88688 ПК - 36 часов. Преподавание предмета «Этика» с учётом ФГОС Институт РОПКиП PO-2370
Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«22» ноября 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Преподавание предмета «Этика» с учётом ФГОС»

Трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Преподавание предмета «Этика» с учётом ФГОС» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.03.01 Педагогическое образование, Приказ Минобрнауки России от от 22 февраля 2018 г. № 121.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Обеспечение преподавателям необходимых знаний и навыков для эффективного преподавания предмета «Этика» в соответствии с требованиями ФГОС. Эта программа поможет преподавателям развить свои профессиональные компетенции, чтобы стать более компетентными, эффективными и успешными в преподавании этого предмета. Кроме того, она также способствует повышению потенциала студентов и их гражданской активности путем формирования ценностных ориентаций и нравственных принципов. Результатом успешной реализации данной программы будет более качественное и глубокое преподавание предмета «Этика», а также повышение уровня образования и культуры общества в целом.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-педагогический;

-сопровождения;

-культурно-просветительский;

-методический;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) педагогический

осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
разработка и реализация основных и дополнительных образовательных программ;
организация совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностями;
контроль и оценка формирования образовательных результатов обучающихся выявление и корректировка проблем в обучении;
индивидуализация обучения, воспитания и развития обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностям и взаимодействие с участниками образовательных отношений;
проектирование и реализация педагогической деятельности на основе специальных научных знаний;

2) сопровождения

организация совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностям и, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
выявление и корректировка трудности в обучении;

3) культурно-просветительский

взаимодействие с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;

4) методический

осуществление отбора содержания образования обучающихся , адекватного ожидаемым результатам, уровню развития и возрастным особенностям обучающихся;
проектирование и планирование образовательного процесса по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП);
методическое сопровождение достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся;

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и науки (в сферах: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования)

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

обучение, воспитание, развитие, проектирование и реализация программ основного, среднего общего, профессионального и дополнительного профессионального образования;

образовательные отношения;

образовательные программы, в том числе индивидуальные;

образовательный процесс;

01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Общепедагогическая функция. ОбучениеA/01.6-Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельностьA/02.6-Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельностьA/03.6-Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и науки (в сферах: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования)
методическийосуществление отбора содержания образования обучающихся , адекватного ожидаемым результатам, уровню развития и возрастным особенностям обучающихся; проектирование и планирование образовательного процесса по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП); методическое сопровождение достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся;-обучение, воспитание, развитие, проектирование и реализация программ основного, среднего общего, профессионального и дополнительного профессионального образования;
культурно-просветительскийвзаимодействие с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;-образовательные отношения;
сопровожденияорганизация совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностям и, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; выявление и корректировка трудности в обучении;-образовательные программы, в том числе индивидуальные;.
- образовательный процесс;
педагогическийосуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; разработка и реализация основных и дополнительных образовательных программ; организация совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностями; контроль и оценка формирования образовательных результатов обучающихся выявление и корректировка проблем в обучении; индивидуализация обучения, воспитания и развития обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностям и взаимодействие с участниками образовательных отношений; проектирование и реализация педагогической деятельности на основе специальных научных знаний;-обучение, воспитание, развитие, проектирование и реализация программ основного, среднего общего, профессионального и дополнительного профессионального образования;

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Среднее профессиональное

2) Высшее - бакалавриат

3) Высшее - специалитет

4) Высшее - магистратура

5) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Правовые и этические основы профессиональной деятельности
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этикиДемонстрирует знание нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики
Строит образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
Организует образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
Знать:
- приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации;
- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
- федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательные документы о правах ребенка, трудовое законодательство;
Уметь:
- применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования;
Владеть:
- действиями по соблюдению правовых норм; навыками анализа нормативных правовых актов в своей сфере профессиональной деятельности
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Разработка основных и дополнительных образовательных программ
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)Демонстрирует знание компонентов основных и дополнительных образовательных программ.
Участвует в разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
Использует информационнокоммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы при разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
Знать:
- историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
- основы дидактики, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных образовательных технологий;
- пути достижения образовательных результатов в области ИКТ
Уметь:
- классифицировать образовательные системы и образовательные технологии;
- разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
Владеть:
- приемами разработки и реализации программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
- средствами формирования умений, связанных с информационнокоммуникационными технологиями (далее – ИКТ);
- приемами реализации ИКТ: на уровне пользователя, на общепедагогическом уровне и на уровне преподаваемого (ых) предметов (отражающая профессиональную ИКТ компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартовЗнает сущность контроля и оценки образовательных результатов обучающихся (предметных, метапредметных личностных компетенций) Обучающихся
Умеет осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
Владеет способностью применять диагностический инструментарий для оценки сформированности образовательных результатов
Знать:
- основы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
Уметь:
-применять технологии организации совместной и индивидуальной учебной и внеучебной деятельности обучающихся, в том числе специальные подходы к обучению и воспитанию обучающихся с учѐтом их особых образовательных потребностей
Владеть:
- современными технологиями организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; разработка и реализация основных и дополнительных образовательных программ; организация совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностями; контроль и оценка формирования образовательных результатов обучающихся выявление и корректировка проблем в обучении; индивидуализация обучения, воспитания и развития обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностям и взаимодействие с участниками образовательных отношений; проектирование и реализация педагогической деятельности на основе специальных научных знаний;
Объект или область знания: обучение, воспитание, развитие, проектирование и реализация программ основного, среднего общего, профессионального и дополнительного профессионального образования;
ПК-1 Способен организовать индивидуальную и совместную учебно-проектную деятельность обучающихся в соответствующей предметной областиОбладает знаниями об особенностях организации образовательной деятельности в ДО; нормативно-методических документах, регламентирующих организацию образовательной деятельности в ДО; особенностей проектирования содержания дошкольного образования; основах методик дошкольного образования; способах организации самостоятельной образовательной деятельности детей; подходах к планированию образовательной деятельности.
Обладает умениями проектировать элементы образовательной программы; использовать результаты педагогического мониторинга при планировании задач и содержания образовательной деятельности; планировать задачи, содержание и способы организации образовательной деятельности детей; применять методы воспитания и обучения для организации образовательной деятельности детей.
Обладает навыками проектирования содержания образовательной деятельности детей; организации совместной образовательной деятельности детей на основе применения возрастосообразных способов и средств воспитания и обучения; действиями (навыками) поддержки самостоятельной образовательной деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и культурных практик; действиями (навыками) планирования и организации образовательной деятельности детей.
Знает особенности организации образовательной деятельности в ДО; нормативно-методические документы, регламентирующие организацию образовательной деятельности в ДО; особенности проектирования содержания дошкольного образования; основы методик дошкольного образования; способы организации самостоятельной образовательной деятельности детей; подходы к планированию образовательной деятельности.
Умеет проектировать элементы образовательной программы; учитывать результаты педагогического мониторинга при планировании задач и содержания образовательной деятельности; планировать задачи, содержание и способы организации образовательной деятельности детей; применять методы воспитания и обучения для организации образовательной деятельности детей.
Владеет навыками проектирования содержания образовательной деятельности детей; организации совместной образовательной деятельности детей на основе применения возрастосообразных способов и средств воспитания и обучения; действиями (навыками) поддержки самостоятельной образовательной деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и культурных практик; действиями (навыками) планирования и организации образовательной деятельности детей.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-3 Способен организовать различные виды внеурочной деятельности для достижения обучающимися личностных и мета-предметных результатовФормирует образовательную среду школы в целях достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами учебного предмета
Обосновывает необходимость включения различных компонентов социокультурной среды региона в образовательный процесс
Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании учебного предмета, во внеурочной деятельности.
уметь:
–осуществлять (совместно с психологом и др. специалистами) социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса и организацию субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного
процесса с учетом их индивидуальных особенностей;
– учитывать различные социальные, культурные, национальные контексты, в которых протекают процессы обучения;
– подбирать и применять социально-педагогический инструментарий для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его социализации;
– осуществлять социально-педагогическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута обучающегося в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития;
– применять на практике социально-педагогические технологии в образовании;
– формировать детско-взрослые сообщества;
владеть:
–стандартизированными методами социально-педагогической диагностики;
– социально-педагогическими технологиями и методами,
позволяющими формировать развивающую образовательную среду;
–социально-педагогическими технологиями необходимыми для адресной работы с различными контингентами учащихся.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 36 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Основные направления моральной философии (этики) 7.0 4.0 0.0 0.0 0.0 3.0 0
Этические системы 7.0 4.0 0.0 0.0 0.0 3.0 0
Этические ценности 6.0 4.0 0.0 0.0 0.0 2.0 0
Эгоизм и альтруизм 7.0 4.0 0.0 0.0 0.0 3.0 0
Добро и зло как этические категории 8.0 5.0 0.0 0.0 0.0 3.0 0
Итоговая аттестация 1.0 0 0 0 0 0 0
Итого 36 21 0 0 0 14 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
6/36 0 6/36 36 21 0.0 14.0 1.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 1 неделя.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (36 часов, 6 часов в день)
Основные направления моральной философии (этики) 7.0 61
Этические системы 7.0 52
Этические ценности 6.0 42
Эгоизм и альтруизм 7.0 43
Добро и зло как этические категории 8.0 35
Итоговая аттестация 1.0 1
Итого 36 1 Неделя (36 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Преподавание предмета «Этика» с учётом ФГОС»

10.1. Цель дисциплины состоит в обучении педагогов современным методам преподавания этики с учётом требований и принципов Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и разработке компетентных преподавателей, способных эффективно вести уроки по этому предмету.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Ознакомление с основами ФГОС и спецификой преподавания предмета "Этика" в соответствии с ним.
- Изучение основных теорий и концепций этики, которые должны быть включены в учебную программу.
- Разработка и ознакомление с современными учебниками и учебными материалами для предмета "Этика" с учётом ФГОС.
- Приобретение педагогических навыков и методов для преподавания этики, стимулирования интереса и активности учащихся на уроках.
- Формирование умений разрабатывать учебные планы и учебно-методические материалы для предмета "Этика".
- Изучение различных форм и методов работы с учащимися на уроках "Этики" для создания активной и комфортной образовательной среды.
- Обучение оценке и контролю учебных достижений учащихся по предмету "Этика" в соответствии с ФГОС.
- Развитие профессиональной рефлексии и самоанализа педагогов для постоянного совершенствования преподавательской деятельности по предмету "Этика".
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Правовые и этические основы профессиональной деятельности
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этикиДемонстрирует знание нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики
Строит образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
Организует образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
Знать:
- приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации;
- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
- федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательные документы о правах ребенка, трудовое законодательство;
Уметь:
- применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования;
Владеть:
- действиями по соблюдению правовых норм; навыками анализа нормативных правовых актов в своей сфере профессиональной деятельности
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Разработка основных и дополнительных образовательных программ
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)Демонстрирует знание компонентов основных и дополнительных образовательных программ.
Участвует в разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
Использует информационнокоммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы при разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
Знать:
- историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
- основы дидактики, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных образовательных технологий;
- пути достижения образовательных результатов в области ИКТ
Уметь:
- классифицировать образовательные системы и образовательные технологии;
- разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
Владеть:
- приемами разработки и реализации программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
- средствами формирования умений, связанных с информационнокоммуникационными технологиями (далее – ИКТ);
- приемами реализации ИКТ: на уровне пользователя, на общепедагогическом уровне и на уровне преподаваемого (ых) предметов (отражающая профессиональную ИКТ компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартовЗнает сущность контроля и оценки образовательных результатов обучающихся (предметных, метапредметных личностных компетенций) Обучающихся
Умеет осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
Владеет способностью применять диагностический инструментарий для оценки сформированности образовательных результатов
Знать:
- основы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
Уметь:
-применять технологии организации совместной и индивидуальной учебной и внеучебной деятельности обучающихся, в том числе специальные подходы к обучению и воспитанию обучающихся с учѐтом их особых образовательных потребностей
Владеть:
- современными технологиями организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; разработка и реализация основных и дополнительных образовательных программ; организация совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностями; контроль и оценка формирования образовательных результатов обучающихся выявление и корректировка проблем в обучении; индивидуализация обучения, воспитания и развития обучающихся , в том числе с особыми образовательными потребностям и взаимодействие с участниками образовательных отношений; проектирование и реализация педагогической деятельности на основе специальных научных знаний;
Объект или область знания: обучение, воспитание, развитие, проектирование и реализация программ основного, среднего общего, профессионального и дополнительного профессионального образования;
ПК-1 Способен организовать индивидуальную и совместную учебно-проектную деятельность обучающихся в соответствующей предметной областиОбладает знаниями об особенностях организации образовательной деятельности в ДО; нормативно-методических документах, регламентирующих организацию образовательной деятельности в ДО; особенностей проектирования содержания дошкольного образования; основах методик дошкольного образования; способах организации самостоятельной образовательной деятельности детей; подходах к планированию образовательной деятельности.
Обладает умениями проектировать элементы образовательной программы; использовать результаты педагогического мониторинга при планировании задач и содержания образовательной деятельности; планировать задачи, содержание и способы организации образовательной деятельности детей; применять методы воспитания и обучения для организации образовательной деятельности детей.
Обладает навыками проектирования содержания образовательной деятельности детей; организации совместной образовательной деятельности детей на основе применения возрастосообразных способов и средств воспитания и обучения; действиями (навыками) поддержки самостоятельной образовательной деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и культурных практик; действиями (навыками) планирования и организации образовательной деятельности детей.
Знает особенности организации образовательной деятельности в ДО; нормативно-методические документы, регламентирующие организацию образовательной деятельности в ДО; особенности проектирования содержания дошкольного образования; основы методик дошкольного образования; способы организации самостоятельной образовательной деятельности детей; подходы к планированию образовательной деятельности.
Умеет проектировать элементы образовательной программы; учитывать результаты педагогического мониторинга при планировании задач и содержания образовательной деятельности; планировать задачи, содержание и способы организации образовательной деятельности детей; применять методы воспитания и обучения для организации образовательной деятельности детей.
Владеет навыками проектирования содержания образовательной деятельности детей; организации совместной образовательной деятельности детей на основе применения возрастосообразных способов и средств воспитания и обучения; действиями (навыками) поддержки самостоятельной образовательной деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и культурных практик; действиями (навыками) планирования и организации образовательной деятельности детей.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-3 Способен организовать различные виды внеурочной деятельности для достижения обучающимися личностных и мета-предметных результатовФормирует образовательную среду школы в целях достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами учебного предмета
Обосновывает необходимость включения различных компонентов социокультурной среды региона в образовательный процесс
Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании учебного предмета, во внеурочной деятельности.
уметь:
–осуществлять (совместно с психологом и др. специалистами) социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса и организацию субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного
процесса с учетом их индивидуальных особенностей;
– учитывать различные социальные, культурные, национальные контексты, в которых протекают процессы обучения;
– подбирать и применять социально-педагогический инструментарий для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его социализации;
– осуществлять социально-педагогическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута обучающегося в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития;
– применять на практике социально-педагогические технологии в образовании;
– формировать детско-взрослые сообщества;
владеть:
–стандартизированными методами социально-педагогической диагностики;
– социально-педагогическими технологиями и методами,
позволяющими формировать развивающую образовательную среду;
–социально-педагогическими технологиями необходимыми для адресной работы с различными контингентами учащихся.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 35.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 21
лекции (Л) 21.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 14.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 35.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Основные направления моральной философии (этики) Определение термина "мораль", формы требований к индивиду в моральном сознании.
Нравственная атмосфера современного общества.
Факторы, обуславливающие социально-исторический облик морали: средства коммуникации, характер социального расслоения и др.
Исследование феномена общественной морали, противопоставленной морали личности.
Совокупность моральных нормативов, задающих пределы допустимого при осуществлении индивидами своих социально-ролевых функций.
Моральное измерение личности и общества.
2. Этические системы Понятие этики и её история.
Этические системы как основы цивилизационных блоков.
Основные принципы этических систем.
Классификация этических систем.
Философия и смысл жизни.
Этические категории и их значение.
Характеристика этического аспекта категории блага.
Современные этические системы.
3. Этические ценности Различия этических ценностей у людей
Противоречие нравственных норм поведения одних в противоречие с нормами других.
Этика социальной ответственности и управления.
Формирование этических ценностей.
Внешнее окружение как фактор влияния на этику.
Цели деятельности этических требований.
Разработка и введение этических норм в крупных организациях.
Анализ этических принципов.
4. Эгоизм и альтруизм Сущность понятий эгоизма и альтруизма.
История возникновения эгоизма и альтруизма, наука изучающая их.
Основные психологические теории личности с точки зрения их взглядов на эгоизм и альтруизм.
Философский анализ эгоистической и альтруистической направленности личности.
Поведение человека как предмет специальных социологических исследований.
5. Добро и зло как этические категории Добро и зло как основа этических категорий.
Природа и содержание добра и зла.
Взаимоопределенность добра и зла.
История моральной философии и моралистики.
Исторический процесс формирования понятий.
Парадоксы нравственного поведения людей, их отношений.
Сложности в определении, понимании добра и зла.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Основные направления моральной философии (этики) 4.0 0.0 0.0 0.0 3.0 7.0
2 Этические системы 4.0 0.0 0.0 0.0 3.0 7.0
3 Этические ценности 4.0 0.0 0.0 0.0 2.0 6.0
4 Эгоизм и альтруизм 4.0 0.0 0.0 0.0 3.0 7.0
5 Добро и зло как этические категории 5.0 0.0 0.0 0.0 3.0 8.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Этика как наука / - 99 стр.

-Беляева Е.В. Конспект лекций по курсу «Этика» для студентов всех специальностей БГУИР / Е.В.Беляева – Мн., БГУИР, 2002 – 44 с.

-И. Г. Лаверычева Философский взгляд на историческую динамику социальных проявлений эгоизма и альтруизм / - 8 стр.

-Бражникова З.В., Мишаткина Т.В., Мушинский Н.И., Жоголь Н.Н., Клокоцкий В.М., Уваров Л.В. / ЭТИКА. Пособие для студентов высших учебных заведений. Минск БНТУ 2007 г. - 239 стр.

б) дополнительная литература:

- Коджаспирова, Г. М.  Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 151 с. 

- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений. — М. : Просвещение, 2010. — 63 с.

- Н.Г. Молодцова / Практикум по педагогической психологии / - 60 стр. 2021

- Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: Методическое пособие. – Кострома: КОИРО, 2013 г. – 157 стр.

- Е. В. Иванова / История и теория религии: учебное пособие / Изд-во Урал. ун-та, 2019 г. — 228 стр.

- Л.Д. Столяренко / Педагогическая психология / - Ростов-на-Дону 2003 г. - 548 стр.

- Скворцова В.Н. / Профессиональная этика / - Томск: Изд-во ТПУ, 2006. - 180 стр.

- И.П. Полякова / Учебное пособие по этике / - Липецк 2002 г. - 82 стр.

- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.

- Этика как наука / - 99 стр.

- Методическая модель преподавания курса «Этика» (учебно-методическое пособие для студентов отделений философии, социологии, информации и коммуникации ФФСН). – Мн., БГУ, 2005.

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. В рамках ФГОС, предмет "Этика" направлен на:

a) Формирование культурных знаний учащихся

б) Развитие морально-этических компетенций учащихся

в) Подготовку к профессиональной деятельности учащихся

2. Какая из нижеперечисленных тем НЕ относится к содержанию курса "Этика" по ФГОС:

a) Этика деловых отношений

б) Этика искусства

в) Этика природопользования

3. Какие принципы ФГОС учитываются при разработке учебных материалов для предмета "Этика"?

a) Принцип гуманизации и социализации образования

б) Принцип научности и системности образования

в) Принцип военно-патриотического воспитания

4. Что является основой для построения учебного процесса по предмету "Этика" с учётом ФГОС?

a) Методика тестирования учащихся

б) Содержание нормативных документов по образованию

в) Опыт других педагогов

5. Какие формы работы рекомендуются для применения на уроках "Этики" с учётом ФГОС?

a) Только лекции

б) Индивидуальные занятия

в) Групповые дискуссии и проектная деятельность

6. Какой из подходов применяется при оценке достижений учащихся по предмету "Этика"?

a) Только оценка результатов тестов

б) Комплексный подход, включающий оценку знаний, умений и навыков

в) Оценка только активности учащихся на уроках

7. Какое из утверждений НЕ соответствует принципам преподавания предмета "Этика" с учётом ФГОС?

a) Преподаватель активно участвует в формировании этических ценностей учащихся

б) Уроки "Этики" должны быть наполнены дискуссиями и обсуждениями этических вопросов

в) Преподаватель диктует правильные ответы на этические вопросы

8. Какие темы и вопросы обязательно должны включаться в учебный материал по "Этике" согласно ФГОС?

a) Только история мировой этики

б) Актуальные социальные проблемы, толерантность, этика деловых отношений

в) Только биологическая этика

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.