Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 740pуб.
Первоначальный взнос 74 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1160pуб.
Первоначальный взнос 116 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1500pуб.
Первоначальный взнос 150 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1620pуб.
Первоначальный взнос 162 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«20» апреля 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Современные поисковые сервисы библиотек, а также информационно-библиотечные центры»

Трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Современные поисковые сервисы библиотек, а также информационно-библиотечные центры» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность, Приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 N 1001, Приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 N 1182.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Специалист по информационным ресурсам»

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Обучение профессионалов библиотечной сферы основам работы с современными поисковыми системами и технологиями информационно-библиотечных центров.
Программа направлена на расширение знаний и умений специалистов в области информационного поиска, обработки и организации информации, а также развитие навыков использования современных технологий для обеспечения доступа к информационным ресурсам.
В рамках программы обучения участники изучат основные принципы работы с поисковыми системами, методы организации информации в электронном виде, механизмы работы информационно-библиотечных центров и многие другие аспекты современной библиотечной деятельности.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-проектный;

-организационно-управленческий;

-технологический;

-информационно-аналитический;

-педагогический;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) проектный

Участие в реализации комплексных инновационных программ и проектов развития библиотечно-информационный деятельности

2) организационно-управленческий

Использование технологий менеджмента и маркетинга в библиотечно-информационной деятельности. Применение законодательных и нормативно-правовых документов в библиотечно-информационной деятельности. Участие в разработке локальной внутрибиблиотечной документации.

3) технологический

Реализация технологических процессов библиотечно-информационной деятельности: – формирование, обработка, классификация, сохранение и предоставление пользователям фондов библиотек и других информационных ресурсов; – разработка и предоставление перспективного ассортимента библиотечно-информационных услуг и продуктов для различных групп пользователей; – осуществление навигации в информационных ресурсах, организация и ведение справочно-поискового аппарата библиотеки. Освоение и применение информационно-коммуникационных технологий в библиотечно-информационной деятельности

4) информационно-аналитический

аналитико-синтетическая переработка информации;
информационная диагностика профессиональной области и информационное моделирование;
создание информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов;
использование методов и процедур информационного анализа текстов;
информационное сопровождение и поддержка профессиональных сфер деятельности;

5) педагогический

применение педагогической теории и методики для решения информационнообразовательных задач в библиотеках;
участие в процессах социализации личности;
использование психолого-педагогических методик в продвижении и развитии чтения, формировании информационной культуры личности;
содействие образовательной деятельности;
реализация психолого-педагогических подходов в библиотечно-информационном обслуживании различных категорий пользователей;
участие в реализации библиотечных программ в соответствии с приоритетами государственной культурной политики;
участие в разработке и реализации образовательных и социокультурных программ для населения;
создание благоприятной культурно-досуговой среды;
стимулирование инновационных процессов в социокультурной сфере;

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей и взрослых; в сфере воспитания);

04 Культура, искусство (в сфере библиотечно-информационной, культурно-просветительской и культурно-досуговой деятельности);

06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере функционирования электронных информационных ресурсов и информационных систем);

07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сфере организационного и документационного обеспечения управления организациями, в том числе библиотеками).

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

библиотека как социальный институт; методы прикладных библиотековедческих, библиографоведческих, книговедческих исследований.

библиотечно-информационная деятельность по удовлетворению потребностей общества в информационных ресурсах; использование современных информационно-коммуникационных и социокультурных технологий в библиотечно-информационной деятельности;

оптимизация функционирования библиотечно-информационных сетей и систем; система книгоиздания, первичный документальный поток; технологические процессы библиотечно - информационной деятельности; информационно - коммуникационные технологии; библиотечно - информационные продукты и услуги (документные, библиографические, фактографические, информационно - аналитические, консультационные, социально - культурные, просветительские, дополнительные); фонды библиотек; внешние информационные ресурсы библиотек; локальные и сетевые информационные ресурсы; базы данных, электронные коллекции, электронные библиотеки, электронно - библиотечные системы (ЭБС); справочно - поисковый аппарат библиотеки, информационно - поисковые системы; автоматизированные библиотечные информационные системы / системы автоматизации библиотек;

формирование и организация фонда документов; социальные коммуникации, профессиональные коммуникации, маркетинговые коммуникации; документы, регламентирующие библиотечно - информационную деятельность;; социальные коммуникации, профессиональные коммуникации, маркетинговые коммуникации;; процессы управления библиотечно - информационной деятельностью;

инновационные программы и проекты развития библиотечного дела; социально-культурные проекты в библиотечно-информационной деятельности;

06.013 Специалист по информационным ресурсам
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Создание и редактирование информационных ресурсов
Редактирование информации на сайтеB/03.5-Просмотр веб-страниц сайта, контроль качества текстов и их отображения, определение необходимости редакторской и корректорской обработки.
- Редактирование текстов и корректировка отображения веб-страниц.
- Формирование заданий для исправления веб-писателям, публикаторам, веб-дизайнерам и веб-мастерам.
- Адаптирование текстовых материалов для внутренней поисковой оптимизации.
- Актуализация и расширение знаний по тематике информационных ресурсов
Обобщенные трудовые функции: Управление (менеджмент) информационными ресурсами
Управление информацией из различных источниковC/02.6-Формирование запросов и получение информации от сотрудников организации.
- Согласование и утверждение информационных материалов.
- Передача информационных материалов, замечаний, исправлений между специалистами по информационным ресурсам и сотрудниками других категорий.
- Мониторинг появления новой или необходимой информации внутри организации, в сети Интернет и других источниках.
- Общая оценка значимости и приоритетности получаемой информации
Контроль за наполнением сайтаC/03.6-Оценка полноты сайта, его разделов, представительств в социальных сетях и определение необходимости для его пополнения.
- Оценка актуальности материалов на сайте и определение необходимости их обновления.
- Формирование задания для устранения выявленных недостатков

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
5 Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделе-ния Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения. Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей и взрослых; в сфере воспитания);
педагогическийприменение педагогической теории и методики для решения информационнообразовательных задач в библиотеках; участие в процессах социализации личности; использование психолого-педагогических методик в продвижении и развитии чтения, формировании информационной культуры личности; содействие образовательной деятельности; реализация психолого-педагогических подходов в библиотечно-информационном обслуживании различных категорий пользователей; участие в реализации библиотечных программ в соответствии с приоритетами государственной культурной политики; участие в разработке и реализации образовательных и социокультурных программ для населения; создание благоприятной культурно-досуговой среды; стимулирование инновационных процессов в социокультурной сфере;-библиотека как социальный институт; методы прикладных библиотековедческих, библиографоведческих, книговедческих исследований.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 04 Культура, искусство (в сфере библиотечно-информационной, культурно-просветительской и культурно-досуговой деятельности);
проектныйУчастие в реализации комплексных инновационных программ и проектов развития библиотечно-информационный деятельности-инновационные программы и проекты развития библиотечного дела; социально-культурные проекты в библиотечно-информационной деятельности;
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере функционирования электронных информационных ресурсов и информационных систем);
информационно-аналитическийаналитико-синтетическая переработка информации; информационная диагностика профессиональной области и информационное моделирование; создание информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов; использование методов и процедур информационного анализа текстов; информационное сопровождение и поддержка профессиональных сфер деятельности;-библиотечно-информационная деятельность по удовлетворению потребностей общества в информационных ресурсах; использование современных информационно-коммуникационных и социокультурных технологий в библиотечно-информационной деятельности;
технологическийРеализация технологических процессов библиотечно-информационной деятельности: – формирование, обработка, классификация, сохранение и предоставление пользователям фондов библиотек и других информационных ресурсов; – разработка и предоставление перспективного ассортимента библиотечно-информационных услуг и продуктов для различных групп пользователей; – осуществление навигации в информационных ресурсах, организация и ведение справочно-поискового аппарата библиотеки. Освоение и применение информационно-коммуникационных технологий в библиотечно-информационной деятельности-оптимизация функционирования библиотечно-информационных сетей и систем; система книгоиздания, первичный документальный поток; технологические процессы библиотечно - информационной деятельности; информационно - коммуникационные технологии; библиотечно - информационные продукты и услуги (документные, библиографические, фактографические, информационно - аналитические, консультационные, социально - культурные, просветительские, дополнительные); фонды библиотек; внешние информационные ресурсы библиотек; локальные и сетевые информационные ресурсы; базы данных, электронные коллекции, электронные библиотеки, электронно - библиотечные системы (ЭБС); справочно - поисковый аппарат библиотеки, информационно - поисковые системы; автоматизированные библиотечные информационные системы / системы автоматизации библиотек;
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сфере организационного и документационного обеспечения управления организациями, в том числе библиотеками).
организационно-управленческийИспользование технологий менеджмента и маркетинга в библиотечно-информационной деятельности. Применение законодательных и нормативно-правовых документов в библиотечно-информационной деятельности. Участие в разработке локальной внутрибиблиотечной документации.-формирование и организация фонда документов; социальные коммуникации, профессиональные коммуникации, маркетинговые коммуникации; документы, регламентирующие библиотечно - информационную деятельность;; социальные коммуникации, профессиональные коммуникации, маркетинговые коммуникации;; процессы управления библиотечно - информационной деятельностью;

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Среднее профессиональное

2) Высшее - бакалавриат

3) Высшее - специалитет

4) Высшее - магистратура

5) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Государственная культурная политика
Способен ориентироваться в проблематике современной государственной политики Российской Федерации в сфере культурыОбладает знаниями о принципах социокультурной деятельности, формах и практиках культурной политики Российской Федерации, направлениях
культуроохранной деятельности и механизмах формирования культуры личности.
Применяет знания фундаментальной и исторической культурологии в целях прогнозирования, проектирования, регулирования и организационно-методического обеспечения культурных процессов.
В профессиональной деятельности способен применять методики анализа различных культурных форм и процессов современной жизни общества.
Знать:
– функции, закономерности и принципы социокультурной деятельности;
– формы и практики культурной политики Российской Федерации;
– юридические документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере культуры;
– направления культуроохранной деятельности и механизмы формирования культуры личности.
Уметь:
– систематизировать знания фундаментальной и исторической культурологии, применять их в целях прогнозирования, проектирования, регулирования и организационно-методического обеспечения культурных процессов.
Владеть:
– приемами информационно-описательной деятельности, систематизации данных, структурированного описания предметной области;
– познавательными методами изучения культурных форм и процессов, социально-культурных практик;
– навыками практического применения методик анализа к различным культурным формам и процессам современной жизни.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Профессионализация
Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практикеОсуществляет отбор и анализ необходимой информации на основе имеющихся знаний из области культуроведения и социокультурного проектирования.
Выбирает оптимальные варианты решения поставленных задач в профессиональной деятельности и социальной практике.
Организует профессиональную деятельность на основе синтеза полученной информации в области культуроведения и социокультурного проектирования.
Знать:
- принципы формирования стратегий достижения целей
- принципы эффективности и целостности действий при достижении поставленной цели
- требования, предъявляемые к проектной работе и критерии оценки результатов проектной деятельности в области культуроведения и социокультурного проектирования
Уметь:
- эффективно и продуктивно определять траекторию применения знаний;
- учитывать в своей социальной и профессиональной деятельности образовательные инициативы и внедрение новых понятий, технологий и/или методов.
Владеть:
- навыками построения индивидуального плана развития, связанного с основными целями и применением полученных знаний в работе;
- навыками развития способностей к: самоорганизации, ориентации на достижение результата и эффективному использованию времени (тайм-менеджмент).
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Информационная культура
Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасностиЗнает принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной
безопасности.
Умеет решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
Имеет навыки подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научноисследовательской
работе с учетом требований информационной безопасности.
Знать:
- принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Уметь:
- решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Владеть:
- подготовкой обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научноисследовательской работе с учетом требований информационной безопасности

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: технологический
Задача профессиональной деятельности: Реализация технологических процессов библиотечно-информационной деятельности: – формирование, обработка, классификация, сохранение и предоставление пользователям фондов библиотек и других информационных ресурсов; – разработка и предоставление перспективного ассортимента библиотечно-информационных услуг и продуктов для различных групп пользователей; – осуществление навигации в информационных ресурсах, организация и ведение справочно-поискового аппарата библиотеки. Освоение и применение информационно-коммуникационных технологий в библиотечно-информационной деятельности
Объект или область знания: оптимизация функционирования библиотечно-информационных сетей и систем; система книгоиздания, первичный документальный поток; технологические процессы библиотечно - информационной деятельности; информационно - коммуникационные технологии; библиотечно - информационные продукты и услуги (документные, библиографические, фактографические, информационно - аналитические, консультационные, социально - культурные, просветительские, дополнительные); фонды библиотек; внешние информационные ресурсы библиотек; локальные и сетевые информационные ресурсы; базы данных, электронные коллекции, электронные библиотеки, электронно - библиотечные системы (ЭБС); справочно - поисковый аппарат библиотеки, информационно - поисковые системы; автоматизированные библиотечные информационные системы / системы автоматизации библиотек;
Готов к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при проведении прикладных библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследованийДемонстрировать навыки технологии сбора, анализа, упорядочения и представления эмпирической информации в прикладных библиотековедческих библиографоведческих и книговедческих исследованиях.
Понимает направления, особенности реализации, методы библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований.
Знать:
- направления, особенности реализации, методы библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований.
Уметь:
- формулировать проблему, объект и предмет, цели и задачи, гипотезу прикладных библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований, использовать методы, адекватные цели исследования.
Владеть:
- технологиями сбора, анализа, упорядочения и представления эмпирической информации в прикладных библиотековедческих библиографоведческих и книговедческих исследованиях.
06.013 Специалист по информационным ресурсам
Готов к выявлению и изучению информационных потребностей пользователей услуг в процессе библиотечноинформационного обслуживанияДемонстрировать технологии изучения информационных потребностей, информационных запросов, информационных интересов пользователей.Знать:
- технологии изучения информационных потребностей, информационных запросов, информационных интересов пользователей.
Уметь:
- выявлять и изучать информационные потребности пользователей с помощью различных методов.
Владеть:
- методикой изучения информационных потребностей.
06.013 Специалист по информационным ресурсам

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 36 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Международные и российские правовые нормы работы с информационными ресурсами глобальных и национальных сетевых поисковых сервисов 7.0 4.0 0.0 0.0 0.0 3.0 0
Информационные ресурсы глобальных и национальных сетевых поисковых сервисов 7.0 4.0 0.0 0.0 0.0 3.0 0
Электронные ресурсы библиотечного фонда 6.0 4.0 0.0 0.0 0.0 2.0 0
Методика применения ресурсов Интернета в библиотечной работе 7.0 4.0 0.0 0.0 0.0 3.0 0
Методика организации и использования электронных каталогов и других информационно-поисковых систем 8.0 5.0 0.0 0.0 0.0 3.0 0
Итоговая аттестация 1.0 0 0 0 0 0 0
Итого 36 21 0 0 0 14 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
6/36 0 6/36 36 21 0.0 14.0 1.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 1 неделя.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (36 часов, 6 часов в день)
Международные и российские правовые нормы работы с информационными ресурсами глобальных и национальных сетевых поисковых сервисов 7.0 61
Информационные ресурсы глобальных и национальных сетевых поисковых сервисов 7.0 52
Электронные ресурсы библиотечного фонда 6.0 42
Методика применения ресурсов Интернета в библиотечной работе 7.0 43
Методика организации и использования электронных каталогов и других информационно-поисковых систем 8.0 35
Итоговая аттестация 1.0 1
Итого 36 1 Неделя (36 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Современные поисковые сервисы библиотек, а также информационно-библиотечные центры»

10.1. Цель дисциплины состоит в подготовке специалистов, обладающих знаниями и навыками работы с современными информационными ресурсами и поисковыми сервисами библиотек и информационно-библиотечными центрами.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основных тенденций развития информационных технологий в сфере библиотечного дела и информационных центров.
- Ознакомление с современными поисковыми сервисами и базами данных, используемыми в библиотечной практике.
- Приобретение навыков эффективного поиска и обработки информации с помощью современных технологий.
- Изучение методов организации и хранения информационных ресурсов в библиотечных системах.
- Овладение навыками работы с электронными каталогами и базами данных.
- Разработка умений оценивать и выбирать релевантную информацию из различных источников.
- Обучение использованию цифровых ресурсов и электронных библиотек в информационно-поисковой деятельности.
- Подготовка к применению новых информационных технологий для оптимизации работы информационных ресурсов и улучшения обслуживания пользователей в библиотечных и информационно-библиотечных центрах.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Государственная культурная политика
Способен ориентироваться в проблематике современной государственной политики Российской Федерации в сфере культурыОбладает знаниями о принципах социокультурной деятельности, формах и практиках культурной политики Российской Федерации, направлениях
культуроохранной деятельности и механизмах формирования культуры личности.
Применяет знания фундаментальной и исторической культурологии в целях прогнозирования, проектирования, регулирования и организационно-методического обеспечения культурных процессов.
В профессиональной деятельности способен применять методики анализа различных культурных форм и процессов современной жизни общества.
Знать:
– функции, закономерности и принципы социокультурной деятельности;
– формы и практики культурной политики Российской Федерации;
– юридические документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере культуры;
– направления культуроохранной деятельности и механизмы формирования культуры личности.
Уметь:
– систематизировать знания фундаментальной и исторической культурологии, применять их в целях прогнозирования, проектирования, регулирования и организационно-методического обеспечения культурных процессов.
Владеть:
– приемами информационно-описательной деятельности, систематизации данных, структурированного описания предметной области;
– познавательными методами изучения культурных форм и процессов, социально-культурных практик;
– навыками практического применения методик анализа к различным культурным формам и процессам современной жизни.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Профессионализация
Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практикеОсуществляет отбор и анализ необходимой информации на основе имеющихся знаний из области культуроведения и социокультурного проектирования.
Выбирает оптимальные варианты решения поставленных задач в профессиональной деятельности и социальной практике.
Организует профессиональную деятельность на основе синтеза полученной информации в области культуроведения и социокультурного проектирования.
Знать:
- принципы формирования стратегий достижения целей
- принципы эффективности и целостности действий при достижении поставленной цели
- требования, предъявляемые к проектной работе и критерии оценки результатов проектной деятельности в области культуроведения и социокультурного проектирования
Уметь:
- эффективно и продуктивно определять траекторию применения знаний;
- учитывать в своей социальной и профессиональной деятельности образовательные инициативы и внедрение новых понятий, технологий и/или методов.
Владеть:
- навыками построения индивидуального плана развития, связанного с основными целями и применением полученных знаний в работе;
- навыками развития способностей к: самоорганизации, ориентации на достижение результата и эффективному использованию времени (тайм-менеджмент).
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Информационная культура
Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасностиЗнает принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной
безопасности.
Умеет решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
Имеет навыки подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научноисследовательской
работе с учетом требований информационной безопасности.
Знать:
- принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Уметь:
- решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Владеть:
- подготовкой обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научноисследовательской работе с учетом требований информационной безопасности

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: технологический
Задача профессиональной деятельности: Реализация технологических процессов библиотечно-информационной деятельности: – формирование, обработка, классификация, сохранение и предоставление пользователям фондов библиотек и других информационных ресурсов; – разработка и предоставление перспективного ассортимента библиотечно-информационных услуг и продуктов для различных групп пользователей; – осуществление навигации в информационных ресурсах, организация и ведение справочно-поискового аппарата библиотеки. Освоение и применение информационно-коммуникационных технологий в библиотечно-информационной деятельности
Объект или область знания: оптимизация функционирования библиотечно-информационных сетей и систем; система книгоиздания, первичный документальный поток; технологические процессы библиотечно - информационной деятельности; информационно - коммуникационные технологии; библиотечно - информационные продукты и услуги (документные, библиографические, фактографические, информационно - аналитические, консультационные, социально - культурные, просветительские, дополнительные); фонды библиотек; внешние информационные ресурсы библиотек; локальные и сетевые информационные ресурсы; базы данных, электронные коллекции, электронные библиотеки, электронно - библиотечные системы (ЭБС); справочно - поисковый аппарат библиотеки, информационно - поисковые системы; автоматизированные библиотечные информационные системы / системы автоматизации библиотек;
Готов к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при проведении прикладных библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследованийДемонстрировать навыки технологии сбора, анализа, упорядочения и представления эмпирической информации в прикладных библиотековедческих библиографоведческих и книговедческих исследованиях.
Понимает направления, особенности реализации, методы библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований.
Знать:
- направления, особенности реализации, методы библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований.
Уметь:
- формулировать проблему, объект и предмет, цели и задачи, гипотезу прикладных библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований, использовать методы, адекватные цели исследования.
Владеть:
- технологиями сбора, анализа, упорядочения и представления эмпирической информации в прикладных библиотековедческих библиографоведческих и книговедческих исследованиях.
06.013 Специалист по информационным ресурсам
Готов к выявлению и изучению информационных потребностей пользователей услуг в процессе библиотечноинформационного обслуживанияДемонстрировать технологии изучения информационных потребностей, информационных запросов, информационных интересов пользователей.Знать:
- технологии изучения информационных потребностей, информационных запросов, информационных интересов пользователей.
Уметь:
- выявлять и изучать информационные потребности пользователей с помощью различных методов.
Владеть:
- методикой изучения информационных потребностей.
06.013 Специалист по информационным ресурсам
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 35.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 21
лекции (Л) 21.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 14.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 35.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Международные и российские правовые нормы работы с информационными ресурсами глобальных и национальных сетевых поисковых сервисов Интернет и право виртуального пространства.
Интернет: определение и краткая история.
Право виртуального пространства (киберпространства), основные черты и форма проявления.
Источники правового регулирования использования информационных ресурсов Интернет.
Общие вопросы правового регулирования использования информационных ресурсов сети Интернет.
Понятие и виды информационных ресурсов.
Интернет-сайт как средство массовой информации.
Государственные информационные ресурсы Интернет.
Спам: юридический анализ явления.
Деятельность и ответственность посредников (провайдеров).
Отдельные теоретические проблемы правового регулирования в сети Интернет.
Защита персональных данных и частной жизни в сети Интернет.
Правовое регулирование электронной торговли в сети Интернет.
Правовые проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности в сети Интернет.
Правовые проблемы в сфере доменных имен.
2. Информационные ресурсы глобальных и национальных сетевых поисковых сервисов Интернет.
Основные сервисы.
Информационно-поисковые системы Интернета.
Основные виды поиска.
Информационные ресурсы.
Электронная библиотека.
Электронные каталоги.
Ресурсы, предоставляемые в локальном доступе с компьютеров Центра.
Web-сайт Центра.
Полнотекстовые ресурсы по тематике учреждения.
Полнотекстовые базы данных отечественных и зарубежных научных периодических изданий.
Образовательные и научно-технические ресурсы, предоставляемые в свободном доступе.
Специализированные научные поисковые системы, электронные архивы, средства поиска статей и ссылок.
Образовательные ресурсы в свободном доступе.
3. Электронные ресурсы библиотечного фонда Электронные библиотеки как информационные ресурсы.
Организация создания электронных книг.
Понятие и организация электронных библиотек.
Современные системно-технологические тенденции развития электронных библиотек.
Практика организации электронных ресурсов крупнейших российских библиотек.
Российская государственная библиотека.
Российская национальная библиотека.
Методика поиска информации в электронных библиотеках.
Характеристика общих вопросов организации электронных ресурсов.
Принципы взаимодействия Интернет-ресурсов и процесса формирования каталогов электронных изданий.
Анализ концепции построения электронных библиотек и организации информационных ресурсов в них.
4. Методика применения ресурсов Интернета в библиотечной работе Применение современных информационных и коммуникационных технологий в библиотеках.
Электронные библиотеки и их роль в профессиональной деятельности.
Особенности работы с электронными библиотеками.
Доступность материалов в различных электронных форматах.
Комплектование библиотечных фондов: сущность, виды, технологии, особенности использования информационных технологий.
Обзор состояния интернет ресурсов, открытых свободному доступу и легальному копированию электронных текстов, проблемы авторского права.
5. Методика организации и использования электронных каталогов и других информационно-поисковых систем Определение эффективности использования информационных ресурсов библиотек и качества библиотечного сервиса на локальном уровне и в режиме сети.
Характеристика проблемы формирования предметных рубрик.
Особенность использования электронного каталога.
Технологические процессы создания электронного каталога при помощи автоматизированного рабочего места каталогизатора.
Многоаспектное отражение библиотечного фонда в Электронном каталоге.
Каталог Российской национальной и государственной библиотек.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Международные и российские правовые нормы работы с информационными ресурсами глобальных и национальных сетевых поисковых сервисов 4.0 0.0 0.0 0.0 3.0 7.0
2 Информационные ресурсы глобальных и национальных сетевых поисковых сервисов 4.0 0.0 0.0 0.0 3.0 7.0
3 Электронные ресурсы библиотечного фонда 4.0 0.0 0.0 0.0 2.0 6.0
4 Методика применения ресурсов Интернета в библиотечной работе 4.0 0.0 0.0 0.0 3.0 7.0
5 Методика организации и использования электронных каталогов и других информационно-поисковых систем 5.0 0.0 0.0 0.0 3.0 8.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Галашев В.А. / Системы поиска и обработки информации / - Ижевск: Удм. гос. ун-т., 2011. – 149 стр.

-А.А. Смагин / Информационные ресурсы. Технологии поиска / - Ульяновск 2011 г. - 188 стр.

-Семенова И.Н., Слепухин А.А. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 2. Методология использования информационных образовательных технологий : Учебное пособие [Текст] / Под ред. Б.Е. Стариченко / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013. – 144 с.

-Ресурсы библиотек России – пользователям общедоступных библиотек региона: методические рекомендации / АОНБ им. Н. А. Добролюбова ; [сост. Л. Н. Постникова]. – Архангельск, 2020. – 10 с.

б) дополнительная литература:

- ГКБУК «Пермская государственная ордена "Знак Почёта" краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького» / Библиотекарю в практику работы / - Пермь 2016 г. - 133 стр.

- Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в начальной школе: учебное пособие / авт.-сост. С.Г. Григорьева, А.А. Хафизова. – Казань: Казан. ун-т, 2021. – 96 с.

- П.В. Бураков / Корпоративные информационные системы. Учебное пособие /- СПб НИУ ИТМО, 2014 г. – 101 стр.

- Л.Ф. Куприенко / Обработка персональных данных пользователей в библиотеках / – Благовещенск, 2012 г. – 38 стр.

- А. Матвеева / Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / - Екатеринбург: У -Фактория (nри участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004.- 328 стр.

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" / - 162 стр.

- А.А. Смагин / Информационные ресурсы. Технологии поиска / - Ульяновск 2011 г. - 188 стр.

- Методические рекомендации и технические требования при переводе в цифровую форму библиотечных материалов / - 49 стр.

- И.Г. Слодарж / В помощь организации массовой работы библиотек: Дайджест интернет-ресурсов / - Екатеринбург 2014 г. - 84 стр.

- Полезные Интернет-ресурсы для библиотекарей: обзор актуальных сайтов /МАУК «Центральная межпоселенческая библиотека» Белебеевского района; Сост. И.А. Кудирова. – Белебей, 2020 г.- 12 стр.

- И.А. Кудирова / Интернет-ресурсы для библиотекарей / - Белебей 2020 г. - 15 стр.

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Библиография – это:

a) научная дисциплина;

б) часть справочного аппарата издания;

в) список документов.

2. Брошюра – это:

a) книжное издание объемом 40 стр.4

б) книжное издание объемом не более 48стр.;

в) книжное издание объемом свыше 4 стр. и не более 48стр..

3. Библиотечное дело – это:

a) область деятельности по организации библиотечного обслуживания;

б) работа библиотеки

в) научная дисциплина

4. Вскрывает причины недостатков в работе библиотеки:

a) качественный анализ; количественный анализ;

б) анализ формуляров читателей.

5. Согласно требованиям «Квалификационных характеристик должностей работников образования», должен ли педагог-библиотекарь разрабатывать рабочую программу и обеспечивать ее выполнение?

a) да

б) нет

6. Документ, отражающий основные задачи и функции библиотеки образовательной организации – это:

a) Устав образовательной организации;

б) Положение о библиотеке образовательной организации;

в) Правила пользования библиотекой;

7. По ГОСТу 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» в состав библиографического описания входят:

a) Область серийного номера;

б) Область сведений об аннотации;

в) Область физической характеристики;

8. Процесс изменения личности ребенка в процессе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимается как:

a) становление

б) формирование

в) социализация

9. Какие основные функции выполняют автоматизированные системы библиотек?

a) Организация каталогизации и систематизации информации

б) Поиск и заказ литературы

в) Обработка электронных ресурсов

г) Все вышеперечисленное

10. Что такое электронный каталог?

a) База данных, содержащая информацию о книгах и других ресурсах библиотеки

б) Список электронных ресурсов доступных для просмотра

в) Система автоматической выдачи книг в библиотеке

г) Виртуальная библиотека, доступная через интернет

11. Что такое цифровые архивы?

a) Электронные версии книг, хранящиеся в библиотеках

б) Базы данных, содержащие информацию о статьях и научных исследованиях

в) Электронные ресурсы, содержащие архивные документы и материалы

г) Онлайн-платформы для общения и обмена опытом между библиотекарями

12. Что такое электронные ресурсы?

a) Книги и журналы, доступные для скачивания в электронном формате

б) Базы данных, содержащие информацию о книгах и других ресурсах библиотеки

в) Веб-сайты и блоги, посвященные библиотечной сфере

г) Программы для автоматизации работы библиотек

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.