Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 1270pуб.
Первоначальный взнос 127 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1630pуб.
Первоначальный взнос 163 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 2100pуб.
Первоначальный взнос 210 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» декабря 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Оказание психологической помощи в сфере сексологии»
Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
8. Учебный план программы повышения квалификации
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Оказание психологической помощи в сфере сексологии»
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Оказание психологической помощи в сфере сексологии» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 37.03.01 Психология, Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 946.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере»
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Обучение участников программы методам и приемам работы с людьми, испытывающими проблемы в области сексуальности и интимных отношений. Конкретные цели программы могут включать в себя:
Развитие знаний участников программы по основным принципам сексологии, психосоматической медицине, клинической психологии и другим наукам, связанным с сексуальностью и интимными отношениями.
Обучение участников программы методам оценки и диагностики проблем в области сексуальности и интимных отношений, а также основам терапевтического процесса, включая выбор соответствующей терапевтической стратегии и определение целей и задач терапии.
Разработка методических материалов и инструкций по консультированию и терапии людей с проблемами в области сексуальности и интимных отношений, включая подбор соответствующих методов и приемов для разных типов проблем и клиентов.
Обучение участников программы этике и профессиональным стандартам при оказании психологической помощи в сфере сексологии, включая конфиденциальность, уважение к правам и достоинству клиента и другие аспекты профессиональной деятельности.
Содействие созданию профессионального сообщества психологов, работающих в области сексуальности и интимных отношений, путем организации анализа и обмена опытом.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-консультационный;
-реабилитационный;
-коррекционно-развивающий;
-диагностический;
-просветительско-профилактический;
-организационный;
-научно-исследовательский;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) консультационный
анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;
предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;
выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности;
формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром;
разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения.
2) реабилитационный
Разработка и реализация совместно с другими специалистами программы реабилитационной работы, направленные на улучшение психологического здоровья населения.
3) коррекционно-развивающий
Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися и воспитанниками, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого – медико-педагогического консилиума.
4) диагностический
Организация и проведение психологической диагностики особенностей детей и обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
5) просветительско-профилактический
организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы;
преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины;
участие в проведении тестирования по итогам обучения;
участие в подготовке учебно-методических материалов для обучающихся в общеобразовательных организациях;
распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации;
пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.
6) организационный
организация психологического сопровождения и психологической помощи социально уязвимым слоям населения (клиентам);
анализ форм организации взаимодействий с персоналом в трудовых коллективах;
выявление проблем, затрудняющих функционирование организации;
использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.
7) научно-исследовательский
участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии;
изучение научной информации, российского и зарубежного опыта по тематике исследования;
применение стандартизованных методик;
обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и наука (в сферах: психолого-педагогической, консультативной и социальной помощи участникам образовательных отношений; основного общего образования, среднего общего образования, профессионального образования, дополнительного профессионального образования; научных исследований);
03 Социальное обслуживание (в сферах: психологического сопровождения представителей социально уязвимых слоев населения; консультативной помощи работникам социальных служб, социальной помощи семье и замещающим семьям; оказания психологической помощи отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию; просвещения и повышения психологической культуры населения);
06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сферах: психологического сопровождения информационно-коммуникационного пространства и обеспечения психологической безопасности информационной среды включая интернет-контент и средства массовой информации; связей с общественностью (PR);
12 Обеспечение безопасности (в сфере научно-исследовательской, психодиагностической и консультативной деятельности в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка);
33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и прочие) (в сфере индивидуального психологического консультирования и сопровождения лиц, нуждающихся в психологической помощи);
40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах: консультирования, управления коммуникацией, администрирования бизнес-процессов и обеспечения работы с персоналом).
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.
03.008 Психолог в социальной сфере | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп | ||
Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам) | A/01.7 | -Выявление проблем межведомственного характера в социальной сфере, подготовка предложений по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам. - Разработка совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия. - Обучение специалистов межведомственной команды. - Психологическая подготовка специалистов межведомственной команды . - Психологическая оценка эффективности деятельности специалистов межведомственной команды . - Консультирование специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам. - Учет результатов работы |
Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения | A/02.7 | -Разработка программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения. - Определение психологических критериев соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей. - Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных . - Выделение и оценка психологических рисков, факторов социальной и психологической напряженности. - Обобщение полученных данных и разработка на их основе психологических рекомендаций по минимизации негативных явлений. - Подготовка сообщений и публикаций для средств массовой информации (далее – СМИ) по результатам мониторинга. - Оценка эффективности работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения. - Учет проведенных работ |
Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию | A/03.7 | -Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников. - Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе. - Групповое и индивидуальное консультирование клиентов. - Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации. - Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов. - Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов . - Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях. - Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов |
Организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам) | A/04.7 | -Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки. - Запрос необходимой информации у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства). - Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов . - Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни. - Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов. - Разработка совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде. - Разработка программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников. - Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания . - Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов. - Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем. - Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ. - Учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи |
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) | A/05.7 | -Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам . - Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам. - Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т. п.). - Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов . - Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом . - Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы. - Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации. - Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам |
Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов) | A/06.7 | -Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями . - Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи. - Разработка программ и проведение групповых и индивидуальных психологических занятий для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т. д.). - Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей. - Подготовка детей к устройству в замещающую семью. - Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях. - Учет данных об оказанной психологической помощи |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
7 | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. | Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. | Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. | Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сферах: психолого-педагогической, консультативной и социальной помощи участникам образовательных отношений; основного общего образования, среднего общего образования, профессионального образования, дополнительного профессионального образования; научных исследований); | ||
научно-исследовательский | участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии; изучение научной информации, российского и зарубежного опыта по тематике исследования; применение стандартизованных методик; обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения. | -Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 03 Социальное обслуживание (в сферах: психологического сопровождения представителей социально уязвимых слоев населения; консультативной помощи работникам социальных служб, социальной помощи семье и замещающим семьям; оказания психологической помощи отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию; просвещения и повышения психологической культуры населения); | ||
организационный | организация психологического сопровождения и психологической помощи социально уязвимым слоям населения (клиентам); анализ форм организации взаимодействий с персоналом в трудовых коллективах; выявление проблем, затрудняющих функционирование организации; использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности. | -Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сферах: психологического сопровождения информационно-коммуникационного пространства и обеспечения психологической безопасности информационной среды включая интернет-контент и средства массовой информации; связей с общественностью (PR); | ||
просветительско-профилактический | организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы; преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины; участие в проведении тестирования по итогам обучения; участие в подготовке учебно-методических материалов для обучающихся в общеобразовательных организациях; распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации; пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества. | -Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 12 Обеспечение безопасности (в сфере научно-исследовательской, психодиагностической и консультативной деятельности в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка); | ||
диагностический | Организация и проведение психологической диагностики особенностей детей и обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. | -Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и прочие) (в сфере индивидуального психологического консультирования и сопровождения лиц, нуждающихся в психологической помощи); | ||
коррекционно-развивающий | Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися и воспитанниками, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого – медико-педагогического консилиума. | -Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия. |
реабилитационный | Разработка и реализация совместно с другими специалистами программы реабилитационной работы, направленные на улучшение психологического здоровья населения. | -Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах: консультирования, управления коммуникацией, администрирования бизнес-процессов и обеспечения работы с персоналом). | ||
консультационный | анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности; выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности; формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром; разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения. | -Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия. |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
4) Высшее - магистратура
5) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Научное исследование и оценка | ||
Способен применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей, оценивать достоверность эмпирических данных и обоснованность выводов научных исследований | Владеет методами сбора и анализа эмпирических данных психологических исследований. Владеет методами интерпретации и оценки достоверности эмпирических данных психологических исследований. Осуществляет ведение профессиональной документации при проведении научных исследований. | Знать: - основные методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей психологического исследования. Уметь: - применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей в сфере профессиональной деятельности и нормами профессиональной этики. Владеть: - навыками оценивания достоверности эмпирических данных и обоснованности выводов научных исследований в сфере профессиональной деятельности. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Психологическое вмешательство (развитие, коррекция, реабилитация) | ||
Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования | Определяет конкретные психологические проблемы отдельных лиц и (или) социальных групп, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Организует основные формы психологической помощи клиентам, в том числе при организации инклюзивного образования. Разрабатывает и реализует программы психологического сопровождения отдельных категорий лиц (групп), в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья. | Знать: - основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования. Уметь: - применять основные формы психологического вмешательства разного характера реализации в индивидуальном и групповом формате для решения задач в сфере профессиональной деятельности, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования. Владеть: - основными формами психологической помощи и инструментами психологического воздействия (методами профилактики, коррекции, развития, реабилитации) для решения конкретной психологической проблемы отдельных лиц, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, групп населения, организаций и при организации инклюзивного образования. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Супервизия | ||
Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в том числе за счет понимания и готовности работать под супервизией | Использует знания основных принципов и задач супервизии для поддержания уровня профессиональной компетенции. Настраивается на эффективную работу и работает под супервизией. Поддерживает уровень профессиональной компетенции, понимает необходимость супервизии. | Знать: - практические подходы и методы осуществления супервизии в профессиональной деятельности. Уметь: - определять ситуации, предполагающие необходимость работы под супервизией. Владеть: - навыками работы под супервизией. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: просветительско-профилактический | |||
Задача профессиональной деятельности: организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы; преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины; участие в проведении тестирования по итогам обучения; участие в подготовке учебно-методических материалов для обучающихся в общеобразовательных организациях; распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации; пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества. | |||
Объект или область знания: Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия. | |||
ПК-1 способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности | Владеть основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп. | Знать: основные виды отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности. реализовывать стандартные программы, направленные на предупреждение. Уметь: отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности. | 03.008 Психолог в социальной сфере |
ПК-2 способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией | Владеть умением проведения психодиагностического исследования с применением психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией. | Знать: основы психодиагностики, математические методы в психологии, основные нормативные требования, предъявляемые к методам диагностики; к условиям проведения диагностики, к средствам статистической обработки полученных результатов. Уметь: отбирать и применять методики, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов; осуществлять математико-статистическую обработку данных. | 03.008 Психолог в социальной сфере |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 2.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 108 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Понятие сексология | 16.0 | 10.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 0 |
Психосексуальное развитие и гендерная социализация. Сексуальная коммуникация | 15.0 | 9.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 0 |
Благополучные семейные отношения | 14.0 | 9.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 5.0 | 0 |
Мужчина и женщина: сходства и различия потребностей. Нахождение баланса | 15.0 | 9.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 0 |
Сексуальная ориентация и сексуальные расстройства | 16.0 | 10.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 0 |
Психологическая помощь и методы психологического консультирования в сексологии | 15.0 | 9.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 0 |
Детское просвещение | 15.0 | 9.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 0 |
Итоговая аттестация | 2.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 108 | 65 | 0 | 0 | 0 | 41 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
18/108 | 0 | 18/108 | 108 | 65 | 0.0 | 41.0 | 2.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 3 недели.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (24 часа, 6 часов в день) | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Понятие сексология | 16.0 | 6 | 6 | 4 | |||||||||||||||
Психосексуальное развитие и гендерная социализация. Сексуальная коммуникация | 15.0 | 2 | 6 | 6 | 1 | ||||||||||||||
Благополучные семейные отношения | 14.0 | 5 | 6 | 3 | |||||||||||||||
Мужчина и женщина: сходства и различия потребностей. Нахождение баланса | 15.0 | 3 | 6 | 6 | |||||||||||||||
Сексуальная ориентация и сексуальные расстройства | 16.0 | 6 | 6 | 4 | |||||||||||||||
Психологическая помощь и методы психологического консультирования в сексологии | 15.0 | 2 | 6 | 6 | 1 | ||||||||||||||
Детское просвещение | 15.0 | 5 | 6 | 4 | |||||||||||||||
Итоговая аттестация | 2.0 | 2 | |||||||||||||||||
Итого | 108 | 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (24 часа, 6 часов в день) |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Оказание психологической помощи в сфере сексологии»
10.1. Цель дисциплины состоит в повышении профессиональной компетенции психологов и специалистов в оказании качественной и эффективной психологической помощи в области сексологии.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Ознакомление с основными понятиями и теориями сексологии, включая аспекты сексуального развития, психологии сексуальности и сексуальных отношений.- Изучение методов и техник проведения психологической диагностики сексуальных проблем и расстройств у клиентов.
- Развитие навыков консультирования и поддержки клиентов с сексуальными проблемами, а также разработка индивидуальных планов помощи и подходов к работе с каждым клиентом.
- Изучение этических аспектов и правовых вопросов, связанных с оказанием психологической помощи в сфере сексологии.
- Практическое освоение различных техник и методов работы с клиентами, направленных на решение сексологических проблем и повышение качества их сексуальной жизни.
- Разработка психологических программ и интеграция современных подходов к оказанию помощи в сфере сексуальности.
- Изучение и анализ случаев из практики, чтобы более глубоко понять специфику работы с клиентами с сексологическими проблемами и эффективность применяемых методов.
- Повышение осведомленности и компетенции в области сексуального образования и просвещения, чтобы предоставлять клиентам актуальную информацию и советы по вопросам сексуального здоровья и благополучия.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Научное исследование и оценка | ||
Способен применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей, оценивать достоверность эмпирических данных и обоснованность выводов научных исследований | Владеет методами сбора и анализа эмпирических данных психологических исследований. Владеет методами интерпретации и оценки достоверности эмпирических данных психологических исследований. Осуществляет ведение профессиональной документации при проведении научных исследований. | Знать: - основные методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей психологического исследования. Уметь: - применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей в сфере профессиональной деятельности и нормами профессиональной этики. Владеть: - навыками оценивания достоверности эмпирических данных и обоснованности выводов научных исследований в сфере профессиональной деятельности. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Психологическое вмешательство (развитие, коррекция, реабилитация) | ||
Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования | Определяет конкретные психологические проблемы отдельных лиц и (или) социальных групп, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Организует основные формы психологической помощи клиентам, в том числе при организации инклюзивного образования. Разрабатывает и реализует программы психологического сопровождения отдельных категорий лиц (групп), в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья. | Знать: - основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования. Уметь: - применять основные формы психологического вмешательства разного характера реализации в индивидуальном и групповом формате для решения задач в сфере профессиональной деятельности, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования. Владеть: - основными формами психологической помощи и инструментами психологического воздействия (методами профилактики, коррекции, развития, реабилитации) для решения конкретной психологической проблемы отдельных лиц, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, групп населения, организаций и при организации инклюзивного образования. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Супервизия | ||
Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в том числе за счет понимания и готовности работать под супервизией | Использует знания основных принципов и задач супервизии для поддержания уровня профессиональной компетенции. Настраивается на эффективную работу и работает под супервизией. Поддерживает уровень профессиональной компетенции, понимает необходимость супервизии. | Знать: - практические подходы и методы осуществления супервизии в профессиональной деятельности. Уметь: - определять ситуации, предполагающие необходимость работы под супервизией. Владеть: - навыками работы под супервизией. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: просветительско-профилактический | |||
Задача профессиональной деятельности: организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы; преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины; участие в проведении тестирования по итогам обучения; участие в подготовке учебно-методических материалов для обучающихся в общеобразовательных организациях; распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации; пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества. | |||
Объект или область знания: Психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия. | |||
ПК-1 способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности | Владеть основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп. | Знать: основные виды отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности. реализовывать стандартные программы, направленные на предупреждение. Уметь: отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности. | 03.008 Психолог в социальной сфере |
ПК-2 способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией | Владеть умением проведения психодиагностического исследования с применением психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией. | Знать: основы психодиагностики, математические методы в психологии, основные нормативные требования, предъявляемые к методам диагностики; к условиям проведения диагностики, к средствам статистической обработки полученных результатов. Уметь: отбирать и применять методики, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов; осуществлять математико-статистическую обработку данных. | 03.008 Психолог в социальной сфере |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 106.0 часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 65 |
лекции (Л) | 65.0 |
практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
семинары (С) | 0.0 |
лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
Самостоятельная работа (СР, всего), | 41.0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость | 106.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
1. | Понятие сексология | Определение понятия сексология. История развития сексологии. Предмет, задачи, функции, основные понятия сексологии. Физиологические основы сексуальности. |
2. | Психосексуальное развитие и гендерная социализация. Сексуальная коммуникация | Переходной период как этап становления личности. Переходной период и условия развития. Психологические особенности периода взросления. Психосексуальное развитие и полоролевое поведение юношей. Психосексуальное развитие и половая социализация. Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли. Юношеская дружба. Ухаживание и любовь. Сексуальная ориентация и ее отклонения. Аспекты половой дифференциации. Половая (гендерная) социализация мальчиков и девочек. Теория гендерной типизации Уолтера Мишела. Культурные стереотипы маскулинности и фемининности. Проблемы социализации девочек и мальчиков в образовательных учреждениях. |
3. | Благополучные семейные отношения | Классификация семей. Проблемы современных семей. Проблемная (неблагополучная) семья. Благополучная (зрелая) семья. Люди с заниженной самооценкой. Источники семейных проблем. Психологическое здоровье современной семьи. Сходство семейных ценностей. Функционально-ролевая согласованность . Социально-ролевая адекватность. Эмоциональная удовлетворенность. Адаптивность семейных отношений. Устремленность на семейное долголетие. Идентичность и стабильность семьи. Психологическая характеристика удовлетворенности семейно-брачными отношениями. Понятие семьи и брака. Удовлетворенность семейно-брачными отношениями. Установки влияющие на удовлетворенность семейно-брачными отношениями. Особенности семейных отношений в России. |
4. | Мужчина и женщина: сходства и различия потребностей. Нахождение баланса | Сравнение ценностей мужчин и женщин на российской выборке. Использование методики "Портретный ценностный опросник" Шварца. Ценности-представления, которые имеют отношение к желаемому состоянию человека или его поведению. Гендерная дифференциация как процесс наделения социальным значением биологических различий между мужчинами и женщинами и их использование для социальной классификации. Морфологические, культурные и полоролевые особенности лиц мужского и женского пола. Маскулинность. Фемининность. Андрогинность. Гендерная стратификация. |
5. | Сексуальная ориентация и сексуальные расстройства | Возникновение и формирование перверсий, клинические проявления. Нарушения психосексуальных ориентаций по объекту (замещающие нормальный объект), по возрасту объекта (педофилия, эфебофилия, геронтофилия), по полу объекта (гомосексуализм, лесбиянство). Особенность нарушения сексуальных проявлений у людей. Характеристика расстройства половой идентификации в детском возрасте. Исследование классификации дисфункций сексуальности В.А. Холодного. Главный анализ синдромологической систематизации импотенции. |
6. | Психологическая помощь и методы психологического консультирования в сексологии | Понятие психологической помощи и психологического консультирования. Функции, принципы и задачи психологической помощи и консультирования. Методологические подходы и базовые модели психологической помощи. Виды и формы психотерапии и психологического консультирования. Этические нормы консультанта и клиента. Пространство психотерапии и психологического консультирования. |
7. | Детское просвещение | Проблемы психосексуального воспитания детей дошкольного возраста. Основные направления психосексуального воспитания детей дошкольного возраста. Психосексуальное развитие детей дошкольного возраста. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста. Роль родителей в половой идентификации ребенка. Материалы методологии и методы исследования психосексуального развития и полоролевого воспитания дошкольников. Методика и методы экспериментально-психологических исследований. Результаты исследований. |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
1 | Понятие сексология | 10.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 16.0 |
2 | Психосексуальное развитие и гендерная социализация. Сексуальная коммуникация | 9.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 15.0 |
3 | Благополучные семейные отношения | 9.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 5.0 | 14.0 |
4 | Мужчина и женщина: сходства и различия потребностей. Нахождение баланса | 9.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 15.0 |
5 | Сексуальная ориентация и сексуальные расстройства | 10.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 16.0 |
6 | Психологическая помощь и методы психологического консультирования в сексологии | 9.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 15.0 |
7 | Детское просвещение | 9.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 15.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-Сексология: учебное пособие / под ред. П.И. Сидорова. — Архангельск: Северный государственный медицинский университет, 2006. — 122 с.
-Гендер и право : учебное пособие / Е. Г. Абраменко [и др.] ; под ред. Т. В. Телятицкой. – Минск : ЮНИПАК, 2020. – 340 с.
-Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с
-Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
-Старшенбаум Г. В. Сексуальная и семейная психотерапия. - М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. - 300 с.
-Болотникова, О.П. Психотерапия и психологическое консультирование : учеб.-метод. пособие / О.П. Болотникова. – Тольятти : ТГУ, 2011. – 60 с.
-Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико -психологические аспекты.— Изд. 2-е, перераб. и доп.— Л.: Медицина, 1988.— 160 е., ил
б) дополнительная литература:
- Ю.П. Зинченко / Знаково-символическое опосредствование сексуальной функции в норме и патологии / - Санкт-Петербург, 2003 г. - 386 стр.
- Айсмонтас, Б. Б. Общая психология: схемы : учебное пособие для вузов / Б. Б. Айсмонтас. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 290 с.
- Л. Абдуллаева / Прикладная психология / - Екатеринбург 2013 г. - 105 стр.
- Д. С. Корниенко / Психология семьи / - Пермь 2018 г. - 93 стр.
- Ю. Алешина / Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / - 2004 год. - 106 стр.
- Кон И.С. / Сексология / - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 384 стр.
- В.Р. Бильданова / Психология стресса и методы его профилактики / – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015 г. – 142 стр.
- Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 234 с.
- О.Г. Прохорова / Основы психологии семьи и семейное консультирование / Москва 2005 г. - 395 стр.
- В. Антонов / Сексология / «New Atlanteans» 2015 г. - 105 стр.
- Шнейдер, Л. Б. Семейная психология : учебник для вузов / Л. Б. Шнейдер. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 488 с.
- Г.С. Кочарян / Современная сексология / Киев 2007 г. - 399 стр.
- Louise Newman / ДЕТИ С НЕТИПИЧНЫМ ГЕНДЕРНЫМ РАЗВИТИЕМ / - 13 стр.
- К.В. Шелыгин / Сексология / - Архангельск 2006 г. - 122 стр.
- Сексология: учебное пособие / под ред. П.И. Сидорова. — Архангельск: Северный государственный медицинский университет, 2006. — 122 с.
- Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 63 с.
- Человек и его потребности. Учебник / Назиров А.Э. – СПб.: ИЦ «Интермедия» , 2012. – 439 с.
- Основы психосексуальных расстройств: Учебное пособие. Витебск, издательство ВГМУ, 2001. - 58 с.
- Старшенбаум Г. В. Сексуальная и семейная психотерапия. - М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. - 300 с.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Что такое сексология?
a) Научная дисциплина, изучающая все проявления сексуальности человека, включая как попытки охарактеризовать нормальную сексуальность, так и изучение изменчивости сексуальных практик, включая и так называемые парафилии (или сексуальные девиации).
б) Научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.
в) Наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, составляющих его физиологических систем, отдельных органов, тканей, клеток и субклеточных структур,
2. Кто является одним из основоположников сексологии?
a) Луи Пастер
б) Карл Нейбергом
в) Хэвлок Эллис
3. Сколько выделяют периодов в истории развития знаний о половом поведении?
a) 2
б) 3
в) 4
4. К основным периодам в истории развития знаний о половом поведении относится
a) Доисторический, XVIII — XIX века, период досексологических знаний, период сексологических знаний
б) XVIII — XIX века, период досексологических знаний, период сексологических знаний
в) период досексологических знаний, период сексологических знаний
5. К отраслям сексологии относится:
a) Судебная и криминальная сексология, фамилистика
б) Нормальная сексология, клиническая (медицинская сексология)
в) Этнокультуральная сексология
г) Все перечисленное
6. Какие методы исследования наиболее часто применяются применяются в сексологии?
a) Эксперимент, наблюдение
б) Анонимные опросы, анкетирование, интервьюирование, эксперимент, наблюдение
в) Анонимные опросы, анкетирование
7. Период проведение в России сексологических исследований:
a) начало XIX века - 1980
б) начало XX века вплоть до 1930-х годов
в) 1930-2000
8. В сексологии используются методы ряда смежных дисциплин, каких именно?
a) Антропологии, психологии, биологии, медицины, статистики, эпидемиологии, педагогики, социологии, криминалистики
б) Медицины, статистики, эпидемиологии, педагогики
в) Социологии, криминалистики
9. Автором карты эрогенных зон женщины является:
a) Л.Я. Якобзон
б) В.И. Здравомыслов
в) Г.С. Васильченко
10. Сексуальная ориентация - это.?
a) Расстройство психики
б) Урожденное половое предпочтение
в) Подражание
11. Первая из пяти потребностей человека по А.Маслоу в иерархической структуре:
a) потребность в безопасности и защите
б) потребность в уважении
в) физические потребности
12. Кто из перечисленных авторов сформулировал «закон супружеской неверности»:
a) Э. Фромм
б) Э. Аронсон
в) Э. Берн
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |