным особенностям обучающихся;
проектирование и планирование образовательного процесса по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП);
методическое сопровождение достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся;
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и науки (в сферах: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования)
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
обучение, воспитание, развитие, проектирование и реализация программ основного, среднего общего, профессионального и дополнительного профессионального образования;
образовательные отношения;
образовательные программы, в том числе индивидуальные;
образовательный процесс;
04.004 Специалист по учету музейных предметов | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Проверка наличия и состояния сохранности музейных предметов | ||
Оформление документов с результатами проверки наличия музейных предметов и исправление дефектов в учетных документах | F/02.6 | -Оформление акта проверки наличия музейных предметов. - Регистрация акта проверки наличия музейных предметов в соответствующей книге регистрации актов. - Составление и заполнение таблицы, фиксирующей итоги проверки наличия музейных предметов по книгам поступлений. - Составление и заполнение таблицы, фиксирующей итоги проверки наличия музейных предметов по инвентарным книгам, архивным описям к фондам. - Составление и заполнение таблицы, фиксирующей итоги проверки наличия музейных предметов по специальным инвентарным книгам. - Составление списка музейных предметов, дважды записанных в книгах поступлений, в инвентарных книгах, в специальных инвентарных книгах. - Составление списка пропущенных номеров в книгах поступлений и в инвентарных книгах. - Оформление акта несоответствий в описаниях музейных предметов в книгах поступлений, в инвентарных книгах. - Составление списка музейных предметов, не обнаруженных в ходе проверки. - Фиксация причин отсутствия музейных предметов, не обнаруженных в ходе проверки, в письменной форме. - Сбор копий документов-обоснований, подтверждающих отсутствие музейных предметов, не обнаруженных в ходе проверки. - Составление списка музейных предметов, подлежащих переводу из основного в научно-вспомогательный фонд и из научно-вспомогательного в основной. - Фиксация причин перевода предметов из основного в научно-вспомогательный фонд в письменной форме. - Сбор копий документов-обоснований, подтверждающих причины перевода музейных предметов из основного в научно-вспомогательный фонд и из научно-вспомогательного в основной. - Составление списка музейных предметов, подлежащих списанию. - Фиксация причин списания предметов в письменной форме. - Сбор копий документов-обоснований, подтверждающих причины списания музейных предметов из основного и научно-вспомогательного фондов. - Оформление запроса в органы управления культуры об итогах проверки наличия музейных предметов. - Внесение изменений в учетные документы в соответствии с распоряжением органа управления культуры |
Обобщенные трудовые функции: Руководство структурным подразделением учета музейных предметов | ||
Систематизация учетных документов, участие в формировании и ведение номенклатуры дел по учету музейных предметов | G/01.7 | -Анализ состава, содержания и количества учетных документов. - Анализ порядка движения учетных документов. - Систематизация учетных документов в целях их оперативного использования, хранения и архивирования. - Установление порядка распределения документов в дела с учетом объединяющих признаков. - Внесение предложений по формированию номенклатуры дел учетных документов. - Формирование номенклатуры дел учетных документов по музейным предметам, находящимся на постоянном хранении. - Формирование номенклатуры дел учетных документов по музейным предметам, находящимся на временном хранении. - Определение и указание индексации дел. - Формулирование и указание заголовков дел. - Составление и систематизация заголовков дел. - Хранение и архивирование дел в соответствии с установленными сроками в номенклатуре дел. - Систематизация дел внутри разделов номенклатуры |
Участие в оформлении статистических форм отчетности | G/02.7 | -Сбор сведений, касающиеся учета музейных предметов, для оформления статистических форм отчетности. - Взаимодействие с сотрудниками структурных подразделений для заполнения форм отчетности, касающихся учета музейных предметов. - Анализ полученных данных в сравнении с прошлогодним отчетом. - Обобщение полученных данных для заполнения статистической формы отчетности. - Заполнение разделов статистических форм отчетности, касающихся учета музейных предметов, в установленном порядке для разных видов музейных предметов |
Контроль сроков проведения инвентаризации, соблюдения учета музейных предметов структурными подразделениями музея | G/03.7 | -Контроль оформления, регистрации и хранения структурными подразделениями всех видов учетных документов. - Контроль исполнения сроков проведения научной инвентаризации музейных предметов в хранительских подразделениях. - Консультирование сотрудников структурных подразделений по вопросам оформления, регистрации и хранения учетных документов. - Оформление в письменном виде замечаний для главного хранителя о нарушениях в ведении, оформлении и соблюдении условий хранения учетных документов структурными подразделениями |
Руководство работой специалистов по учету музейных предметов | G/04.7 | -Разработка проекта положения о структурном подразделении учета и критериев оценки эффективности деятельности сотрудников подразделения. - Составление годовых планов и отчетов работы подразделения. - Обеспечение своевременного составления, утверждения, представления отчетной документации подразделения. - Выпуск необходимых распоряжений на уровне подразделения. - Распределение заданий между подчиненными и координирование их деятельности. - Контроль выполнения заданий подчиненными и качества их работы. - Содействие развитию трудовой мотивации, инициативы и активности подчиненных. - Внесение на рассмотрение руководителя учреждения устно и письменно предложений по подбору и продвижению подчиненных. - Планирование, составление и контроль графика повышения профессиональной квалификации подчиненных. - Внесение на рассмотрение руководителя учреждения предложений и формулирование устно и письменно мотивированного мнения об организации и проведении аттестации подчиненных. - Контроль соблюдения трудовой дисциплины подчиненными. - Контроль соблюдения подчиненными правил охраны труда, пожарной безопасности. - Взаимодействие с другими структурными подразделениями. - Осуществление координации деятельности фондово-закупочной комиссии и подразделения. - Разработка планов-графиков инвентаризации музейных предметов и контроль своевременной инвентаризации новых поступлений. - Организация и контроль работы по проведению плановых и оперативных проверок наличия музейных предметов и музейных коллекций, контроль оформления документов по результатам проверок. - Контроль соблюдения условий, касающихся внутримузейного движения предметов. - Контроль соблюдения условий, предусмотренных заключенными договорами, касающихся движения музейных предметов. - Составление внутримузейных инструкций и регламентов учета музейных предметов. - Организация работы по подготовке, учету, хранению и оформлению учетных документов. - Внесение предложений о формировании номенклатуры дел по учету музейных предметов и номенклатуры дел структурного подразделения учета. - Совершенствование методов организации учета музейных предметов. - Организация и контроль внутреннего использования учетных документов другими сотрудниками. - Осуществление мероприятий по обеспечению информационной безопасности в области учета музейных предметов и музейных коллекций. - Контроль ведения учета и хранения учетных документов структурными подразделениями музея. - Контроль создания и организации системы учета музейных предметов в филиалах. - Подготовка информационных справок по официальным запросам юридических лиц, касающимся учетной деятельности музея. - Консультация сотрудников в соответствии с законодательством о деятельности музея по учету музейных предметов, а также о нормативных требованиях, которыми необходимо руководствоваться при ведении учета музейных предметов. - Консультация по запросу юридических лиц, сотрудников других музеев и учреждений музейного типа по вопросам, связанным с учетной деятельностью.. - Контроль рационального использования ресурсов и материально-технической базы учреждения |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
7 | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. | Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. | Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. | Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и науки (в сферах: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования) | ||
методический | осуществление отбора содержания образования обучающихся , адекватного ожидаемым результатам, уровню развития и возрастным особенностям обучающихся; проектирование и планирование образовательного процесса по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП); методическое сопровождение достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся; | -обучение, воспитание, развитие, проектирование и реализация программ основного, среднего общего, профессионального и дополнительного профессионального образования; |
культурно-просветительский | взаимодействие с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ; | -образовательные отношения; |
сопровождения | организация совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностям и, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; выявление и корректировка трудности в обучении; | -образовательные программы, в том числе индивидуальные;. - образовательный процесс; |
педагогический | осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; разработка и реализация основных и дополнительных образовательных программ; организация совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностями; контроль и оценка формирования образовательных результатов обучающихся выявление и корректировка проблем в обучении; индивидуализация обучения, воспитания и развития обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностям и взаимодействие с участниками образовательных отношений; проектирование и реализация педагогической деятельности на основе специальных научных знаний; | -обучение, воспитание, развитие, проектирование и реализация программ основного, среднего общего, профессионального и дополнительного профессионального образования; |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
4) Высшее - магистратура
5) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
Не заполнена почасовка промежуточной аттестации
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: .
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Итого | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
/ | 0 | / | 0 | 0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – .
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
---|---|
Итого | 0 |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Музейная педагогика как элемент реализации ФГОС»
10.1. Цель дисциплины заключается в ознакомлении и развитии педагогических компетенций в области использования музейных ресурсов и методов для эффективной реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основных концепций и принципов музейной педагогики в контексте ФГОС.- Разработка стратегий и методов применения музейных ресурсов в образовательном процессе с учетом требований ФГОС.
- Ознакомление с различными формами работы с музеями, включая экскурсии, мастер-классы, игровые программы и другие интерактивные методы.
- Изучение методов организации музейных посещений и обработки полученной информации в рамках ФГОС.
- Развитие навыков выбора и адаптации музейных материалов и программ под конкретные образовательные задачи и потребности учащихся.
- Разработка и применение собственных музейных программ и проектов, соответствующих ФГОС.
- Повышение компетенции в оценке эффективности музейных занятий и их влияния на образовательный процесс.
- Обмен опытом и передача лучших практик в области музейной педагогики в рамках реализации ФГОС.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
лекции (Л) | |
практические занятия (ПЗ) | |
семинары (С) | |
лабораторные работы (ЛР) | |
Самостоятельная работа (СР, всего), | |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-Шляхтина, Л. М. Музейная педагогика : учебно-методическое / Л. М. Шляхтина ; М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ин-т культуры, фак. мировой культуры, каф. музеологии и культурного наследия. – СанктПетербург : СПбГИК, 2021. – 60 с
-Озерова, Д. Е. Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом : методические указания / Д. Е. Озерова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 48 с
-Коммуникационные основы музейной деятельности: Информационный бюллетень / Отв. ред. И.В. Чувилова. – Рязань: Издатель Ситников, 2015. – Вып. 1. – 60 с.
б) дополнительная литература:
- Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 151 с.
- М. Л. Балашова / Организация музеев и музейных уголков в общедоступных библиотеках / - Хабаровск 2014 г. - 18 стр.
- Научно-фондовая работа в музее: Методическое пособие. / Красноярск: Красноярский краевой краеведческий музей, 2002 г. - 88 с.
- Е.В. Дырдина / Информационно-коммуникационные технологии в компетентностноориентированном образовании / – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012 г. – 228 стр.
- Л.М. Шляхтина / Музейная педагогика / Санкт-Петербург 2021 г. - 61 стр.
- Т.В. Галкина / Музееведение: основы создания экспозиции / - Томск 2004 г. - 56 стр.
- Добротворская С.Г. Музейная педагогика: Учебно-методическое пособие / С.Г. Добротворская. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. – 40 с
- Информационно-коммуникационные технологии в сфере культуры: сборник научных трудов по итогам Международной научно-методической конференции (г. Саратов, 19 – 24 сентября 2011 г.) / под общ. ред. Г.А. Суминой / Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2011. – 140 с.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Что такое музейная педагогика?
a) Общая педагогика, применяемая в музее
б) Образовательная деятельность музея
в) Изучение истории музейного дела
г) Искусство создания экспозиций
2. Какие формы работы с музеями могут использоваться в музейной педагогике?
a) Только экскурсии
б) Экскурсии и лекции
в) Экскурсии, мастер-классы, игровые программы и другие интерактивные методы
г) Только лекции и мастер-классы
3. Какую цель преследует музейная педагогика в рамках ФГОС?
a) Организация выставок
б) Обеспечение развития учащихся с учетом стандартов образования
в) Проведение научных исследований в музеях
г) Продвижение музеев
4. Какие компетенции развивает музейная педагогика у учащихся?
a) Только музейные знания
б) Культурные компетенции
в) Исследовательские, коммуникативные, творческие и критические компетенции
г) Только исследовательские компетенции
5. Какую роль играют музеи в музейной педагогике?
a) Образовательную роль
б) Развлекательную роль
в) Исследовательскую роль
г) Информационную роль
6. Какие методы оценки эффективности музейных занятий используются в музейной педагогике?
a) Только анкетирование
б) Наблюдение, анкетирование, тестирование, рефлексия
в) Только тестирование
г) Только рефлексия
7. Какую роль играет музейный педагог в образовательном процессе?
a) Только контрольную
б) Организационную и контрольную
в) Только образовательную
г) Только информационную
8. Какие основные принципы музейной педагогики необходимо учитывать при работе с учащимися?
a) Только адаптация к возрасту учащихся
б) Адаптация к возрасту учащихся, учет интересов и потребностей, интерактивность, творческий подход
в) Только учет интересов и потребностей учащихся
г) Только интерактивность и творческий подход
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |