889,888 ПК - 36 часов. Преподаватель медицинских дисциплин Институт РОПКиП PO-2691
Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«22» ноября 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Преподаватель медицинских дисциплин»

Трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Преподаватель медицинских дисциплин» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 32.02.01 Медико-профилактическое дело, Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 500.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела»

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Обучение преподавателей медицинских дисциплин современным методам и технологиям преподавания, а также расширение и углубление их знаний в области медицины и здравоохранения. Программа направлена на повышение квалификации специалистов, которые занимаются подготовкой будущих врачей и медицинских работников.
Цель программы также заключается в развитии у преподавателей компетенций в области использования современных методов обучения, таких как дистанционное обучение и активное обучение, а также в обучении доступного и понятного общения с различными слушателями, учитывая их индивидуальные потребности и особенности.
В результате программы преподаватели медицинских дисциплин получат новые знания и навыки, которые помогут им эффективнее преподавать медицинские дисциплины, повысить компетентность в области медицины и здравоохранения, а также подготовить квалифицированных и профессиональных врачей и медицинских работников.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-Санитарно-эпидемиологические наблюдения за состоянием инфекционной и паразитарной заболеваемости населения и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий (под руководством врача-эпидемиолога);

-Санитарно-гигиенические наблюдения;

- обследования и исследования условий воспитания и обучения детей и подростков (под руководством врача по гигиене детей и подростков);

- обследования и исследования условий и качества питания населения (под руководством врача по гигиене питания);

- обследования и исследования условий труда работающего населения (под руководством врача по гигиене труда);

- обследования и исследования среды обитания и условий проживания населения (под руководством врача по общей и коммунальной гигиене);

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) Санитарно-эпидемиологические наблюдения за состоянием инфекционной и паразитарной заболеваемости населения и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий (под руководством врача-эпидемиолога)

санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования различных факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

2) Санитарно-гигиенические наблюдения

3) обследования и исследования условий воспитания и обучения детей и подростков (под руководством врача по гигиене детей и подростков)

4) обследования и исследования условий и качества питания населения (под руководством врача по гигиене питания)

5) обследования и исследования условий труда работающего населения (под руководством врача по гигиене труда)

6) обследования и исследования среды обитания и условий проживания населения (под руководством врача по общей и коммунальной гигиене)

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования различных факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

среда обитания человека и состояние здоровья населения;

лабораторно-инструментальное оборудование, приборы, материалы, документация;

первичные трудовые коллективы.

02.002 Специалист в области медико-профилактического дела
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Деятельность по обеспечению функционирования органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), и учреждений, обеспечивающих их деятельность
Организация, контроль, планирование и анализ деятельности органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), и учреждений, обеспечивающих их деятельностьD/02.8-Организация деятельности органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), и учреждений, обеспечивающих их деятельность.
- Организация деятельности структурных подразделений органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), и учреждений, обеспечивающих их деятельность.
- Организация разработки учебно-методических, научно-методических публикаций, пособий, рекомендаций по вопросам организации санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
- Принятие решений и утверждение локальных нормативных правовых актов деятельности органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), и учреждений, обеспечивающих их деятельность.
- Контроль доведения, применения, исполнения локальных нормативных правовых актов деятельности органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), и учреждений, обеспечивающих их деятельность.
- Контроль за осуществлением государственного статистического наблюдения в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
- Установление количественных, качественных целевых показателей деятельности органов, учреждений (подразделений).
- Планирование деятельности органов и учреждений (подразделений), определение основных действий, разработка и построение системы планов, направленных на выполнение профессиональных задач в установленной сфере деятельности.
- Анализ результатов деятельности органов, учреждений (подразделений), корректировка фактических показателей, оптимизация форм и методов работы.
- Подготовка и представление отчетности о деятельности органов и учреждений (подразделений).
- Проведение анализа и оценки эффективности федерального государственного контроля (надзора).
- Подготовка на основании результатов деятельности государственных докладов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите прав потребителей в Российской Федерации
Взаимодействие с подразделениями и представителями вышестоящих организаций, органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданамиD/03.8-Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.
- Организация подготовки и размещения информации об услугах, оказываемых гражданам, на сайте организации, обеспечение информационной открытости организации в установленном порядке.
- Ведение личного приема граждан, представителей юридических лиц, консультирование по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
- Представление интересов организации в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
- Поддержание устойчивой связи с вышестоящей организацией и структурными подразделениями.
- Информационное взаимодействие с вышестоящей организацией.
- Формирование проектов планов и программ деятельности организации, предложений по проекту государственного задания для представления в вышестоящую организацию
Обеспечение развития деятельности органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), и учреждений, обеспечивающих их деятельностьD/04.8-Идентификация задач в области развития органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), и учреждений, обеспечивающих их деятельность.
- Руководство внедрением в органах и учреждениях инновационных форм деятельности, современных методов и инструментов оказания услуг.
- Формирование предложений по повышению эффективности деятельности органов и учреждений.
- Развитие кадрового обеспечения, принятие решений в области управления персоналом органов и учреждений, утверждение штатного расписания, локальных нормативных правовых актов по кадровым вопросам.
- Обеспечение помещениями, оснащение оборудованием, техническими средствами.
- Оптимизация финансовых и бухгалтерских функций органов и учреждений.
- Развитие использования современных информационных технологий для контроля расходования финансовых средств организации.
- Организация контроля хозяйственной деятельности организации.
- Обеспечение норм трудового законодательства Российской Федерации и требований охраны труда.
- Создание условий для соблюдения правил пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм в организации.
- Координирование внутреннего и межведомственного документооборота.
- Разработка информационно-аналитических программ, определение показателей и формирование системы мониторинга деятельности организации
Обобщенные трудовые функции: Деятельность по организации федерального государственного контроля (надзора)
Обеспечение координации и полномочий в области федерального государственного контроля (надзора)E/01.9-Организация и координация осуществления федерального государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности.
- Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
- Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере защиты прав потребителей.
- Координация государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
- Принятие постановлений, издание распоряжений и указаний, утверждение методических, инструктивных документов в установленной сфере деятельности.
- Внесение в федеральные органы исполнительной власти предложений о приведении в соответствие с санитарным законодательством утвержденных указанными органами документов.
- Внесение в Правительство Российской Федерации предложений о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации.
- Выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии утверждаемых федеральными органами исполнительной власти проектов требований охраны труда, охраны окружающей среды, проектов федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, проектов нормативных правовых актов и федеральных целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
- Утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.
- Руководство проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
8 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли. Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов. Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности. Программы подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт.
9 Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами. Значительный вклад в определенную область деятельности. Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях. Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов. Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотрас-левого характера. Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования различных факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования среды обитания и условий проживания населения (под руководством врача по общей и коммунальной гигиене)санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования различных факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения-среда обитания человека и состояние здоровья населения;.
- лабораторно-инструментальное оборудование, приборы, материалы, документация;.
- первичные трудовые коллективы.
Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий труда работающего населения (под руководством врача по гигиене труда)санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования различных факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения-среда обитания человека и состояние здоровья населения;.
- лабораторно-инструментальное оборудование, приборы, материалы, документация;.
- первичные трудовые коллективы.
Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий и качества питания населения (под руководством врача по гигиене питания)санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования различных факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения-среда обитания человека и состояние здоровья населения;.
- лабораторно-инструментальное оборудование, приборы, материалы, документация;.
- первичные трудовые коллективы.
Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий воспитания и обучения детей и подростков (под руководством врача по гигиене детей и подростков)санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования различных факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения-среда обитания человека и состояние здоровья населения;.
- лабораторно-инструментальное оборудование, приборы, материалы, документация;.
- первичные трудовые коллективы.
Санитарно-эпидемиологические наблюдения за состоянием инфекционной и паразитарной заболеваемости населения и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий (под руководством врача-эпидемиолога)санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования различных факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения-среда обитания человека и состояние здоровья населения;.
- лабораторно-инструментальное оборудование, приборы, материалы, документация;.
- первичные трудовые коллективы.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Среднее профессиональное

2) Высшее - бакалавриат

3) Высшее - специалитет

4) Высшее - магистратура

5) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции

Общие компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общих компетенций:
ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.Видеть объективную картину развития общества.
Понимать место и роль человека в системе общественных отношений.
Быть политически грамотным и корректным.
Понимать роль государства и его политики (законодательства) в экономике, социальной и культурной сферах.
Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства.
Умения: Выполнять самоанализ профессиональной пригодности; определять ближайшие и долгосрочные цели в профессиональной деятельности Участвовать в мероприятиях, способствующих профессиональному развитию. Демонстрировать стабильную положительную динамику результатов учебной деятельности по разным дисциплинам и профессиональной программе в целом.
Знания: Аргументов выбора специальности, определение профессиональных планов. Социальной роли и значимости профессиональной деятельности, основных видов деятельности на рабочем месте.
ОК-3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области планирования логистического процесса в организациях (подразделениях) различных сфер деятельности.Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;
определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия;
определять необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план;
оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
методы работы в профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач;
порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования среды обитания и условий проживания населения (под руководством врача по общей и коммунальной гигиене)
Задача профессиональной деятельности: санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования различных факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Объект или область знания: среда обитания человека и состояние здоровья населения; лабораторно-инструментальное оборудование, приборы, материалы, документация; первичные трудовые коллективы.
ПК-1.1 Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологических обследований коммунальных объектов земельных участков, жилых и общественных зданий и сооружений с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.Участвует в проведении санитарно-эпидемиологических обследований коммунальных объектов земельных участков, жилых и общественных зданий и сооружений с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.иметь практический опыт:
участия в проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, токсикологических, гигиенических и других видов оценок факторов среды обитания, а также коммунальных объектов, земельных участков, жилых и общественных зданий и сооружений, учреждений здравоохранения с использованием лабораторно-инструментальных методов исследования и оформлением соответствующей документации;
проведения гигиенического обучения работников отдельных профессий;
участия в оценке состояния здоровья населения и среды обитания и в других статистических исследованиях с применением информационных технологий;
организации рабочего места и ведения делопроизводства помощника санитарного врача по коммунальной гигиене по формам установленного образца;
уметь:
моделировать профессиональную деятельность санитарного фельдшера, проводить с помощью приборов измерения факторов среды обитания, работать с санитарно-гигиенической документацией;
рассчитывать и анализировать отдельные статистические показатели здоровья населения;
оформлять утвержденную документацию в пределах своей компетенции;
производить отбор образцов для лабораторного исследования (испытания) и оформлять акт отбора пробы;
участвовать в проведении лабораторных исследований (испытаний) факторов среды обитания, сравнивать полученные результаты с гигиеническими нормативами и оформлять протокол лабораторного исследования (испытания);
участвовать в проведении санитарно-эпидемиологических обследований коммунальных объектов, земельных участков, жилых и общественных зданий, учреждений здравоохранения, специализированного транспорта и оформлять результаты обследования (расследования);
проводить гигиеническое обучение и воспитание граждан на объектах общей и коммунальной гигиены;
выполнять работы по сбору, обобщению, анализу и передаче данных социально-гигиенического наблюдения с использованием информационных технологий;
знать:
характеристику факторов среды обитания и закономерности, их влияния на здоровье человека, роль гигиены в сохранении и укреплении здоровья населения;
понятие о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и основные положения государственного санитарно-эпидемиологического надзора как части государственного контроля, основные требования к организации и проведению мероприятий по контролю (надзору) и принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
систему государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
структуру органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи и принципы взаимодействия;
место и роль помощника санитарного врача и помощника врача-эпидемиолога в структуре службы, основные методы работы и функциональные обязанности;
санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления;
санитарно-эпидемиологические требования к жилым и общественным зданиям и сооружениям, учреждениям здравоохранения, оборудованию и транспорту;
определение социально-гигиенического наблюдения, его цели, задачи и порядок проведения.
02.065 Медицинская сестра / медицинский брат
Тип задач профессиональной деятельности: Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий труда работающего населения (под руководством врача по гигиене труда)
Задача профессиональной деятельности: санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования различных факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Объект или область знания: среда обитания человека и состояние здоровья населения; лабораторно-инструментальное оборудование, приборы, материалы, документация; первичные трудовые коллективы.
ПК-2.1 Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологических обследований промышленных объектов с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.Участвует в проведении санитарно-эпидемиологических обследований промышленных объектов с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.иметь практический опыт:
участия в проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, токсикологических, гигиенических и других видов оценок условий труда, рабочих мест и трудовых процессов с использованием лабораторно-инструментальных методов исследований и оформлением соответствующей документации;
проведения гигиенического обучения работников отдельных профессий;
участия в сборе данных об общей и профессиональной заболеваемости работающего населения, проведения статистических исследований с применением информационных технологий;
организации рабочего места и ведения делопроизводства помощника санитарного врача по гигиене труда по формам установленного образца;
уметь:
производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний и оформлять акт отбора пробы;
участвовать в проведении лабораторных исследований (испытаний) факторов производственной среды, сравнивать полученные результаты с гигиеническими нормативами и оформлять протокол лабораторного исследования (испытания);
участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования промышленных объектов и оформлять результаты обследования (расследования);
проводить гигиеническое обучение и воспитание граждан на объектах контроля гигиены труда;
знать:
характеристику вредных и опасных факторов производственной среды; этиологию, основы проявления и меры профилактики профессиональных заболеваний (отравлений);
санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда, рабочему месту и трудовому процессу.
02.065 Медицинская сестра / медицинский брат
Тип задач профессиональной деятельности: Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий и качества питания населения (под руководством врача по гигиене питания)
Задача профессиональной деятельности: санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования различных факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Объект или область знания: среда обитания человека и состояние здоровья населения; лабораторно-инструментальное оборудование, приборы, материалы, документация; первичные трудовые коллективы.
ПК-3.1 Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования организаций пищевой промышленности, общественного питания, торговли с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.Участвует в проведении санитарно-эпидемиологического обследования организаций пищевой промышленности, общественного питания, торговли с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.иметь практический опыт:
участия в проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, токсикологических, гигиенических и других видов оценок условий производства, транспортировки, хранения и реализации производственного сырья, пищевых продуктов и готовых блюд с использованием лабораторно-инструментальных методов исследований и оформлением соответствующей документации;
проведения гигиенического обучения работников отдельных профессий;
участия в сборе данных о пищевых отравлениях и проведении других статистических исследований с применением информационных технологий;
организации рабочего места и ведения делопроизводства помощника санитарного врача по гигиене питания по формам установленного образца;
уметь:
производить отбор образцов продовольственного сырья, пищевых продуктов и готовых блюд для проведения лабораторных исследований и испытаний и оформлять акт отбора пробы;
участвовать в проведении лабораторных исследований (испытаний) продовольственного сырья, пищевых продуктов и готовых блюд, сравнивать полученные результаты с гигиеническими нормативами и оформлять протокол лабораторного исследования (испытания);
участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования организаций пищевой промышленности, общественного питания, торговли, специализированного транспорта и оформлять результаты обследования;
проводить гигиеническое обучение и воспитание граждан на объектах контроля гигиены питания;
знать:
гигиенические основы рационального питания населения;
этиологию, основные проявления и меры профилактики пищевых отравлений и алиментарных заболеваний;
санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью и технологиям их производства, условиям хранения, транспортировки и реализации;
санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения.
02.065 Медицинская сестра / медицинский брат

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 36 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи 5.0 3.0 0.0 0.0 0.0 2.0 0
Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения 5.0 3.0 0.0 0.0 0.0 2.0 0
Оказание первой помощи при прочих состояниях 4.0 2.0 0.0 0.0 0.0 2.0 0
Первая помощь при кровотечениях 5.0 3.0 0.0 0.0 0.0 2.0 0
Первая помощь при получении травм 5.0 3.0 0.0 0.0 0.0 2.0 0
Первая помощь при поражении электрическим током и молнией 5.0 3.0 0.0 0.0 0.0 2.0 0
Первая помощь при ожогах и обморожениях 6.0 4.0 0.0 0.0 0.0 2.0 0
Итоговая аттестация 1.0 0 0 0 0 0 0
Итого 36 21 0 0 0 14 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
6/36 0 6/36 36 21 0.0 14.0 1.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 1 неделя.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (36 часов, 6 часов в день)
Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи 5.0 5.0
Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения 5.0 14
Оказание первой помощи при прочих состояниях 4.0 22
Первая помощь при кровотечениях 5.0 41
Первая помощь при получении травм 5.0 5
Первая помощь при поражении электрическим током и молнией 5.0 5.0
Первая помощь при ожогах и обморожениях 6.0 15
Итоговая аттестация 1.0 1
Итого 36 1 Неделя (36 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Оказание первой помощи»

10.1. Приобретение слушателями необходимых знаний по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве для их применения в практической деятельности с целью обеспечения мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Основные задачи освоения дисциплины:
- ознакомиться с общими правилами оказания первой доврачебной помощи на основе краткого изучения анатомо-физиологического строения организма человека;
- изучить основные принципы диагностики неотложных состояний, угрожающих жизни;
- изучить, отработать и квалифицированно выполнять реанимационные мероприятия;
- применять стандартные средства для временной остановки кровотечения;
- накладывать стандартные транспортные шины, повязки на раны;
- отработать правила транспортировки заболевших и пострадавших.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции

Общие компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общих компетенций:
ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.Видеть объективную картину развития общества.
Понимать место и роль человека в системе общественных отношений.
Быть политически грамотным и корректным.
Понимать роль государства и его политики (законодательства) в экономике, социальной и культурной сферах.
Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства.
Умения: Выполнять самоанализ профессиональной пригодности; определять ближайшие и долгосрочные цели в профессиональной деятельности Участвовать в мероприятиях, способствующих профессиональному развитию. Демонстрировать стабильную положительную динамику результатов учебной деятельности по разным дисциплинам и профессиональной программе в целом.
Знания: Аргументов выбора специальности, определение профессиональных планов. Социальной роли и значимости профессиональной деятельности, основных видов деятельности на рабочем месте.
ОК-3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области планирования логистического процесса в организациях (подразделениях) различных сфер деятельности.Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;
определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия;
определять необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план;
оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
методы работы в профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач;
порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования среды обитания и условий проживания населения (под руководством врача по общей и коммунальной гигиене)
Задача профессиональной деятельности: санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования различных факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Объект или область знания: среда обитания человека и состояние здоровья населения; лабораторно-инструментальное оборудование, приборы, материалы, документация; первичные трудовые коллективы.
ПК-1.1 Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологических обследований коммунальных объектов земельных участков, жилых и общественных зданий и сооружений с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.Участвует в проведении санитарно-эпидемиологических обследований коммунальных объектов земельных участков, жилых и общественных зданий и сооружений с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.иметь практический опыт:
участия в проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, токсикологических, гигиенических и других видов оценок факторов среды обитания, а также коммунальных объектов, земельных участков, жилых и общественных зданий и сооружений, учреждений здравоохранения с использованием лабораторно-инструментальных методов исследования и оформлением соответствующей документации;
проведения гигиенического обучения работников отдельных профессий;
участия в оценке состояния здоровья населения и среды обитания и в других статистических исследованиях с применением информационных технологий;
организации рабочего места и ведения делопроизводства помощника санитарного врача по коммунальной гигиене по формам установленного образца;
уметь:
моделировать профессиональную деятельность санитарного фельдшера, проводить с помощью приборов измерения факторов среды обитания, работать с санитарно-гигиенической документацией;
рассчитывать и анализировать отдельные статистические показатели здоровья населения;
оформлять утвержденную документацию в пределах своей компетенции;
производить отбор образцов для лабораторного исследования (испытания) и оформлять акт отбора пробы;
участвовать в проведении лабораторных исследований (испытаний) факторов среды обитания, сравнивать полученные результаты с гигиеническими нормативами и оформлять протокол лабораторного исследования (испытания);
участвовать в проведении санитарно-эпидемиологических обследований коммунальных объектов, земельных участков, жилых и общественных зданий, учреждений здравоохранения, специализированного транспорта и оформлять результаты обследования (расследования);
проводить гигиеническое обучение и воспитание граждан на объектах общей и коммунальной гигиены;
выполнять работы по сбору, обобщению, анализу и передаче данных социально-гигиенического наблюдения с использованием информационных технологий;
знать:
характеристику факторов среды обитания и закономерности, их влияния на здоровье человека, роль гигиены в сохранении и укреплении здоровья населения;
понятие о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и основные положения государственного санитарно-эпидемиологического надзора как части государственного контроля, основные требования к организации и проведению мероприятий по контролю (надзору) и принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
систему государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
структуру органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи и принципы взаимодействия;
место и роль помощника санитарного врача и помощника врача-эпидемиолога в структуре службы, основные методы работы и функциональные обязанности;
санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления;
санитарно-эпидемиологические требования к жилым и общественным зданиям и сооружениям, учреждениям здравоохранения, оборудованию и транспорту;
определение социально-гигиенического наблюдения, его цели, задачи и порядок проведения.
02.065 Медицинская сестра / медицинский брат
Тип задач профессиональной деятельности: Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий труда работающего населения (под руководством врача по гигиене труда)
Задача профессиональной деятельности: санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования различных факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Объект или область знания: среда обитания человека и состояние здоровья населения; лабораторно-инструментальное оборудование, приборы, материалы, документация; первичные трудовые коллективы.
ПК-2.1 Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологических обследований промышленных объектов с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.Участвует в проведении санитарно-эпидемиологических обследований промышленных объектов с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.иметь практический опыт:
участия в проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, токсикологических, гигиенических и других видов оценок условий труда, рабочих мест и трудовых процессов с использованием лабораторно-инструментальных методов исследований и оформлением соответствующей документации;
проведения гигиенического обучения работников отдельных профессий;
участия в сборе данных об общей и профессиональной заболеваемости работающего населения, проведения статистических исследований с применением информационных технологий;
организации рабочего места и ведения делопроизводства помощника санитарного врача по гигиене труда по формам установленного образца;
уметь:
производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний и оформлять акт отбора пробы;
участвовать в проведении лабораторных исследований (испытаний) факторов производственной среды, сравнивать полученные результаты с гигиеническими нормативами и оформлять протокол лабораторного исследования (испытания);
участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования промышленных объектов и оформлять результаты обследования (расследования);
проводить гигиеническое обучение и воспитание граждан на объектах контроля гигиены труда;
знать:
характеристику вредных и опасных факторов производственной среды; этиологию, основы проявления и меры профилактики профессиональных заболеваний (отравлений);
санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда, рабочему месту и трудовому процессу.
02.065 Медицинская сестра / медицинский брат
Тип задач профессиональной деятельности: Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий и качества питания населения (под руководством врача по гигиене питания)
Задача профессиональной деятельности: санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования различных факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Объект или область знания: среда обитания человека и состояние здоровья населения; лабораторно-инструментальное оборудование, приборы, материалы, документация; первичные трудовые коллективы.
ПК-3.1 Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования организаций пищевой промышленности, общественного питания, торговли с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.Участвует в проведении санитарно-эпидемиологического обследования организаций пищевой промышленности, общественного питания, торговли с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.иметь практический опыт:
участия в проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, токсикологических, гигиенических и других видов оценок условий производства, транспортировки, хранения и реализации производственного сырья, пищевых продуктов и готовых блюд с использованием лабораторно-инструментальных методов исследований и оформлением соответствующей документации;
проведения гигиенического обучения работников отдельных профессий;
участия в сборе данных о пищевых отравлениях и проведении других статистических исследований с применением информационных технологий;
организации рабочего места и ведения делопроизводства помощника санитарного врача по гигиене питания по формам установленного образца;
уметь:
производить отбор образцов продовольственного сырья, пищевых продуктов и готовых блюд для проведения лабораторных исследований и испытаний и оформлять акт отбора пробы;
участвовать в проведении лабораторных исследований (испытаний) продовольственного сырья, пищевых продуктов и готовых блюд, сравнивать полученные результаты с гигиеническими нормативами и оформлять протокол лабораторного исследования (испытания);
участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования организаций пищевой промышленности, общественного питания, торговли, специализированного транспорта и оформлять результаты обследования;
проводить гигиеническое обучение и воспитание граждан на объектах контроля гигиены питания;
знать:
гигиенические основы рационального питания населения;
этиологию, основные проявления и меры профилактики пищевых отравлений и алиментарных заболеваний;
санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью и технологиям их производства, условиям хранения, транспортировки и реализации;
санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения.
02.065 Медицинская сестра / медицинский брат
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 35.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 21
лекции (Л) 21.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 14.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 35.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи Организация оказания первой помощи в Российской Федерации.
Нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи.
Понятие "первая помощь".
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, перечень мероприятий по ее оказанию.
Современные наборы средств и устройств, использующиеся для оказания первой помощи (аптечка первой помощи (автомобильная), аптечка для оказания первой помощи работникам и др.).
Основные компоненты, их назначение. Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших. Соблюдение правил личной безопасности и обеспечение безопасных условий для оказания первой помощи (возможные факторы риска, их устранение).
Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся при непосредственном контакте с человеком, его кровью и другими биологическими жидкостями.
Основные правила вызова скорой медицинской помощи и других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь.
2. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения Основные признаки жизни у пострадавшего.
Причины нарушения дыхания и кровообращения.
Способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего.
Современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (далее - реанимация).
Техника проведения искусственного дыхания и давления руками на грудину пострадавшего при проведении реанимации.
Ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий.
Показания к прекращению реанимации.
Мероприятия, выполняемые после прекращения реанимации.
Особенности реанимации у детей.
Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания.
Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине и ребенку.
Оценка обстановки на месте происшествия.
Отработка навыков определения сознания у пострадавшего.
Отработка приемов восстановления проходимости верхних дыхательных путей.
Оценка признаков жизни у пострадавшего.
Отработка вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб.
Отработка приемов искусственного дыхания "рот ко рту", "рот к носу" с применением устройств для искусственного дыхания.
Отработка приемов давления руками на грудину пострадавшего.
Выполнение алгоритма реанимации.
Отработка приема перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение.
Отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего.
3. Оказание первой помощи при прочих состояниях Виды ожогов, их признаки. Понятие о поверхностных и глубоких ожогах. Ожог верхних дыхательных путей, основные проявления.
Перегревание, факторы, способствующие его развитию. Основные проявления, оказание первой помощи.
Холодовая травма, ее виды. Основные проявления переохлаждения (гипотермии), отморожения, оказание первой помощи.
Отравления, пути попадания ядов в организм. Признаки острого отравления. Оказание первой помощи при попадании отравляющих веществ в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, через кожу.
Цель и принципы придания пострадавшим оптимальных положений тела. Оптимальные положения тела пострадавшего с травмами груди, живота, таза, конечностей, с потерей сознания, с признаками кровопотери.
Способы контроля состояния пострадавшего, находящегося в сознании, без сознания.
Психологическая поддержка. Цели оказания психологической поддержки. Общие принципы общения с пострадавшими, простые приемы их психологической поддержки.
Принципы передачи пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь.
Отработка приемов наложения повязок при ожогах различных областей тела.
Применение местного охлаждения.
Отработка приемов наложения термоизолирующей повязки при отморожениях.
Отработка приемов придания оптимального положения тела пострадавшему при отсутствии сознания, травмах различных областей тела, значительной кровопотере.
Отработка приемов экстренного извлечения пострадавшего из труднодоступного места, отработка основных приемов (пострадавший в сознании, пострадавший без сознания).
Отработка приемов перемещения пострадавших на руках одним, двумя и более участниками оказания первой помощи. Отработка приемов переноски пострадавших с травмами головы, шеи, груди, живота, таза, конечностей и позвоночника.
Отработка приемов оказания психологической поддержки пострадавшим при различных острых стрессовых реакциях. Способы самопомощи в экстремальных ситуациях.
4. Первая помощь при кровотечениях Цель и порядок выполнения обзорного осмотра пострадавшего.
Понятия «кровотечение», «острая кровопотеря». Признаки различных видов наружного кровотечения (артериального, венозного, капиллярного, смешанного). Способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки.
Оказание первой помощи при носовом кровотечении.
Понятие о травматическом шоке, причины и признаки. Мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока.
Цель и последовательность подробного осмотра пострадавшего. Основные состояния, с которыми может столкнуться участник оказания первой помощи.
Травмы головы. Оказание первой помощи. Особенности ранений волосистой части головы. Особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа.
Травмы шеи, оказание первой помощи. Временная остановка наружного кровотечения при травмах шеи. Фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий).
Травмы груди, оказание первой помощи. Основные проявления травмы груди, особенности наложения повязок при травме груди, наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки. Особенности наложения повязки на рану груди с инородным телом.
Травмы живота и таза, основные проявления. Оказание первой помощи.
Закрытая травма живота с признаками внутреннего кровотечения. Оказание первой помощи. Особенности наложения повязок на рану при выпадении органов брюшной полости, при наличии инородного тела в ране.
Травмы конечностей, оказание первой помощи. Понятие «иммобилизация». Способы иммобилизации при травме конечностей.
Травмы позвоночника. Оказание первой помощи.
Практическое занятие по теме 3.
Отработка проведения обзорного осмотра пострадавшего.
Проведение подробного осмотра пострадавшего.
Отработка приемов временной остановки наружного кровотечения при ранении головы, шеи, груди, живота, таза и конечностей с помощью пальцевого прижатия артерий (сонной, подключичной, подмышечной, плечевой, бедренной); наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня), максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки.
Отработка наложения окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки.
Отработка приемов наложения повязок при наличии инородного предмета в ране живота, груди, конечностей.
Отработка приёмов первой помощи при переломах. Иммобилизация (подручными средствами, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий).
Отработка приемов фиксации шейного отдела позвоночника.
5. Первая помощь при получении травм Значение первой медицинской помощи и правила ее оказания.
Успокоение и утешение пострадавших.
Значение первой медицинской помощи и правила ее оказания. Классификация ран и их осложнения.
Виды ран: поверхностные или проникающие.
Понятие о переломах и травматическом шоке.
Виды кровотечений и их характеристика: артериальные, венозные, капиллярные и паренхиматозные кровотечения.
Правила оказания первой помощи при различных повреждениях органов человека.
6. Первая помощь при поражении электрическим током и молнией Рассмотрение реакций организма на электротравму.
Принципы диагностики, классификации.
Основные правила оказания первой помощи при поражении электрическим током и молнией.
Первая помощь при поражении электротоком и молнией.
Соблюдение правил электробезопасности.
Методика снятия одежды и обуви с пострадавших.
Понятие не отпускающего тока.
Воздействие электрического тока на организм человека.
Неправильная подача напряжения, неудовлетворительное состояние изоляции, отключение источника тока.
7. Первая помощь при ожогах и обморожениях Ожоги. Термический ожог.
Первая помощь при термических ожогах.
Народные средства при оказании первой помощи.
Электротермический ожог и правила оказания первой помощи.
Солнечный ожог. Первая помощь при солнечном ожоге.
Химические ожоги. Первая помощь при химических ожогах.
Обморожение. Степени обморожения. Первая помощь при обморожениях.
Общее охлаждение легкой степени. Средняя и тяжелая степень общего охлаждения. "Железное" обморожение.
Профилактика переохлаждения и обморожений. Первая помощь при обморожении и переохлаждении животных на примере собак.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи 3.0 0.0 0.0 0.0 2.0 5.0
2 Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения 3.0 0.0 0.0 0.0 2.0 5.0
3 Оказание первой помощи при прочих состояниях 2.0 0.0 0.0 0.0 2.0 4.0
4 Первая помощь при кровотечениях 3.0 0.0 0.0 0.0 2.0 5.0
5 Первая помощь при получении травм 3.0 0.0 0.0 0.0 2.0 5.0
6 Первая помощь при поражении электрическим током и молнией 3.0 0.0 0.0 0.0 2.0 5.0
7 Первая помощь при ожогах и обморожениях 4.0 0.0 0.0 0.0 2.0 6.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-ООО "Белсэнс" / БОКК Первая помощь: справочное пособие / Минск 2016 г. - 25 стр.

-Первая помощь при кровотечениях / - 14 стр.

-Р.И. Айзман / Первая медицинская помощь / - Новосибирск 2004 г. - 104 стр.

-Н.В. Рогова / Первая доврачебная помощь / - Волгоград 2002 г. - 184 стр.

-Сердечно-легочная реанимация: учеб. пособие / сост.: Р.Х. Гизатуллин, И.И. Лутфарахманов, Р.Р. Гизатуллин, Р.Ф. Рахимова – Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2018. – 51 с.

б) дополнительная литература:

- В.Г. Авдеевой / Первая помощь / - 173 стр.

- ИНСТРУКЦИЯ ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ (ДОВРАЧЕБНОЙ) ПОМОЩИ / ИРКУТСК 2023 г. - 25 стр.

- ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ: Учебное пособие для лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, 2018. 68 с.

- А.А. Алексеев / Клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи пострадавшим с термической травмой / Москва 2015 г. - 13 стр.

- / Первая помощь при поражении электрическим током / - 2 стр.

- ООО "Белсэнс" / БОКК Первая помощь: справочное пособие / Минск 2016 г. - 25 стр.

- Д.В. Марченко / «Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях» / - 11 стр.

- Нарушение проходимости дыхательных путей. Домедицинская помощь

- А.Ш. Ревешвили / Клинические рекомендации по контролю над риском внезапной остановки сердца и внезапной сердечной смерти, профилактике и оказанию первой помощи / - 14 стр.

- Сердечно-легочная реанимация / - 7 стр.

- Р.И. Айзман / Первая медицинская помощь / - Новосибирск 2004 г. - 104 стр.

- Видеоурок: Оказание первой помощи

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Признаки артериального кровотечения

a) алая кровь из раны вытекает фонтанирующей струей

б) большое кровавое пятно на одежде или лужа крови возле пострадавшего

в) над раной образуется валик из вытекающей крови

г) все ответы верны

2. Каким образом проводится сердечно-легочная реанимация пострадавшего?

a) Давление руками на грудину пострадавшего и искусственная вентиляция легких: вначале 30 надавливаний на грудину, затем 2 вдоха методом «Рот ко рту»

б) Искусственная вентиляция легких и давление руками на грудину пострадавшего: вначале 1 вдох методом «Рот ко рту», затем 15 надавливаний на грудину

в) Давление руками на грудину пострадавшего и искусственная вентиляция легких: вначале 5 надавливаний на грудину, затем 1 вдох методом «Рот ко рту»

г) нет верного ответа

3. Вторым действием (вторым этапом) при оказании первой помощи является:

a) Предотвращение возможных осложнений

б) Устранение состояния, угрожающего жизни и здоровью пострадавшего

в) Правильная транспортировка пострадавшего

г) нет верного ответа

4. Признаки венозного кровотечения

a) кровь пассивно стекает из раны

б) очень темный цвет крови

в) над раной образуется валик из вытекающей крови

г) алая кровь из раны вытекает фонтанирующей струей

5. о каким признакам судят о наличии внутреннего кровотечения?

a) Пульс, высокая температура, судороги

б) Резкая боль, появление припухлости, потеря сознания

в) Цвет кожных покровов, уровень артериального давления, сознание

г) нет верного ответа

6. Кто может оказывать первую помощь пострадавшему ребенку?

a) только медицинский работник

б) любой человек, который оказался рядом с пострадавшим ребенком

в) любой человек, который оказался рядом с пострадавшим ребенком, при наличии специальной подготовки и (или) навыков

г) нет верного ответа

7. Разрешено ли давать пострадавшему лекарственные средства при оказании ему первой помощи?

a) Разрешено

б) Запрещено

в) Разрешено в случае крайней необходимости

г) нет верного ответа

8. Куда накладывается кровоостанавливающий жгут на конечность при кровотечении?

a) Непосредственно на рану.

б) Ниже раны на 4-6 см

в) Выше раны на 4-6 см.

г) нет верного ответа

9. При открытом переломе конечностей, сопровождающимся артериальным кровотечением, оказание первой помощи начинается:

a) С наложения импровизированной шины

б) С наложения давящей повязки

в) С наложения жгута выше раны на месте перелома

г) нет верного ответа

10. Как оказывается первая помощь при переломах конечностей, если отсутствуют подручные средства для их изготовления?

a) Верхнюю конечность, согнутую в локте, подвешивают на косынке и прибинтовывают к туловищу. Нижние конечности плотно прижимают друг к другу и прибинтовывают.

б) Верхнюю конечность, согнутую в локте, подвешивают на косынке и прибинтовывают к туловищу. Нижние конечности прибинтовывают друг к другу, обязательно проложив между ними мягкую ткань.

в) Верхнюю конечность, вытянутую вдоль тела, прибинтовывают к туловищу. Нижние конечности прибинтовывают друг к другу, проложив между ними мягкую ткань.

г) нет верного ответа

11. Какое из перечисленных мероприятий относится к оказанию первой помощи?

a) восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей

б) выявление признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью

в) передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи

г) все ответы верны

12. каком порядке проводятся мероприятия первой помощи при ранении?

a) Остановка кровотечения, наложение повязки

б) Остановка кровотечения, обеззараживание раны, наложение повязки

в) Обеззараживание раны, наложение повязки, остановка кровотечения

г) нет верного ответа

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.