886.188 ПК - 72 часов. Музыкально-певческое воспитание и образование детей на основе народного пения в ДМШ. ДШИ Институт РОПКиП PO-2676
Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«22» ноября 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Музыкально-певческое воспитание и образование детей на основе народного пения в ДМШ. ДШИ»

Трудоемкость обучения по данной программе – 72 часа

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Музыкально-певческое воспитание и образование детей на основе народного пения в ДМШ. ДШИ» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 53.03.03 Вокальное искусство, Приказ Минобрнауки России от 07.06.2016 N 671, Приказ Минобрнауки России от 14.07.2017 N 659.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Подготовка и совершенствование профессиональных компетенций педагогов музыкальных школ и детских музыкальных школ, работающих в области народного пения и вокального искусства.
Программа обучения направлена на развитие навыков работы с детьми и подростками в области музыкально-певческого воспитания и образования, основанного на народном пении, а также на расширение знаний в области традиционных музыкальных жанров и исполнительского мастерства.
В результате программы преподаватели приобретут новые знания и умения, которые позволят им проводить эффективные занятия по музыкально-певческому воспитанию и образованию детей, а также разрабатывать и адаптировать педагогические программы с учетом особенностей учеников и современных требований в области музыкального образования.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-организационно-управленческий;

-культурно-просветительский;

-художественно-творческий;

-научно-исследовательский;

-педагогический;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) организационно-управленческий

руководство творческими коллективами (профессиональными, самодеятельными/любительскими);
осуществление функций специалиста, менеджера, референта, консультанта в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства (театрах, филармониях, концертных организациях, агентствах, дворцах и домах культуры и народного творчества и др.), в творческих союзах и обществах;
участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер- классов, юбилейных мероприятий).

2) культурно-просветительский

осуществление связи со средствами массовой информации, образовательными организациями и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами, клубами, дворцами и домами культуры и народного творчества), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства;
осуществление консультаций при подготовке творческих проектов области музыкального искусства.

3) художественно-творческий

концертное исполнение музыкальных произведений в различных модусах – соло, в составе ансамбля, хора, с оркестром, с хором;
работа в музыкальных театрах в качестве артиста;
проведение репетиционной работы с партнерами по ансамблю и в творческих коллективах.

4) научно-исследовательский

осуществление в рамках научного исследования сбора, обработки, анализа и обобщения информации;
представление итогов научного исследования в виде рефератов, научных статей, учебных изданий.

5) педагогический

Преподавание профессиональных дисциплин в области музыкального искусства (вокального искусства) в образовательных организациях среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.
Преподавание дисциплин музыкально-эстетической направленности в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего образования.
Преподавание дисциплин в области музыкального искусства в образовательных организациях дополнительного образования детей и взрослых.

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сферах: дошкольного, начального общего, основного общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования; научных исследований)

04 Культура, искусство (в сферах: музыкального исполнительства; культурно-просветительской деятельности; художественно-творческой деятельности)

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

образовательные организации основного общего, среднего общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей и взрослых, различные категории обучающихся.

Культурно-эстетическая среда; произведения музыкального искусства; авторы произведений музыкального искусства; (филармонии, концертные залы, дома культуры и т.д.), профессиональные ассоциации, средства массовой информации.

01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам
Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программыA/01.6-Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе.
- Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии).
- Организация, в том числе стимулирование и мотивация, деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях.
- Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации и самоопределения (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам).
- Текущий контроль, помощь обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях.
- Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы
Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программыA/02.6-Планирование подготовки досуговых мероприятий.
- Организация подготовки досуговых мероприятий.
- Проведение досуговых мероприятий
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитанияA/03.6-Планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся.
- Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) обучающихся.
- Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий.
- Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сферах: дошкольного, начального общего, основного общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования; научных исследований)
педагогическийПреподавание профессиональных дисциплин в области музыкального искусства (вокального искусства) в образовательных организациях среднего профессионального и дополнительного профессионального образования. Преподавание дисциплин музыкально-эстетической направленности в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего образования. Преподавание дисциплин в области музыкального искусства в образовательных организациях дополнительного образования детей и взрослых.-образовательные организации основного общего, среднего общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей и взрослых, различные категории обучающихся.
научно-исследовательскийосуществление в рамках научного исследования сбора, обработки, анализа и обобщения информации; представление итогов научного исследования в виде рефератов, научных статей, учебных изданий.-образовательные организации основного общего, среднего общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей и взрослых, различные категории обучающихся.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 04 Культура, искусство (в сферах: музыкального исполнительства; культурно-просветительской деятельности; художественно-творческой деятельности)
художественно-творческийконцертное исполнение музыкальных произведений в различных модусах – соло, в составе ансамбля, хора, с оркестром, с хором; работа в музыкальных театрах в качестве артиста; проведение репетиционной работы с партнерами по ансамблю и в творческих коллективах.-Культурно-эстетическая среда; произведения музыкального искусства; авторы произведений музыкального искусства; (филармонии, концертные залы, дома культуры и т.д.), профессиональные ассоциации, средства массовой информации.
культурно-просветительскийосуществление связи со средствами массовой информации, образовательными организациями и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами, клубами, дворцами и домами культуры и народного творчества), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства; осуществление консультаций при подготовке творческих проектов области музыкального искусства.-Культурно-эстетическая среда; произведения музыкального искусства; авторы произведений музыкального искусства; (филармонии, концертные залы, дома культуры и т.д.), профессиональные ассоциации, средства массовой информации.
организационно-управленческийруководство творческими коллективами (профессиональными, самодеятельными/любительскими); осуществление функций специалиста, менеджера, референта, консультанта в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства (театрах, филармониях, концертных организациях, агентствах, дворцах и домах культуры и народного творчества и др.), в творческих союзах и обществах; участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер- классов, юбилейных мероприятий).-Культурно-эстетическая среда; произведения музыкального искусства; авторы произведений музыкального искусства; (филармонии, концертные залы, дома культуры и т.д.), профессиональные ассоциации, средства массовой информации.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Среднее профессиональное

2) Высшее - бакалавриат

3) Высшее - специалитет

4) Высшее - магистратура

5) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Информационно-коммуникационные технологии
Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасностиЗнает принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
Умеет решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
Владеет навыками подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций с учетом требований информационной безопасности.
Знать:
– основные виды современных информационнокоммуникационных технологий;
– нормы законодательства в области защиты информации;
– методы обеспечения информационной безопасности;
Уметь:
– использовать компьютерные технологии для поиска, отбора и обработки информации, касающийся профессиональной деятельности;
– применять информационно-коммуникационные технологии в собственной педагогической, художественно-творческой и (или) научно-исследовательской деятельности;
Владеть:
– навыками использования информационно-коммуникационных технологий в собственной профессиональной деятельности;
– методами правовой защиты информации.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: История и теория музыкального искусства
Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапеОсознает основные этапы исторического развития музыкального искусства, жанры и стили инструментальной, вокальной музыки в их историческом развитии.
Осуществляет профессиональную деятельность с учетом анализа жанровой и стилевой принадлежности музыкальных произведений.
Для решения задач профессиональной деятельности пользуется методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий применяет профессиональную терминологию и лексику.
Знать:
- специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе.
Уметь:
- применять знания специфики музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе.
Владеть:
- методами применения знаний музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: художественно-творческий
Задача профессиональной деятельности: концертное исполнение музыкальных произведений в различных модусах – соло, в составе ансамбля, хора, с оркестром, с хором; работа в музыкальных театрах в качестве артиста; проведение репетиционной работы с партнерами по ансамблю и в творческих коллективах.
Объект или область знания: Культурно-эстетическая среда; произведения музыкального искусства; авторы произведений музыкального искусства; (филармонии, концертные залы, дома культуры и т.д.), профессиональные ассоциации, средства массовой информации.
Способен осуществлять на профессиональном уровне музыкально-исполнительскую деятельность в качестве камерного певца сольно и в составе профессиональных хоровых коллективовДемонстрирует музыкально-исполнительскую деятельность в качестве камерного певца сольно и в составе профессиональных хоровых коллективов.
Отличает различные приемы вокальной техники.
Демонстрирует знания произношения и лексики на иностранных языках, отчетливой дикцией и навыками сценической речи.
Демонстрирует основы вокальной культуры в области академического пения.
Знать:
– особенности физиологии певческого процесса;
– основы профессионального владения голосом;
– основы академической вокальной техники;
– основы сценического движения, специфику пластики в музыкальном театре;
– основные понятия классического танца, особенности характерного танца, основы историко-бытового танца;
– основные законы орфоэпии.
Уметь:
– использовать основные приемы звуковедения;
– читать с листа;
– использовать на практике основные методические установки ведущих педагогов-вокалистов;
– пользоваться вокальной справочной и методической литературой.
Владеть:
– различными приемами вокальной техники;
– спецификой исполнения вокальных произведений разных форм (ария, романс, монолог, баллада, песня);
– основами вокальной культуры в области академического пения;
– вокальной гигиеной и певческим режимом;
– практическими навыками исполнения различных танцев и пластических элементов;
– произношением и лексикой на иностранных языках, отчетливой дикцией и навыками сценической речи;
– профессиональной терминологией.
01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования
Тип задач профессиональной деятельности: организационно-управленческий
Задача профессиональной деятельности: руководство творческими коллективами (профессиональными, самодеятельными/любительскими); осуществление функций специалиста, менеджера, референта, консультанта в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства (театрах, филармониях, концертных организациях, агентствах, дворцах и домах культуры и народного творчества и др.), в творческих союзах и обществах; участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер- классов, юбилейных мероприятий).
Объект или область знания: Культурно-эстетическая среда; произведения музыкального искусства; авторы произведений музыкального искусства; (филармонии, концертные залы, дома культуры и т.д.), профессиональные ассоциации, средства массовой информации.
Способен создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведенияДемонстрирует различные вокально-исполнительские стили, школы, направления и их характеристики.
Различает специальную учебно-методическую и исследовательскую литературу по вопросам вокального искусства.
Понимает и раскрывает художественное содержание музыкального произведения.
Знать:
– различные вокально-исполнительские стили, школы, направления и их характеристики;
–специальную учебно-методическую и исследовательскую литературу по вопросам вокального искусства.
Уметь:
– осознавать и раскрывать художественное содержание музыкального произведения;
– анализировать произведения, написанные для голоса и инструмента с точки зрения стиля, характера выразительных средств, штрихов;
– анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций.
Владеть:
– навыками конструктивного критического анализа проделанной работы.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Способен осуществлять подбор репертуара для концертных программ и других творческих мероприятийДемонстрирует основы вокально-педагогического репертуара.
Осуществляет подбор репертуара для концерта определенной тематики.
Демонстрирует навыки работы с методической и музыковедческой литературой, посвященной изучению и исполнению музыкальных сочинений.
Знать:
– историю зарубежного и отечественного вокального искусства;
– значительный зарубежный и отечественный вокальный репертуар, включающий сольные и ансамблевые сочинения различных стилей и жанров;
– основные стили и жанры зарубежной и отечественной музыки;
– учебно-методическую и музыковедческую литературу, посвящённую вопросам изучения и исполнения музыкальных сочинений.
Уметь:
– подбирать репертуар для концерта определенной тематики.
Владеть:
– основным вокально-педагогическим репертуаром;
– представлениями об особенностях исполнения сочинений различных стилей и жанров;
– навыками работы с методической и музыковедческой литературой, посвящённой изучению и исполнению музыкальных сочинений.
01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 72 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Основы законодательства в области образования и культуры 15.0 9.0 0.0 0.0 0.0 6.0 0
Организация и содержание деятельности преподаватель ДМШ и ДШИ 14.0 9.0 0.0 0.0 0.0 5.0 0
История формирования учебной дисциплины «Концертмейстерский класс» 13.0 8.0 0.0 0.0 0.0 5.0 0
Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Психолого-педагогические инновации в деятельности концертмейстера 14.0 9.0 0.0 0.0 0.0 5.0 0
Профессионализм и компетентность концертмейстера ДМШ, ДШИ в современных условиях 15.0 9.0 0.0 0.0 0.0 6.0 0
Итоговая аттестация 1.0 0 0 0 0 0 0
Итого 72 44 0 0 0 27 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
12/72 0 12/72 72 44 0.0 27.0 1.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 2 недели.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (30 часов, 6 часов в день)
Основы законодательства в области образования и культуры 15.0 663
Организация и содержание деятельности преподаватель ДМШ и ДШИ 14.0 365
История формирования учебной дисциплины «Концертмейстерский класс» 13.0 166
Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Психолого-педагогические инновации в деятельности концертмейстера 14.0 662
Профессионализм и компетентность концертмейстера ДМШ, ДШИ в современных условиях 15.0 465
Итоговая аттестация 1.0 1
Итого 72 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (30 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Исполнительское мастерство концертмейстера в ДШИ, ДМШ»

10.1. Цель дисциплины заключается в совершенствовании профессиональных навыков и компетенций концертмейстера, работающего в детских школах искусств (ДШИ) или детских музыкальных школах (ДМШ). Основная задача - обеспечить высокий уровень подготовки концертмейстера для успешной работы в образовательных учреждениях, где важна поддержка и аккомпанемент учащихся, а также участие в различных музыкальных мероприятиях и концертах.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Повышение профессионального мастерства в сфере аккомпанемента и сопровождения музыкальных исполнителей, особенно детей, работающих в детских школах искусств.
- Изучение и совершенствование технических навыков владения инструментом концертмейстера (фортепиано, скрипка, флейта, гитара и т.д.), а также особенностей исполнительства в различных жанрах и стилях.
- Развитие умения адаптировать аккомпанемент и сопровождение под индивидуальные потребности и уровень музыкальных навыков учащихся.
- Ознакомление с репертуаром, характерным для учебной и концертной деятельности в детских музыкальных учреждениях.
- Изучение методических подходов и технологий работы концертмейстера с музыкальными коллективами и сольными исполнителями.
- Подготовка концертмейстера к организации и проведению музыкальных мероприятий, концертов и прослушиваний в рамках учебной программы.
- Развитие умения работать в творческом и коллективном процессе, адаптировать свои умения и навыки к особенностям образовательного учреждения и его артистической команды.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Информационно-коммуникационные технологии
Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасностиЗнает принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
Умеет решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
Владеет навыками подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций с учетом требований информационной безопасности.
Знать:
– основные виды современных информационнокоммуникационных технологий;
– нормы законодательства в области защиты информации;
– методы обеспечения информационной безопасности;
Уметь:
– использовать компьютерные технологии для поиска, отбора и обработки информации, касающийся профессиональной деятельности;
– применять информационно-коммуникационные технологии в собственной педагогической, художественно-творческой и (или) научно-исследовательской деятельности;
Владеть:
– навыками использования информационно-коммуникационных технологий в собственной профессиональной деятельности;
– методами правовой защиты информации.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: История и теория музыкального искусства
Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапеОсознает основные этапы исторического развития музыкального искусства, жанры и стили инструментальной, вокальной музыки в их историческом развитии.
Осуществляет профессиональную деятельность с учетом анализа жанровой и стилевой принадлежности музыкальных произведений.
Для решения задач профессиональной деятельности пользуется методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий применяет профессиональную терминологию и лексику.
Знать:
- специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе.
Уметь:
- применять знания специфики музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе.
Владеть:
- методами применения знаний музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: художественно-творческий
Задача профессиональной деятельности: концертное исполнение музыкальных произведений в различных модусах – соло, в составе ансамбля, хора, с оркестром, с хором; работа в музыкальных театрах в качестве артиста; проведение репетиционной работы с партнерами по ансамблю и в творческих коллективах.
Объект или область знания: Культурно-эстетическая среда; произведения музыкального искусства; авторы произведений музыкального искусства; (филармонии, концертные залы, дома культуры и т.д.), профессиональные ассоциации, средства массовой информации.
Способен осуществлять на профессиональном уровне музыкально-исполнительскую деятельность в качестве камерного певца сольно и в составе профессиональных хоровых коллективовДемонстрирует музыкально-исполнительскую деятельность в качестве камерного певца сольно и в составе профессиональных хоровых коллективов.
Отличает различные приемы вокальной техники.
Демонстрирует знания произношения и лексики на иностранных языках, отчетливой дикцией и навыками сценической речи.
Демонстрирует основы вокальной культуры в области академического пения.
Знать:
– особенности физиологии певческого процесса;
– основы профессионального владения голосом;
– основы академической вокальной техники;
– основы сценического движения, специфику пластики в музыкальном театре;
– основные понятия классического танца, особенности характерного танца, основы историко-бытового танца;
– основные законы орфоэпии.
Уметь:
– использовать основные приемы звуковедения;
– читать с листа;
– использовать на практике основные методические установки ведущих педагогов-вокалистов;
– пользоваться вокальной справочной и методической литературой.
Владеть:
– различными приемами вокальной техники;
– спецификой исполнения вокальных произведений разных форм (ария, романс, монолог, баллада, песня);
– основами вокальной культуры в области академического пения;
– вокальной гигиеной и певческим режимом;
– практическими навыками исполнения различных танцев и пластических элементов;
– произношением и лексикой на иностранных языках, отчетливой дикцией и навыками сценической речи;
– профессиональной терминологией.
01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования
Тип задач профессиональной деятельности: организационно-управленческий
Задача профессиональной деятельности: руководство творческими коллективами (профессиональными, самодеятельными/любительскими); осуществление функций специалиста, менеджера, референта, консультанта в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства (театрах, филармониях, концертных организациях, агентствах, дворцах и домах культуры и народного творчества и др.), в творческих союзах и обществах; участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер- классов, юбилейных мероприятий).
Объект или область знания: Культурно-эстетическая среда; произведения музыкального искусства; авторы произведений музыкального искусства; (филармонии, концертные залы, дома культуры и т.д.), профессиональные ассоциации, средства массовой информации.
Способен создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведенияДемонстрирует различные вокально-исполнительские стили, школы, направления и их характеристики.
Различает специальную учебно-методическую и исследовательскую литературу по вопросам вокального искусства.
Понимает и раскрывает художественное содержание музыкального произведения.
Знать:
– различные вокально-исполнительские стили, школы, направления и их характеристики;
–специальную учебно-методическую и исследовательскую литературу по вопросам вокального искусства.
Уметь:
– осознавать и раскрывать художественное содержание музыкального произведения;
– анализировать произведения, написанные для голоса и инструмента с точки зрения стиля, характера выразительных средств, штрихов;
– анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций.
Владеть:
– навыками конструктивного критического анализа проделанной работы.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Способен осуществлять подбор репертуара для концертных программ и других творческих мероприятийДемонстрирует основы вокально-педагогического репертуара.
Осуществляет подбор репертуара для концерта определенной тематики.
Демонстрирует навыки работы с методической и музыковедческой литературой, посвященной изучению и исполнению музыкальных сочинений.
Знать:
– историю зарубежного и отечественного вокального искусства;
– значительный зарубежный и отечественный вокальный репертуар, включающий сольные и ансамблевые сочинения различных стилей и жанров;
– основные стили и жанры зарубежной и отечественной музыки;
– учебно-методическую и музыковедческую литературу, посвящённую вопросам изучения и исполнения музыкальных сочинений.
Уметь:
– подбирать репертуар для концерта определенной тематики.
Владеть:
– основным вокально-педагогическим репертуаром;
– представлениями об особенностях исполнения сочинений различных стилей и жанров;
– навыками работы с методической и музыковедческой литературой, посвящённой изучению и исполнению музыкальных сочинений.
01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 71.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 44
лекции (Л) 44.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 27.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 71.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Основы законодательства в области образования и культуры Теоретические основы законодательства в области образования и культуры.
Общие положения о законодательстве в сфере образования и культуры: предмет, цели, задачи, принципы.
Правовой статус обучающихся.
Структура образования и её виды.
Государственная регламентация образовательной деятельности.
Права и свободы человека в области культуры.
История образования законодательства в сфере образования и культуры.
2. Организация и содержание деятельности преподаватель ДМШ и ДШИ Теоретические основы возникновения научной организации труда.
Сущность НОТ и их содержание, задачи и направления, теоретические основы и названия.
Оценка эффективности или результативности сотрудников и руководителей.
Анализ и совершенствование организации труда персонала на примере детской музыкальной школы (ДМШ) и детской школы искусств (ДШИ).
Особенности управления и организации труда в образовательных учреждениях на примере ДМШ и ДШИ.
Анализ и совершенствование организации труда персонала детской музыкальной школы.
Пути совершенствования системы стимулирования труда в ДМШ и ДШИ.
Совершенствование системы стимулирования труда в ДМШ и ДШИ.
3. История формирования учебной дисциплины «Концертмейстерский класс» Дисциплина «Концертмейстерский класс» как обязательный элемент подготовки профессионального пианиста.
Специфика предмета.
Формирования ансамблевого мастерства музыканта-исполнителя.
Основные цели и задачи дисциплины по подготовке концертмейстеров, ее содержание, предмет и методика преподавания, значение в воспитании учителя-музыканта.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины, ее структура, главные части и их содержание.
4. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Психолого-педагогические инновации в деятельности концертмейстера Роль фортепиано в ансамбле с солистом.
Последовательность усложнения изучаемого репертуара.
Особенности аккомпанирования вокалистам.
Темп и ритм в ансамбле.
Гармонический анализ, форма, педализация.
Развитие навыков подбора по слуху и транспонирования.
5. Профессионализм и компетентность концертмейстера ДМШ, ДШИ в современных условиях Концертмейстер как человек, который ставит программу, выполняя педагогическую работу.
Особенности работы аккомпанемента.
Психологический аспект формирования состояния психологической готовности к выступлению.
Работа к транспонированию, чтение нот с листа.
Способности, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера.
Аккомпанемент как часть музыкального произведения, исполнительские средства.
Особенности работы концертмейстера с вокалистами в классе и на концертной эстраде.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Основы законодательства в области образования и культуры 9.0 0.0 0.0 0.0 6.0 15.0
2 Организация и содержание деятельности преподаватель ДМШ и ДШИ 9.0 0.0 0.0 0.0 5.0 14.0
3 История формирования учебной дисциплины «Концертмейстерский класс» 8.0 0.0 0.0 0.0 5.0 13.0
4 Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Психолого-педагогические инновации в деятельности концертмейстера 9.0 0.0 0.0 0.0 5.0 14.0
5 Профессионализм и компетентность концертмейстера ДМШ, ДШИ в современных условиях 9.0 0.0 0.0 0.0 6.0 15.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Генова Н.М. Основы культурной политики. Учебно-методическое пособие. – Омск: ФКиИ ОмГУ, 2011. – (Курс лекций).

-Национальная ассоциация школ искусств «Балакиревское движение» / Образовательное пространство ДШИ / - Казань 2019 г. - 112 стр.

-Специфика деятельности концертмейстера в школе искусств / Высоковск, 2017. - 18 с.

-Веселова Е.Л. Развитие концертмейстерского мастерства в процессе подготовки пианистов: учебно-методическое пособие. – Ялта: РИО ГПА КФУ, 2019. – 120 с.

-Программа учебного предмета / Концертмейстерский класс / Санкт-Петербург, 2020 / 21 с.

б) дополнительная литература:

- Золотарева А.В. Современные проблемы дополнительного образования детей: учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. – 410 с.

- Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в начальной школе: учебное пособие / авт.-сост. С.Г. Григорьева, А.А. Хафизова. – Казань: Казан. ун-т, 2021. – 96 с.

- А.В.Леонтович / Организация содержательной деятельности учреждения дополнительного образования детей Москва 2011 г. - 123 стр.

- Т.В. Рябко / Дополнительное профессиональное образование: о законодательном и методическом обеспечении / - Изд-во Академии Пастухова, 2015 г.– 260 стр.

- Труфанова И.Н. / Особенности работы концертмейстера в классе хорового пения детской школы искусств / Челябинск-2017 г. - 20 стр.

- Е.Р. Ястребова / Специфика работы концертмейстера в классе вокала / - Нижний Новгород 2013 г. - 19 стр.

- Золотарева, А. В.  Методика преподавания по программам дополнительного образования детей : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 315 с.

- Е.П. Куприянова / Концертмейстер на уроках в детской школе искусств / - Новосибирск 2018 г. - 27 стр.

- Педагогика музыкального образования: проблемы и перспективы развития: Материалы II международной очно-заочной научно-практической конференции (Нижневартовск, 26 ноября 2008 года) / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. — 192 с.

- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.

- Видеоурок: Дополнительное образование

- Специфика деятельности концертмейстера в школе искусств / Высоковск, 2017. - 18 с.

- Черноиванова И.А. Особенности работы концертмейстера с детским хором / Ахтырское, 2022. - 17 с.

- Веселова Е.Л. Развитие концертмейстерского мастерства в процессе подготовки пианистов: учебно-методическое пособие. – Ялта: РИО ГПА КФУ, 2019. – 120 с.

- Практические достижения и теоретические исследования в педагогике и психологии при реализации дополнительных предпрофессиональных программ / Строитель, 2020. - 141 с.

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Концертмейстер – это:

a) музыкант, сопровождающий игру солиста, ансамбля

б) человек, организующий концертную жизнь

в) любитель, регулярно посещающий концерты

2. Концертмейстеру отведена роль:

a) подчиненного

б) полноправного партнёра

в) руководителя действий солиста

3. Что является кульминационным моментом всей проделанной работы концертмейстера?

a) индивидуальная работа над партией аккомпанемента

б) рабочее (репетиционное) исполнение

в) концертное исполнение

4. В сферу должностных обязанностей концертмейстера не входит знание:

a) произведений разных эпох, стилей, жанров, их редакций и традиций интерпретации

б) основ педагогики

в) основ экономики и организации, производства и управления

5. Профессиональное отношение между концертмейстером и солистом характеризуется:

a) восприятием и пониманием друг друга, личной привлекательностью, взаимовлиянием

б) сотворчеством

в) взаимной выгодой

6. Профессиональный концертмейстер должен:

a) иметь навыки беглого чтения с листа

б) предчувствовать действия солиста

в) все вышеперечисленное

7. Кого не принято называть концертмейстером?

a) артиста кордебалета

б) первого скрипача оркестра

в) пианиста, помогающего исполнителям разучивать партии и аккомпанировать им в концертах

8. Какие цели должен ставить перед собой концертмейстер в процессе чтения нотного текста с листа?

a) исполнения всего, что написано в тексте

б) передачу характера музыкального образа

в) одновременно с солистом начать и закончить

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.