88788 ПК - 144 часов. Проблема толерантности и терпимости в образовательной среде Институт РОПКиП PO-2361
Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 1270pуб.
Первоначальный взнос 127 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1630pуб.
Первоначальный взнос 163 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 2100pуб.
Первоначальный взнос 210 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«22» декабря 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Проблема толерантности и терпимости в образовательной среде»

Трудоемкость обучения по данной программе – 144 часа

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Проблема толерантности и терпимости в образовательной среде» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.03.01 Педагогическое образование, Приказ Минобрнауки России от от 22 февраля 2018 г. № 121.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Повышение уровня понимания и осознания проблемы толерантности и терпимости в образовательной среде, а также развитии практических навыков и компетенций для эффективного решения данной проблемы.

Конкретные цели программы могут включать:
Ознакомление с теоретическими и практическими аспектами проблемы толерантности и терпимости в образовательной среде;
Развитие навыков и компетенций по созданию и поддержанию толерантной и дружественной образовательной среды;
Обучение методам и инструментам работы с различными категориями студентов и учеников, включая тех, которые представляют различные социальные, культурные и этнические группы;
Развитие способности эффективного взаимодействия с коллегами и родителями в контексте проблемы толерантности и терпимости;
Создание возможностей для обмена опытом и передачи знаний между участниками программы.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-педагогический;

-сопровождения;

-культурно-просветительский;

-методический;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) педагогический

осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
разработка и реализация основных и дополнительных образовательных программ;
организация совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностями;
контроль и оценка формирования образовательных результатов обучающихся выявление и корректировка проблем в обучении;
индивидуализация обучения, воспитания и развития обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностям и взаимодействие с участниками образовательных отношений;
проектирование и реализация педагогической деятельности на основе специальных научных знаний;

2) сопровождения

организация совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностям и, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
выявление и корректировка трудности в обучении;

3) культурно-просветительский

взаимодействие с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;

4) методический

осуществление отбора содержания образования обучающихся , адекватного ожидаемым результатам, уровню развития и возрастным особенностям обучающихся;
проектирование и планирование образовательного процесса по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП);
методическое сопровождение достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся;

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и науки (в сферах: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования)

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

обучение, воспитание, развитие, проектирование и реализация программ основного, среднего общего, профессионального и дополнительного профессионального образования;

образовательные отношения;

образовательные программы, в том числе индивидуальные;

образовательный процесс;

01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ
Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программA/01.7-Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
- Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ.
- Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников.
- Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей.
- Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами.
- Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организацийA/02.7-Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности.
- Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды.
- Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся.
- Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса.
- Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Психологическое консультирование субъектов образовательного процессаA/03.7-Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам.
- Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам.
- Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
- Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам.
- Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.
- Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитацииA/04.7-Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении.
- Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации.
- Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся.
- Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.
- Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Психологическая диагностика детей и обучающихсяA/05.7-Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы.
- Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи.
- Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся.
- Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов.
- Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности.
- Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня.
- Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и науки (в сферах: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования)
методическийосуществление отбора содержания образования обучающихся , адекватного ожидаемым результатам, уровню развития и возрастным особенностям обучающихся; проектирование и планирование образовательного процесса по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП); методическое сопровождение достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся;-обучение, воспитание, развитие, проектирование и реализация программ основного, среднего общего, профессионального и дополнительного профессионального образования;
культурно-просветительскийвзаимодействие с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;-образовательные отношения;
сопровожденияорганизация совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностям и, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; выявление и корректировка трудности в обучении;-образовательные программы, в том числе индивидуальные;.
- образовательный процесс;
педагогическийосуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; разработка и реализация основных и дополнительных образовательных программ; организация совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностями; контроль и оценка формирования образовательных результатов обучающихся выявление и корректировка проблем в обучении; индивидуализация обучения, воспитания и развития обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностям и взаимодействие с участниками образовательных отношений; проектирование и реализация педагогической деятельности на основе специальных научных знаний;-обучение, воспитание, развитие, проектирование и реализация программ основного, среднего общего, профессионального и дополнительного профессионального образования;

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Среднее профессиональное

2) Высшее - бакалавриат

3) Высшее - специалитет

4) Высшее - магистратура

5) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Правовые и этические основы профессиональной деятельности
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этикиДемонстрирует знание нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики
Строит образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
Организует образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
Знать:
- приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации;
- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
- федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательные документы о правах ребенка, трудовое законодательство;
Уметь:
- применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования;
Владеть:
- действиями по соблюдению правовых норм; навыками анализа нормативных правовых актов в своей сфере профессиональной деятельности
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Разработка основных и дополнительных образовательных программ
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)Демонстрирует знание компонентов основных и дополнительных образовательных программ.
Участвует в разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
Использует информационнокоммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы при разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
Знать:
- историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
- основы дидактики, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных образовательных технологий;
- пути достижения образовательных результатов в области ИКТ
Уметь:
- классифицировать образовательные системы и образовательные технологии;
- разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
Владеть:
- приемами разработки и реализации программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
- средствами формирования умений, связанных с информационнокоммуникационными технологиями (далее – ИКТ);
- приемами реализации ИКТ: на уровне пользователя, на общепедагогическом уровне и на уровне преподаваемого (ых) предметов (отражающая профессиональную ИКТ компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартовЗнает сущность контроля и оценки образовательных результатов обучающихся (предметных, метапредметных личностных компетенций) Обучающихся
Умеет осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
Владеет способностью применять диагностический инструментарий для оценки сформированности образовательных результатов
Знать:
- основы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
Уметь:
-применять технологии организации совместной и индивидуальной учебной и внеучебной деятельности обучающихся, в том числе специальные подходы к обучению и воспитанию обучающихся с учѐтом их особых образовательных потребностей
Владеть:
- современными технологиями организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; разработка и реализация основных и дополнительных образовательных программ; организация совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностями; контроль и оценка формирования образовательных результатов обучающихся выявление и корректировка проблем в обучении; индивидуализация обучения, воспитания и развития обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностям и взаимодействие с участниками образовательных отношений; проектирование и реализация педагогической деятельности на основе специальных научных знаний;
Объект или область знания: обучение, воспитание, развитие, проектирование и реализация программ основного, среднего общего, профессионального и дополнительного профессионального образования;
ПК-1 Способен организовать индивидуальную и совместную учебно-проектную деятельность обучающихся в соответствующей предметной областиОбладает знаниями об особенностях организации образовательной деятельности в ДО; нормативно-методических документах, регламентирующих организацию образовательной деятельности в ДО; особенностей проектирования содержания дошкольного образования; основах методик дошкольного образования; способах организации самостоятельной образовательной деятельности детей; подходах к планированию образовательной деятельности.
Обладает умениями проектировать элементы образовательной программы; использовать результаты педагогического мониторинга при планировании задач и содержания образовательной деятельности; планировать задачи, содержание и способы организации образовательной деятельности детей; применять методы воспитания и обучения для организации образовательной деятельности детей.
Обладает навыками проектирования содержания образовательной деятельности детей; организации совместной образовательной деятельности детей на основе применения возрастосообразных способов и средств воспитания и обучения; действиями (навыками) поддержки самостоятельной образовательной деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и культурных практик; действиями (навыками) планирования и организации образовательной деятельности детей.
Знает особенности организации образовательной деятельности в ДО; нормативно-методические документы, регламентирующие организацию образовательной деятельности в ДО; особенности проектирования содержания дошкольного образования; основы методик дошкольного образования; способы организации самостоятельной образовательной деятельности детей; подходы к планированию образовательной деятельности.
Умеет проектировать элементы образовательной программы; учитывать результаты педагогического мониторинга при планировании задач и содержания образовательной деятельности; планировать задачи, содержание и способы организации образовательной деятельности детей; применять методы воспитания и обучения для организации образовательной деятельности детей.
Владеет навыками проектирования содержания образовательной деятельности детей; организации совместной образовательной деятельности детей на основе применения возрастосообразных способов и средств воспитания и обучения; действиями (навыками) поддержки самостоятельной образовательной деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и культурных практик; действиями (навыками) планирования и организации образовательной деятельности детей.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-3 Способен организовать различные виды внеурочной деятельности для достижения обучающимися личностных и мета-предметных результатовФормирует образовательную среду школы в целях достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами учебного предмета
Обосновывает необходимость включения различных компонентов социокультурной среды региона в образовательный процесс
Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании учебного предмета, во внеурочной деятельности.
уметь:
–осуществлять (совместно с психологом и др. специалистами) социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса и организацию субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного
процесса с учетом их индивидуальных особенностей;
– учитывать различные социальные, культурные, национальные контексты, в которых протекают процессы обучения;
– подбирать и применять социально-педагогический инструментарий для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его социализации;
– осуществлять социально-педагогическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута обучающегося в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития;
– применять на практике социально-педагогические технологии в образовании;
– формировать детско-взрослые сообщества;
владеть:
–стандартизированными методами социально-педагогической диагностики;
– социально-педагогическими технологиями и методами,
позволяющими формировать развивающую образовательную среду;
–социально-педагогическими технологиями необходимыми для адресной работы с различными контингентами учащихся.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 3.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 144 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Понятие и содержание принципа толерантности 36.0 22.0 0.0 0.0 0.0 14.0 0
Толерантность и индивидуализация образования 35.0 21.0 0.0 0.0 0.0 14.0 0
Инструменты формирования компетентности в отношении качества терпимости 34.0 21.0 0.0 0.0 0.0 13.0 0
Границы пространства толерантности образовательной организации 36.0 22.0 0.0 0.0 0.0 14.0 0
Итоговая аттестация 3.0 0 0 0 0 0 0
Итого 144 86 0 0 0 55 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
24/144 0 24/144 144 86 0.0 55.0 3.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 4 недели.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (42 часа, 6 часов в день)4 Неделя (18 часов, 6 часов в день)
Понятие и содержание принципа толерантности 36.0 666666
Толерантность и индивидуализация образования 35.0 666665
Инструменты формирования компетентности в отношении качества терпимости 34.0 1666663
Границы пространства толерантности образовательной организации 36.0 3666663
Итоговая аттестация 3.0 3
Итого 144 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (42 часа, 6 часов в день)4 Неделя (18 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Проблема толерантности и терпимости в образовательной среде»

10.1. Цель учебной дисциплины – формирование (совершенствование и (или) получение специалистами дополнительных) знаний, умений и навыков.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Правовые и этические основы профессиональной деятельности
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этикиДемонстрирует знание нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики
Строит образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
Организует образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
Знать:
- приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации;
- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
- федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательные документы о правах ребенка, трудовое законодательство;
Уметь:
- применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования;
Владеть:
- действиями по соблюдению правовых норм; навыками анализа нормативных правовых актов в своей сфере профессиональной деятельности
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Разработка основных и дополнительных образовательных программ
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)Демонстрирует знание компонентов основных и дополнительных образовательных программ.
Участвует в разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
Использует информационнокоммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы при разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
Знать:
- историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
- основы дидактики, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных образовательных технологий;
- пути достижения образовательных результатов в области ИКТ
Уметь:
- классифицировать образовательные системы и образовательные технологии;
- разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
Владеть:
- приемами разработки и реализации программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
- средствами формирования умений, связанных с информационнокоммуникационными технологиями (далее – ИКТ);
- приемами реализации ИКТ: на уровне пользователя, на общепедагогическом уровне и на уровне преподаваемого (ых) предметов (отражающая профессиональную ИКТ компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартовЗнает сущность контроля и оценки образовательных результатов обучающихся (предметных, метапредметных личностных компетенций) Обучающихся
Умеет осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
Владеет способностью применять диагностический инструментарий для оценки сформированности образовательных результатов
Знать:
- основы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
Уметь:
-применять технологии организации совместной и индивидуальной учебной и внеучебной деятельности обучающихся, в том числе специальные подходы к обучению и воспитанию обучающихся с учѐтом их особых образовательных потребностей
Владеть:
- современными технологиями организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; разработка и реализация основных и дополнительных образовательных программ; организация совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностями; контроль и оценка формирования образовательных результатов обучающихся выявление и корректировка проблем в обучении; индивидуализация обучения, воспитания и развития обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностям и взаимодействие с участниками образовательных отношений; проектирование и реализация педагогической деятельности на основе специальных научных знаний;
Объект или область знания: обучение, воспитание, развитие, проектирование и реализация программ основного, среднего общего, профессионального и дополнительного профессионального образования;
ПК-1 Способен организовать индивидуальную и совместную учебно-проектную деятельность обучающихся в соответствующей предметной областиОбладает знаниями об особенностях организации образовательной деятельности в ДО; нормативно-методических документах, регламентирующих организацию образовательной деятельности в ДО; особенностей проектирования содержания дошкольного образования; основах методик дошкольного образования; способах организации самостоятельной образовательной деятельности детей; подходах к планированию образовательной деятельности.
Обладает умениями проектировать элементы образовательной программы; использовать результаты педагогического мониторинга при планировании задач и содержания образовательной деятельности; планировать задачи, содержание и способы организации образовательной деятельности детей; применять методы воспитания и обучения для организации образовательной деятельности детей.
Обладает навыками проектирования содержания образовательной деятельности детей; организации совместной образовательной деятельности детей на основе применения возрастосообразных способов и средств воспитания и обучения; действиями (навыками) поддержки самостоятельной образовательной деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и культурных практик; действиями (навыками) планирования и организации образовательной деятельности детей.
Знает особенности организации образовательной деятельности в ДО; нормативно-методические документы, регламентирующие организацию образовательной деятельности в ДО; особенности проектирования содержания дошкольного образования; основы методик дошкольного образования; способы организации самостоятельной образовательной деятельности детей; подходы к планированию образовательной деятельности.
Умеет проектировать элементы образовательной программы; учитывать результаты педагогического мониторинга при планировании задач и содержания образовательной деятельности; планировать задачи, содержание и способы организации образовательной деятельности детей; применять методы воспитания и обучения для организации образовательной деятельности детей.
Владеет навыками проектирования содержания образовательной деятельности детей; организации совместной образовательной деятельности детей на основе применения возрастосообразных способов и средств воспитания и обучения; действиями (навыками) поддержки самостоятельной образовательной деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и культурных практик; действиями (навыками) планирования и организации образовательной деятельности детей.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-3 Способен организовать различные виды внеурочной деятельности для достижения обучающимися личностных и мета-предметных результатовФормирует образовательную среду школы в целях достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами учебного предмета
Обосновывает необходимость включения различных компонентов социокультурной среды региона в образовательный процесс
Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании учебного предмета, во внеурочной деятельности.
уметь:
–осуществлять (совместно с психологом и др. специалистами) социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса и организацию субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного
процесса с учетом их индивидуальных особенностей;
– учитывать различные социальные, культурные, национальные контексты, в которых протекают процессы обучения;
– подбирать и применять социально-педагогический инструментарий для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его социализации;
– осуществлять социально-педагогическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута обучающегося в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития;
– применять на практике социально-педагогические технологии в образовании;
– формировать детско-взрослые сообщества;
владеть:
–стандартизированными методами социально-педагогической диагностики;
– социально-педагогическими технологиями и методами,
позволяющими формировать развивающую образовательную среду;
–социально-педагогическими технологиями необходимыми для адресной работы с различными контингентами учащихся.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 141.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 86
лекции (Л) 86.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 55.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 141.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Понятие и содержание принципа толерантности История появления толерантности.
Понятие толерантности.
Функции, цели, задачи и принципы толерантности.
Нормативно-правовое обеспечение воспитания толерантности.
Психологические механизмы формирования и проявления межличностной толерантности.
Значение и распространенности данного качества в обществе.
Специфика в межкультурной коммуникации.
Значимость толерантности для современного общества Российской Федерации.
Формы формирования толерантности в системе современного поликультурного образования.
2. Толерантность и индивидуализация образования Проблемы толерантности и бесконфликтности в современной системе образования.
Характеристика основных определений толерантности.
Ответственность педагогов по воспитанию толерантности у подрастающего поколения.
Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования.
Анализ понятия "толерантность" и проблемы её формирования на современном этапе развития теории и практики педагогики.
Условия и уровни формирования толерантности у младших школьников.
Исследование толерантности в контексте стратегической задачи воспитания будущего специалиста в высшей школе.
Содержание этнорелятивистских этапов.
Общие педагогические условия, обеспечивающие индивидуализацию воспитания толерантности у студентов.
3. Инструменты формирования компетентности в отношении качества терпимости Теоретико-методологические основы исследования коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников в различных сферах профессиональной деятельности.
Понятие, структура, виды коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников в различных сферах профессиональной деятельности.
Методы и методики исследования коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников в различных сферах профессиональной деятельности.
Эмпирический анализ исследования коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников в различных сферах профессиональной деятельности.
Эмпирическая характеристика исследования коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников в различных сферах профессиональной деятельности.
Факторы, влияющие на формирование и развитие коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников в различных сферах профессиональной деятельности.
Анализ практики развития коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников в различных сферах профессиональной деятельности и пути её оптимизации.
4. Границы пространства толерантности образовательной организации Теоретические аспекты формирования толерантности посредством игры в условиях образовательного учреждения.
Основные подходы к пониманию толерантности.
Педагогические условия формирования толерантности в образовательном учреждении.
Игра как метод воспитания толерантности.
Роль социального педагога в формировании толерантности посредством игры в условиях образовательного учреждения.
Опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Понятие и содержание принципа толерантности 22.0 0.0 0.0 0.0 14.0 36.0
2 Толерантность и индивидуализация образования 21.0 0.0 0.0 0.0 14.0 35.0
3 Инструменты формирования компетентности в отношении качества терпимости 21.0 0.0 0.0 0.0 13.0 34.0
4 Границы пространства толерантности образовательной организации 22.0 0.0 0.0 0.0 14.0 36.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Профессиональная компетентность педагога и педагогическое мастерство / 10 стр.

-Технология создания толерантной образовательной среды : учебное пособие / А.С. Ковалева. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 137 с.

-Толерантность как атрибут современной жизни: понятие и принципы формирования: Методическое пособие / Науч. ред. Н.В. Брызжева, А.И. Григорьева, Е.С. Арбузова. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2017. – 208 с

б) дополнительная литература:

- Н.Г. Молодцова / Практикум по педагогической психологии / - 60 стр. 2021

- Институт общего образования /Кафедра естественно-научного образования / Педагогические подходы к проектированию индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка / Методические рекомендации Санкт-Петербург 2017 г. - 48 стр.

- Соловова Н. В. / Управление образовательными системами / Изд-во Самарского университета, 2018 г. – 80 стр.

- А.А. Печеркина / Развитие профессиональной компетентности педагога / – Екатеринбург, 2011 г. – 233 стр.

- Н.В. Брызжева / Толерантность как атрибут современной жизни: понятие и принципы формирования / Тула 2017 г. - 208 стр.

- Теория и практика развития толерантности средствами поликультурной образовательной платформы Сибирского федерального университета: коллективная монография / отв. ред. О.Г. Смолянинова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. – 100 с.

- Компетентностный подход в обучении : учебно-методическое пособие / авт.-сост. О.В. Еремкина, Н.Б. Федорова, Д.В. Морин, М.А. Борисова ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2010 – 48 с.

- Баева, Л.В. Толерантность: идея, образы, персоналии : монография / Л.В. Баева. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 217 с.

- Технология создания толерантной образовательной среды : учебное пособие / А.С. Ковалева. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 137 с.

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Что является предметом психологии как науки?

a) сознание

б) душа

в) поведение

г) психика

2. К психическим свойствам личности относятся:

a) темперамент и способности

б) мышление и сознание

в) желания и потребности

г) эмоции и воля

3. Основными функциями психики являются:

a) отражение и защита организма

б) защита организма и представление

в) отражение и регуляция поведения и деятельности

г) регуляция поведения и прогнозирование

4. Направление психологии, основной задачей которого является применение научных знаний для помощи населению в повседневных и критических ситуациях, называется

a) общая психология

б) практическая психология

в) социальная психология

г) поведенческий подход

5. Интроспекция - это термин для обозначения метода

a) самонаблюдения

б) проективных тестов

в) лабораторного эксперимента

г) тестирования отдельных психических функций

6. К свойствам ощущений не относится:

a) целостность

б) контрастность

в) сенсибилизация

г) адаптация

7. Целостный нервный механизм, осуществляющий прием н анализ сенсорной информации определенного вида — это

a) механорецептор

б) синестезия

в) ноцирецептор

г) анализатор

8. Отнесенность сведений о внешнем мире, получаемых с помощью анализаторов, к объектам внешнего мира — это

a) категориальность восприятия

б) модальность ощущения

в) предметность восприятия

г) константность восприятия

9. Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии на анализаторы:

a) представление

б) ощущение

в) когнитивный диссонанс

г) восприятие

10. Поведение человека, противоречащее его представлениям и установкам, приводит к

a) когнитивному диссонансу

б) сенсорной депривации

в) социальной перцепции

г) ориентировочному рефлексу

11. Внимание. возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий, называется

a) перцептивным

б) рассеянным

в) произвольным

г) непроизвольным

12. Один из механизмов внимания - очаг возбуждения, накапливающий в себе сигналы, и одновременно тормозящий работу других нервных центров, называется

a) центр Вернике

б) варолиев мост

в) ретикулярная формация

г) доминанта

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.