Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 1270pуб.
Первоначальный взнос 127 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1630pуб.
Первоначальный взнос 163 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 2100pуб.
Первоначальный взнос 210 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» декабря 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Проектно-исследовательская деятельность на занятиях по дисциплине «Мировая художественная культура» с учётом реализации ФГОС»
Трудоемкость обучения по данной программе – 144 часа
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Проектно-исследовательская деятельность на занятиях по дисциплине «Мировая художественная культура» с учётом реализации ФГОС» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 50.02.01 Мировая художественная культура, Приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 N 974.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 8 сентября 2015 года N 608н
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Обеспечение компетентности педагогических работников в проведении проектно-исследовательской деятельности на занятиях по дисциплине "Мировая художественная культура", с учетом требований ФГОС.
В рамках данной программы педагогические работники будут изучать основные подходы и методики, используемые при проведении проектной деятельности на занятиях по дисциплине "Мировая художественная культура".
Кроме того, программа предусматривает изучение требований ФГОС в отношении дисциплины "Мировая художественная культура" и их внедрение в процесс образования. Таким образом, педагогические работники смогут привести свою работу в соответствие с государственными стандартами и требованиями.
В результате прохождения данной программы повышения квалификации педагогические работники будут иметь необходимые знания и навыки для успешной реализации проектно-исследовательской деятельности на занятиях по дисциплине "Мировая художественная культура", а также для эффективного использования полученных знаний в практической деятельности.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-педагогическая деятельность;
-художественно-творческая деятельность;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) педагогическая деятельность
культурная и социальная среда общества, система искусств, система образования и художественно-эстетического воспитания, культурное просветительство
2) художественно-творческая деятельность
культурная и социальная среда общества, система искусств, система образования и художественно-эстетического воспитания, культурное просветительство
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
культурная и социальная среда общества, система искусств, система образования и художественно-эстетического воспитания, культурное просветительство
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
произведения культуры и искусств,
общеобразовательные организации, детские школы искусств, организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации и реализуемые ими образовательные программы,
обучающиеся истории и теории культуры и искусства в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования и профессиональных образовательных организациях,
творческие коллективы,
театральные, концертные организации, организации культуры, образования, музеи,
средства массовой информации (далее - СМИ).
01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации | ||
Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и(или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации | А/02.6 | -Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в процессе промежуточной аттестации (самостоятельно и(или) в составе комиссии). Оценка освоения образовательной программы при проведении итоговой (государственной итоговой) аттестации в составе экзаменационной комиссии. |
Обобщенные трудовые функции: Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности | ||
Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и(или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих | B/01.6 | -Формирование в учебно-производственной мастерской (на полигоне, площадке, в лаборатории, ином месте занятий) образовательно-производственной среды, разработка мероприятий по модернизации их оснащения. Организация и проведение учебной и(или) производственной практики (практического обучения). Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции в процессе прохождения учебной и производственной практики (практической подготовки). Текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе учебной и производственной практики (практического обучения). |
Обобщенные трудовые функции: Организационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации | ||
Мониторинг и оценка качества реализации преподавателями и мастерами производственного обучения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик | F/03.6 | -Посещение и анализ занятий, проводимых преподавателями и мастерами производственного обучения. Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса. Организация под руководством уполномоченного руководителя образовательной организации повышения квалификации и переподготовки педагогических работников. |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): культурная и социальная среда общества, система искусств, система образования и художественно-эстетического воспитания, культурное просветительство | ||
художественно-творческая деятельность | культурная и социальная среда общества, система искусств, система образования и художественно-эстетического воспитания, культурное просветительство | -произведения культуры и искусств,. - общеобразовательные организации, детские школы искусств, организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации и реализуемые ими образовательные программы,. - обучающиеся истории и теории культуры и искусства в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования и профессиональных образовательных организациях,. - творческие коллективы,. - театральные, концертные организации, организации культуры, образования, музеи,. - средства массовой информации (далее - СМИ). |
педагогическая деятельность | культурная и социальная среда общества, система искусств, система образования и художественно-эстетического воспитания, культурное просветительство | -произведения культуры и искусств,. - общеобразовательные организации, детские школы искусств, организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации и реализуемые ими образовательные программы,. - обучающиеся истории и теории культуры и искусства в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования и профессиональных образовательных организациях,. - творческие коллективы,. - театральные, концертные организации, организации культуры, образования, музеи,. - средства массовой информации (далее - СМИ). |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
4) Высшее - магистратура
5) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции
Общие компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общих компетенций: | ||
ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Видеть объективную картину развития общества. Понимать место и роль человека в системе общественных отношений. Быть политически грамотным и корректным. Понимать роль государства и его политики (законодательства) в экономике, социальной и культурной сферах. Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства. | Умения: Выполнять самоанализ профессиональной пригодности; определять ближайшие и долгосрочные цели в профессиональной деятельности Участвовать в мероприятиях, способствующих профессиональному развитию. Демонстрировать стабильную положительную динамику результатов учебной деятельности по разным дисциплинам и профессиональной программе в целом. Знания: Аргументов выбора специальности, определение профессиональных планов. Социальной роли и значимости профессиональной деятельности, основных видов деятельности на рабочем месте. |
ОК-5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | Решает различные задачи при использовании информационно-коммуникационных технологий. | Умения: организовывать пространство и время труда в соответствии с требованиями безопасности, гигиены и комфорта; использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности. Знания: возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности. |
ОК-3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Составление алгоритмов принятия решения в стандартных и смоделированных нестандартных ситуациях по установленным критериям. Выделение границ своей ответственности за принятие решений в соответствии с должностными инструкциями. | Знать: алгоритм оптимальных действий в стандартных и особенности поведения в нестандартных ситуациях; важность принятия решений в контексте социального взаимодействия. Уметь: опознавать нестандартные ситуации; анализировать нестандартные ситуации; обосновывать свои решения; реагировать на нестандартные ситуации; адаптироваться к новым ситуациям; брать на себя ответственность за принятия решения. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: художественно-творческая деятельность | |||
Задача профессиональной деятельности: культурная и социальная среда общества, система искусств, система образования и художественно-эстетического воспитания, культурное просветительство | |||
Объект или область знания: произведения культуры и искусств, общеобразовательные организации, детские школы искусств, организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации и реализуемые ими образовательные программы, обучающиеся истории и теории культуры и искусства в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования и профессиональных образовательных организациях, творческие коллективы, театральные, концертные организации, организации культуры, образования, музеи, средства массовой информации (далее - СМИ). | |||
ПК-1.1 Понимать закономерности исторического развития, специфику, статус различных видов искусств: музыки, театра, хореографии, изобразительного искусства, литературы, кино в историко-культурном контексте | Определение этапов развития вида искусства. Владение закономерностями исторического развития, спецификой, статусом искусства в историко-культурном контексте. Раскрытие точное, полное, закономерностей исторического развития, специфики искусства на определённом этапе развития. | Знать: закономерности исторического развития, специфику, статус различных видов искусств: музыки, театра, хореографии, изобразительного искусства, литературы, кино в историко-культурном контексте. Уметь: понимать закономерности исторического развития, специфику, статус различных видов искусств: музыки, театра, хореографии, изобразительного искусства, литературы, кино в историко-культурном контексте. | 01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования |
ПК-1.2 Использовать основные положения и методы культурологических, социальных, гуманитарных наук при решении профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы развития культуры | Изучение основных положений и методов культурологических, социальных, гуманитарных наук при решении профессиональных задач. Применение результатов освоения основных положений и методов культурологических, социальных, гуманитарных наук в профессиональной деятельности. Разбор произведения искусства, художественного произведения для решения профессиональных задач. Соблюдение требований к анализу художественного произведения. Применение результатов анализа художественного произведения в учебной работе. | Знать: основные положения и методы культурологических, социальных, гуманитарных наук при решении профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы развития культуры. Уметь: использовать основные положения и методы культурологических, социальных, гуманитарных наук при решении профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы развития культуры | 01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования |
ПК-1.3 Выполнять научные исследования и разработки в области искусства, владеть основными приемами поиска и научной обработки данных; представлять итоги проделанной работы, научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей | Осуществление исследовательской деятельности в области искусства. Поиск, обработка и использование информации для решения профессиональных задач. Демонстрация результатов научно-исследовательской работы на научно-практических конференциях, семинарах, лабораториях и т.д. Результативность научной исследовательской и творческой деятельности в процессе учебной работы. | Знать: разработки в области искусства, владеть основными приемами поиска и научной обработки данных; представлять итоги проделанной работы, научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей. Уметь: выполнять научные исследования и разработки в области искусства, владеть основными приемами поиска и научной обработки данных; представлять итоги проделанной работы, научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей. | 01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 3.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 144 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся | 29.0 | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Особенности организации проектной деятельности учащихся | 28.0 | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Организация исследовательской деятельности учащихся | 27.0 | 16.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Социальное проектирование | 28.0 | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Специфика проектной и исследовательской работы | 29.0 | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Итоговая аттестация | 3.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 144 | 86 | 0 | 0 | 0 | 55 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
24/144 | 0 | 24/144 | 144 | 86 | 0.0 | 55.0 | 3.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 4 недели.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 4 Неделя (18 часов, 6 часов в день) | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся | 29.0 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | |||||||||||||||||||
Особенности организации проектной деятельности учащихся | 28.0 | 1 | 6 | 6 | 6 | 6 | 3 | ||||||||||||||||||
Организация исследовательской деятельности учащихся | 27.0 | 3 | 6 | 6 | 6 | 6 | |||||||||||||||||||
Социальное проектирование | 28.0 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | |||||||||||||||||||
Специфика проектной и исследовательской работы | 29.0 | 2 | 6 | 6 | 6 | 6 | 3 | ||||||||||||||||||
Итоговая аттестация | 3.0 | 3 | |||||||||||||||||||||||
Итого | 144 | 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 4 Неделя (18 часов, 6 часов в день) |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Методики преподавания предмета «География» в организациях среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО»
10.1. Цель дисциплины состоит в развитии и совершенствовании профессиональных компетенций преподавателей географии для эффективного преподавания данного предмета в учебных заведениях среднего профессионального образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) СПО.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Ознакомление с основными принципами и целями преподавания предмета "География" в рамках ФГОС СПО.- Изучение современных методик и подходов к преподаванию географии, включая активные методы обучения, использование информационно-коммуникационных технологий и других современных педагогических инструментов.
- Развитие навыков планирования и организации уроков географии с учетом специфики образовательных программ среднего профессионального образования.
- Изучение содержания и структуры учебных материалов, рекомендованных ФГОС СПО, и их адаптация к нуждам конкретного учебного заведения.
- Развитие навыков создания и использования разнообразных учебных ресурсов, включая карты, графики, схемы, модели и прочие визуальные средства.
- Разработка методических материалов и учебных пособий, адаптированных к потребностям студентов среднего профессионального образования.
- Овладение навыками эффективной коммуникации и взаимодействия с обучающимися, коллегами и другими участниками образовательного процесса.
- Оценка и анализ эффективности применения методик преподавания географии в соответствии с ФГОС СПО и внесение необходимых корректировок в практику преподавания.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции
Общие компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общих компетенций: | ||
ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Видеть объективную картину развития общества. Понимать место и роль человека в системе общественных отношений. Быть политически грамотным и корректным. Понимать роль государства и его политики (законодательства) в экономике, социальной и культурной сферах. Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства. | Умения: Выполнять самоанализ профессиональной пригодности; определять ближайшие и долгосрочные цели в профессиональной деятельности Участвовать в мероприятиях, способствующих профессиональному развитию. Демонстрировать стабильную положительную динамику результатов учебной деятельности по разным дисциплинам и профессиональной программе в целом. Знания: Аргументов выбора специальности, определение профессиональных планов. Социальной роли и значимости профессиональной деятельности, основных видов деятельности на рабочем месте. |
ОК-5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | Решает различные задачи при использовании информационно-коммуникационных технологий. | Умения: организовывать пространство и время труда в соответствии с требованиями безопасности, гигиены и комфорта; использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности. Знания: возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности. |
ОК-3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Составление алгоритмов принятия решения в стандартных и смоделированных нестандартных ситуациях по установленным критериям. Выделение границ своей ответственности за принятие решений в соответствии с должностными инструкциями. | Знать: алгоритм оптимальных действий в стандартных и особенности поведения в нестандартных ситуациях; важность принятия решений в контексте социального взаимодействия. Уметь: опознавать нестандартные ситуации; анализировать нестандартные ситуации; обосновывать свои решения; реагировать на нестандартные ситуации; адаптироваться к новым ситуациям; брать на себя ответственность за принятия решения. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: художественно-творческая деятельность | |||
Задача профессиональной деятельности: культурная и социальная среда общества, система искусств, система образования и художественно-эстетического воспитания, культурное просветительство | |||
Объект или область знания: произведения культуры и искусств, общеобразовательные организации, детские школы искусств, организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации и реализуемые ими образовательные программы, обучающиеся истории и теории культуры и искусства в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования и профессиональных образовательных организациях, творческие коллективы, театральные, концертные организации, организации культуры, образования, музеи, средства массовой информации (далее - СМИ). | |||
ПК-1.1 Понимать закономерности исторического развития, специфику, статус различных видов искусств: музыки, театра, хореографии, изобразительного искусства, литературы, кино в историко-культурном контексте | Определение этапов развития вида искусства. Владение закономерностями исторического развития, спецификой, статусом искусства в историко-культурном контексте. Раскрытие точное, полное, закономерностей исторического развития, специфики искусства на определённом этапе развития. | Знать: закономерности исторического развития, специфику, статус различных видов искусств: музыки, театра, хореографии, изобразительного искусства, литературы, кино в историко-культурном контексте. Уметь: понимать закономерности исторического развития, специфику, статус различных видов искусств: музыки, театра, хореографии, изобразительного искусства, литературы, кино в историко-культурном контексте. | 01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования |
ПК-1.2 Использовать основные положения и методы культурологических, социальных, гуманитарных наук при решении профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы развития культуры | Изучение основных положений и методов культурологических, социальных, гуманитарных наук при решении профессиональных задач. Применение результатов освоения основных положений и методов культурологических, социальных, гуманитарных наук в профессиональной деятельности. Разбор произведения искусства, художественного произведения для решения профессиональных задач. Соблюдение требований к анализу художественного произведения. Применение результатов анализа художественного произведения в учебной работе. | Знать: основные положения и методы культурологических, социальных, гуманитарных наук при решении профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы развития культуры. Уметь: использовать основные положения и методы культурологических, социальных, гуманитарных наук при решении профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы развития культуры | 01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования |
ПК-1.3 Выполнять научные исследования и разработки в области искусства, владеть основными приемами поиска и научной обработки данных; представлять итоги проделанной работы, научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей | Осуществление исследовательской деятельности в области искусства. Поиск, обработка и использование информации для решения профессиональных задач. Демонстрация результатов научно-исследовательской работы на научно-практических конференциях, семинарах, лабораториях и т.д. Результативность научной исследовательской и творческой деятельности в процессе учебной работы. | Знать: разработки в области искусства, владеть основными приемами поиска и научной обработки данных; представлять итоги проделанной работы, научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей. Уметь: выполнять научные исследования и разработки в области искусства, владеть основными приемами поиска и научной обработки данных; представлять итоги проделанной работы, научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей. | 01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 141.0 часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 86 |
лекции (Л) | 86.0 |
практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
семинары (С) | 0.0 |
лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
Самостоятельная работа (СР, всего), | 55.0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость | 141.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
1. | Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся | Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство интеллектуального и творческого развития. Понятие и содержание проектно-исследовательской деятельности младших школьников. Положительные и отрицательные стороны проектной и исследовательской деятельности учащихся Организация и проведение проектно-исследовательской деятельности с учащимися начальных классов. Практические основы применения проектно-исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность как последовательная, целенаправленная деятельность субъектов проектирования. |
2. | Особенности организации проектной деятельности учащихся | Организация проектной деятельности в школе. Особенности проектной деятельности учащихся. Метод проектов и его место в современной методике. Сущность метода проектов. Характеристика успешной проектной деятельности. Типология проектов. Этапы организации проектной деятельности школьников. Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом. Возможности проектно-исследовательской деятельности учащихся для решения развивающих и коррекционных задач. Общие правила для руководителя проекта. |
3. | Организация исследовательской деятельности учащихся | Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников. Сущность и содержание исследовательской деятельности. Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников. Педагогические условия организации исследования младших школьников. Обобщение опыта работы учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников. Содержание подготовительной работы к выполнению исследований. Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников. |
4. | Социальное проектирование | Понятие и сущность социального проектирования. Основные тенденции социального проектирования: предметная и проблемная область. Дефиниции и технология проектирования. Инструментарий социального проектирования. Основные предпосылки социального проектирования. Предмет и объект социального проектирования. Принципы социального проектирования. Инструментальная часть социального проектирования. Социальное проектирование как научно-теоретическая и предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем. Этапы, инструментарий и предпосылки социального проектирования. |
5. | Специфика проектной и исследовательской работы | Понятие проектной и исследовательской работы. Проектная и исследовательская деятельности в свете законодательных актов РФ. Проектная и исследовательская деятельность как содержание образования в соответствии с ФГОС Типодеятельностное содержание образования. Проектная деятельность: ее сущность, характеристика субъектов и объектов. Проблематизация и рефлексия в проектной и исследовательской деятельностях. Организационные модели включения проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс. Компоненты научного аппарата исследования. Формулирование цели и совокупности задач,обеспечивающих ее достижение. Эмпирические методы научного исследования Анализ и синтез как методы интеллектуальной деятельности Основные понятия, сущность педагогического проектирования. Виды и уровни педагогического проектирования. Оформление результатов исследования Этика научного исследования |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
1 | Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 29.0 |
2 | Особенности организации проектной деятельности учащихся | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 28.0 |
3 | Организация исследовательской деятельности учащихся | 16.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 27.0 |
4 | Социальное проектирование | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 28.0 |
5 | Специфика проектной и исследовательской работы | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 29.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-Т.Б. Гребенюк / Общая педагогика / Калининград - 107 стр.
-Социальное проектирование: теория и практика: учебное пособие / Л.В. Вандышева. – Самара: Издательство Самарского университета, 2020. – 92 с.
-Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А.С. Обухова. Т. 2: Практика организации. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – 495 с.
-Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся: методические рекомендации / сост.: Т. М. Мильситова, О. Ю. Перкова [и др.] – Кемерово : изд-во МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2017. – 56 с.
-Бурмистрова, Е. В. Методы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся : учебное пособие для вузов / Е. В. Бурмистрова, Л. М. Мануйлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 115 с.
б) дополнительная литература:
- Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 151 с.
- Т. М. Мильситова / Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся / – Кемерово : изд-во МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2017 г. – 56 стр.
- Методические рекомендации по организации и содержанию учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся 5-11 классов / 21 с.
- Луков В.А. / Социальное проектирование / - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2007 г. - 240 с.
- Видеоурок: Общая педагогика - педагогика как наука
- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.
- Видеоурок: Тьютор и его профессиональная деятельность
- Социальное проектирование в образовании и практике социальной работы : учеб. пособие / А. В. Старшинова и др. ; [под общ. ред. А. В. Старшиновой] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 160 с.
- Лебедева О.В., Гребенев И.В. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественнонаучного цикла: Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2014. – 219 с.
- Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А.С. Обухова. Т. 2: Практика организации. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – 495 с.
- Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» : лекции 1–4. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 64 с.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Что изучает мировая художественная культура?
a) Искусство разных стран и народов.
б) Искусство определённой страны или региона.
в) Искусство одного народа.
2. Какие основные виды искусства существуют?
a) Живопись, скульптура, архитектура, музыка, литература, театр, кино.
б) Живопись, скульптура, архитектура, музыка, литература.
в) Живопись, скульптура, архитектура, музыка, литература, театр, танец, кино.
3. Что такое художественный образ?
a) Конкретное изображение человека или предмета.
б) Образ, созданный автором в произведении искусства.
в) Художественное произведение, созданное в определённом стиле.
4. Что такое стиль в искусстве?
a) Направление в искусстве, характеризующееся определёнными чертами и особенностями.
б) Жанр произведения искусства.
в) Способ изображения предметов и явлений.
5. Что такое композиция в искусстве?
a) Расположение элементов произведения искусства на плоскости или в пространстве.
б) Сюжет произведения искусства.
в) Средства художественной выразительности.
6. Что такое гротеск в искусстве?
a) Художественный образ, основанный на контрасте.
б) Изображение фантастических существ или событий.
в) Художественный образ, передающий настроение или состояние.
7. Что такое контраст в искусстве?
a) Резкое противопоставление цветов и оттенков.
б) Противопоставление образов и идей в произведении искусства.
в) Противопоставление объёмов и плоскостей в скульптуре.
8. Что такое символ в искусстве?
a) Художественный образ, основанный на сходстве.
б) Художественный образ, выражающий идею или понятие.
в) Художественный образ, передающий настроение или состояние.
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |