Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» ноября 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Новые преподавательские технологии формирования экологических компетенций в сфере экообразования»
Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Новые преподавательские технологии формирования экологических компетенций в сфере экообразования» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 05.03.06 Экология и природопользование, Приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 N 998.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Улучшение качества образования в области экологии и повышении уровня осведомленности студентов в этой области. Программа направлена на обучение преподавателей новым методам и технологиям, которые помогут им более эффективно формировать экологические компетенции у своих студентов, такие как навыки эффективного использования ресурсов, понимание экологических проблем и способов их решения, а также формирование ответственного отношения к окружающей среде. Кроме того, программа направлена на расширение знаний и умений преподавателей в области экологии и создание условий для обмена опытом и лучших практик между преподавателями, что будет способствовать развитию сферы экологического образования в целом.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-проектно-производственный;
-культурно-просветительский;
-контрольно-надзорный;
-организационно-управленческий;
-экспертно-аналитический;
-научно-исследовательский;
-педагогический;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) проектно-производственный
сбор и обработка первичной документации для оценки воздействий на окружающую среду;
участие в проектировании типовых мероприятий по охране природы;
проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности по осуществлению проектов на территориях разного иерархического уровня;
разработка проектов практических рекомендаций по сохранению природной среды.
2) культурно-просветительский
Не заполнена сфера ФГОС
3) контрольно-надзорный
подготовка документации для экологической экспертизы различных видов проектного анализа;
участие в контрольно-ревизионной деятельности, экологическом аудите, экологическом нормировании и экологическом контроле состояния окружающей среды;
производственный экологический контроль в организациях; контроль мелиоративного состояния и обеспечение регулирования водно-воздушного режима мелиоративных земель;
проведение инженерно-экологических исследований для оценки воздействия на окружающую среду разных видов хозяйственной деятельности.
4) организационно-управленческий
участие в работе административных органов управления;
обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности;
обеспечение экологической безопасности технологий производства, проведение экологической политики на предприятиях;
разработка профилактических мероприятий по защите здоровья населения от негативных воздействий хозяйственной деятельности;
5) экспертно-аналитический
Проведение сбора с поднадзорных территорий природных образцов и обеспечение их хранения до окончания исследования.
6) научно-исследовательский
участие в проведении научных исследований в области экологии, охраны природы и иных наук об окружающей среде, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
проведение лабораторных исследований;
осуществление сбора и первичной обработки материала;
участие в полевых натурных исследованиях.
7) педагогический
Обучение и повышение квалификации обучающихся и сотрудников вузов.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и наука (в сферах: образования; научных исследований в области экологии, природопользования, геоэкологии, устойчивого развития, охраны природы);
13 Сельское хозяйство (в сфере агромелиорации);
15 Рыбоводство и рыболовство (в сфере гидробиологии и гидрохимии);
40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах: экологической безопасности в промышленности; обращения с отходами; охраны природы; предотвращения и ликвидации загрязнений, рационального природопользования, мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды);
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
образование, просвещение и здоровье населения, демографические процессы, программы устойчивого развития на всех уровнях.
природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, инженерно-экологические, производственные, социальные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях.
природные, антропогенные, природно-хозяйственные, экологоэкономические, инженерно-экологические, производственные, социальные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях;
государственное планирование, контроль, мониторинг, экспертиза экологических составляющих всех форм хозяйственной деятельности.
процесс создания нормативно-организационной документации в области рационального природопользования, экологической безопасности, проведения мероприятий по защите окружающей среды от негативных воздействий, рациональное природопользование.
природные, антропогенные, природно-хозяйственные, экологэкономические, инженерно-экологические, производственные, социальные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях;
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | ||
Общепедагогическая функция. Обучение | A/01.6 | -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы. - Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. - Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. - Планирование и проведение учебных занятий. - Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. - Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. - Формирование универсальных учебных действий. - Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ). - Формирование мотивации к обучению. - Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
Воспитательная деятельность | A/02.6 | -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. - Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. - Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера. - Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации. - Проектирование и реализация воспитательных программ. - Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). - Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). - Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления. - Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации. - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. - Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. - Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка |
Развивающая деятельность | A/03.6 | -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития. - Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе. - Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. - Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. - Оказание адресной помощи обучающимся. - Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. - Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка. - Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу. - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. - Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. - Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сферах: образования; научных исследований в области экологии, природопользования, геоэкологии, устойчивого развития, охраны природы); | ||
педагогический | Обучение и повышение квалификации обучающихся и сотрудников вузов. | -образование, просвещение и здоровье населения, демографические процессы, программы устойчивого развития на всех уровнях. |
научно-исследовательский | участие в проведении научных исследований в области экологии, охраны природы и иных наук об окружающей среде, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; проведение лабораторных исследований; осуществление сбора и первичной обработки материала; участие в полевых натурных исследованиях. | -природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, инженерно-экологические, производственные, социальные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 13 Сельское хозяйство (в сфере агромелиорации); | ||
организационно-управленческий | участие в работе административных органов управления; обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности; обеспечение экологической безопасности технологий производства, проведение экологической политики на предприятиях; разработка профилактических мероприятий по защите здоровья населения от негативных воздействий хозяйственной деятельности; | -государственное планирование, контроль, мониторинг, экспертиза экологических составляющих всех форм хозяйственной деятельности.. - процесс создания нормативно-организационной документации в области рационального природопользования, экологической безопасности, проведения мероприятий по защите окружающей среды от негативных воздействий, рациональное природопользование. |
контрольно-надзорный | подготовка документации для экологической экспертизы различных видов проектного анализа; участие в контрольно-ревизионной деятельности, экологическом аудите, экологическом нормировании и экологическом контроле состояния окружающей среды; производственный экологический контроль в организациях; контроль мелиоративного состояния и обеспечение регулирования водно-воздушного режима мелиоративных земель; проведение инженерно-экологических исследований для оценки воздействия на окружающую среду разных видов хозяйственной деятельности. | -природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, инженерно-экологические, производственные, социальные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 15 Рыбоводство и рыболовство (в сфере гидробиологии и гидрохимии); | ||
проектно-производственный | сбор и обработка первичной документации для оценки воздействий на окружающую среду; участие в проектировании типовых мероприятий по охране природы; проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности по осуществлению проектов на территориях разного иерархического уровня; разработка проектов практических рекомендаций по сохранению природной среды. | -природные, антропогенные, природно-хозяйственные, экологэкономические, инженерно-экологические, производственные, социальные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях; |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах: экологической безопасности в промышленности; обращения с отходами; охраны природы; предотвращения и ликвидации загрязнений, рационального природопользования, мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды); | ||
экспертно-аналитический | Проведение сбора с поднадзорных территорий природных образцов и обеспечение их хранения до окончания исследования. | -природные, антропогенные, природно-хозяйственные, экологоэкономические, инженерно-экологические, производственные, социальные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях; |
культурно-просветительский | -природные, антропогенные, природно-хозяйственные, экологоэкономические, инженерно-экологические, производственные, социальные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях; |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
4) Высшее - магистратура
5) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Математическая и естественнонаучная подготовка | ||
Способен применять базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле, естественнонаучного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования | Демонстрирует уверенное знание основные концепции и методы, современные направления математики, физики, химии и наук о Земле, актуальные проблемы биологических наук и перспективы междисциплинарных исследований. Самостоятельно применяет на практике и использует навыки лабораторной работы и методы химии, физики, биологических наук и наук о Земле, математического моделирования и математической статистики в профессиональной деятельности. | Знать: - основные законы естественнонаучных дисциплин; методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. Уметь: - использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности; - применять методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. Владеть: - методами анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Фундаментальные основы профессиональной деятельности | ||
Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности | Демонстрирует уверенное знание основные экологические законы, анализирует современные направления экологических исследований; историю развития, принципы и методические подходы экологии, геоэкологии, наук об окружающей среде; теоретические основы охраны природы. Владеет и демонстрирует самостоятельное применение теоретическими представлениями о методах экологических, геоэкологических исследований. | Знать: - теоретические основы общей экологии как биологической дисциплины, ее основные понятия и современные концепции, структурно-функциональные особенности, закономерности развития биосферы Земли, важнейшие характеристики экосистем. Уметь: - практически использовать полученные знания, планировать и осуществлять экологические исследования, эксперименты, наблюдения, обрабатывать, анализировать и интерпретировать полученные результаты. Владеть: - методами отбора и анализа биологических проб, навыками статистической обработки результатов наблюдения или эксперимента. |
Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере экологии, природопользования и охраны природы, нормами профессиональной этики | Имеет представление о правовых основах природопользования и охраны окружающей среды. Имеет представление о системе государственного управления сферой природопользования, методах и формах правового регулирования охраны окружающей среды, с учетом норм профессиональной этики. | Знать: - нормативные правовые акты в сфере экологии, природопользования и охраны природы. Уметь: - осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с актуальными нормативными правовыми актами в сфере экологии. Владеть: - знаниями об актуальной нормативной-правовой базе в сфере экологии, природопользования и охраны природы. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: Обучение и повышение квалификации обучающихся и сотрудников вузов. | |||
Объект или область знания: образование, просвещение и здоровье населения, демографические процессы, программы устойчивого развития на всех уровнях. | |||
ПК-1 Способен выявлять и анализировать экологические проблемы природных, техногенных и урбосистем | Владеет отдельными методами анализа и ситуационной оценки экологических проблем природных, техногенных и урбосистем. | Знать: основные подходы к выявлению и анализу экологических проблем природных, техногенных и урбосистем. Уметь: выявлять и объяснять отдельные экологические проблемы природных, техногенных и урбосистем. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
ПК-2 Способен осуществлять анализ и выбор отдельных технологий обеспечения экологической безопасности для применения в профессиональной деятельности | Владеет методами выбора отдельных технологий обеспечения экологической безопасности. | Знать: особенности применения отдельных технологий обеспечения экологической безопасности. Уметь: анализировать возможности применения и эффективность отдельных технологий обеспечения экологической безопасности в конкретной ситуации. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
ПК-3 Способен применять методы экологического мониторинга и контроля, учитывать и оценивать источники, виды и масштабы негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека | Владеет навыками реализации основных методов экологического мониторинга и контроля, учета и оценки природных объектов и систем, источников, видов и масштабов негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. | Знать: основные методы экологического мониторинга и контроля, учета и оценки природных объектов и систем, источников, видов и масштабов негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Уметь: выбирать для применения в конкретной ситуации основные методы экологического мониторинга и контроля, учета и оценки природных объектов и систем, источников, видов и масштабов негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 2.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 108 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Сущность и структура экологического мышления. Принципы экологического мышления. Экологические ценности. Экологическая культура. Экологическая компетентность и образовательная стратегия | 27.0 | 16.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Личностные компетенции экологического мышления. Формирование и развитие компетенций экологического мышления в требованиях Программы воспитания и социализации обучающихся | 26.0 | 16.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 10.0 | 0 |
Формирование компетенций экологического мышления в естественнонаучной учебной предметной области | 25.0 | 15.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 10.0 | 0 |
Многоуровневость экологии культуры и экологическое мышление. Инновационные педагогические технологии в экологическом образовании | 28.0 | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Итоговая аттестация | 2.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 108 | 64 | 0 | 0 | 0 | 42 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
18/108 | 0 | 18/108 | 108 | 64 | 0.0 | 42.0 | 2.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 3 недели.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (24 часа, 6 часов в день) | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сущность и структура экологического мышления. Принципы экологического мышления. Экологические ценности. Экологическая культура. Экологическая компетентность и образовательная стратегия | 27.0 | 6 | 6 | 6 | 6 | 3 | |||||||||||||
Личностные компетенции экологического мышления. Формирование и развитие компетенций экологического мышления в требованиях Программы воспитания и социализации обучающихся | 26.0 | 3 | 6 | 6 | 6 | 5 | |||||||||||||
Формирование компетенций экологического мышления в естественнонаучной учебной предметной области | 25.0 | 1 | 6 | 6 | 6 | 6 | |||||||||||||
Многоуровневость экологии культуры и экологическое мышление. Инновационные педагогические технологии в экологическом образовании | 28.0 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | |||||||||||||
Итоговая аттестация | 2.0 | 2 | |||||||||||||||||
Итого | 108 | 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (24 часа, 6 часов в день) |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Новые преподавательские технологии формирования экологических компетенций в сфере экообразования»
10.1. Цель дисциплины заключается в профессиональном развитии педагогов и повышении их квалификации в области экологического образования. Основная задача данной дисциплины - ознакомить педагогов с новыми и инновационными методами и подходами к формированию экологических компетенций у обучающихся, а также предоставить им необходимые инструменты и знания для успешной реализации учебного процесса в сфере экологии и окружающей среды.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение современных тенденций и подходов в области экологического образования, а также роли преподавателя в формировании экологических компетенций у учащихся.- Познакомить педагогов с актуальными и эффективными методами преподавания экологии, включая интерактивные и практико-ориентированные методы обучения.
- Разработка навыков создания учебных материалов и учебных планов, ориентированных на формирование экологических знаний, навыков и ценностей.
- Ознакомление с инновационными образовательными технологиями в сфере экологического образования, такими как использование информационных технологий, проектное обучение, полевые исследования и т.д.
- Развитие у педагогов умения создавать учебные ситуации, способствующие осознанному и активному участию обучающихся в экологическом образовательном процессе.
- Подготовка педагогов к организации практических занятий и экскурсий, направленных на приобщение детей к природе и пониманию ее значимости.
- Изучение методов оценки и анализа эффективности экологического образования, а также разработка системы оценки экологических компетенций учащихся.
- Подготовка педагогов к сотрудничеству с родителями и общественностью для поддержки и распространения экологических ценностей и знаний.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Математическая и естественнонаучная подготовка | ||
Способен применять базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле, естественнонаучного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования | Демонстрирует уверенное знание основные концепции и методы, современные направления математики, физики, химии и наук о Земле, актуальные проблемы биологических наук и перспективы междисциплинарных исследований. Самостоятельно применяет на практике и использует навыки лабораторной работы и методы химии, физики, биологических наук и наук о Земле, математического моделирования и математической статистики в профессиональной деятельности. | Знать: - основные законы естественнонаучных дисциплин; методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. Уметь: - использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности; - применять методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. Владеть: - методами анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Фундаментальные основы профессиональной деятельности | ||
Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности | Демонстрирует уверенное знание основные экологические законы, анализирует современные направления экологических исследований; историю развития, принципы и методические подходы экологии, геоэкологии, наук об окружающей среде; теоретические основы охраны природы. Владеет и демонстрирует самостоятельное применение теоретическими представлениями о методах экологических, геоэкологических исследований. | Знать: - теоретические основы общей экологии как биологической дисциплины, ее основные понятия и современные концепции, структурно-функциональные особенности, закономерности развития биосферы Земли, важнейшие характеристики экосистем. Уметь: - практически использовать полученные знания, планировать и осуществлять экологические исследования, эксперименты, наблюдения, обрабатывать, анализировать и интерпретировать полученные результаты. Владеть: - методами отбора и анализа биологических проб, навыками статистической обработки результатов наблюдения или эксперимента. |
Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере экологии, природопользования и охраны природы, нормами профессиональной этики | Имеет представление о правовых основах природопользования и охраны окружающей среды. Имеет представление о системе государственного управления сферой природопользования, методах и формах правового регулирования охраны окружающей среды, с учетом норм профессиональной этики. | Знать: - нормативные правовые акты в сфере экологии, природопользования и охраны природы. Уметь: - осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с актуальными нормативными правовыми актами в сфере экологии. Владеть: - знаниями об актуальной нормативной-правовой базе в сфере экологии, природопользования и охраны природы. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: Обучение и повышение квалификации обучающихся и сотрудников вузов. | |||
Объект или область знания: образование, просвещение и здоровье населения, демографические процессы, программы устойчивого развития на всех уровнях. | |||
ПК-1 Способен выявлять и анализировать экологические проблемы природных, техногенных и урбосистем | Владеет отдельными методами анализа и ситуационной оценки экологических проблем природных, техногенных и урбосистем. | Знать: основные подходы к выявлению и анализу экологических проблем природных, техногенных и урбосистем. Уметь: выявлять и объяснять отдельные экологические проблемы природных, техногенных и урбосистем. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
ПК-2 Способен осуществлять анализ и выбор отдельных технологий обеспечения экологической безопасности для применения в профессиональной деятельности | Владеет методами выбора отдельных технологий обеспечения экологической безопасности. | Знать: особенности применения отдельных технологий обеспечения экологической безопасности. Уметь: анализировать возможности применения и эффективность отдельных технологий обеспечения экологической безопасности в конкретной ситуации. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
ПК-3 Способен применять методы экологического мониторинга и контроля, учитывать и оценивать источники, виды и масштабы негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека | Владеет навыками реализации основных методов экологического мониторинга и контроля, учета и оценки природных объектов и систем, источников, видов и масштабов негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. | Знать: основные методы экологического мониторинга и контроля, учета и оценки природных объектов и систем, источников, видов и масштабов негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Уметь: выбирать для применения в конкретной ситуации основные методы экологического мониторинга и контроля, учета и оценки природных объектов и систем, источников, видов и масштабов негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 106.0 часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 64 |
лекции (Л) | 64.0 |
практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
семинары (С) | 0.0 |
лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
Самостоятельная работа (СР, всего), | 42.0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость | 106.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
1. | Сущность и структура экологического мышления. Принципы экологического мышления. Экологические ценности. Экологическая культура. Экологическая компетентность и образовательная стратегия | Сущность и структура экологического мышления. Принципы экологического мышления. Экологические ценности. Экологическая культура: понятие, функции, принципы, задачи и цели. Экологическая компетентность и образовательная стратегия |
2. | Личностные компетенции экологического мышления. Формирование и развитие компетенций экологического мышления в требованиях Программы воспитания и социализации обучающихся | Экологически направленное мышление как необходимое качество личности современного школьника. Формирования мышления посредством решения учебно-исследовательских комплексных задач экологического содержания. Главные понятия исследования. Теоретические подходы к развитию экологической компетенции подростков в условиях дополнительного образовательного учреждения. Экологические проблемы природного и социально-экономического характера как объект современного экологического образования. |
3. | Формирование компетенций экологического мышления в естественнонаучной учебной предметной области | Теоретические основы понятия «экологическая компетентность». Роль экологической компетентности в нравственном развитии учащихся старших классов. Анализ анкетирования школьников в вопросах экологической компетентности в разных регионах. Характеристика баз исследования. Анализ анкетирования школьников в вопросах экологической компетентности в разных регионах. Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям для повышения уровня экологической компетентности школьников. Понятие и содержание, сущность и структура экологической компетентности, определение и исследование ее уровней. Методы, используемые при формировании, а также порядок проведения проверочной работы. Сравнение первоначальных и исходных данных по анкете. |
4. | Многоуровневость экологии культуры и экологическое мышление. Инновационные педагогические технологии в экологическом образовании | Понятие экологической культуры. Феноменология экологической культуры в современной научной литературе. Теория Экологического Воспитания. Сущность экологического воспитания. Цель и задачи воспитания экологической культуры. Исследовательская деятельность как условие. Условия формирования экологической культуры в контексте образовательного процесса. Научно-исследовательская деятельность как условие формирования экологической культуры школьников. Экологическая культура и ее сущность, содержание и особенности данного явления, психолого-педагогическое обоснование формирования в младшем школьном возрасте. Разработка соответствующей методики, исследование и оценка ее практической эффективности. Инновационные педагогические технологии в экологическом образовании: понятие, виды, цели, задачи, достоинства недостатки. |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
1 | Сущность и структура экологического мышления. Принципы экологического мышления. Экологические ценности. Экологическая культура. Экологическая компетентность и образовательная стратегия | 16.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 27.0 |
2 | Личностные компетенции экологического мышления. Формирование и развитие компетенций экологического мышления в требованиях Программы воспитания и социализации обучающихся | 16.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 10.0 | 26.0 |
3 | Формирование компетенций экологического мышления в естественнонаучной учебной предметной области | 15.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 10.0 | 25.0 |
4 | Многоуровневость экологии культуры и экологическое мышление. Инновационные педагогические технологии в экологическом образовании | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 28.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование. Учебное пособие для постдипломного образования и самообразования педагогов. – М.: Образование и экология, 2010. - 140 с.
-Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования - Москва - 9 стр.
-Возможности социализации и профессиональной ориентации детей и подростков в экологическом образовании: материалы краевых педагогических чтений 16–17 февраля 2016 г. / сост. Журавлева Е.А. – Хабаровск: КГБОУ ДОД ХКЦРТДиЮ, 2016 г. – 68 с.
б) дополнительная литература:
- Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 151 с.
- Экология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Тотай [и др.] ; под общей редакцией А. В. Тотая, А. В. Корсакова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 352 с.
- Кленова, И.А. / Экология / – Ростов н/Д, 2017 г. – 259 стр.
- Дерябин, В.А. Экология : учебное пособие / В.А. Дерябин, Е.П. Фарафонтова.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016 г.— 136 стр.
- Л.Н. Ердаков / Экология / Москва 2013 г. - 360 стр.
- Экология и безопасность жизнедеятельности: библиогр. список литературы / Курган. обл. универс. науч. б-ка им. А. К. Югова, Отд. естеств. науч. и с.-х. лит.; сост. Э. А. Пунтусова. - Курган, 2014. – 14 с.
- Экологическое право: учеб. пособие для студ. учреждений высшего проф. образования / О.Р.Саркисов, Е.Л. Любарский. -5-е изд. переработанное и доп – Казань: Центр инновационных технологий, 2014. – 335 с.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. В отношении естественно-научных учебных предметов ФГОС выдвигает в отношении обучающихся требования:
a) Овладеть практическими навыками использования географических приборов
б) Овладеть «экосистемной познавательной моделью»
в) Применять экосистемную познавательную модель в художественных произведениях
2. Одним из элементов содержания компетенций экологического мышления является:
a) Понимание специфики воздействия деятельности людей на окружающую среду в зависимости от расовых различий
б) Понимание специфики воздействия деятельности людей на окружающую среду в зависимости от политических различий
в) Понимание специфики воздействия деятельности людей на окружающую среду в зависимости от географических различий
г) Понимание специфики воздействия деятельности людей на окружающую среду в зависимости от экономических различий
3. Для формирования способность оценивать последствия деятельности человека и общества в природе необходимы:
a) Биологические знания об особенностях восприимчивости и резистентности природной окружающей среды к собственно природным воздействиям
б) Биологические знания об особенностях резистентности природной окружающей среды к различным антропогенным и техногенным воздействиям
в) Биологические знания об особенностях восприимчивости и резистентности природной окружающей среды к различным антропогенным и техногенным воздействиям
г) Биологические знания об особенностях восприимчивости природной окружающей среды к различным антропогенным и техногенным воздействиям
4. Формирование компетенций экологического мышления в отношении географии НЕ должно включать в себя:
a) Развитие навыка сравнительного экологического анализа с учетом материковых и страновых различий
б) Общие принципы сравниваемых явлений и процессов экологического порядка
в) Частные принципы и особенности географического мышления
г) Знание особенностей географической среды и географического пространства на различных материках и в страновом масштабе
5. Будущий специалист-физик должен руководствоваться принципом ответственности:
a) В процессе изучения специальной литературы
б) В прогнозировании экономической целесообразности внедрения инновационных технологий
в) В процессе разработки инновационных технологий
6. В научной и научно-педагогической литературе содержанием экосистемной познавательной модели называют:
a) Неосознанные представления об экологическом пространстве как системном, познание которого представлено в виде познавательной модели
б) Предсознательное представление об экологическом пространстве как системном, познание которого представлено в виде познавательной модели
в) Повседневные представления об экологическом пространстве как системном, познание которого представлено в виде познавательной модели
г) Осознанное владение представлением об экологическом пространстве как системном, познание которого представлено в виде познавательной модели
7. Одной из задач в отношении географического знания ФГОС определяет:
a) Формирование представлений и знаний об экологических проблемах на национальном уровне
б) Формирование представлений и знаний об экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах
в) Формирование представление и знаний об экологических проблемах на отдельных территориях
г) Формирование представлений и знаний об экологических проблемах на региональном и субрегиональном уровнях
8. Задача формирования компетенций экологического мышления в составе предметных и метапредметных компетенций безопасной жизнедеятельности во ФГОС увязана с:
a) Развитием синтетического мышления и проектной деятельности обучающихся
б) Развитием проектного мышления и проектной деятельности обучающихся
в) Развитием проектного мышления и практической деятельности обучающихся
г) Развитием повседневного опыта в проектной деятельности обучающихся
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |