Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 740pуб.
Первоначальный взнос 74 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1160pуб.
Первоначальный взнос 116 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1500pуб.
Первоначальный взнос 150 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1620pуб.
Первоначальный взнос 162 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«04» марта 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«География: Подготовка к сдаче ОГЭ с учётом ФГОС ООО»

Трудоемкость обучения по данной программе – 144 часа

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «География: Подготовка к сдаче ОГЭ с учётом ФГОС ООО» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 05.03.02 География, Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 955.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Обеспечение преподавателей географии необходимыми знаниями и навыками для эффективной подготовки учащихся к сдаче ОГЭ (общегосударственный экзамен) по географии в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС ООО). Программа направлена на расширение профессиональных компетенций педагогов и повышение качества обучения учеников, с целью обеспечения успешной сдачи ОГЭ по географии и получения высоких баллов.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-экспертно-аналитический;

-организационно-управленческий;

-проектно-производственный (проектно-изыскательский);

-научно-исследовательский;

-педагогический;

-исследовательский;

-проектный;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) экспертно-аналитический

Проведение географической экспертизы и комплексной диагностики природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем;

2) организационно-управленческий

Организация и ведение проектов географической направленности.

3) проектно-производственный (проектно-изыскательский)

Сбор и систематизация информации для разработки градостроительной документации. Подготовка и выполнение отдельных видов работ по ландшафтному анализу территории.

4) научно-исследовательский

Проведение камеральных изысканий по сбору первичной информации географической направленности; отбор и систематизация информации географической направленности в целях оценки состояния, прогнозирования, планирования и управления природными, природно-хозяйственными и социально-экономическими территориальными системами; проведение комплексной диагностики состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем.

5) педагогический

Осуществление общепедагогической функции. Осуществление воспитательной деятельности.

6) исследовательский

исследование и мониторинг рынка туристских услуг;
применение прикладных методов исследовательской деятельности в профессиональной сфере;
адаптация инновационных технологий к деятельности предприятий туристской индустрии;

7) проектный

владение основами туристско-рекреационного проектирования;
изучение и прогнозирование спроса с учетом требований потребителей определенных сегментов рынка;
проектирование туристских маршрутов, программ, в.т.ч. региональных брендовых маршрутов;
разработка и реализация проектов, направленных на развитие туристского предприятия;
проектирование предприятий индустрии туризма;
разработка и реализация бизнеспланов создания предприятия индустрии туризма;
формирование логистических схем в сфере туризма и оценка их эффективности.

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

04 Культура, искусство (в сфере экскурсионной деятельности);

01 Образование и наука (в сферах: образования; научных географических исследований природных, экономических, социальных, экологических объектов и систем на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях);

10 Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн (в сферах: кадастрового учета; инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности; благоустройства и озеленения территорий; градостроительства);

25 Ракетно-космическая промышленность (в сфере применения геоинформационных систем и технологий для решения задач государственного и муниципального уровня);

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

потребители услуг туристской индустрии, их потребности и запросы;

туристские ресурсы - природные, исторические, социальнокультурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также объекты делового, санаторно-курортного, спортивно-оздоровительного назначения и иные объекты, способные удовлетворить духовные, физические и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил и здоровья;

технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии;

результаты интеллектуальной деятельности;

нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании;

предприятия индустрии туризма - средства размещения, средства транспорта, объекты общественного питания, объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, спортивно-оздоровительных услуг, объекты и средства развлечения, познавательного делового и иного назначения, объекты экскурсионной деятельности, организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, иные предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;

информационные ресурсы и системы туристской деятельности, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их

технологий;

туристские продукты;

услуги гостиниц и иных средств размещения, организаций общественного питания, средства развлечения, экскурсионные, транспортные,

туроператорские услуги;

технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта;

справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги;

первичные трудовые коллективы.

Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.

Отчёт о проведении изыскания по сбору первичной информации географической направленности. Текстовая, графическая и иная документация, отражающая результат оценки состояния, природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных система для целей прогнозирования, планирования и управления ими.

Нормативные документы, регламентирующие градостроительную деятельность во всех её проявлениях (включая документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий). Текстовая, графическая и иная документация, отражающая результат анализа ландшафтно-архитектурного формирование среды населенных мест и межселенных территорий на основе функционально и эстетически осмысленного единства их антропогенных и природных составляющих.

природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, производственные, социальные, рекреационные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а также государственное планирование и регулирование на разных уровнях, территориальное планирование, проектирование и прогнозирование, комплексная географическая экспертиза всех форм хозяйственной деятельности;

программы устойчивого развития;

экологический, социально-экономический и статистический мониторинг;

федеральные и региональные целевые программы социально-экономического развития, в том числе устойчивого развития;

миграционные и этнокультурные процессы; объекты природного и культурного наследия, туризм; образование, просвещение и здоровье населения.

01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Общепедагогическая функция. ОбучениеA/01.6-Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельностьA/02.6-Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельностьA/03.6-Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образованияB/03.6-Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира.
- Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития.
- Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся.
- Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования.
- Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения.
- Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.
- Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 04 Культура, искусство (в сфере экскурсионной деятельности);
проектныйвладение основами туристско-рекреационного проектирования; изучение и прогнозирование спроса с учетом требований потребителей определенных сегментов рынка; проектирование туристских маршрутов, программ, в.т.ч. региональных брендовых маршрутов; разработка и реализация проектов, направленных на развитие туристского предприятия; проектирование предприятий индустрии туризма; разработка и реализация бизнеспланов создания предприятия индустрии туризма; формирование логистических схем в сфере туризма и оценка их эффективности.-потребители услуг туристской индустрии, их потребности и запросы;.
- туристские ресурсы - природные, исторические, социальнокультурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также объекты делового, санаторно-курортного, спортивно-оздоровительного назначения и иные объекты, способные удовлетворить духовные, физические и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил и здоровья;.
- технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии;.
- результаты интеллектуальной деятельности;.
- нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании;.
- предприятия индустрии туризма - средства размещения, средства транспорта, объекты общественного питания, объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, спортивно-оздоровительных услуг, объекты и средства развлечения, познавательного делового и иного назначения, объекты экскурсионной деятельности, организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, иные предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;.
- информационные ресурсы и системы туристской деятельности, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их.
- технологий;.
- туристские продукты;.
- услуги гостиниц и иных средств размещения, организаций общественного питания, средства развлечения, экскурсионные, транспортные, .
- туроператорские услуги;.
- технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта;.
- справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги;.
- первичные трудовые коллективы.
исследовательскийисследование и мониторинг рынка туристских услуг; применение прикладных методов исследовательской деятельности в профессиональной сфере; адаптация инновационных технологий к деятельности предприятий туристской индустрии;-потребители услуг туристской индустрии, их потребности и запросы;.
- туристские ресурсы - природные, исторические, социальнокультурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также объекты делового, санаторно-курортного, спортивно-оздоровительного назначения и иные объекты, способные удовлетворить духовные, физические и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил и здоровья;.
- технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии;.
- результаты интеллектуальной деятельности;.
- нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании;.
- предприятия индустрии туризма - средства размещения, средства транспорта, объекты общественного питания, объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, спортивно-оздоровительных услуг, объекты и средства развлечения, познавательного делового и иного назначения, объекты экскурсионной деятельности, организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, иные предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;.
- информационные ресурсы и системы туристской деятельности, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их.
- технологий;.
- туристские продукты;.
- услуги гостиниц и иных средств размещения, организаций общественного питания, средства развлечения, экскурсионные, транспортные, .
- туроператорские услуги;.
- технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта;.
- справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги;.
- первичные трудовые коллективы.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сферах: образования; научных географических исследований природных, экономических, социальных, экологических объектов и систем на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях);
педагогическийОсуществление общепедагогической функции. Осуществление воспитательной деятельности.-Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 10 Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн (в сферах: кадастрового учета; инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности; благоустройства и озеленения территорий; градостроительства);
научно-исследовательскийПроведение камеральных изысканий по сбору первичной информации географической направленности; отбор и систематизация информации географической направленности в целях оценки состояния, прогнозирования, планирования и управления природными, природно-хозяйственными и социально-экономическими территориальными системами; проведение комплексной диагностики состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем.-Отчёт о проведении изыскания по сбору первичной информации географической направленности. Текстовая, графическая и иная документация, отражающая результат оценки состояния, природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных система для целей прогнозирования, планирования и управления ими.
проектно-производственный (проектно-изыскательский)Сбор и систематизация информации для разработки градостроительной документации. Подготовка и выполнение отдельных видов работ по ландшафтному анализу территории.-Нормативные документы, регламентирующие градостроительную деятельность во всех её проявлениях (включая документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий). Текстовая, графическая и иная документация, отражающая результат анализа ландшафтно-архитектурного формирование среды населенных мест и межселенных территорий на основе функционально и эстетически осмысленного единства их антропогенных и природных составляющих.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 25 Ракетно-космическая промышленность (в сфере применения геоинформационных систем и технологий для решения задач государственного и муниципального уровня);
организационно-управленческийОрганизация и ведение проектов географической направленности.-природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, производственные, социальные, рекреационные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а также государственное планирование и регулирование на разных уровнях, территориальное планирование, проектирование и прогнозирование, комплексная географическая экспертиза всех форм хозяйственной деятельности;.
- программы устойчивого развития;.
- экологический, социально-экономический и статистический мониторинг;.
- федеральные и региональные целевые программы социально-экономического развития, в том числе устойчивого развития;.
- миграционные и этнокультурные процессы; объекты природного и культурного наследия, туризм; образование, просвещение и здоровье населения.
экспертно-аналитическийПроведение географической экспертизы и комплексной диагностики природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем;-природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, производственные, социальные, рекреационные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а также государственное планирование и регулирование на разных уровнях, территориальное планирование, проектирование и прогнозирование, комплексная географическая экспертиза всех форм хозяйственной деятельности;.
- программы устойчивого развития;.
- экологический, социально-экономический и статистический мониторинг;.
- федеральные и региональные целевые программы социально-экономического развития, в том числе устойчивого развития;.
- миграционные и этнокультурные процессы; объекты природного и культурного наследия, туризм; образование, просвещение и здоровье населения.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Среднее профессиональное

2) Высшее - бакалавриат

3) Высшее - специалитет

4) Высшее - магистратура

5) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Распространение результатов профессиональной деятельности
Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельностиПредставляет результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности в виде отчета по установленной форме.
Представляет результаты работы в виде тезисов доклада, презентации на русском и/или иностранном языках в соответствии с нормами и правилами, принятыми в научном сообществе.
Защищает результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности в соответствии с нормами и правилами, принятыми в научном сообществе.
Знать:
- основы проектирования в профессиональной научно-исследовательской деятельности.
Уметь:
- проектировать, представлять, распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности.
Владеть:
- навыками защиты результатов своей научно-исследовательской деятельности.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Математическая и естественнонаучная подготовка
Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленностиОпределяет основные подходы и методы при решении задач профессиональной деятельности.
Применяет знания о фундаментальных разделов наук о Земле, а также имеет базовые знания естественно-научных и математических дисциплин.
Находит верное решение поставленных задач профессиональной деятельности путем применения имеющихся знаний.
Выбирает наиболее оптимальное решение задачи благодаря применению узкоспециализированных знаний (наук о Земле и др.).
Знать:
- теоретические основы математических и естественных наук, фундаментальных разделов наук о Земле.
Уметь:
- выполнять анализ географических данных на основе знаний фундаментальных разделов наук о Земле, математических и естественных наук.
Владеть:
- навыками применения знаний фундаментальных разделов наук о Земле в практической деятельности.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: Осуществление общепедагогической функции. Осуществление воспитательной деятельности.
Объект или область знания: Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
ПК-1 Способен выполнять полевые и изыскательские работы по получению информации физико-, социально-, экономико- и эколого-географической направленностиПроводит полевые исследования по сбору первичной географической информации.
Проводит камеральные изыскания по сбору статистической, картографической, фондовой, ведомственной и др. информации географической направленности.
Определяет способы, приемы и технические средства обработки первичной географической информации.
Знать:
как выполнять полевые и изыскательские работы по получению информации физико-, социально-, экономико- и эколого-географической направленности.
Уметь:
выполнять полевые и изыскательские работы по получению информации физико-, социально-, экономико- и эколого-географической направленности.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-2 Способен использовать специальные знания и методы географических наук при решении научно-исследовательских задачПрименяет знания и подходы географических наук для решения профильных научно-исследовательских задач.
Определяет круг задач в рамках поставленной цели, этапы научного исследования.
Подбирает приемы и методы, соответствующие целям и задачам научного исследования.
Знать:
как использовать специальные знания и методы географических наук при решении научно-исследовательских задач.
Уметь:
использовать специальные знания и методы географических наук при решении научно-исследовательских задач.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-3 Способен принимать участие в прикладных исследованиях природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем, подготовке проектной документации в соответствии с установленными требованиями.Выполняет отдельные мероприятия по исследованию природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем в рамках действующего плана.
Ведет документацию и оформляет отчетность по изыскательским мероприятиям в соответствии с установленными требованиями.
Участвует в разработке разделов проектной документации географического содержания.
Знать:
как проводить прикладные исследования природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем, подготовке проектной документации в соответствии с установленными требованиями.
Уметь:
проводить прикладные исследования природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем, подготовке проектной документации в соответствии с установленными требованиями.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 3.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 144 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Использование информационных технологий в подготовке к ОГЭ 29.0 18.0 0.0 0.0 0.0 11.0 0
Нормативно-правовое регулирование ОГЭ 28.0 17.0 0.0 0.0 0.0 11.0 0
Источники географической информации. Природопользование и геоэкология 27.0 16.0 0.0 0.0 0.0 11.0 0
Природа Земли и человек. Материки, океаны, народы и страны 28.0 17.0 0.0 0.0 0.0 11.0 0
География России. ЕГЭ 29.0 18.0 0.0 0.0 0.0 11.0 0
Итоговая аттестация 3.0 0 0 0 0 0 0
Итого 144 86 0 0 0 55 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
24/144 0 24/144 144 86 0.0 55.0 3.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 4 недели.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (42 часа, 6 часов в день)4 Неделя (18 часов, 6 часов в день)
Использование информационных технологий в подготовке к ОГЭ 29.0 66665
Нормативно-правовое регулирование ОГЭ 28.0 166663
Источники географической информации. Природопользование и геоэкология 27.0 36666
Природа Земли и человек. Материки, океаны, народы и страны 28.0 66664
География России. ЕГЭ 29.0 266663
Итоговая аттестация 3.0 3
Итого 144 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (42 часа, 6 часов в день)4 Неделя (18 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «География:Подготовка к сдаче ОГЭ с учётом ФГОС ООО»

10.1. Цель дисциплины заключается в развитии профессиональных навыков и компетенций преподавателей географии для эффективной подготовки учащихся к сдаче ОГЭ (Основного государственного экзамена) по данному предмету в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение особенностей ФГОС ООО и его влияния на организацию образовательного процесса по географии.
- Ознакомление с требованиями и структурой ОГЭ по географии.
- Разработка методов и приемов обучения, направленных на повышение успеваемости учащихся в предмете география.
- Изучение педагогических методик и технологий, способствующих развитию ключевых компетенций, необходимых для успешной сдачи ОГЭ по географии.
- Подготовка педагогов к эффективной работе с учебниками, дополнительными учебными материалами и ресурсами, способствующими успешной сдаче ОГЭ.
- Обучение методам проведения контрольных и промежуточных оценок для определения уровня подготовки учащихся к ОГЭ.
- Развитие у преподавателей навыков анализа и использования оценочных материалов ОГЭ для коррекции учебного процесса.
- Разработка индивидуальных планов подготовки учащихся к ОГЭ с учетом их академических потребностей и способностей.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Распространение результатов профессиональной деятельности
Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельностиПредставляет результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности в виде отчета по установленной форме.
Представляет результаты работы в виде тезисов доклада, презентации на русском и/или иностранном языках в соответствии с нормами и правилами, принятыми в научном сообществе.
Защищает результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности в соответствии с нормами и правилами, принятыми в научном сообществе.
Знать:
- основы проектирования в профессиональной научно-исследовательской деятельности.
Уметь:
- проектировать, представлять, распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности.
Владеть:
- навыками защиты результатов своей научно-исследовательской деятельности.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Математическая и естественнонаучная подготовка
Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленностиОпределяет основные подходы и методы при решении задач профессиональной деятельности.
Применяет знания о фундаментальных разделов наук о Земле, а также имеет базовые знания естественно-научных и математических дисциплин.
Находит верное решение поставленных задач профессиональной деятельности путем применения имеющихся знаний.
Выбирает наиболее оптимальное решение задачи благодаря применению узкоспециализированных знаний (наук о Земле и др.).
Знать:
- теоретические основы математических и естественных наук, фундаментальных разделов наук о Земле.
Уметь:
- выполнять анализ географических данных на основе знаний фундаментальных разделов наук о Земле, математических и естественных наук.
Владеть:
- навыками применения знаний фундаментальных разделов наук о Земле в практической деятельности.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: Осуществление общепедагогической функции. Осуществление воспитательной деятельности.
Объект или область знания: Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
ПК-1 Способен выполнять полевые и изыскательские работы по получению информации физико-, социально-, экономико- и эколого-географической направленностиПроводит полевые исследования по сбору первичной географической информации.
Проводит камеральные изыскания по сбору статистической, картографической, фондовой, ведомственной и др. информации географической направленности.
Определяет способы, приемы и технические средства обработки первичной географической информации.
Знать:
как выполнять полевые и изыскательские работы по получению информации физико-, социально-, экономико- и эколого-географической направленности.
Уметь:
выполнять полевые и изыскательские работы по получению информации физико-, социально-, экономико- и эколого-географической направленности.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-2 Способен использовать специальные знания и методы географических наук при решении научно-исследовательских задачПрименяет знания и подходы географических наук для решения профильных научно-исследовательских задач.
Определяет круг задач в рамках поставленной цели, этапы научного исследования.
Подбирает приемы и методы, соответствующие целям и задачам научного исследования.
Знать:
как использовать специальные знания и методы географических наук при решении научно-исследовательских задач.
Уметь:
использовать специальные знания и методы географических наук при решении научно-исследовательских задач.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-3 Способен принимать участие в прикладных исследованиях природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем, подготовке проектной документации в соответствии с установленными требованиями.Выполняет отдельные мероприятия по исследованию природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем в рамках действующего плана.
Ведет документацию и оформляет отчетность по изыскательским мероприятиям в соответствии с установленными требованиями.
Участвует в разработке разделов проектной документации географического содержания.
Знать:
как проводить прикладные исследования природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем, подготовке проектной документации в соответствии с установленными требованиями.
Уметь:
проводить прикладные исследования природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем, подготовке проектной документации в соответствии с установленными требованиями.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 141.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 86
лекции (Л) 86.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 55.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 141.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Использование информационных технологий в подготовке к ОГЭ Основные виды и методы реализации информационных технологий, используемых в различных предметных областях.
Методические приёмы использования ИКТ.
Сущность информационных технологий.
Характеристики и основные компоненты информационных технологий.
Содержание информационных технологий.
Интернет ресурс как метод подготовки к ОГЭ.
Дополнительное дистанционное обучение как метод подготовки к ОГЭ.
Необходимость использования информационных технологий на различных уровнях подготовки.
2. Нормативно-правовое регулирование ОГЭ Нормативная правовая база
Нормативное правовое регулирование порядка организации ОГЭ ОИВ субъектов Российской Федерации
Информация для участников ОГЭ
Требования к пункту проведения экзамена
3. Источники географической информации. Природопользование и геоэкология Признаки, причины нарушения экобалансов.
Ассимиляционный потенциал окружающей среды.
Интернализация экстерналий и учет природного фактора в экономической системе.
Экологическое содержание научно-технического прогресса.
Воспроизводство природных ресурсов.
Неравномерность размещения природных ресурсов по территории Земли.
Мировые природные ресурсы.
Использование невозобновимых ресурсов.
Основные принципы международного сотрудничества по проблемам природопользования и охраны окружающей природной среды.
Рыночный механизм финансирования отраслей природно-ресурсного комплекса.
Инвестиции в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды и их источники в России.
Развитие экологического предпринимательства.
Воспроизводство природных ресурсов.
4. Природа Земли и человек. Материки, океаны, народы и страны Биосфера, ее структура и функции.
Условия, необходимые для становления и существования ноосферы.
Противоречия в системе: природа-биосфера-человек.
Природные ресурсы и их использование.
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.
Образование Земли, ранние стадии ее эволюции и возникновение жизни.
Взаимодействие человека с другими элементами биосферы.
Географическая среда и характер влияния человека на природу, проблемы и противоречия данной сферы.
Компоненты окружающей среды.
Философский образ природы от древности до современности.
Основы системы: природа-биосфера-человек.
Современные проблемы экологии.
Явления и объекты природы.
Представления о биосфере как о космическом явлении.
Человек как универсальная сила природы.
5. География России. ЕГЭ Географическая и природоресурсная характеристика России (Российской Федерации) - самого крупного по площади государства на земном шаре.
Рельеф и геологическое строение, климатические пояса и погодные процессы территории страны, анализ водных ресурсов.
Система оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом: основные подходы, критерии и шкалы с примерами ответов экзаменуемых и комментариями.
Материалы для практических занятий по оценке выполнения заданий с развёрнутым ответом.
Эталоны оценивания ответов к отдельным заданиям.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Использование информационных технологий в подготовке к ОГЭ 18.0 0.0 0.0 0.0 11.0 29.0
2 Нормативно-правовое регулирование ОГЭ 17.0 0.0 0.0 0.0 11.0 28.0
3 Источники географической информации. Природопользование и геоэкология 16.0 0.0 0.0 0.0 11.0 27.0
4 Природа Земли и человек. Материки, океаны, народы и страны 17.0 0.0 0.0 0.0 11.0 28.0
5 География России. ЕГЭ 18.0 0.0 0.0 0.0 11.0 29.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002 — 272 с.

-Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ по геоэкологии и основам природопользования / сост.: А. В. Малаев, И. Н. Лиходумова. – Челябинск: Край Ра, 2021. – 32 с.

-Экономическая и социальная география России: учебное пособие / Е.М .П уд о в ик, И.Г. Мальганова. – Казань: Казан. федеральный ун-т, 2022. –149 с.

-Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных заданий / ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.

-Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в 2023 году / - 21 стр.

б) дополнительная литература:

- Общие основы педагогики : учеб. пособие / Е.В. Тонков – Белгород : ООО «Эпицентр», 2018. – 172 с.

- География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / В. П. Максаковский.— 20-е и зд .— М. : Просвещение, 2012. — 397 с.: ил., карт.

- ФГОС ООО

- Андреева, Н. Д. / Теория и методика обучения экологии / - Издательство Юрайт, 2018 г. — 190 стр.

- В.В. Беспалов / Информационные технологии / – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. – 134 стр.

- Е.В. Баранчиков / География / - М. : Издательский центр "Академия", 2016. - 335 стр.

- Ю. Ю. Громов / Информационные технологии / – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 г. – 260 стр.

- О.И. Пащенко / Информационные технологии в образовании / ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет» / - 228 стр.

- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.

- Рекомендации школьникам и родителям по подготовке к ОГЭ / - 15 стр.

- Геоэкология и природопользование: учебное пособие для студентов географических специальностей / С.Н. Артемова, Пенза: ПГУ.

- Геоэкология и природопользование : учеб. пособие для высш. пед. проф. образования / Н.Г.Комарова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. -с . 256.

- Общественная география России и мира [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. А. Балина, А. С. Лучников, Т. В. Субботина, Л. Ю. Чекменева, Л. Б. Чупина ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2022. - 341 с

- География: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ / В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина.»: АСТ, Астрель; Москва; 2010

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Как решается ситуация, если спорный вопрос возник при проверке задания экзамена экспертами?

a) Привлекается эксперт по любому предметному направлению, который может «взглянуть со стороны» на вопрос спора

б) Привлекается сам учащийся, с целью прояснения спорных вопросов в своей работе

в) Привлекается еще один специалист-эксперт чье мнение будет решающим

г) Привлекается организаторы экзамена для принятия решающего мнения

2. Каким способом осуществляется проверка экзаменационной работы?

a) Автоматизированная и индивидуальная

б) Автоматическая

в) Автоматическая и ручная

г) Ручная письменная и устная

3. Что привело к обезличиванию успеваемости и, в итоге, к ослаблению качества образования?

a) Работа педагога в процессе учебной деятельности с учетом внимательного изучения каждого учащегося

б) Система учета знаний по бригадно-лабораторному методу с учетом работы бригады в целом

в) Создание упорядоченной и строгой системы учета успеваемости учащихся, методов проверки и оценки знаний, умений и навыков

г) Текущий индивидуальный, систематически проводимый учет знаний учащихся

4. Какой из представленных периодов не предполагается для проверки экзаменационной работы учащихся?

a) Обработка данных по обязательным предметам

б) Обработка данных по предметам на выбор

в) Обсуждение данных результатов ЕГЭ/ОГЭ с учащимися

г) Рассылка результатов участникам ЕГЭ/ОГЭ

5. Какой метод оценки характеризуется действиями учителя: дает заранее заготовленное задание на отдельных листочках или карточках, на выполнение которого учащимся выделяется 10-12 минут?

a) Письменная проверка

б) Устный опрос учащихся

в) Контрольная работа

г) Поурочный балл

6. Как называется работа, подразумевающая сочинение-рассуждение небольшого объема, имеющее свободную композицию, отображающее индивидуальные впечатления и соображения по какому-то вопросу?

a) Изложение

б) Эссе

в) Резюме

г) Конспект

7. Какая категория учащихся могут быть допущены повторно к сдаче экзамена в текущем году по соответствующему предмету, на основании решения ГЭК г. Москвы?

a) Участники, покинувшие экзамен по причине нарушения ими поведения и установленного порядка его проведения

б) Участники, отсутствующие на экзамене по причине болезни или иных уважительных обстоятельств, документально подтвержденных

в) Участники, не набравшие балл «хорошо» или «очень хорошо»

г) Участники, отсутствующие на экзамене по причине семейных или иных уважительных обстоятельств

8. К какому виду контроля и оценки знаний учащихся относится характеристика: предложение учащимся вопросов с 3-4 вариантами ответа на каждый из них, с учетом единственного верного?

a) Продуктивный контроль

б) Программированный контроль

в) Выборочный контроль

г) Тестирование

9. К средствам обучения географии не относятся:

a) наглядные

б) вербальные

в) сенсорные

г) информационные

10. Вопрос тестовой части экзамена по географии (закрытого типа) включает четыре варианта ответа. Сколько из них являются верными?

a) 1

б) 4

в) 2

г) 3

11. Определите страну, в которой показатель ожидаемой продолжительности жизни наиболее высок:

a) США

б) Великобритания

в) Австралия

г) Норвегия

12. Что относят к личным навыкам исследовательской работы обучающихся:

a) постановку проблемы исследования

б) осуществление эксперимента

в) сбор и анализ информации

г) все ответы верны

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.