Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 1270pуб.
Первоначальный взнос 127 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1630pуб.
Первоначальный взнос 163 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 2100pуб.
Первоначальный взнос 210 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» декабря 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Проектно-исследовательская деятельность по физике в условиях реализации ФГОС»
Трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Проектно-исследовательская деятельность по физике в условиях реализации ФГОС» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 03.03.02 Физика, Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 937.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Получить знания и навыки для организации и проведения проектно-исследовательской деятельности в области физики с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Конкретные цели программы могут включать в себя:
Развитие компетенций, необходимых для организации и проведения проектно-исследовательских работ в области физики в соответствии с требованиями ФГОС.
Определение методов и приемов, используемых для разработки и реализации проектов в области физики.
Обучение участников программы использованию новейших информационных и коммуникационных технологий для проведения проектно-исследовательской деятельности в области физики.
Повышение квалификации участников программы в области методики преподавания физики в соответствии с ФГОС.
Проведение анализа и обмен опытом между участниками программы для повышения эффективности педагогической работы в области физики.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-научно-исследовательский;
-проектный;
-педагогический;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) научно-исследовательский
Освоение методов и средств планирования и организация исследований и разработок;
освоение методов проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации;
сбор, обработка, анализ и обобщение передового отечественного и международного опыта в соответствующей области научных исследований;
участие в проведении физических исследований по заданной тематике с применением современных научно-технических методов; участие в обработке и внедрении полученных результатов научных исследований на современном уровне.
Освоение методов научных исследований;
освоение теорий и моделей;
участие в проведении физических исследований по заданной тематике;
участие в обработке полученных результатов научных исследований на современном уровне;
работа с научной литературой с использованием новых информационных технологий;
Освоение методов применения результатов научных исследований в инновационной деятельности;
освоение методов инженерно-технологической деятельности;
участие в обработке и анализе полученных данных с помощью современных информационных технологий;
Сбор, обработка, анализ и обобщение передового отечественного и международного опыта в соответствующей области научных исследований;
участие в проведении физических исследований по заданной тематике с применением современных научно-технических методов;
участие в обработке и внедрении полученных результатов научных исследований на современном уровне.
2) проектный
Освоение методов и средств планирования и организация исследований и разработок;
освоение методов проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации.
3) педагогический
исследование, подбор, адаптация и использование/разработка новых моделей, методов, программного обеспечения, инструментальных средств исследования в области фундаментальной и прикладной физики;
изучение новых научных результатов, научной литературы или научно-исследовательских проектов в области фундаментальной и прикладной физики;
составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров и отчетов;
построение моделей объектов профессиональной деятельности, систем (в т.ч. с использованием инструментальных средств компьютерного моделирования, применением сложных наукоемких технологий);
участие в работе научных семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, симпозиумов, в том числе представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;
преподавание физико-математических дисциплин и информатики в образовательных организациях общего образования на уровне профильного обучения, среднего и высшего образования;
разработка методического обеспечения учебного процесса по физико-математическим дисциплинам и информатике в образовательных организациях общего образования, среднего и высшего образования.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и наука (в сферах: реализации образовательных программ среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительных профессиональных программ; научных исследований и научно-конструкторских разработок);
06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере развития фундаментальных математических и физических основ связи и информационно-коммуникационных технологий);
24 Атомная промышленность (в сфере проведения фундаментальных и прикладных исследований, инновационных и опытно-конструкторских разработок в области общей и прикладной физики);
25 Ракетно-космическая промышленность (в сфере фундаментальных и прикладных исследований, инновационных и опытно-конструкторских разработок в области физики Космоса);
40 Сквозные виды деятельности в промышленности (в сферах: фундаментальных основ физики живых систем и физико-химической биологии, применения диагностического и лечебного оборудования, участия в инновационных и опытно-конструкторских разработках; эксплуатации электронных приборов и систем различного назначения; мониторинга параметров материалов; мониторинга состояния окружающей среды).
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
Физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования;
физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии;
физическая экспертиза и мониторинг.
физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии; физическая экспертиза и мониторинг.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | ||
Общепедагогическая функция. Обучение | A/01.6 | -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы. - Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. - Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. - Планирование и проведение учебных занятий. - Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. - Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. - Формирование универсальных учебных действий. - Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ). - Формирование мотивации к обучению. - Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
Воспитательная деятельность | A/02.6 | -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. - Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. - Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера. - Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации. - Проектирование и реализация воспитательных программ. - Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). - Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). - Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления. - Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации. - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. - Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. - Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка |
Развивающая деятельность | A/03.6 | -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития. - Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе. - Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. - Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. - Оказание адресной помощи обучающимся. - Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. - Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка. - Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу. - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. - Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. - Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся |
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ | ||
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования | B/03.6 | -Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира. - Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития. - Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся. - Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования. - Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения. - Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения. - Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др. |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сферах: реализации образовательных программ среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительных профессиональных программ; научных исследований и научно-конструкторских разработок); | ||
педагогический | исследование, подбор, адаптация и использование/разработка новых моделей, методов, программного обеспечения, инструментальных средств исследования в области фундаментальной и прикладной физики; изучение новых научных результатов, научной литературы или научно-исследовательских проектов в области фундаментальной и прикладной физики; составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров и отчетов; построение моделей объектов профессиональной деятельности, систем (в т.ч. с использованием инструментальных средств компьютерного моделирования, применением сложных наукоемких технологий); участие в работе научных семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, симпозиумов, в том числе представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований; преподавание физико-математических дисциплин и информатики в образовательных организациях общего образования на уровне профильного обучения, среднего и высшего образования; разработка методического обеспечения учебного процесса по физико-математическим дисциплинам и информатике в образовательных организациях общего образования, среднего и высшего образования. | -Физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования;. - физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии;. - физическая экспертиза и мониторинг. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере развития фундаментальных математических и физических основ связи и информационно-коммуникационных технологий); | ||
научно-исследовательский | Освоение методов научных исследований; освоение теорий и моделей; участие в проведении физических исследований по заданной тематике; участие в обработке полученных результатов научных исследований на современном уровне; работа с научной литературой с использованием новых информационных технологий; | -Физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования;. - физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии;. - физическая экспертиза и мониторинг. |
проектный | Освоение методов и средств планирования и организация исследований и разработок; освоение методов проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации. | -Физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования;. - физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии;. - физическая экспертиза и мониторинг. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 24 Атомная промышленность (в сфере проведения фундаментальных и прикладных исследований, инновационных и опытно-конструкторских разработок в области общей и прикладной физики); | ||
научно-исследовательский | Освоение методов применения результатов научных исследований в инновационной деятельности; освоение методов инженерно-технологической деятельности; участие в обработке и анализе полученных данных с помощью современных информационных технологий; | -Физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования;. - физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии;. - физическая экспертиза и мониторинг. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 25 Ракетно-космическая промышленность (в сфере фундаментальных и прикладных исследований, инновационных и опытно-конструкторских разработок в области физики Космоса); | ||
научно-исследовательский | Сбор, обработка, анализ и обобщение передового отечественного и международного опыта в соответствующей области научных исследований; участие в проведении физических исследований по заданной тематике с применением современных научно-технических методов; участие в обработке и внедрении полученных результатов научных исследований на современном уровне. | -Физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования;. - физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии;. - физическая экспертиза и мониторинг. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 40 Сквозные виды деятельности в промышленности (в сферах: фундаментальных основ физики живых систем и физико-химической биологии, применения диагностического и лечебного оборудования, участия в инновационных и опытно-конструкторских разработках; эксплуатации электронных приборов и систем различного назначения; мониторинга параметров материалов; мониторинга состояния окружающей среды). | ||
научно-исследовательский | Освоение методов и средств планирования и организация исследований и разработок; освоение методов проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации; сбор, обработка, анализ и обобщение передового отечественного и международного опыта в соответствующей области научных исследований; участие в проведении физических исследований по заданной тематике с применением современных научно-технических методов; участие в обработке и внедрении полученных результатов научных исследований на современном уровне. | -Физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования;. - физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии; физическая экспертиза и мониторинг. |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
4) Высшее - магистратура
5) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Использование информационных технологий | ||
Способен использовать современные информационные технологии и программные средства при решении задач профессиональной деятельности, соблюдая требования информационной безопасности | Способен применять современные вычислительную технику и сервисы сети Интернет в области (сфере) профессиональной деятельности. Знает и умеет применять численные математические методы и прикладное программное обеспечение для решения научных задач в профессиональной области. Знает основные требования информационной безопасности. | Знать: - технические и программные средства реализации информационных технологий; - современные программное обеспечение; - основные методы и средства защиты информации; - основные приемы эффективного управления собственным временем; - основные методики самоконтроля, саморазвития и самообразования на протяжении всей жизни. Уметь: - использовать возможности вычислительной техники, программного обеспечения, средств защиты информации для решения практических задач; - эффективно планировать и контролировать собственное время; использовать методы саморегуляции, саморазвития и самообучения. Владеть: − навыками использования современных информационных технологий и программного обеспечения для решения задач профессиональной деятельности; - навыками соблюдения требований информационной безопасности при использовании современных информационных технологий и программного обеспечения; − методами управления собственным временем; технологиями приобретения; - использования и обновления социо-культурных и профессиональных знаний, умений, и навыков; - методиками саморазвития и самообразования в течение всей жизни. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Исследовательская деятельность | ||
Способен проводить научные исследования физических объектов, систем и процессов, обрабатывать и представлять экспериментальные данные | Осуществляет обработку и представлять экспериментальные данные, проводить оценку погрешности результатов измерений полученных в ходе научных исследований физических объектов, систем и процессов. Использует основные методы и средства измерений и проведения научных исследований физических объектов, систем и процессов. Разрабатывает решения конкретных экспериментальных научных задач исследования физических объектов, систем и процессов, выбирая оптимальный вариант, оценивая его достоинства и недостатки, определяя ожидаемые результаты решения выделенных задач. | Знать: - теоретические основы, основные понятия и законы физики, методы теоретических и экспериментальных исследований в физике. Уметь: - проводить научные исследования физических объектов, систем и процессов. Владеть: - методами обработки и представления экспериментальных данных. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Теоретические и практические основы профессиональной деятельности | ||
Способен применять базовые знания в области физико-математических и (или) естественных наук в сфере своей профессиональной деятельности | Знает основы физико-математических и естественных наук. Умеет применять полученные знания в своей профессиональной деятельности. Владеет базовыми экспериментальными и теоретическими методами исследований. | Знать: - базовые фундаментальные понятия теории вероятностей и математической статистики. Уметь: - создавать и интерпретировать математические модели с применением элементов случайного анализа и определять границы применимости этих моделей. Владеть: - обработки экспериментальных данных и данных наблюдения, а также интерпретации полученных результатов на языке профессиональных задач. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: исследование, подбор, адаптация и использование/разработка новых моделей, методов, программного обеспечения, инструментальных средств исследования в области фундаментальной и прикладной физики; изучение новых научных результатов, научной литературы или научно-исследовательских проектов в области фундаментальной и прикладной физики; составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров и отчетов; построение моделей объектов профессиональной деятельности, систем (в т.ч. с использованием инструментальных средств компьютерного моделирования, применением сложных наукоемких технологий); участие в работе научных семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, симпозиумов, в том числе представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований; преподавание физико-математических дисциплин и информатики в образовательных организациях общего образования на уровне профильного обучения, среднего и высшего образования; разработка методического обеспечения учебного процесса по физико-математическим дисциплинам и информатике в образовательных организациях общего образования, среднего и высшего образования. | |||
Объект или область знания: Физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования; физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии; физическая экспертиза и мониторинг. | |||
ПК-1 способность использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач | Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики. способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области математической физики. способность к использованию базовых знаний в области математики и естественных наук в профессиональной деятельности. способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области численных методов. способность использовать базовые теоретические знания в области физики для решения профессиональных задач. готовность использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач. владеть методами теоретической физики при проведении физических исследований. обладать базовыми теоретическими знаниями (в том числе по дисциплинам профилизации) в объеме, достаточном для решения профессиональных задач. способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области квантовой механики. способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области общей физики. способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области теоретической физики. | Знать: воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты; основной математический аппарат, который используется для освоения профильных физических дисциплин. Уметь: выстраивать взаимосвязи между физическими науками; решать типичные задачи на основе воспроизведения стандартных алгоритмов решения; объяснять причинно-следственные связи физических процессов; формулировать выводы и приводить примеры; разбираться в используемых методах; подбирать математический аппарат для решения конкретной физической задачи; формулировать задачи для теоретических расчетов теплоэнергетических процессов в электронных устройствах; находить необходимые справочные материалы из информационных источников, в том числе, из электронных каталогов; производить оценочные расчеты эффективности того или иного физического явления. Владеть: навыками самостоятельной работы со специализированной литературой; навыками решения усложненных задач по основным направлениям теоретической и прикладной физики, физики оптических, атомных и ядерных явлений на основе приобретенных знаний, умений, навыков, полученных при изучении таких модулей, как Общая физика, Высшая математика и Информатика; приемами обработки информации с помощью современного программного обеспечения (ПО); навыками применения современного математического инструментария для решения физических задач; методами математического аппарата, статистическими методами обработки данных; методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития физических процессов и явлений. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
ПК-2 способность применять на практике базовые профессиональные навыки | Способность применять на практике базовые профессиональные навыки при решении исследовательских задач. владеть вычислительными методами при проведении физических исследований. способность применять на практике базовые профессиональные навыки при решении учебных задач. способность к владению компьютером на уровне опытного пользователя. | Знать: свойства и структуру физических процессов, происходящих в различных средах; основные закономерности формирования законов в области теоретической и экспериментальной физики; основы электронно-колебательной (вибронной) спектроскопии; электростатические и динамические методы управления процессом преобразования физических величин; методы квантования электромагнитного поля и методы получения основных уравнений квантовой оптики. Уметь: излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию; решать прикладные задачи на основе фундаментальных знаний. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 36 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся | 7.0 | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Особенности организации проектной деятельности учащихся | 7.0 | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Организация исследовательской деятельности учащихся | 6.0 | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 2.0 | 0 |
Социальное проектирование | 7.0 | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Специфика проектной и исследовательской работы | 8.0 | 5.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Итоговая аттестация | 1.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 36 | 21 | 0 | 0 | 0 | 14 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
6/36 | 0 | 6/36 | 36 | 21 | 0.0 | 14.0 | 1.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 1 неделя.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (36 часов, 6 часов в день) | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся | 7.0 | 6 | 1 | ||||
Особенности организации проектной деятельности учащихся | 7.0 | 5 | 2 | ||||
Организация исследовательской деятельности учащихся | 6.0 | 4 | 2 | ||||
Социальное проектирование | 7.0 | 4 | 3 | ||||
Специфика проектной и исследовательской работы | 8.0 | 3 | 5 | ||||
Итоговая аттестация | 1.0 | 1 | |||||
Итого | 36 | 1 Неделя (36 часов, 6 часов в день) |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Методики преподавания предмета «География» в организациях среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО»
10.1. Цель дисциплины состоит в развитии и совершенствовании профессиональных компетенций преподавателей географии для эффективного преподавания данного предмета в учебных заведениях среднего профессионального образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) СПО.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Ознакомление с основными принципами и целями преподавания предмета "География" в рамках ФГОС СПО.- Изучение современных методик и подходов к преподаванию географии, включая активные методы обучения, использование информационно-коммуникационных технологий и других современных педагогических инструментов.
- Развитие навыков планирования и организации уроков географии с учетом специфики образовательных программ среднего профессионального образования.
- Изучение содержания и структуры учебных материалов, рекомендованных ФГОС СПО, и их адаптация к нуждам конкретного учебного заведения.
- Развитие навыков создания и использования разнообразных учебных ресурсов, включая карты, графики, схемы, модели и прочие визуальные средства.
- Разработка методических материалов и учебных пособий, адаптированных к потребностям студентов среднего профессионального образования.
- Овладение навыками эффективной коммуникации и взаимодействия с обучающимися, коллегами и другими участниками образовательного процесса.
- Оценка и анализ эффективности применения методик преподавания географии в соответствии с ФГОС СПО и внесение необходимых корректировок в практику преподавания.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Использование информационных технологий | ||
Способен использовать современные информационные технологии и программные средства при решении задач профессиональной деятельности, соблюдая требования информационной безопасности | Способен применять современные вычислительную технику и сервисы сети Интернет в области (сфере) профессиональной деятельности. Знает и умеет применять численные математические методы и прикладное программное обеспечение для решения научных задач в профессиональной области. Знает основные требования информационной безопасности. | Знать: - технические и программные средства реализации информационных технологий; - современные программное обеспечение; - основные методы и средства защиты информации; - основные приемы эффективного управления собственным временем; - основные методики самоконтроля, саморазвития и самообразования на протяжении всей жизни. Уметь: - использовать возможности вычислительной техники, программного обеспечения, средств защиты информации для решения практических задач; - эффективно планировать и контролировать собственное время; использовать методы саморегуляции, саморазвития и самообучения. Владеть: − навыками использования современных информационных технологий и программного обеспечения для решения задач профессиональной деятельности; - навыками соблюдения требований информационной безопасности при использовании современных информационных технологий и программного обеспечения; − методами управления собственным временем; технологиями приобретения; - использования и обновления социо-культурных и профессиональных знаний, умений, и навыков; - методиками саморазвития и самообразования в течение всей жизни. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Исследовательская деятельность | ||
Способен проводить научные исследования физических объектов, систем и процессов, обрабатывать и представлять экспериментальные данные | Осуществляет обработку и представлять экспериментальные данные, проводить оценку погрешности результатов измерений полученных в ходе научных исследований физических объектов, систем и процессов. Использует основные методы и средства измерений и проведения научных исследований физических объектов, систем и процессов. Разрабатывает решения конкретных экспериментальных научных задач исследования физических объектов, систем и процессов, выбирая оптимальный вариант, оценивая его достоинства и недостатки, определяя ожидаемые результаты решения выделенных задач. | Знать: - теоретические основы, основные понятия и законы физики, методы теоретических и экспериментальных исследований в физике. Уметь: - проводить научные исследования физических объектов, систем и процессов. Владеть: - методами обработки и представления экспериментальных данных. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Теоретические и практические основы профессиональной деятельности | ||
Способен применять базовые знания в области физико-математических и (или) естественных наук в сфере своей профессиональной деятельности | Знает основы физико-математических и естественных наук. Умеет применять полученные знания в своей профессиональной деятельности. Владеет базовыми экспериментальными и теоретическими методами исследований. | Знать: - базовые фундаментальные понятия теории вероятностей и математической статистики. Уметь: - создавать и интерпретировать математические модели с применением элементов случайного анализа и определять границы применимости этих моделей. Владеть: - обработки экспериментальных данных и данных наблюдения, а также интерпретации полученных результатов на языке профессиональных задач. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: исследование, подбор, адаптация и использование/разработка новых моделей, методов, программного обеспечения, инструментальных средств исследования в области фундаментальной и прикладной физики; изучение новых научных результатов, научной литературы или научно-исследовательских проектов в области фундаментальной и прикладной физики; составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров и отчетов; построение моделей объектов профессиональной деятельности, систем (в т.ч. с использованием инструментальных средств компьютерного моделирования, применением сложных наукоемких технологий); участие в работе научных семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, симпозиумов, в том числе представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований; преподавание физико-математических дисциплин и информатики в образовательных организациях общего образования на уровне профильного обучения, среднего и высшего образования; разработка методического обеспечения учебного процесса по физико-математическим дисциплинам и информатике в образовательных организациях общего образования, среднего и высшего образования. | |||
Объект или область знания: Физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования; физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии; физическая экспертиза и мониторинг. | |||
ПК-1 способность использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач | Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики. способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области математической физики. способность к использованию базовых знаний в области математики и естественных наук в профессиональной деятельности. способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области численных методов. способность использовать базовые теоретические знания в области физики для решения профессиональных задач. готовность использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач. владеть методами теоретической физики при проведении физических исследований. обладать базовыми теоретическими знаниями (в том числе по дисциплинам профилизации) в объеме, достаточном для решения профессиональных задач. способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области квантовой механики. способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области общей физики. способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области теоретической физики. | Знать: воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты; основной математический аппарат, который используется для освоения профильных физических дисциплин. Уметь: выстраивать взаимосвязи между физическими науками; решать типичные задачи на основе воспроизведения стандартных алгоритмов решения; объяснять причинно-следственные связи физических процессов; формулировать выводы и приводить примеры; разбираться в используемых методах; подбирать математический аппарат для решения конкретной физической задачи; формулировать задачи для теоретических расчетов теплоэнергетических процессов в электронных устройствах; находить необходимые справочные материалы из информационных источников, в том числе, из электронных каталогов; производить оценочные расчеты эффективности того или иного физического явления. Владеть: навыками самостоятельной работы со специализированной литературой; навыками решения усложненных задач по основным направлениям теоретической и прикладной физики, физики оптических, атомных и ядерных явлений на основе приобретенных знаний, умений, навыков, полученных при изучении таких модулей, как Общая физика, Высшая математика и Информатика; приемами обработки информации с помощью современного программного обеспечения (ПО); навыками применения современного математического инструментария для решения физических задач; методами математического аппарата, статистическими методами обработки данных; методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития физических процессов и явлений. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
ПК-2 способность применять на практике базовые профессиональные навыки | Способность применять на практике базовые профессиональные навыки при решении исследовательских задач. владеть вычислительными методами при проведении физических исследований. способность применять на практике базовые профессиональные навыки при решении учебных задач. способность к владению компьютером на уровне опытного пользователя. | Знать: свойства и структуру физических процессов, происходящих в различных средах; основные закономерности формирования законов в области теоретической и экспериментальной физики; основы электронно-колебательной (вибронной) спектроскопии; электростатические и динамические методы управления процессом преобразования физических величин; методы квантования электромагнитного поля и методы получения основных уравнений квантовой оптики. Уметь: излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию; решать прикладные задачи на основе фундаментальных знаний. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 35.0 часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 21 |
лекции (Л) | 21.0 |
практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
семинары (С) | 0.0 |
лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
Самостоятельная работа (СР, всего), | 14.0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость | 35.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
1. | Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся | Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство интеллектуального и творческого развития. Понятие и содержание проектно-исследовательской деятельности младших школьников. Положительные и отрицательные стороны проектной и исследовательской деятельности учащихся Организация и проведение проектно-исследовательской деятельности с учащимися начальных классов. Практические основы применения проектно-исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность как последовательная, целенаправленная деятельность субъектов проектирования. |
2. | Особенности организации проектной деятельности учащихся | Организация проектной деятельности в школе. Особенности проектной деятельности учащихся. Метод проектов и его место в современной методике. Сущность метода проектов. Характеристика успешной проектной деятельности. Типология проектов. Этапы организации проектной деятельности школьников. Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом. Возможности проектно-исследовательской деятельности учащихся для решения развивающих и коррекционных задач. Общие правила для руководителя проекта. |
3. | Организация исследовательской деятельности учащихся | Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников. Сущность и содержание исследовательской деятельности. Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников. Педагогические условия организации исследования младших школьников. Обобщение опыта работы учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников. Содержание подготовительной работы к выполнению исследований. Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников. |
4. | Социальное проектирование | Понятие и сущность социального проектирования. Основные тенденции социального проектирования: предметная и проблемная область. Дефиниции и технология проектирования. Инструментарий социального проектирования. Основные предпосылки социального проектирования. Предмет и объект социального проектирования. Принципы социального проектирования. Инструментальная часть социального проектирования. Социальное проектирование как научно-теоретическая и предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем. Этапы, инструментарий и предпосылки социального проектирования. |
5. | Специфика проектной и исследовательской работы | Понятие проектной и исследовательской работы. Проектная и исследовательская деятельности в свете законодательных актов РФ. Проектная и исследовательская деятельность как содержание образования в соответствии с ФГОС Типодеятельностное содержание образования. Проектная деятельность: ее сущность, характеристика субъектов и объектов. Проблематизация и рефлексия в проектной и исследовательской деятельностях. Организационные модели включения проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс. Компоненты научного аппарата исследования. Формулирование цели и совокупности задач,обеспечивающих ее достижение. Эмпирические методы научного исследования Анализ и синтез как методы интеллектуальной деятельности Основные понятия, сущность педагогического проектирования. Виды и уровни педагогического проектирования. Оформление результатов исследования Этика научного исследования |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
1 | Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 7.0 |
2 | Особенности организации проектной деятельности учащихся | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 7.0 |
3 | Организация исследовательской деятельности учащихся | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 2.0 | 6.0 |
4 | Социальное проектирование | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 7.0 |
5 | Специфика проектной и исследовательской работы | 5.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 8.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-Т.Б. Гребенюк / Общая педагогика / Калининград - 107 стр.
-Социальное проектирование: теория и практика: учебное пособие / Л.В. Вандышева. – Самара: Издательство Самарского университета, 2020. – 92 с.
-Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А.С. Обухова. Т. 2: Практика организации. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – 495 с.
-Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся: методические рекомендации / сост.: Т. М. Мильситова, О. Ю. Перкова [и др.] – Кемерово : изд-во МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2017. – 56 с.
-Бурмистрова, Е. В. Методы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся : учебное пособие для вузов / Е. В. Бурмистрова, Л. М. Мануйлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 115 с.
б) дополнительная литература:
- Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 151 с.
- Т. М. Мильситова / Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся / – Кемерово : изд-во МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2017 г. – 56 стр.
- Методические рекомендации по организации и содержанию учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся 5-11 классов / 21 с.
- Луков В.А. / Социальное проектирование / - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2007 г. - 240 с.
- Видеоурок: Общая педагогика - педагогика как наука
- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.
- Видеоурок: Тьютор и его профессиональная деятельность
- Социальное проектирование в образовании и практике социальной работы : учеб. пособие / А. В. Старшинова и др. ; [под общ. ред. А. В. Старшиновой] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 160 с.
- Лебедева О.В., Гребенев И.В. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественнонаучного цикла: Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2014. – 219 с.
- Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А.С. Обухова. Т. 2: Практика организации. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – 495 с.
- Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» : лекции 1–4. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 64 с.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Что изучает мировая художественная культура?
a) Искусство разных стран и народов.
б) Искусство определённой страны или региона.
в) Искусство одного народа.
2. Какие основные виды искусства существуют?
a) Живопись, скульптура, архитектура, музыка, литература, театр, кино.
б) Живопись, скульптура, архитектура, музыка, литература.
в) Живопись, скульптура, архитектура, музыка, литература, театр, танец, кино.
3. Что такое художественный образ?
a) Конкретное изображение человека или предмета.
б) Образ, созданный автором в произведении искусства.
в) Художественное произведение, созданное в определённом стиле.
4. Что такое стиль в искусстве?
a) Направление в искусстве, характеризующееся определёнными чертами и особенностями.
б) Жанр произведения искусства.
в) Способ изображения предметов и явлений.
5. Что такое композиция в искусстве?
a) Расположение элементов произведения искусства на плоскости или в пространстве.
б) Сюжет произведения искусства.
в) Средства художественной выразительности.
6. Что такое гротеск в искусстве?
a) Художественный образ, основанный на контрасте.
б) Изображение фантастических существ или событий.
в) Художественный образ, передающий настроение или состояние.
7. Что такое контраст в искусстве?
a) Резкое противопоставление цветов и оттенков.
б) Противопоставление образов и идей в произведении искусства.
в) Противопоставление объёмов и плоскостей в скульптуре.
8. Что такое символ в искусстве?
a) Художественный образ, основанный на сходстве.
б) Художественный образ, выражающий идею или понятие.
в) Художественный образ, передающий настроение или состояние.
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |