Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» ноября 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Работа с обучающимися с нарушением речи с помощью логопедической ритмики»
Трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Работа с обучающимися с нарушением речи с помощью логопедической ритмики» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, Приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 N 1087.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Обучить специалистов работе с детьми с нарушениями речи с использованием метода логопедической ритмики. Программа направлена на повышение квалификации педагогов, логопедов и других специалистов, работающих с детьми, у которых имеются проблемы с произношением звуков или другие нарушения речи.
Основная цель программы - обучить специалистов методам работы с логопедической ритмикой, которые помогут детям с нарушениями речи повысить эффективность и качество восприятия речевых звуков и улучшить их речевую деятельность. Программа также направлена на расширение знаний и навыков по диагностике и коррекции нарушений речи, а также на изучение индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
В результате прохождения программы специалисты будут обладать необходимыми знаниями и навыками для эффективной работы с детьми с нарушениями речи с помощью метода логопедической ритмики. Они смогут применять полученные знания на практике в своей профессиональной деятельности, помогая детям с нарушениями речи достичь успехов в учебе и повседневной жизни.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-сопровождения;
-культурно-просветительский;
-организационно-управленческий;
-методический;
-проектный;
-педагогический;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) сопровождения
составление индивидуальных программ, планирующей, отчетной и других видах документации;
осуществление методического сопровождения разработки и реализации программ (образовательных, программ сопровождения либо реабилитации).
2) культурно-просветительский
изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
организация культурного пространства;
разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.
3) организационно-управленческий
особенности принятия и реализации организационных, в том числе управленческих решений;
4) методический
обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей;
организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности;
формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
5) проектный
проектирование содержания образовательных программ и их элементов с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые учебные предметы;
проектирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся;
проектирование собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
6) педагогический
обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования).
03 Социальное обслуживание (в сфере социального обслуживания и социального обеспечения).
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
обучение; воспитание;
развитие;
образовательные системы;
образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | ||
Общепедагогическая функция. Обучение | A/01.6 | -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы. - Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. - Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. - Планирование и проведение учебных занятий. - Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. - Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. - Формирование универсальных учебных действий. - Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ). - Формирование мотивации к обучению. - Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
Воспитательная деятельность | A/02.6 | -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. - Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. - Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера. - Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации. - Проектирование и реализация воспитательных программ. - Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). - Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). - Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления. - Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации. - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. - Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. - Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка |
Развивающая деятельность | A/03.6 | -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития. - Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе. - Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. - Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. - Оказание адресной помощи обучающимся. - Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. - Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка. - Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу. - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. - Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. - Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования). | ||
педагогический | обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса. | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
проектный | проектирование содержания образовательных программ и их элементов с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые учебные предметы; проектирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся; проектирование собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры. | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
методический | обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей; организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры; | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
организационно-управленческий | особенности принятия и реализации организационных, в том числе управленческих решений; | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
культурно-просветительский | изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; организация культурного пространства; разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп. | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
сопровождения | составление индивидуальных программ, планирующей, отчетной и других видах документации; осуществление методического сопровождения разработки и реализации программ (образовательных, программ сопровождения либо реабилитации). | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 03 Социальное обслуживание (в сфере социального обслуживания и социального обеспечения). |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
4) Высшее - магистратура
5) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Правовые и этические основы профессиональной деятельности | ||
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики | Демонстрирует знание нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики Строит образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности Организует образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности | Знать: - приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации; - нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; - федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательные документы о правах ребенка, трудовое законодательство; Уметь: - применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования; Владеть: - действиями по соблюдению правовых норм; навыками анализа нормативных правовых актов в своей сфере профессиональной деятельности |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Разработка основных и дополнительных образовательных программ | ||
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) | Демонстрирует знание компонентов основных и дополнительных образовательных программ. Участвует в разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде. Использует информационнокоммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы при разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде. | Знать: - историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; - основы дидактики, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных образовательных технологий; - пути достижения образовательных результатов в области ИКТ Уметь: - классифицировать образовательные системы и образовательные технологии; - разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде. Владеть: - приемами разработки и реализации программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; - средствами формирования умений, связанных с информационнокоммуникационными технологиями (далее – ИКТ); - приемами реализации ИКТ: на уровне пользователя, на общепедагогическом уровне и на уровне преподаваемого (ых) предметов (отражающая профессиональную ИКТ компетентность соответствующей области человеческой деятельности). |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся | ||
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов | Знает сущность контроля и оценки образовательных результатов обучающихся (предметных, метапредметных личностных компетенций) Обучающихся Умеет осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся Владеет способностью применять диагностический инструментарий для оценки сформированности образовательных результатов | Знать: - основы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; Уметь: -применять технологии организации совместной и индивидуальной учебной и внеучебной деятельности обучающихся, в том числе специальные подходы к обучению и воспитанию обучающихся с учѐтом их особых образовательных потребностей Владеть: - современными технологиями организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса. | |||
Объект или область знания: обучение; воспитание; развитие; образовательные системы; образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. | |||
Способен к проектированию и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья | Способен участвовать в разработке и реализации адаптированных образовательных программ. Способен планировать и проводить групповые (подгрупповые) и индивидуальные занятия с дошкольниками с ОВЗ. Готов применять методы и приемы, способствующие развитию у детей с ОВЗ познавательной активности, самостоятельности, инициативности. Способен осуществлять систематический анализ динамики развития детей с ОВЗ для корректировки содержания и технологии реализации адаптированных образовательных программ. | Знать: - особенности развития детей с ОВЗ; - методы и приемы, способствующие развитию у детей с ОВЗ познавательной активности, самостоятельности, инициативности. Уметь: - планировать и проводить групповые и индивидуальные занятия с дошкольниками с ОВЗ; - применять методы и приемы, способствующие развитию у тебя с ОВЗ познавательной активности, самостоятельности, инициативности. Владеть: - навыком участия в разработке и реализации адаптированных программ. | 1 Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог,тифлопедагог) |
Способен к проектированию и сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями | Демонстрирует знание требований к проведению психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ, методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Способен определять показатели развития ребенка, делать выводы об особенностях развития о детей с ОВЗ и использовать их для разработки программы сопровождения ребенка, оформлять психолого-педагогическую характеристику ребенка, формулировать заключения и рекомендации. Владеет методами применения диагностики и оценки уровня и динамики развития ребенка с ОВЗ, навыками использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы. | Знать: - требования к проведению психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ; - методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Уметь: - определять показатели развития ребёнка; - делать выводы об особенностях развития детей с ОВЗ; - оформлять психолого-педагогическую характеристику ребёнка. Владеть: - навыком применения диагностики и оценки уровня и динамики развития ребёнка с ОВЗ; - навыком использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы. | 1 Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог,тифлопедагог) |
Тип задач профессиональной деятельности: сопровождения | |||
Задача профессиональной деятельности: составление индивидуальных программ, планирующей, отчетной и других видах документации; осуществление методического сопровождения разработки и реализации программ (образовательных, программ сопровождения либо реабилитации). | |||
Объект или область знания: обучение; воспитание; развитие; образовательные системы; образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. | |||
Способен к реализации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты | Способен учитывать данные психолого-педагогического обследования для создания коррекционно-развивающей среды, выбора и использования методического и технического обеспечения, осуществления коррекционно-педагогической деятельности. Способен применять психолого-педагогические технологии, в том числе инклюзивные, создавать коррекционно-развивающую образовательную среду, выбирать и использовать методическое и техническое обеспечение для осуществления коррекционно-педагогической деятельности. Способен осуществлять взаимодействие с другими специалистами, формулировать рекомендации по созданию коррекционно-развивающей образовательной среды с учетом особенностей психофизического развития детей с ОВЗ. | Знать: - особенности развития детей с ОВЗ; - рекомендации по созданию коррекционно-развивающей образовательной среды с учетом особенностей психофизического развития детей с ОВЗ. Уметь: - применять психолого-педагогические технологии, в том числе инклюзивные; - создавать коррекционно-развивающую образовательную среду; - выбирать и использовать методическое и техническое обеспечения для осуществления коррекционно-педагогической деятельности. Владеть: - навыком взаимодействия с другими специалистами для формулирования рекомендаций по создаю коррекционно-развивающей среды с учетом особенностей психофизического развития детей с ОВЗ. | 03.007 Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 36 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Особенности распространённых речевых нарушений | 7.0 | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Логопедическая ритмика в образовательных организациях | 7.0 | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Эффективные современные технологии логопедической ритмики | 6.0 | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 2.0 | 0 |
Использование ИКТ в логопедической ритмики | 7.0 | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Применение логопедической ритмики в семейном воспитании | 8.0 | 5.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Итоговая аттестация | 1.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 36 | 21 | 0 | 0 | 0 | 14 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
6/36 | 0 | 6/36 | 36 | 21 | 0.0 | 14.0 | 1.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 1 неделя.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (36 часов, 6 часов в день) | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Особенности распространённых речевых нарушений | 7.0 | 6 | 1 | ||||
Логопедическая ритмика в образовательных организациях | 7.0 | 5 | 2 | ||||
Эффективные современные технологии логопедической ритмики | 6.0 | 4 | 2 | ||||
Использование ИКТ в логопедической ритмики | 7.0 | 4 | 3 | ||||
Применение логопедической ритмики в семейном воспитании | 8.0 | 3 | 5 | ||||
Итоговая аттестация | 1.0 | 1 | |||||
Итого | 36 | 1 Неделя (36 часов, 6 часов в день) |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Инновационные методики применения логопедической ритмики при работе с детьми с нарушениями речи»
10.1. Цель дисциплины состоит в развитии профессиональных навыков и компетенций логопедов при использовании инновационных методик логопедической ритмики для работы с детьми, страдающими нарушениями речи.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение теоретических основ логопедической ритмики. Важно ознакомить логопедов с основными концепциями, принципами и теоретическими основами логопедической ритмики, а также их применимость при работе с детьми с нарушениями речи.- Овладение инновационными методиками логопедической ритмики. Логопеды должны научиться применять различные инновационные методики логопедической ритмики, такие как ритмическая дыхательная гимнастика, ритмические игры и упражнения, музыкально-ритмические комплексы и другие.
- Разработка индивидуальных программ для детей с нарушениями речи. Логопеды должны научиться разрабатывать индивидуальные программы, основанные на инновационных методиках логопедической ритмики, учитывая особенности каждого ребенка и его потребности в коррекции речи.
- Организация процесса работы с логопедической ритмикой. Логопеды должны научиться эффективно организовывать работу с логопедической ритмикой, включая выбор подходящих упражнений, контроль за прогрессом и адаптацию методик в зависимости от потребностей ребенка.
- Взаимодействие с родителями и коллегами. Логопеды должны развить навыки сотрудничества с родителями детей, включая консультации и рекомендации по применению инновационных методик логопедической ритмики в домашней обстановке. Также важно обмениваться опытом и практическими рекомендациями с коллегами логопедами.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Правовые и этические основы профессиональной деятельности | ||
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики | Демонстрирует знание нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики Строит образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности Организует образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности | Знать: - приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации; - нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; - федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательные документы о правах ребенка, трудовое законодательство; Уметь: - применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования; Владеть: - действиями по соблюдению правовых норм; навыками анализа нормативных правовых актов в своей сфере профессиональной деятельности |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Разработка основных и дополнительных образовательных программ | ||
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) | Демонстрирует знание компонентов основных и дополнительных образовательных программ. Участвует в разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде. Использует информационнокоммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы при разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде. | Знать: - историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; - основы дидактики, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных образовательных технологий; - пути достижения образовательных результатов в области ИКТ Уметь: - классифицировать образовательные системы и образовательные технологии; - разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде. Владеть: - приемами разработки и реализации программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; - средствами формирования умений, связанных с информационнокоммуникационными технологиями (далее – ИКТ); - приемами реализации ИКТ: на уровне пользователя, на общепедагогическом уровне и на уровне преподаваемого (ых) предметов (отражающая профессиональную ИКТ компетентность соответствующей области человеческой деятельности). |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся | ||
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов | Знает сущность контроля и оценки образовательных результатов обучающихся (предметных, метапредметных личностных компетенций) Обучающихся Умеет осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся Владеет способностью применять диагностический инструментарий для оценки сформированности образовательных результатов | Знать: - основы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; Уметь: -применять технологии организации совместной и индивидуальной учебной и внеучебной деятельности обучающихся, в том числе специальные подходы к обучению и воспитанию обучающихся с учѐтом их особых образовательных потребностей Владеть: - современными технологиями организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса. | |||
Объект или область знания: обучение; воспитание; развитие; образовательные системы; образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. | |||
Способен к проектированию и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья | Способен участвовать в разработке и реализации адаптированных образовательных программ. Способен планировать и проводить групповые (подгрупповые) и индивидуальные занятия с дошкольниками с ОВЗ. Готов применять методы и приемы, способствующие развитию у детей с ОВЗ познавательной активности, самостоятельности, инициативности. Способен осуществлять систематический анализ динамики развития детей с ОВЗ для корректировки содержания и технологии реализации адаптированных образовательных программ. | Знать: - особенности развития детей с ОВЗ; - методы и приемы, способствующие развитию у детей с ОВЗ познавательной активности, самостоятельности, инициативности. Уметь: - планировать и проводить групповые и индивидуальные занятия с дошкольниками с ОВЗ; - применять методы и приемы, способствующие развитию у тебя с ОВЗ познавательной активности, самостоятельности, инициативности. Владеть: - навыком участия в разработке и реализации адаптированных программ. | 1 Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог,тифлопедагог) |
Способен к проектированию и сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями | Демонстрирует знание требований к проведению психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ, методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Способен определять показатели развития ребенка, делать выводы об особенностях развития о детей с ОВЗ и использовать их для разработки программы сопровождения ребенка, оформлять психолого-педагогическую характеристику ребенка, формулировать заключения и рекомендации. Владеет методами применения диагностики и оценки уровня и динамики развития ребенка с ОВЗ, навыками использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы. | Знать: - требования к проведению психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ; - методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Уметь: - определять показатели развития ребёнка; - делать выводы об особенностях развития детей с ОВЗ; - оформлять психолого-педагогическую характеристику ребёнка. Владеть: - навыком применения диагностики и оценки уровня и динамики развития ребёнка с ОВЗ; - навыком использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы. | 1 Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог,тифлопедагог) |
Тип задач профессиональной деятельности: сопровождения | |||
Задача профессиональной деятельности: составление индивидуальных программ, планирующей, отчетной и других видах документации; осуществление методического сопровождения разработки и реализации программ (образовательных, программ сопровождения либо реабилитации). | |||
Объект или область знания: обучение; воспитание; развитие; образовательные системы; образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. | |||
Способен к реализации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты | Способен учитывать данные психолого-педагогического обследования для создания коррекционно-развивающей среды, выбора и использования методического и технического обеспечения, осуществления коррекционно-педагогической деятельности. Способен применять психолого-педагогические технологии, в том числе инклюзивные, создавать коррекционно-развивающую образовательную среду, выбирать и использовать методическое и техническое обеспечение для осуществления коррекционно-педагогической деятельности. Способен осуществлять взаимодействие с другими специалистами, формулировать рекомендации по созданию коррекционно-развивающей образовательной среды с учетом особенностей психофизического развития детей с ОВЗ. | Знать: - особенности развития детей с ОВЗ; - рекомендации по созданию коррекционно-развивающей образовательной среды с учетом особенностей психофизического развития детей с ОВЗ. Уметь: - применять психолого-педагогические технологии, в том числе инклюзивные; - создавать коррекционно-развивающую образовательную среду; - выбирать и использовать методическое и техническое обеспечения для осуществления коррекционно-педагогической деятельности. Владеть: - навыком взаимодействия с другими специалистами для формулирования рекомендаций по создаю коррекционно-развивающей среды с учетом особенностей психофизического развития детей с ОВЗ. | 03.007 Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 35.0 часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 21 |
лекции (Л) | 21.0 |
практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
семинары (С) | 0.0 |
лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
Самостоятельная работа (СР, всего), | 14.0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость | 35.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
1. | Особенности распространённых речевых нарушений | Классификации расстройств речевого развития. Наиболее часто встречающиеся варианты нарушений речевого развития у детей. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Дислексия. Дисграфия. |
2. | Логопедическая ритмика в образовательных организациях | Основы логопедической ритмики и история создания педагогического метода. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений, статической и динамической координации, пространственной организации, объема и качества движений, чувства темпа и ритма. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи. Логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания. Занятия по логопедической ритмике в системе занятий образовательных организации. Применение технологий логопедической ритмики в работе с детьми дошкольного возраста. |
3. | Эффективные современные технологии логопедической ритмики | Объект, предмет, цель и задачи логопедической ритмики. Принципы и методы логопедической ритмики. Методы и приемы обучения в логопедической ритмике. Основные понятия логопедической ритмики. История музыкально-ритмического и логоритмического воспитания. Особенности и основные звенья логопедической ритмики. Содержание и структура логопедической ритмики. Музыкально-ритмическое воздействие на детей дошкольного возраста, школьников, подростков и взрослых с речевой патологией. Задачи музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей, подростков и взрослых. Общая характеристика средств логопедической ритмики. |
4. | Использование ИКТ в логопедической ритмики | Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекционно - развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи. Примеры использования информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающем обучении. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи. |
5. | Применение логопедической ритмики в семейном воспитании | Речевой онтогенез и причины нарушения речи в дошкольном возрасте. Значение семьи в процессе речевого воспитания ребёнка дошкольного возраста. Логопедическая работа с семьёй ребёнка дошкольного возраста, имеющего нарушения речи. Теоретическое обоснование коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи. Содержание логопедической работы по коррекции речевых нарушений. |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
1 | Особенности распространённых речевых нарушений | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 7.0 |
2 | Логопедическая ритмика в образовательных организациях | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 7.0 |
3 | Эффективные современные технологии логопедической ритмики | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 2.0 | 6.0 |
4 | Использование ИКТ в логопедической ритмики | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 7.0 |
5 | Применение логопедической ритмики в семейном воспитании | 5.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 8.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
-Ю. Ю. Громов / Информационные технологии / – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 г. – 260 стр.
-Сборник упражнений по логоритмике / - 39 стр.
-Логопедическая ритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ТНР / - 7 стр.
-Семейное воспитание детей с нарушением речи [Текст] : учебно методическое пособие / Н. В. Обухова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2019 г. – 128 стр.
б) дополнительная литература:
- Л.С. Волкова /Учебник логопедия для вузов. / Владос ., 365 стр.
- Н.С. Жукова / Логопедия / - 143 стр.
- Видеоурок: Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании
- Ю.О. Филатова / Логоритмика / Москва 2017 г. - 209 стр.
- Г.А.ВОЛКОВА / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА / - 188 стр.
- Логоритмика / - 28 стр.
- КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В СЕМЬЕ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И ЕЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / Попова И.В. / - 3 стр.
- Мамонова Татьяна Евгеньевна / Оптимизация педагогической работы логопеда с семьёй ребёнка дошкольного возраста, имеющего нарушения речи / - Екатеринбург 2018 г. - 144 стр.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Логопедия – это
a) наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностями их обучения и воспитания
б) наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания
в) отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно-отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации
2. Предметом логопедии как науки является
a) нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности
б) человек (индивидуум), страдающий нарушением речи
в) патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности
3. Под структурой речевого дефекта понимается
a) совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности
б) характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности
в) совокупность (состав) речевых
4. Педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребёнка с речевым нарушением – это
a) коррекция нарушений речи
б) компенсация
в) логопедическое воздействие
г) декомпенсация
5. Качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом – это
a) недоразвитие речи
б) нарушение речевого развития
в) нарушение речи
г) задержка речевого развития
6. Замедление темпа речевого развития, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребёнка
a) недоразвитие речи
б) нарушение речевого развития
в) нарушение речи
г) задержка речевого развития
7. Какие причины речевых нарушений были выделены М.Е. Хватцевым?
a) органические, функциональные, социально-психологические, психоневрологические
б) анатомо-физиологические, психические, функциональные
в) органические, социальные, психогенные, психофизиологические
г) анатомо-физиологические, психофизиологические, социальные
8. Тонкий систематизированный слух, обладающий способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова – это…
a) музыкальный слух
б) физический слух
в) фонематическое восприятие
г) фонематический слух
9. Тонкий систематизированный слух, обладающий способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова – это…
a) музыкальный слух
б) физический слух
в) фонематическое восприятие
г) фонематический слух
10. Метод, не использующийся на занятиях по логоритмике:
a) метод использования слова
б) метод наглядного восприятия
в) метод – интервью
11. Чему способствуют занятия по логоритмике?
a) развитию гнозиса
б) развитию генезиса
в) развитию праксиса
12. Цель логопедической ритмики?
a) преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы
б) воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать ритмическую выразительность
в) воспитание способности восприятия музыкальных образов
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |