885,388 ПК - 72 часов. Современная цифровая образовательная среда Институт РОПКиП PO-2664
Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«23» ноября 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Современная цифровая образовательная среда»

Трудоемкость обучения по данной программе – 72 часа

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Современная цифровая образовательная среда» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 854.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)»

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Формирование у слушателей компетенций, необходимых для работы с новыми технологиями и методами обучения в цифровой образовательной среде.
В результате программы повышения квалификации участники получат необходимые знания и навыки для эффективной работы в цифровой образовательной среде. Они научатся использовать современные технологии и методы обучения, создавать и оценивать электронные образовательные ресурсы, организовывать взаимодействие и обратную связь с учащимися и коллегами. Они смогут успешно адаптироваться к быстро меняющимся технологиям и методам и применять их в своей работе.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-Хранение;

- передача и публикация цифровой информации;

-Ввод и обработка цифровой информации;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) Хранение

2) передача и публикация цифровой информации

3) Ввод и обработка цифровой информации

вод, хранение, обработка, передача и публикация цифровой информации, в т.ч. звука, изображений, видео- и мультимедиа на персональном компьютере, а также в локальных и глобальных компьютерных сетях

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

вод, хранение, обработка, передача и публикация цифровой информации, в т.ч. звука, изображений, видео- и мультимедиа на персональном компьютере, а также в локальных и глобальных компьютерных сетях

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

аппаратное и программное обеспечение персональных компьютеров и серверов;

периферийное оборудование;

источники аудиовизуальной информации;

звуко- и видеозаписывающее и воспроизводящее мультимедийное оборудование;

информационные ресурсы локальных и глобальных компьютерных сетей.

06.044 Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Консультирование граждан в области развития цифровой грамотности
Выполнение подготовительных работ по консультированию граждан в области применения информационно-коммуникационных технологийA/01.3-Ведение непосредственного приема обращений граждан.
- Электронная коммуникация по обращениям граждан.
- Поиск и обработка информации, необходимой для проведения консультаций в соответствии с рабочим заданием.
- Визуальное и дистанционное размещение информации и проведение консультаций.
- Ведение базы данных граждан, обратившихся за консультацией
Ознакомительное индивидуальное консультирование граждан в области информационно-коммуникационных технологийA/02.3-Объяснение и демонстрация алгоритма применения информационно-коммуникационных технологий.
- Информирование о наиболее типичных угрозах при работе в сети, с использованием средств коммуникации.
- Информирование об основных методах противодействия информационным угрозам.
- Ответы на вопросы граждан, связанные с цифровой тематикой.
- Проверка усвоения гражданином продемонстрированного алгоритма действий.
- Передача вводной информации по моделям устройств и их возможностям.
- Передача вводной информации о цифровых сервисах, доступных через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
- Ведение базы данных по ознакомительным первичным консультациям.
- Составление отчетной документации о предоставлении ознакомительных консультаций
Организационно-техническое обеспечение проведения информационно-просветительских мероприятий, направленных на развитие цифровой грамотности гражданA/03.3-Подготовка презентационных материалов для проведения информационно-просветительских мероприятий в соответствии с рабочим заданием.
- Подготовка оборудования для проведения информационно-просветительских мероприятий.
- Организация групповых и массовых мероприятий по развитию цифровой грамотности.
- Выполнение технических работ для проведения групповых и массовых мероприятий по развитию цифровой грамотности.
- Проведение опросов и анкетирования по результатам мероприятий, направленных на развитие цифровой грамотности.
- Подготовка сводной отчетной информации
Обобщенные трудовые функции: Организация и проведение мероприятий по консультированию граждан в области развития цифровой грамотности
Проведение информационно-просветительских мероприятий, направленных на развитие цифровой грамотности гражданB/01.5-Планирование комплекса информационно-просветительских мероприятий, направленных на развитие цифровой грамотности различных групп граждан и на продвижение услуг консультирования.
- Подготовка информационных и презентационных материалов для различных групп граждан о цифровой грамотности, перечне консультационных услуг и возможности их получения, в том числе для средств массовой информации.
- Разработка программ информационно-просветительских мероприятий по развитию цифровой грамотности различных групп граждан и продвижению услуг консультирования.
- Проведение групповых и массовых мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на формирование потребности в развитии и развитие цифровой грамотности, продвижение услуг консультирования по соответствующим вопросам.
- Анализ и оценка результативности отдельного мероприятия и комплекса мероприятий
Предоставление консультационных услуг по вопросам применения информационно-коммуникационных технологийB/02.5-Планирование консультации и системы консультаций.
- Проведение групповых и индивидуальных консультаций по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий.
- Информирование об основных методах противодействия информационным угрозам.
- Анализ и оценка результативности консультационной работы.
- Ведение документации, обеспечивающей предоставление консультационных услуг в соответствии с требованиями к отчетности
Консультационное сопровождение развития цифровой грамотности граждан с использованием информационных и образовательных ресурсовB/03.5-Проведение диагностики уровня цифровой грамотности обратившегося за консультацией гражданина.
- Консультационная поддержка выбора образовательной и (или) просветительской программы с учетом интересов, потребностей и уровня развития цифровой грамотности гражданина.
- Ознакомление гражданина с информационными ресурсами, направленными на развитие цифровой грамотности
Организационно-методическое обеспечение деятельности по предоставлению консультационных услуг в области развития цифровой грамотностиB/04.5-Анализ рынка цифровых продуктов и сервисов, цифровой грамотности населения и ресурсов их развития (информационных ресурсов, образовательных и просветительских программ).
- Формирование и ведение базы образовательных, просветительских программ и информационных ресурсов для формирования индивидуальной траектории развития цифровой грамотности гражданина.
- Перспективное планирование информационно-просветительских мероприятий и консультаций, направленных на развитие цифровой грамотности населения.
- Организация деятельности и профессиональная поддержка консультантов более низкой квалификации.
- Оценка результатов предоставления консультационных услуг.
- Разработка рекомендаций по вопросам популяризации среди населения различных возрастов информационно-коммуникационных технологий, диагностики и развития цифровой грамотности в процессе консультирования.
- Формирование рекомендаций для разработчиков образовательных и просветительских программ, направленных на развитие цифровой грамотности, по вопросам их наполнения и обновления в зависимости от запросов граждан.
- Организация внедрения современных методов, методик и форм консультирования по вопросам развития цифровой грамотности, распространение позитивного опыта консультирования

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
3 Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач. Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи Индивидуальная ответственность. Решение типовых практических задач Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учетом условий их выполнения. Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач Применение специальных знаний. Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до од-ного года). Практический опыт.
5 Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделе-ния Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения. Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): вод, хранение, обработка, передача и публикация цифровой информации, в т.ч. звука, изображений, видео- и мультимедиа на персональном компьютере, а также в локальных и глобальных компьютерных сетях
Ввод и обработка цифровой информациивод, хранение, обработка, передача и публикация цифровой информации, в т.ч. звука, изображений, видео- и мультимедиа на персональном компьютере, а также в локальных и глобальных компьютерных сетях-аппаратное и программное обеспечение персональных компьютеров и серверов;.
- периферийное оборудование;.
- источники аудиовизуальной информации;.
- звуко- и видеозаписывающее и воспроизводящее мультимедийное оборудование;.
- информационные ресурсы локальных и глобальных компьютерных сетей.
Хранение, передача и публикация цифровой информациивод, хранение, обработка, передача и публикация цифровой информации, в т.ч. звука, изображений, видео- и мультимедиа на персональном компьютере, а также в локальных и глобальных компьютерных сетях-аппаратное и программное обеспечение персональных компьютеров и серверов;.
- периферийное оборудование;.
- источники аудиовизуальной информации;.
- звуко- и видеозаписывающее и воспроизводящее мультимедийное оборудование;.
- информационные ресурсы локальных и глобальных компьютерных сетей.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Среднее профессиональное

2) Высшее - бакалавриат

3) Высшее - специалитет

4) Высшее - магистратура

5) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции

Общие компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общих компетенций:
ОК-5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.Использовать информационно-коммуникационные технологии для создания электронных презентаций, творческих работ по социальной тематикеУмения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение
Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности
ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.Демонстрация интереса к будущей профессии;
Применение творческого подхода при решении поставленных учебных задач.
Знать:
Специфику будущей профессии.
Сферу реализации полученных профессиональных навыков.
Уметь:
Реализовать полученную квалификацию в будущей профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: Ввод и обработка цифровой информации
Задача профессиональной деятельности: вод, хранение, обработка, передача и публикация цифровой информации, в т.ч. звука, изображений, видео- и мультимедиа на персональном компьютере, а также в локальных и глобальных компьютерных сетях
Объект или область знания: аппаратное и программное обеспечение персональных компьютеров и серверов; периферийное оборудование; источники аудиовизуальной информации; звуко- и видеозаписывающее и воспроизводящее мультимедийное оборудование; информационные ресурсы локальных и глобальных компьютерных сетей.
ПК-1.1 Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудованиеСоблюдение правил техники безопасности.
Выполнение правил эксплуатации аппаратного обеспечения, периферийных устройств.
Точность и скорость подготовки и настройки аппаратного обеспечения.
Решение проблем, возникающих в процессе эксплуатации аппаратных средств.
Выбор оборудования для выполнения конкретной технологии.
Управление аппаратными средствами и системами.
Устранение неполадок в работе оборудования.
Эффективная настройка операционной системы и выбор необходимых драйверов периферийного оборудования.
Знать:
подготовку к работе аппаратного обеспечения и периферийных устройств ПК;
использование информационных устройств: компьютера, принтера, модема, сканера.
настройки операционной системы ПК;
как работать с файловой структурой ПК;
Уметь:
выбирать эффективный способ выполнения файловых операций: создание, переименование, копирование, удаление и др.
06.044 Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)
ПК-1.2 Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителейПравила использования различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования (жесткого диска, компакт-дисков, флэш-накопителей, съемного диска, цифровой фото и видео камер, телевизора, сканера) для ввода цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер.
Правильный выбор носителя информации.
Знать:
как создать комплексные текстовые документы, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
как использовать в тексте таблицы, изображения;
Уметь:
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах);
демонстрировать навыки сканирования и распознавания документов, навыков сохранения результатов сканирования;
демонстрировать навыки передачи цифровых изображений с фото-, видеокамеры.
06.044 Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)
ПК-1.3 Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматыЗнание основных форматов хранения данных.
Использование соответствующих программ-конвертеров.
Умение конвертировать: текстовые файлы в различные форматы (.TXT, .RTF, .DOC, .DOCX, .ODT/ODF, .PDF, .HTML, .XML);графические файлы в различные форматы (.BMP, PCX, GIF, TIFF, GPEG, IMG, TGA);аудио файлы в различные форматы (аудиоформаты без сжатия, такие как WAV, AIFF;
аудиоформаты со сжатием без потерь (APE, FLAC);
аудиоформаты, с применением сжатия с потерями (mp3, ogg);видео файлы в различные форматы (MPEG, MPEG-1, MPEG-2, MPEG-4, HD, WMV,MOV).
Знать:
конвертирования файлов с цифровой информацией в различные форматы.
Уметь:
конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.
06.044 Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 72 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
ИКТ технологии в условиях цифровизации образования 15.0 9.0 0.0 0.0 0.0 6.0 0
Материально-техническая база образовательной организации и организация он-лайн мероприятий 14.0 9.0 0.0 0.0 0.0 5.0 0
Виды сетевого взаимодействия в образовании 13.0 8.0 0.0 0.0 0.0 5.0 0
Система дистанционного обучения в условиях информатизации и цифровизации 14.0 9.0 0.0 0.0 0.0 5.0 0
Интеграция образовательных технологий в условиях формирования компетенций обучающихся 15.0 9.0 0.0 0.0 0.0 6.0 0
Итоговая аттестация 1.0 0 0 0 0 0 0
Итого 72 44 0 0 0 27 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
12/72 0 12/72 72 44 0.0 27.0 1.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 2 недели.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (30 часов, 6 часов в день)
ИКТ технологии в условиях цифровизации образования 15.0 663
Материально-техническая база образовательной организации и организация он-лайн мероприятий 14.0 365
Виды сетевого взаимодействия в образовании 13.0 166
Система дистанционного обучения в условиях информатизации и цифровизации 14.0 662
Интеграция образовательных технологий в условиях формирования компетенций обучающихся 15.0 465
Итоговая аттестация 1.0 1
Итого 72 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (30 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Инновационные тенденции цифровизации образования»

10.1. Цель дисциплины состоит в освоении специалистами современных технологий и подходов в области цифровизации образования с целью оптимизации учебного процесса, повышения качества образования и развития цифровых компетенций.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основных понятий и принципов цифровизации образования. Студенты должны ознакомиться с основными понятиями и принципами цифровизации образования, понять их значение и влияние на современный учебный процесс.
- Анализ инновационных технологий и инструментов в цифровизации образования. Студенты должны изучить современные инновационные технологии и инструменты, такие как онлайн-платформы, виртуальная и дополненная реальность, облачные сервисы, их возможности и применение в образовательном процессе.
- Разработка и адаптация цифровых учебных материалов и ресурсов. Студенты должны научиться разрабатывать и адаптировать цифровые учебные материалы и ресурсы, учитывая потребности обучающихся, цели обучения и современные требования к образованию.
- Организация эффективного использования цифровых технологий в учебном процессе. Студенты должны освоить навыки организации эффективного использования цифровых технологий в учебном процессе, включая выбор подходящих инструментов, организацию интерактивных занятий, оценку эффективности использования технологий и обратную связь с обучающимися.
- Развитие цифровых компетенций преподавателей и обучающихся. Студенты должны научиться развивать цифровые компетенции у преподавателей и обучающихся, проводить обучение по цифровым навыкам и поддерживать их развитие в образовательной среде.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции

Общие компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общих компетенций:
ОК-5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.Использовать информационно-коммуникационные технологии для создания электронных презентаций, творческих работ по социальной тематикеУмения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение
Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности
ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.Демонстрация интереса к будущей профессии;
Применение творческого подхода при решении поставленных учебных задач.
Знать:
Специфику будущей профессии.
Сферу реализации полученных профессиональных навыков.
Уметь:
Реализовать полученную квалификацию в будущей профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: Ввод и обработка цифровой информации
Задача профессиональной деятельности: вод, хранение, обработка, передача и публикация цифровой информации, в т.ч. звука, изображений, видео- и мультимедиа на персональном компьютере, а также в локальных и глобальных компьютерных сетях
Объект или область знания: аппаратное и программное обеспечение персональных компьютеров и серверов; периферийное оборудование; источники аудиовизуальной информации; звуко- и видеозаписывающее и воспроизводящее мультимедийное оборудование; информационные ресурсы локальных и глобальных компьютерных сетей.
ПК-1.1 Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудованиеСоблюдение правил техники безопасности.
Выполнение правил эксплуатации аппаратного обеспечения, периферийных устройств.
Точность и скорость подготовки и настройки аппаратного обеспечения.
Решение проблем, возникающих в процессе эксплуатации аппаратных средств.
Выбор оборудования для выполнения конкретной технологии.
Управление аппаратными средствами и системами.
Устранение неполадок в работе оборудования.
Эффективная настройка операционной системы и выбор необходимых драйверов периферийного оборудования.
Знать:
подготовку к работе аппаратного обеспечения и периферийных устройств ПК;
использование информационных устройств: компьютера, принтера, модема, сканера.
настройки операционной системы ПК;
как работать с файловой структурой ПК;
Уметь:
выбирать эффективный способ выполнения файловых операций: создание, переименование, копирование, удаление и др.
06.044 Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)
ПК-1.2 Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителейПравила использования различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования (жесткого диска, компакт-дисков, флэш-накопителей, съемного диска, цифровой фото и видео камер, телевизора, сканера) для ввода цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер.
Правильный выбор носителя информации.
Знать:
как создать комплексные текстовые документы, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
как использовать в тексте таблицы, изображения;
Уметь:
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах);
демонстрировать навыки сканирования и распознавания документов, навыков сохранения результатов сканирования;
демонстрировать навыки передачи цифровых изображений с фото-, видеокамеры.
06.044 Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)
ПК-1.3 Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматыЗнание основных форматов хранения данных.
Использование соответствующих программ-конвертеров.
Умение конвертировать: текстовые файлы в различные форматы (.TXT, .RTF, .DOC, .DOCX, .ODT/ODF, .PDF, .HTML, .XML);графические файлы в различные форматы (.BMP, PCX, GIF, TIFF, GPEG, IMG, TGA);аудио файлы в различные форматы (аудиоформаты без сжатия, такие как WAV, AIFF;
аудиоформаты со сжатием без потерь (APE, FLAC);
аудиоформаты, с применением сжатия с потерями (mp3, ogg);видео файлы в различные форматы (MPEG, MPEG-1, MPEG-2, MPEG-4, HD, WMV,MOV).
Знать:
конвертирования файлов с цифровой информацией в различные форматы.
Уметь:
конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.
06.044 Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 71.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 44
лекции (Л) 44.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 27.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 71.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. ИКТ технологии в условиях цифровизации образования Трансформация педагогической деятельности в современных образовательных организациях.
Функции преподавателей вузов в современных условиях.
Функции преподавателя в цифровом образовании.
Образовательные риски в условиях цифровизации.
Цифровизация образования плюсы и минусы.
Классификация электронных и дистанционных средств обучения.
2. Материально-техническая база образовательной организации и организация он-лайн мероприятий Сущность материально-технической базы и состав основных фондов образования.
Модернизация образовательного комплекса.
Определение понятия материальная база.
Основные и оборотные фонды.
Состав основных фондов: составные части, другие вещественные элементы, необходимые для организации учебного процесса и научной работы.
Совершенствование материально-технической базы.
Цели и задачи совершенствования материально-технической базы.
Планирование и развитие материально-технической базы.
3. Виды сетевого взаимодействия в образовании Сущность сетевого взаимодействия.
Цели и задачи сетевого взаимодействия в образовании.
Нормативно-правовые основания для разработки и реализации сетевого взаимодействия в образовании.
Участники (субъекты) и ресурсы сетевого взаимодействия в образовании.
Организационные формы и модели сетевого взаимодействия.
4. Система дистанционного обучения в условиях информатизации и цифровизации Информационные технологии.
Этапы развития информационных технологий.
Понятие открытого образования и дистанционного обучения.
Открытое образование.
Дистанционное обучение.
Информационные технологии дистанционного обучения.
Типы дистанционных технологий.
Средства обучения в дистанционном обучении.
Изучение роли компьютерных технологий в процессе обучения, основные этапы их развития.
Дистанционное обучение как путь получения знаний, его характерные черты и формы занятий.
Преимущества и недостатки дистанционной формы обучения, ее развитие в Российской Федерации.
5. Интеграция образовательных технологий в условиях формирования компетенций обучающихся Разработка интенсивной модели интеграции информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс.
Формирование мотивации обучаемых к применению информационных технологий.
Цели изучения учебного курса, особенности оценивания качества обучения.
Использование интегрированного подхода на занятиях с целью развития потенциала воспитанников.
Задачи педагога при проведении интегрированных занятий, их структура.
Интеграция образовательных областей, игровой и информационно-компьютерной технологий.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 ИКТ технологии в условиях цифровизации образования 9.0 0.0 0.0 0.0 6.0 15.0
2 Материально-техническая база образовательной организации и организация он-лайн мероприятий 9.0 0.0 0.0 0.0 5.0 14.0
3 Виды сетевого взаимодействия в образовании 8.0 0.0 0.0 0.0 5.0 13.0
4 Система дистанционного обучения в условиях информатизации и цифровизации 9.0 0.0 0.0 0.0 5.0 14.0
5 Интеграция образовательных технологий в условиях формирования компетенций обучающихся 9.0 0.0 0.0 0.0 6.0 15.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-О.А. Громова / Совершенствование материально-технической базы школы, как один из факторов повышения качества образования / - Екатеринбург 2016 г. - 58 стр.

-Л.В. Вандышева / Организация сетевого взаимодействия / - Самара, - 52 стр.

-Тимохин, А. Ю. Информатизация образования как средство повышения эффективности образовательного процесса / А. Ю. Тимохин, А. Б. Исаева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 3.

-Е.В. Захарова / Формирование технологических компетенций на уроках технологии в школе / - Екатеринбург 2018 г.- 106 стр.

-Информационные технологии в системе образования в условиях цифровой трансформации / Под ред. Полеховой Е. В. – СПб: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2021. – 162 с.

б) дополнительная литература:

- Модель интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся в общеобразовательной организации: учебно-методическое пособие / А.Ю. Иванов, О.В. Сергеева. – Санкт-Петербург, 2020 – 89 стр.

- Е.В. Клюева / Педагогика: проблемы общего и дошкольного образования / - Арзамас 2013 г. - 254 стр.

- Т.А. Аймалетдинов / Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / – М.: Издательство НАФИ, 2019. – 88 стр.

- Невербальное общение / - 12 стр.

- В.В. Беспалов / Информационные технологии / – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. – 134 стр.

- Сетевое взаимодействие: ресурс инновационного развития / 2016 г. – 177 стр.

- С.Г. Крылова / Деловые коммуникации / - Екатеринбург 2014 г. - 105 стр.

- Е.К. Хеннер / Информационные технологии в образовании / - Пермь 2022 г. - 111 стр.

- Ю. Ю. Громов / Информационные технологии / – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 г. – 260 стр.

- Фундаментальная теория облачных технологий

- Видеоурок: Общая педагогика - педагогика как наука

- А.М. Санько / Средства обучения в условиях цифровизации образования / - Самара 2020 г. - 100 стр.

- Тимохин, А. Ю. Информатизация образования как средство повышения эффективности образовательного процесса / А. Ю. Тимохин, А. Б. Исаева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 3.

- Видеоурок: Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Что представляет собой дистанционное обучение?

a) процесс, который осуществляется исключительно на базе информационных и телекоммуникационных технологий

б) комплекс образовательных услуг, предоставляемых широкому слою населения на любом расстоянии от образовательных учреждений

в) процесс обучения, не предполагающий обратную связь от педагога

г) все вышеперечисленные ответы

2. Выберите основные компоненты эффективности системы дистанционного обучения

a) техническое, программное, информационное, учебно-методическое, организационное, финансовое обеспечение

б) учебный центр, информационные ресурсы, средства методического и технического обеспечения, обучающиеся, тьюторы, консультанты

в) техническое обеспечение, преподаватели, обучающиеся

г) нет правильного ответа

3. Что не относится к преимуществам системы дистанционного обучения?

a) возможность обучаться без отрыва от основной деятельности

б) гибкость в выборе места и времени обучения

в) предоставление бесплатного ПК на время прохождения курсов

г) обеспечение доступа ко многим источникам данных

4. … - это система управления содержимым сайта, специально разработанная для создания онлайн-курсов преподавателями. Вставьте пропущенное слово

a) Zoom

б) Moodle

в) Twitch

г) Wasd

5. Какой из перечисленных принципов не принадлежит к специфическим принципам СДО?

a) принцип интерактивности

б) принцип гибкости

в) принцип целостности

г) принцип модульности

6. В процессе дистанционного обучения роль обучающегося:

a) увеличивается, в большей степени усиливается уровень самоконтроля, самоорганизации

б) сокращается

в) нет существенных изменений

г) увеличивается непосредственно в процессе усвоения знаний

7. Учебные действия студента в рамках дистанционного образования хранятся в:

a) истории курса

б) протоколе действий

в) журнале успеваемости

г) сохранение не осуществляется

8. В чем заключается основное отличие СДО от традиционной системы?

a) использование только телекоммуникационных и интернет-ресурсов

б) сокращение значимости роли педагога в образовательном процессе

в) коренное изменение вида коммуникаций между обучающимися и педагогами

г) уменьшение качества предоставляемой услуги

9. Что такое информационные технологии?

a) Способы передачи и обработки информации

б) Материалы для печати

в) Программы для рисования

г) Средства связи

10. Что такое графический редактор?

a) Программа для создания и редактирования графических изображений

б) Устройство для сканирования документов

в) Видеокамера для записи видео

г) Клавиатура для ввода текста

11. Какой формат файлов наиболее подходит для хранения векторных изображений?

a) JPEG

б) PNG

в) GIF

г) SVG

12. Что такое пиксель?

a) Единица измерения длины

б) Единица измерения яркости

в) Единица измерения размера файла

г) Единица измерения разрешения изображения

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.