Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» ноября 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Эффективная подготовка обучающихся к проведению ВПР по истории в условиях реализации ФГОС ООО»
Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Эффективная подготовка обучающихся к проведению ВПР по истории в условиях реализации ФГОС ООО» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 46.03.01 История, Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 950.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Развитие профессиональных знаний и навыков педагогов и преподавателей в области подготовки учащихся к ВПР по истории в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Результатом программы повышения квалификации должно стать развитие профессиональных навыков, учитывающих требования ФГОС ООО по подготовке обучающихся к ВПР по истории. Участники программы должны усовершенствовать свои методы и подходы в обучении и контроле знаний учеников, а также научиться эффективной подготовке обучающихся к проведению ВПР по истории, что приведет к повышению их успеваемости и участия в интеллектуальных мероприятиях.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-организационно-управленческий;
-педагогический;
-научно-исследовательский;
-проектный;
-экспертно-аналитический;
-культурно-просветительский;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) организационно-управленческий
подготовка и обработка аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;
работа с базами данных и информационными системами;
2) педагогический
преподавание курса истории в образовательных организациях общего и профессионального образования;
формирование у учащихся в рамках общего и профессионального образования знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях российской и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; навыков исторического познания, работы с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
3) научно-исследовательский
поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации в соответствующем предметном, научном поле;
изучение специальной литературы или научно-исследовательских проектов в соответствии с профилем объекта профессиональной деятельности;
участие в проведении научных исследований, связанных с объектами профессиональной деятельности, в соответствии с утвержденными заданиями и методиками;
участие в подготовке обзоров, отчетов и научных публикаций (их разделов), подготовка рефератов, аннотаций, докладов и библиографических пособий по тематике проводимых исследований (на русском и иностранных языках);
участие в представлении результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований (на русском и иностранном языках);
участие в работе научных семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, симпозиумов; (рабочие языки – русский и иностранные);
участие в подготовке к изданию и научном комментировании текстов исторических источников;
работа в архивах и музеях, библиотеках; поиск необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах;
системное изучение и критическое осмысление эмпирических процессов, существующего опыта по тематике исследования, теоретических и прикладных методов их анализа;
4) проектный
участие в проектах, направленных на сохранение культурного наследия, противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных и религиозных меньшинств;
распространение через средства массовой информации сведений о народах, этнонациональных традициях;
популяризация антропологических и этнологических знаний.
5) экспертно-аналитический
сбор и обработка аналитической информации для органов государственного управления, местного самоуправления, учреждений и организаций сферы науки и культуры;
информационное обеспечение практической деятельности государственных и общественных организаций, корпораций, средств массовой информации, аналитических центров;
6) культурно-просветительский
участие в проектах, направленных на сохранение культурного наследия, противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных и религиозных меньшинств;
распространение через средства массовой информации сведений о народах, этнонациональных традициях;
популяризация антропологических и этнологических знаний.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
04 Культура, искусство (в сфере туристско-экскурсионной, музейной, культурно-просветительской деятельности);
11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия (в сфере средств массовой информации, информационных агентств, рекламы и связей с общественностью).
01 Образование и наука (в сферах: основного общего образования, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования; научных исследований);
07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сфере организационного и документационного обеспечения управления организациями, в том числе органах управления образованием);
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
человек и общество в культурном многообразии;
процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;
развитие культур мира;
биологическая природа человека в разных культурах;
универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека);
миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы;
государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения;
этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;
права этнических и религиозных меньшинств;
пол и возраст в различных культурах;
развитие и современные формы власти;
вариативные формы духовной жизни человека;
этика и этикет в разных культурах.
исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | ||
Общепедагогическая функция. Обучение | A/01.6 | -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы. - Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. - Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. - Планирование и проведение учебных занятий. - Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. - Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. - Формирование универсальных учебных действий. - Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ). - Формирование мотивации к обучению. - Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
Воспитательная деятельность | A/02.6 | -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. - Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. - Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера. - Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации. - Проектирование и реализация воспитательных программ. - Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). - Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). - Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления. - Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации. - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. - Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. - Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка |
Развивающая деятельность | A/03.6 | -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития. - Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе. - Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. - Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. - Оказание адресной помощи обучающимся. - Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. - Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка. - Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу. - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. - Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. - Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся |
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ | ||
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования | B/03.6 | -Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира. - Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития. - Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся. - Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования. - Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения. - Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения. - Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др. |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 04 Культура, искусство (в сфере туристско-экскурсионной, музейной, культурно-просветительской деятельности); | ||
культурно-просветительский | участие в проектах, направленных на сохранение культурного наследия, противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных и религиозных меньшинств; распространение через средства массовой информации сведений о народах, этнонациональных традициях; популяризация антропологических и этнологических знаний. | -человек и общество в культурном многообразии;. - процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;. - развитие культур мира;. - биологическая природа человека в разных культурах;. - универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека);. - миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы;. - государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения;. - этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;. - права этнических и религиозных меньшинств;. - пол и возраст в различных культурах;. - развитие и современные формы власти;. - вариативные формы духовной жизни человека;. - этика и этикет в разных культурах. |
проектный | участие в проектах, направленных на сохранение культурного наследия, противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных и религиозных меньшинств; распространение через средства массовой информации сведений о народах, этнонациональных традициях; популяризация антропологических и этнологических знаний. | -человек и общество в культурном многообразии;. - процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;. - развитие культур мира;. - биологическая природа человека в разных культурах;. - универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека);. - миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы;. - государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения;. - этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;. - права этнических и религиозных меньшинств;. - пол и возраст в различных культурах;. - развитие и современные формы власти;. - вариативные формы духовной жизни человека;. - этика и этикет в разных культурах. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия (в сфере средств массовой информации, информационных агентств, рекламы и связей с общественностью). | ||
экспертно-аналитический | сбор и обработка аналитической информации для органов государственного управления, местного самоуправления, учреждений и организаций сферы науки и культуры; информационное обеспечение практической деятельности государственных и общественных организаций, корпораций, средств массовой информации, аналитических центров; | -человек и общество в культурном многообразии;. - процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;. - развитие культур мира;. - биологическая природа человека в разных культурах;. - универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека);. - миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы;. - государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения;. - этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;. - права этнических и религиозных меньшинств;. - пол и возраст в различных культурах;. - развитие и современные формы власти;. - вариативные формы духовной жизни человека;. - этика и этикет в разных культурах. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сферах: основного общего образования, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования; научных исследований); | ||
научно-исследовательский | поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации в соответствующем предметном, научном поле; изучение специальной литературы или научно-исследовательских проектов в соответствии с профилем объекта профессиональной деятельности; участие в проведении научных исследований, связанных с объектами профессиональной деятельности, в соответствии с утвержденными заданиями и методиками; участие в подготовке обзоров, отчетов и научных публикаций (их разделов), подготовка рефератов, аннотаций, докладов и библиографических пособий по тематике проводимых исследований (на русском и иностранных языках); участие в представлении результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований (на русском и иностранном языках); участие в работе научных семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, симпозиумов; (рабочие языки – русский и иностранные); участие в подготовке к изданию и научном комментировании текстов исторических источников; работа в архивах и музеях, библиотеках; поиск необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах; системное изучение и критическое осмысление эмпирических процессов, существующего опыта по тематике исследования, теоретических и прикладных методов их анализа; | -исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках. |
педагогический | преподавание курса истории в образовательных организациях общего и профессионального образования; формирование у учащихся в рамках общего и профессионального образования знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях российской и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; навыков исторического познания, работы с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями; | -исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сфере организационного и документационного обеспечения управления организациями, в том числе органах управления образованием); | ||
организационно-управленческий | подготовка и обработка аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления; работа с базами данных и информационными системами; | -исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках. |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
4) Высшее - магистратура
5) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Источниковедческая деятельность | ||
Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности | Демонстрирует знание этапов и принципов работы с источниками, способов проверки их на аутентичность, основных систем классификации источников, особенностей типологизации письменных источников и приемов работы с ними. Применяет приемы критического анализа исторических источников. Владеет навыками интерпретации исторических фактов и исторической информации в различных областях отечественной и всеобщей истории. | Знать: - этапы становления, терминологию, современное состояние и методологию новейшей истории, исторические источники и специфику их использования в отечественных и зарубежных исследованиях. Уметь: - осуществлять критический анализ исторических исследований с учетом проблематики и методологии новейшей истории, на основе использования комплекса исторических источников и историографического опыта. Владеть: - навыками применения комплекса исторических источников и историографического опыта, теории и методологии новейшей истории при проведении страноведческих исследований. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Коммуникация | ||
Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии для решения исследовательских и практических задач профессиональной деятельности | Использует информационно-коммуникационные технологии и программные средства для поиска и обработки больших объемов информации по поставленной проблеме на основе стандартов и норм, принятых в профессиональной среде, и с учетом требований информационной безопасности. Систематизирует накопленный массив информации и формирует базы данных. Оперирует в работе основами информационно-библиографической культуры. | Знать: - информационно-коммуникационные технологии и программные средства для поиска и обработки больших объемов информации. Уметь: - систематизировать накопленные знания и формировать базу данных. Владеть: - навыком применения современных информационно-коммуникационных технологий для решения задач профессиональной деятельности. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Научно-исследовательская деятельность | ||
Способен применять знание основных проблем и концепций в области отечественной и всеобщей истории; заниматься интерпретацией прошлого в историографической теории и практике | Обладает знаниями об основных проблемах отечественной и всеобщей истории. Ориентируется в историографических направлениях и школах по всеобщей и отечественной истории. Владеет навыками определения концептуальных историографических моделей при анализе интерпретаций прошлого в историографии. | Знать: - этапы и методику составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии, подготовки докладов и статей по тематике новейшей истории зарубежных стран. Уметь: - творчески применять навыки исследовательской работы в области новейшей истории в научно-исследовательской, педагогической деятельности и для популяризации исторических знаний. Владеть: - навыками использования современных информационно-коммуникационных технологий при составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии, подготовке докладов и статей по тематике исследований в области новейшей истории. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: преподавание курса истории в образовательных организациях общего и профессионального образования; формирование у учащихся в рамках общего и профессионального образования знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях российской и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; навыков исторического познания, работы с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями; | |||
Объект или область знания: исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках. | |||
ПК-1 Способен использовать в исторических исследованиях профессиональные знания в области региональной и локальной истории | Применяет современные методы историографического анализа в изучении региональной и локальной истории. | Знать: основные современные подходы в изучении регионов мира. Уметь: использовать основные источники по региональной и локальной истории. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
ПК-2 Способен использовать в исторических исследованиях знания в области специальных исторических дисциплин, историографии и современных методов исторического исследования | Применяет современные методы исторического исследования в научной деятельности. | Знать: основные специальные исторические и историографические дисциплины. Уметь: использовать основные специальные методы исторической науки. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
ПК-3 Способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии, антропологии и этнологии | Владеет методами анализа профессиональных антропологических, археологических и этнологических текстов. | Знать: основные теоретические и методологические принципы антропологических и археологических исследований. Уметь: использовать археологические и этнографические источники в области исторических исследований. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 2.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 108 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Нормативно-правовые документы и требования к выполнению Всероссийской проверочной работы | 22.0 | 13.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 9.0 | 0 |
Спецификация КИМ ВПР по истории в 11 классе | 21.0 | 13.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 0 |
Критерии оценивания проверочных работ по истории | 20.0 | 12.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 0 |
Специфика обучения истории с учетом предметных знаний для прохождения ВПР в 11 классе | 21.0 | 13.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 0 |
Организация работы с учащимися и их родителями по подготовке к ВПР по истории в 11 классе | 22.0 | 13.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 9.0 | 0 |
Итоговая аттестация | 2.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 108 | 64 | 0 | 0 | 0 | 42 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
18/108 | 0 | 18/108 | 108 | 64 | 0.0 | 42.0 | 2.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 3 недели.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (24 часа, 6 часов в день) | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Нормативно-правовые документы и требования к выполнению Всероссийской проверочной работы | 22.0 | 6 | 6 | 6 | 4 | ||||||||||||||
Спецификация КИМ ВПР по истории в 11 классе | 21.0 | 2 | 6 | 6 | 6 | 1 | |||||||||||||
Критерии оценивания проверочных работ по истории | 20.0 | 5 | 6 | 6 | 3 | ||||||||||||||
Специфика обучения истории с учетом предметных знаний для прохождения ВПР в 11 классе | 21.0 | 3 | 6 | 6 | 6 | ||||||||||||||
Организация работы с учащимися и их родителями по подготовке к ВПР по истории в 11 классе | 22.0 | 6 | 6 | 6 | 4 | ||||||||||||||
Итоговая аттестация | 2.0 | 2 | |||||||||||||||||
Итого | 108 | 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (24 часа, 6 часов в день) |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Эффективная подготовка обучающихся к проведению ВПР по истории в условиях реализации ФГОС ООО»
10.1. Цель дисциплины заключается в обучении педагогов методам и стратегиям подготовки обучающихся к успешной сдаче выпускного экзамена по истории, а также повышении их профессиональной компетентности в организации учебного процесса для достижения наилучших результатов на ВПР.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основных требований и критериев оценки ВПР по истории в соответствии с ФГОС ООО.- Разработка эффективных стратегий и методов подготовки обучающихся к ВПР по истории.
- Ознакомление с примерами типовых заданий, которые могут встретиться на ВПР по истории.
- Обучение педагогов методике проведения пробных ВПР и анализу результатов для определения сильных и слабых сторон обучающихся.
- Развитие у педагогов навыков работы с различными образовательными материалами и ресурсами для подготовки к ВПР.
- Формирование педагогической компетентности в организации систематической подготовки и повторения материала с обучающимися.
- Подготовка педагогов к работе с индивидуальными потребностями и способностями обучающихся в процессе подготовки к ВПР по истории.
- Обучение методике поддержки и мотивации обучающихся в период подготовки к ВПР и во время экзамена.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Источниковедческая деятельность | ||
Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности | Демонстрирует знание этапов и принципов работы с источниками, способов проверки их на аутентичность, основных систем классификации источников, особенностей типологизации письменных источников и приемов работы с ними. Применяет приемы критического анализа исторических источников. Владеет навыками интерпретации исторических фактов и исторической информации в различных областях отечественной и всеобщей истории. | Знать: - этапы становления, терминологию, современное состояние и методологию новейшей истории, исторические источники и специфику их использования в отечественных и зарубежных исследованиях. Уметь: - осуществлять критический анализ исторических исследований с учетом проблематики и методологии новейшей истории, на основе использования комплекса исторических источников и историографического опыта. Владеть: - навыками применения комплекса исторических источников и историографического опыта, теории и методологии новейшей истории при проведении страноведческих исследований. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Коммуникация | ||
Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии для решения исследовательских и практических задач профессиональной деятельности | Использует информационно-коммуникационные технологии и программные средства для поиска и обработки больших объемов информации по поставленной проблеме на основе стандартов и норм, принятых в профессиональной среде, и с учетом требований информационной безопасности. Систематизирует накопленный массив информации и формирует базы данных. Оперирует в работе основами информационно-библиографической культуры. | Знать: - информационно-коммуникационные технологии и программные средства для поиска и обработки больших объемов информации. Уметь: - систематизировать накопленные знания и формировать базу данных. Владеть: - навыком применения современных информационно-коммуникационных технологий для решения задач профессиональной деятельности. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Научно-исследовательская деятельность | ||
Способен применять знание основных проблем и концепций в области отечественной и всеобщей истории; заниматься интерпретацией прошлого в историографической теории и практике | Обладает знаниями об основных проблемах отечественной и всеобщей истории. Ориентируется в историографических направлениях и школах по всеобщей и отечественной истории. Владеет навыками определения концептуальных историографических моделей при анализе интерпретаций прошлого в историографии. | Знать: - этапы и методику составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии, подготовки докладов и статей по тематике новейшей истории зарубежных стран. Уметь: - творчески применять навыки исследовательской работы в области новейшей истории в научно-исследовательской, педагогической деятельности и для популяризации исторических знаний. Владеть: - навыками использования современных информационно-коммуникационных технологий при составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии, подготовке докладов и статей по тематике исследований в области новейшей истории. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: преподавание курса истории в образовательных организациях общего и профессионального образования; формирование у учащихся в рамках общего и профессионального образования знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях российской и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; навыков исторического познания, работы с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями; | |||
Объект или область знания: исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках. | |||
ПК-1 Способен использовать в исторических исследованиях профессиональные знания в области региональной и локальной истории | Применяет современные методы историографического анализа в изучении региональной и локальной истории. | Знать: основные современные подходы в изучении регионов мира. Уметь: использовать основные источники по региональной и локальной истории. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
ПК-2 Способен использовать в исторических исследованиях знания в области специальных исторических дисциплин, историографии и современных методов исторического исследования | Применяет современные методы исторического исследования в научной деятельности. | Знать: основные специальные исторические и историографические дисциплины. Уметь: использовать основные специальные методы исторической науки. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
ПК-3 Способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии, антропологии и этнологии | Владеет методами анализа профессиональных антропологических, археологических и этнологических текстов. | Знать: основные теоретические и методологические принципы антропологических и археологических исследований. Уметь: использовать археологические и этнографические источники в области исторических исследований. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 106.0 часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 64 |
лекции (Л) | 64.0 |
практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
семинары (С) | 0.0 |
лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
Самостоятельная работа (СР, всего), | 42.0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость | 106.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
1. | Нормативно-правовые документы и требования к выполнению Всероссийской проверочной работы | Общие положения проведения ВПР. Осуществление мониторинга результатов перехода общеобразовательных организаций на реализацию образовательных программ ФГОС. Цели ВПР. Результаты ВПР и их использование для контроля состояния региональной системы образования в целом. Деятельность отдельных исполнителей по организации и проведению ВПР. Организация подготовки к проведению ВПР. Региональный координатор и его действия. Проведение ВПР. Особенности проведения ВПР. |
2. | Спецификация КИМ ВПР по истории в 11 классе | Назначение КИМ. Документы, определяющие содержание ВПР. Структура и содержание всероссийской проверочной работы. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом. КИМ ВПР как диагностика достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся. |
3. | Критерии оценивания проверочных работ по истории | Проблема создания современного инструментария оценки уровня достижений учащихся. Анализ нововведений учреждений образования в системе оценивания достижений учащихся при обучении истории Авторские системы оценивания учащихся на уроках истории. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков по предмету история. Оценка уровня достижений учащихся: проблема создания современного инструментария. Основные нововведения последних лет, инициированные образовательными учреждениями в системе оценки достижений учащихся. Примеры авторских систем оценивания достижений учащихся. Авторская система оценивания учащихся на уроках истории. |
4. | Специфика обучения истории с учетом предметных знаний для прохождения ВПР в 11 классе | Предмет и задачи методики обучения истории. Компоненты процесса обучения. Задачи методики. Пути изучения и работы по его усовершенствованию. пути исследования процесса обучения. Виды и формы эксперимента в методике обучения истории. Методика как отрасль. Научно-методическое и практически-организационное обеспечение учебного процесса начальной школы, формирование у детей основ теоретического мышления. Развивающее обучение на уроках истории. Методика повышения эффективности обучения истории. Познавательные возможности учащихся. Практическое применение познавательных возможностей учащихся в структуре урока. Влияние содержания и приемов преподавания истории на характер познавательной деятельности учащихся. Методика констатирующего эксперимента. |
5. | Организация работы с учащимися и их родителями по подготовке к ВПР по истории в 11 классе | Понятие ВПР, её цели задачи и методы реализации. Особенности содержания измерительных материалов и оценивания результатов диагностических работ. Модели тестовых заданий в диагностических работах по истории. Деятельность учителя по подготовке обучающихся к выполнению диагностических работ по истории. Современные системы оценивания результатов обучения истории учащихся основной школы. Учебные программы и учебники по истории. |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
1 | Нормативно-правовые документы и требования к выполнению Всероссийской проверочной работы | 13.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 9.0 | 22.0 |
2 | Спецификация КИМ ВПР по истории в 11 классе | 13.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 21.0 |
3 | Критерии оценивания проверочных работ по истории | 12.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 20.0 |
4 | Специфика обучения истории с учетом предметных знаний для прохождения ВПР в 11 классе | 13.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 21.0 |
5 | Организация работы с учащимися и их родителями по подготовке к ВПР по истории в 11 классе | 13.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 9.0 | 22.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-Подготовка к Всероссийским проверочным работам по общеобразовательным дисциплинам в профессиональных образовательных организациях : методические рекомендации / Н.А. Максимова, О. В. Назаренко, И. В. Козлихина, А. А. Мячина и др. ; ГБУ ДПО «КРИРПО». – Кемерово, 2022. – с. .
-Критерии оценивания по предметам история, обществознание.
-История : метод. пособие по подготовке к олимпиадам школьников : 6–11-й классы / А.В. Гусев, Е.П. Максименко. – М. : Изд. Дом МИСиС, 2016. – 64 с.
б) дополнительная литература:
- Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 151 с.
- Тахтарев, К. М. Очерки по истории первобытной культуры. Первобытное общество / К. М. Тахтарев. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с.
- ФГОС ООО
- Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в начальной школе: учебное пособие / авт.-сост. С.Г. Григорьева, А.А. Хафизова. – Казань: Казан. ун-т, 2021. – 96 с.
- Н.В. Страхова / Современный урок истории и обществознания / — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017 г. — 166 стр.
- Формы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся / – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2018 г.– 62 стр.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" / - 162 стр.
- Психолого-педагогическое сопровождение подготовки обучающихся к Всероссийской Проверочной Работе (ВПР) / - 7 стр.
- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.
- Александрова С.В., Андреевская Т.П., Журавлева О.Н. Подготовка обучающихся к региональным и всероссийским диагностическим работам по истории и обществознанию: реализация требований ФГОС: метод. пособие. – СПб.: СПб АППО, 2020. – 60 с.
- Методические рекомендации по повышению результатов ВПР по истории обучающихся 5–8, 11 классов общеобразовательных организаций города Севастополя (по итогам ВПР–2021). – Севастополь: ГАОУ ПО ИРО, 2021. – 7 с.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Выберите средство обучения, дидактические свойства которого являются наиболее эффективными.
a) Учебник
б) Наглядное пособие
в) Интерактивный цифровой образовательный ресурс
г) Видеофильм
2. Выберите из списка адрес Федерального портала «Российское образование»
a) http://window.edu.ru/
б) http://www.rusedu.ru/
в) http://www.school.edu.ru/
г) http://www.edu.ru/
3. Военная операция советских войск под Сталинградом завершилась
a) Выходом советских войск к Государственной границе СССР
б) Стабилизацией фронта и переходом к позиционной войне
в) Сражением под Прохоровкой
г) Окружением и уничтожением немецкой армии под командованием Ф. Паулюса
4. В России в первой половине XIX в. наиболее интесивно развивались предприятия
a) Нефтеперерабатывающие
б) Текстильные
в) Машиностроительные
г) Химические
5. В ряду причин, побудивших Александра I приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние
a) Теории «официальной народности»
б) Теорий общинного социализма
в) Идей Просвещения
г) Идей славянофильства
6. Укажите название города: "..Бои шли до 16 октября, после чего одесский гарнизон был эвакуирован в Крым. Оборонительные сражения в Крыму начались в сентябре-октябре 1941г. Наиболее длительной была оборона __, она длилась 250 дней."
a) Керчь
б) Одесса
в) Севастополь
г) Новороссийск
7. Из предложенных групп форм, методов и приёмов обучения выберите ту группу, которая позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке:
a) Рассказ, фронтальная работа, иллюстративно-объяснительный метод
б) Эвристическая беседа, «мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, работа в группах и парах, организация исследовательской деятельности
в) Объяснение учителя, беседа, действия по образцу
г) Нет верного ответа
8. Мастер Дионисий работал над росписями
a) Троице-Сергиева монастыря
б) Ферапонтова монастыря под Вологдой
в) Андроникова монастыря в Москве
г) Кирилло-Белозёрского монастыря
9. Завершение промышленного переворота в России означало:
a) Переход к машинному производству в ведущих отраслях промышленности
б) Национализацию крупной промышленности
в) Появление мануфактур
г) Преобладание промышленного сектора экономики над аграрным
10. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Укажите ответ, цифры в котором указаны в правильной последовательности.
a) 12345
б) 54321
в) 54231
г) 13245
11. Значение «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского заключалось в
a) Создание нового органа власти Земского собора
б) Обещание царя соблюдать законность
в) Введении нового принципа наследования престола
г) Учреждении в России патриаршества
12. Реформа управления государственными крестьянами была проведена П.Д.Киселевым в
a) 1801-1803 г.г.
б) 1837-1841 г.г.
в) 1861-1863г.г.
г) 1881-1884г.г.
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |